Специфические и базовые черты внешней политики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфические и базовые черты внешней политики



Можно выделить некоторые специфические и базовые черты внешней политики. Одной из ее важнейших черт является выработка и реализация целей внешнеполитической деятельности. Конечно, формулирование программ и организация политических действий всегда обусловлены конкретной ситуацией на международной арене. Например, успехи советской внешней политики времен перестройки во многом связаны с провозглашенным принципом деидеологизации внешней политики.

Одной из черт, характеризующих внешнеполитическую деятельность государства, как уже отмечалось, является способность этого государства поддерживать политическую стабильность на должном уровне внутри государства. Взаимосвязи и взаимозависимости внутренней и внешней политики распространяются практически на все сферы общественной жизни, будь то экономика, культура, наука. Поэтому очевидна и обратная связь воздействия внутренней политики на внешнюю. Эффективная внешняя политика способна активно влиять на реализацию целей внутренней политики. Внутренняя политика каждого государства не только определяет направления, но и обеспечивает средства реализации внешней политики. Последняя не только служит целям внутренней политики, но и осуществляет ее корректировку в соответствии с международным условиями. Следует помнить при этом, что первенство внутренней политики над внешней является следствием примата внутренних функций государства над его внешними функциями.

Сущность внешнеполитической деятельности государства нельзя рассматривать в отрыве от характера международных отношений. Особенности характера международных отношений, в которых осуществляется внешнеполитическая деятельность государств, могут выглядеть следующим образом.

Международные отношения охватывают весьма широкую, а поэтому трудную для понимания область явлений и процессов, полное познание которых, теоретическое упорядочение и анализ их взаимосвязей при нынешнем состоянии знаний и несовершенстве научного аппарата почти невозможны.

В международной жизни – в отличие от других проявлений общественной жизни – нет центрального ядра власти и управления, а наличествует полицентризм и полииерархия, в рамках которой весьма большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы. Какие-либо закономерности или повторяемость трудноуловимы.

У исследователя международных отношений нет полного доступа к широкой и объективной информации, особенно в области политической и стратегической, в которых большую роль играют соображения безопасности и тайна дипломатии.

В международной жизни – в отличие от внутренней жизни государств – выступает перевес гетерогенных факторов над факторами объединяющими, что в итоге затрудняет систематическое описание и обобщение международных явлений и процессов и выяснение причинно-следственной деятельности государств.

В сфере действий факторов (действующих единиц) международных отношений очень большую роль играют одновременность многих интеракций (взаимодействий) и случайные события, что, вместе взятое, затрудняет анализ и оценку целевых действий и предвидение их последствий.

Виды внешней политики

Реализация внутренних функций государства приобретает различные форма в зависимости от складывающихся обстоятельств на международной арене. Можно выделить некоторые виды внешней политики, характерные для тех или иных государств в современных условиях.

Одним из таких видов является пассивная внешняя политика, которая присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре. Агрессивная внешняя политика заключается в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить (посредством внешней политики) или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства. Активная внешняя политика заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой. Консервативная внешняя политика заключается в активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой. Такая политика характерна для некоторых бывших супердержав. В качестве примера можно привести действия Великобритании в ответ на аргентинское вторжение в 1984 г. на Фолькленды-Мальвины.

Внешняя политика призвана регулировать взаимоотношения между государствами и народами, курс того или иного государства, его представителей на международной арене, направленный на достижение национально-государственных интересов. Для определения сущности внешнеполитического курса любой страны крайне необходим учет господствующих внутренних социальных отношений. Будучи "перенесенными" на международную арену в лице государства, они становятся государственной внешней политикой, направленной на сохранение и упрочение данной структуры общественных отношений и форм собственности. Любое государство стремится к тому, чтобы превратить свою международную политику в важный инструмент укрепления своих позиций и достижения своих классовых целей. В основе внешней политики любого цивилизованного государства лежат национальные интересы. Внешняя политика тем самым выражает национальные интересы на международной арене, избирает адекватные средства и методы их реализации.

