Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Судебная система Российской ФедерацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Судебная власть в России принадлежит только судам. Суд, пользующийся судебной властью, — исключительно государственный орган. Существующие общественные по сути организации, в названии которых содержится слово «суд», судебной властью в том смысле, который заложен в Конституции РФи соответствующих законах, не обладают. Понятие «суд» может применяться и в иных значениях: и как здание, в котором размещается соответствующее учреждение, и как состав суда, принявший решение по конкретному делу, и т. д. Конституция РФ предусматривает следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд РФ (ст. 125), суды общей юрисдикции (ст. 126), арбитражные суды (ст. 127). Ответственный характер выполняемых судами задач обусловливает повышенные требования к лицам, которым доверяется судебная власть и которые осуществляют ее на профессиональной основе. Для них устанавливаются повышенные цензы. Так, судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин России в возрасте не менее 40 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Им может стать только человек с безупречной репутацией (ст. 8 Закона о Конституционном Суде). Кандидаты на должность судьи других судов должны иметь соответствующий возраст (не ниже 25, 30 или 35 лет), высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии (не менее 5 или 10 лет). Ими могут стать только лица, не совершившие порочащих их поступков, сдавшие квалификационный экзамен и получившие рекомендацию квалификационной коллегии судей (ст. 4 Закона о статусе судей). Судья должен высоким профессиональным и нравственным стандартам, которые сформулированы непосредственно в законе и потому приобретают правовое значение. Судья как личность должен быть справедлив, честен, добросовестен, объективен, беспристрастен, обладать развитым чувством совести. Он должен оберегать свое достоинство и достоинство всего судейского сообщества (см. ст. 3 и др. Закона о статусе судей). Судьи должны иметь свой профессиональный нравственный кодекс[22], призванный устанавливать правила поведения судей как в профессиональной, так и во внеслужебной деятельности. Судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, он не вправе причинять ущерб престижу своей профессии. Квалификационная коллегия судей может прекратить его полномочия в соответствии со ст. 14 Закона о статусе судей. Таким образом, судья — носитель судебной власти (ст. 1 Закона о статусе судей), а его профессиональные и нравственные качества невозможно разделить. Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах своей компетенции, определенной законом. Юрисдикция (право решать правовые вопросы, производить суд) распространяется или на определенное государственно-территориальное образование (район, город, субъект Федерации), или на структурное образование Вооруженных Сил (военный округ, флот, гарнизон). В отдельных, предусмотренных законодательством случаях судебная юрисдикция распространяется на определенных лиц или социальную группу (дача заключения при возбуждении вопроса об отрешении от должности Президента РФ высшими судебными органами в порядке ст. 93 Конституции; рассмотрение уголовных дел по обвинению в преступлении судей в случаях, предусмотренных п. 7 ст. 16 Закона о статусе судей). Юрисдикция суда определяет его название (Верховный Суд Республики Алтай, Брянский городской суд, Воронежский гарнизонный военный суд и т. д.) Кроме того, юрисдикция суда может распространяться на судебный округ, территория и население которого не обязательно совпадают с административно-территориальным делением государства. Так, Закон об арбитражных судах[23] установил 10 арбитражных судов, юрисдикция которых распространяется на федеральные округа, объединяющие различных субъектов Федерации. На основании Закона о судебной системе создана система мировых судей, юрисдикция которых как общих судов определяется соответствующими федеральными законами и законами субъектов РФ. Суд осуществляет судебную власть не обязательно в полном составе всех назначенных или избранных в него судей, а в судебном составе, определяемом в соответствии с законодательством, устанавливающим процессуальный порядок рассмотрения конкретных дел. Так, например, Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела как в пленарных заседаниях, так и в заседаниях своих палат. Две палаты Конституционного Суда включают в себя соответственно 10 и девять судей. В судах общей юрисдикции гражданские дела рассматриваются в первой инстанции как единолично, так и коллегиально. Уголовные дела в соответствии с УПК РФ могут рассматриваться также коллегиально и единолично. В суде присяжных уголовное дело рассматривается с участием присяжных заседателей, а председательствует в судебном заседании один профессиональный судья. Независимо от того, в каком составе разбирается то или иное конкретное дело, решение по нему принимает суд как орган судебной власти. Оно выносится именем Российской Федерации и подлежит обязательному исполнению всеми и повсеместно, наравне с законом. Судебная система — это совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией судов, объединяемая единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства. Отечественная судебная система установлена Конституцией страны (глава 7) и Законом о судебной системе. Создание чрезвычайных судов не допускается (ст. 118 Конституции). Структура судебной системы в настоящее время установлена рядом законодательных актов с учетом принципиальных норм Конституции. Принятые ранее законы претерпели ряд изменений и в ходе судебно-правовой реформы продолжают совершенствоваться. Судебную систему РФ образуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые седьи субъектов РФ (ст. 4 Закона о судебной системе). Система федеральных судов состоит из трех блоков (ветвей, подсистем), различающихся по компетенции и устройству: 1) Конституционный Суд РФ, 2) суды общей юрисдикции, 3) арбитражные суды. Конституционный Суд РФ — единственное судебное учреждение, компетентное решать вопросы, обозначенные в ст. 125 Конституции РФ. