Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные внебюджетные фонды.

Поиск

Государственные федеральные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности. Они имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.

Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных социальных слоев населения.

Государственные социальные внебюджетные фонды — это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Государственные социальные внебюджетные фонды включают:

▪ Пенсионный фонд Российской Федерации;

▪ Фонд социального страхования Российской Федерации;

▪ Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации;

▪ Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

К экономическим внебюджетным фондам относятся Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, Федеральный экологический фонд РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью и др.

Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства (например, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия научно-техническому прогрессу и др.). Однако такие фонды имеют свою специфику и будут рассмотрены в других главах.

С помощью внебюджетных фондов государство и муниципальное образование решают важнейшие социальные задачи:

▪ социальную защиту населения;

▪ повышение жизненного уровня населения;

▪ сохранение и улучшение здоровья населения;

▪ социальную ориентацию безработного населения;

▪ оказание социальных услуг населению.

Аккумуляция средств во внебюджетных фондах позволяет накапливать источники финансирования для выплат пенсий, пособий, стипендий и т.п.

Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обеспечения задач и выполняемых функций. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов разрабатываются их органами управления и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение законодательных или представительных органов власти. Они представляются одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты федеральных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение и утверждение Государственной думы и Совета Федерации и принимаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете.

Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение законодательных или представительных органов власти субъектов РФ и принимаются в форме законов субъектов РФ одновременно с принятием законов о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.

Источниками формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов являются:

▪ обязательные платежи, предусмотренные соответствующими законодательными актами;

▪ добровольные взносы юридических и физических лиц;

▪ прочие доходы.

Статьи расходов государственных внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назначением и утвержденными законами.

Отчет об исполнении бюджета федерального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному или представительному органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов возложен на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.

От уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды освобождаются:

1) организации в части выплат, начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования, в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности;

2) общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и территориальные организации, а также организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов таких организаций и организаций, единственным собственником имущества которых являются эти общественные организации;

3) индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане; лица без гражданства, проживающие на территории РФ; частные детективы, занимающиеся частной практикой; нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие пенсии по инвалидности.

Элементы налогообложения.

Согласно статье 17 НК РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

1) объект налогообложения

2) налоговая база

3) налоговый период

4) налоговая ставка

5) порядок исчисления налога

6) порядок и сроки уплаты налога

1. Согласно пункту 1 статьи 38 НК РФ объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Необходимо иметь в виду, что налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка. Например, объектом обложения налогом на прибыль является прибыль предприятия, но налоговую базу составит не вся балансовая прибыль, а лишь часть ее, так называемая налогооблагаемая прибыль, которая может быть или больше, или меньше балансовой прибыли.

3. Согласно пункту 1 статьи 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

4. В соответствии с пунктом 1 статьи 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими), процентными (адвалорными) и по содержанию различают маржинальные, фактические и экономические ставки. Маржинальные ставки указываются в соответствующем законодательном акте, регулирующем порядок расчета и уплаты налога. Фактические ставки рассчитываются как отношение суммы налога к объекту налогообложения и отражают реальную величину налогообложения. Экономическая ставка рассчитывается путем отношения суммы налога к доходам налогоплательщика и показывает эффективность налогообложения, величину налогового бремени налогоплательщика.

5. Часть первая статьи 52 НК РФ, определяющая порядок исчисления налога, устанавливает, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

6. Согласно пункту 1 статьи 58 НК РФ уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. В соответствии с пунктом 1 статьи 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов означает отсутствие у физических и юридических лиц обязанности по уплате такого налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 НК РФ в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Одним из видов налоговой льготы является необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта налогообложения, освобожденная от налога. Налоговые льготы могут также выступать в виде вычетов из облагаемого дохода, уменьшения ставки налога вплоть до установления нулевой ставки, скидки с исчисленной суммы налога.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

· организации;

· индивидуальные предприниматели;

· лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Также выделяют и другие элементы налогообложения:

- субъект налога

- единица обложения

- налоговый оклад

Субъект налога или иначе налогоплательщик – это то лицо (юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность платить налог. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) налога на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком или носителем налога. Это имеет место в основном при взимании косвенных налогов. Если налог не переложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице.

Единица обложения представляет собой определенную количественную меру измерения объекта обложения. Поэтому она зависит от объекта обложения и может выступать в натуральной или в денежной форме (стоимость, площадь, вес, объем товара и т.д.). Единицей обложения по земельному налогу – сотая часть гектара, по налогу на доходы физических лиц – рубль дохода.

Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта налогообложения. Взимание налогового оклада может осуществляться тремя способами:

"у источника получения дохода";

"по декларации";

"по кадастру".

Взимание налога «у источника» осуществляется в основном при обложении налогом доходов лиц наемного труда, а также других в достаточной степени фиксированных доходов. В частности, подобный способ взимания налогов в нашей стране характерен для налога на доходы физических лиц, когда бухгалтерия предприятия исчисляет и удерживает данный налог с доходов работников. Взимание налога «у источника» является по сути изъятием налога до получения владельцем дохода.

Взимание налога «по декларации» представляет собой изъятие части дохода после его получения. Указанный порядок предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации - официального заявления налогоплательщика о полученных доходах за определенный период времени.

