ТОП 10:

Основы профсоюзного движения



Факультет финансово-экономический, юридический

 

Кафедра гуманитарных, естественнонаучных дисциплин и профсоюзного движения

 

 

 

 

Основы профсоюзного движения

Учебно-методический комплекс

(для студентов заочной формы по специальностям 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080104 «Экономика труда», 080507 «Менеджмент организации», 080105 «Финансы и кредит», 030501 «Юриспруденция»)

Барнаул-2011г.

Основы профсоюзного движения: учебно-методический комплекс

Основы профсоюзного движения: учебно-методический комплекс/ сост. преподаватель И.В.Исакова. – Барнаул: АИТиП (филиал) ОУП ВПО «АТиСО», 2011. – 63 с.

 

В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины «Основы профсоюзного движения» (структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий, планы семинарских занятий, методические рекомендации к работе над контрольной работой и рефератом, тесты для самопроверки, список нормативно-правовых актов, литературы по дисциплине, словарь терминов, вопросы для самоконтроля).

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной и формы обучения финансово-экономического и юридического факультетов.

 

 

Рецензенты: Смирнова И. А.

 

 

Рекомендовано учебно-методическим советом Алтайского института труда и права (филиала) ОУП ВПО «АТиСО» по специальностям 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080104 «Экономика труда», 080507 «Менеджмент организации», 080105 «Финансы и кредит», 030501 «Юриспруденция» в качестве учебно-методического комплекса (протокол № 4 от 29 июня 2011г.).

 

Рекомендовано к изданию Советом АИТиП (филиала) ОУП ВПО «АТиСО» (протокол № 4 от 29.06.2011.)

Алтайский институт труда и права (филиал) ОУП ВПО «АТиСО», 2011г.

ИсаковаИ.В., 2011г.

ВВЕДЕНИЕ

 

Целью данной дисциплины является - изучение сущности профсоюзного движения и деятельности профсоюзов как исторически сложившегося социального института и его роли в обществе.

Программа дисциплины предусматривает рассмотрение предпосылок и общих закономерностей и особенностей возникновения, формирования и развития профессиональных союзов в России и за рубежом, актуальных проблем современного профсоюзного движения.

Студенты изучают: вопросы правового обеспечения деятельности профсоюзов, принципы их организационного строения; роль профсоюзов в развитии социального партнерства, заключении коллективных договоров и соглашений, обеспечении достойной оплаты труда и занятости, реализации социальной политики, разрешении коллективных и индивидуальных трудовых споров, осуществлении контроля соблюдения законодательства о труде, охране труда и здоровья наемных работников и др.

Связь с другими предметами: учитывается, что курс читается в институте труда и студенты знакомы с основами экономики и социологии труда, кадрового менеджмента, социального партнерства, политологии, трудового права

По завершении изучения дисциплины студент должен:

- понимать роль и значение профсоюзов в становлении и развитии социального государства, формирования гражданского общества;

- знать основные категории, понятия и документы, встречающиеся в теории и практике профсоюзов;

- иметь представление об основных проблемах и этапах развития профсоюзного движения в России;

- знать формы и методы деятельности профсоюзных организаций в условиях различных организационно-правовых форм предприятий;

- иметь представление о структуре профсоюзов, их объединений, профсоюзных органов различных уровней;

- понимать содержание и уметь применять нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность профсоюзов;

- знать порядок создания и основные направления деятельности первичной профсоюзной организации.

Наряду с традиционными формами учебных занятий - лекциями и семинарами, применяется лекция с элементами беседы, так как студенты заочники обычно имеют собственный опыт по вопросам деятельности профсоюзов, на семинарском занятии студенты решают задачи и рассматривают практические примеры по профсоюзному движению, для закрепления на практике знаний, полученных в процессе обучения.

Текущий контроль осуществляется в процессе проведения семинарских или практических занятий, выполнения домашнего задания, тестирования.

