Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава XXIV. Правовое регулированиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Понятия инвестиций и инвестиционной деятельности
Понятие "инвестиция" происходит от англ. investment и означает "вложение", т.е. некие материальные ценности, совокупность активов. Инвестирование - это процесс передачи указанных материальных ценностей собственником инвестиций - инвестором. В этом смысле инвестиционный процесс, связанный с аккумулированием, передачей инвестиций от одного субъекта инвестиционной деятельности (инвестора) другому - получателю инвестиций (реципиенту), можно назвать инвестиционной деятельностью. Инвестиционная деятельность в экономическом смысле является элементом управления собственными финансами, реализацией финансовой политики или плана. Ее целью является достижение максимальной эффективности совокупных активов, имеющихся в распоряжении. И в этом смысле этот процесс может затрагивать практически любой хозяйствующий субъект, физическое лицо или группу лиц. Так, приобретение группой фермеров сельхозтехники "вскладчину" не что иное, как коллективное инвестирование в общие средства производства. Как видно из примера, подобная деятельность относится к внутрихозяйственным операциям наряду с учетной или кадровой политикой и вполне самостоятельна по отношению к основной (уставной) деятельности, и в частности, к предпринимательству. Современная инвестиционная деятельность очень разнообразна: от простых форм, например, депозитов, до сложных долгосрочных многоэтапных концессионных соглашений. В сложных инвестиционных правоотношениях инвесторам приходят на помощь профессиональные посредники и консультанты. Это посредничество при проведении инвестиционной деятельности может осуществляться специализированными организациями на основании выданных им лицензий. Так, в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг операции купли-продажи на организованном рынке совершают специальные субъекты - профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензию на осуществление определенного вида деятельности. В остальном инвестиционная деятельность есть многообразный спектр операций весьма широкого круга субъектов по управлению собственными активами. Вложения, осуществляемые инвестором, являются или его собственными финансами, временно изъятыми из внутреннего оборота, или привлеченными в виде кредита, займа. Таким образом, указанные экономические понятия (инвестиция, инвестиционная деятельность, инвестор) находятся во внутренней логической взаимосвязи. В мировой экономике инвестиционные процессы играют ключевую роль и обеспечивают естественный приток капиталов между финансовыми рынками отдельных стран, образуя мировой финансовый рынок. Данный процесс охватывает самый широкий круг субъектов экономических отношений: от групп государств, межправительственных организаций и крупнейших международных корпораций, оперирующих миллиардными оборотами, до мелких частных инвесторов, осуществляющих инвестиции, например, в виде пенсионных накоплений. Все они являются инвесторами. Не менее широк и круг получателей инвестиций. Наиболее распространенная классификация различает инвестиции: - прямые; - косвенные (портфельные). Прямые инвестиции, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" <1>, представляют собой инвестиции в уставный капитал хозяйствующего общества в размере более 10% акций (долей) уставного капитала. Принято считать, что, приобретая акции (доли), превышающие этот рубеж, инвестор имеет долгосрочные цели, связанные с желанием принимать участие в деятельности общества. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.