Основными субъектами внешней политики являются:

· Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

· Неправительственные организации, так называемая "народная дипломатия", которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

Успех внешней политики зависит от объективности и реальности отражения насущных общественных интересов, а также от адекватно выработанных средств и методов реализации этих интересов и достижения поставленных целей.

Цели внешней политики

Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств: социально-политического устройства государства, формы правления, политического режима, уровня социально-экономического развития, участия в международных организациях и, прежде всего, военно-политических блоках, политической динамики государства, уровня политической культуры и т.д. Основными целями внешней политики государства можно назвать: повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства, обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности, недопустимость вмешательства во внутренние дела извне, повышение престижа и роли государства в международных отношениях, защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире. Все перечисленные цели тесно взаимосвязаны между собой. Успешная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных.

Цели внешней политики весьма разнообразны. Их формулирование и разработка обусловлены различными обстоятельствами: социально-политическим устройством страны, формами правления, уровнем развития экономики, союзами с другими государствами. Можно выделить следующую группу целей внешнеполитической деятельности современных государств. Это - обеспечение национальной безопасности, возрастание экономического и политического могущества государства, укрепление его международных позиций.

Укрепление национальной безопасности – одна из важнейших задач государства. В периоды наибольшей угрозы национальной безопасности государства обычно подчиняют все другие цели обеспечению своей безопасности с тем, чтобы создать эффективные гарантии от любой внешней угрозы. В истории государств немало примеров, иллюстрирующих эту закономерность. Классическим примером является Великая Отечественная война СССР против гитлеровского фашизма.

Одной из важнейших целей внешней политики государства является обеспечение роста его экономического и политического потенциала. Отстаивание национальных интересов тесно связано с обеспечением оптимальных условий функционирования государства. Могущество государства зависит от его внутренней политической стабильности, способности регулировать противоречия различных слоев общества. Государство через свою внешнюю политику может способствовать эффективному экономическому развитию страны, повышению уровня жизни населения. Государство способно приумножить свое национальное достояние через участие в различных экономических и политических группировках.

Важной задачей государства является создание позитивного международного имиджа, престижа и прочных международных позиций среди государств мирового сообщества. Перечисленные цели внешней политики тесно взаимосвязаны. Так, формирование положительного имиджа страны на международной арене невозможно без реализации двух предыдущих целей. Например, политическая дестабилизация общества серьезно подрывает национальную безопасность государства, ослабляет его международные позиции. Понятно, что достигнуть идеального состояния, при котором обеспечивается оптимальная реализация всех целей государства, весьма трудно, а порой и просто невозможно. Необходимо также помнить, что цели внешней политики всегда являются производными от экономического потенциала страны, уровня развития демократии и политической культуры. Поэтому рациональная внешняя политика всегда состоит в поиске баланса условий, при которых отсутствие успехов в реализации целей на одном из направлений политики компенсируется достижениями на других направлениях.

Функции внешней политики

Внешняя политика выполняет некоторые принципиальные функции. Среди них выделяются охранительная и информационно-представительская.

Охранительная функциясвязана с охраной прав и интересов данной страны и ее граждан за границей. Ее назначение состоит также в приспособлении национальной внешнеполитической стратегии к полистратегиям систем государств. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мирного политического решения возникающих спорных проблем. Угрозу для государства могут представлять снижение имиджа в глазах мирового сообщества, появление территориальных претензий со стороны соседних государств, поддержка сепаратистских движений в собственной стране со стороны иностранных государств. Эффективная реализация данной функции зависит от способности государства и соответствующих органов и институтов определить потенциальные источники угрозы и не допустить нежелательного течения событий. Институтами, способствующими реализации охранительной функции, являются посольства, консульства, представительства, культурные центры. Специфические задачи охранительного порядка реализуют также разведка и контрразведка.

Информационно-представительская функция находит свое выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе. Эти органы информируют свое правительство о намерениях иных правительств, обеспечивают контакты данного государства с другими странами. Эти органы проводят анализ полистратегической обстановки по конкретным вопросам. Представительская функция реализуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы сформировать благоприятные условия для решения внешнеполитических задач. Успешное осуществление данной функции уменьшает возможности ошибочных решений во внешней политике, смягчает негативные последствия дисфункциональных факторов. Информационно-представительская функция реализуется в рамках культурных и научных обменов, деятельности центров культуры иностранных государств и т.п.

