Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава III. Финансово-правовые нормыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
И ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
§ 1. Нормы финансового права
Финансово-правовые нормы: понятие и особенности. Нормы финансового права - исходный, главный элемент финансового права как социального образования. Если сравнивать финансовое право как отрасль права с кирпичной стеной, то эта стена складывается из "кирпичиков" - правовых норм, которые объединяются в правовые институты, а правовые институты - в подотрасли. В общем плане под финансово-правовой нормой следует понимать установленное законом правило, определяющее поведение субъектов (физических и юридических лиц) в области финансовой деятельности государства, включающей широкий спектр действий: выпуск денежных знаков и организацию денежного обращения, мобилизацию денежных средств в казну и создание финансовых фондов, использование денежных средств из этих фондов в интересах общества и государства и т.д. Например, одна из финансово-правовых норм, содержащихся в ст. 4 Закона о Банке России, предписывает, что ЦБ РФ монопольно осуществляет эмиссию (выпуск) наличных денег и организует денежное обращение в стране. Для финансово-правовых норм характерны общие черты, свойственные всем другим правовым нормам. Это правила поведения: призванные регулировать и направлять поведение людей в сфере финансов и государственного управления; обеспечиваемые принудительной силой государства и его авторитетом; отличающиеся точностью, детализированностью, категоричностью предписаний; предоставляющие одному субъекту правомочия, а на другого субъекта возлагающие обязанности и т.д. Вместе с тем нормы финансового права являются специфическими правилами поведения и отличаются от правовых норм других отраслей права рядом особенностей. 1. Финансово-правовые нормы имеют особую сферу применения, а именно - финансовая деятельность государства. Они регулируют выпуск денежных знаков, организацию денежного обращения, организацию системы расчетов, как наличных, так и безналичных; устанавливают бюджетное устройство страны и регламентируют бюджетный процесс; определяют систему доходов бюджетов и внебюджетных фондов: устанавливают налоги, сборы и другие поступления в бюджет; устанавливают направления государственных и муниципальных расходов денежных средств из бюджета и внебюджетных фондов. Финансово-правовые нормы регулируют другие общественные отношения (по государственному кредиту, валютные, страховые, финансово-контрольные), прямо или косвенно связанные с денежными средствами. 2. Доминирующую роль в системе норм финансового права играют обязывающие нормы, между тем как уполномочивающие и запрещающие нормы в целом способствуют реализации норм обязывающих. Такая роль обязывающих норм обусловлена спецификой финансовой деятельности государства, предполагающей, особенно в области налоговых и бюджетных отношений, неукоснительное выполнение заданий государства. Иначе говоря, финансово-правовая норма не просто правило поведения, но правило поведения, выступающее в качестве властного предписания, веления. Этот аспект придает финансово-правовым нормам императивный характер, который выражается в категорической форме. По степени императивности нормы финансового права могут конкурировать только с уголовно-правовыми нормами. 3. Нормы финансового права являются публично-правовыми по своей направленности и регламентируют общественные отношения, имеющие общий (публичный) характер, т.е. отношения, тесно связанные с выполнением государством своих функций: оборонных; правоохранительных; по управлению здравоохранением, образованием, социальным обеспечением, наукой, культурой и т.д. Поэтому финансово-правовые нормы относятся к публичному праву и наиболее тесно связаны с нормами конституционного и административного права. 4. В структуре финансово-правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) санкции имеют, как правило, имущественный характер. Так, в ст. 282 БК РФ установлены следующие санкции, применяемые к нарушителю бюджетного законодательства: блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях, наложение штрафа и т.д. Виды финансово-правовых норм. Можно говорить о трех основных классификациях норм финансового права на основе следующих критериев: по функциям права, по методу регулирования, по способу разрешения конкретных индивидуальных дел. - По функциям права финансово-правовые нормы подразделяются: - на регулятивные; - охранительные. Регулятивные финансово-правовые нормы образуют основную часть финансового права. Регулятивные финансово-правовые нормы непосредственно направлены на регламентацию поведения субъектов финансового права (финансовых и налоговых органов, граждан) путем указания на их юридические обязанности и права. Например, ст. 21 НК РФ содержит регулятивную финансово-правовую норму, предоставляющую налогоплательщику право получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Регулятивные финансово-правовые нормы воплощают позитивное содержание правового регулирования и включают обязывающие и уполномочивающие нормы. Охранительные финансово-правовые нормы - это прежде всего нормы, содержащие запреты, т.