Феадальная раздробленасць на беларускіх землях. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феадальная раздробленасць на беларускіх землях.



В начале XII в. Древнерусское государство (Киевская Русь) вступило в период феодальной раздробленности, когда небольшие территориальные образования - удельные княжества, или волости, - превратились в самостоятельные политические единицы. Период феодальной раздробленности в исторической традиции носит название "удельный период". Внешним признаком феодальной раздробленности является большое количество междоусобных войн между князьями. В 1097 г. в Любече под Киевом князья договорились о том, что каждый из князей Рюриковичей получает право владеть своей вотчиной. Это решение послужило юридической основой для раздробления Древнерусского государства. Фактически феодальная раздробленность на Руси началась после смерти киевского князя Мстислава Великого в 1132 г., когда было утрачено понятие старшинства в династии, а на смену ему пришло понятие старшинства в каждой из ветвей этой династии.

Главными причинами феодальной раздробленности являются: натуральный характер хозяйства (когда все необходимое производится и потребляется самими производителями или владельцами); слабые экономические связи между землями крупных княжеств; возникновение крупного землевладения местной знати; рост и укрепление городов; традиция передачи князем городов и волостей под управление сыновьям или племянникам. Феодальная раздробленность является закономерным и общим процессом для всех раннефеодальных государств.

Удельные княжества в Полоцкой земле появились в последние годы правления Всеслава Чародея. Его шесть сыновей получили города и волости. Старший сын Борис являлся наследником полоцкого престола. После смерти Всеслава (1101 г.) полученные сыновьями земли становились их вотчинами, то есть наследственными владениями. Полоцкое княжество распалось на удельные княжества: Полоцкое. Минское. Изяславское и другие. Братья враждовали между собой. Минский князь Глеб в начале XII в. проводил политику возвышения Минска, предпринял ряд завоевательных походов в соседние земли, но потерпел поражение. Полоцкие князья, считавшие себя суверенными правителями, отказались принять участие в общерусском походе против кочевников-половцев и в наказание в 1129 г. были сосланы в Византию. Княжеская власть в Полоцке в начале XII в. играла менее заметную роль, зато усилилось значение веча. В конце XII в. в Полоцкой земле проходили почти беспрерывные междоусобные войны.

Во второй половине XII в. на удельные княжества распалась Туровская земля. Князь Юрий Ярославин, прямой потомок великих киевских князей, захватил власть в Турове. В 1157-1158 гг. киевский князь организовал против него поход. С помощью жителей Пинска Юрий отстоял княжение и стал контролировать всю Туровскую землю. Его сыновья активно участвовали в междоусобицах. С середины XII в. возвышается Пинск, который становится политическим центром Турово-Пинского княжества.

В результате феодальной раздробленности в XII-XIII вв. на белорусских землях существовало около 20 княжеств, которые почти непрерывно воевали друг с другом и были легкой добычей для внешних завоевателей. Однако все земли бывшей Киевской Руси сохраняли единую веру, культуру, общие судебноправовые нормы, язык и письменность, осознание общности исторической судьбы.

21. Княствы ў беларускім Пабужжы і Панёманні, воласці ў Пасожжы.

Судьба Берестейщины.Давняя Верестейщина (Врест-чина) раскинулась по обе стороны Западного Буга. Здесь возникли города: Верестье (Брест), Каменец, Кобрин, Дорогичин (Дрогичин) с их волостями. Вся эта территория представляла собой единую область, объединенную вокруг главного города — Верестья. Но самостоятельного княжества с центром в Верестье не сложилось.

Верестье возникло как крепость на границе с польскими владениями. Первое летописное сообщение об этом городе относится к 1019 г. Неоднократно киевские князья воевали из-за него с Польшей.

Много событий происходило на Верестей-щине в средние века. В XI в. город мог подчиняться непосредственно Киеву, принадлежать туровским князьям, а с середины XII в. был подчинен волынским князьям. С 1199 г. Верестье находилось в составе Галицко-Волы некого княжества.

