Основные направления внешней политики Кубы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления внешней политики Кубы.



Парижский мир 1898 г. и поправка Платта 1901 г. - вот основные знаки, под которыми зарождается новая республика. Испания уходит с Кубы, уступая место североамериканскому вмешательству. В мае 1902 г. военно-политическое угнетение формально ликвидируется, но власть метрополии остается. Куба становится экономически зависимой колонией Соединенных Штатов, и это будет ее основной характерной чертой в течение полувека. В разоренной стране империалисты встречаются с интересным явлением: сахарной промышленностью в полном капиталистическом расцвете. Важнейшим направлением внешнеполитической деятельности Революционного правительства Кубы явилось развитие всесторонних связей с социалистическими странами. 8 мая 1960 г. Советский Союз и Республика Куба восстановили дипломатические отношения, прерванные в 1952 г. В течение 1960 г. с Кубой установили дипломатические отношения практически все социалистические страны. Но… Фидель Кастро не принял политику перестройки. Отношения с Россией разладились – прекратилась экономическая помощь, были ликвидированы военные базы. И только начиная с 2008-го года отношения с Кубой стали налаживаться. Соединённые Штаты по сей день владеют военной базой в Гуантанамо. В 2002-м году там ими была устроена тюрьма для лиц, подозреваемых в терроризме. Против Кубы в 1961-м году США ввели режим эмбарго, санкции США, направленные против Кубы не отменены, хотя сейчас доля соединённых Штатов в импорте Кубы достигла 7%. Куба - член ВТО и других международных организаций. Декларируемый внешнеполитический приоритет сегодняшней Кубы — борьба за всестороннюю интеграцию латиноамериканских стран в противовес американской гегемонии в регионе. Куба является членом ряда международных организаций, включая Всемирную торговую и Всемирную таможенные организации и имеет дипломатические отношения со 181 государством мира. Несмотря на фактический режим коммунистической диктатуры, Куба сумела стать членом Совета по правам человека. В сентябре 2006 страна возглавила Движение Неприсоединения (организацию, основанную в начале 60-х и объединяющую страны, которые избегают вступления в любые военные блоки, включая НАТО).

В 2002 г. они присоединились к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и ратифицировали Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко).

Гавана выступает за формирование более справедливого, демократического мироустройства, основанного на многополярности, выражает серьезную озабоченность в связи с многочисленными отрицательными последствиями нарастающей глобализации, требует придать этому процессу социальную направленность. Придавая большое значение проблемам устойчивого развития, кубинцы считают, что без кардинального изменения нынешней международной финансово-экономической архитектуры (прежде всего, Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда и Всемирного банка) прогресс в странах «третьего мира» невозможен.

Гавана подчеркивает важность радикального реформирования международных организаций (прежде всего – ООН), их адаптации к вызовам и угрозам нового поколения. Не ставя под сомнение главную ответственность Совета Безопасности ООН в обеспечении мира и безопасности на глобальном и региональном уровнях, Куба настаивает на большей транспарентности в его деятельности, ликвидации недемократичного, по ее мнению, института «вето», расширении численного состава СБ по принципу «справедливого географического представительства».

Сильное влияние "американского фактора" проявляется и в позиции Кубы по проблеме международного терроризма. Осуждая это явление во всех его проявлениях, кубинцы подчеркивают, что на протяжении более чем 40 лет их страна является объектом политики «государственного терроризма» со стороны США. Присоединившись ко всем 12 антитеррористическим конвенциям, Гавана ратифицировала 9 из них. На острове принят национальный закон против террористических актов. Куба считает необходимым формирование под эгидой ООН глобальной системы противодействия терроризму, поддерживает российские проекты Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма и Конвенции по защите прав человека от терроризма, а также индийский проект Всеобъемлющей конвенции о борьбе с терроризмом.

Гавана последовательно выступает за урегулирование конфликтов и кризисных ситуаций в различных регионах планеты мирными, политическими средствами, высказывается за справедливое, всеобъемлющее урегулирование на Ближнем Востоке на основе соответствующих резолюций СБ ООН, возлагает вину за обострение ситуации в этом регионе на Израиль и США.

Гавана воздерживается при голосовании на сессиях ГА ООН по Договору о всеобщем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Свою позицию кубинцы мотивируют "ограниченностью Договора", закрепляющего особый статус членов «ядерного клуба». Одновременно они внимательно следят за развитием обстановки вокруг Договора, отмечают, что ответственность за его вступление в силу лежит на странах «ядерной пятерки», а также на Индии, Пакистане и Израиле. Кубинцы положительно оценивают выдвинутую Россией инициативу создания глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий, полностью поддерживают усилия, направленные на недопущение милитаризации космоса. Важнейшей задачей в Гаване считают сохранение режима контроля за ракетными технологиями и полагают необходимым, чтобы все ядерные державы взяли на себя обязательства воздерживаться от наращивания ядерных вооружений.

Ратифицировав в 1997 г. Конвенцию о запрещении химического оружия, Куба продолжает выступать за полную ликвидацию этого вида ОМУ. Гавана поддерживает сокращение обычных вооружений и не возражает против разработки механизма экспортного контроля за ними.

Куба не разделяет идею форсированного запрещения противопехотных мин, обосновывая свой подход наличием базы ВМС США в Гуантанамо и необходимостью обеспечивать безопасность границ по ее периметру.

Куба активно участвует в работе Комиссии ООН по наркотическим средствам. В последнее время кубинцы признали наличие наркопроблемы и у себя, учитывая географическое расположение страны на пересечении наркомаршрутов из Южной Америки в Северную. Борьба с наркотиками рассматривается правительством Ф.Кастро как важная составляющая системы национальной безопасности.

 

 

1 6. Предпосылки африканских региональных конфликтов. Трайбализм.