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды образуют две относительно автономные подсистемы российской судебной системы. Так, к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд РФ; верховные суды республик, краевые и областные суды, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов (т. е. суды субъектов РФ); районные (городские) суды. К судам общей юрисдикции относятся также военные суды, дислоцирующиеся по окружному (флотскому) и гарнизонному принципу. Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд РФ как высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Надзор Верховного Суда за судебной деятельностью в полном объеме распространяется как на общие, так и на военные суды. Систему арбитражных судов составляют: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов РФ).[24] Все суды, входящие в судебную систему страны, различаются объемом компетенции, в связи с чем выделяются звенья судебной системы. Суды, обладающие одинаковой компетенцией, занимающие одинаковое место в судебной системе, относятся к одному звену судебной системы. Так, все городские, районные суды образуют первое звено судебной системы, все областные (и им равные) суды — второе звено, Верховный Суд РФ — третье, высшее звено. Основное звено судебной системы судов общей юрисдикции — районные, городские суды, гарнизонные военные суды. Они рассматривают большинство судебных дел, ближе всего находятся к населению. Верховные суды республик, краевые, областные, а также окружные (флотские) военные суды — второе, среднее звено судебной системы. Суды второго и третьего звена (Верховный Суд РФ) судебной системы, правомочные проверять законность и обоснованность решений судов низших звеньев, принято называть вышестоящими, а суды, чьи решения могут быть предметом проверки, — нижестоящими. Помимо подразделения судов на звенья судебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на суды первой инстанции, суды второй (апелляционной и кассационной) инстанции и суды надзорной инстанции. Суд первой инстанции в системе судов общей юрисдикции непосредственно исследует доказательства в судебном заседании, рассматривая административные, гражданские и уголовные дела по существу, и именем государства выносит решение по гражданскому делу или приговор по уголовному делу. Федеральные суды первого звена судебной системы могут выступать судами только первой инстанции[25]. Кроме того, в качестве суда первой инстанции в соответствии с федеральным процессуальным законодательством может выступать суд любого звена судебной системы. Например, Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 56 Закона о судоустройстве[26] в пределах своих полномочий также вправе рассматривать дела в качестве суда первой инстанции. Статья 31 УПК РФ устанавливает подсудность Верховному Суду РФ уголовных дел особой категории. Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и вправе отменить их или в определенных пределах внести в них изменения. Например, областной суд — суд второй (кассационной) инстанции по отношению к районному суду. Суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции или нижестоящей надзорной инстанции.[27] Таким образом, суды второго звена судебной системы могут выступать в качестве судов первой, второй и надзорной инстанции, что следует учитывать при формировании соответствующего аппарата указанных судов и при организации его работы. § 3. Основные направления дальнейшего реформирования судебной власти и ее обеспечения Основные направления реформирования судебной власти и ее необходимого полноценного и многообразного обеспечения классифицируются различным образом, исходя из многообразных социально-правовых критериев. С позиций совершенствования реализации принципов правосудия, осуществляемого судами, в настоящее время актуальными продолжают являться следующие вопросы: 1) дальнейшее обеспечение независимости и беспристрастности правосудия. Признавая непреходящую ценность независимости и беспристрастности правосудия, обобщив положения международных актов и национальных конституций, Генеральная Ассамблея ООН одобрила Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, ставшие своеобразной конституцией судебной власти.