Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава XIX. Правовое регулирование страхового дела

Поиск

 

§ 1. Понятие страхового рынка.

Страхование как экономическая и правовая категории

 

Осуществление страхования обусловлено определенными социально-экономическими потребностями общества. Являясь одним из элементов производственных отношений, страхование создает необходимые условия для проведения предупредительных мероприятий по предотвращению отрицательных последствий воздействия стихийных сил природы и других чрезвычайных событий.

В случае возникновения ущерба от указанных обстоятельств страхование призвано возместить материальные потери, способствуя восстановлению разрушенных, поврежденных производственных сил, компенсируя вред, причиненный в социальной сфере, в том числе и отдельным членам общества.

Объективный характер страхования возлагает на государство обязанность организовать страховое дело, создать в обществе условия для его развития и достижения с его помощью общесоциальных целей и задач. Организация страхового дела основывается на том, что страхование является самостоятельным институтом финансовой системы общества.

Страхование может быть охарактеризовано как экономическая и правовая категория.

Как экономическая категория страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных денежных и материальных фондов, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.

С материальной точки зрения страхование выступает в виде созданных денежных или материальных фондов, которые используются для возмещения ущерба, возникшего в результате стихийных бедствий и других непредвиденных обстоятельств.

Правовое понятие страхования дается в Законе об организации страхового дела в РФ: это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков (ст. 2).

В научной литературе страхование рассматривается не только как экономическая, но и как правовая категория. В этом смысле страхование представляет собой общественные отношения, возникающие при создании и использовании страхового фонда и опосредуемые нормами права.

Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества.

Создание страховых фондов имеет целью гарантировать восстановление нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных обстоятельств, а также оказывает положительное воздействие на укрепление финансов государства, его финансовой системы. Это обусловлено тем, что возмещение ущерба осуществляется главным образом из страховых фондов, а не за счет бюджетных средств, а также тем, что страхование является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.

Страхование - обязательное условие общественного воспроизводства, поэтому, как отмечается в экономической литературе, затраты по обеспечению страховой защиты должны входить в издержки производства. В настоящее время хозяйствующие субъекты не могут все затраты на страхование относить на издержки производства, это является одним из сдерживающих обстоятельств развития современного российского страхового рынка <1>. Учитывая необходимость создания государством комплекса мероприятий, условий для функционирования страхования, целесообразно подробнее остановиться на характеристике страхового рынка.

--------------------------------

<1> См.: Финансы: Учебник / Под ред. С.И. Лумина, В.А. Слепова. М., 2003. С. 547.

 

Страховой рынок представляет собой составную часть финансового рынка страны, так же как страхование выступает, как отмечалось ранее, институтом финансовой системы общества. Страховой рынок представляет собой систему отношений, объективно складывающихся между страхователями, страховщиками, иными субъектами в процессе формирования и распределения целевых страховых фондов, а также государственного регулирования организации страхового дела.

Место страхового рынка в финансовой сфере и потребность его регулирования нормами финансового права обусловлены следующими важнейшими обстоятельствами:

- во-первых, существует объективная потребность в страховой защите, что ведет к образованию страхового рынка в социально-экономической системе общества;

- во-вторых, страхование осуществляется в денежной форме, что объективно связывает его с иными институтами финансовой системы;

- в-третьих, эффективно функционирующий страховой рынок способствует стабилизации денежного обращения в стране.

Рассмотрим эти обстоятельства подробнее.

Объективная потребность возмещения возникающих материальных потерь обусловливает необходимость возникновения соответствующих взаимоотношений между людьми по их предупреждению, предотвращению, преодолению и ограничению. Это, в свою очередь, направлено на обеспечение непрерывного, бесперебойного процесса производства и воспроизводства в обществе, на поддержание стабильного уровня жизни.

Можно сделать вывод, что потребность в страховой защите имеет всеобщий, публичный характер, пронизывает все сферы общественного производства, деятельность всех хозяйствующих субъектов, всего населения, всю социально-экономическую систему общества. Иными словами, страховой рынок взаимосвязан с финансами предприятий, финансами населения, банковской системой, государственными финансами, муниципальными финансами. Перечисленные институты выступают в возникающих страховых отношениях в качестве страхователей, выгодоприобретателей.

