Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава XVII. Специальные налоговые режимы

Поиск

 

Понятие и виды специальных налоговых режимов приведены в ст. 18 НК РФ. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных ст. ст. 13 - 15 НК РФ.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН) (гл. 26.1 НК РФ);

2) упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ);

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) (гл. 26.3 НК РФ);

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ).

 

§ 1. Единый сельскохозяйственный налог

(система налогообложения для

сельскохозяйственных товаропроизводителей)

 

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей была установлена 1 апреля 2002 г. В настоящее время гл. 26.1 НК РФ действует в редакции, вступившей в силу 1 января 2004 г. (с последующими изменениями и дополнениями), в результате которой был значительно упрощен порядок исчисления ЕСХН, учтена специфика деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, снижены их трудовые и материальные затраты по ведению налогового учета.

Переход на уплату ЕСХН осуществляется налогоплательщиками в добровольном порядке.

Субъектами ЕСХН являются организации и индивидуальные предприниматели - сельскохозяйственные товаропроизводители, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную <1> и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие названную продукцию, при условии, что доля дохода от такой реализации составляет не менее 70% в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 25 июля 2006 г. N 458 "Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. II). Ст. 3500.

 

Сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях гл. 26. 1 НК РФ признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" <1>, у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870.

 

Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату ЕСХН при условии, что по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором ими подается заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции (включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства) составляет не менее 70% <1> (подп. 1 и 2 п. 5 ст. 346.2 НК РФ).

--------------------------------

<1> Здесь и далее при упоминании сельскохозяйственных товаропроизводителей имеются в виду сельскохозяйственные потребительские кооперативы, у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%.

 

Субъектами ЕСХН также являются градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении требований, установленных в п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ.

Названные субъекты могут перейти на уплату ЕСХН при выполнении следующих условий:

- в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий календарному году, в котором они подают заявление о переходе на уплату ЕСХН, доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них собственными силами рыбной и иной продукции составляет не менее 70%;

- рыболовство осуществляется на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или используемых на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера);

- средняя численность работников за каждый из двух календарных лет, предшествующих году, в котором подается заявление, не превышает 300 человек (кроме градо- и поселкообразующих организаций) <1>.

--------------------------------

<1> См.: подп. 3 и 4 п. 5 ст. 246.2 НК РФ.

 

Понятия бербоут-чартера и тайм-чартера приведены в Кодексе торгового мореплавания РФ <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.

 

Перейти на уплату ЕСХН не могут организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, и бюджетные учреждения (п. 6 ст. 346.2 НК РФ).

Сельскохозяйственные товаропроизводители подают заявление в налоговый орган с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого они хотят перейти на уплату ЕСХН.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН в течение пяти дней с даты постановки на учет в налоговом органе и в этом случае считаются перешедшими на данный специальный налоговый режим с момента постановки на учет в налоговом органе.

Вновь созданные в текущем году организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели также вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН с начала следующего календарного года при соблюдении вышеназванных условий отнесения их к сельскохозяйственным товаропроизводителям по итогам последнего отчетного периода в текущем календарном году (индивидуальные предприниматели - за период до 1 октября) (подп. 5 - 8 п. 5 ст. 346.2 НК РФ).

 

Заявление о переходе на данную систему налогообложения имеет уведомительный характер.

Налоги, от уплаты которых освобождаются субъекты, перешедшие на данный специальный налоговый режим, приведены в табл. 1.

 

Таблица 1

 

Организации Индивидуальные предприниматели
налог на прибыль организаций за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3, 4 ст. 284 НК РФ налог на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ
НДС за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или уплачиваемого при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на основании ст. 174.1 НК РФ
налог на имущество организаций налог на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности

 

Прочие налоги и сборы уплачиваются субъектами ЕСХН в соответствии с иными режимами налогообложения, а страховые взносы по всем видам обязательного страхования - в общем порядке. Плательщики ЕСХН также не освобождаются от обязанностей налоговых агентов.

Объектом налога являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Доходы определяются по правилам гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ и включают в себя доходы от реализации, а также внереализационные доходы (ст. ст. 249, 250 НК РФ). При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ и в табл. 1.

