ТОП 10:

Предмет конституционного права как ведущая отрасль в системе российского права.



Предмет конституционного права как ведущая отрасль в системе российского права.

Конституционное право — одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного строя Российской Федерации, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т. д.;

4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Метод правового регулирования конституционного права обусловлен многообразием содержания общественных отношений.

Способом воздействия государства на общественные отношения является наделение одной из сторон государственно-властными полномочиями.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что конституционное право как отрасль российского права, представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления.

Нормы и институты конституционного права.

Нормы КП РФ-правовые нор­мы, которые регулируют общ отношения, состав­л предмет КП. Они устанавли­ваются гос-вом, общеобязательны, находятся под за­щитой гос-ва и имеют след характерные при­знаки: = регулируют наиболее важные общ отно­шения. явл основополагающими для всей правовой си­стемы гос-ва, если они содержатся в К РФ. редко содержат санкции, которые имеют свою спе­цифику. часто определяют поведение субъектов в общем виде и нуждаются в конкретизации посредством других норма­тивных актов

КПН отличаются от норм др отраслей права: Содержанием, т.е. сферой общ отношений, на регулирование которых они направлены. Характером регулятивного воздействия. первичным характером содержащихся в них предписаний. Особым механизмом реализации, Структурой, содержащей, как правило, гипотезу и диспозицию и лишь в редких отдельных случаях - санкцию.

Конституционно- правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям.

1) по содержанию. Одни нормы связаны с основами конституционного строя, другие- с основами правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвертые – с органами государства, органами местного самоуправления.

2) По юридической силе. Нормы конституции обладают высшей юридической силой.

3) По территории действия. На всей территории, на территории республики, области.

4) По характеру предписания: Управляющие (нормы закрепляют право субъектов осуществлять действия), обязывающие (нормы закрепляют обязанности субъектов совершать действия), запрещающие (запреты на совершение определенных действий)

5) по степени определенности предписаний: Императивные нормы — определяются вариант поведения, Диспозитивныенормы предусматривают возможности выбора варианта действия.

6)по назначению в механизме правового регулирования. Материальная норма предусматривают содержание действий. процедурная норма определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована. КПИ - это обособленная группа взаимосвязанных правовых норм, являющихся частью отрасли КП и регулирующих самостоятельный вид однородных обществ отношений, составляю­щих предмет отрасли.

 

Конституционно-правовые отношения, субъекты и виды.

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права. Основы отношений типа государство – государство, государство – гражданин, федерация – субъект федерации, президент – парламент, депутат – избиратель, а также отношения и формы взаимодействия различных структур, институтов и ветвей власти регулируются конституционным правом и составляют конституционно-правовые отношения.

Субъекты конституционно-правовых отношений разделяются на индивидуальные (физические лица) и коллективные.

К индивидуальным субъектам относятся: а) граждане РФ; б) иностранные граждане; в) лица без гражданства; г) лица с двойным гражданством.

Более широкую классификацию имеют коллективные субъекты конституционно-правовых отношений.

Они делятся на следующие виды: 1. Государство. 2. Субъекты РФ. 3. Государственные органы и учреждения. 4. Органы местного самоуправления. 5. Общественные объединения (в частности, политические партии). 6. Некоторые другие субъекты (окружные избирательные комиссии).

Универсальным конституционно-правовым субъектом является многонациональный народ РФ, принявший на всероссийском референдуме Конституцию РФ.

Виды КП отношений: 1) в завис от степени конкретности связей между субъектами отношений: конкретные, общие; 2) с точки зрения времени функционирования: постоянные, временные; 3) по назначению: материальные, процессуальные; 4)в завис от вида норм: правоустановительные, правоохранительные.

Источники конституционного права.

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

К источникам конституционного права, как и других отраслей права, относятся только действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты.

Источники: 1. Конституция РФ. 2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ. 3. Федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. 4. Федеральные законы, принимаемые по конституционно-правовым 5. Решения Конституционного Суда 6. Постановления палат Федерального Собрания РФ 7. Указы Президента РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам

8. Постановления Правительства РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам, издаваемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ 10) Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принимаемые в соответствие с Конституцией. 11) регламенты палат Федерального собрания.

