Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Финансовое право в системе российского права.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права. В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права. Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти. Так, государственное (конституционное) право — ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Финансовое право базируется и развивается на этих основах. Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти. Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения. Прослеживается связь финансового права и с другими отраслями российского права (трудовое, уголовное и др.), однако в рассмотренных выше случаях она наиболее тесная. Правовое регулирование денежного обращения. Под правовым регулированием денежного обращения страны понимают совокупность правовых норм, инструментов и методов, их представляющих, обеспечивающих эффективное, безопасное функционирование денежного обращения государства. Главными задачами правового регулирования денежного обращения в России являются: -обеспечение четкого разделения правовых полномочий и ответственности в сфере денежного обращения между Президентом РФ, законодательной и исполнительной властями;
-поддержание необходимого темпа роста денежной массы в обращении и правильного соотношения между наличным и безналичным денежным обращением с целью стабильного и эффективного функционирования экономики страны; -обеспечение законодательной и исполнительной власти правовыми нормами и инструментами, позволяющими оперативно регулировать и контролировать денежное обращение в стране. Правовое регулирование денежного обращения осуществляется на основе Конституции РФ, федеральных законов, актов, издаваемых Президентом и Правительством РФ, а также Центральным банком Российской Федерации. Конституция РФ предусматривает, что денежная эмиссия находится в ведении Российской Федерации. Вопросы денежного обращения входят в компетенцию Федерального Собрания и Правительства России, на которое возложено проведение единой денежной политики. Особая роль в осуществлении денежной политики на территории России принадлежит Центральному банку - основная функция Центрального Банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Конкретные функции ЦБ РФ в области денежного обращения закреплены в Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»! Наряду с компетенцией ЦБ РФ в этой области финансовой деятельности данный Закон содержит ряд положений, определяющих основы регулирования денежного обращения в России. Официальной денежной единицей Российской Федерации является рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Очень важно, что эмиссия наличных денег, организация их обращения 1 СЗ РФ. 1995. №18. Ст. 1593. 312 и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. На территории России банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством платежа. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Банкноты и монета являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Они обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.
Метод и источники финансового права. Метод – совокупность приемов и средств, с помощью которых регулируются общественные отношения в сфере финансово-экономических отношений. Основные черты метода ФП: 1) одной из сторон всегда является государственный орган 2) неравенство субъектов правоотношений 3) каждое юрид. или физ. лицо обязано выполнять предписание, поступившее от органа гос. власти Императивный метод. Источники – НПА, где закреплены положения, содержащие нормы финансового права: 1) международные договоры 2) конституция и конституции (уставы) субъектов (в них закреплены правовые основы финансовой д-ти) 3) БК и НК 4) ФЗ (напр: «о ЦБ РФ», «о валютном регулировании») 5) Указы президента 6) Постановления Правительства 7) Акты финансово-кредитных органов (ЦБ, Минфин, ФНС) 8) Локальные акты (коммерческие и некоммерческие организации) Понятие электронных денег. Электронные деньги – это аналог привычных всем денег, платежное средство, существующее исключительно в электронном виде. Само по себе понятие «Электронные деньги» является новым. Электронные деньги с одной стороны являются платежным средством, с другой стороны - обязательством эмитента, которое должно быть выполнено в традиционных неэлектронных деньгах. В отличие от безналичных денег (а эти понятия зачастую путают между собой), электронные деньги могут иметь как отдельное обращение, так и обращение в платежной системе. Обращение электронных денег происходит при помощи компьютерных сетей, Интернета, платёжных карт, электронных кошельков и устройств, работающих с платежными картами (банкоматы, POS-терминалы, платежные киоски и т. д.). Также, используются и другие платежные инструменты различной формы: браслеты, брелоки, блоки мобильных телефонов и т. д., в которых есть специальный платежный чип. Большинство экономистов выделяет две главные формы электронных денег - на базе карт и на базе сетей. Первая группа (более развитая форма цифровой наличности) - это смарт-карты (smart cards), или карты с хранимой стоимостью (stored-value cards, SVC - то же самое, что предоплаченные (prepaid) карты), или электронные кошельки (e-purses), имеющие встроенный микропроцессор с записанным на нем в результате предоплаты денежным эквивалентом. К наличности относятся лишь многоцелевые карты (т.