Расширение связей Республики Беларусь с государствами Ближнего Востока. Белорусско-израильские отношения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расширение связей Республики Беларусь с государствами Ближнего Востока. Белорусско-израильские отношения.



Отношения с арабскими странами занимают заметное место в белорусской внешней политике и отличаются противоречивой, но преимущественно положительной динамикой. Беларусь не раз меняла свои приоритеты в этом регионе, смещая свои предпочтения с Ирака и Египта к Сирии, а в последние годы к состоятельным государствам Персидского залива. Экономические итоги сотрудничества сильно уступают политическим, но Беларусь не может обойтись без таких глобально признанных источников инвестиций и столь важных рынков, как арабские страны. Вместе с тем, основные проблемы Беларуси в развитии этих отношений связаны с особенностями функционирования белорусского государства, государственного и частного секторов экономики, в частности, недостаточной готовностью работать с иностранным бизнесом, а также объективными расхождениями в приоритетах белорусского государства и его арабских партнеров. Беларусь наработала опыт взаимодействия с основными арабскими странами в эти годы, и фактически отошла от тех направлений сотрудничества, которые могут ухудшить и без того сложные отношения с Западом.

Отношения со странами третьего мира Беларусь начала налаживать сразу после получения независимости, еще во времена премьерства Вячеслава Кебича. Важное место в этом процессе уделялось отношениям с арабскими странами. Действительно, дипломатические отношения с крупнейшими арабскими странами были установлены очень быстро: с Египтом -01.02.1992, Марокко - 08.05.1992, Кувейтом - 25.05.1992, Оманом - 23.07.1992, ОАЭ -20.10.1992, Сирией - 26.08.1993, с Йеменом (07.08.1995) и Алжиром (24.10.1995) (обе страны переживали политическую нестабильность).

Сирия.

Сирия не была первым выбором Беларуси в поиске новых партнеров в арабском мире во второй половине 1990-х. Первоначально много больше внимания Минск уделял отношениям

с Ираком и даже Египтом. Но Египет не отвечал взаимностью (например, визиты белорусских официальных лиц не влекли за собой ответных визитов, посольство Египта в Беларуси до сих пор не открыто), а Ирак — известный своей враждой с сирийским руководством - исчез с горизонта внешней политики Беларуси после начала войны в 2003 г.

Белорусские предприятия периодически попадают под действие санкций США за деятельность на ближневосточном направлении. По подозрению в сотрудничестве с Сирией в сентябре 2012 г. были усилены американские санкции против предприятия «Белвнешпромсервис». Оно якобы собиралось поставить в 2011 г. взрыватели к авиабомбам Сирии, но из американского заявления неясно, было ли это сделано, или только планировалось. В декабре 2011 г. санкции были введены Госдепартаментом, теперь же это

сделало министерство финансов США. МИД охарактеризовало санкции как «безосновательные».

Ирак

Динамичные контакты Беларусь поддерживала в начале 2000-х с Ираком. В 2001 г. Объем товарооборота составил 26 093 тыс. дол. США (все за счет белорусского экспорта). Вместе с тем была информация о поставке только в 2001 г. Ираку товаров на сумму 165 млн. долларов в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие». Президент Беларуси выразил «крайнюю заинтересованность» в том, чтобы с Ирака были сняты все санкции, потому что это будет «очень выгодно для Беларуси». Особенно активизировались отношения в 2002 - начале 2003 г. В частности появилась информация о возможности предоставления политического убежища в Беларуси Саддаму Хусейну.

После начала войны отношения с Ираком приостановились и посольства Беларуси и Ирака, соответственно, в Минске и Багдаде, закрылись. Несмотря на встречу Лукашенко в Нью-Йорке с президентом Ирака Дж. Талабани, а также шаги со стороны иракской стороны, сотрудничество между двумя сторонами остается ограниченным.

