Финансовые посредники и финансовые инструменты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовые посредники и финансовые инструменты



Финансовые посредники

Финансовые посредники на финансовом рынке представляют собой связующее звено в пере распределительном процессе перетекания капитала между кредиторами и заемщиками в их экономических отношениях.

Основной задачей финансового рынка является обеспечение транспортировки временно свободного капитала из одной сферы экономики в другую, где этот капитал необходим для осуществления производственной деятельности.

К задачам финансового рынка относится обеспечение устойчивого спроса и предложения на активы, а к задачам финансовых посредников – обеспечение более быстрых и эффективных связей между двумя сторонами сделки. Все экономические субъекты, участвующие в сделках на финансовом рынке относятся к одной из следующих групп:

Государства;

Фирмы;

Домашние хозяйства.

У одного участника сделки может возникнуть временная потребность в дополнительных денежных средствах, то есть возникает дефицит его бюджета. А у другой участник сделки получил большую прибыль и у него появились временно свободные ресурсы, которые он может позаимствовать под определенный процент нуждающемуся участнику сделки. А финансовый посредник отвечает за то, чтобы эти люди «нашли друг друга» и пришли к компромиссу.

Финансовые посредники играют немаловажную роль в деятельности финансового рынка, облегчая и ускоряя процесс заключения сделки между сторонами. Выделяют следующие основные функции финансовых посредников:

Благодаря деятельности финансовых посредников снижается уровень кредитного риска для кредитора. Налаживая связи между различными категориями сферы производства и услуг, посредник имеет более широкие возможности для обеспечения выдачи совместного кредита, а это означает, что ответственность за исполнение своих обязательств ложиться на всех участников сделки равномерно.

Такое распределение ответственности дает больше шансов кредитору, что его денежные средства будут возвращены, даже в случае отказа одного из участников сделки.

Благодаря деятельности финансового посредника кредитор может быть уверен в платежеспособности заемщика, так как проводит соответствующие проверки.

Благодаря посредникам поддерживается постоянный уровень ликвидности на финансовом рынке, так как они обеспечивают возможность незамедлительного получения наличных денежных средств.

Для заемщиков посредники оказывают услугу, когда предоставляют возможность выбирать кредитора.

Посредник помогает заемщику снизить ставку за кредит, что немаловажно при наличии крупного займа.

При желании заемщика получит сразу крупную сумму займа, посредник может объединить все имеющиеся предложения кредиторов и выдать желаемую сумму.

Банк как финансовый посредник выступает на рынке, когда он берет деньги у вкладчиков и предоставляет их заемщикам, нуждающимся в дополнительных средствах. Банки, выполняя эту функцию, оказывают огромную пользу не только сторонам сделки, но и самому финансовому рынку, так как дифференцируют средства по уровню риска и срокам вклада и организуют экономические отношения сторон с выгодной стороны для всех. 3) Финансово-денежный сектор как самостоятельный элемент денежного хозяйства формирует финансовый рынок.

Мировой финансовый рынок — это совокупность национальных и международных рынков, обеспечивающих направление, аккумуляцию и перераспределение денежных капиталов между субъектами рынка посредством финансовых учреждений с целью достижения нормального соотношения между предложением и спросом на капитал.

Денежный сектор, в состав которого входят финансовый и кредитный, представляет собой специфический рынок с его оборотами и доходами. Мировой финансовый рынококазывает обществу финансовые услуги, снабжая его в нужный момент и в нужном месте деньгами. Другими словами, специфическим товаром на финансовом рынке выступают деньги. В качестве товара деньги обращаются в таких секторах мирового финансового рынка, как кредитный, рынок ценных бумаг, валютный, страховой и т. д. (рис. 23).

Мировой финансовый рынок по своей экономической сущности представляет собой систему определенных отношений и своеобразный механизм сбора и перераспределения на конкурентной основе финансовых ресурсов между странами, регионами, отраслями и институциональными единицами.

Финансовый рынок состоит из ряда секторов: инвестиционного, кредитного, фондового, страхового, валютного.