В городе действовало вече, решавшее важные вопросы жизни города и волости.

Возникновение городов и княжеств в Понёманье.Самыми древними городами По-нёманья являются Новогородок (Новагродок, ныне Новогрудок) и Волковыск. Они возникли в конце X в. Почти одновременно с ними была основана Городня (Гродно). В ее крепости наряду с воинами-дружинниками жили ремесленники.

В XI в. возник город Слоним. Все перечисленные города в XII — первой половине XIII в. стали центрами отдельных княжеств — Городенского, Новогородского, Волковысского, Слонимского. Князья из Городни поддерживали связи с Киевом. Они неоднократно выступали вместе с киевскими князьями в совместных походах против кочевников-половцев.

Городня, Новогородок, Волковыск являлись богатыми восточнославянскими городами. В Городне в XII в. были построены три каменные церкви и княжеский дворец, Новогородок в начале XII в. также стал за -страиваться богатыми домами. Некоторые из них были двухэтажными, с застекленными окнами, а отдельные украшались фресками. В город попадала очень ценная стеклянная посуда — кубки, флаконы и другие подобные вещи, расписанные золотом и эмалью. Они изготавливались в Византии и подвластных ей краях. В те времена особенно большая потребность ощущалась в вооружении горожан. Ее удовлетворяли местные кузнецы. В Новогородке воины имели панцири — защитное вооружение, сделанное из железных пластинок.

Достигнутый уровень хозяйственного и политического развития белорусских земель был выше, чем у литовцев. Он стал основой дальнейших важных явлений в Беларуси и соседних землях.

Белорусские города в составе Смоленской и Черниговской земель.В период расселения восточнославянских племен в Посожье (территория бассейна реки Сож) разместились радимичи. Они заняли юго-восточную часть белорусских земель. Теперь это восток Гомельской и Могилевской областей, а также западные районы Брянской и Смоленской областей России. На территорию Беларуси приходилось более половины освоенных радимичами земель.

Наиболее значительным городом в землях радимичей был Гомель. Впервые в летописи он упоминается в 1142 г. На территории расселения радимичей в пределах Беларуси возникли небольшие города: Мстиславль, Пропошеск (или Прупой, ныне Славгород), Кричев, Чечерск. В письменных источниках они впервые упоминаются в XII в., но, видимо, существовали уже в XI в. Последние сведения о радимичах относятся к 1169 г. В XI в. земля радимичей входила в состав Черниговского княжества.

В начале XII в. северная часть Посожья с городами Мстиславль, Кричев, Пропошеск отошла в состав Смоленского княжества. В это же время к нему были присоединены Копысь и Орша. Южная часть Посожья с городами Гомель, Чечерск, позже Речица вошла в состав Черниговского княжества.

Таким образом, до середины XII в. земля радимичей была разделена между Черниговским и Смоленским княжествами. Поэтому история радимичей связана с событиями, происходившими в этих княжествах.

Древний Смоленск был крепостью, крупным центром ремесла и торговли, а также культуры. Смоленское княжество являлось одним из наиболее крупных и могущественных в восточнославянских землях.

В XII в. значительно возвысился Гомель. Город стал центром Нижнего Посожья, столицей отдельного княжества.

В 1180 г. город радимичей — Мстиславль — также становится столицей княжества. При археологических раскопках в Мстиславле найден ценный документ письмен -ности — берестяная грамота.

22. Арганізацыя кіравання і дзяржаўны лад ў Полацкім і Тураўскім княствах.

Законодательная власть в Полоцком княжестве принадлежала вече, или народному собранию. Вече приглашало князя на княжение, издавало законы, выбирало урядника (урадцев, чиновников), одобряло объявление войны или мира. Власть вече распространялась не только на город, но и на всю волость, разбросанные по всему княжеству веси. В Полоцком княжестве вече просуществовало до самого конца XV в. (1488), когда городу было предоставлено Магдебургское право.

