Исполнение судебных решений о применении Закона о психиатрической помощи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исполнение судебных решений о применении Закона о психиатрической помощи.



Заявление представителя психиатрического стационара о принудительной госпитализации или о продлении сроков принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством, подается в суд по месту нахождения психиатрического учреждения, в которое помещен гражданин (ст. 302 ГПК РФ).

После регистрации заявления в отделе делопроизводства суда в журнале формы № 11 оно немедленно передается судье.

Принимая заявление, судья одновременно дает санкцию на пребывание лица в психиатрическом стационаре на срок, необходимый для рассмотрения заявления в суде.

Дело рассматривается с обязательным участием прокурора, представителя психиатрического учреждения, обратившегося в суд, и представителя лица, в отношении которого решается вопрос о госпитализации.

Копии постановленного решения по вопросу о госпитализации в принудительном порядке направляются лицам, участвующим в судебном заседании, которым в соответствии со ст. 35 названного Закона предоставлено право обжалования (принесения) представления.

После вступления решения в законную силу его копия направляется для исполнения руководителю психиатрического учреждения. При отказе в удовлетворении заявления о госпитализации постановление считается исполненным по поступлении сообщения о выписке лица, о котором оно вынесено, из стационара.

Исполнение судебных решений по жалобам на действия судебного пристава-исполнителя по исполнению решения или на отказ в совершении таких действий (ст. 90 Закона об исполнительном производстве). На действие (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнению постановления суда или на отказ в совершении таких действий взыскателем или должником может быть подана жалоба (ст. 441 ГПК РФ). Копии постановленного решения высылаются взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю.

Решение обращается к исполнению после его вступления в законную силу. Решение считается исполненным после совершения судебным приставом-исполнителем исполнительных действий в той форме, как его обязал суд.

Оконченное производство по жалобе на действия судебного пристава-исполнителя приобщается к соответствующему исполнительному производству, о чем делается запись в журнале (форма № 16).

Исполнение судебного решения о направлении несовершеннолетних в специальные воспитательные учреждения или лечебно-воспитательные учреждения. В судебное заседание вызываются представители органа, возбудившего ходатайство о направлении несовершеннолетнего в учреждение указанного типа, и комиссии по делам несовершеннолетних, несовершеннолетний и его законный представитель, о рассмотрении материала извещается прокурор. Копии постановления после его вынесения направляются органу, возбудившему ходатайство, комиссии по делам несовершеннолетних и законному представителю несовершеннолетнего. После вступления в законную силу постановления его копия направляется для исполнения комиссии по делам несовершеннолетних. Материал считается законченным по поступлении сообщения о направлении несовершеннолетнего в учреждение указанного типа, а при отказе судом в удовлетворении ходатайства — после вступления постановления в законную силу, о чем делается запись в журнале формы № 12.

Глава 9. Организация работы по рассмотрению жалоб и заявлений граждан и приему посетителей в судах

§ 1. Порядок рассмотрения в судах жалоб процессуального характера

Рассмотрение жалоб и заявлений является одним из важных направлений деятельности судов. Право граждан на обжалование тех или иных решений, действий (бездействия) органов государственной власти (включая органы, осуществляющие судебную власть), органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц гарантировано в ст. 46 Конституции РФ.

Право граждан на обращение в суды с предложениями, замечаниями, заявлениями, которые по своей сути не являются жалобами на конкретные действия (бездействие), затрагивающие прав и законные интересы заявителей, проистекает из положений ст. 29 Конституции РФ, гарантирующей свободу мысли и слова.

Деятельность судов по рассмотрению жалоб и заявлений граждан организуется в зависимости от того, подлежат ли эти жалобы и заявления рассмотрению в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, или в непроцессуальном порядке. Организация рассмотрения жалоб в процессуальном порядке зависит также от формы судопроизводства.

Таким образом, можно разделить жалобы, подлежащие рассмотрению в процессуальном порядке в судах общей юрисдикции, на три категории: жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке уголовного судопроизводства, гражданского судопроизводства и административного судопроизводства. В зависимости от стадии процесса, жалобы по этим категориям подразделяются на жалобы, подлежащие рассмотрению по первой инстанции; жалобы и представления, подлежащие рассмотрению в кассационном и апелляционном порядке; жалобы и представления, подлежащие рассмотрению в надзорном порядке.