Итоговая оценка складывается из результатов работы студента на семинарских или практических занятиях, посещаемости и активности, его участия в дискуссии, оценок: домашнего задания, итогового тестирования, знаний на зачете.

Учебно-методический комплекс составлен на основании УМК: Фролова, Т. Л. Основы профсоюзного движения / Т.Л. Фролова, В.С. Гончаров, С. Е. Демидова, Р. В. Зенков. - М.: ИД «АТиСО», 2008.

 

 

1. программа учебной дисциплины «основы профсоюзного движения»

 

1.1. Учебно-тематический план дисциплины

(распределение часов)

 

для подготовки студентов по специальности 030501 «Юриспруденция»

  №№ п \п   Название темы    
Всего Лекции Семинары срс  
Введение в дисциплину 6,5 0,5 -  
Предпосылки возникновения профсоюзов за рубежом 6,5 0,5 -  
Становление и развитие российского профсоюзного движения - -  
Исторический опыт коллективной защиты профсоюзами прав наемных работников - -  
Реформирование российского профсоюзного движения в условиях перехода к рыночной экономике - -  
Правовое обеспечение деятельности профсоюзов  
Социальное партнерство как важнейший механизм реализации защитной функции профсоюзов.  
Участие профсоюзов в обеспечении занятости и достойной оплаты труда. 0,5 0,5  
Участие профсоюзов в социальной защите работников и членов их семей 0,5 0,5  
Работа профсоюзов по обеспечению охраны труда работников 6,5 0.5 -  
Профсоюзный контроль соблюдения законодательства о труде и защите трудовых прав работников 7,5 0,5  
Участие профсоюзов в разрешении трудовых споров. 6,5 0,5 -  
Взаимоотношения профсоюзов с политическими партиями: исторический опыт и современность 6,5 0,5 -  
Международная деятельность профсоюзов России. - -  
  Всего  

 

 

для подготовки студентов по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080507 «Менеджмент организации»

    «Бухучет и аудит»   Менеджмент организации»
Всего Лекции Семинары срс Всего Лекции Семинары ср
Введение в дисциплину 6,5 0,5 - 6,5 0,5 -
Предпосылки возникновения профсоюзов за рубежом - - - -
Становление и развитие российского профсоюзного движения 6,5 0,5 - 6,5 0,5 -
Исторический опыт коллективной защиты профсоюзами прав наемных работников - - - -
Реформирование российского профсоюзного движения в условиях перехода к рыночной экономике - -
Правовое обеспечение деятельности профсоюзов
Социальное партнерство как важнейший механизм реализации защитной функции профсоюзов.
Участие профсоюзов в обеспечении занятости и достойной оплаты труда. - - - -
Участие профсоюзов в социальной защите работников и членов их семей - - - -
Работа профсоюзов по обеспечению охраны труда работников 6,5 0,5 - 6,5 0,5 -
Профсоюзный контроль соблюдения законодательства о труде и защите трудовых прав работников 8,5 0,5 8,5 0,5
Участие профсоюзов в разрешении трудовых споров. 7,5 0,5 7,5 0,5
Взаимоотношения профсоюзов с политическими партиями: исторический опыт и современность - - - -
Международная деятельность профсоюзов России. 6,5 0,5 - 6,5 0,5 -
  Всего

для подготовки студентов по специальности 080104 «Экономика труда»

    «Экономика труда»
Всего Лекции Семинары срс
Введение в дисциплину - -
Предпосылки возникновения профсоюзов за рубежом 1,5 - 0,5
Становление и развитие российского профсоюзного движения 0,5 - - 0,5
Исторический опыт коллективной защиты профсоюзами прав наемных работников 1,5 - 0,5
Реформирование российского профсоюзного движения в условиях перехода к рыночной экономике 0,5 - - 0,5
Правовое обеспечение деятельности профсоюзов - -
Социальное партнерство как важнейший механизм реализации защитной функции профсоюзов. - -
Участие профсоюзов в обеспечении занятости и достойной оплаты труда. -
Участие профсоюзов в социальной защите работников и членов их семей - -
Работа профсоюзов по обеспечению охраны труда работников - -
Профсоюзный контроль соблюдения законодательства о труде и защите трудовых прав работников -
Участие профсоюзов в разрешении трудовых споров. -
Взаимоотношения профсоюзов с политическими партиями: исторический опыт и современность -
Международная деятельность профсоюзов России. - -
  Всего -