Помимо воздействия на общественное воспроизводство страховой рынок оказывает влияние на финансовые потоки, поскольку страховые фонды формируются за счет перераспределения финансов хозяйствующих субъектов, граждан; в свою очередь страховые фонды размещаются в иных институтах финансовой системы, обслуживают инвестиционную и иные виды деятельности различных субъектов. Проведение страховщиками страховой, инвестиционной деятельности, необходимость размещения страховых фондов, уплаты налогов связаны с отчислением в бюджеты, внебюджетные государственные фонды соответствующих платежей.

Экономисты отмечают не только основы взаимодействия и взаимосвязи различных институтов финансовой системы, но и конкуренцию в привлечении свободных денежных средств населения и организаций <1>.

--------------------------------

<1> См.: Финансы: Учебник / Под ред. С.И. Лумина, В.А. Слепова. С. 547.

 

Страховой рынок как институт финансового рынка и страхование как самостоятельный институт финансовой системы осуществляют следующие основные функции:

1) предупредительную - связана с возможностью проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления возможных убытков страхователей;

2) восстановительную или компенсационную (защитную) - заключается в том, что в случае наступления страхового случая и выплаты определенной, обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение убытков, понесенных страхователем;

3) сберегательную - направлена на сохранение страховых взносов в течение длительного периода. В отличие от банковской системы, для которой также характерна сберегательная функция, страховщики выплачивают не регулярные доходы владельцам вкладов, а только разовые компенсации. Одновременно данная функция состоит в постоянном увеличении финансовых возможностей, стабильности страхового рынка;

4) контрольную - проявляется в том, что страховые платежи аккумулируются в страховые фонды на строго определенные цели, должны использоваться только в конкретных случаях и строго определенным кругом субъектов, участвовавших в формировании страховых резервов;

5) инвестиционную - связана с размещением страховщиками временно свободных денежных средств страховых фондов в ценные бумаги, депозиты банков и т.д.

- В соответствии со ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Страхование, как уже отмечалось, наряду с другими мерами призвано предотвращать и ликвидировать отрицательные последствия чрезвычайных обстоятельств. Эта важная сфера деятельности в России основывается на соответствующей правовой базе, которая включает в себя значительное количество различных нормативных актов, в своей совокупности образующих страховое законодательство. Содержащиеся в нем нормы права образуют комплексный правовой институт - страховое право. Нормы страхового права регулируют общественные отношения, складывающиеся в процессе создания и использования специальных страховых фондов денежных средств.

Разнообразие и сложность названных общественных отношений обусловили необходимость их правового урегулирования нормами различных отраслей права, таких как административное, финансовое, гражданское, социального обеспечения и др.

Источниками страхового права являются нормативные правовые акты разного уровня и, как отмечалось, ряда отраслей российского законодательства, что также обусловлено комплексным характером данного института.

К важнейшим нормативным актам, регулирующим страхование и являющимся основными в системе страхового законодательства, относятся:

- ГК РФ (ст. ст. 927 - 970);

- Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "О страховании" <1> в редакции Федерального закона от 31 декабря 1997 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О страховании" <2>, с последующими изменениями и дополнениями;

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 56 (документ утратил силу).

<2> СЗ РФ. 1998. N 1. Ст. 4.

 

- Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" <1>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3803.

 

- Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" <1>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3686.

 

- Закон об обязательном пенсионном страховании в РФ;

- Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 52 (ч. I). Ст. 5029.

 

В названных законодательных актах раскрываются такие основные понятия и категории страхования, как "страхователь", "страховщик", "страховой риск", "страховой случай", "страховая сумма", "страховая выплата", "страховая премия", "страховой взнос", "тариф", "договор страхования" и др.

В настоящее время также действует ряд законов, в которых закреплен правовой статус различных категорий граждан, осуществляющих определенные виды профессиональной деятельности. В названных актах, например, в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" <1>, содержатся нормы, гарантирующие страховую охрану их жизни и здоровья (военнослужащие, сотрудники налоговых, таможенных, правоохранительных органов и др.).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1474.

 

Нормы, регулирующие страховые отношения, содержатся и в таких законах, как Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" <1>, Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" <2>, Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <3> и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3400.

<2> СЗ РФ. 1998. N 44. Ст. 5394.

<3> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

 

Отношения по страхованию регулируются и иными законодательными актами, например, Кодексом торгового мореплавания РФ (гл. XV - о страховании от имущественных потерь); страхование банковских вкладов регулируется ст. ст. 38 и 39 Закона о банках; медицинское страхование регулируется Законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"; в целом обязательное социальное страхование осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования".

