Беларусь в системе международных отношений. Геополитический потенциал РБ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беларусь в системе международных отношений. Геополитический потенциал РБ.



Беларусь, по Дугину, как и восточные и центральные районы Украины, культурно и геополитически принадлежат к Евразии, т.е. к России - Евразии. Различия между Беларусью и Россией могут быть сведены к частным деталям, что отнюдь не предполагает смену Беларусью геополитического блока с Восточного на Среднеевропейский, либо образование «Балтийско-черноморского союза» в качестве санитарного кордона. Стратегической задачей Беларуси является вместе и одновременно с Россией стать составной частью евразийского сообщества.

Актуальные компоненты, детерминирующие геополитическое положение Республики Беларусь в современном мире:

a) геоэкономический потенциал,

б) демографический и трудовой потенциалы,

в) научный, научно-технический, инновационный и интеллектуальный потенциалы,

г) геоинформационный потенциал,

д) военно-политический потенциал,

е) социально-политический потенциал.

Беларусь — внутриконтинентальная страна, одна из 37 стран мира, которые не имеют прямого выхода к морю. Однако этот недостаток можно компенсировать развитой внутрирегиональной речной системой и активным использованием близких морских портов соседних государств. Границы проходят по равнинным местностям, что способствует созданию удобных транспортных магистралей и развитию интенсивных экономических связей.

По размерам территории (207,6 тыс. км2) Беларусь занимает 13-е место среди стран Европы. На ее долю приходится 2,1 % площади и 1,5 % населения Европы. По площади территории Беларусь можно сравнить с Великобританией (244,1 тыс. км2).

Население Беларуси сокращается, хотя 2010 году в Беларуси на свет появилось на 4 тысячи 300 детей больше, чем в предыдущем. Рост рождаемости обусловлен большим количеством потенциальных матерей, то есть увеличением доли женщин активного детородного возраста - от 20 до 34 лет.

К 2015 году число таких женщин заметно снизится. Если к этому времени рождаемость в Беларуси не увеличится, естественная убыль населения возрастет. В 2010 году коэффициент суммарной рождаемости (количество детей на одну женщину детородного возраста) составил 1,4, а для простого воспроизводства населения коэффициент суммарной рождаемости должен быть не меньше 2,15.

Общая численность ВС РБ (войск, учреждений и организаций, входящих в структуру Минобороны) составляет около 73 тыс. человек, в т.ч. 25,2 тыс. военнослужащих – личный состав управления и частей центрального подчинения. По оценке ЦРУ США, общее количество людских военных ресурсов (мужчины в возрасте 15-49) в Беларуси составляет порядка 2,76 млн. человек, из них годными к воен­ной службе являются около 2,16 млн. человек. Ежегодно достигают призывного возраста (18 лет) примерно 86,7 тыс. мужчин. По оценкам экспертов, белорусская армия на сегодняшний день является одной из самых боеспособных в Восточной Европе.

Природа политического лидерства настолько сложная, что однозначного определения дать невозможно. По данным исследований З. Фрейда в основе лидерства заложено подавленное либидо, преимущественно сексуального характера. Проявляется оно в потребности творчества, и к лидерству в том числе. Для многих людей стремление к завоеванию руководящей позиции, достижение этого подавляет определенные комплексы, например, чувство неполноценности, неуверенности в себе и т.д.

Подчинение лидеру – также является отражением определенных психологических проблем. Принятие лидерства идет еще с детства, когда ребенок нуждается в покровительстве родителей, их авторитет для него имеет важное значение. В этом смысле природа политического лидерства в том, что авторитет главы государства сравнивается с авторитетом отца семейства.

Совокупность различных образов политического лидерства дает возможность оценить его с разных сторон, однако целой картины данного феномена не дает. Создать единую концепцию лидерства все-таки невозможно, поскольку это достаточно разнообразное явление, оно зависит от исторической эпохи, политической системы, определенных особенностей данного лидера и многих других факторов.

Внешняя политика Республики Беларусь служит обеспечению благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны как основы поступательного роста благосостояния белорусского народа

Беларусь осуществляет многовекторную внешнюю политику. Вместе с тем, объективная ограниченность внешнеполитических ресурсов диктует необходимость их концентрации на ряде наиболее важных направлений. Поэтому, на базе соотнесения собственных национальных интересов с оценкой международной ситуации и действий партнеров, в рамках многовекторности Республика Беларусь формулирует и реализует приоритетные направления внешней политики.

Главный приоритет внешней политики Республики Беларусь – страны-соседи. Прежде всего, Россия – не только наш основной торговый партнер, но и источник широкой поддержки Беларуси на международной арене. Для Республики Беларусь сотрудничество с Российской Федерацией имеет стратегическое значение. Важно и то, что, строя свои отношения на союзнической основе, Беларусь и Россия сохраняют свой суверенитет, оставаясь полноправными субъектами международного права.

Следующий приоритет на данном направлении внешней политики Республики Беларусь – партнеры по СНГ. Беларусь всегда являлась последовательным сторонником восстановления разорванных после развала СССР связей во имя успешного и стабильного развития наших стран и народов. Вместе с тем функционирование существующего сегодня далеко не совершенного механизма взаимодействия государств-участников СНГ испытывает определенные проблемы. Это побуждает Республику Беларусь искать новые формулы взаимодействия в рамках СНГ.

Активное участие Республики Беларусь в развитии ЕврАзЭС обеспечивает достаточно продвинутый уровень межотраслевого сотрудничества. ЕврАзЭС подошло к такому этапу, когда помимо сугубо экономической интеграции, которая является стержнем этой международной структуры, появляется все больше потребностей в новых гранях – от сотрудничества в социальной сфере, области здравоохранения и спорта до формулирования своих внешнеполитических приоритетов.

ОДКБ вносит весомый вклад в обеспечение коллективной безопасности в регионе.

В качестве одного из перспективных направлений внешней политики Беларуси выступает азиатско-африканский вектор. На качественно новый уровень выходят отношения Республики Беларусь со странами Латинской Америки. Установление политического диалога на высоком уровне с Венесуэлой позитивно отразилось на оживлении деловых контактов, подогрело интерес к совместной реализации крупных экономических проектов. Эффективно развиваются отношения с нашим традиционным и надежным партнером – Кубой.

Приоритетное место во внешней политики Беларуси занимает многосторонняя дипломатия, продвижение и защита наших интересов в международных региональных и универсальных организациях. Значительная часть политического диалога Республики Беларусь со странами Запада сосредоточена в рамках ОБСЕ, которую Беларусь рассматривает в качестве ключевой структуры по обеспечению безопасности и стабильности в Европе. Являясь одним из государств-основателей Организации Объединенных Наций, Республика Беларусь поддерживает политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности, в сфере укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации его имеющихся арсеналов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.007 с.)