В п. 2 ст. 346.5 НК РФ приведен закрытый перечень расходов, которые принимаются к вычету в целях налогообложения. Перечисленные расходы должны отвечать требованиям обоснованности и документальности (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Организации, уплачивающие ЕСХН, обязаны вести учет показателей своей деятельности на основании данных бухгалтерского учета, индивидуальные предприниматели - на основании данных Книги учета доходов и расходов, форма и порядок заполнения которой утверждаются Минфином России.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Особенности определения налоговой базы при переходе на ЕСХН с иных режимов налогообложения и с иных режимов на уплату единого налога установлены ст. 346.6 НК РФ.

Налоговый период равен календарному году, отчетный период - полугодию. С 1 января 2009 г. налоговые декларации представляются только по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая ставка установлена в размере 6% (ст. 346.8 НК РФ).

Подлежащие уплате суммы налога исчисляются налогоплательщиком самостоятельно как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

По итогам отчетного периода определяется сумма квартального авансового платежа, которая засчитывается в счет уплаты налога. Она вносится на счета органов Федерального казначейства не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода. ЕСХН, подлежащий уплате по итогам налогового периода, должен быть внесен не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций.

Налогоплательщики не вправе по своему желанию сменить режим налогообложения в течение календарного года.

В обязательном порядке переход на иной режим налогообложения должен быть осуществлен, в случае если:

- доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) по итогам налогового периода составит менее 70%;

- в течение отчетного или налогового периода допущено несоответствие вышеназванным требованиям, установленным п. п. 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ.

Налогоплательщики считаются утратившими право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) несоответствие вышеназванным требованиям. В этом случае субъект обязан после окончания отчетного или налогового периода, в котором допущено указанное нарушение, в течение 15 дней сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения и в течение одного месяца после истечения налогового периода произвести перерасчет налоговых обязательств за весь указанный период по налогам, от уплаты которых был освобожден. При этом налогоплательщик освобождается от штрафов, но с 1 января 2009 г. должен внести пени за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним.

Налогоплательщик, желающий с начала календарного года перейти на иной режим налогообложения, должен уведомить об этом налоговый орган не позднее 15 января текущего года. При этом он лишается на один год права вновь перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.

 

§ 2. Упрощенная система налогообложения

 

Глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ была введена в действие с 1 января 2003 г. Суть данного специального налогового режима заключается в замене наиболее значимых налогов уплатой единого налога.

Субъекты, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности по уплате тех же налогов, что и плательщики ЕСХН. Прочие налоги и сборы уплачиваются ими в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется налогоплательщиками добровольно.

Желающие перейти на данный специальный налоговый режим должны отвечать следующим условиям.

Субъектами данного специального налогового режима могут быть организации и индивидуальные предприниматели.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1) банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды; ломбарды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; нотариусы, занимающиеся частной практикой; адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и иные формы адвокатских образований; бюджетные учреждения и иностранные организации;

2) организации и индивидуальные предприниматели:

а) занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных);

б) занимающиеся игорным бизнесом;

в) перешедшие на уплату ЕСХН;

3) организации:

а) являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

б) имеющие филиалы и (или) представительства.

Приведенный перечень субъектов, которые не вправе применять данный специальный налоговый режим, является закрытым.

Средняя численность работников за налоговый (отчетный) период должна составлять не более 100 человек. Средняя численность определяется за девять месяцев текущего года в порядке, установленном Федеральной службой государственной статистики (Росстатом).

Согласно Приказу Росстата от 12 ноября 2008 г. N 278 средняя численность работников включает в себя среднесписочную численность постоянных работников и внутренних совместителей, среднюю численность внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера <1>.

--------------------------------

<1> См.: Вопросы статистики. 2009. N 4.

 

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором подает заявление о переходе, ее доходы не превысили 45 млн. руб. (без учета НДС) <1>.

--------------------------------

<1> Данный порядок определения предельной величины доходов применяется с 22 июля 2009 г. по 30 сентября 2012 г. В дальнейшем указанная величина должна определяться в соответствии с п. 2 ст. 346.12 НК РФ.

 

Остаточная стоимость подлежащих амортизации, в соответствии с гл. 25 НК РФ, основных средств и нематериальных активов организации не должна превышать 100 млн. руб.

