Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава IX. Общая характеристика государственных финансов↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ГЛАВА IX. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ Абенова Зарина Понятие и состав государственных финансов
Государственные финансы как звено финансовой системы связано с действием в производственных и социальных отношениях государственного сектора, охватывающего многообразные взаимосвязи в экономике и социуме. Экономическая сущность государственных финансов состоят в том, что они выражают денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и части национального богатства для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функций государства и государственных предприятий. Субъектами денежных отношений в этой сфере является государство в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и предприятия, организации, учреждения, граждан – с другой. Функции государственных финансов аналогичны функциям, выполняемым экономической категорией финансов в целом: то – распределительная и контрольная функция. В государственных финансах выделяются обособленные звенья, каждое из которых выполняют специфическое назначение. В составе государственных финансов выделяются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий и организаций. По уровню государственного руководства экономической и социальной сферой государственные финансы подразделяются на общегосударственные (республиканские) и местные. Благодаря такому разнообразию финансовых связей по функциональному назначению, государство может оказывать влияние на многие экономические и социальные процессы, как в территориальном, так и отраслевом аспектах. Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные отношения. С помощью бюджетных взаимосвязей перераспределяются значительные объемы денежных средств, как от хозорганов в пользу государства, так и в обратном направлении – от государства предприятиям, организациям, населению. Роль центрального (республиканского) бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, обеспечение правопорядка, охране границ, государственному управлению, развитию социальной сферы, выполнению международных обязательств. С помощью республиканского бюджета решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации, отраслевой стабильности, поддержка единого уровня социальной защищенности населения. Амангельды Бекзат
Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования экономических процессов, размещения производительных сил, развития территориальной инфраструктуры, воспроизводства трудовых ресурсов. Огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социально-бытовой инфраструктуры. Назначение внебюджетных фондов – финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных налоговых или целевых отчислений и других источников. В бюджетах средства обезличиваются, а правовой статус внебюджетных фондов позволяет использовать средства строго по целевому назначению. Автономность фондов предполагает самостоятельное управление без участия представительных и исполнительных органов, что позволяет более оперативно использовать средства внебюджетных фондов. В государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и их передачей государственным органам для финансирования государственных потребностей. В международном кредите в отношения вступают иностранные государства, их компании, фирмы, а также международные и межгосударственные финансовые учреждения. Подобное разнообразие форм использования собственности позволяет государству производить гибкую и адресную экономическую и финансовую политику, активно применять финансовый механизм воздействия на экономические и социальные процессы, направляя их в нужное русло. При этом проявляются роль и значение категории «государственные финансы» как основы выполнения экономических функций правительства, осуществления целей и задач развития общества на каждом определенном этапе его существования. Вопросы: 1. В чем проявляется экономическая деятельность государства? 2. Какова роль государства в регулировании совокупного спроса и совокупного предложения? 3. Какова роль государственной финансовой политики в решении проблемы перераспределения экономических ресурсов? 4. В чем состоит экономическая сущность государственных финансов? 5. Что является субъектами денежных отношений в этой сфере? 6. Назовите функции государственных финансов. 7. Приведите состав государственных финансов. 8. Какова роль бюджетных отношений в системе государственных финансов? 9. Обозначьте роль местных бюджетов в проведении государственной финансовой политики. 10. Каково назначение внебюджетных фондов в системе финансирования государственных расходов? 11. Раскройте значение государственного кредита в системе финансирования государственных потребностей. 12. Какова роль местных бюджетов в системе регулирования экономических процессов? ГЛАВА X. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ Ким Наталья
ГЛАВА XI. НАЛОГИ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ Понятие налогов и их социально-экономическая сущность