 

Структура финансового рынка:

§ Кредитный рынок

§ Валютный рынок

§ Рынок ценных бумаг (фондовый рынок)

§ Страховой рынок

§ Рынок инвестиций

На финансовом рынке объектом купли-продажи выступают финансовые ресурсы. Однако имеется принципиальное различие сделок в различных секторах финансового рынка. Если на кредитном рынке деньги продаются как таковые, т. е. они сами являются объектом сделок, то на фондовом рынке, например, продаются права на получение денежных доходов, уже созданных или будущих.

Финансовый рынок — это не только средство перераспределения денежных ресурсов в экономике (на условиях платности), но и индикатор всего состояния экономики в целом. Суть финансового рынка заключается не просто в перераспределении финансовых ресурсов, но прежде всего в определении направлений этого перераспределения. Именно на финансовом рынке определяются наиболее эффективные сферы приложения денежных ресурсов.

Структура такого финансового рынка может быть представлена следующим образом:

где:

§ Рынок денег — рынок краткосрочных финансовых инструментов (долговых обязательств) со сроком обращения до 1 года.

§ Рынок капиталов — рынок среднесрочных (от 1 до 3-5 лет) и долгосрочных активов — акций, облигаций (со сроком погашения более года) и ссуд (со сроком погашения более года).

§ Кредитный рынок — рынок краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных ссуд. На практике между ними нет четкой границы.

На мировом финансовом рынке определяются наиболее эффективные сферы приложения денежных ресурсов.

Функционирование финансового рынка тесно связано с определением процентных ставок, т. е. цены товара «деньги», проданного в форме кредита. Формирование системы процентных ставок — одна из важнейших функций финансового рынка, она оказывает влияние на уровень эффективности всей экономики.

Функции мирового финансового рынка:

§ перераспределение и перелив капитала;

§ экономия издержек обращения;

§ ускорение концентрации и централизации капитала;

§ межвременная торговля, снижающая издержки экономических циклов;

§ содействие процессу непрерывного воспроизводства.

Финансовое состояние

Система финансовых отношений, функционирование финансового рынка предполагают введение понятия «финансовое состояние» экономики, ее секторов и субъектов экономической деятельности. На конкретном уровне (макро-, микро-) финансовое состояние оценивается с помощью конкретного набора показателей.

Финансовое состояние — ключевой показатель эффективности деятельности финансового рынка.

Финансовое состояние определяется посредством конкретных показателей.

Применительно к макроуровню обычно для определения финансового состояния используют следующие показатели:

§ доходы и расходы государства;

§ дефицит или профицит госбюджета;

§ госдолг;

§ сальдо платежного баланса;

§ уровень инфляции;

§ уровень процентных ставок;

§ валютный курс;

§ объем денежной массы;

§ курс ценных бумаг;

§ объем сбережений и объем долгов экономических субъектов.

Участники финансового рынка

Финансовые посредники — основные агенты финансового рынка.

Мировой финансовый рынок обслуживается финансовыми посредниками, т. е. организациями, принимающими за определенный процент деньги на хранение или собирающие их по другим поводам, предоставляющими их взаймы за более высокий процент тем физическим и юридическим лицам, которые нуждаются в инвестиционных ресурсах, а также оплачивающими страховые полисы и пенсии. Появление финансовых посредников — длительный процесс. В настоящее время они обеспечивают стабильное финансирование экономических и социальных нужд, экономят денежные ресурсы и ускоряют развитие производства.

Участники международного финансового рынка могут быть классифицированы по следующим основным признакам:

§ характер участия субъекта в операциях (прямые и косвенные или непосредственные и опосредованные);

§ цели и мотивы участия (хеджеры и спекулянты, трейдеры и арбитражеры);

§ типы эмитентов (международные, национальные, региональные и муниципальные, квази-правительственные, частные);

§ типы инвесторов и должников (частные и институциональные);

§ страна происхождения субъекта (развитые страны, развивающиеся, переходные экономики, оффшорные центры, международные институты).

Деятельность финансовых посредников выгодна для собственников сбережений и предпринимателей; ведет к получению доходов всеми участниками мирового финансового рынка.