Организация рассмотрения жалоб в порядке уголовного судопроизводства. Организация рассмотрения жалоб, подлежащих разрешению в порядке уголовного судопроизводства, строится в зависимости от стадий процесса. Эти жалобы разделяются на следующие категории: жалобы, подаваемые на стадии досудебного производства; кассационные, частные и апелляционные жалобы; надзорные жалобы.

На стадии досудебного производства жалобы в судах рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ. Данный правовой институт является сравнительно новым в российском уголовно-процессуальном законодательстве, и на практике могут возникнуть трудности с организацией рассмотрения этих жалоб. При получении жалобы, судья должен прежде всего определить, подлежит ли она рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ. Для этого необходимо установить:

а) кто является заявителем. В соответствии со ст. 123, 125 УПК РФ правом на подачу жалобы обладают не только участники уголовного судопроизводства (лица, указанные в главах 6, 7, 8 УПК РФ), но и любые другие лица, если обжалуемым действием (бездействием) реально нарушаются их конституционные права и свободы, создается угроза нарушению этих прав, а также затрудняется доступ к правосудию;

б) чьи действия обжалуются. В порядке ст. 125 УПК РФ могут быть рассмотрены лишь жалобы на постановления дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении дела, а равно иные их решения и действия (бездействие), способные причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию. Рассмотрение жалоб на действия иных должностных лиц, даже имеющие отношение к производству по делу, рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ, не подлежат;

в) предмет жалобы. При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 125 УПК РФ могут быть обжалованы такие решения и действия (бездействие), которые не только реально повлекли нарушение прав участников судопроизводства, но и способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию. Иными словами, судебному контролю подлежат решения и действия (бездействие), которые содержат потенциальную угрозу для прав граждан. В этом принципиальное отличие жалоб данной категории от жалоб, рассматриваемых в порядке, установленном нормами главы 25 ГПК РФ;

г) место рассмотрения жалобы. Жалобы данной категории рассматриваются исключительно районным судом по месту производства предварительного расследования (ч. 1 ст. 125 УПК РФ.)

При положительном ответе на данные вопросы жалоба рассматривается судьей по существу.

В Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде (п. 10.4) определен порядок оформления производств по жалобам данной категории. Жалобы, поступающие на стадии досудебного производства, принимаются отделом делопроизводства суда или судьей, осуществляющим дежурство, в течение всего рабочего дня. Поступающие в суд жалобы регистрируются в журнале учета входящей корреспонденции и передаются судьям, осуществляющим дежурство, под расписку в указанном журнале.

Журналы могут вестись как на бумажном, так и на электронном носителе.

В случае ведения журналов на электронном носителе в конце рабочего дня делается распечатка по поступившим на рассмотрение материалам, нумеруется и подшивается в журнал. Журнал учета жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора ведется по форме № 8.9.

На поступившую и зарегистрированную жалобу заводится материал (дело) с присвоением соответствующего номера, который состоит из индекса, порядкового номера журнала учета и года принятия ходатайства или жалобы к производству.

Материалы по жалобам, поступившим в стадии досудебного производства, имеют цифровой индекс — "3/7" с дополнительными значками.

Например: материал 3/7—7/2003 (3/7 — материал по жалобе, 7 — порядковый номер поступления, 2003 — год поступления).

Порядковый номер по регистрационному журналу, который является также номером соответствующего материала, указывается на первой странице обложки материала и в алфавитном указателе. Под этим номером ведется вся переписка по данному материалу.

Поступившие в суд ходатайства и жалобы подшиваются в обложку. На обложке делаются необходимые отметки (наименование суда, порядковый номер материала, наименование материала, дата и время поступления материала в данный суд, а также дата рассмотрения материала, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и время рассмотрения материала).

На внутренней стороне обложки материала помещается справочный лист (форма № 19), в котором отмечаются все действия суда, произведенные по материалу.

При проведении подготовительных действий к судебному заседанию секретарь судебного заседания извещает участников уголовного судопроизводства по рассмотрению жалобы о дате, времени и месте судебного заседания. В случае необходимости перечисленные лица могут быть извещены телефонограммой или телеграммой. Извещения должны быть направлены немедленно после получения соответствующего распоряжения судьи. Обо всех действиях по подготовке дел, рассматриваемых судом, делается соответствующая отметка в справочном листе (форма № 19).

После рассмотрения жалобы постановление судьи немедленно вручается заявителю и прокурору под расписку, о чем делается соответствующая отметка в справочном листе материала (дела) с указанием даты и времени получения.