[28] Вот лишь основные выдержки из этого документа: «Независимость судебных органов гарантируется государством... Все государственные и другие органы обязаны уважать и соблюдать независимость судов. Судебные органы решают переданные им дела беспристрастно, на основе фактов и в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждения, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни было стороны и по каким бы то ни было причинам... Не должно иметь места неправомерное или несанкционированное вмешательство в процесс правосудия, и судебные решения, вынесенные судами, не подлежат пересмотру...» другими органами государства. Однако деклараций о признании принципа независимости правосудия недостаточно. Суд по своей правовой природе находится в центре конфликтной ситуации, стороны спора надеются на то, что суд встанет именно на их точку зрения, а зачастую и полагают возможным так или иначе повлиять на судью. В этом причина создания практически всеми современными государствами дополнительных правовых механизмов обеспечения независимости и беспристрастности судов и судей; 2) обеспечение свободного и равного доступа гражданина к суду постоянно находится в центре внимания как государств, так и международных организаций. Ответ на вопрос о доступности суда — это, по существу, ответ на вопрос «а есть ли суд». Если суд недоступен, нет смысла в его существовании, во всяком случае в условиях признания идей демократии. Сегодня особенно актуальны следующие аспекты принципа свободного доступа к суду: обеспечение достаточного (соотносимого с числом судебных дел, территорией, количеством населения и т. п.) числа судов и судей; упрощение и дифференцированность судебной процедуры; обеспечение квалифицированной помощи, оказываемой профессиональными юристами; обеспечение существования бесплатного правосудия для беднейших слоев населения. Таким образом, доступность правосудия — это наличие институциональных и процессуальных гарантий, обеспечивающих право потенциальных участников процесса «получить справедливое правосудие». Длительность судопроизводства, разумность его сроков — самый частый предмет рассмотрения в Европейском Суде по правам человека, равно как в и иных межгосударственных судебных органах. Трудно найти страну, в которой бы отсутствовала проблема соблюдения разумности сроков судебного разбирательства, неоправданной затянутости как уголовного, так и гражданского судопроизводства. Для России эти проблемы актуальны по многим причинам, в том числе огромной территории и относительно небольшого количества судей и судов.[29] Однако территория страны, а точнее схема проживания населения в ее пределах требуют серьезной работы в этом направлении, поскольку делают суды малодоступными для жителей ряда отдаленных регионов. Значительные шаги сделаны за последнее время. Учрежден, успешно функционирует и расширяется институт мировых судей. Судебная специализация предоставляет дополнительные гарантии справедливого правосудия. По пути дальнейшей специализации судебной деятельности продвигается и Россия, в которой сегодня наряду с судами общей юрисдикции действуют конституционная и арбитражная юстиция. В рамках системы судов общей юрисдикции функционируют относительно самостоятельные военные суды. Обсуждаются перспективы создания иных специализированных судов: административных, ювенальных; идет дискуссия о целесообразности создания трудовых судов, судов по вопросам банкротства и т. п. Важное значение в реализации принципа доступности правосудия имеет развитие таких специфических квазисудебных форм, как примирительство и посредничество, коммерческий арбитраж, способствующих снижению нагрузки на государственные суды и предоставляющих более широкие, зачастую выходящие за пределы собственно правовых, возможности для субъектов права. Некоторые упрощенные и примирительские формы, ранее присущие гражданскому и трудовому праву, сегодня используются и в уголовном процессе. Доступ к правосудию тесно связан с возможностью получения квалифицированной юридической помощи лицом, обращающимся к суду. В связи с этим возникает вопрос не только о развитии системы юридической помощи вообще — по гражданским, административным и уголовным делам, но и о бесплатной юридической помощи для малообеспеченных граждан за счет государственного финансирования. Комитет Министров Совета Европы, опираясь на Резолюцию ООН по правам человека и крайней нищете, в Рекомендации от 8 января 1993 г. R (93) 1 об эффективном доступе к закону и правосудию для беднейших слоев населения констатировал, что «усилия по расширению доступа к закону и правосудию будут полностью эффективными только как часть всеобъемлющей, последовательной и перспективной политики, направленной на ликвидацию крайней нищеты…». Элементами такой политики государства может стать расширение возможностей получения юридической помощи за счет государства, оказываемой его служащими. С другой стороны, этому процессу содействует применение института муниципальных защитников, т. е. адвокатов, сотрудников органов местного самоуправления, оплачиваемых из средств местного бюджета. Еще одно возможное направление — поддержка общественных инициатив по типу американской Корпорации по оказанию правовой помощи беднякам, которая финансируется из федерального бюджета, имеет развитую территориальную структуру, представленную в каждом штате. На доступ населения к правосудию отрицательно влияет и существование высокий размер государственных пошлин в судах по гражданским делам. Государственные пошлины сделали судебную систему отчасти окупаемой, но малодоступной для многих граждан, на что обращал внимание и Конституционный Суд РФ. Размер пошлин следовало бы поставить в зависимость от материального положения сторон. Расширению свободного доступа к правосудию способствует компьютеризация судебной системы как единого информационного пространства, включающего такие информационные кластеры, как: информация о суде, его предметной и территориальной подсудности (компетенции), месте расположения, времени работы, правилах обращения в суд и порядке судопроизводства; информация о ходе конкретного судебного процесса, архивы. Последнее предполагает как внедрение компьютерных технологий собственно в процесс судопроизводства (возможность подачи исковых заявлений и иных документов в электронной форме, электронные способы фиксации судебного процесса, электронные архивы