В число финансовых посредников входят прежде всего банки и кредитно-банковские организации (кредитные союзы, кооперативы, сберегательные ассоциации, общества взаимного кредитования и т. п.). Помимо банковских и кредитных организаций в число финансовых посредников входят страховые организации, пенсионные фонды, инвестиционные компании и др. Принципиальное отличие этих организаций от банков состоит в том, что они не принимают вкладов (депозитов) и не влияют на количество денег в обращении.

 

№4. Фина́нсовый риск — риск, связанный с вероятностью потерь финансовых ресурсов (денежных средств). Финансовые риски возникли одновременно с появлением денежного обращения и с возникновением различного рода денежных отношений: инвестор — эмитент, кредитор — заёмщик, продавец — покупатель, экспортёр — импортёр и других. Финансовые риски являются неотъемлемой составляющей предпринимательской деятельности в условиях рынка. Ещё Адам Смит, исследуя и анализируя природу предпринимательской прибыли, выделял в структуре предпринимательского дохода такую составляющую как «плата за риск» в виде возмещения возможного убытка, связанного с предпринимательской деятельностью.

Что такое наращенная сумма

Из нашего примера, мудрый Вася оказался на 3000 богаче, чем Петя к концу всего периода (в нашем примере, весь период = пять лет, один период = год). В данном случае, Васины 5000, которые он получил сейчас, — это исходная сумма. 3000 — проценты. А 8000 — наращенная сумма (англ. future value). В зависимости от процентной ставки R (12% в нашем примере) и системы начисления процентов (в нашем примере — простая, но есть еще и сложная), к исходной сумме начисляется процент, и получается наращенная сумма:

FV = P + I = P + P·R·T = 5000 + (5000·0,12·5) = 5000 + 3000 = 8000 (где, I — начисленные проценты (interest), P — вложенная сумма (principal), R — ставка (rate), T — количество периодов (time))

На заметку: начисленные проценты I всегда равны P·R·T (если они начисляются по простой схеме). Это самая важная формула банковских финансов: I = P·R·T.

Получается, что на пятилетнем периоде нашего мудрого Васи, на старте была исходная сумма 5000, а по истечении 5 лет образовалась наращенная сумма в 8000. На временной шкале у неумного Пети, наращенная сумма в конце того же периода составила 5000, т.к. он выбрал получить деньги потом (что в реальной жизни равно хранению денег «в матраце»). Теперь вопрос: какова же исходная сумма, которую Петя получил бы сейчас?

Что такое исходная сумма

Исходная сумма (англ. present value) Васи нам известна, а какова же исходная сумма Пети? Конечно, в нашем примере, мы можем посчитать лишь виртуальную исходную сумму Пети, т.к. сейчас он ничего не получал. Но вычисление исходной суммы (пусть и виртуальной) позволит нам понять, сколько Петя получил бы сейчас, если он был мудрым, как Вася, чтоб получить в конце периода наращенную сумму в 5000. Иными словами, сколько надо иметь сейчас, чтоб вложить и через пять лет получить 5000? Годовая процентная ставка в нашем примере неизменна и составляет 12% (что для мировых банков чудовищно много).

FV = P + P·R·T = PV + PV·R·T = PV·(1+R·T)
PV = FV/(1+R·T) = 5000/(1+0,12·5) = 5000/1,6 = 3125
(в данном случае, мы заменили P на PV, т.к. в этом конкретном примере они равны)

Таким образом, получается, что выбор второго варианта (сумма потом) просто равен получению 3125 сейчас. Теперь главный вопрос: что лучше, 3125 сейчас или 5000 сейчас?

Вывод

Временная ценность денег есть тот их атрибут, который делает их банальное хранение нелепым и глупым: деньги должны работать. Не храните деньги дома, ибо сумма сейчас равна гораздо бóльшей сумме потом. 6) Временна́я це́нность де́нег (ВЦД) или стоимость денег во времени (СДВ), стоимость денег с учетом фактора времени (СДУФВ), теория временной стоимости денег, дисконтированная существующая ценность — концепция, на которой основано предположение о том, что деньги должны приносить процент — ценность сегодняшних денег выше, чем ценность той же суммы, получаемой в будущем.