После совершения всех действий по оформлению материала, но не позднее следующего рабочего дня после его рассмотрения, секретарь судебного заседания передает материал в отдел делопроизводства суда для проверки и внесения в регистрационный журнал отметок о дате и результатах рассмотрения. Уполномоченный на то сотрудник отдела делопроизводства обязан тщательно проверить выполнение секретарем судебного заседания всех действий, предусмотренных названной Инструкцией. С определения или постановления суда, вынесенных по результатам рассмотрения жалобы, снимаются копии, которые должны быть заверены подписью председательствующего по делу судьи и скреплены гербовой печатью. Если копия изложена на нескольких листах, эти листы должны быть прошнурованы. Каждый лист копии необходимо скрепить печатью суда.

Организация рассмотрения

Рассмотрение кассационных, частных и апелляционных жалоб по уголовным делам осуществляется в соответствии с нормами, содержащимися в главах 43—45 УПК РФ.

На начальном этапе работы важно проверить, проданы ли жалобы в сроки, установленные ст. 356 УПК РФ (10 суток с момента провозглашения приговора, а осужденными, содержащимися под стражей — 10 суток с момента вручения приговора), убедиться, что жалобы соответствуют требованиям, содержащимся в ст. 363 и 375 УПК РФ. Необходимо также учитывать, что рассмотрение дела в апелляционном порядке должно быть начато не позднее 14 суток с момента поступления апелляционной жалобы или представления, а в кассационном порядке — не позднее одного месяца с момента поступления дела в суд кассационной инстанции.

Существует также ряд правил, касающихся оформления дел, подлежащих рассмотрению в апелляционном или кассационном порядке, содержащихся в названной Инструкции.

На жалобах и представлениях уполномоченный на то работник суда отмечает время их поступления в суд. К жалобам и представлениям, полученным по почте, для определения даты их подачи приобщаются конверты.

Уголовное дело с жалобой или представлением, поступившее от мирового судьи для рассмотрения в апелляционном порядке, регистрируется на учетно-статистической карточке (форма № 5.2) и в алфавитном указателе (форма № 5-б) в порядке, установленном разделом 3 Инструкции, и передается председателю суда. Не позднее следующего рабочего дня дело с апелляционной жалобой передается для рассмотрения судье.

Апелляционные жалобы, поступившие непосредственно в районный суд, подлежат возвращению мировому судье, рассмотревшему дело, для надлежащего оформления и направления в апелляционную инстанцию.

Кассационные жалобы, представления подаются через районный суд, принявший решение. В случаях, предусмотренных законом, кассационные жалобы, представления и приложенные к ним письменные доказательства подаются в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле, либо по числу лиц, чьи интересы затронуты в жалобе.

Лицо, подающее кассационную, частную жалобу, может представить дополнительную копию данного документа, на которой работник аппарата суда по его просьбе ставит штамп суда с указанием даты поступления документа и заверяет своей подписью факт принятия документа, после чего копия остается у лица, подавшего жалобу или представление.

Осужденные, содержащиеся под стражей, извещаются о подаче представления или жалобы, а также о направлении дела в кассационную инстанцию через начальника соответствующего места предварительного заключения.

Осужденному или оправданному обязательно вручается копия представления или жалобы потерпевшего.

После получения кассационной жалобы (представления) ее копии с приложением письменных доказательств не позднее следующего дня направляются участникам процесса, чьи интересы затронуты в жалобе.

Возражения или объяснения, поступившие на жалобу или представление по уголовному или гражданскому делу, приобщаются к делу или в течение суток направляются в дополнение к делу в вышестоящий суд.

По истечении срока, установленного для обжалования приговора, а если поступили замечания на протокол судебного заседания, то и после их рассмотрения в установленный законом срок, дело с жалобой или представлением направляется в вышестоящий суд с сопроводительным письмом (форма № 43), при этом по гражданским делам суд первой инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы (представления) в кассационном порядке, по уголовным делам стороны извещаются лишь о направлении дела в вышестоящий суд.

Вместе с уголовным делом канцелярия суда направляет в вышестоящий суд заполненные статистические карточки на подсудимого и на всех лиц, осужденных или оправданных по делу, либо в отношении которых дело было прекращено, а также на лиц, признанных судом невменяемыми. Контрольные талоны статистических карточек направляются в установленном порядке управлению (отделу) Судебного департамента в субъекте РФ для контроля за результатами рассмотрения дела судом второй инстанции.

По уголовному делу, по которому подсудимые совершили оконченные преступления, связанные с причинением ущерба имуществу, вместе с делом в вышестоящий суд, кроме того, направляется заполненная карточка по учету сумм ущерба. Правильность оформления дела, направляемого в кассационную инстанцию, проверяет работник суда, в чьи обязанности это входит в соответствии с должностной инструкцией, а также председательствующий по делу.