е. указания на воздержание от определенных действий, а также нормы, содержащие указания на меры административного и финансового принуждения, применяемые к лицам, нарушающим эти запреты. Например, ст. 128 НК РФ содержит охранительную финансово-правовую норму, в соответствии с которой неявка без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. Охранительные финансово-правовые нормы охраняют соответствующие общественные отношения, но, охраняя, их регулируют. - По методу правового регулирования финансово-правовые нормы можно подразделить: - на обязывающие; - уполномочивающие; - запрещающие. Обязывающими нормами в финансовом праве принято считать нормы, устанавливающие обязанность субъекта финансового права совершать определенные положительные действия, например уплатить законно установленные налоги и сборы, вести в установленном порядке бухгалтерский и налоговый учет и т.д. Для финансово-правовых обязывающих норм характерны слова "обязан", "должен". Эти обязанности и долженствования возлагаются Конституцией РФ, федеральными законами, актами субъектов Российской Федерации. Уполномочивающие финансово-правовые нормы - это нормы, устанавливающие права субъектов финансового права на совершение тех или иных положительных действий. Данные нормы содержат в своем тексте слова "вправе", "имеет право", "может". Так, Положение о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 <1>, содержит уполномочивающие нормы, предоставляющие ФНС России право осуществлять контроль и надзор за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и сборов и иных обязательных платежей. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961.
Финансово-правовые уполномочивающие нормы предоставляют право субъектам финансового права самим выбирать наилучший вариант поведения в данной конкретной ситуации. Указывая на доминирующую роль в финансовом праве обязывающих норм, следует отметить важное значение уполномочивающих норм в регулировании финансовой деятельности государства. Из европейской истории известно, что многие парламенты только тогда стали подлинными представительными органами, когда обрели полномочия в области финансов (утверждение бюджета, контроль за использованием денежных средств и т.д.). Запрещающие нормы в финансовом праве выражают в основном охранительную функцию финансового права. Содержащиеся в этих нормах финансово-правовые запреты - это государственно-властные веления, "негативные приказы" <1>, предписывающие не совершать определенных действий. Например, ст. 58 Закона о Банке России содержит правовую норму, запрещающую Банку России требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, а также требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций. -------------------------------- <1> Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000. С. 80.
- По способу разрешения конкретных индивидуальных дел финансово-правовые нормы классифицируются: - на материальные; - процессуальные. Материальные нормы определяют в статической форме обязанности и права субъектов финансового права, их правовое положение, пределы правового регулирования. Например, правовые нормы, содержащиеся в Положении о Министерстве финансов РФ и определяющие основные функции этого министерства, являются материальными. Иными словами, материальные финансово-правовые нормы показывают субъектам финансового права (органам, должностным лицам, предприятиям всех форм собственности, гражданам), что дают им эти нормы права и что от них требуют. Процессуальные финансово-правовые нормы имеют процедурный характер. Они тесно связаны с материальными нормами и являются средством их реализации. Так, материальные нормы бюджетного права, устанавливающие бюджетную компетенцию государственных и муниципальных органов власти, реализуются посредством бюджетно-процессуальных норм, содержащихся в части III БК РФ. Нормы процессуальные в финансовом праве без норм материальных беспредметны. Материальные нормы без процессуальных бессильны. Процессуальные нормы в финансовом праве имеют чрезвычайно важный характер, поскольку несоблюдение даже незначительных процессуальных аспектов приводит к существенным правонарушениям, придающим финансовым операциям незаконный характер <1>. -------------------------------- <1> См.: Демин А.В. Финансовое право: предмет, метод, нормы и правонарушения. С. 41 - 42.