Временна́я це́нность де́нег — одно из фундаментальных понятий финансов. Временна́я ценность денег основана на предпосылке, что каждый предпочтёт получить определенную сумму денег сегодня, чем то же самое количество в будущем, при прочих равных условиях. В результате, когда каждый вносит деньги на счёт в банк, каждый требует (и зарабатывает) проценты. Деньги, полученные сегодня, более ценны, чем деньги, полученные в будущем количеством процентов, который деньги могут заработать. Если 90 сегодняшних рублей через год увеличатся до 100 рублей, то эти 100 рублей, подлежащие выплате через год, сегодня стоят 90 рублей.

«Золотое» правило бизнеса гласит:

Сумма, полученная сегодня, больше той же суммы, полученной завтра.

Согласно принципу временно́й ценности денег, сегодняшние поступления ценнее будущих. Отсюда вытекает, по крайней мере, два важных следствия:

  • необходимость учёта фактора времени при проведении финансовых операций;
  • некорректность (с точки зрения анализа долгосрочных финансовых операций) суммирования денежных величин, относящихся к разным периодам времени.

Расчет стоимости денег

В финансовом менеджменте для работы с денежными величинами в разных периодах времени выполняют приведение этих денежных величин к одному периоду. Для этого денежные величины или потоки денежных платежей пересчитывают по ставке дисконтирования на какой-то период:

  • дисконтированная стоимость (PV, present value) и дисконтированная стоимость аннуитета;
  • будущая стоимость денег (FV, future value)

Будущая стоимость денег рассчитывается на конец рассматриваемого периода, а текущая (дисконтированная) — соответственно на текущий момент. Как правило, приведенная стоимость денег рассчитывается по сложному проценту. В качестве ставки дисконтирования используется или планируемая доходность инвестиционного проекта, или минимальная ставка. Минимальная ставка обычно принимается за ставку рефинансирования, или процент по считающимся безрисковыми долгосрочным государственным облигациям, или процент по банковским депозитам.

Финансы домашних хозяйств.

Каждое звено этой системы характеризуется особыми методами формирования и использования фондов денежных средств. Каждое звено играет различную роль в общественном воспроизводстве.

Так, централизованные финансы используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом. С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную систему и происходит их распределение и перераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Децентрализованные финансы используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, так как именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Финансы домохозяйств – это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличие от семьи домохозяйство может включать, кроме родственников, людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять из одного человека, обеспечивающего себя материально.

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств.

В последующих главах будет дана детальная характеристика некоторых обозначенных звеньев финансовой системы. Пока же приведем самую общую их характеристику.

Сформировавшаяся к настоящему времени государственная бюджетная система РФ состоит из трех самостоятельных звеньев:

 республиканского (федерального) бюджета РФ;

 бюджетов национально-государственных и административнотерриториальных образований (республиканских бюджетов республик в составе РФ, краевых, oбластных бюджетов, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга);

 бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов).

Бюджетная система РФ является типичной для стран, имеющих федеративное устройство.

Государственный бюджет – главное звено всей финансовой системы. Бюджет состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета содержатся источники поступления средств и их количественные параметры. В расходной части определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры.

Размер и структура государственного бюджета характеризуют уровень социально-экономического развития страны. Основным источником формирования бюджета служат налоги с физических и юридических лиц. Остальная доходная часть бюджета пополняется за счет неналоговых источников. Собранные доходы используются на решение многочисленных задач, принятых на себя государством: развитие здравоохранения, образования, жилищного строительства, поддержку пожилых граждан и т.д.

Внебюджетные фонды – это средства Правительства РФ и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Они создаются во всех странах на определенный срок или действуют постоянно. Их создание обосновывается необходимостью иметь источники средств, не зависящие от одобрения или неодобрения государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – мобилизация средств для пенсионного обеспечения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и т.д. Мобилизация и использование средств фондов осуществляются в специфических формах и особыми методами. Отсюда их выделение в самостоятельное звено государственных финансов.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

В настоящее время в РФ насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируются огромные средства – свыше 60% доходов государственного бюджета.

№ 8 Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. Финансовая политика государства является лишь средством осуществления его социально-экономической политики и выполняет вспомогательную роль.

Именно в рамках социально-экономической политики может разрабатываться и проводиться в жизнь эффективная финансовая политика.