суда и т. п.), так и компьютеризацию иных непроцессуальных аспектов деятельности суда (таких, как ведение регистрационных и иных книг, электронных календарей судебных заседаний и т. п.). Программа компьютеризации судов при содействии Всемирного банка реализуется в России в виде государственной автоматизированной системы (ГАС) «Правосудие». В ходе выполнения комплекса программных мероприятий обеспечено внедрение средств вычислительной техники во все суды общей юрисдикции и органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ[30]. Завершена разработка информационно-телекоммуникационной системы «Правосудие» и на этой основе сформировано информационное пространство, объединяющее верховные суды республик и равные им суды, более 50% районных судов общей юрисдикции, а также территориальные органы Судебного департамента. Разработаны и внедрены функциональные программные комплексы задач судопроизводства. В конце 2006 г. Государственной комиссией по приемке работ по созданию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») был подписан ряд итоговых документов. Работа Государственной комиссии осуществлялась тремя подкомиссиями: подкомиссией по функциональным подсистемам; по общесистемным вопросам и надежности системы; по обеспечивающим подсистемам. Согласно выводам, сделанным Комиссией, созданная ГАС «Правосудие» с положительными результатами прошла проверки и готова к постоянной эксплуатации. Основные этапы и мероприятия Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002—2006 годы в части информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного Департамента выполнены. Комиссия рекомендовала предусмотреть при передаче ГАС «Правосудие» в постоянную эксплуатацию создание организационно-штатных структур на всех уровнях системы судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, выполняющих полноценные функции по использованию ГАС «Правосудие», обеспечению информационной безопасности в автоматизированной системе, а также по организации эксплуатации, обучению пользователей системы, сервисного и технического обслуживания ГАС «Правосудие». Кроме того, рекомендовано для повышения эффективности использования внедряемых технологических решений, формирования и обеспечения безопасности информационных накоплений, разработать соответствующую правовую и нормативную базу ГАС «Правосудие»[31]; З аконодательное обеспечение судебной деятельности и организационное обеспечение правосудия. Во исполнение принципиальных положений Концепции реформирования судебной власти был своевременно принят и реализован норматив, переводящий ее в практическую плоскость: Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2002—2006 годы». В настоящее время реализуется Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007—20011 годы.[32] Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода судов на новый качественный уровень деятельности, ставит новые задачи, что обусловливает необходимость применения программно-целевого подхода в целях повышения эффективности их функционирования. Программа как организационная основа реализации государственной политики в сфере правосудия представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, направленных на дальнейшее реформирование и развитие судебной системы. Мероприятия Программы затрагивают всех субъектов судебной власти, входящих в ее различные ветви — Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, федеральные суды общей юрисдикции и мировых судей, систему арбитражных судов, а также ряд федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов РФ. Это позволит проводить единую государственную политику в области развития судебной системы России и на этой основе решить имеющиеся в ней проблемы, устранить сложившиеся диспропорции в уровне материально-технического обеспечения различных судебных органов, преодолеть отставание в развитии структур, обеспечивающих безопасность в судах и их охрану. Использование программно-целевого метода направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами, выделяемыми для надлежащего обеспечения деятельности судебных органов. Реализация комплекса мероприятий, затрагивающих судебную систему в целом, предусматривает создание централизованных механизмов их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в сфере правосудия. Выполнение программных мероприятий направлено на совершенствование судоустройства и судопроизводства; создание надлежащих условий для осуществления независимого правосудия в соответствии с требованиями Конституции РФ и международных договоров Российской Федерации путем улучшения материально-технического, кадрового и финансового обеспечения деятельности судебной системы. Целями программы являются повышение качества осуществления правосудия, совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. В Программе приведены соответствующие целевые индикаторы и показатели. В качестве основных задач Программы определяются: — обеспечение открытости и прозрачности правосудия; — повышение доверия к правосудию, в том числе за счет повышения эффективности и качества рассмотрения дел; — создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности; — обеспечение независимости судей; — повышение уровня исполнения судебных актов. Таким образом, Программа направлена на дальнейшее продвижение судебной реформы в Российской Федерации, которая предусматривает укрепление самостоятельной и независимой судебной власти как одной из ветвей государственной власти в Российской Федерации, развитие организационных основ судебной системы, совершенствование ее кадрового и финансового