 

 

для подготовки студентов по специальности 080105 «Финансы и кредит»»

    «Финансы и кредит»
Всего Лекции Семинары срс
Введение в дисциплину - -
Предпосылки возникновения профсоюзов за рубежом -
Становление и развитие российского профсоюзного движения -
Исторический опыт коллективной защиты профсоюзами прав наемных работников -
Реформирование российского профсоюзного движения в условиях перехода к рыночной экономике - -
Правовое обеспечение деятельности профсоюзов -
Социальное партнерство как важнейший механизм реализации защитной функции профсоюзов. -
Участие профсоюзов в обеспечении занятости и достойной оплаты труда. -
Участие профсоюзов в социальной защите работников и членов их семей - -
Работа профсоюзов по обеспечению охраны труда работников - -
Профсоюзный контроль соблюдения законодательства о труде и защите трудовых прав работников -
Участие профсоюзов в разрешении трудовых споров. -
Взаимоотношения профсоюзов с политическими партиями: исторический опыт и современность -
Международная деятельность профсоюзов России. -
  Всего

1.2. Содержание дисциплины по темам

 

ВВЕДЕНИЕ

Предмет и задачи дисциплины. Актуальность и прикладной характер курса. Понятия: «гражданское общество», «профессиональные союзы», «профсоюзное движение».

Основные цели, функции профсоюзов и их роль в обществе.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ

 

Написание контрольной работы или реферата* является обязательным этапом в изучении настоящей дисциплины для каждого студента. Студенты, не представившие контрольную работу или реферат в установленные сроки, к сдаче экзамена не допускаются. Оценка за контрольную работу (реферат) выставляется на основе зачетной системы (зачтено/не зачтено) и учитывается при оценке знаний студентов на экзамене.

Студенты выбирают темы контрольной работы (реферата) из перечня вопросов к экзамену по дисциплине. Старосты групп контролируют, чтобы темы работ у студентов одной и той же группы не совпадали. Студент может предложить для контрольной работы (реферата) тему в другой (своей) редакции, но обязан согласовать ее с преподавателем, ведущим данную дисциплину.

В контрольной работе (реферате) должна прослеживаться чёткая логика в формулировке названий разделов, последовательности изложения и структурированности материала по блокам (с учётом их иерархии - от общего к частному), приветствуется анализ практического опыта. Контрольная работа (реферат) должна показать умение автора теоретически обобщать, классифицировать социальные объекты (явления), выявлять зависимости между ними, тенденции и закономерности их развития. Автор должен уметь пользоваться специальным научным аппаратом: ссылками, сносками, цифровыми, табличными и графическими данными, формулами и библиографией.

Контрольная работа (реферат) состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Оглавление размещается в начале текста работы (сразу после титульного листа) с указанием страниц начала каждого из разделов. Именно оглавление показывает, в первую очередь, умение автора логически излагать материал. Не рекомендуется излишняя детализация оглавления: основная часть, как правило, содержит 3-4 пункта (раздела, параграфа. По желанию автора в контрольной работе (реферате) можно использовать приложения (схемы, таблицы, графики и т.п., но не более 3-х приложений), текст которых не учитывается в объеме работы. Приложения размещаются вслед за списком литературы.

Во введении (1-2 стр.) рекомендуется обосновать актуальность темы.

Основная часть (10-13 стр.) содержит теоретический и практический материал по выбранной теме.