В то же время наличие пакета акций (долей) общества менее 10% можно рассматривать как портфельные инвестиции, имеющие краткосрочный характер и спекулятивные цели. Этот достаточно формальный признак не всегда соответствует целям инвестирования. На практике ситуация может зависеть от ряда факторов, а именно от уровня капитализации общества; величины активов, находящихся в свободном обращении; корпоративной модели управления; величины и срочности инвестируемых средств (все это влияет на инвестиционную стратегию). По сроку инвестирования можно выделить инвестиции: - краткосрочные; - среднесрочные; - долгосрочные; - бессрочные; - до востребования. Длительность инвестиций, в первую очередь связанная со срочностью инвестируемых ресурсов, закрепляется договорными обязательствами и в дальнейшем определяется общей рыночной конъюнктурой: - краткосрочные инвестиции в рамках биржевой торговой сессии могут составлять от нескольких минут до 30 дней; - среднесрочные инвестиции - до одного года; - долгосрочные инвестиции - свыше одного года; - бессрочные инвестиции не ограничены сроком инвестирования; - инвестиции до востребования возвращаются инвестору по первому его требованию. По своей направленности инвестиции бывают: - внешние; - внутренние. Внешние инвестиции по отношению к самому инвестору направлены во внешнюю среду, предназначены для внешних субъектов. Получателем инвестиций в данном случае является иное, отличное от инвестора лицо или группа лиц. Любые операции, связанные с передачей инвестором собственных или заемных ресурсов в распоряжение другого лица в целях стоимостного прироста или иного положительного эффекта, можно рассматривать как процесс инвестирования. Таким образом, выданные займы и кредиты, осуществление иных форм финансирования, приобретение долей, ценных бумаг организаций являются инвестированием во внешнюю среду, или внешним инвестированием. Оплату студентом или рабочим своего обучения можно рассматривать как инвестиции в образование, повышение квалификации самого инвестора, т.е. как внутреннюю инвестицию. Кроме того, к внутренним инвестициям можно отнести вложения в переоборудование производства, в приобретение современных технологий; вложения, связанные с продвижением бренда и улучшением имиджа компании на рынке. Все активы, направленные на качественное улучшение положения самого инвестора и способствующие повышению его капитализации, можно отнести к внутренним инвестициям. Таким образом, главной целью внутренних инвестиций можно считать улучшение (повышение) качественных характеристик самого инвестора. Инвестиции можно классифицировать по территориальному признаку. Так, выделяют: - иностранные инвестиции; - национальные инвестиции. Иностранные инвестиции предоставляются иностранными государствами, международными и межправительственными организациями, а также частными иностранными компаниями и гражданами иностранных государств. Национальными инвесторами могут выступать все субъекты национальной экономики с учетом особенностей их деятельности. Оба источника инвестиций в равной степени важны для поступательного развития экономики. При этом величина иностранных инвестиций отражает степень открытости национальной экономики для иностранных инвесторов и их защищенности. По источнику формирования инвестиции, как и финансы в целом, можно разделить: - на централизованные; - децентрализованные. Централизованные инвестиции аккумулируются государством, муниципальными образованиями, различными их органами и учреждениями. Децентрализованные инвестиции формируются частными инвесторами, как юридическими, так и физическими лицами. Возможно инвестирование различными группами лиц. Так, например, организация синдицированного кредита осуществляется группой банков. В этом случае организатором может выступать наиболее крупный банк. Инвестор, передав имеющиеся активы, не прерывает своих взаимоотношений с получателем инвестиций, поскольку он заинтересован в правильном их использовании. В большинстве случаев инвестор не имеет возможности существенно влиять на предпринимательскую деятельность получателя инвестиций. Это влияние ограничено, и разные формы инвестиционной деятельности имеют разную степень воздействия на предпринимательскую деятельность организации - получателя инвестиций. По степени участия и возможности воздействия на деятельность получателя инвестиций условно можно разделить способы осуществления инвестиций: - активное инвестирование; - пассивное инвестирование; - агрессивное инвестирование. Инвестирование имеет целью получение прибыли путем прироста стоимости инвестиционного актива или получение иного положительного эффекта, в связи с чем каждая из приведенных инвестиционных моделей имеет свой выраженный акцент. Это может быть величина прибыли, время ее получения, степень риска, наличие гарантийных инструментов и проч. Активное инвестирование