Доля участия других организаций в уставном капитале организации не должна превышать 25%, за исключением:

- организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если при этом средняя численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50% и их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%;

- некоммерческих организаций, в том числе организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" <1>;

--------------------------------

<1> РГ. 1992. 19 июня.

 

- хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.

Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения должно быть подано в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, в котором будет применяться данный специальный налоговый режим. Такое заявление имеет уведомительный характер <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 7 октября 2008 г. N 6159/08 по делу N А65-26301/2006-СА1-29 // Вестник ВАС РФ. 2008. N 12; Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 февраля 2009 г. N А74-254/08-Ф02-512/09 по делу N А74-254/08 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговых органах.

Субъекты, которые перестали до окончания текущего календарного года быть плательщиками ЕНВД, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход. Если налогоплательщик на тот момент уже являлся субъектом упрощенной системы по другим видам деятельности, не подпадающим под уплату ЕНВД, он автоматически (без подачи заявления) становится плательщиком налога, исчисляемого по упрощенной системе налогообложения, по всем видам деятельности.

В случае если налогоплательщик не отвечает хотя бы одному из перечисленных условий, он не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения.

Объектом налогообложения могут быть доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбранный налогоплательщиком объект может изменяться им ежегодно с начала налогового периода при условии уведомления об этом налогового органа до 20 декабря предшествующего года.

Налогоплательщики, являющиеся участниками договора о совместной деятельности (договора простого товарищества) или договора доверительного управления имуществом, должны применять в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (п. 3 ст. 346.14 НК РФ).

Доходы субъекта упрощенной системы налогообложения определяются в том же порядке, что и в целях уплаты ЕСХН, и состоят из доходов от реализации и внереализационных доходов. Для некоторых видов доходов и расходов гл. 26.2 НК РФ установлены особенности их учета. Перечень расходов, учитываемых субъектами упрощенной системы налогообложения, является закрытым и установлен п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Субъекты упрощенной системы налогообложения, так же как и плательщики ЕСХН, применяют кассовый метод признания доходов и расходов.

Налоговой базой в зависимости от выбранного объекта налогообложения является денежное выражение доходов или денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Для субъектов, использующих в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, предусмотрена уплата минимального налога, в случае если сумма исчисленного за налоговый период в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. Сумма минимального налога определяется как 1% налоговой базы, которой являются доходы.

Налоговым периодом является календарный год. Налоговая декларация представляется в налоговый орган только по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта, а индивидуальными предпринимателями - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается не позднее срока подачи налоговой декларации.

Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговая ставка составляет 6%, если предметом налогообложения выбраны доходы. Если предметом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, ставка будет равна 15%, но с 1 января 2009 г. законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

По итогам каждого отчетного периода нарастающим итогом с начала календарного года рассчитываются авансовые платежи, которые уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, предусмотрен особый порядок исчисления налога, который заключается в возможности уменьшения суммы налога (в том числе авансовых платежей) на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, уплаченных за этот же период, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. Сумма налога при этом не может быть уменьшена более чем на 50%.

Налогоплательщики не вправе до окончания налогового периода сменить режим налогообложения. Принудительный переход на иной режим налогообложения предусмотрен для субъектов, доходы которых по итогам налогового или отчетного периода превысили 60 млн. руб. <1> или которые в течение данного периода перестали соответствовать хотя бы одному из вышеназванных условий (кроме третьего и шестого), а также отвечать требованиям п. 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ.

--------------------------------

<1> Данная величина доходов применяется с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г. включительно. С 1 января 2013 г. следует применять предельную величину доходов и порядок ее исчисления, предусмотренные п. 4 ст. 346.13 НК РФ.

 

В таком случае субъект должен сообщить о переходе на иной налоговый режим в налоговый орган в течение 15 календарных дней по истечении отчетного или налогового периода, а также уплатить налоги в соответствии с иным режимом налогообложения с начала квартала, в котором было допущено данное несоответствие. Штрафы и пени за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение данного квартала при этом не взимаются.

С начала календарного года налогоплательщик вправе добровольно сменить режим налогообложения, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения, но при этом теряет право вновь перейти на упрощенную систему в течение одного года, после того как он утратил право на применение данного специального режима.