По содержанию финансовая политика предполагает:

 разработку общей концепции такой политики, определение ее основных направлений, целей, задач;

 создание адекватного финансового механизма – системы установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений;

 управление финансовой деятельностью государства и других субъектов хозяйственных отношений.

Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов:

  1. налоговой политики;
  2. бюджетной политики;
  3. денежно-кредитной политики;
  4. ценовой политики;
  5. таможенной политики;
  6. социальной политики;
  7. инвестиционной политики;
  8. политики в области международных финансов.

Финансовая политика РФ основывается на следующей системе социально-экономических приоритетов:

 достижение социальной стабильности в обществе;

 оздоровление государственных финансов;

 восстановление нормального функционирования кредитной системы;

 поддержка сбалансированности натурально-вещественных и денежных потоков;

 достижение финансово-экономической самостоятельности и усиление ответственности регионов в рамках единого федеративного государства;

 создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере для регионов;

 создание условий по пресечению финансовых злоупотреблений и коррупции.

К основным задачам финансовой политики можно отнести:

  1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
  3. организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  4. выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  5. создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.

Далее дадим краткую характеристику перечисленных ранее основных компонентов финансовой политики. Важнейшая часть финансовой политики – налоговая политика. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков – физических и юридических лиц. Интересы государства базируются на принципе достаточности налогообложения. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной и легитимной деятельности участников материального производства. Налоговые отношения, как и всякие другие общественные отношения, должны воспроизводиться, и государство не должно угнетать источники и мотивы такого воспроизводства. Налогообложение не должно носить конфискационного характера. Только рост национального богатства, выраженный в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы.

Основные задачи современной налоговой политики РФ:

  1. дальнейшее совершенствование отечественного налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей;
  2. оптимизация налоговых льгот и преференций;
  3. более жесткий контроль за постановкой налогоплательщиков на учет;
  4. рационализация налогового администрирования;
  5. реструктуризация в обоснованных случаях задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Бюджетная политика РФ сводится к:

 определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;

 установлению оптимальных взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ;

 оптимизации структуры расходной части бюджета;

 распределению расходов между бюджетами разных уровней;

 определению доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета;

 управлению государственным долгом;

 определению источников финансирования дефицита бюджета и т.п.

В условиях современного бюджетного кризиса к первоочередным задачам бюджетной политики следует отнести:

  1. повсеместную экономию государственных средств;
  2. централизацию всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;
  3. реструктуризацию государственного долга;
  4. инвентаризацию внешних и внутренних заимствований и результатов их использования.

В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно”кредитную политику.
ЦБ РФ ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – окончательный вариант основных направлений.

Основные направления включают:

 концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой ЦБ РФ;

 краткую характеристику состояния экономики РФ;

 прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;

 количественный анализ причин отклонения от целей денежнокредитной политики, заявленных ЦБ РФ на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;

 сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики РФ на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;

 прогноз основных показателей платежного баланса РФ на предстоящий год;

 целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые ЦБ РФ на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;

 основные показатели денежной программы на предстоящий финансовый год;

 варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях социально-экономической конъюнктуры;

 план мероприятий ЦБ РФ на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Государственное регулирование при помощи денежно-кредитных инструментов – это количественное изменение, во-первых, предложения свободных денег, во-вторых, «цены кредита» – процента.

Процент определяет спрос на заемный капитал и масштабы притока вкладов и депозитов, т.е. формирование кредитных ресурсов.
Государственная экономическая политика, ориентированная на использование денежно-кредитных механизмов, называется монетаристской. Ее предпосылками служат развитая рыночная экономика, эффективные институциональная и юридическая инфраструктуры, укоренившаяся предпринимательская психология. Имеются в виду массовое, логичное с экономической и юридической точек зрения поведение хозяйствующих субъектов, высокая степень их зависимости от кредита, низкие и прогнозируемые показатели инфляции, сбалансированный бюджет, упорядоченный государственный долг.

Денежно-кредитная политика имеет значительный временной лаг – время от принятия решения до его результата. Влияние ее на размер валового внутреннего продукта в значительной степени связано (через колебания ставки процента) с изменением инвестиционной активности в экономике, что само по себе является довольно длительным процессом. Запаздывание результата может даже ухудшить ситуацию. Например, антициклическое расширение денежной массы (и вызванное этим снижение процентной ставки) для предотвращения спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме и вызовет нежелательные инфляционные процессы.

