Основные принципы внешнеполитической доктрины Республики Беларусь. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы внешнеполитической доктрины Республики Беларусь.



В своей деятельности на международной арене Беларусь руководствуется принципом многовекторности. Интересы страны естественным образом охватывают как западный, так и восточный векторы в связи с тем, что республика расположена в центре Европы, на перекрестке путей с Запада на Восток
Основные принципы, цели и задачи внешней политики Республики Беларусь закреплены в Законе «Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь». К принципам внешней политики Республики Беларусь относятся:

— соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права;
— соразмерность внешнеполитических целей политико-дипломатическому, экономическому, оборонному, научно-техническому, интеллектуальному потенциалу государства, обеспечение их реализации для укрепления международных позиций Республики Беларусь и ее международного авторитета;
— повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики Беларусь и ее национальной экономики в условиях глобализации;
—развитие на основе общепризнанных принципов и норм международного права всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, международными организациями, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества;

— добровольность вхождения и участия в межгосударственных образованиях;
— приверженность политике последовательной демилитаризации международных отношений;

—отсутствие территориальных претензий к сопредельным государствам, непризнание территориальных притязаний к Республике Беларусь.
Основными направлениями политики на международной арене являются:
- вхождение в мировое сообщество в качестве равноправного суверенного независимого государства;

-активное взаимодействие с международными, прежде всего европейскими, структурами и организациями;

-способствование строительству новой мировой и европейской систем безопасности, свободных от «разделительных линий»;

- участие в многостороннем международном экономическом сотрудничестве;
- энергичное сотрудничество в международных организациях, прежде всего системы ООН.

Республика Беларусь – одно из немногих на постсоветском пространстве государств, которое не имеет пограничных споров с соседями, межрелигиозных конфликтов, дискриминации граждан по языковому признаку.

Участие Беларуси в деятельности ООН.

Беларусь стояла у истоков создания ООН. Наша страна была в числе 51 государства - основателя Организации Объединенных Наций. Получение этого почетного права стало свидетельством признания вклада белорусского народа в разгром фашизма в годы Второй мировой войны.

До 1958 года Беларусь была представлена в ООН дипломатическими работниками, входившими в состав Постоянного представительства СССР в Нью-Йорке. 28 марта 1958 года Совет Министров БССР принял постановление об учреждении Постоянного представительства Беларуси при ООН, ставшего первым белорусским загранучреждением.

Последние десять лет следует назвать периодом активного взаимодействия между Республикой Беларусь и Организацией Объединенных Наций.

Республика Беларусь избиралась членом Совета Безопасности, Экономического и Социального совета, Комиссии по правам человека, Комитета по программе и координации, Исполнительного совета ЮНЕСКО, Комиссии по устойчивому развитию, Программы развития ООН, Детского фонда ООН, Комиссии по науке и технике в целях развития, Административного совета МОТ и других органов ООН.

По инициативе Беларуси были приняты следующие важные документы ООН:
- Конвенция ООН о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества;

- Резолюция "О международном поощрении научных исследований в области выявления причин раковых заболеваний";

- Резолюция "Об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и социального развития".

- Резолюция "О принципах международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества"; Одним из ключевых направлений деятельности Беларуси в рамках ООН была и остается мобилизация ресурсов международного сообщества в целях преодоления долгосрочных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

 

4. Развитие диалога Республики Беларусь с ведущими европейскими организациями (ОБСЕ, Совет Европы, Евросоюз).

 

Участие Беларуси в деятельности ОБСЕ.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), созданная в начале 70-ых годов прошлого века в виде Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и служившая форумом для многосторонних переговоров между Востоком и Западом, объединяет в настоящее время 55 государств, включая все европейские страны, США, Канаду и все страны СНГ.

Республика Беларусь является полноправным членом СБСЕ/ОБСЕ с 30 января 1992 года. В ходе 2-й встречи СМИД СБСЕ в Праге в 1992 году 10 стран СНГ, включая Беларусь, были формально приняты в СБСЕ после передачи писем, в которых они принимали на себя обязательства в рамках Совещания.

