Финансовое право в системе российского права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовое право в системе российского права.



Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом.

Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.

Так, государственное (конституционное) право — ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Финансовое право базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами

Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения.

Прослеживается связь финансового права и с другими отраслями российского права (трудовое, уголовное и др.), однако в рассмотренных выше случаях она наиболее тесная.

Правовое регулирование денежного обращения.

Под правовым регулированием денежного обращения страны понимают совокупность правовых норм, инструментов и методов, их представляющих, обеспечивающих эффективное, безопасное функционирование денежного обращения государства.

Главными задачами правового регулирования денежного обращения в России являются:

-обеспечение четкого разделения правовых полномочий и ответственности в сфере денежного обращения между Президентом РФ, законодательной и исполнительной властями;

-поддержание необходимого темпа роста денежной массы в обращении и правильного соотношения между наличным и безналичным денежным обращением с целью стабильного и эффективного функционирования экономики страны;

-обеспечение законодательной и исполнительной власти правовыми нормами и инструментами, позволяющими оперативно регулировать и контролировать денежное обращение в стране.

Правовое регулирование денежного обращения осуществляется на основе Конституции РФ, федеральных законов, актов, издаваемых Президентом и Правительством РФ, а также Центральным банком Российской Федерации. Конституция РФ предусматривает, что денежная эмиссия находится в ведении Российской Федерации. Вопросы денежного обращения входят в компетенцию Федерального Собрания и Правительства России, на которое возложено проведение единой денежной политики. Особая роль в осуществлении денежной политики на территории России принадлежит Центральному банку - основная функция Центрального Банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Конкретные функции ЦБ РФ в области денежного обращения закреплены в Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»! Наряду с компетенцией ЦБ РФ в этой области финансовой деятельности данный Закон содержит ряд положений, определяющих основы регулирования денежного обращения в России. Официальной денежной единицей Российской Федерации является рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Очень важно, что эмиссия наличных денег, организация их обращения 1 СЗ РФ. 1995. №18. Ст. 1593. 312 и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. На территории России банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством платежа. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Банкноты и монета являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Они обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.

Метод и источники финансового права.

Метод – совокупность приемов и средств, с помощью которых регулируются общественные отношения в сфере финансово-экономических отношений.

Основные черты метода ФП:

1) одной из сторон всегда является государственный орган

2) неравенство субъектов правоотношений

3) каждое юрид. или физ. лицо обязано выполнять предписание, поступившее от органа гос. власти

Императивный метод.

Источники – НПА, где закреплены положения, содержащие нормы финансового права:

1) международные договоры

2) конституция и конституции (уставы) субъектов (в них закреплены правовые основы финансовой д-ти)

3) БК и НК

4) ФЗ (напр: «о ЦБ РФ», «о валютном регулировании»)

5) Указы президента

6) Постановления Правительства

7) Акты финансово-кредитных органов (ЦБ, Минфин, ФНС)

8) Локальные акты (коммерческие и некоммерческие организации)

Понятие электронных денег.

Электронные деньги – это аналог привычных всем денег, платежное средство, существующее исключительно в электронном виде.

Само по себе понятие «Электронные деньги» является новым. Электронные деньги с одной стороны являются платежным средством, с другой стороны - обязательством эмитента, которое должно быть выполнено в традиционных неэлектронных деньгах. В отличие от безналичных денег (а эти понятия зачастую путают между собой), электронные деньги могут иметь как отдельное обращение, так и обращение в платежной системе.

Обращение электронных денег происходит при помощи компьютерных сетей, Интернета, платёжных карт, электронных кошельков и устройств, работающих с платежными картами (банкоматы, POS-терминалы, платежные киоски и т. д.). Также, используются и другие платежные инструменты различной формы: браслеты, брелоки, блоки мобильных телефонов и т. д., в которых есть специальный платежный чип.

Большинство экономистов выделяет две главные формы электронных денег - на базе карт и на базе сетей.