связано с возможностью и реализацией данной возможности в той или иной степени участвовать в деятельности организации, в капитал которой была направлена инвестиция. Став участником (акционером) хозяйствующего субъекта инвестор получает возможность через корпоративные механизмы воздействовать на объект инвестирования. Например, войдя в состав совета директоров предприятия, инвестор вправе получать соответствующую информацию о его деятельности; через решения совета директоров влиять на производственную, финансовую, кадровую политику предприятия. Как правило, такие инвестиции имеют долгосрочные цели, являются частью продуманной стратегии. Эти инвестиции не приносят быстрого дохода или доход может быть получен косвенно через увеличение объемов продаж, сокращение производственных издержек, получение более дешевых источников сырья или иных конкурентных преимуществ. Форма пассивного инвестирования не предполагает какого-либо влияния инвестора на бизнес-процессы предприятия - объекта инвестирования. Инвестор не ставит цель разобраться в особенностях деятельности объекта инвестирования или воздействовать на принимаемые решения. Эта инвестиционная модель строится на ожиданиях роста стоимости инвестиционного актива в силу независящих от инвестора факторов: высокой доходности бизнеса, эффективности избранной стратегии предприятия или положительной макроэкономической обстановки. Осуществляя депозитный вклад в банке, приобретая вексель организации, инвестор ограничивается правом получения только инвестиционного дохода, оговоренного заранее. Агрессивное инвестирование предполагает получение инвестиционного дохода за счет изменений стоимости (волатильности) отдельных активов в течение времени: чем выше степень изменчивости стоимости, тем выше возможности инвесторов получения доходов от разницы купли-продажи активов. Данное инвестирование предполагает очень короткий период инвестирования и преследует цель получения быстрого спекулятивного дохода. Существенный инвестиционный доход в этом случае возможен даже при небольшой волатильности фондового рынка и достигается путем привлечения больших финансовых ресурсов. Аккумулировать значительные ресурсы для подобных операций возможно, например, с использованием привлеченных средств, что, в свою очередь, сопряжено с существенными рисками для инвесторов. Для фондового рынка в целом подобные инвестиции имеют отрицательный эффект, так как несколько искажают реальную рыночную стоимость актива и могут провоцировать искусственное расшатывание фондового рынка участниками торгов.
§ 2. Инвестиционная деятельность как институт финансового права
Развитие рыночных механизмов в Российской Федерации в 90-х гг. прошлого столетия дало существенный импульс развитию законодательства, нормы которого призваны регулировать экономическую деятельность. В наибольшей степени этот процесс затронул отрасль финансового права. В ее составе сформировались такие крупные подотрасли права, как налоговое, бюджетное и др. Динамично развивались и иные правовые институты, прямо или косвенно регулирующие финансово-правовые отношения, например, отношения в области денежного обращения, кредита, расчетов. В этот же период сформировался и большой блок нормативных актов, регулирующих отношения в сфере операций на финансовых рынках, а также инвестиционных операций. Наряду с системной обособленностью указанное законодательство помимо норм финансового права включало в себя большое количество норм гражданского, административного, предпринимательского и других отраслей российского права. Вместе с тем нормы финансового права играли ключевую и системообразующую роль. Следует иметь в виду, что инвестиции - это не только фонды денежных средств, но и иные материальные и нематериальные активы, имеющие денежное выражение. В соответствии с Законом об обществах с ограниченной ответственностью вкладом в капитал хозяйственного общества могут быть денежные средства, а также ценные бумаги, вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. В качестве инвестиций вещи, имущественные права, включая объекты интеллектуальной собственности, приобретают качественно новые характеристики: они вместе с деньгами становятся единым целым - капиталом конкретного общества. В широком смысле можно говорить о наличии в российском праве комплексного правового образования - инвестиционного права, которое имеют в своем составе финансово-правовые нормы в качестве системообразующих. Публичное начало, присущее нормам финансового права, определяет содержание и смысл инвестиционной деятельности в целом. Инвестиционное право как наука представляет собой сумму научных знаний, суждений и даже гипотез, выработанных учеными и специалистами, изучающими инвестиционные правоотношения. Как учебная дисциплина инвестиционное право представляет собой совокупность знаний в области инвестиционных