§ 2. Финансовые правоотношения
Особенности финансовых правоотношений. В норме финансового права заключена модель финансового правоотношения. Как только норма начинает действовать, содержащаяся в ней "правовая энергия" идет в двух основных направлениях: на один субъект возлагаются обязанности, другому предоставляются права. Модель трансформируется в индивидуальное финансовое правоотношение. Финансовое правоотношение - это урегулированное нормами финансового права общественное отношение, складывающееся в сфере финансовой деятельности. Именно финансовое правоотношение свидетельствует о превращении долженствования в акт конкретного поведения. Налоги, сборы, пошлины, порядок их поступления в бюджетные и внебюджетные фонды не могут иметь место в государстве, не будучи облеченными в правовую форму и вне правовых отношений. Финансовое правоотношение характеризуется общими чертами, какие присущи всем другим правоотношениям. Это связь (отношение): 1) возникающая вследствие воздействия норм права на поведение субъектов права; 2) возникающая между субъектами посредством наделения их взаимными правами и обязанностями; 3) охраняемая государством. Однако финансовые правоотношения специфичны и имеют ряд особенностей. 1. Первой особенностью финансовых правоотношений является то, что они возникают в процессе осуществления финансовой деятельности государства, т.е. в процессе выпуска денежных знаков и организации денежного обращения, планового собирания денежных средств в бюджетные и внебюджетные фонды, их использования при осуществлении государством своих функций и т.д. По существу финансовые правоотношения - это денежные правоотношения, возникающие между государством в лице его уполномоченных органов и другими субъектами финансового права в процессе осуществления государственной финансовой деятельности. Например, такого рода правоотношения возникают при получении бюджетным учреждением денежных средств из бюджета. При этом нужно указать на то, что денежные средства представляют собой специфическое имущество. Следовательно, в конечном счете финансовые правоотношения можно признать имущественными правоотношениями. 2. Вторая особенность финансовых правоотношений заключается в том, что они являются публично-правовыми отношениями. Конечной целью как финансовых правоотношений, так и гражданских правоотношений является движение денежных средств от одного субъекта к другому. Однако если в первом случае движение денежных средств осуществляется в интересах всего общества (поступление денежных средств налогоплательщика в бюджет), то во втором случае движение денежных средств (например, при купле-продаже) удовлетворяет частные интересы. Короче говоря, в рамках финансовых правоотношений государство выполняет возложенные на него функции в интересах всего общества: по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; по управлению обороной, образованием, здравоохранением, социальным обеспечением и т.д. 3. Третья особенность финансовых правоотношений состоит в том, что эти отношения государственно-властные. Финансовая деятельность государства есть одна из форм проявления его суверенитета <1>. Поэтому одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает государство в лице уполномоченного органа: Федерального Собрания, Правительства РФ, Минфина России, ЦБ РФ и других органов государственной власти, а также органов местного самоуправления. -------------------------------- <1> См.: Цыпкин С.Д. Предмет и система финансового права / Советское финансовое право. М., 1974. С. 52.
Другой стороной могут выступать самые разнообразные субъекты: органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные предприятия и учреждения, предприятия других форм собственности, общественные объединения, граждане. Финансовое правоотношение строится как государственно-властное, чаще всего как вертикальное, правоотношение власти и подчинения. В рамках такого правоотношения властный субъект, используя полномочия и государственное принуждение, может устранять возникающие противоречия между публичными и частными интересами в пользу первых в процессе осуществления финансовой деятельности государства. Такие моменты имеют место нередко в налоговых правоотношениях, где отдельные налогоплательщики стремятся уклониться от уплаты налога. Таким образом, финансовые правоотношения невозможны вне государственной деятельности и имеют во всех случаях публичный характер. Один из обязательных субъектов, т.е. государственный орган или орган местного самоуправления, выступает как носитель властных полномочий. 4. Четвертая особенность заключается в том, что государство осуществляет мобилизацию составляющих часть национального дохода денежных средств, направляя их в различные фонды и используя в процессе выполнения своих функций. С этой стороны государство выступает как хозяйствующий субъект, субъект специфических имущественных (денежных) отношений. Следовательно, в финансовых правоотношениях выделяются два элемента, указывающие на их особенности: государственно-властный и имущественный <1>. -------------------------------- <1> См.: Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. М., 1960. С. 137.
Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными правоотношениями, в которых отношения власти неотделимы от имущественных (денежных) отношений. Виды финансовых правоотношений. Существующие в правовой действительности финансовые правоотношения многообразны и могут быть подразделены в зависимости от оснований на различные виды. - По функциям права они могут быть подразделены: - на регулятивные; - охранительные. Регулятивные финансовые правоотношения представляют собой положительные, возникающие на основе норм права отношения между субъектами в процессе осуществления финансовой деятельности государства. Они возникают на основе правомерного поведения участников финансового правоотношения и образуют нормальную ткань правопорядка в области финансовой деятельности государства. К числу таких правоотношений относятся правоотношения по поводу уплаты в бюджеты и внебюджетные фонды налоговых платежей, по поводу рассмотрения и утверждения представительным органом проекта бюджета и т.д. Охранительные финансовые правоотношения складываются в процессе осуществления финансовой деятельности государства, но возникают вследствие неправомерного поведения одного из субъектов финансового права как реакция государства на такое поведение. К их числу относятся правоотношения, возникающие в связи с различными финансовыми правонарушениями: налоговых обязательств, бюджетного законодательства, правил ведения кассовых операций и др. Охранительные финансовые правоотношения являются по своей роли вспомогательными, хотя их место в сфере налоговых правоотношений достаточно велико. - По способу разрешения конкретных индивидуальных дел финансовые правоотношения подразделяются: - на материальные; - процессуальные. Финансовая деятельность государства в силу специфических свойств требует строгой процедурно-процессуальной регламентации. Материальные финансовые правоотношения - это правоотношения, через которые реализуются обязанности и права субъектов финансового права. К ним относятся правоотношения, которые содержат субъективное право бюджетного учреждения на получение бюджетных средств из бюджета и обязанность распорядителя бюджетных средств дать разрешение на их получение, обязанность налогоплательщика уплатить налог и право налогового органа требовать его уплаты и т.д. Процессуальные финансовые правоотношения возникают на основе процессуальных норм и производны (вторичны) от материальных финансовых правоотношений. Но их удельный вес в системе финансовых правоотношений достаточно велик, о чем свидетельствует часть III БК РФ, включающая бюджетно-процессуальные нормы. - Еще одной важной классификацией финансовых правоотношений является их построение по видам правовых институтов и подотраслей права, входящих в состав финансового права. Такое построение ценно тем, что позволяет увидеть панораму всех основных финансовых правоотношений. Согласно названному основанию финансовые правоотношения подразделяются: - на эмиссионные; - налоговые; - бюджетные; - касающиеся государственного и муниципального долга; - касающиеся государственного страхования; - валютные; - финансово-контрольные. Финансовые правоотношения могут быть подразделены по другим критериям. Однако охарактеризованные виды дают объемное представление о комплексе финансовых правоотношений, возникающих в правовой действительности.
§ 3. Субъекты финансового права
Различия категорий "субъект финансового права" и "субъект финансового правоотношения". Финансовое законодательство определяет субъектов финансового права. К ним относятся территориальные публичные образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования), представительные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные предприятия, учреждения и предприятия негосударственной формы собственности, граждане. Субъект финансового права - это лицо (физическое или юридическое), которое законодательство наделяет правами и обязанностями в области публичной финансовой деятельности, предоставляя возможность быть участником конкретного финансового правоотношения <1>. -------------------------------- <1> См.: Крохина Ю.А. Финансовое право России. М., 2004. С. 99.