Беларусь активно участвует в деятельности Организации в рамках работы Постоянного совета ОБСЕ, Форума по сотрудничеству в области безопасности, Совместной консультативной группы и Консультативного комитета по открытому небу, а также через практическую реализацию принципов и механизмов, заложенных в итоговых документах Саммита ОБСЕ 1999 года в Стамбуле.

В соответствии с решением Постоянного совета ОБСЕ № 185 от 18.09.97 в Республике Беларусь с февраля 1998 г. учреждена Консультативно-наблюдательная группа (КНГ) ОБСЕ, деятельность которой регламентируется положениями Меморандума о взаимопонимании между Республикой Беларусь и ОБСЕ от 18.12.97.
Согласно своему мандату КНГ ОБСЕ во взаимодействии с белорусскими властями и другими международными организациями должна была осуществлять следующие задачи: оказывать помощь белорусским властям в развитии демократических институтов и выполнении других обязательств в рамках ОБСЕ, а также осуществлять мониторинг и информировать об этом процессе.

Отношения Беларуси и ЕС.

В истории взаимоотношений Республики Беларусь и Европейского союза отчетливо выделяются два этапа: первый - 1992-1996 гг., второй - с 1997 г. по настоящее время.

Главным содержанием первого этапа, продолжавшегося с января 1992 по ноябрь 1996 г., стали поиск и развитие взаимовыгодных форм и направлений сотрудничества, формирование правовых основ взаимодействия Беларуси и ЕС. В марте 1995 г. между Беларусью и Европейскими сообществами и их членами было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, в марте 1996 г. - Временное соглашение о торговле и вопросах, связанных с торговлей.

Второй этап, начавшийся в ноябре 1996 г. и продолжающийся до настоящего времени, характеризуется охлаждением связей, свертыванием политических контактов. Главной причиной ухудшения отношений стало проведение в Беларуси в 1996 г. референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию 1994 г.

Вступление в ЕС ближайших соседей Беларуси (Польши, Литвы, Латвии) дает основание выразить надежду на начало нового этапа взаимодействия Беларуси с объединенной Европой. Проблемы границы, вопросы экологии, торговли, транзита между ЕС и Россией просто невозможно обсуждать без участия белорусской стороны.

Проблемы улучшения отношений с Советом Европы
Главным направлением в отношениях Республики Беларусь с Советом Европы (СЕ) является деятельность по восстановлению статуса "специально приглашенного" для Национального собрания Республики Беларусь.
В сентябре 1992 г. Беларусь получила статус "специально приглашенного" государства в рамках деятельности Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), что позволило делегации Верховного Совета Беларуси 4 раза в год принимать участие в ПАСЕ, а правительству страны дало возможность принимать участие в работе ряда комитетов СЕ в качестве наблюдателей. В марте 1993 г. Беларусь подала заявку на вступление в СЕ в качестве полноправного члена.

Беларусь в октябре 1993 г. присоединилась к Европейской культурной конвенции, в октябре 1994 г. - к Венецианской комиссии "Демократия через право". Рассмотрение заявки Беларуси о вступлении в СЕ было запланировано на осеннюю сессию ПАСЕ 1995 г., однако в мае 1995 г. Верховный Совет не был избран, что означало невыполнение страной одного из основных требований СЕ. Его избрание в конце 1995 г. не стало устранением последнего препятствия на пути Беларуси в СЕ. Обострение конфронтации между президентом и парламентом затормозило принятие положительного решения по Беларуси в течение 1996 г.
На основании юридического и политического докладов, визита Председателя ПАСЕ в январе 1997 г. на сессии ПАСЕ было принято решение о приостановлении действия статуса "специально приглашенного" для РБ. В качестве основной причины называлось несоблюдение основных прав и свобод в РБ. Однако это не означало полного прекращения сотрудничества СЕ с Беларусью.

Несмотря на ряд негативных оценок внутриполитической ситуации в Беларуси со стороны СЕ, после визита в Беларусь в ноябре 1998 г. заместителя Председателя ПАСЕ Р.

Антреттера в общей линии СЕ по отношению к Беларуси наметились некоторые позитивные изменения, связанные с отказом от попыток полностью отстранить Беларусь и ее парламентариев от деятельности организации.

Бюро ПАСЕ рекомендовало Комиссии по политическим вопросам активизировать диалог со всеми политическими силами Беларуси, в том числе и с государственными структурами.