Дата направления дела в кассационную инстанцию и дата возвращения дела в суд, результаты кассационного рассмотрения отмечаются в учетно-статистической карточке.

В суде должны быть заведены журналы учета уголовных и гражданских дел, направленных на рассмотрение в кассационную инстанцию (форма № 44-а).

Организация технической работы по назначению кассационных заседаний регламентирована также Инструкцией по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов.

Рассмотрение надзорных жалоб и представлений по уголовным делам осуществляются в соответствии с нормами главы 48 УПК РФ. При этом важно проверить, подана ли жалоба или представление надлежащим лицом, указанным в ст. 402 УПК РФ, и соответствует ли она требованиям, установленным в ст. 404 УПК РФ.

Если требования данных норм закона не соблюдены, то жалоба с приложенными к ней материалами подлежит возврату заявителю с разъяснением, почему она не может быть принята к рассмотрению. Уголовно-процессуальный закон не требует вынесения отдельного судебного постановления о возврате жалоб и представлений, не отвечающих требованиям закона. Более того, на практике такие жалобы возвращаются аппаратом суданадзорной инстанции.[78]

Общие требования по техническому оформлению надзорных жалоб или представлений сводятся к следующему.

Жалобы, присланные по почте или принятые на личном приеме, регистрируются работником аппарата суда в журналах (формы № 28 и 30) или на карточках в день их поступления в суд.

Перед регистрацией работник аппарата суда обязан проверить, не являются ли эти жалобы повторными.

Повторными считаются жалобы: поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу на решение, принятое по ранее поданной жалобе; на несвоевременное рассмотрение предыдущих жалоб, если истекли сроки, установленные для их разрешения.

В соответствии со ст. 412 УПК РФ внесение повторных надзорных жалоб или представлений в суд надзорной инстанции, ранее отставивший их без удовлетворения, не допускается. В случае их внесения такие жалобы или представления подлежат возврату лицу, их направившему, с разъяснением данного требования уголовно-процессуального закона.

Для облегчения поиска на каждую жалобу заводится алфавитная карточка. Алфавитные карточки хранятся в картотеках отдельно на уголовные и гражданские дела. Кроме того, для удобства поиска могут использоваться компьютерные базы данных.

На жалобе проставляется регистрационный номер, который состоит из индекса президиума (4), буквального обозначения категории дела ("у" — уголовное дело) и порядкового номера по журналу регистрации жалоб.

Такой же номер проставляется на алфавитной карточке и на обложке истребованного по жалобе дела.

На каждую надзорную жалобу заводится отдельное производство.

После рассмотрения жалобы судьей суда надзорной инстанции в журнале или на карточке указывается результат рассмотрения.

Жалоба, по которой председателем суда принято решение об истребовании дела, находится на контроле до поступления его из районного суда. В районный суд направляется требование о высылке дела.

Вместе с отклоненной жалобой в производстве хранятся: постановление судьи об отказе в удовлетворении жалобы; копия сообщения председателя суда об отклонении жалобы в порядке ч. 4 ст. 406 УПК РФ.

Присланные с жалобами документы, в случае отклонения жалоб, подлежат возвращению заявителям.

Рассмотрение заявлений в порядке гражданского судопроизводства. Жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства подразделяются на жалобы, подлежащие рассмотрению по первой инстанции, в кассационном и апелляционном порядке, и в надзорном порядке.

По первой инстанции в основном рассматриваются заявления (жалобы) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Рассмотрение этих заявлений производится в соответствии с нормами главы 25 ГПК РФ. При подготовке к рассмотрению дел данной категории необходимо установить:

а) чьи действия (бездействие) обжалуются. Если оспариваются действия лиц, не указанных в ст. 254 ГПК РФ, то оснований для рассмотрения дела в порядке, установленном нормами главы 25 ГПК РФ не имеется;

б) какие конкретно права и свободы граждан нарушены, либо какие препятствия к осуществлению прав и свобод созданы, либо какая обязанность возложена на гражданина или к какой ответственности он привлечен. При отсутствии в заявлении сведений, подтверждающих реальность факта затрагивания прав и свобод гражданина, он не может быть принят к рассмотрению;

в) соблюдены ли сроки обращения с заявлением в суд. В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин имеет право обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о том, что его права и интересы затронуты. Пропуск срока не является основанием для отказа в принятии заявления к рассмотрению по существу, однако, если суд не признает причины пропуска срока уважительными, то в удовлетворении заявления может быть отказано только по этому основанию, вне зависимости от оценки законности действий (бездействия) должностных лиц.