Приведенное определение говорит о том, что категории "субъект финансового права" и "субъект финансового правоотношения" имеют различное, только частично совпадающее содержание. Субъекты финансового права потенциально способны быть участниками финансового правоотношения. Субъекты финансового правоотношения - это реальные участники конкретного финансового правоотношения. Например, безработный гражданин Сидоров является субъектом финансового (налогового) права, но не является участником финансового (налогового) правоотношения. Занявшись бизнесом и имея доход с него, Сидоров становится участником финансового (налогового) правоотношения. Таким образом, переход субъекта финансового правоотношения из одного состояния в другое связан с процессом превращения возможности в действительность. В зависимости от организационно-правового статуса можно выделить следующие группы субъектов финансового права: 1) территориальные публичные образования; 2) коллективные субъекты; 3) индивидуальные субъекты. Территориальные публичные образования. Под территориальным публичным образованием как субъектом финансового права следует понимать земельное пространство с определенными юридическими границами, проживающим на нем населением, органами государственной власти или органами местного самоуправления, которые реализуют принадлежащие данному образованию права и обязанности. По своему существу территориальное публичное образование - это объединение жителей, постоянно проживающих лиц (даже не граждан) на данной территории <1>. К таким субъектам финансового права относятся: -------------------------------- <1> См.: Чиркин В.Е. Контрольная власть. С. 23.
а) в масштабах страны - Российская Федерация как государство; б) наиболее крупные части государства - субъекты Российской Федерации; в) муниципальные образования различных видов (города, сельские районы, населенные пункты), которые создаются внутри субъектов Российской Федерации и в которых осуществляется местное самоуправление. Российская Федерация как единое государство, будучи особым субъектом финансового права, выступает в этом качестве в двух ипостасях. Во-первых, как суверенное государство Российская Федерация распространяет свою финансовую власть на всю принадлежащую ей территорию. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные банки. Предоставленные финансовые права Российская Федерация реализует через федеральные органы власти, к которым относятся Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, федеральные ведомства. Во-вторых, Российская Федерация, являясь субъектом финансового права, выступает как хозяйствующий субъект, деятельность которого направлена на создание финансовых и материальных условий, необходимых для выполнения своих задач и функций. С этой стороны Российская Федерация реализует одно из фундаментальных финансовых прав - право распоряжаться значительной частью казны. Эту часть казны составляют денежные средства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, а также денежные средства ЦБ РФ. Поэтому Российская Федерация как субъект финансового права прежде всего является субъектом бюджетного права, а также других финансовых прав: на денежную эмиссию, установление федеральных налогов и сборов, государственные займы, валютное регулирование и т.д. Субъект Российской Федерации - территориальное публичное образование, являющееся субъектом финансового права. От Российской Федерации как государства субъект Российской Федерации отличается тем, что право суверенитета и право территориального верховенства принадлежит только Российской Федерации. В остальном для субъекта Российской Федерации как субъекта финансового права характерны те же черты, какие присущи и Российской Федерации как субъекту финансового права. Так, согласно ст. 214 ГК РФ за субъектом Российской Федерации закреплено право государственной собственности на определенную часть казны, т.е. на бюджетные средства. Федеральное устройство страны, освободив в соответствии с Конституцией РФ территориальные публичные образования типа "субъект Российской Федерации" от тотальной опеки государства (как это было в СССР), наделило эти образования элементами самостоятельности и предоставило ряд прав финансового характера: право на собственный бюджет, право на соответствующие налоги и сборы, право на выпуск органами субъекта Российской Федерации облигаций регионального займа. Муниципальное образование тоже субъект финансового права из числа территориальных публичных образований. Муниципальные образования выполняют функции, которые им присущи в качестве неотъемлемых. Сюда относятся охрана общественного порядка, жилищно-коммунальные услуги, здравоохранение, образование и т.д. И поскольку названные функции лучше всего выполняют органы местного самоуправления собственными силами, муниципальное образование наделяется законодательством соответствующими правами, в первую очередь финансовыми, которые (не мешает напомнить об этом) в XIX в. в юридической литературе признавались "прирожденными" <1>. -------------------------------- <1> См.: Финансовая энциклопедия / Под ред. Г.Я. Сокольникова. М.; Л., 1927. С. 727.