В соответствии с этими рекомендациями в апреле 1999 г. в Страсбурге в рамках упомянутой Комиссии состоялась дискуссия по Беларуси, в которой приняли участие депутаты Национального собрания Республики Беларусь.

По итогам контактов между Беларусью и СЕ в 1999 г. докладчиком ПАСЕ по Беларуси В.Берендтом был подготовлен доклад о ситуации в Беларуси, который стал предметом рассмотрения на заседании политкомиссии ПАСЕ 3 ноября 1999 г. Несмотря на сохранение ряда "традиционных" критических замечаний по поводу политики официальных властей, в докладе также присутствовали достаточно конструктивные оценки позитивных шагов правительства.

16 декабря 1999 г. на заседании политкомиссии ПАСЕ в Париже практически единогласно были приняты за основу проект Рекомендации ПАСЕ о ситуации в Беларуси и пояснительный меморандум к ней.Эти документы, подготовленные на основании отчета В. Берендта, были вынесены на обсуждение на пленарное заседание январской сессии ПАСЕ 2000 г.

В этой связи в Страсбург были приглашены по 4 представителя от Национального собрания Республики Беларусь и от оппозиции.

Основным приоритетом внешнеполитической деятельности РБ в 2000 г. в сфере взаимоотношений с наиболее авторитетными организациями и ключевыми государствами Запада являлось обеспечение международного признания парламентских выборов в стране в качестве свободных и демократических.

Однако этого достичь не удалось, как и широкого международного признания президентских выборов 2001 г. Тем не менее, после повторного избрания А.Лукашенко президентом РБ внешнеполитическое ведомство начало работу по возобновлению статуса "специально приглашенного" для нового белорусского парламента.

Официальная позиция Республики Беларусь состоит в том, чтобы стать полноправным членом Совета Европы и стороной важнейших многосторонних соглашений, разработанных под его эгидой.

Активизация сотрудничества с Советом Европы вплоть до полномасштабного участия в его деятельности является важнейшим каналом приобщения Беларуси к европейскому опыту построения гражданского общества, обеспечения прав человека и решения проблем социального, культурного и гуманитарного характера в соответствии с международными стандартами.

РБ И НАТО

 

Беларусь выступает за поддержание и расширение конструктивного сотрудничества с Организацией Североатлантического договора (НАТО) на равноправной и взаимоуважительной основе.
Осуществляя многовекторную внешнюю политику и расширяя свое участие в международных структурах безопасности, Беларусь полна решимости вносить свой вклад в сохранение мира и достижение стратегической цели – создание неделимой евроатлантической безопасности.
История взаимоотношений Республики Беларусь с НАТО начинается с 1992 года, когда наша страна вступила в Совет североатлантического сотрудничества, трансформировавшийся в 1997 году в Совет евроатлантического партнерства – СЕАП.
В 1995 году Беларусь подключилась к программе «Партнерство ради мира» (ПРМ), рассматривая ее в качестве важного инструмента укрепления взаимодействия в политической, военной, экономической, научной и правовой сферах как с Организацией Североатлантического договора в целом, так и с отдельными государствами-членами НАТО.
В апреле 1998 года было открыто Постоянное представительство Республики Беларусь при Организации Североатлантического договора.

Основным планирующим документом участия Беларуси в ПРМ является ежегодно обновляемая Индивидуальная программа партнерства и сотрудничества (ИППС). Первая Индивидуальная программа партнерства была одобрена Советом НАТО в июле 1997 года. С тех пор количество ежегодных совместных мероприятий в рамках ИППС увеличилось более чем в шесть раз и в настоящее время составляет порядка 125. В ИППС оговариваются силы и средства, выделяемые белорусской стороной, и перечень мероприятий, в которых планируется участие представителей Беларуси. Проводятся регулярные консультации с сотрудниками Международного секретариата НАТО и Международного военного штаба НАТО по оценке выполнения ИППС.\
Беларусь придает большое значение реализации этой программы как инструмента развития практического сотрудничества с альянсом в таких областях как гражданское чрезвычайное планирование, кризисное реагирование, военное образование, контроль над вооружениями, борьба с международным терроризмом и транснациональной организованной преступностью, противодействие распространению ОМУ, подготовка к участию в миротворческих и гуманитарных операциях, медицинское обеспечение, языковая подготовка.