Субъектом денежно-кредитной политики является центральный банк. По закону он выполняет установки правительства, но не является правительственным институтом, а имеет определенную степень самостоятельности. Такие права даны ему на основе принципа разделения властей. Правительство не вправе требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денег.

Финансовая политика практически осуществляется государством посредством использования финансового механизма. Финансовый механизм – это система установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений.

Финансовый механизм состоит из совокупности организационных форм финансовых отношений, формы финансовых ресурсов, порядка и методов формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методов финансового планирования, форм управления финансами и финансовой системой, финансового законодательства (в том числе системы законодательных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении государственных доходов и расходов, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т.д.).

Практическое использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. Процесс управления включает ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативнВ финансовой политике именно финансовый механизм является наиболее динамичной составляющей. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, поэтому он чутко реагирует на все особенности текущей социально-экономической конъюнктуры. Одно и то же финансовое решение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. Система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, федеральных, региональных и местных налогов. Каждый из них имеет особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие обязательные элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства. Существуют два типа финансового механизма – директивный и регулирующий.

Первый тип разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство: налогообложения, государственного кредита, расходов бюджета, бюджетного финансирования, организации бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансового планирования. Директивный тип финансового механизма предполагает обязательность для всех субъектов финансовых отношений установленных форм, видов и методов действий. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на финансовые отношения, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений – агент государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила поведения в такой сфере финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются, например при организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае устанавливается лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направление их использования.

№ 9 Система управления финансами – это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе.

Государственное управление финансами – одна из главных и постоянно осуществляемых функций любого государства. Современная российская система управления финансами характеризуется тем, что в стране происходят процессы перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Директивно-административные методы управления заменяются методами регулируемого финансового рынка.

Генеральная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства. В свою очередь, конкретные цели – сбалансированность бюджета, оптимизация государственного долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических интересов государства и его граждан.

Система управления финансами, являясь сложным образованием, состоит из таких относительно самостоятельных, но тесно взаимодействующих блоков, как финансовое планирование, прогнозирование, программирование, финансовое регулирование, финансовый контроль, комплекс правового обеспечения финансовой деятельности, система методов мобилизации финансовых ресурсов.

В управлении государственными финансами принимают участие высшие органы власти страны, и организовано оно следующим образом.

Президент РФ регламентирует деятельность финансовой системы, устанавливая основные параметры бюджета в ежегодном бюджетном послании, подписывает Федеральный закон о федеральном бюджете на предстоящий год и т.д.

Федеральное Собрание вводит налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает законы, регламентирующие финансовую деятельность государства.

Правительство РФ является единым центром управления финансами. Органом, на практике осуществляющим реализацию финансовой политики, является Минфин РФ. Министерство обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики, координирует финансовую деятельность федеральных органов исполнительной власти.

Неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов является финансовое прогнозирование и планирование. Прогнозирование заключается в том, чтобы определенными методами с использованием специального инструментария количественных оценок обработать имеющуюся на данный момент информацию о финансах, закономерностях их изменения, конкретных условиях их функционирования в данный момент и получить представление о направлениях их развития и состоянии в будущем.

В условиях рыночной экономики прогнозирование является научно-аналитической стадией планирования, исследовательской основой для подготовки плановых решений и заданий плана.

Главные функции финансового прогнозирования:

 научный анализ социальных, экономических и научно-технических процессов и тенденций, объективных причинно-следственных связей социально-экономических явлений хозяйственного развития в конкретно-исторических условиях, оценка сложившейся ситуации и выявление узловых проблем хозяйственного развития;

 оценка действия этих тенденций в будущем и предвидение новых условий и проблем, требующих своего разрешения;

 выявление возможных альтернатив развития в перспективе, накопление материала для всесторонне обоснованного выбора той или иной возможности развития и принятие оптимального планового решения, обеспечивающего активное воздействие на дальнейшее развитие финансов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 845; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.103 с.)