Иракская сторона неоднократно направляла своих представителей в Минск, в том числе на уровне министра. В июне 2011 г. в рамках рабочего визита в Минск иракской делегации во главе с заместителем министра иностранных дел Аббави Лябид Маджидом Азизом прошли межмидовские консультации. По официальным сообщениям основной темой консультаций стало «обсуждение состояния и путей динамичного расширения белорусско-иракских отношений, как в политической области, так и в плане создания условий для возобновления взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества».

ОАЭ

Отношения с ОАЭ и наличие там белорусского представительства важны для установления отношений с другими странами Персидского залива. Фактически, несмотря на не самую благоприятную почву для белорусской дипломатии в ОАЭ,это государство все равно является наилучшим плацдармом в силу своего центрального и более нейтрального положения в регионе и более открытой политической и экономической системы (по сравнению, скажем, с Оманом или Саудовской Аравией).

Дипломатические отношения с ОАЭ были установлены в октябре 1992 г. В 1999 г. Состоялись визиты в ОАЭ заместителя премьер-министра - министра иностранных дел Беларуси, госсекретаря Совета Безопасности. В марте 2000 г. ОАЭ посетила государственная делегация во главе с президентом Лукашенко.

Лукашенко однозначно высказался по поводу места ОАЭ в белорусском внешней политике. «Мы твердо определили своего стратегического союзника и партнера в регионе Персидского залива - это Объединенные Арабские Эмираты, и мы очень заинтересованы в нашем присутствии в этой части планеты», - отметил он в 2007 г.

Катар

Помимо всегда активной деятельности в направлении ОАЭ, со второй половины 2000-х гг. начинают расти связи с Катаром, который на сегодня является одним из главных партнеров Беларуси в регионе. Белорусский президент был в Катаре в феврале 2001 г., но первый визит был лишь одним в рамках турне по странам региона и не привел к установлению плодотворных связей, которые были налажены гораздо позже, с 2007 г. Второй визит состоялся в августе 2011 г. и он не включал посещение других стран региона, как это обычно принято. Во время встречи с эмиром Катара шейхом Хамадом бен Халифа аль-Тани, глава Беларуси уже дежурным образом заявил о намерении придать сотрудничеству с Катаром характер стратегического партнерства как в политической, так и в экономической сфере. По его мнению, страны могут сотрудничать в сферах энергетики, нефтехимии, транспорта, связи и телекоммуникаций, строительства, производства продовольствия и стройматериалов.

Израиль. Сегодня в Израиле проживает около 120 тысяч выходцев из Беларуси, а в Беларуси – около 30 тысяч евреев (по данным Еврейского агентства «Сохнут» от 50 до 60 тысяч). Дипломатические отношения между Беларусью и Израилем установлены 26 мая 1992 г. В августе 1992 г. в Тель-Авиве открыто Посольство Беларуси. С октября 1993 г. в Минске функционирует Посольство Израиля. В октябре 1999 г. в Израиле находилась делегация белорусского парламента во главе с заместителем Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. В январе 2000 г. в рамках торжеств ”Вифлеем-2000“ Государство Израиль посетил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. 14–18 февраля 2010 г. состоялся визит в Государство Израиль представителей рабочей группы Национального собрания Республики Беларусь по сотрудничеству с Кнессетом Государства Израиль.

Договорно-правовую базу двусторонних отношений составляют межправительственные соглашения об установлении дипломатических отношений, о торговом и экономическом сотрудничестве, о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доход и капитал, о сотрудничестве в области сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, о сотрудничестве в области воздушного транспорта, о сотрудничестве в области борьбы с преступностью, о сотрудничестве в области образования, науки и культуры, о взаимном учреждении и деятельности культурных центров, о сотрудничестве в области туризма, о сотрудничестве в области стандартизации, метрологии и оценки соответствия, о сотрудничестве в области здравоохранения и медицины, программа культурного, образовательного и научного сотрудничества между Правительством Республики Беларусь и Правительством Государства Израиль. Отмена виз с Израилем – инициатива белорусского президента, с которой он выступил в 2013 году.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.26.20 (0.007 с.)