Функции внешней политики заключаются также в инициативных организаторских действиях, направленных на поиски выгодных контактов и создание благоприятных внешнеполитических условий деятельности государства. Существенное значение для реализации этих функций имеет деятельность центральных органов внешней политики (МИД, посольств).

Регулирующие функции внешней политики необходимы для того, чтобы ликвидировать нарушения равновесия в системе внешнеполитических связей. В процессе реализации внешнеполитической деятельности органов государства проявляется гибкость политической стратегии государства. Жесткая политическая система всегда реагирует на нарушение внешнеполитического равновесия незначительным количеством реакций, свобода выбора решений невелика. Мобильность политической системы зависит от многих факторов, в том числе исторического опыта системы, основных свойств ее структуры. В процессе негоциаторной деятельности проявляется качество дипломатии, осуществляется приспосабливание средств внешней политики к ее целям.

Указанные выше функции внешней политики имеют универсальный характер. Универсальность возникает вследствие того, что все подсистемы внешней политики тесно взаимосвязаны, и ни одна функция в отдельности не может удовлетворить потребности государства в достаточной степени.

Средства внешней политики

Существенным элементом процесса внешнеполитической деятельности является выбор средств и оценка их результативности. Выбор средств внешней политики обычно свидетельствует о ее рациональности и эффективности. Осуществляя внешнюю политику, государство обычно применяет многие средства. Сгруппировать их можно следующим образом: информационно-пропагандистские средства, политические, экономические, военные. Информационно-пропагандистские средства (или идеологические) играют важную роль в адаптации государства к сложным полииерархическим международным структурам в области средств массовой информации, деятельности культурных центров и др. В международных системах пропагандистские средства проявляются скрытно и неравномерно в зависимости от международной обстановки. Политические средства внешней политики используются, прежде всего, в целях дипломатических отношений. Дипломатия осуществляется в форме переговоров, переписки, повседневного представительства государства за границей, участия в международных организациях.

Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны как для решения внутренних проблем, так и для воздействия на политику иных государств. Экономическая мощь страны является особо важным средством внешней политики, определяющим позиции и место государства в мировом сообществе. Государство, обладающее сильной экономикой, имеет и прочные международные позиции. Важными средствами внешней политики являются также сырьевая база государства, внешняя торговля, лицензионная политика. В международной практике широко используются такие средства внешней политики, как эмбарго или режим наибольшего благоприятствования в торговле.

Военными средствами внешней политики принято считать военную мощь государства, т.е. численность армии, виды вооружений, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства часто используются в целях оказания косвенного давления на иные страны. Формами давления могут быть учения, парады, маневры, испытания новых видов оружия.

Помимо означенной типологии иногда выделяют также средства внешней политики, которые можно определить как устойчивые (территория, климат, природные ископаемые, геополитическое положение) и переменные (направления и концепции внешней политики, политические лидеры, политическая культура, политическая система и др.).

При исследовании проблем принятия внешнеполитических решений используются два подхода:

· За основу принимаются только решения, принимаемые в рамках политической системы данного государства при учете использования их специфики в международных отношениях.

· За основу принимаются процессы принятия решений в международных организациях при учете национальной специфики государства.

Исходя из этих подходов, можно прийти к выводу, что внешняя политика государства должна рассматриваться на двух уровнях:

1) как элемент в иерархически организованной политической системе государства, где решения принимаются центрами государственной власти и обязательны для исполнения адресатами, в том числе аппаратом государства;

2) как элемент в полииерархических международных системах, где отсутствуют центры власти и решения принимаются суверенными субъектами права (государствами), которые не имеют обязательной силы, как это имело бы место в рамках отдельного государства.

Внешняя политика, являясь продолжением внутренней политики, зависит от множества факторов, выполняет в обществе разнообразные функции и использует различные средства для достижения своих целей. Она направлена на создание наиболее благоприятных условий для решения внутриполитических задач и укрепление международных позиций государства.