правоотношений, а также систематизированные приемы и методы преподавания этих знаний слушателям. На практике инвестиционное право может преподаваться не только в рамках курса финансового права, но и как самостоятельная учебная дисциплина. В свою очередь, инвестиционное право - подотрасль финансового права, регулирующая общественные отношения в области консолидации, движения, использования, возврата централизованных и децентрализованных фондов (собственных или привлеченных инвестором) денежных средств и иных активов в целях извлечения инвестиционного дохода. Можно выделить следующие субинституты инвестиционного права (как комплексной подотрасли российского права): - правовое регулирование инвестиций в форме капитальных вложений (прямые инвестиции); - правовое регулирование инвестиционных операций на финансовых рынках (портфельные инвестиции, арбитражные операции); - правовое регулирование специальных форм кредитования, таких как синдицированный, субординированный кредиты; - правовое регулирование специальных форм финансирования (лизинговые, факторинговые и форфейтинговые операции); - правовое регулирование иностранных инвестиций; - правовое регулирование коллективных инвестиций (общие фонды банковского управления, паевые и акционерные инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, кредитные кооперативы, общества взаимного страхования); - правовое регулирование инвестиций в недропользование и раздела продукции; - правовое регулирование инвестиционной деятельности в строительстве. Институт правового регулирования операций на финансовых рынках, в свою очередь, можно условно разделить на два субинститута: 1) правовое регулирование на рынке ценных бумаг; 2) правовое регулирование на валютном рынке. Современное инвестиционное законодательство динамично эволюционирует, что позволяет предположить формирование новых институтов, например, регулирование инвестиций в области инновационных технологий, венчурного бизнеса и др. Во многом это зависит от государственной инвестиционной политики, от желания развивать, а значит, регулировать приоритетные отрасли экономики. Предметом рассматриваемого правового образования являются общественные отношения, связанные с процессом функционирования особого вида финансов - инвестиций, вкладываемых инвестором в хозяйственный оборот получателя инвестиций. Немаловажно, что инвестор может как использовать для этих целей собственные свободные финансовые ресурсы, так и привлекать их дополнительно путем займа или кредита. Данные операции для большинства участников инвестиционного процесса не создают самостоятельного вида предпринимательской деятельности, так как являются всего лишь элементом управления собственными внутренними финансами наряду с организацией бухгалтерского или управленческого учета, реализацией маркетинговой стратегии или внутренней кадровой политики. Таким образом, предметом регулирования инвестиционного права (как комплексной отрасли российского права) являются общественные отношения: - связанные с аккумулированием финансов инвесторами, выработкой инвестиционных стратегий, определением целей и задач инвестирования, оценкой инвестиционных объектов (оценка инвестиционной привлекательности); - связанные с процессом вложения накопленных активов в различные финансовые инструменты путем приобретения и продажи разнообразных активов, их консолидации, диверсификации, реструктуризации; - связанные с управлением инвестиционными активами и контролем за ними; - возникающие при реализации инвестиционных активов, получении инвестиционной прибыли, реинвестировании. Как видно из перечисленных общественных отношений, инвестиционную деятельность можно охарактеризовать как замкнутый инвестиционный цикл: накопление - вложение - управление, контроль - продажа и получение прибыли. Каждый из циклов может варьироваться в зависимости от объема финансовых ресурсов, времени инвестирования, источников и объектов инвестирования, круга субъектов, степени и видов риска, отраслевой направленности, уровня доходности и проч., но неизменным остается единство данных общественных отношений, что и образует обособленный предмет инвестиционного права (в широком смысле как комплексной отрасли российского права). Единство обеспечивается еще и тем, что объектом данных правоотношений являются финансы в той или иной форме. Предметом инвестиционной деятельности как института финансового права, в свою очередь, являются отношения по аккумулированию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, имеющих особую финансовую специфику, состоящую в их инвестиционном предназначении. Другим ключевым критерием отраслевого деления норм права является метод правового регулирования, который включает в себя набор приемов и способов регулятивного воздействия на общественные отношения. Метод правового регулирования инвестиционной деятельности не является самостоятельным методом, а использует метод правового регулирования финансового права. Это своеобразное сочетание императивных и диспозитивных норм права, где явный приоритет отдается императивному методу, методу государственно-властных предписаний. В этом случае государство прямо устанавливает правила поведения всех участников инвестиционных правоотношений. Для финансово-правового метода регулирования характерна его приоритетная направленность на экономические интересы государства, которая была отмечена еще Е.