Право человека на жизнь.

Право на жизнь — неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом. Его содержание заключается в том, что никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание. В России существование права на жизнь признаётся Конституцией Российской Федерации

Прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и пр.

Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера: надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т. д.

Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека.

Подход к человеческой жизни как высшей социальной ценности пронизывает все отраслевое законодательство, содержащее в этом отношении самые различные нормы: об ответственности за преступления против жизни; о необходимой обороне; о правилах использования оружия; о порядке признания лица умершим; об условиях констатации смерти человека; о запрещении медицинскому персоналу осуществления эвтаназии (удовлетворения просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами) и многие другие

Образование и развитие федерации в России и в СССР.

Союз Советских Социалистических Республик (СССР; Союз ССР; Советский Союз) — государство, существовавшее в 1922—1991 годах в Европе и Азии, на территории, которую ранее занимала Российская империя (без Финляндии, Польши и некоторых других территорий).

Согласно Конституции 1977 года, провозглашался единым союзным многонациональным[1] и социалистическим государством

Состоял из союзных республик (в разные годы от 4 до 16), по Конституции являвшихся суверенными государствами; за каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из Союза. Союзная республика имела право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций

Россия - федеративное гос-во в 1918 г. Изначально нормы о «свободном союзе свободных наций» содержались Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 3.01.1918 г. Затем они нашли свое отражение в К 1918 г. При этом в К. РСФСР не было установлено четкой формы гос-ва. Особенность РСФСР: возникла не путем заключения договора, а путем подписания закона. Субъектов тех федеративных отношений, которые были установлены в К., еще не существовало. Позднее субъекты, входящие в состав РСФСР, объявляли себя либо автономными респ., либо частью РСФСР. При этом и у тех, и у др были одинаковые права. Соглашение – с Башкирией. Все автономные республики 1918 г. образованы органами самих соответствующих областей. Все субъекты РСФСР сводились к след типам: автономные округа, автономные республики, автономные трудовые коммуны, губернии, края, неавтономные обл, губернии, края, трудовые коммуны. К.1936 г.: Закрепляя федеративное устройство, К. отразила линию на сверхцентрализацию во всех областях, концентрируя функции гос руководства на уровне СССР. Ученые называли СССР "унитарной федерацией", т.к. в К. СССР были перечислены не только автономные республики и автономные области, входившие в состав союзных республик но также и административно-территориальные единицы - края и области. Этот период называют периодом фактического унитаризма в гос. устройстве РСФСР (с 1937 по 1985 г.). К. 1977 г. «Нац-гос строительство». В ст. 70 К. провозглашен принцип социалистического федерализма на основе свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. В 72 ст. – право свободного выхода из СССР.

Совет Федерации как палата Федерального Собрания РФ, полномочия и порядок деятельности.

Совет Федерации, выражает интересы субъектов РФ. Порядок формирования Совета Федерации РФ устанавливается федеральными законами. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, избирается указанным органом на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта РФ путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

В связи с этим к полномочиям Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации. Следует иметь в виду, что такие изменения могут осуществляться только с взаимного согласия субъектов Федерации (ст. 67 п. 3 Конституции);

б) утверждение указа Президента России о введении военного положения, принятого им в соответствии со ст. 87 Конституции;

в) утверждение указа Президента России о введении им чрезвычайного положения в случаях, указанных в ст. 88 Конституции;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами России;

д) назначение выборов Президента России как в связи с истечением срока полномочий, так и в случаях их досрочного прекращения;

е) отрешение Президента России от должности в порядке предусмотренном Конституцией (ст. 93);

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Это полномочие верхняя палата парламента Российской Федерации осуществляет по представлению Президента России (ст. 83 п. “е” Конституции);

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора России (также по представлению Президента России).

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ.

Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

Характер полномочий, закрепленных за Советом Федерации, вытекает из специфики заложенного в этом органе принципа представительства. Именно в лице Совета Федерации наиболее отчетливо проявляется влияние федеративного устройства России на организацию государственной власти и деятельность органов государственной власти на федеральном уровне.