Налоги – это обязательные платежи, устанавливаемые государством, взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки. Экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть национального дохода, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач. Налоги являются исходной категорией финансов. Налоги возникают с появлением государства и являются основой его существования. На протяжении всей истории развития человечества налоговые формы и методы изменялись, отрабатывались, приспособлялись к потребностям и запросам государства. Наибольшего развития налоги достигли в развитых системах товарно-денежных отношений, оказывая влияние на их состояние. Современные принципы налогообложения сводятся к следующим. 1.Принципы справедливости в налогообложении рассматривается в 2-х аспектах: а) достижение «горизонтального равенства» – доходы налогоплательщиков должны облагаться единообразно на равных условиях; б) соблюдение «вертикального равенства» – обложение доходов должно производиться с применением дифференцированных ставок по прогрессивной шкале для перераспределения части доходов. Принцип простоты. 4.Экономическая нейтральность налогообложения. 5.Сопоставимость налоговых ставок по основным видам налогов с другими странами-партнерами данной страны по экономическим отношениям. Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на принципах налогообложения. К принципам налогообложения относятся принципы обязательности, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы и гласности налогового законодательства Республики Казахстан. Положения налогового законодательства Республики Казахстан не могут противоречить принципам налогообложения, установленным Налоговым Кодексом. 1. Принцип обязательности налогообложения Налогоплательщик обязан исполнять налоговое обязательство, налоговый агент - обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан в полном объеме и в установленные сроки. 2. Принцип определенности налогообложения Налоги и другие обязательные платежи в бюджет Республики Казахстан должны быть определенными. Определенность налогообложения означает установление в налоговом законодательстве Республики Казахстан всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налогового обязательства налогоплательщика, обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов. 3. Принцип справедливости налогообложения Налогообложение в Республике Казахстан является всеобщим и обязательным. Запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального характера. 4. Принцип единства налоговой системы Налоговая система Республики Казахстан является единой на всей территории Республики Казахстан в отношении всех налогоплательщиков (налоговых агентов). 5. Принцип гласности налогового законодательства Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях. Характерной особенностью налоговых поступлений государству является их последующее обезличенное использование для разнообразных общественных нужд. В этом налоги отличаются от различных обязательных целевых взносов, отчислений платежей, устанавливаемых как государством, так и другими властными органами. Сущность налогов проявляется в их функциях. 1. Исторически первой является фискальная функция налогов, обеспечивающая поступление средств в государственный бюджет. 2. Перераспределительная функция налогов состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства. Масштабы действия в этой функции определяются долей налогов в валовом национальном продукте; она показывает степень огосударствления национального дохода. 3. Третья функция налогов – регулирующая – возникает с расширением экономической деятельности государства. Оно целенаправленно воздействует на развитие национального хозяйства в соответствии с принимаемыми программами. При этом используются выбор форм налогов, изменение их ставок, способов взимания, льготы и скидки. Эти регуляторы влияют на структуры и пропорции общественного воспроизводства, объемы накопления и потребления. Государство проводит налоговую политику – систему мероприятий в области налогов – в соответствии с выработанной экономической политикой в зависимости от социально-экономических и других целей и задач общества каждого конкретного периода его развития.
Налоговая система
Налоговая система (от греч. systеma - целое, составленное из частей, соединение) - это определенная целостность или комплекс, состоящий из совокупности налогов, находящихся во взаимосвязи друг с другом с целью обеспечения интересов налогоплательщиков и государства. Налоговую систему образует совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, а также формы и методы их построения, в которых реализуются определенные принципы. Наиболее глубинным, коренным признаком налоговой системы является законный, легальный характер платежей, хозяйственная самостоятельность плательщика. Налоговая система, кроме того, заключает в себе возможности для экономического воздействия на процесс производства, его динамику, структуру и на развитие научно-технического прогресса, становление рыночных отношений. Налоговая система представляет собой совокупность налогов, вводимых государством методов их исчисления и уплаты, а также способов распределения налогов между различными уровнями управления. Налоговая система Республики Казахстан представляет собой совокупность налоговых отношений связанный с введением, установлением и уплатой налогов, сборов и других обязательных платежей в государственный бюджет налогоплательщиками и государственными органами, регулирующих налоговые отношения, правовым обеспечением данных отношений является Налоговый Кодекс РК. Каждая из составных частей налоговой системы выступает реальным инструментом государственного регулирования. Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной и инновационной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.