Оформление гражданских дел данной категории производится в соответствии с общими требованиями по порядку делопроизводства, установленными Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде.

К числу отдельных категорий принадлежат дела об оспаривании (обжаловании) нормативных правовых актов, о приостановлении деятельности политических партий и общественных объединений, об обжаловании действий (бездействия) избирательных комиссий, о приостановлении или прекращении полномочий судей либо прекращении их отставки. Подсудность этих дел определена в ст. 26—27 ГПК РФ. Организация деятельности судов по рассмотрению данных дел строится в соответствии с требованиями к делопроизводству, установленными в данных судах.

Работа по рассмотрению апелляционных и кассационных жалоб и представлений по гражданским делам организуется в соответствии с требованиями норм, содержащихся в главах 39 и 40 ГПК РФ.

При принятии жалоб и представлений данной категории судье следует установить:

а) подана ли жалоба или представление надлежащим лицом (ст. 320, 336 ГПК РФ);

б) соблюден ли срок на подачу жалобы или представления (ст. 321, 338 ГПК РФ);

в) соответствует ли содержание жалобы или представления требованиям закона (ст. 322, 339 ГПК РФ);

г) оплачена ли государственная пошлина;

д) приложены ли копии жалоб или представлений по числу лиц, участвующих в деле.

При несоблюдении указанных требований жалоба остается без движения по определению судьи того суда, через который подается жалоба или представления. В случае неустранения недостатков в срок, назначенный судьей, жалоба или представление возвращается лицу, его подавшему, по отдельному определению.

Оформление гражданских дел, подлежащих рассмотрению в апелляционном и кассационном порядке, производится по общим правилам делопроизводства, установленным инструкциями посудебному делопроизводству в районном суде и в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов.

Организация работы по рассмотрению надзорных жалоб и представлений по гражданским делам строится в соответствии с требованиями норм, содержащихся в главе 41 ГПК РФ.

При рассмотрении надзорных жалоб и представлений следует устанавливать:

а) подана ли жалоба или представление надлежащим лицом (ч. 1 ст. 376 ГПК РФ);

б) соблюдены ли правила подсудности, установленные ст. 377 ГПК РФ;

в) не пропущен ли годичный срок с момента вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу (ч. 2 ст. 376 ГПК РФ);

г) соблюдены ли требования закона по содержанию жалобы или представления (ст. 378 ГПК РФ).

В том случае, если указанные требования не соблюдены, жалоба возвращается судьей суда надзорной инстанции без рассмотрения по существу в течение 10 дней. При этом по смыслу ст. 380 ГПК РФ судья должен вынести определение о возвращении жалобы или представления, в котором следует указать основания возвращения жалобы.

На практике возникают вопросы о возможности обжалования данных определений, если заявитель не согласен основаниями, указанными в определении судьи о возвращении жалобы без рассмотрения по существу. Хотя гражданское процессуальное законодательство не предусматривает возможности обжалования подобных определений, представляется, что было бы неправильным оставлять их вне сферы контроля со стороны председателя соответствующего суда и вышестоящей надзорной инстанции.

В целях осуществления такого контроля допустимо рассматривать жалобы на указанные определения по аналогии закона (ч. 3 ст. 11 ГПК РФ) в порядке реализации полномочий председателя соответствующего суда (ч. 6 ст. 381 ГПК РФ) и вышестоящего суда надзорной инстанции (ч. 2 ст. 381 ГПК РФ). Например, если судья областного суда ошибочно вынес определение о возвращении надзорной жалобы без рассмотрения по существу по одному из оснований, указанных в ст. 380 ГПК РФ, председатель областного суда вправе не согласиться с таким определением и со ссылкой на ч. 3 ст. 11 и ч. 6 ст. 383 ГПК РФ вынести свое определение о направлении основной надзорной жалобы судье для рассмотрения в порядке, установленном ч. 2 ст. 381 ГПК РФ.

Данная позиция не является бесспорной и приведена лишь в качестве предложения варианта решения одного из проблемных вопросов применения норм ГПК РФ.

Организация рассмотрения жалоб по делам об административых правонарушениях. Особенности рассмотрения жалоб по делам об административных правонарушениях определены в главе 30 КоАП РФ. Разъяснения о порядке применения норм КоАП даны в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В ст. 30.1 КоАП РФ определено, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано соответствующими заинтересованными лицами:

1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд;

2) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В ст. 30.2 КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, который обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

Порядок совершения действий по подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении определен в ст. 30.4 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1—5.25, 5.45—5.52, 5.56 КоАП РФ, подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы. Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению. Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу.