 

Общественная Палата РФ.

Общественная палата Российской Федерации — совещательный орган, созданный для осуществления связи между гражданским обществом и представителями власти.

Согласно закону "Об Общественной палате Российской Федерации", состав Общественной палаты формируется следующим образом: после проведения консультаций президент России определяет кандидатуры 42 членов палаты. Они в свою очередь должны согласится или отказаться от предложения в течение 30 дней, после чего президент своим указом окончательно утверждает 42 членов Общественной палаты. Утвержденные члены приступают к окончательному формированию Общественной палаты.

В соответствии с поправками к закону "Об Общественной палате Российской Федерации" принятых 15 июня 2007 года не допускается выдвижение кандидатов в члены палаты организациями, в отношении которых было вынесено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. То же требование распространяется на организации, деятельность которых была приостановлена судом в соответствии с законом «О противодействии экстремистской деятельности»

В состав Общественной палаты входят [18 комиссий], в каждой из которых состоит до 8 членов палаты и которая занимается определенной сферой общественной жизни: по вопросам социального развития

по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства

по вопросам развития гражданского общества и участия общественности в реализации национальных проектов

по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы

по формированию здорового образа жизни

по вопросам толерантности и свободы совести

по международному сотрудничеству и общественной дипломатии

по вопросам регионального развития и местного самоуправления

по вопросам здравоохранения

по экологической безопасности и охране окружающей среды

по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации

по вопросам развития культуры

по вопросам интеллектуального потенциала нации

по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства

по этике, регламенту и совершенствованию деятельности и законодательства Общественной палаты

по вопросам сохранения культурного и духовного наследия

по вопросам глобализма и национальной стратегии развития

по инновациям, высокотехнологичным научным и инженерным проектам

Федеральное Собрание РФ как представительный и законодательный орган РФ.

Федеральной Собрание России состоит из двух палат, которые существуют отдельно:

А)Государственная Дума - народная палата. 225 человек по спискам политических партии + 225 по выборам в одномандатных округах.

Б)Совет Федерации - кантональная палата, объединяет по два представителя от субъекта РФ (законодательного и исполнительного органа).

Федеральное Собрание— парламент РФ — представительный и законодательный орган Российской Федерации.

Согласно Конституции в Российской Федерации — представительная форма государства, т.е. опосредованная выборами парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы легитимации правопорядка. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства. Ни один закон Российской Федерации не может быть принят, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом. Парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках своих полномочий компетенцией в сфере законодательства.

Парламент выступает как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны.

Федеральное Собрание не является вышестоящим органом для иных представительных органов России, так как в Конституции РФ не установлен принцип единства системы последних. Поэтому взаимодействие Федерального Собрания с представительными органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления ограничивается принятием законов в пределах ведения России и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Государственная Дума как палата Федерального Собрания РФ. Ее полномочия и законодательный процесс в РФ.

Государственная Дума— одна из двух палат Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 95 действующей Конституции России).

Статус Государственной думы как нижней палаты российского парламента определен в главе 5 Конституции Российской Федерации.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов (ст. 95 Конституции РФ). Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации) (ст. 97 Конституции РФ). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и дает право выносить Постановления по ним:

-дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

-решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

-назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России;

-назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава ее аудиторов;

-назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

-объявление амнистии;

-выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. власти, а Государственная Дума относится к власти законодательной.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ согласно своему Регламенту проводит две сессии в год: весеннюю (12 января — 20 июля) и осеннюю (1 ок-тября — 25 декабря). Во время парламентских каникул могут быть созваны внеочередные заседания.

Заседания Совета Государственной Думы проводятся в период с 15 сентября по 15 июля не реже одного раза в любые три следующие друг за другом недели.

Предмет конституционного права как ведущая отрасль в системе российского права.

Конституционное право — одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного строя Российской Федерации, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т. д.;

4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Метод правового регулирования конституционного права обусловлен многообразием содержания общественных отношений.

Способом воздействия государства на общественные отношения является наделение одной из сторон государственно-властными полномочиями.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что конституционное право как отрасль российского права, представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.71.23 (0.021 с.)