Налоговая система Республики Казахстан
Налоговая система РК
Налоговые системы могут представлять довольно сложные модели, поскольку существует множество налогов, их плательщиков, способов взимания налогов, налоговых льгот. Основу налоговой системы государства составляют совокупность налогов, которые классифицируются по разным принципам: от объекта обложения и взаимоотношений плательщика и государства; по использованию; от органа, взимающего налог; по экономическому признаку. По первому признаку налоги подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или имущество (подоходный, налог на прибыль, на имущество, землю). Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Реальными облагается имущество по внешним признакам, то есть при налогообложении принимается во внимание объект налога, а не эффективность его использования; к реальным прямым налогам относятся: земельный, имущественный, промысловый, на денежный капитал. В личных налогах учитывается не только доход, но и финансовое положение плательщика, например, семейное положение; к ним относятся: подоходный налог, налог с наследств и дарений, подушный и др. Косвенные налоги взимаются опосредственно – через цены товаров, услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Налоговые суммы после реализации товаров и услуг передаются владельцем государству.
Таблица 1 МЫРЗАЛИЕВА АЙБИКЕ МАРАТ ДАУРЕН
Косвенные налоги Косвенным налогом называется налог, который устанавливается так, что вносит его в казну одна категория лиц, но фактически платит другая. Классическим примером этого является налог с продаж. Вносит его в казну продавец, но платит его фактически покупатель, так как продавец прибавляет этот налог к цене своего товара. Косвенные налоги выражают фискальные интересы государства. Предпочтительность их применения объясняется наличием следующих преимуществ: Унитарность подхода к налоговым ставкам и процедурам изъятия Упрощение контроля за движение товаров и издержками Стимулирование экспорта Обеспечение стабильных поступлений в бюджет Последнее преимущество косвенных налогов сделало их наиболее привлекательными для экономики Казахстана. Современные косвенные налоги — результат своеобразного слияния, соединения налогов на обращение и налогов на потребление. Отказавшись от акцизного обложения товаров массового спроса (кроме спиртных напитков и табака), современное государство перешло к взиманию единого налога с оборота, выплачиваемого при каждом акте купли-продажи. Налог с оборота в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость. Это значит, что обложению в момент купли-продажи подвергается не вся стоимость товара, а лишь та ее часть, которая добавлена данным продавцом, производителем полуфабриката, к стоимости сырья, производителем готового продукта — к стоимости полуфабриката, торговцем — к стоимости товара и т.д. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость и акцизы. Косвенные налоги выражают фискальные интересы государства. Разумное их применение может позитивно воздействовать на процесс ценообразования и влиять на структуру потребления. Кроме того, для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения их расходов, чем рост прямого налогообложения доходов. Использование налогов на потребление, каковыми являются акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, более предпочтительно, так как: от них труднее уклоняться; с ними связано меньше экономических нарушений; они меньше сокращают стимулы к труду; в условиях отсутствия дефицита, включая и на товары-заменители, они составляют за потребителем право выбора; для них характерна анонимность. К косвенным налогам относятся также поступления от внешнеэкономической деятельности (таможенные доходы в виде таможенных пошлин, налогов на экспорт и импорт, разница в ценах товаров, реализуемых на внутреннем рынке и их фактурной стоимостью). Следует отметить, что в доходах государственного бюджета Республики Казахстан поступления от косвенных налогов составил в 2009 году 23,1%. (таблица 2). Однако рост налогов на потребление имеет также и недостатки, наиболее возможным из которых является их инфляционные и регрессивный характер. Но положительный эффект этих налогов перекрывает их отрицательное влияние. Если будут расти цены, а с ними и бюджетные расходы, то поступления от этих налогов будут увеличиваться с ростом цен. Это позволит получить средства для реализации социальных программ. В бюджетную систему будет встроен автоматический антиинфляционный механизм. Необходимо иметь в виду, что существует общая закономерность в системе налогообложения: при кризисном состоянии экономики, стагнации – застое в производстве, происходит объективная переориентация налогообложения на потребление. Это вызывается сокращением налоговой базы в производственной сфере в связи с падением производства. В тоже время расходы государства в подобной ситуации не сокращаются, а порой и возрастают из-за необходимости расширения социальной поддержки населения в результате снижения его занятости, увеличения расходов на структурную перестройку экономики, поддержку ее жизнеобеспечивающих отраслей и других неотложных расходов. Поэтому возникает необходимость перемещать налоговое бремя на тех, кто больше потребляет. В этом проявляется также своеобразная социальная направленность косвенных налогов на определенное выравнивание в распределительном процессе. Мировой опыт подтверждает подобную практику. Таблица 2 НУРМАГАМБЕТОВА ИНКАРА