Развитие международных отношений, практическая реализация внешней политики во многом зависит от деятельности международных объединений и организаций. Международные организациипостоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, создаваемые на основе международного соглашения (устава, статуса или иного конституционного документа) в целях содействия решению международных проблем.

Планы создания подобных организаций выдвигались, начиная с глубокой древности. Однако первые международные организации появились лишь в XIX в. Особенно быстро они начали создаваться после второй мировой войны. В современных условиях их количество огромно.

Международные организации подразделяются на межправительственные, создаваемые на основе многосторонних международных договоров и объединяющие государства (ООН, ЮНЕСКО, МСС, ОАЕ и др.), и неправительственные, включающие национальные общественные организации (ВПФ), частных лиц (Совет Пагуошского движения), города (Всемирная федерация породненных городов), научные учреждения (Международный совет научных союзов) и др. объединения. Подразделяются они также на всемирные и региональные.

Международные организации являются важных субъектом международных отношений и оказывают в последние годы все большее влияние на мировой политический процесс в целом.

Контрольные вопросы и задания по лекции №12:

1. Дайте определение международных отношений и назовите их основные особенности.

2. Какие уровни международных отношений выделяются в современной политической теории и практике?

3. Назовите основные виды международных отношений.

4. Перечислите основные характеристики внешней политики.

5. Каковы специфические и базовые черты внешней политики?

6. Назовите виды внешней политики и основных ее субъектов.

7. Какие средства используются при реализации внешней политики?

8. Какие типы международных организаций существуют в современной системе международных отношений?

Литература

[15, 20, 41, 44, 50, 68, 77, 79, 98]