обеспечения, усиление гарантий самостоятельности и независимости судей как непременных условий обеспечения функционирования демократического правового государства, обновление законодательства и приведение его в соответствие с нормами международного права и международными стандартами в области прав человека, что в конечном счете должно обеспечить расширение сферы судебной защиты прав и свобод граждан, повышение доступа к правосудию. Как видно, ряд основный направлений Программы носит выраженный организационный характер и связан с оптимизацией деятельности судов общей юрисдикции. На сегодняшний день одна из главных задач — обеспечение доступности и качества правосудия в условиях возрастания судебной работы, которая может быть разрешена оптимальным сочетанием таких способов, как увеличение штатной численности судей и работников аппаратов судов, развитием рациональных методов отправления правосудия (досудебное урегулирование, альтернативные способы, упрощенные формы), использование в деятельности судов информационных технологий и материально-технического обеспечения, имея в виду строительство и реконструкцию зданий судов. В современном обществе все больше возрастает потребность использования информационных технологий. Это требует повсеместного оборудования зданий судов в целом и рабочих мест судей и работников аппаратов судов компьютерной техникой; создания единой автоматизированной информационно-телекоммуникационной системы; внедрения программных комплексов, обеспечивающих деятельность судов. Глава 2. Основные положения организации работы и организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции § 1. Понятие организации работы и организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции. Основные нормативные правовые акты, регулирующие организацию деятельности судов Ежегодно судами общей юрисдикции рассматривается более 5 млн. гражданских дел, около 1 млн. уголовных дел, более 3 млн. дел об административных правонарушениях, 1 млн. материалов; арбитражными судами — 1 млн. дел по экономическим спорам и более 100 тыс. заявлений Конституционным Судом РФ — более 13 тыс. обращений. Приведенная статистика убедительно свидетельствуют о возрастающей нагрузке на суды, о росте доверия к ним, о доступности и эффективности судебной защиты прав физических и юридических лиц.[33] В этих условиях особое значение имеет правильно организованное обеспечение деятельности судов всех звеньев и инстанций, целью которого является максимальное освобождение судей и председателей судов от выполнения функций, непосредственно не установленных процессуальным законодательством. Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. [34] Судебный департамент при Верховном Суде РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции: верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов (далее — суды), органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. Обеспечение деятельности Верховного Суда РФ осуществляется аппаратом этого суда. Судебный департамент, его органы и учреждения призваны способствовать укреплению самостоятельности судов общей юрисдикции, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия (ст. 4 Закона о Судебном департаменте). Нормативные правовые акты, регулирующие организацию деятельности судов представляют собой определенную систему, исходя из их юридической силы: от федеральных законов до ведомственных инструкций и правил. Основные направления организационного обеспечения деятельности судов представлены в главе II Закона о Судебном департаменте (ст. 6—12). Судебный департамент: 1) организационно обеспечивает деятельность верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества; 2) управляет органами и учреждениями Судебного департамента; 3) разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов; 4) разрабатывает и представляет в Правительство РФ согласованные с Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей России предложения о финансировании судов, мировых судей и органов судейского сообщества; 5) изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании; 6) вносит в установленном порядке в Верховный Суд РФ предложения о создании либо об упразднении судов; 7) определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; 8) обеспечивает отбор и профессиональную подготовку работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента; 9) разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов; 10) перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда РФ и с учетом мнения председателей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей; 11) ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента; 12) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета[35]; 13) рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции[36]; 14) принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их; 15) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента[37]; 16) организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов России, а также общеправовой рубрикатор законодательства[38]; 17) принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; 18) организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством; 19) устанавливает и развивает связи с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента; 20) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов; 21) финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета; 22) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента. § 2. Должностной состав судов общей юрисдикции
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.32 (0.019 с.) |