Полученный совокупный годовой доход подлежит корректировке, которая состоит в исключении из него следующих сумм: Из совокупного годового дохода налогоплательщиков подлежат исключению: дивиденды, за исключением выплачиваемых закрытыми паевыми инвестиционными фондами рискового инвестирования и акционерными инвестиционными фондами рискового инвестирования; сумма обязательных календарных, дополнительных и чрезвычайных взносов банков, полученная организацией, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов физических лиц; сумма обязательных, дополнительных и чрезвычайных взносов страховых организаций, полученная Фондом гарантирования страховых выплат; сумма денег, полученная организацией, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов физических лиц, и Фондом гарантирования страховых выплат, в порядке удовлетворения их требований по возмещенным депозитам и осуществленным гарантийным и компенсационным выплатам; инвестиционные доходы, полученные в соответствии с законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении и направленные на индивидуальные пенсионные счета; инвестиционные доходы, полученные в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном страховании и направленные на увеличение активов Государственного фонда социального страхования; инвестиционные доходы, полученные паевыми и акционерными инвестиционными фондами в соответствии с законодательством Республики Казахстан об инвестиционных фондах на счета в кастодианах и находящиеся на них; доходы от уступки прав требования долга, полученные специальной финансовой компанией по сделке секьюритизации в соответствии с законодательством Республики Казахстан о секьюритизации; чистый доход от доверительного управления имуществом, полученный (подлежащий получению) учредителем доверительного управления по договору доверительного управления имуществом или выгодоприобретателем в иных случаях возникновения доверительного управления; сумма ежегодных обязательных взносов, полученных фондом гарантирования исполнения обязательств по хлопковым распискам от хлопкоперерабатывающих организаций; сумма ежегодных обязательных взносов, полученных фондом гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам от хлебоприемных предприятий; сумма денег, полученных фондом гарантирования исполнения обязательств по хлопковым (зерновым) распискам в порядке удовлетворения требований по осуществленным гарантийным выплатам; доходы, полученные исламским банком в процессе управления деньгами, полученными в виде инвестиционных депозитов, направленные на счета депозиторов данных инвестиционных депозитов и находящиеся на них. Такие доходы не включают вознаграждения исламского банка; доходы от уступки права требования долга, полученные исламской специальной финансовой компанией, созданной в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг; доходы от списания кредитором обязательств банка, включенных в перечень реструктурируемых активов и обязательств, содержащийся в плане реструктуризации банка, утвержденном судом; доход от реализации, полученный (подлежащий получению) за счет средств гранта в рамках межправительственного соглашения, участником которого является Республика Казахстан, направленного на поддержку (оказание помощи) малообеспеченным гражданам в Республике Казахстан, юридическим лицом-нерезидентом, осуществляющим деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение. Налоговыми вычетами называются расходы налогоплательщика, связанные с получением совокупного годового дохода в пределах, регламентированных законодательством. К ним относятся затраты по реализованным товарам, услугам, в том числе: по товаро-материальным запасам; расходы по оплате труда; прочие затраты на производство и реализацию услуг; другие вычеты: (по фиксированным активам)*; по вознаграждению (по кредитам, займам, депозитам, владельцам облигаций, за имущество, полученное в доверительное управление); по сомнительным обязательствам и сомнительным требованиям; по расходам на научно-исследовательские проектные и опытно-конструкторские работы; по отрицательной курсовой разнице; по отчислениям в резервные фонды; по страховым платежам (взносам); расходы на социальные выплаты; по расходам на геологическое изучение и подготовительные работы к добыче природных ресурсов; по расходам на ремонт основных фондов; штрафы и пени (за исключением подлежащих внесению в бюджет); уплаченные в бюджет налоги (кроме налогов, исключаемых до определения совокупного годового дохода и налога на сверхприбыль).