Кадастровый метод предполагает использование кадастра. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доходы), классифицируемых по внешним признакам, к которым относятся, например, размер участка, объем двигателя и т.д. Указанный способ принимается при обложении земельным налогом.

Бюджетное право в системе российского права.

Государственные и муниципальные бюджеты составляют центральное звено финансовой системы России. Бюджеты взаимосвязаны со всеми остальными звеньями финансовой системы страны и обеспечивают развитие самых различных сфер общественных отношений.

В статье 6 Бюджетного кодекса РФ установлено: «бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

С правовой же точки зрения бюджет - это основной финансовый план соответствующей территории, который утверждается в форме закона (федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации) или в форме решения представительного органа местного самоуправления. Бюджеты составляются на один финансовый год, который соответствует календарному и длится с 1 января по 31 декабря.

С принятием Бюджетного кодекса РФ сформировалась основная подотрасль финансового права - бюджетное право, которое можно определить как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих отношения по поводу бюджетного устройства Российской Федерации, бюджетного процесса, а также отношения, возникающие в связи с установлением расходов и доходов и распределением их между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Именно эти группы общественных отношений, указанные в определении бюджетного права, и будут составлять предмет правового регулирования подотрасли.

Отношения, составляющие предмет бюджетного права, урегулированы правовыми нормами, содержащимися в различных источниках. Прежде всего, это Конституция РФ, определяющая основные начала деятельности государственных органов в бюджетной сфере.

Основным источником бюджетного права является Бюджетный кодекс РФ, который регулирует всю совокупность бюджетных отношений и имеет приоритет по отношению к иным нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные отношения.

Источниками бюджетного права являются федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, которые регулируют бюджетные отношения. Среди них: федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации», ежегодно принимаемый федеральный закон о федеральном бюджете и аналогичные законы субъектов Российской Федерации. Кроме того, источниками бюджетного права являются и законы субъектов Российской Федерации, регулирующие общие вопросы бюджетного права (например, бюджетный процесс на уровне субъекта Российской Федерации). Также источниками бюджетного права являются нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения.

Бюджетно-правовые нормы содержатся и в подзаконных нормативных актах: указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, а также в актах федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти. Наиболее многочисленными в этой группе источников являются приказы и инструкции Министерства финансов Российской Федерации.

Федеративное устройство Российской Федерации, существование системы местного самоуправления объективно обусловливают достаточно сложное бюджетное устройство Российской Федерации. Бюджетный кодекс РФ не дает понятия бюджетного устройства, однако анализ основных положений кодекса позволяет сделать вывод о том, что характеристика бюджетного устройства складывается из трех элементов:

1. структуры бюджетной системы, включая внебюджетные и целевые бюджетные фонды

2. бюджетной классификации

3. принципов бюджетной системы

Бюджетное право как подотрасль финансового права входит в единую систему российского права и, в свою очередь, является системой более низкого уровня. То есть бюджетное право представляет собой систему последовательно расположенных и взаимно увязанных правовых норм, объединенных внутренним единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов такого регулирования.

В качестве элементов системы бюджетного права выделяются: «группы правовых норм, определяющие отношения бюджетного регулирования, бюджетной классификации, отношения, связанные с бюджетным федерализмом и др.» При этом нормы бюджетного права группируются в две части - Общую и Особенную.

2. В Общую часть бюджетного права включаются институты, которые содержат в себе положения, "обслуживающие" все или почти все институты Особенной части. Институты Общей части содержат нормы права, действие которых, как правило, распространяется на все регулируемые данной отраслью отношения. Институты Общей части бюджетного права конкретизируются применительно к порядку и особенностям функционирования бюджетной системы РФ в соответствующем финансовом году в институтах ее Особенной части. Такое построение системы права позволяет исключить дублирование нормативно-правового материала, устранить громоздкость юридических конструкций и облегчить восприятие и изучение отрасли права.

Общая часть бюджетного права включает в себя нормы, определяющие принципы бюджетного права и регулирующие структуру, порядок и принципы функционирования бюджетной системы РФ, бюджетный процесс в РФ, состав бюджетного законодательства РФ и устанавлива­ющие порядок привлечения к ответственности за нарушение бюджет­ного законодательства.

Структурно большинство норм общей части бюджетного права кодифицировано и закреплено в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Особенная часть бюджетного права включает в себя нормы, регулирующие функционирование бюджетной системы в конкретном финансовом году. Они содержатся, например, в принимаемых ежегодно федеральных законах о бюджете на следующий год.

Обе указанные части, являясь элементами системы бюджетного права, в свою очередь, являются системами более низкого порядка, объединяющими обособленные совокупности взаимосвязанных юридических норм соответственно:

· институты

· субинституты

· нормы бюджетного права

Под институтами бюджетного права следует понимать взаимосвязанные группы норм, регулирующих небольшие группы видовых родственных отношений. К ним относят:

· институт доходов бюджетов

· институт расходов бюджетов;

· институт бюджетного процесса

· институт ответственности за нарушения бюджетного законодательства и т. д.

Субинститутами бюджетного права выступают составные части (элементы) вышеуказанных институтов. Например, в рамках института бюджетного процесса могут быть выделены: субинститут утверждения бюджета; субинститут исполнения бюджета и т. д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.24 (0.009 с.)