Один из важнейших показателей подготовленности, ответственности и творческого потенциала автора реферата - наличие умело выполненного заключения (1-1,5 стр.), в котором приводятся выводы (обязательны) и предложения автора (же­лательны).

В конце работы приводится список использованной литературы (библиография). Библиография 3-5-летней давности (при отсутствии новых источников - текущего года и (или) предшествующего ему) свидетельствуют, как правило, о факте использования работ других авторов (студентов своего или других вузов, различного рода электронных банков готовых работ в сети Интернет или других источников). Неумение грамотно составить список литературы - типичная ошибка большинства студентов. Список литературы должен быть пронумерован, отсортирован по алфавиту названий источников. В начале списка приводятся нормативно-правовые акты (Международно-правовые акты, например, конвенции и рекомендации МОТ), Конституция РФ и Конституции (Уставы) субъектов РФ, законы РФ и её субъектов, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты региональных и муниципальных органов (губернаторов, мэров и т.п.). Уставы профсоюзов и их объединений, Положения о первичной профорганизации, Материалы съездов профсоюзов и их объединений и др. профсоюзные документы. Далее - монографии, учебники, книги и т.п., а затем - отдельные статьи с указанием их авторов, названия журнала, года издания, его номера и страниц начала и конца статьи. В конце списка приводятся адреса сайтов в Интернете и название использованных информационных сообщений (статей, дайджестов и др.).

 

 

ЗАДАЧА № 1.

Завод "Прибор" преобразован в акционерное общество.

Правление акционерного общества по инициативе его председателя приняло решение о том, что на территории завода деятельность профсоюзов не допускается, ссылаясь на то, что в примерном Уставе акционерного общества и уставе АО "Прибор" профсоюзы не упомянуты.

Правомерно ли такое решение?

Каковы юридические гарантии деятельности профсоюзов в организациях?

ЗАДАЧА № 2.

Директор санатория потребовал от профкома освободить предоставленную ему для работы комнату и покинуть территорию санатория.

Председатель профкома заявил протест. Тогда директор собрал собрание работников санатория, которое под его нажимом приняло решение о том, чтобы профсоюз осуществлял свою деятельность вне территории санатория.

Законны ли требования директора и решение собрания?

ЗАДАЧА № 3.

В организации действуют два профсоюза. В один входят работники независимо от профессии и места работы в организации, в другой - часть программистов вычислительного центра.

В орган какого профсоюза следует обращаться работнику за защитой его прав, если они нарушены работодателем?

Что означает термин "соответствующий профсоюзный орган"?

ЗАДАЧА № 4.

Директор автобазы издал приказ о прекращении деятельности профсоюза, существовавшего на нем много лет.

В какой орган профкому следует обратиться с просьбой о проверке законности этого приказа?

Каковы основания и порядок прекращения деятельности профсоюзов?

ЗАДАЧА № 5.

Городской совет председателей профсоюзных комитетов обратился в орган местного самоуправления в связи с массовым высвобождением работников с промышленных предприятий города. Ответа не последовало.

Какими правами пользуются профсоюзы в содействии занятости населения?

Каковы правовые последствия обращения профсоюзов в исполнительные органы по этим вопросам?

ЗАДАЧА № 6.

В коллективном договоре фабрики игрушек, принятом собранием работников, предусмотрено, что увольнение по инициативе работодателя допускается только при наличии предварительного согласия профкома.

На фабрике прошло сокращение штатов. Было уволено пять работников. Один из них - Тушин - обратился в суд с иском о восстановлении его на работе. Увольнение Каплина было мотивировано систематическим нарушением трудовой дисциплины. Он также обратился в суд, ссылаясь на отсутствие предварительного согласия профкома на его увольнение. В суд обратился и уволенный Митрофанов, не являвшийся членом профсоюза.

Какое решение должен вынести суд?

ЗАДАЧА № 7.

Руководство организации утвердило положения о порядке оплаты труда и о распределении части прибыли между работниками.