Полученный после вычетов налогооблагаемый доход подлежит корректировке. Она состоит в уменьшении его на сумму расходов по объектам социальной сферы: больниц, организаций дошкольного воспитания и обучения, школ, детских лагерей, поликлиник, жилья и общежитий, находящихся на балансе организации – налогоплательщика. Исключается также безвозмездно переданное имущество некоммерческим организациям, суммы адресной социальной помощи физическим лицам. Корректируется также налогооблагаемый доход производственных организаций, использующих труд инвалидов (на 2-кратную величину расходов по оплате труда инвалидов). Разрешен перенос убытков от предпринимательской деятельности (то есть превышения предусмотренных вычетов над скорректированным совокупным годовым) на срок до трех лет (включительно); убытки, связанные с недропользованием, переносятся на срок до 10 лет (включительно); перенос убытков означает уменьшение налогооблагаемого дохода последующих налоговых периодов; в этом случае доход уменьшается на сумму убытков и, соответственно, уменьшается уплачиваемый налог. К таким убыткам относятся убытки от реализации ценных бумаг, зданий, строений, сооружений. Ставка подоходного налога установлена в 20%. Доходы у источника выплаты подлежат обложению налогом ставке 15%. Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение* являются плательщиками корпоративного подоходного налога по доходам, полученным в Республике Казахстан, уменьшенным на сумму расходов (непосредственно связанных с осуществлением деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение), относимых на вычеты, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с законодательством. Ставка корпоративного подоходного налога иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность через постоянные учреждение аналогична ставке казахстанских юридических лиц – то есть 20%. В дополнение к корпоративному подоходному налогу облагается чистый доход иностранных юридических лиц, полученный от деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение по ставке 15%. Под чистым доходом понимается налогооблагаемый доход за минусом суммы корпоративного подоходного налога. Предусмотрены также специальные положения в Конвенциях об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения доходов или имущества (капитала) одной из сторон которой является Республика Казахстан. Налогоплательщики обязаны вносить в бюджет авансовые платежи ежемесячно в течение налогового периода** не позднее 20 числа каждого месяца. Окончательный расчет по налогу производится в течение 10 дней после представления декларации о корпоративном подоходном налоге. Суммы авансовых платежей за период до сдачи декларации определяются в размере уплаченных среднемесячных авансовых платежей за предыдущий налоговый период.
ОРАЗЫМБЕТОВА АСЕМ Социальный налог.
Плательщиками социального налога являются юридические лица, в том числе иностранные, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение, их филиалы и представительства, индивидуальные предприниматели. Объектом обложения является заработная плата и другие выплаты работником, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Казахстан. Выплаты, включаемые в заработную плату, подлежат корректировке (в сторону уменьшения) в части обязательных пенсионных взносов физических лиц в накопительные пенсионные фонды, разных компенсационные выплат, доплат и надбавок, социальных пособий по временной нетрудоспособности беременности и родам, материальной помощи при рождении ребенка, погребении, выплат по социальной поддержке, выплат за счет грантов от других государств, оплаты общественных работ и профессионального обучения за счет бюджетных средств и грантов, некоторых других выплат. Ставка налога – 11%. Индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты уплачивают налог в 2-кратном размере месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату уплаты, за себя и однократном размере месячного расчетного показателя за каждого работника. Уплачивается налог в бюджет ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за налоговым периодом (по данному налогу – месяцем).
Налоги на собственность
Данная группа налогов приобретает в условиях рыночной экономики заметное место в связи с теми реальными изменениями, которые происходят в отношениях собственности по мере развития процесса разгосударствления и приватизации. К налогам на собственность относятся: земельный нало, налог на имущество физических и юридических лиц, налог на транспортные средства. Налоги на собственность поступают в местные бюджеты. Помимо фискальных, эти налоги имеют цель стимулирования эффективного использования собственности, поскольку ставки налогов устанавливаются по внешним признакам – размерам собственности, а не по ее доходности. Доход не всегда определяется объемом собственности (имущества): в ситуации, когда налог на собственность отсутствует, крупные собственники попадают в льготное положение с точки зрения налогообложения и не будут стремиться использовать собственность наиболее производительно. Налоги на собственность позволяют равномерно распределять налоговую ответственность перед обществом. Таким образом, данные налоги относятся к реальным налогам. Земельный налог. Земельный налог введен с 1992 г. Его цель – обеспечение экономическими методами рационального использования земель и формирование доходов бюджетов для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению плодородия земель, их охране, а также для социально-культурного развития территории. Объектом обложения