Африка является одним из самых нестабильных регионов мира, где на протяжении многих десятилетий продолжаются военные конфликты и вспыхивают новые. Войны в Африке имеют комплексные причины, сочетающие в себе социально-политические, экономические (ресурсные), национально-этнические, территориальные и идеологические разногласия. Вооруженные конфликты и войны на Африканском континенте характеризуются значительным числом жертв: за последние 40 лет в более чем 50 военных конфликтах в Африке погибло свыше 5 млн человек, 24 млн лишены крова, насчитывается 18 млн беженцев. Пожалуй, нигде в мире конфликты и войны не были представлены столь масштабно и разнообразно, как здесь. Многие конфликты связаны с местной спецификой и имеют исторические предпосылки. Начиная с 1960 года, с момента получения большинством стран континента независимости, в более трети из них произошли вооруженные столкновения. В 90-е годы прошлого столетия боевые действия велись на территории более чем 15 африканских государств (Ангола, Эфиопия, Либерия, Республика Конго, Сьерра-Леоне, Мозамбик, Сомали, Чад, Мавритания, Сенегал, Судан, Мали, Уганда, Бурунди, Руанда и Заир (в настоящее время ДРК

С наступлением XXI века ситуация особо не изменилась. Возникали очаги напряженности в ДРК, Центральноафриканской Республике, Нигере, Кот-д'И-вуаре, Либерии, Чаде, Мали, Нигерии, Гвинее-Бисау, на Мадагаскаре. К 2010 году неразрешенные территориальные проблемы оставались в Судане (в том числе в Дарфуре и Южном Судане), Сомали, Западной Сахаре, восточных провинциях ДРК и районе Великих африканских озер. АК и РПГ - типичное оружие всевозможных повстанческих группировок в Африке Начало 2011 года было отмечено так называемой «арабской весной» - массовыми протестными выступлениями населения, которые зачастую перерастали в вооруженные столкновения против правящих режимов в ряде стран Северной Африки и Ближнего Востока. По заключению большинства зарубежных экспертов, данные события произошли в результате системного кризиса в ряде арабских государств - политического, экономического, социального, идеологического, который развивался на протяжении последних десятилетий. Вместе с тем на современном этапе геополитического переустройства говорить о каких-либо тенденциях повышения уровня региональной безопасности не приходится. Более того, в условиях нарастания соперничества США и Китая за глобальное доминирование высока вероятность нарастания конфликтов в богатых природными ресурсами государствах Африки, связанного с перераспределением сфер влияния. Этому способствует целый ряд факторов, среди которых особо следует отметить тяжелое экономическое положение африканских стран, а также ограниченность их финансовых возможностей. В условиях ускоренной урбанизации населения это приводит к маргинализации молодежи и осложнению криминогенной обстановки, контрабанде, массовым нелегальным поставкам оружия, наркотиков и т. п., что усугубляется высокими темпами прироста населения и неконтролируемой миграцией. Немаловажным фактором является и этническое мышление, основанное на трайбализме (от англ. “tribe” – «племя»). Это такой менталитет, когда в качестве «своих» идентифицируются представители только определенной племенной группы. Это порождает племенной сепаратизм и межплеменные столкновения, ведь в пределах одного государства может обитать несколько племенных групп. В отличие от конфликтов между развитыми странами, столкновения между племенами не урегулированы никакими правовыми или моральными нормами, и зачастую принимают самый жестокий характер, в некоторых случаях являясь самым настоящим геноцидом. Мобильные артустановки различного калибра - самое распространенное оружие поддержки у боевиков. Трайбализм получил развитие в эпоху колонизации, а ныне в условиях этнического калейдоскопа и постоянной межэтнической борьбы за власть оно сохраняет свое отрицательное воздействие на общественные процессы, способствуя сохранению национально-племенной обособленности. Положение усугубляется высокой степенью персонификации власти в странах Африканского континента. Развитие ситуации часто зависит от особенностей поведения лидера, его жизненного и политического опыта, личной мотивации, в частности большей или меньшей склонности к применению насилия. Многие из них являются выходцами из армейских кругов, и, соответственно, образ действий этих руководителей в кризисных ситуациях сильно отличается от того, который присущ гражданским политикам. Анализ динамики изменения африканских военных конфликтов и очагов напряженности показал, что за последние десять лет общее их количество возросло более чем в 2 раза. Одной из проблем войн в Африке является участие в них детей и подростков При этом такой рост обусловлен в основном за счет так называемых очагов напряженности, в которых противоборство осуществляется с использованием действий «невоенного характера» (информационное воздействие, угроза применения военной силы, введение экономических, политических санкций и т. п.). Рост конфликтности связан также с увеличением числа кризисов, для которых характерно спорадическое (то есть, непостоянное, «очаговое») применение военной силы. В целом это значительно повышает конфликтный потенциал на континенте, так как каждая из таких точек, где имеются вялотекущие конфликты, при воздействии со стороны крупных держав, вызванном определенными их экономическими и политическими интересами, может перерасти в зону интенсивных боевых действий.

Развитые страны с «продвинутой» промышленностью и высоким уровнем жизни по-прежнему зависимы от сырья, добываемого преимущественно в странах «третьего мира»: нефти, газа, черных и цветных металлов и т.д. Распределение полезных ископаемых на Африканском континенте Сопоставление карты полезных ископаемых и районов образования очагов напряженности на Африканском континенте по состоянию на 2011 год наглядно показывает, что большинство кризисов обусловлено борьбой за доступ к природным ресурсам. При этом вооруженные конфликты могут носить как внутри-, так и межгосударственный характер и быть спровоцированы внешними силами, заинтересованными в доступе и использовании природных ресурсов региона. В этом плане особое значение имеют углеводородные ресурсы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.007 с.)