В ст. 30.6—30.7 КоАП РФ определен порядок рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и вынесения решения. В ст. 30.9 КоАП РФ установлены правила пересмотра решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

В ст. 30.11 КоАП РФ определен порядок пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов.

Вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурором. Право принесения протеста на вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях, решениях по результатам рассмотрения жалобы, протестов принадлежит прокурорам субъектов РФ и их заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместителям.

Вступившие в законную силу постановления по делу об административных правонарушениях и решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов и их заместители, Председатель Верховного Суда РФ и его заместители. Судьи Верховного Суда РФ таким правом не наделены.

В случае принятия решения об отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных постановлений указанные председатели судов и их заместители выносят мотивированное постановление. Если же ими принимается решения об оставлении этих постановлений без изменения, они сообщают об этом заинтересованным лицам, подавшим соответствующую жалобу, мотивированным ответом в письменной форме.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Конституционно-правовой смысл положений ч. 1, 2 и 3 ст. 30.11 КоАП раскрыт также в определениях Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2005 г. № 113-О, от 12 мая.2005 г. № 145-О. Так, в соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленном в определении Конституционного Суда РФ от 18 апреля 2006 № 113-О, ч. 3 ст. 30.11 КоАП РФпредполагает обязанность суда надзорной инстанции известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о факте подачи надзорной жалобы потерпевшим (если только жалоба не возвращается заявителю), а также предоставить возможность ознакомиться с жалобой и привести свои возражения на нее.

§ 2. Порядок рассмотрения в судах жалоб и заявлений непроцессуального характера

Порядок рассмотрения жалоб, предложений и заявлений непроцессуального характера в районном суде регламентированв разделе 4 Инструкции по делопроизводству в районном суде. Применение правил рассмотрения обращений непроцессуального характера, установленных данным нормативным актом, должно осуществляться с учетом требований Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».[79]

Обращения от граждан и организаций поступают в виде предложений, заявлений и жалоб.

Предложения — обращения граждан и организаций, не связанные с нарушением их прав, направленные на улучшение работы федеральных судов общей юрисдикции и иных государственных органов и должностных лиц.

Заявления — обращения с целью реализации прав и законных интересов граждан и организаций.

Жалобы — обращения с требованиями об устранении нарушений прав и о восстановлении в правах, нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц и органов власти.

Все поступающие в суд от граждан и организаций предложения, заявления и жалобы регистрируются в журнале (форма № 23) с указанием даты их поступления. Дубликаты, повторные, а также дополнительные обращения регистрируются под тем же номером, что и первоначально поступившее обращение, с указанием даты их поступления. Дубликатами считаются обращения одного и того же лица по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам или одному и тому же адресату, если не истек срок рассмотрения по первому обращению.

Обращения считаются повторными, если они поступили от одного и того же лица по одному и тому же вопросу в случаях: если заявитель не удовлетворен данным ему по первоначальному обращению ответом; если со времени подачи первого обращения истек установленный законом срок рассмотрения, а ответ заявителю не дан.

Обращения, содержащие оскорбительные выражения либо не поддающиеся прочтению, к рассмотрению не принимаются и после регистрации возвращаются автору с указанием мотивов. Аналогичная норма об отказе в принятии к рассмотрению обращений, содержащих оскорбительные выражения, включенная в Инструкцию о порядке рассмотрения обращений граждан и ведения делопроизводства по ним (приказ Судебного департамента от 23 декабря 1999 г. № 112), обжаловалась в Верховном Суде РФ в порядке судебного нормоконтроля и была признана соответствующей действующему законодательству[80]. В настоящее время аналогичная норма содержится в названном Законе ст. 11.

Письменные обращения, не содержащие данных о фамилии заявителя, месте его жительства, регистрируются как анонимные и рассмотрению не подлежат, за исключением анонимных сообщений о преступлениях.

Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный, общественный орган, на предприятие, в учреждение, организацию, обязанные разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки — безотлагательно, но не позднее 15 дней.

В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены председателем или его заместителем, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.

Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение.

Начальник отдела делопроизводства или лицо, его замещающее, систематически просматривает журнал регистрации и по всем обращениям, по которым истекает установленный срок разрешения, заблаговременно докладывает



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.98 (0.084 с.)