являются земельные участки (земельные доли), предоставленные налогоплательщикам в собственность, постоянное пользование или первичное безвозмездное временное пользование, различного назначения: сельскохозяйственного, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения. Не являются объектом обложения земельные участки общего пользования населенных пунктов, занятые сетью автодорог, находящиеся на консервации. Не подлежат обложению земли особо охраняемых природных территорий, лесного, водного фондов, земли запаса. Плательщиками налога являются юридические и физические лица, лица, имеющие в собственности, постоянном или временном пользовании земельные участки. Ставки налога дифференцированы в зависимости от качества земель, местоположения, водообеспечения и установлены на единицу земельной площади – гектар, квадратный метр. Базовые ставки устанавливаются Налоговым кодексом РК. Максимальные ставки устанавливаются на земли населенных пунктов; эти ставки установлены за квадратный метр площади и дифференцированы по видам населенных пунктов: на земли, занятые нежилыми строениями сооружениями, участками, необходимыми для их содержания, а также санитарно-защитными зонами объектов, техническими и иными зонами; отдельные ставки применяются для площадей, занятых под жилой фонд. Минимальные ставки устанавливаются на неорошаемые земли пустынных, полупустынных, предгорно-пустынных и горных территорий на 1 гектар земельного участка. Ставки на земли сельскохозяйственного, промышленного и другого отраслевого назначения, для нужд обороны, устанавливаются в зависимости от балла бонитета (показатель продуктивности, доброкачественности земли) – от 5 до свыше 100 баллов. К базовым ставкам применяется коэффициент, устанавливаемый ежегодно Правительством РК. Местные, представительные органы имеют право изменять базовые ставки на 20% (больше или меньше). Ставки на земли, используемые в коммерческих целях, установлены по базовым ставкам населенных пунктов (за исключением земель, занятых жилым фондом), увеличенным от 2-х до 10 раз. Ряд категорий плательщиков с гуманитарным и социальным характером деятельности применяют к базовым ставкам коэффициент 0,1. Не являются плательщиками земельного налога ряд государственных учреждений и предприятий, плательщики единого земельного налога, участники Великой Отечественной войны. Сельскохозяйственными пользователями и владельцами участков налог вносится не позднее 1 октября текущего года, несельскохозяйственные пользователи – четыре раза в году, равными долями. Налог на имущество
Налог на имущество является прямым реальным налогом, величина его зависит от стоимости имущества плательщиков, а не от его доходности. Налог призван побуждать владельцев имущества к его эффективному использованию. Плательщиками налога являются юридические и физические лица, в том числе иностранные физические лица по объектам обложения (имуществу), используемому как в предпринимательской деятельности, так и не используемому в таком качестве. Объектами обложения являются основные производственные и непроизводственные фонды юридических и физических лиц (кроме транспортных средств), жилые помещения, дачные строения, гаражи, иные строения, сооружения, помещения физических лиц, не используемые в целях предпринимательской деятельности. Объекты обложения имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оцениваются на основе среднегодовой остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета, а физических лиц – уполномоченным органом по оценке недвижимого имущества. Налог на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уплачивается ежегодно по ставке 1,5% от среднегодовой стоимости объектов. Некоммерческие организации, государственные предприятия науки, культуры, социальной защиты и социального обеспечения, образования, природоохранной деятельности, общества инвалидов – уплачивают налог по ставке 0,1% к среднегодовой стоимости объектов обложения. Налог на имущество физических лиц, не используемое в предпринимательской деятельности, уплачивается ежегодно до 1 октября по ставке от 0,1% до 1% в зависимости от стоимости имущества. Источником уплаты налога на имущество является доход налогоплательщика, независимо от того, является он следствием использования имущества или получен иными способами. САЛКИНБАЕВА ДИАНА
Сборы, пошлины, платы
Сборами, пошлинами и платами являются обязательные платежи юридических и физических лиц за услуги, оказываемые им государственными органами. Суммы этих платежей зачисляются в доходы местных бюджетов, либо в установленных долях в бюджеты и соответствующих организаций, либо полностью поступают в распоряжении организаций, учреждений, оказывающих специальные услуги для частичного или полного возмещения их издержек, развития и совершенствования их деятельности. Уплата платежей осуществляется по достаточно широкому кругу деятельности, включая как преимущественно финансовые аспекты и зачисляемых в местные бюджеты, так и связанные с оформлением имущественных прав, технических процедур и регистраций, фиксации определенного состояния объекта, деятельности и т.д. В первом случае можно выделить следующие сборы, взимаемые в Республике Казахстан: регистрационные сборы; сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан; сбор с аукционов; лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности; сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионны |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 9227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.175.48 (0.018 с.) |