В 2004 году Республика Беларусь присоединилась к Процессу планирования и оценки сил (ПАРП), основной задачей в рамках которого является развитие военного сотрудничества с НАТО. В рамках данного процесса согласовываются цели партнерства Республики Беларусь, достижение которых позволяет получить необходимый опыт в вопросах совершенствования подготовки Вооруженных Сил Республики Беларусь, а также возможного задействования воинских подразделений в миротворческих операциях.
В рамках ПАРП Республикой Беларусь и НАТО осуществляется регулярный обмен делегациями для определения целей партнерства на два года и оценки проделанной работы по их реализации.

В качестве успешного примера взаимодействия с альянсом можно назвать осуществление в 2007 году совместного проекта Агентства НАТО по техническому обеспечению и снабжению и Министерства обороны Республики Беларусь по ликвидации тротилосодержащих противопехотных мин с привлечением финансовой помощи стран–членов НАТО. Всего было уничтожено более 300 тысяч мин такого типа.
Белорусские научные организации активно взаимодействуют с НАТО в различных отраслях науки в рамках программы «Наука ради мира и безопасности». С 1993 года более 75 белорусских ученых получили стипендии для научно-исследовательских работ в странах НАТО. Одним из последних примеров совместной работы является проект «Мониторинг и прогнозирование наводнений в бассейне реки Припять», предусматривающий установку гидрометеорологических станций и способствующий принятию своевременных мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера.

Беларусь не только изучает опыт создания и деятельности современных вооруженных сил государств – членов НАТО, но также готова предоставлять свои учебные центры для обучения экспертов из других стран-партнеров. С 2013 года четыре обучающих курса Министерства по чрезвычайным ситуациям и Министерства обороны открыты для всех государств СЕАП, включая страны НАТО.

Беларусь регулярно выступает с инициативами по углублению сотрудничества с НАТО по актуальным направлениям противодействия современным вызовам и угрозам безопасности. Среди белорусских предложений стоит выделить следующие:

 

· проведение учений по действиям в условиях радиологической угрозы с учетом печального и уникального опыта Беларуси по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы;

· разработка регионального плана действий партнерства по углубленному сотрудничеству в области борьбы с нелегальной миграцией, контрабандой оружия и ядерных, химических и биологических материалов, охраны атомных электростанций, стратегических объектов энергосистемы, нефте- и газопроводов, ведущих в Европу;

· создание на базе Министерства по чрезвычайным ситуациям Беларуси учебного центра ПРМ по обучению специалистов в области химической, биологической, радиологической и ядерной защиты;

· организация проведения в Беларуси многофункциональных учений Евроатлантического координационного центра реагирования на стихийные бедствия и катастрофы.

Беларусь исходит из того, что политизированному мышлению всегда есть альтернатива – проведение прагматичного диалога и расширение практического сотрудничества. Такой подход особенно актуален, когда ситуация касается обеспечения международной безопасности. Беларусь на деле доказывает свою приверженность обязательствам в сфере международной безопасности, в том числе в рамках НАТО. Наша страна вносит конкретный вклад в антитеррористическую операцию в Афганистане, проводимую альянсом на основании резолюции Совета Безопасности ООН 1386 (2001).

С учетом этой резолюции белорусская сторона и НАТО договорились о предоставлении возможности железнодорожного транзита через Беларусь невоенных товаров альянса, его государств-членов и других государств, которые вносят вклад в миссию Международных сил содействия безопасности в Афганистане (МССБ). Начиная с 2011 года, через территорию Беларуси осуществляются постоянные транзитные перевозки невоенных грузов для нужд МССБ. Соответствующая договоренность была оформлена обменными письмами между Министром иностранных дел Республики Беларусь и Генеральным секретарем НАТО.
Действия Беларуси по обеспечению международной безопасности не подвержены быстро меняющейся политической конъюнктуре и именно поэтому, несмотря на сохраняющиеся разногласия с НАТО по отдельным вопросам, сегодня продолжается кропотливая практическая работа по углублению взаимовыгодного сотрудничества как с альянсом, так и с отдельными государствами-членами альянса, на общепризнанных принципах международного права, основанных на взаимном доверии и уважении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.017 с.)