Источником правового регулирования страхования являются и указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Помимо названных актов высших органов государственной власти страховая деятельность регламентируется актами Минфина России, например, Приказом от 8 августа 2005 г. N 100н "Об утверждении Правил размещения страховщиками страховых резервов" <1>, инструкциями Минфина России, нормативными актами ЦБ РФ по регулированию страховой деятельности в сфере валютных отношений; продолжают действовать инструкции Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзора) и др.

--------------------------------

<1> БНА РФ. 2005. N 36.

 

Порядок страхования отдельных категорий работников регламентируется также нормативными актами отраслевых министерств и ведомств, например, Приказом МВД России от 16 декабря 1998 г. N 825 "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России" <1>, Приказом директора ФСБ России от 21 сентября 2009 г. N 477 "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих органов Федеральной службы безопасности и граждан, призванных на военные сборы" <2>.

--------------------------------

<1> БНА РФ. 1999. N 7.

<2> БНА РФ. 2009. N 50.

 

В результате воздействия указанных нормативных правовых актов на общественные отношения в сфере страхования они приобретают форму страхового правоотношения.

 

§ 2. Понятие страхового правоотношения.

Виды страхования

 

Понятие страхования, как отмечалось ранее, содержится в Законе об организации страхового дела в РФ, в соответствии с которым страхование представляет собой отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. Помимо страхования в законодательстве содержатся понятия "сострахование" и "перестрахование".

Под сострахованием понимается страхование одного и того же объекта страхования несколькими страховщиками по одному договору страхования.

Под перестрахованием понимается деятельность по защите одним страховщиком (перестраховщиком) имущественных интересов другого страховщика (перестрахователя), связанная с принятием последним по договору страхования (основному договору) обязательств по страховой выплате.

Возникающие в процессе страхования, сострахования, перестрахования общественные отношения регулируются нормами права и приобретают форму правоотношения, субъекты которого обладают юридическими правами и обязанностями.

Страховые правоотношения возникают между различными субъектами. Закон об организации страхового дела в РФ относит к участникам названных отношений:

- страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей;

- страховые организации;

- общества взаимного страхования;

- страховых агентов, страховых брокеров;

- страховых актуариев;

- орган страхового надзора (федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление государственного надзора за деятельностью субъекта страхового дела).

Страховыми организациями - страховщиками, в соответствии с законом, могут быть как государственные, так и негосударственные юридические лица, созданные для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования на основании соответствующей лицензии (разрешения), предоставляющей право заниматься страховой деятельностью на территории Российской Федерации.

Страховщики выполняют следующие функции:

- осуществляют оценку страхового риска;

- получают страховые премии (страховые взносы);

- формируют страховые резервы;

- инвестируют активы;

- определяют размер убытков или ущерба;

- производят страховые выплаты;

- осуществляют иные действия, связанные с исполнением обязательств по договору страхования.

Юридические и физические лица для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом "О взаимном страховании" (о чем будет сказано в следующем параграфе).

Страховые агенты - граждане Российской Федерации, осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора, или российские юридические лица (коммерческие организации), представляющие страховщика в отношениях со страхователем по поручению страховщика в соответствии с предоставленными полномочиями.

Страховые брокеры - граждане Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, или российские юридические лица (коммерческие организации), представляющие страхователя в отношениях со страховщиком по поручению страхователя или осуществляющие от своего имени посредническую деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования или договоров перестрахования.

Страховые актуарии - граждане Российской Федерации, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных счетов.

Страховщики по итогам каждого финансового года обязаны проводить актуарную оценку принятых страховых обязательств (страховых резервов). Полученные результаты страховщики должны представлять в орган страхового надзора.

Общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии являются субъектами страхового дела, и их деятельность также подлежит лицензированию.

Предметом непосредственной деятельности страховщиков не может быть производственная, торгово-производственная и банковская деятельность.

Страхователями могут быть юридические и дееспособные физические лица. Страхователь вправе заключить со страховщиком договор о страховании третьих лиц в пользу последних (застрахованные лица).

- В страховых правоотношениях может участвовать и выгодоприобретатель, когда страхователь при заключении договоров страхования назначит физическое или юридическое лицо для получения страховых выплат.

Объектами страхования, в соответствии с Законом об организации страхового дела в РФ, являются не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы.

К объектам страхования ст. 4 Закона об организации страхового дела в РФ относит следующие.

Объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные:

1) с достижением гражданами определенного возраста, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);

2) причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).

Объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные:

1) с владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);

2) обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности);

3) осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).