А. Ровинским. Источниками инвестиционного права являются объективные формы, в которых нашло выражение данное правовое направление. Главенствующая роль в инвестиционном праве, как и в российском праве в целом, принадлежит законам как нормативным актам, обладающим высшей юридической силой. Подзаконные акты по отношению к законам играют вспомогательную роль и предназначены развивать положения законов, конкретизировать их применение, и в совокупности эти источники являются инвестиционным законодательством. Акты органов местного самоуправления, международно-правовые акты также являются источниками инвестиционного права. Особую роль в системе источников инвестиционного права играют нормы Конституции РФ. Конституция РФ устанавливает законодательные основы инвестиционной деятельности, правового режима инвестирования на территории Российской Федерации и основы правового статуса инвестора. Отдельные статьи Конституции РФ обеспечивают единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых потоков, свободное использование имущества и иных результатов инвестиционной деятельности, регулируют права и обязанности инвесторов, а также охрану частной собственности инвесторов. Конституция РФ координирует международные внешнеэкономические связи Российской Федерации, определяет порядок заключения инвестиционных международных договоров и соглашений. Отдельные вопросы осуществления иностранных инвестиций закреплены в конституциях субъектов Российской Федерации. Важными источниками являются ГК РФ, Таможенный кодекс РФ, НК РФ. Гражданский кодекс РФ устанавливает основные организационно-правовые формы (ООО, ОДО, ЗАО, АО, ИП), при помощи которых субъекты инвестиционной деятельности могут осуществлять инвестирование. Гражданский кодекс РФ также приводит определение международного правового статуса иностранного инвестора, устанавливает основные виды объектов гражданских прав, денег, ценных бумаг, иных материальных и нематериальных вещей, которые могут быть использованы в качестве инвестиционного ресурса. Налоговым кодексом РФ регулируются правоотношения, связанные с порядком налогообложения различных видов и форм инвестиционной деятельности, особенностями налогообложения иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, за исключением случаев, когда иной порядок закреплен международными актами, а также надзорные и фискальные функции налоговых органов в отношении инвесторов. Таможенный кодекс РФ регулирует правила внешнеэкономической деятельности и режим пересечения таможенной границы Российской Федерации при осуществлении инвестиционной деятельности. Федеральным законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" предусмотрено право субъектов Российской Федерации принимать законы и иные нормативные акты, регулирующие инвестиционные правоотношения на территории соответствующих субъектов. В связи с этим указанные акты также относятся к источникам инвестиционного права. Источниками инвестиционного права являются нормативные акты исполнительных органов Российской Федерации, а именно Правительства РФ, Министерства экономического развития РФ, Минфина России, ФСФР России, Минприроды России, Федеральной антимонопольной службы, других органов исполнительной власти. Особое место занимают акты ФСФР России - ведущего регулятора осуществления инвестиционной деятельности на фондовом рынке России. Важными источниками инвестиционного права являются международно-правовые акты. Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (1965 г.) <1> заложила основы деятельности Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Положениями Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (1985 г.) <2> была сформирована система стимулирования инвестиций при помощи их международного страхования. Конвенция о защите прав инвесторов (1997 г.) <3> позволила унифицировать инвестиционное законодательство стран СНГ, закрепила понятия инвестора и инвестиций, установила благоприятный режим взаимного инвестирования между Российской Федерацией и странами СНГ. -------------------------------- <1> Вестник ВАС РФ. Спец. приложение к N 7. 2001. С. 74 - 92. <2> Вестник ВАС РФ. Спец. приложение к N 7. 2001. С. 92 - 122. <3> Вестник ВАС РФ. 1997. N 8.
Действующая нормативная база инвестиционной деятельности постоянно совершенствуется и дорабатывается с учетом существующих реалий.