Финансовые права муниципального образования закреплены рядом нормативных актов: Конституцией РФ (ч. 1 ст. 132), ГК РФ (ст. 215), БК РФ (ст. 15), Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и др. В соответствии со ст. 15 БК РФ право на свой собственный бюджет составляет основу финансово-правового статуса муниципального образования. Также в первую очередь следует назвать право муниципального образования распоряжаться денежными средствами муниципальной казны, которая образуется из денежных средств местного бюджета и денежных средств, поступающих в качестве финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации. К другим финансовым правам муниципального образования относятся права на введение и использование местных налогов, выпуск муниципальных займов и т.д. Бюджетные и иные финансовые права принадлежат территориальным образованиям как субъектам финансового права, но реализуют их органы государственной и муниципальной власти. Коллективные субъекты финансового права. Обязательной предпосылкой правосубъектности коллективных субъектов, в том числе субъектов финансового права, является организация их в такое образование, которое выражено в их организационном единстве. Все коллективные субъекты финансового права - государственные органы власти, хозяйственные организации, бюджетные учреждения - имеют внутреннюю структуру, причем внутренние подразделения слиты в одно организованное целое. Имеются попытки отождествить понятия "коллективный субъект" и "юридическое лицо". Но первое понятие намного шире второго и охватывает намного больше субъектов финансового права. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются субъектами финансового права уже в силу того, что законодательство уполномочивает и обязывает их осуществлять публичную финансовую деятельность, т.е. принимать участие в процессах аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств. При этом субъектами финансового права выступают как представительные органы (рассматривающие и утверждающие бюджеты), так и исполнительные органы (исполняющие бюджеты и отчитывающиеся об их исполнении). В системе исполнительных органов как субъектов финансового права следует выделить группу финансово-кредитных органов, в частности Минфин России с находящимися в его ведении структурами, к которым относятся ФНС России, Федеральное казначейство и др. Названные органы исполнительной власти обладают специальными финансово-правовыми полномочиями. Среди органов государства особым субъектом финансового права является ЦБ РФ, осуществляющий финансовую деятельность государства и выступающий в конкретных финансовых правоотношениях как уполномоченный государством орган <1>. -------------------------------- <1> См.: Закон о Банке России.
Предприятия всех форм собственности и другие коммерческие организации различных организационно-правовых форм представляют собой типичные и наиболее многочисленные коллективные субъекты финансового права. Имея самостоятельный источник дохода (прибыль), а также бухгалтерский учет и расчетный счет в кредитном учреждении, предприятия вступают в финансовые правоотношения в связи с уплатой в казну налогов и других обязательных платежей. Таким образом, основным признаком, по которому предприятие или коммерческая организация становится субъектом финансового права, является наличие самостоятельного источника дохода - прибыли, часть которой в виде налога поступает в распоряжение государства или муниципального образования. Однако государственные и муниципальные унитарные предприятия могут вступать в финансовые правоотношения не только по поводу уплаты налогов в казну, но и по поводу финансирования из бюджета определенных предусмотренных финансовым планом расходов <1>. -------------------------------- <1> См.: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.