Исполнительная власть в Полоцком княжестве принадлежала князю. Часто князь являлся одним из родоначальников племени. Энергия и способность, особенно в военных делах, выделяли его из общей массы председателей. В некоторых местах, где жизнь была относительно спокойной, властителем становился князь как первый на основании родового старшинства по возрасту. Помимо местных в Полоцком княжестве были и пришлые князья. Они вербовались из тех норманно-норвежских элементов, которые часто проходили через Русь с севера на юг. Об этом свидетельствует летописное предание о приглашении князей-варягов – Рюрика, Синявуса и Трувара. В Полоцком княжестве князья имели исполнительную власть, занимались военной делом, ходили в походы со своей дружиной в другие земли. Кроме того, князь был занят административными делами, вершил суд, охранял торговые пути и караваны в своем княжестве.

Приблизительно в то время, когда в Новгородскую Русь были приглашены варяги (862), Полоцк имел своих местных князей, о которых вспоминает одна из скандинавских саг – Эймундава сага. Имена их не сохранились, но письменные источники отмечают особенность Полоцкого княжества – существование здесь династии кривичских князей, права которых хранились на протяжении многих поколений. Полоцкие князья, которые в летописях называются Кривицкий, являлись сюзерена территории, где осуществлялась их власть, как это наблюдалось в других средневековых государствах.

Как свидетельствуют письменные источники, уже в то время существовала определенная напряженность в отношениях между Полоцком и Киевом. Киевский князь Олег (879 – 912) начал объединять разные земли вокруг Киева. В числе подданных Киева Ипатьевская летопись называет и кривичей, на которых Олег наложил дань. В 907 г. он провел удачный поход в Византию, в котором также приняли участие кривичи и радимичи. В договоре Олега с Византией среди других городов, которые имели право на дань, упоминается и Полоцк.

При преемниках Олега – Игоре (912 – 945), Ольге (945 – 964), Святославе (964 – 972) – зависимость Полоцка от Киева постепенно ослабевает. Игорь и Святослав были заняты войнами с Византией и кочующими племенами. Святослав вообще хотел перенести столицу из Киева в Болгарию. В это время Полоцк как центр собирания будущих белорусских земель закрепил свои позиции в древних землях дреговичей.

 

23. Развіццё феадальных адносін на землях Беларусі ў 10-13 ст.

 

В процессе распада первобытных отношений главная роль в общественной жизни стало принадлежит мужчинам. Верховной властью в племенах стал собрание вооруженных воинов, дружинников, где решались вопросы войны и мира, выбирались старэшына рода и вождь племени. Общественно-политический строй, возникший на последней стадии первобытного общества адтрымав название военной демократии.

Многоукладной общество - это общество, где феодальный уклад жизни постепенно преобладал над родаплемяным и рабовладельческом, Сосуществуя некоторое время рядом.

Экономическая шматукладнасць наглядалася в сосуществовании соседской общины и феодальных земельных владений. Социальная шматукладнасць - это разделение общества на различные социальные группы. Одновременно сосуществовали группы: свободных крестьян-общинников, но уже началось их расслоение, выделение феодально-зависимого крестьянства (челяди); была группа рабов, складывался класс феодалов-землевладельцев. Одновременно шло установление государственных учреждений. Появились "кормления" - складывались вассальные отношения, население начало эксплуатироваться государством - в виде полюдьем. Вообще, постепенно верховная власть на землю перешла к государству в лице князя.

Становление февдальных отношений на восточнославянских землях по сравнению со странами Западной Европы имела свою специфику (минировали рабовладельческий строй, феодальные отношения установились на 4 в. Позже, чем в Европе). В 1Х-Х1 вв. в большинстве стран Западной Европы завершился процесс формирования феодальных отношений. На землях восточных славян этот процесс только пачався.Асновным средством производства и основным богатством при феодализма являлась земля, находившаяся в монопольном распоряжении феодалов. Крестьянин не являлся собственником земли, но только ее держателем на определенных условиях. Его экономическое зависимость от феодала выражалась в виде ренты (Адпрацовачная - барщина, естественной -данина или денежной - оброк) - работы или платежей в пользу феодала. Но на земле, что получил в пользование, крестьянин вел самостоятельную мелкую хозяйство, имел в собственности дом, домашний скот и орудия труда, с помощью которых он обрабатывал свой участок и пашню феодала.