Ознакомившись с ними, профком в первом обнаружил нарушение законодательства о заработной плате, во втором - ущемление интересов работников. Кроме того, об этих положениях профком узнал после их утверждения.

Каков порядок принятия локальных нормативных актов?

Обязан ли работодатель учитывать мнение профкома об их содержании?

ЗАДАЧА № 8.

Приказом директора мясокомбината были пересмотрены нормы выработки и расценки на некоторые виды работ, производимых токарями ремонтно-механического цеха. Бухгалтерия произвела расчет с рабочими на основе новых норм и расценок. Считая, что оплата произведена неправильно, группа рабочих обратилась в комиссию по трудовым спорам.

Каково участие профкома в установлении норм труда и расценок?

Какое решение должно быть вынесено комиссией?

ЗАДАЧА № 9.

Отдел кадров направил в профком проект приказа о привлечении электромонтера Чернышева к работе в выходной день.

Председатель профкома написал на проекте приказа "не возражаю".

Правильны ли действия отдела кадров и председателя профкома?

ЗАДАЧА № 10.

В связи с недогрузкой производственных мощностей из-за отсутствия достаточного количества заказов на продукцию машиностроительного завода "Сирена" директор издал приказ о ликвидации цехов № 3,4 и сокращении численности работников завода на 15%.

Профкому об этом стало известно после издания приказа.

Законны ли действия директора?

Каковы права профсоюзов при массовом высвобождении работников?

ЗАДАЧА № 11.

На заседании профкома рассматривался проект приказа об увольнении бухгалтера Прокоповой в связи с сокращением штатов. Присутствовало девять членов комитета из одиннадцати (один член комитета был болен и один - в командировке). За увольнение Прокоповой проголосовало четыре члена профкома, четыре - воздержались и один проголосовал против.

Считается ли в такой ситуации, что решение было принято? Какими мотивами оно может быть обосновано? Имеет ли руководитель организации право издать приказ об увольнении Прокоповой?

ЗАДАЧА № 12.

Для уяснения перспектив деятельности организации профком запросил у директора соответствующие сведения.

Однако профкому было поставлено условие оплатить предоставленную ему информацию. Часть сведений предоставлено не было по причине их конфиденциальности.

Законно ли такое требование профкома?

ЗАДАЧА № 13.

Профком завода поставил перед директором вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности начальника цеха Гранина за неоднократные нарушения трудового законодательства.

Директор не согласился с мнением профкома, считая, что Гранин действовал в интересах производства.

Вправе ли профком выступать с таким требованием?

Правомерны ли действия директора?

ЗАДАЧА № 14.

При проверке коллективного договора на государственном предприятии выяснилось, что многие его положения не выполнены по вине директора.

Аналогичное положение сложилось на акционированном предприятии, а также на индивидуальном частном предприятии.

Профкомы потребовали увольнения руководителей предприятий.

Законны ли эти требования?

ЗАДАЧА № 15.

Нормировщице Марковой был объявлен выговор за отсутствие на рабочем месте в течение двух часов 5,13,21 и 28 мая. В объяснительной записке Макарова указала, что выполняла в это время общественные обязанности члена цехкома - проверяла режим работы женщин, имеющих детей.

Правомерно ли такое взыскание?

Предоставляется ли не освобожденным профработникам свободное от работы время для выполнения общественных обязанностей?

ЗАДАЧА № 16.

В связи с финансовыми трудностями столовой некоторым ее работникам, в том числе повару Бобровой и официантке Зориной, была уменьшена заработная плата. Согласия на это они не давали.

Боброва и Зорина обратились в комиссию по трудовым спорам, а затем - в суд с просьбой оказать им помощь.

Для защиты прав и интересов в суде Бобровой профком выделил своего представителя.

В выделении представителя для защиты прав и интересов Зориной профком отказал, так как она не являлась членом профсоюза.

Правильно ли поступил профком?

Что следует предпринять профкому?