§ 3. Принципы инвестиционного права и инвестиционной деятельности (как института финансового права)
Принципами инвестиционного права (в том числе инвестиционной деятельности как института финансового права) являются фундаментальные основы построения и функционирования инвестиционных правоотношений, они являются базовыми началами всего инвестиционного процесса. К основополагающим принципам инвестиционного права можно отнести следующие. Принцип государственного регулирования заключается в том, что организация инвестиционной деятельности является приоритетной сферой интересов государства, которое посредством публично-правового метода воздействия реализует инвестиционную политику в интересах государства, общества, личности. Обособленного органа исполнительной власти федерального уровня, осуществляющего регулирование всех видов инвестиционной деятельности и контроль за соблюдением инвестиционного законодательства, в Российской Федерации пока нет. Данная функция осуществляется государством через систему федеральных органов общей и специальной компетенции, а также органами субъектов Российской Федерации. Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" к полномочиям Правительства РФ отнесены разработка и реализация финансовой и инвестиционной политики государства, управление внешним и внутренним государственным долгом, принятие мер по регулированию рынка ценных бумаг, формирование и реализация государственных целевых программ, стимулирующих приток инвестиций в наиболее важные отрасли экономики. Регулирование инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг возложено на ФСФР России. Важное место в разработке и реализации инвестиционной стратегии занимают органы исполнительной власти специальной компетенции, такие как Министерство экономического развития РФ, ФСФР России, Минфин России, Минприроды России, а также ЦБ РФ. Собственные функции в области правового регулирования инвестиционной деятельности имеют субъекты Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" субъекты Российской Федерации осуществляют регулирование путем принятия законов и иных нормативных актов. Право регулирования инвестиционной деятельности органами местного самоуправления на территории соответствующих административно-территориальных единиц закреплено Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" <1>. Органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением инвестиционного законодательства на территориях, находящихся в их юрисдикции. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.
Принцип государственного регулирования предполагает устойчивое равновесие между императивным воздействием государства на инвестиционную деятельность и свободой ее осуществления. Избыточное государственное регулирование повышает коррупционные риски и вызывает ухудшение инвестиционного климата, стагнацию и отток инвестиций в более экономически привлекательные юрисдикции. Принцип свободы осуществления инвестиционной деятельности заключается в праве инвестора самостоятельно определять процесс инвестирования, форму и методы инвестирования, а также объемы инвестиций, сферу их направления. По формам проявления этот принцип схож с гражданско-правовым принципом свободы договора, однако оба принципа имеют разную правовую природу и принципиальные различия содержательного характера. Принцип свободы инвестиционной деятельности существует при жесткой нормативной ограниченности этой свободы. Так, ограничением для иностранных инвесторов, в соответствии с Федеральным законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" является норма, предусматривающая защиту "основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" (п. 2 ст. 4). Для инвесторов, планирующих инвестировать в капитал кредитных организаций, существуют ограничения по источникам инвестируемых финансовых ресурсов. Например, Законом о банках запрещено использование привлеченных денежных средств для формирования уставного капитала банка. Кроме того, государством установлены жесткие критерии, касающиеся источников инвестирования и финансовой состоятельности инвесторов. Такие ограничения введены Положением о порядке и критериях оценки положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитных организаций, утв. ЦБ РФ 19 июня 2009 г. N 337-П <1>. -------------------------------- <1> ВБР. 2009. N 45.
Осуществление портфельных инвестиций в Российской Федерации регулируется законодательством о рынке ценных бумаг, которое жестко регламентирует статус участников рынка ценных бумаг, фиксирует права собственности и порядок ее перехода, вводит иные, отличные от гражданского оборота, механизмы по раскрытию информации. Принцип справедливости и юридического равенства участников инвестиционной деятельности. Данный принцип является универсальным и проявляется в соразмерности между вкладами (участием инвесторов) и получаемым ими доходом. Полученные доходы (дивиденды) должны быть пропорционально распределены между всеми участниками инвестиционного процесса. Данный принцип закреплен в ст. 5 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" <1>, где определяется равенство прав всех инвесторов на осуществление инвестиционной деятельности. Юридическое равенство при этом распространяется на всех участников инвестиционного процесса, за исключением государства. -------------------------------- <1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 29. Ст. 1005.