На Рани этапе феодализма господствовала натуральное хозяйство; обмен был незначительным, торговые связи не развитыми; ремесло еще только начинало отделяться от сельского хозяйства. Существенной чертой развития восточных славян и балтов на территории Беларуси была шматукладнасць общественной хозяйства: в 1Х-ХШ вв применялись и переплетались основные социально-экономические вклады: рабовладельческий, родоплеменных и феодальных. Класс феодалов имел свою иерархию.Вярховным собственником всей земли считался великий князь. За пользование ими населения обязано было платить князю дань (натуральный налог) - палюдде

Источники называют следующие виды феодального землевладения: княжеское, боярским и церковное. Феодальное землевладение было вотчинное или Поместным.

 

24. Развіццё сацыяльна-эканамічных адносін на землях Беларусі ў 10-13 ст.

 

Состояние сельского хозяйства в 10-13 в.

Сельскохозяйственное производство в средние века являлась основной чертой деятельности восточных славян. Тогда главной отраслью сельского хозяйства было земледелие. Оно находилось в непосредственной зависимости от природно-климатических условий и традиций, которые складывались веками.

Важным вопросом при изучении земледелия определенной исторической эпохи является исследование уровня землеапрацовчай техники. В связи с отсутствием письменных источников по состоянию и развитию сельскохозяйственного производства среди сельского и городского населения в X-XIII вв. надежными источниками по изучению тогдашнего земледелия и животноводства являются археологические материалы

Распашные устройства в средневековье делали из дерева. Металлическими были лишь отдельные их части. Многие исследователи утверждают, что усовершенствованная пахотная орудие труда появилась сначала на юге Беларуси.

Применялись и более простые распашные устройства без чарэсла. Об этом свидетельствуют металлические наральники XI-XIII СТС.

В связи с совершенствованием земледельческих орудий в IX в. на территории Восточной Европы появился принципиально новый более совершенный по сравнению с плугом вид пахотной устройства - двузубую деревянная соха с двумя металлическими сошников. Ее появление было значительным шагом вперед по сравнению с плугом. Саха более приспособлена к условиям лесной полосы. В начале 2-го тысячелетия она становится основной пахотной устройством. Урожай собирали металлическими серпами. В X-XIII вв. на территории Беларуси выращивали почти все известные в настоящее время зерновые культуры. Широкое распространение получила озимая рожь. Вместе с тем выращивали яровое ржи. На городище у д. Свила-1 Глубокского района на дне ямы IX в. был найден горшок с озимым рожью. Ботаническое изучение зерна позволило установить, что оно выращивалось на старопахотным поле. С XI в. рожь становится ведущей зерновые культурой. Широко известен был ячмень. Изучение костей домашних и диких животных дает возможность узнать о том, что в эпоху X-XIII вв. состав стада был здесь довольно широк. В него входили все известные в настоящее время животные и именно они составляли основной мясной рацион населения. Кроме сельского хозяйства как сельское, так и городское население занималось промыслами. Самым распространенным видом промысла являлось рыболовство. Население занималось также сбором грибов, ягод, других дикорастущих плодов леса. Самыми распространенными домашними промыслами были прядение и ткачество, без которых вообще нельзя представить жизнь средневекового общества. Везде пряли лен и шерсть, из полученных нитей изготавливали ткани. Значительное место среди промыслов занимала бортничество. Если учесть отсутствие в ту пору сахара и все питательные качества меда, то значение этого промысла трудно преувеличить. Металлургия в те времена была связана с городом и деревней. Железная руда добывалась в сельской местности, поэтому сельское население было связано с разработкой, добычей и доставкой в ​​город железа в виде товарных Крите. Определенная часть железной руды использовалась сельскими кузнецами для изготовления предметов быта, в том числе и орудий труда. Они были знакомы не только со всеми процессами выплавки железа, но могли простыми способами получать сталь.