В соответствии со ст. 928 ГК РФ не допускается страхование противоправных интересов, убытков от участия в играх, лотереях и пари, а также расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников. Пунктом 3 ст. 4 Закона об организации страхового дела в РФ это положение уточнено и подчеркивается, что "страхование противоправных интересов, а также интересов, которые не являются противоправными, но страхование которых запрещено законом, не допускается".

- Страховое законодательство предусматривает несколько видов страхования. При классификации страхования могут быть использованы разнообразные критерии.

Российским законодательством предусмотрено две формы страхования:

1) обязательное (в силу закона);

2) добровольное (в силу соглашения).

Обязательное страхование может осуществляться как за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации (обязательное государственное страхование), так и за счет страхователей.

Добровольное страхование возникает на основании договора имущественного или личного страхования, заключаемого гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).

По объекту страхования оно делится:

1) на имущественное страхование (страхование материальных ценностей, страхование гражданской ответственности, страхование предпринимательских рисков);

2) личное страхование (страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).

В целом в соответствии с классификацией видов страхования, предусмотренной ст. 32.9 Закона об организации страхового дела в РФ, предусмотрено 23 различных вида страхования, к которым, в частности, отнесено:

- страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;

- пенсионное страхование;

- страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика;

- страхование от несчастных случаев и болезней;

- медицинское страхование;

- страхование средств наземного, железнодорожного, воздушного, водного транспорта;

- страхование грузов;

- страхование имущества юридических лиц;

- страхование гражданской ответственности владельцев различного вида транспортных средств;

- страхование предпринимательских рисков;

- страхование финансовых рисков и др.

Данный перечень имеет большое значение, поскольку лицензии страховщикам выдаются только на проведение конкретных видов страхования. Этот перечень видов страхования является исчерпывающим, что означает недопустимость осуществления иных видов страхования, не предусмотренных законом.

В целях создания стабильного страхового рынка, способствующего выполнению общесоциальных целей и задач по защите граждан и организаций от наступления неблагоприятных последствий, государство, уполномоченные им органы власти осуществляют особый вид деятельности - регулирование страхового дела.

 

§ 3. Государственное регулирование страховой деятельности

 

Формирование в обществе страхового рынка предполагает осуществление страховой деятельности.

Под страховой деятельностью (в законодательстве отождествляется с понятием страхового дела) понимается одно из направлений финансовой деятельности в сфере функционирования страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, перестрахованием.

На государство возлагается организация страхового дела, целью которой является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.

Для достижения указанной цели государству необходимо решить следующие задачи:

- проведение единой государственной политики в сфере страхования;

- установление принципов страхования и формирования механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации.

В целом организаторская деятельность государства должна быть направлена на обеспечение надежной и финансово устойчивой системы страхования, на повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности, а также на развитие сотрудничества с международным страховым рынком.

Государственное регулирование страховой деятельности должно обеспечить выполнение названных выше мер и действенный контроль страхового сектора экономики. Оно должно осуществляться по следующим направлениям:

- прямое участие государства в становлении страховой системы;

- законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка;

- совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью.

Прямое участие государства в становлении страховой системы предполагает, в частности:

- обеспечение за счет бюджетных средств программ обязательного государственного страхования;

- повышение роли государственных страховых компаний в реализации государственной политики в области страхования;

- предоставление дополнительных гарантий при размещении средств страховщиков, аккумулируемых в рамках приоритетных видов страхования, в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом;

- формирование целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.

Реализация подобных мер возложена в первую очередь на Федеральную службу страхового надзора, находящуюся в ведении Минфина России, действующего совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Федеральная служба страхового надзора наделена следующими полномочиями:

- выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности;

- ведет единый Государственный реестр страховщиков, объединений страховщиков и реестр страховых брокеров;

- осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспеченностью платежеспособности страховщиков;

- устанавливает правила формирования и размещения страховых резервов;

- разрабатывает нормативные акты и методические документы по вопросам страхования;

- обобщает практику страховой деятельности.

Важнейшим проявлением государственного регулирования страховой деятельности является ее лицензирование, осуществляемое на основе и в соответствии с Законом об организации страхового дела в РФ, а также с подзаконными актами.

Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования не требуют получения лицензии.

Выдаваемая на осуществление страховой деятельности лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение названной деятельности на территории страны при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.

Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничений по сроку действия, если это специально не предусмотрено при ее выдаче. Лицензии выдаются на проведение добровольного и обязательного страхования, а также перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности. Лицензии выдаются на проведение тех видов страхования, которые перечислены, как отмечалось ранее, в ст. 32.9 Закона об организации страхового дела в РФ.