Бюджетные учреждения и организации как некоммерческие структуры создаются для достижения управленческих, образовательных, научных, культурных и иных целей <1>. Как субъекты финансового права, не извлекающие прибыли из своей деятельности, они для выполнения публичных функций вступают в финансовые правоотношения по поводу их финансирования из соответствующего бюджета. -------------------------------- <1> См.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
В связи с тем что законодательство разрешает бюджетным учреждениям и организациям предоставлять платные дополнительные услуги (например, образовательные, медицинские), эти учреждения и организации вступают также в финансовые правоотношения по поводу уплаты в бюджет налогов из получаемых доходов. Индивидуальные субъекты финансового права. К индивидуальным субъектам финансового права относятся прежде всего граждане Российской Федерации. Например, отдельный гражданин может быть субъектом финансовых правоотношений по государственному кредиту. Эти отношения, возникающие по поводу выпуска, реализации и погашения государственного займа, регулируются на основе норм финансового права, предусматривающих добровольное участие гражданина в качестве кредитора государства. Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях. Но чаще всего граждане вступают в финансовые правоотношения, связанные с выполнением налоговых обязательств. Основным признаком налогообязанного гражданина является наличие самостоятельного источника дохода. Таким источником дохода является: - зарплата; - прибыль предпринимателя, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; - недвижимое имущество и т.д. По этому признаку субъектами финансового (налогового) права могут быть наряду с гражданами России иностранные граждане или лица без гражданства, проживающие и работающие в Российской Федерации, а также имеющие разрешенные законом источники доходов. Граждане, иностранные граждане, лица без гражданства имеют равные права и обязанности как субъекты финансового права, а поэтому законодатель называет их в ст. 19 НК РФ "физические лица". На правовой статус налогоплательщиков - физических лиц не влияет возраст налогоплательщика, так как обязанность по уплате налога возникает в момент приобретения объекта налогообложения. Отдельные авторы обосновывают положение, что финансовая (налоговая) дееспособность физического лица производна от трудовой и гражданской дееспособности. По их мнению, анализ трудового и гражданского законодательства приводит к выводу, что в большинстве случаев финансовая (налоговая) дееспособность возникает в 18 лет, хотя в некоторых случаях она предусмотрена с возраста 14 и 16 лет. С 14 лет физические лица могут получать доходы от своей трудовой деятельности, и эти доходы являются объектом налогообложения <1>. -------------------------------- <1> См.: Карасева М.В. Финансовое правоотношение. Воронеж, 1997. С. 127; Тропская С.С. Правовой статус налогоплательщика - физического лица. М., 2009. С. 66 - 68.
Среди физических лиц - субъектов финансового права особым статусом наделяются граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в том числе главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
§ 4. Источники финансового права
Понятие источника финансового права. Нормы финансового права, как и другие правовые нормы, не существуют и не могут существовать вне источника права. Подобно тому, как жидкость может использоваться, если она находится в определенном сосуде, имеющем форму, так и нормы финансового права могут быть выражены и доведены до сведения общества в соответствующей форме, которая называется источником права. Источник, как это слово толкует русский словарь, - это то, из чего берется, черпается что-либо. В финансовом праве это в основном нормативные правовые акты. Как источник финансового права нормативный правовой акт (федеральный закон, указ Президента РФ, постановление Правительства РФ и т.д.) содержит нормы финансового права, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение. Таким образом, нормативный правовой акт - это тот "резервуар", из которого люди (органы публичной власти, должностные лица, граждане) черпают сведения о правовых нормах. Бегло охарактеризуем нормативные правовые акты, выступающие в качестве источников финансового права. Конституция РФ - базовый нормативный акт, являющийся источником всех отраслей права, в том числе финансового. В Конституции РФ содержатся правовые нормы, имеющие прямую финансово-правовую направленность. К сфере налогообложения относится правовая норма, содержащаяся в ст. 57 Конституции РФ и обязывающая каждого платить законно установленные налоги и сборы. Статья 75 Конституции РФ содержит правовые нормы, устанавливающие денежную систему Российской Федерации, регламентирующие денежную эмиссию, определяющие систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, регулирующие порядок выпуска государственных займов. К источникам финансового права этого класса относятся конституции и уставы субъектов Федерации. В них закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности субъектов Российской Федерации, право иметь собственные бюджеты и внебюджетные фонды и т.д. Так, гл. 13 "Финансы" Устава Свердловской области содержит правовые нормы, устанавливающие налоговую и бюджетную системы области, регламентирующие разработку и утверждение областного бюджета, определяющие денежно-кредитную политику области <1>. -------------------------------- <1> См.: Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. Вып. 1. С. 277 - 278.
Федеральные законы и законы субъектов РФ имеют наиболее важное практическое значени<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 2187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.173.197 (0.012 с.) |