 

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ

 

1. Основные противоречия между работодателем и наемным работником.

2. Первые попытки работников зарубежных стран отстоять свои права и интересы.

3. Появление и формирование первых профессиональных союзов за рубежом.

4. Профессиональный и производственный принципы строения профсоюзов.

5. Предпосылки и условия возникновения профсоюзов в России.

6. Первые профессиональные объединения работников на­емного труда.

7. Дискуссия о российских профсоюзах (1921-1920 гг.).

8. Огосударствление советских профсоюзов.

9. Учредительный съезд и создание ФНПР.

10. Ранние формы коллективной самозащиты работников.

11. Формы и методы забастовок.

12. Участие профсоюзов в управлении производством в годы Советской власти.

13. Легализация российских профсоюзов (1905 - 1906 гг.).

14. Ликвидация Наркомата труда и передача его функций ВЦСПС (1933 г.).

15. Права ФЗМК по Положению 1958 г,

16. Права профсоюзов по Законам СССР о профсоюзах (1990 г.) и РФ (1996 г.).

17. Взаимоотношения профсоюзов и политических партий в Западной Европе.

18. Дискуссия о нейтральности профсоюзов.

19. Особенности взаимоотношений российских профсоюзов с политическими партиями.

20. Участие профсоюзов России в выборах органов власти.

21. Профсоюзный плюрализм. Основные профсоюзные объединения России.

22. Политический кризис 1993 г. и II внеочередной съезд ФНПР.

23. Общероссийские акции протеста профсоюзов в условиях ухудшения социально-экономического положения трудящихся. III съезд ФНПР.

24. IV съезд ФНПР и его влияние на развитие профсоюзного движения в России.

25. Основные принципы организационного строения профсоюзов.

26. Организационное строение ФНПР и её руководящих органов.

27. Организационная структура общероссийского профсоюза.

28. Принцип демократического единства и управляемости в профсоюзе.

29. Первичная профсоюзная организация.

30. Международно-правовые основы деятельности профсоюзов.

31. Законодательство РФ и ее субъектов о профсоюзах.

32. Правовой статус профсоюзов по ТК РФ.

33. Права представительного профсоюза по ТК РФ.

34. Формы реализации защитной функции профсоюзов по ТК РФ.

35. Уставные документы общероссийских профсоюзов и их объединений.

36. Понятие и принципы социального партнерства.

37. Система социального партнерства.

38. Формы социального партнерства.

39. Порядок ведения коллективных переговоров.

40. Структура и содержание коллективных договоров,

41. Участие профсоюзов в решении проблем занятости.

42. Позиция профсоюзов по обеспечению достойной оплаты труда работников.

43. Законодательное и договорное регулирование вопросов занятости и оплаты труда.

44. Социальное страхование как основной механизм социальной защиты работника.

45. Единый социальный налог.

46. Пенсионная реформа.

47. Участие профсоюзов в решении жилищно-бытовых вопросов, оздоровлении работников и членов их семей, спортивной и культурно-массовой работе.

48. Права профсоюзных инспекторов и уполномоченных лиц профсоюзов по охране труда.

49. Участие профсоюзов в улучшении условий труда на предприятиях.

50. Участие профсоюзов в расследовании несчастных случаев на производстве.

51. Профсоюзный контроль соблюдения законодательства о труде,

52. Профсоюзные инспекции труда и их функции.

53. Участие профсоюзов в установлении условий трудовых договоров.

54. Комиссия по трудовым спорам (КТС) и порядок ее формирования,

55. Порядок работы КТС.

56. Порядок регулирования коллективного трудового спора.

57. Профсоюзное представительство в органах по разрешению трудовых споров.

58. Виды забастовок.

59. Сотрудничество ФНПР с международными профсоюзными объединениями.

60. Взаимодействие ФНПР и МОТ.