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Абсентеизм - равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней. Концентрированное выражение получает в уклонении избирателей от участия в голосовании на выборах разного уровня.
Авторитаризм - неограниченная власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, сохраняющих автономию личности и общества во внешнеполитических сферах.
Активистская культура - тип культуры, характеризующейся ориентацией личности на политическую систему и на активное участие в политической жизни общества. Граждане не только подчиняются решениям власти, но и сами принимают участие в процессах выработки, принятия и выполнения этих решений.
Активное избирательное право - установленное законом право гражданина лично участвовать в выборах, это право избирать.
Альтернативные движения - новые общественные движения, стремящиеся найти оригинальные решения актуальных проблем, отличные от подходов, предлагаемых традиционными социальными организациями (партиями и профсоюзами). Возникли в Западной Европе в 70-х годах ХХ века, затем в других странах, разнородны по социальному составу и проблематике. Многие альтернативисты - сторонники «третьего пути» развития, противопоставляемого как капитализму, так и социализму.
Анархизм - политическое течение, ставящее целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободой и добровольной ассоциацией граждан. Сложился в 40-70-х годах XIX века в Западной Европе.
Бюрократия - система управления, осуществляемая с помощью аппарата власти, а также слой людей, связанных с этой системой.
Власть - особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Власть - реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам и личности.
Всеобщее избирательное право - право всех взрослых граждан участвовать в избрании выборных государственных органов, за исключением лиц, признанных судом недееспособными, а также лиц, содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы.
Глобальные проблемы - проблемы, возникающие в результате мощного развития производственных сил в условиях научно-технической революции, нарушающие баланс между обществом и природой, угрожающие разрушением человеческой цивилизации. Их решение возможно лишь при сочетании национальных усилий с деятельностью эффективной системы международного сотрудничества.
Государственная власть - высшая форма выражения политической власти, реализуемая посредством монопольного права издавать законы, обязательные для всего населения, управленческо-организационного и специального аппарата принуждения, а также особого слоя лиц - профессиональных управленцев.
Государство - организация, система учреждений, обладающая верховной властью на определенной территории. Государство - основной институт политической системы общества.
Гражданские инициативы - форма спонтанной коллективной самоорганизации граждан для взаимопомощи или защиты своих интересов от властей. Основаны на личных контактах, добровольности, занимаются проблемами жилья, транспорта, культуры, городского развития, воспитания, образования, экологии и т.д.
Гражданские (личные) права - естественные, неотъемлемые права человека, призванные гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защищать личность от произвола со стороны власти и других людей. К гражданским правам обычно относят право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободу передвижения и выбора места жительства, в том числе право покидать любое государство, включая собственное, и возвращаться в свою страну, право на справедливый суд.
Гражданское общество - многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Гражданское общество - продукт буржуазной эпохи, результат превращения индивидов из подданных государства в свободных граждан-собственников.
Группы давления - организации самого разного типа (предпринимательские, профсоюзные, религиозные и др.), члены которых, не претендуя на высшую политическую власть, пытаются влиять на нее для обеспечения своих специфических интересов.
Гуманизация политики - придание политике гуманистической направленности, т.е. ориентация на реализацию человеческих интересов и ценностей.
Демократия - форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника и субъекта власти.
Двухпартийная система - существование среди множества партий двух партий, каждая из которых в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и создать правительство, становясь правящей партией, а другая партия в этот период становится оппозиционной.
Избирательная система - совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования.
Избирательное право - система государственно-правовых норм, регулирующая условия и порядок проведения выборов в представительные учреждения и занятие выборных государственных должностей.
Институционализация - превращение какого-либо политического явления или движения в организованное учреждение, упорядоченный процесс с определенной структурой отношений , иерархией власти, дисциплиной, правилами поведения.
Кадровые партии - партии, объединяющие в своих рядах небольшое число профессиональных политиков и известных общественных деятелей и опирающиеся на финансовую поддержку состоятельных слоев общества.
Контрреволюция - политическое движение, руководимое отстраненными от власти группами, их представителями или людьми, порвавшими с революцией, целью которого является свержение новой элиты, для чего обычно используется вооруженное насилие.
Консерватизм - социально-политическое течение, ориентированное на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей, отрицание революционных изменений, недоверие к народным движениям. Сформировалось после Великой французской революции как итог критической оценки ее опыта и результатов.  
Конфедерация - постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Конфедерации характеризуются неустойчивостью и обычно либо эволюционируют в федерацию, либо распадаются.
Куль личности - единовластие тоталитарного типа, крайняя, максимально завышенная оценка функции и роли политического лидера в истории, его возвеличивание и даже обожествление.
Культурные права - права, призванные гарантировать духовное развитие человека. Они включают право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества и др.
Легитимность - принятие населением власти, признание ее права управлять, согласие большинства подчиняться этой власти. Легитимность связана с верой большинства граждан в то, что существующий порядок является наилучшим, с консенсусом общества по основным политическим ценностям.
Либерализм - в широком значении - это интеллектуальная и нравственная установка на признание политических и экономических прав индивида в пределах, ограниченных законом. В этом значении либерализм стал доминирующим типом политической культуры Запада. В более узком значении - идеология и политика либеральных партий, ориентированных на рынок, свободную конкуренцию при минимально необходимой регулирующей роли государства. Сложился в эпоху революций XVII-XVIII вв.
Лидер - лицо, способное воздействовать на других в целях совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.