Для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию страховщики формируют страховые резервы, средства которых используются исключительно для осуществления страховых выплат. Страховые резервы не подлежат изъятию в бюджет. Страховщикам предоставлено право инвестировать и иным образом размещать средства страховых резервов в порядке, установленном нормативно-правовым актом органа страхового надзора.

Под размещением страховых резервов понимаются активы, принимаемые в покрытие (обеспечение) страховых резервов.

Активы, принимаемые в покрытие страховых резервов, должны удовлетворять условиям диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

В покрытие страховых резервов принимаются следующие виды активов:

1) государственные ценные бумаги Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги;

2) векселя банков;

3) акции, облигации, жилищные сертификаты, не перечисленные выше;

4) банковские вклады (депозиты), в том числе удостоверенные депозитными сертификатами, в банках-резидентах;

5) инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов;

6) доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере;

7) недвижимое имущество, расположенное на территории Российской Федерации;

8) доля перестраховщиков в страховых резервах;

9) депо премий по рискам, принятым в перестрахование;

10) дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых посредников;

11) денежная наличность в рублях;

12) денежные средства или иностранная валюта на счетах в банках-резидентах;

13) слитки золота и серебра, находящиеся на территории Российской Федерации, и др. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Приказ Минфина России "Об утверждении Правил размещения страховщиками средств страховых резервов".

 

После регистрации и выдачи лицензии на проведение страховой деятельности государство в лице уполномоченных органов осуществляет постоянный надзор за деятельностью страховщиков.

Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками страховых отношений, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.

Страховой надзор включает в себя:

1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев, ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверностью представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности и др.

Федеральная служба страхового надзора имеет право:

- получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности и информацию об их финансовом положении;

- осуществлять проверку соблюдения страховщиками страхового законодательства и достоверности представляемой ими отчетности;

- при выявлении нарушений страховщиками страхового законодательства давать предписания по их устранению. В случае невыполнения указанных предписаний Федеральная служба страхового надзора (ФССН) имеет право приостанавливать или ограничивать действие лицензии страховщика вплоть до устранения выявленных нарушений либо отозвать лицензию.

Этому же органу принадлежит право на обращение в арбитражный суд с исками о ликвидации страховщиков, неоднократно нарушавших страховое законодательство.

На систему страхования распространяется требование обязательного аудита страховых организаций, которое установлено Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

Минфин России постоянно взаимодействует с различными органами, в том числе:

- с правоохранительными - в целях пресечения фактов мошенничества в сфере страхования;

- с органами, осуществляющими антимонопольную политику;

- с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в целях выработки единых методических принципов организации и осуществления страхового дела и недопущения принятия на региональном уровне решений, не соответствующих действующему законодательству;

- с органами страхового надзора зарубежных стран;

- со Всероссийским союзом страховщиков и с другими профессиональными объединениями страховщиков.

 

§ 4. Финансово-правовое регулирование

обязательного страхования

 

Обязательное страхование - одна из форм страхования, при которой страховые отношения возникают в силу закона. Обязательное страхование подразделяется на государственное, регулируемое специальным законодательством Российской Федерации, и социальное, правовую основу которого образуют в первую очередь Федеральные законы: "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "Об основах обязательного социального страхования", Закон об обязательном пенсионном страховании РФ и иные нормативные акты.

Возникающие при обязательном социальном страховании общественные отношения являются одновременно предметом трудового права, права социального обеспечения, а также финансового права.

Финансово-правовое регулирование в сфере обязательного страхования обусловлено тем, что:

1) именно государство в законодательном порядке устанавливает виды, условия обязательного страхования;

2) государство определяет бюджетные источники выплат страховых возмещений;

3) государство или выступает одной из сторон данных отношений, или осуществляет государственный надзор за выполнением требований закона страховщиком и страхователем;

4) регулирование отношений по обязательному страхованию осуществляется государством с использованием императивного метода, что является характерным для финансового права;

5) законодательно устанавливаются тарифы страховых взносов, платежей;

6) государство определяет порядок формирования, размещения и расходования соответствующих страховых фондов в публичных целях.

Цель финансово-правового регулирования данных отношений заключается в обеспечении, с одной стороны, автономности финансовой системы обязательного социального страхования, а с другой стороны, включенности системы обязательного социального страхования в финансовую систему государства, гарантированности государством соблюдения прав застрахованных лиц.

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

- устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных г



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.112 (0.015 с.)