 

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ПРИКЛАДНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ И ЕЕ ТЕМАМ

Электронные учебные материалы и прикладные компьютерные разработки по дисциплине и ее темам не применяются

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

Самостоятельная работа осуществляется студентами с целью:

· овладения понятийным аппаратом изучаемого курса;

· самостоятельной проработки материала в соответствии с учебно-тематическим планом;

· изучения основной и дополнительной литературы;

· самопроверки полученных знаний с помощью содержащихся в данном пособии тестов;

· подготовки к выполнению курсовой работы;

· подготовки к предстоящему тестированию и экзамену.

Самостоятельной подготовкой рекомендуется заниматься в библиотеке, а также использовать Интернет. В необходимых случаях следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Изучение понятийного аппарата курса.

Студентом должна быть проведена работа по усвоению понятийного аппарата курса, поскольку без этого невозможно как овладение прочными знаниями в области Трудового права, так и получение профессиональных навыков, необходимых для последующей практической деятельности учащегося.

Словарь терминов (глоссарий) представлен в разделе 2 учебно-методического комплекса, а также в словарях, справочниках и других материалах по соответствующим темам дисциплины.

Самостоятельная проработка материала в соответствии с учебно-тематическим планом курса

Самостоятельная проработка разделов учебного плана развивает у студентов навыки усвоения большого по объему учебного материала, обогащает опытом овладения способами и приемами получения профессиональных знаний. При этом рекомендуется руководствоваться разделом 1.2 настоящего Учебно-методического комплекса («Содержание дисциплины по темам»).

Подготовка к (зачёту) экзамену

Ответственным этапом учебного процесса является сдача экзамена (зачёта) по дисциплине «Основы профсоюзного движения». Залогом успешной сдачи зачета является систематическая, в том числе самостоятельная работа студента над лекционным материалом и соответствующей литературой в течение всего семестра. В этом случае подготовка к экзамену будет сводиться лишь к систематизации и полученных знаний, повторению пройденного материала.

Приступая к изучению настоящего курса, рекомендуется взять в библиотеке данный Учебно-методический комплекс, другие материалы, подготовленные кафедрой трудового права и права социального обеспечения, и регулярно пользоваться ими в качестве учебных и методических пособий.

Большую помощь готовящемуся к экзамену студенту окажет систематическое обращение к тестам для самопроверки, а также к вопросам к экзамену. Это поможет выбрать из обширного перечня рекомендуемой литературы оптимальный, с точки зрения индивидуального восприятия материала, набор изданий.

В случае возникновении трудностей с изучением материала при подготовке к экзамену целесообразно обратиться к преподавателю за консультацией.

Работа в библиотеке

Важным элементом самоподготовки является работа с библиотечным фондом АИТиП. Студент может: а) получить книги на научном абонементе библиотеки для домашней работы в течение семестра; б) изучать литературу (учебники, журнальные и газетные статьи) в читальном зале; в) воспользоваться электронным каталогом; г) прибегнуть в случае необходимости получения сведений об источниках информации к помощи библиотечных работников.

При пользовании библиотечным фондом рекомендуется использовать различные источники информации – учебные пособия, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы и др.

ПРИЛОЖЕНИЕ

12 января 1996 года N 10-ФЗ

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ, ИХ ПРАВАХ

И ГАРАНТИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Принят

Государственной Думой

8 декабря 1995 года

 

(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ,

от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ,

от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ,

от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ

от 24.01.2002 N 3-П,

Определением Конституционного Суда РФ от 17.12.2008 N 1060-О-П)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций (далее - профсоюзы).

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

Статья 4. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на российские организации, находящиеся за рубежом, и другие организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

2. Права профсоюзов и гарантии их деятельности, закрепленные настоящим Федеральным законом, распространяются на все первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации), а также на образованные ими профсоюзные органы и на профсоюзных представителей в пределах их полномочий.

Особенности применения настоящего Федерального закона в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, судей и прокуроров, определяются соответствующими федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Статья 32. Вступление настоящего Федерального закона в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.8.46 (0.037 с.)