Первая группа (более развитая форма цифровой наличности) - это смарт-карты (smart cards), или карты с хранимой стоимостью (stored-value cards, SVC - то же самое, что предоплаченные (prepaid) карты), или электронные кошельки (e-purses), имеющие встроенный микропроцессор с записанным на нем в результате предоплаты денежным эквивалентом. К наличности относятся лишь многоцелевые карты (т.е. используемые для платежей в пользу не только самих эмитентов карт, но и других фирм).

Вторая группа - сетевые деньги (network money), они сохраняют денежную стоимость в памяти компьютеров на жестких дисках и представляют собой программное обеспечение, обеспечивающее перевод средств по электронным коммуникационным сетям, в том числе через Интернет.

Большинство экономистов считают, что традиционные деньги уже в ближайшем будущем потеряют свою функцию универсального платежного средства и будут заменены электронными деньгами несмотря на то, что при внедрении электронных денег в денежный оборот возникает ряд проблем.

Выделяют следующие преимущества электронных денег:

• простота расчета в связи с тем, что при проведении платежа нет необходимости в получении и выдаче сдачи;

• преимущество по сравнению с наличными деньгами в весовой категории и габаритами;

• экономия на эмиссии денег, то есть при пользовании электронных денег отсутствует необходимость чеканить монеты и печатать банкноты, использовать металлы, бумагу, краски и т. д.;

• отсутствие необходимости пересчета денежных средств, поскольку данная функция будет возложена на инструмент хранения электронных денег;

• удобство в организации сохранности электронных денег по сравнению с наличностью;

• при осуществлении расчета, платеж фиксируется;

• при осуществлении расчетов, продавцу практически невозможно скрыть данную операцию от налогообложения;

• отсутствие необходимости специального хранения денег (в отличие от наличности), то есть не нужно открывать счета и платить за это комиссию, не нужно тратить деньги на перевоз наличности, упаковывание и т.д.;

• своего рода безопасность, то есть защищенность от хищения, подделки, изменения номинала и т. п., обеспечивается криптографическими и электронными средствами.

Несмотря на столь внушительный перечень преимуществ электронных денег, все же стоит выделить их основные недостатки:

• необходимость создания специальных инструментов хранения и обращения электронных денег;

• невозможность сохранения денежной стоимости электронных денег в случае уничтожения их носителя;

• сложно узнать определенную информацию без специального устройства, то есть денежную ценность и т.д.;

• легкость использования криминалитета электронных денег для их отмывания (одновременно с преимуществом отслеживания денежных потоков со стороны налоговой);

• безопасность, которая на сегодняшний момент является важнейшим недостатком электронных денег.

В Российской Федерации порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, регулируется Федеральным Законом от 27 июня 2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - Закон № 161-ФЗ).

Согласно данному документу, электронные денежные средства – это денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций.

Электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона № 161 –ФЗ, перевод электронных денежных средств должен осуществлять оператор, при этом не используя открытия банковских счетов.

Ст. 7 Закона № 161 – ФЗ устанавливает особенности осуществления перевода электронных денежных средств. В первую очередь стоит отметить, что между клиентом и оператором электронных денежных средств должен быть заключен соответствующий договор. В соответствии с данным договором при переводе электронных денежных средств, клиент предоставляет своему оператору определенную сумму денежных средств. В данном случае следует различать клиента – физическое или юридическое лицо. Юридическое лицо обязано предоставлять оператору денежные средства только с использованием банковского счета. Физические же лица могут данный способ выбрать: с использованием или без использования банковского счета.

 

Финансовые правоотношения.

Финансовые правоотношения: общественные отношения в сфере финансово-экономической деятельности, урегулированные финансово-правовыми нормами.

Особенности:

1) возникают в процессе финансовой деятельностей гос-ва

2) одной из сторон является финансовый гос. орган

3) возникают по поводу денег

Виды:

По содержанию:

1) налоговые

2) бюджетные

3) кредитные

4) в области страхования

5) в области денежного обращения и финансового регулирования

По характеру:

1) материальные

2) процессуальные

По территории:

1) федеральные

2) региональные

3) местные



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.45 (0.02 с.)