Белорусско-российские отношения. Проблемы и перспективы Союзного государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Белорусско-российские отношения. Проблемы и перспективы Союзного государства.



Для Беларуси отношения с Россией - традиционно приоритетное направление внешней политики, поскольку представляют важный ресурс для отстаивания на международной арене выбранной модели государственного развития, упрочения своих собственных позиций в региональных и глобальных международных процессах. Это сотрудничество имеет также ключевое значение для стабильного экономического развития республики.

Вместе с тем, внешнеполитический курс Белоруссии характеризуют как «политику качелей», позволяющей официальному белорусскому руководству сближаться то с Россией, то с Европой и представлять подобные действия как проявление «по-настоящему многовекторной политики».

Россия и другие постсоветские государства представляют для Беларуси крайне важный рынок сбыта продукции и источник сырья. По мнению экспертов, значительный экономический рост Беларуси в 2004—2006 во многом был связан с её особыми отношениями с Россией.

Началом международных отношений между Россией и Беларусью как независимыми государствами можно считать подписание Беловежских соглашений и образование СНГ после распада СССР в 1991 году. 13 ноября 1992 было подписано Соглашение о свободной торговле.

Геополитическое и военно-стратегическое значение Беларуси как партнёра для России обусловлено её удобным географическим положением между Россией и Западной Европой. Союз с Белоруссией позволяет России экономить значительные средства, необходимые для создания системы военно-стратегического сдерживания на западной границе России, поскольку белорусские объекты ПВО обеспечивают безопасность всего воздушного пространства Белоруссии и европейской. Россия, в свою очередь, представляет собой гигантский рынок сбыта для продукции белорусской промышленности и сельского хозяйства и является поставщиком необходимых стране энергоресурсов.

Соююзное государство - политический проект союза Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством.

После распада СССР и создания СНГ с 1992 года внутри данной организации шёл процесс усиления двухсторонних связей России и Белоруссии.

В соответствии с Договором об образовании Сообщества Белоруссии и России было решено создать политически и экономически интегрированное сообщество в целях объединения материального и интеллектуального потенциала двух государств.

2 апреля 1997 года в городе Москве президенты Беларуси и России подписали Договор о Союзе Беларуси и России. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения народов Беларуси и России.

В Союзе предполагается унификация законодательства, единый парламент, кабинет министров и другие органы верховной власти, символика (флаг, герб, гимн), валюта и т. п. В настоящее время символы Союзного государства — флаг, герб и гимн не утверждены.

Идея создания Союза, вплоть до мягкой федерации, принадлежала президенту Беларуси, Александру Лукашенко. В конце 2006 года, в свете резкого повышения Россией цен на газ для Беларуси, президент Лукашенко высказывает значительное разочарование. В январе 2007 года он заявляет, что «от нас требуют вступления в состав России… Я не хочу похоронить суверенитет и независимость моей Беларуси…»

Однако, уже на рубеже 2007 и 2008 процесс интеграции усилился. Президентами России и Беларуси рассматриваются подготовленные экспертами варианты Конституционного акта, делегирования союзных полномочий и формирования наднациональных органов Союза, а также избрания президента Союза, которым по предположению многих политиков должен стать В. В. Путин, чьи полномочия как президента России истекли в мае 2008. С мая 2008 года по июль 2012 года Владимир Путин являлся главой совета министров Союзного государства.

Впрочем, из-за выявления ряда экономических и политических противоречий, в частности: «молочной войны», процесс интеграции двух республик идёт неровно. Кроме того, отношение к союзу в Беларуси, возможно, меняется в худшую сторону. Так, согласно результатам социологического опроса, проведённого Белорусским институтом стратегических исследований, 54,8 % опрошенных высказались категорически против того, что «Беларусь и Россия должны построить союзное государство с единой валютой, президентом и парламентом».

В 2010 году из-за значительных осложнений в отношениях Российской Федерации и Республики Беларусь, разногласий между главами государств, интеграция практически остановилась.

До 2011 года проект тихо «умирал» из-за различия стратегических интересов обеих стран. Однако заметное потепление отношений между странами в 2011 году постепенно возвращает идею Союза на прежний уровень. Однако есть мнение, что Беларусь налаживает проект в основном из-за тяжелого экономического положения

Анализ политических, экономических и социальных аспектов, связанных со становлением и развитием союзнических отношений наших стран, показывает, сколь сложным и противоречивым является процесс интеграции различных государств. Это утверждение относится не только к постсоветским государствам — бывшим республикам СССР, но, как показывают факты, ко всем современным объединительным структурам на мировой арене, когда каждый ее участник старается решить прежде всего свои задачи, отстоять свои национальные интересы порой в ущерб другим. Особенно остро такие тенденции стали проявляться в конце XX—начале XXI в. Это всецело относится и к российско-белорусским отношениям, зависящим как от внутриполитических, так и от геополитических факторов.

После распада СССР Беларусь взяла курс на тесное сотрудничество с Россией. Беларусь делала все от неё зависящее, чтобы сохранить хозяйственные связи с восточным соседом. Определенные ожидания связывались с получением материальной помощи в ликвидации последствий чернобыльской аварии. Одновременно белорусское руководство демонстрировало и политическую лояльность в отношении Москвы. Оно объявило о безъядерном статусе своей страны и признало Россию единственной правопреемницей Советского Союза в качестве ракетно-ядерной державы.

Беларусь - одна из немногих стран Содружества, выразивших заинтересованность в сохранении российского военного присутствия на своей территории. 6 января 1995 г. состоялось подписание рассчитанных на 25 лет российско-белорусских соглашений о завершении строительства и последующем использовании военных объектов в Барановичах, где находятся системы предупреждения о ракетном нападении

Самое тесное сотрудничество во всех областях, прежде всего в экономической и военно-политической, заложило основу "особых" отношений между двумя странами. По сути, создавался политический союз двух стран, предусматривающий, в частности, взаимодействие их дипломатий во внешнем мире и совместные мероприятия в области обороны.

Впрочем, уже год спустя Сообщество было преобразовано в Союз де-юре. 2 апреля 1997 г. стороны заключили Договор о Союзе России и Беларуси, а 23 мая приняли Устав Союза. В Союз России и Беларуси стал приносить конкретные результаты. На его западных границах были созданы общая пограничная и таможенная службы, велась подготовка единого таможенного кодекса. Успешно работал Комитет по вопросам безопасности. Создавались благоприятные условия для углубления экономической интеграции, которая включает не только торговлю, но и регулирование совместной внешнеэкономической деятельности.

Беларусь и Россия солидарно выступали по многим проблемам внешнеполитической сферы. Это касается и позиции двух стран относительно расширения НАТО, вопросов сотрудничества с третьими странами, оценки событий в Югославии и др.

После длительной подготовки 8 декабря 1999 г. был заключен Договор о создании Союзного государства России и Беларуси.

Главное — это содержательные аспекты интеграции. Это выработка и проведение единой экономической политики, установление правовых основ общего внутреннего рынка, регулирование хозяйственной деятельности, осуществление единой денежно-кредитной, валютной, налоговой, ценовой, инвестиционной и таможенно-тарифной политики, функционирование единых транспортной и энергетической систем. 26 января 2000 г., после обмена ратификационными документами

между президентами России и Белоруссии Договор о создании Союзного государства вступил в силу, что позволило приступить к его практическому воплощению.

Россия и Беларусь являются членами-соучредителями Союзного государства, Таможенного и Евразийского экономического союза, а также осуществляют военное сотрудничество в рамках ОДКБ (на территории Белоруссии расположен ряд российских военных объектов).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1896; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.008 с.)