Субъекты упрощенной системы налогообложения, в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, но должны вести налоговый учет показателей своей деятельности для исчисления налоговой базы и суммы налога в Книге учета доходов и расходов, форма и порядок заполнения которой утверждаются Минфином России <1>. Они обязаны соблюдать действующий порядок ведения кассовых операций и представления статистической отчетности, а также выполнять обязанности налоговых агентов.

--------------------------------

<1> См.: Приказ Минфина России от 31 декабря 2008 г. N 154н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения" // РГ. 2009. 4 марта.

 

С 1 января 2006 г. субъекты Российской Федерации получили право на своих территориях вводить для индивидуальных предпринимателей упрощенную систему налогообложения на основе патента. Перейти на указанную систему налогообложения могут индивидуальные предприниматели, которые привлекают в своей предпринимательской деятельности не более пяти наемных работников <1> и при этом осуществляют виды предпринимательской деятельности, закрытый перечень которых приводится в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ. В перечень включены основные виды бытовых услуг, услуги по обучению и репетиторству, занятие частной медицинской практикой, сдача в аренду квартир и гаражей, услуги переводчика, тренерские услуги, услуги охранников и многие другие.

--------------------------------

<1> Среднесписочная численность работников за налоговый период определяется в порядке, аналогичном применяемому при упрощенной системе налогообложения.

 

Конкретные виды предпринимательской деятельности, по которым разрешается применение данной системы, а также размер потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода <1> по каждому из этих видов предпринимательской деятельности определяются законами субъектов Российской Федерации, вводящими в действие упрощенную систему налогообложения на основе патента.

--------------------------------

<1> Понятие "потенциально возможный к получению доход" раскрыто в § 3 данной главы.

 

Индивидуальные предприниматели вправе по своему выбору применять упрощенную систему налогообложения или упрощенную систему налогообложения на основе патента в случае принятия субъектами Российской Федерации соответствующих законов. При приобретении патента на индивидуальных предпринимателей распространяются все нормы, установленные гл. 26.2 НК РФ для упрощенной системы налогообложения, но с учетом особенностей, предусмотренных ст. 346.25.1 НК РФ.

Патент, удостоверяющий право индивидуального предпринимателя на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента, выдается на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, перечисленных п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ, налоговым органом по месту постановки налогоплательщика на учет на основании заявления, которое подается не позднее чем за один месяц до начала применения данного специального налогового режима. Патент действует только на территории того субъекта Российской Федерации, где был выдан. Налогоплательщик вправе подавать заявления на получение патентов на территориях нескольких субъектов Российской Федерации.

В случае если индивидуальный предприниматель состоит на учете в налоговом органе в одном субъекте Российской Федерации, а заявление на получение патента подает в налоговый орган другого субъекта Российской Федерации, он обязан вместе с заявлением на получение патента подать заявление о постановке на учет в этом налоговом органе.

Патент по желанию индивидуального предпринимателя может выдаваться на период от одного до 12 месяцев. Налоговым периодом считается тот срок, на который выдан патент.

Годовая стоимость патента рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля (6%) установленного по каждому виду предпринимательской деятельности потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

Оплата 1/3 стоимости патента производится в срок не позднее 25 дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента, оставшиеся 2/3 - не позднее 25 дней со дня окончания периода, на который был получен патент. При оплате оставшейся части стоимости патента она подлежит уменьшению на сумму обязательных страховых взносов в порядке, аналогичном применяемому при упрощенной системе налогообложения.

В отличие от субъектов упрощенной системы налогообложения индивидуальные предприниматели - обладатели патента не представляют в налоговые органы налоговую декларацию, но при этом не освобождаются от обязанности ведения налогового учета доходов в порядке, установленном ст. 346.24 НК РФ.

Добровольный переход на иной режим налогообложения возможен только после истечения периода, на который выдан патент. Если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика превысили 60 млн. руб. и (или) в течение налогового периода индивидуальный предприниматель привлек более пяти наемных работников либо не оплатил или оплатил не полностью 1/3 стоимости патента в срок, а также занимался на основе патента видом предпринимательской деятельности, не предусмотренным в законе субъекта Российской Федерации, то он должен перейти на иной режим налогообложения, сообщив об этом в налоговый орган в течение 15 календарных дней с начала применения иного режима налогообложения и заплатив налоги в соответствии с общим режимом налогообложения с начала налогового периода, на который был выдан патент. Уплаченная стоимость (часть стоимости) патента ему при этом не возвращается.