Государство в лице своих органов в большинстве случаев стоит над этими отношениями и осуществляет регулятивные функции в государственных интересах. В этом заключаются проявление и приоритетность императивного метода воздействия на инвестиционные правоотношения, применение которого характерно для финансового права как публично-правовой отрасли. Помимо осуществления регулятивных функций в области инвестиционной деятельности государство является непосредственным участником инвестиционного процесса. Такими участниками могут быть не только органы государственной власти, но и принадлежащие государству федеральные унитарные предприятия, государственные корпорации, иные хозяйственные общества с участием государства. В случае нарушения указанного принципа происходит смещение приоритета в сторону интересов государства путем предоставления отдельных преимуществ инвесторам с государственным участием. Это ведет к неравенству участников инвестиционного процесса, снижению общего уровня конкурентности финансового рынка. Принцип плановости, который является единым для всей отрасли финансового права, в области инвестиционных правоотношений имеет свое логическое продолжение. Плановость финансовых отношений присуща всем без исключения хозяйствующим субъектам, и субъекты инвестиционного права не являются исключением. Главным его объективным проявлением является финансовый план. Для государственно-административных образований это бюджет, для инвестора - это его смета и баланс (в экономическом смысле). Любой инвестор имеет расходные и доходные статьи своего бюджета (сметы), при этом при превышении доходных статей образуется прибыль - основной источник формирования инвестиционных ресурсов и проведения инвестиционной деятельности. Прибыль в виде финансовых средств, изъятая из собственного оборота инвестора для целей вложения в оборот иного действующего или вновь создаваемого субъекта, приобретает новое качество, становится инвестицией. Без финансового планирования, без бюджета (сметы) невозможно определить величину временно свободных для инвестирования финансовых ресурсов или уровень возможной кредитной нагрузки на бизнес в случае необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Современный инвестиционный проект - всеобъемлющий план действий инвестора и иных участников инвестиционного процесса, который, в соответствии с Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", помимо управленческого, организационного, технического планов обязательно включает в себя финансовый план с расчетом сроков, объемов, порядка инвестирования, расчетом точки безубыточности и проектной доходности и др. Принцип стабильности условий хозяйствования базируется в целом на стабильности и единстве всей государственно-правовой системы Российской Федерации и в частности на законодательстве, регулирующем осуществление предпринимательской деятельности в России. Современные методы и формы хозяйствования вырабатывались на протяжении длительного времени. При разработке правовых форм хозяйствования были учтены как свойства национального хозяйственного оборота (его исторические особенности), так и передовой опыт организации и регулирования бизнеса экономически развитых стран Европы и Америки. Государство нормативно закрепило единство условий хозяйствования на всем экономическом пространстве Российской Федерации нормами Конституции РФ, федеральными законами, имеющими высшую юридическую силу. Посредством стабильности системы законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, достигаются стабильные условия хозяйствования как непременного условия осуществления инвестиционной деятельности. Принцип недопустимости распространения закона, ухудшающего положение инвестора, на длящиеся правоотношения базируется на необходимости дать потенциальному инвестору единый временной лаг для всего процесса инвестирования. В первую очередь это касается среднесрочного и долгосрочного инвестирования, поскольку для реализации отдельных инвестиционных проектов может потребоваться не один год, а десятилетие и более. Так, Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" <1> закреплено, что "если в течение срока действия концессионного соглашения законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления устанавливаются нормы, ухудшающие положение концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения, стороны концессионного соглашения изменяют условия концессионного соглашения в целях обеспечения имущественных интересов концессионера, существовавших на день подписания концессионного соглашения" (ч. 1 ст. 20). -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3126.
Особенно актуальна для потенциальных инвесторов стабильность налогового законодательства. Законодательное закрепление льготных сроков налогообложения инвестиционной деятельности существенно повышает заинтересованность инвесторов, позволяет им адекватно оценивать и управлять инвестиционными рисками, что, в свою очередь, делает процесс инвестирования более предсказуемым. Налоговое законодательство за
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.87.61 (0.012 с.) |