Лоббизм - осуществление закулисной парламентской деятельности, в ходе которой влиятельные дельцы и политики-лоббисты стремятся оказать нажим на законодателей с целью отстоять выгодный определенным группам законопроект. В США с 1946 г. лоббизм регистрируется и находится под финансовым контролем.
Мажоритарная система - вид избирательной системы, в основе которой лежит принцип большинства при определении результатов голосования. Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей.
Массовые партии - организованные и дисциплинированные образования, с установленным членством, ориентирующиеся на привлечение большого числа членов с целью обеспечения финансовой поддержки своей деятельности посредством членских взносов.
Международное сотрудничество - определенное направление и уровень развития международных отношений. Характеризуется регулярным развитием международных связей в различных областях и понимается как альтернатива конфронтации, как укрепление взаимопонимания и доверия между государствами и народами.
Международные отношения - совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических связей и взаимоотношений между народами, государствами и объединениями государств.
Методы политики - способы воздействия средств политики. Принято выделять убеждение и принуждение, насильственный и ненасильственный методы. В зависимости от отношения к существующему социально-политическому строю методы делятся на революционные, реформистские и консервативные.
Методы политических исследований - приемы, способы изучения политики, включающие два уровня: теоретический и прикладной. К фундаментальным методам относятся нормативный, системный, социологический, сравнительный, бихевиористский и др., при эмпирических исследованиях используются наблюдение, изучение документов, опрос, игровые методы и др.
Мировая политика - деятельность государств и других субъектов политики на международной арене.
Многопартийная система модель партийной системы, в которой более двух партий имеют достаточно сильное влияние, чтобы в результате выборов получить парламентское представительство и участвовать в формировании правительства.
Монархия - форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках одного главы государства - монарха и передается по наследству. Различаются абсолютные и конституционные монархии.
Насилие - преднамеренное действие, направленное на уничтожение человека (других живых существ) или нанесение ему ущерба и осуществляемое вопреки его воле. Насилие - один из источников власти, оно может быть физическим, экономическим, психологическим и др.
Национализм - идеология, психология, социальная практика, мировоззрение и политика подчинения одних наций другим, проповедь национальной исключительности и превосходства, разжигания вражды, недоверия и конфликтов. Национализм выражает политические требования граждан, чьи интересы в повышении своего социального статуса связываются с национальной принадлежностью.
Национальная безопасность - защищенность от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным условиям существования и развития личности и общества. В национальной безопасности выделяют три уровня безопасности: личности, общества и государства.
Национальные интересы - осознание и отражение в политике государства его коренных потребностей.
Ненасилие в политике - концепция, признающая необходимость, целесообразность и оправданность отказа от использования силы, насилия при решении каких бы то ни было политических и социальных проблем, ставящая в основу политической деятельности принципы гуманизма и требования общечеловеческой морали и нравственности.
Общественная организация - объединение граждан, имеющее внутреннюю организационную структуру снизу доверху, фиксированное индивидуальное или коллективное членство.
Общественное движение - совместная деятельность граждан, преследующих определенные общественные цели, но не имеющие завершенной организационной структуры и фиксированного членства.
Однопартийная система - законодательное закрепление за одной из разрешенных партий формального статуса правящей. На деле такая партия является частью государственного аппарата.
Охлократия - власть толпы, не способной к управлению, взвешенным решениям, учитывающим общее благо: 1) ситуация мятежей, погромов, уличных беспорядков, в которых толпа выступает хозяином положения, 2) власть общественно-политических групп, апеллирующих к популистским настроениям масс.
Парламентская республика - республиканская форма правления, в которой, согласно Конституции, верховная власть принадлежит парламенту. Правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом.
Парламентские партии - партии, ориентирующиеся на парламентскую работу, на функционирование в рамках парламентаризма, то есть самого парламента, а также местных, коммунальных, региональных и других правительственных органов.
Партийная система - устойчивые связи и отношения партий друг с другом, а также с государством и иными институтами власти.
Пассивное избирательное право - установленное законом право гражданина выступать на выборах в качестве кандидата в представительные органы или на выборную должность, это право быть избранным.
Патриархальная политическая культура - тип культуры, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни, к центральной власти. Политические интересы людей не выходят за рамки своей общины, деревни, местности.
Подданническая культура - тип культуры, отличающийся сильной ориентацией граждан на политические институты, но низким уровнем их активности. От центральной власти подданные ожидают либо приказов, либо благ.
Политика - организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, направляющая жизнь, деятельность, отношения людей, общественных групп, классов, наций, народов и стран.
Политическая власть - реальная способность тех или иных социальных субъектов подчинить своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных средств. Это способность и возможность общественных сил приводить свою волю в политике в соответствии со своими потребностями и интересами.
Политическое воспитание - процесс систематического и целенаправленного воздействия на политическое сознание и поведение населения, включающий формирование сознания и самосознания отдельной личности, группового политического сознания и общественного сознания в целом.
Политическое господство - структурирование в обществе отношений командования и подчинения, организационное и законодательное оформление факта разделения управленческого труда и связанных с ним привилегий - с одной стороны, и исполнительной деятельности - с другой. Господство - это политический порядок, при котором одни командуют, в другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых.
Политическая деятельность - сознательное и добровольное вмешательство отдельного человека или группы в отношения власти и подчинения данной системы с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям.
Политическая жизнь - совокупность духовных, чувственных, эмоциональных


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.211.61 (0.014 с.)