е. используемые для платежей в пользу не только самих эмитентов карт, но и других фирм). Вторая группа - сетевые деньги (network money), они сохраняют денежную стоимость в памяти компьютеров на жестких дисках и представляют собой программное обеспечение, обеспечивающее перевод средств по электронным коммуникационным сетям, в том числе через Интернет. Большинство экономистов считают, что традиционные деньги уже в ближайшем будущем потеряют свою функцию универсального платежного средства и будут заменены электронными деньгами несмотря на то, что при внедрении электронных денег в денежный оборот возникает ряд проблем. Выделяют следующие преимущества электронных денег: • простота расчета в связи с тем, что при проведении платежа нет необходимости в получении и выдаче сдачи;
• преимущество по сравнению с наличными деньгами в весовой категории и габаритами; • экономия на эмиссии денег, то есть при пользовании электронных денег отсутствует необходимость чеканить монеты и печатать банкноты, использовать металлы, бумагу, краски и т. д.; • отсутствие необходимости пересчета денежных средств, поскольку данная функция будет возложена на инструмент хранения электронных денег; • удобство в организации сохранности электронных денег по сравнению с наличностью; • при осуществлении расчета, платеж фиксируется; • при осуществлении расчетов, продавцу практически невозможно скрыть данную операцию от налогообложения; • отсутствие необходимости специального хранения денег (в отличие от наличности), то есть не нужно открывать счета и платить за это комиссию, не нужно тратить деньги на перевоз наличности, упаковывание и т.д.; • своего рода безопасность, то есть защищенность от хищения, подделки, изменения номинала и т. п., обеспечивается криптографическими и электронными средствами. Несмотря на столь внушительный перечень преимуществ электронных денег, все же стоит выделить их основные недостатки: • необходимость создания специальных инструментов хранения и обращения электронных денег; • невозможность сохранения денежной стоимости электронных денег в случае уничтожения их носителя; • сложно узнать определенную информацию без специального устройства, то есть денежную ценность и т.д.; • легкость использования криминалитета электронных денег для их отмывания (одновременно с преимуществом отслеживания денежных потоков со стороны налоговой); • безопасность, которая на сегодняшний момент является важнейшим недостатком электронных денег. В Российской Федерации порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, регулируется Федеральным Законом от 27 июня 2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - Закон № 161-ФЗ). Согласно данному документу, электронные денежные средства – это денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций.
Электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств. В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона № 161 –ФЗ, перевод электронных денежных средств должен осуществлять оператор, при этом не используя открытия банковских счетов. Ст. 7 Закона № 161 – ФЗ устанавливает особенности осуществления перевода электронных денежных средств. В первую очередь стоит отметить, что между клиентом и оператором электронных денежных средств должен быть заключен соответствующий договор. В соответствии с данным договором при переводе электронных денежных средств, клиент предоставляет своему оператору определенную сумму денежных средств. В данном случае следует различать клиента – физическое или юридическое лицо. Юридическое лицо обязано предоставлять оператору денежные средства только с использованием банковского счета. Физические же лица могут данный способ выбрать: с использованием или без использования банковского счета.
Финансовые правоотношения. Финансовые правоотношения: общественные отношения в сфере финансово-экономической деятельности, урегулированные финансово-правовыми нормами. Особенности: 1) возникают в процессе финансовой деятельностей гос-ва 2) одной из сторон является финансовый гос. орган 3) возникают по поводу денег Виды: По содержанию: 1) налоговые 2) бюджетные 3) кредитные 4) в области страхования 5) в области денежного обращения и финансового регулирования По характеру: 1) материальные 2) процессуальные По территории: 1) федеральные 2) региональные 3) местные
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.69.138 (0.012 с.) |