Индивидуальный предприниматель, перешедший с упрощенной системы налогообложения на основе патента на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на данную систему налогообложения не ранее чем через три года после того, как он утратил право на ее применение.

 

§ 3. Система налогообложения в виде единого налога

на вмененный доход для отдельных видов деятельности

 

Система налогообложения в виде ЕНВД была установлена в целях привлечения к уплате налогов лиц, занимающихся теми видами предпринимательской деятельности, в которых контроль за ними затруднен (розничная торговля, общественное питание, бытовое обслуживание и др.). Введение единого налога также должно было упростить порядок исчисления и уплаты налогов для отдельных категорий налогоплательщиков и снизить затраты на налоговое администрирование.

Главной особенностью ЕНВД является то, что он исчисляется не по результатам хозяйственной деятельности, а с потенциально возможного дохода, рассчитываемого по специальной методике с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение этого дохода.

С 1 января 2003 г. вступила в силу гл. 26.3 НК РФ, согласно которой ЕНВД применяется наряду с общей системой налогообложения и иными налоговыми режимами, устанавливается федеральным законодательством и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Субъектами системы налогообложения в виде единого налога являются организации и индивидуальные предприниматели. Переход на данный специальный налоговый режим имеет обязательный характер для налогоплательщиков, осуществляющих определенные гл. 26.3 НК РФ и вышеуказанными нормативными актами виды деятельности.

На уплату единого налога не переводятся субъекты, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, и (или) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25% (за исключением организаций, указанных в подп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ), а также некоторые другие категории налогоплательщиков, перечисленные в подп. 3 - 5 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ.

Субъекты обязаны встать на учет в налоговых органах по каждому месту осуществления указанной деятельности (за исключением видов деятельности, указанных в абз. 3 п. 2 ст. 346.28 НК РФ) в срок не позднее пяти дней с начала ее осуществления. Если субъект осуществляет предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на нескольких внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, где действует несколько налоговых органов, постановка на учет осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении налогоплательщика.

Плательщики единого налога освобождаются от уплаты тех же налогов, что субъекты упрощенной системы налогообложения (табл. 2).

 

Таблица 2

 

ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ
налог на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом налог на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом
НДС в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации
налог на имущество организаций в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД налог на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД
     

 

Если налогоплательщик наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению ЕНВД, осуществляет иные, не подпадающие под уплату единого налога виды предпринимательской деятельности, он исчисляет и уплачивает налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения. В этом случае, а также в случае осуществления подлежащей переводу на уплату ЕНВД предпринимательской деятельности нескольких видов субъект обязан по каждому виду деятельности вести раздельный учет показателей, необходимых для исчисления налога.

Объектом ЕНВД является вмененный доход налогоплательщика, под которым понимается потенциально возможный доход плательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода. Он используется для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Налоговой базой признается величина вмененного дохода в денежном выражении. Она рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Расчет суммы вмененного дохода можно представить в виде формулы:

ВД = БД x (N 1 + N 2 + N 3) x К1 x К2,

где ВД - величина вмененного дохода;

БД - значение базовой доходности в месяц по определенному виду деятельности;

N 1, N 2, N 3 - физические показатели, характеризующие данный вид деятельности (количество работников, автомашин, площадь торгового зала в кв. м и др.), соответственно за каждый месяц квартала;

К1, К2 - корректирующие коэффициенты базовой доходности.

Под базовой доходностью понимается условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности.

Величины базовой доходности за месяц и физические показатели, участвующие в расчете, установлены в п. 3 ст. 346.29 НК РФ в зависимости от осуществляемого вида предпринимательской деятельности.

Корректирующий коэффициент базовой доходности К1 (коэффициент-дефлятор) устанавливается на календарный год и рассчитывается как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары, работы и услуги в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Коэффициент-дефлятор опре



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.237.31 (0.017 с.)