Самым распространенным ремеслом в сельской местности являлось гончарство. Производили преимущественно Печные горшки. Сельские ювелиры изготовляли широко распространены в те времена украшения из цветных металлов (височные кольца, браслеты, кольца).

 

25. Узнікненне гарадоў і развіццё гарадскога рамяства ў 10-13 ст.

 

Возникновение городов. Городское ремесло.

Древнейшего города на территории Беларуси возникали в наиболее развитых в экономическом смысле регионах. Первоосновой городов обычно становились славянские поселения, которые являлись центрами сельского среды (племенными, общинного) во второй половине 1-го тысячелетия. В разных частях территории Беларуси переход от племенных княжений до раннегосударственные образований происходил не одновременно. Так, если на территории Белорусского подвинься уже существовало раннегосударственные образование полоцких кривичей с центром в Полоцке, то дреговичи еще находились в состоянии племенного княжения, а радимичи, вошедших в X-XI вв. в другие раннегосударственные образования, так и не сумели основать самостоятельное княжество. В результате славянской колонизации Понемонья здесь тоже сложились предпосылки образования городов.

Становление городских форм жизни на территории Восточной Европы не имела единой социологической схемы. Условно среди разнообразных процессов горадавтварэння выделены три основных направления: 1) торгово-ремесленный; 2) общинного-феодальный; 3) феодальный (государственный). Все эти направления обозначились примерно в одно время, но имели разные условия развития и играли неодинаковую роль в социально-экономической истории древнего города. Торгово-ремесленный путь образования городов был обусловлен в первую очередь деятельностью во второй половине 1-го тысячелетия трансъевропейской торгово-экономического сообщества. Полоцк раньше другие города на территории Беларуси смог превратиться из племенного центра в пратагорад (прагорад), может объясняться его наиболее ранним присоединением к североевропейской сообщества на торговом пути. Ряд городов возникает в результате централизаторской политики киевских князей, которые подчиняют государственной власти территории отдельных племен и племенных княжений. Белорусские города Посожья возникли позже и не были объединены в одно политико-территориальное образование. Наиболее ранним городом Белорусского Поднепровья и Посожья является Гомель (Гомий), образовавшийся на основе племенного центра радимичей VIII - начале X в. Два города Белорусского Поднепровья - Орша и Копысь - выполняли ту же роль противостояния по сторонам границы, что и города Изяславль и Минск.

Главным стержнем роста и развития городов в древнем родоплеменных среде была крепость. Когда возводили крепость, население округа покидала обжитые места и тянулась под ее стены. Это способствовало нарушению старой пасяленчай основы, переориентации части населения округа с сельскохозяйственной на ремесленную производство. Между городом и сельской округой устанавливаются новые социально-экономические отношения, подкрепленные новым типом административно-управленческих отношений.

Важным источником о начальной истории городов являются древнерусские летописи: "Повесть о прошлых временах", ее продолжение по Лаврентьевской, Ипатьевской списком и др. Письменные памятники называют на территории Беларуси свыше 35 городов: Полоцк (862), Туров (980), Витебск (974,1021), Заславль (около 985), Друцк (1001 1078), Брест (1017, 1019), Копысь (тысяче пятьдесят девять , 1 060), Браслав (около 1065), Минск (1 067), Орша (1 067), Логойск (1078,1127), Лукомль (1078), Пинск (1097), Борисов (1102,1127), Слуцк (1116), Новогрудок (по косвенным данным - 1117,1119,1228,1235), Гродно (1127), Клецк (1127), Мстислав (одна тысяча сто тридцать пять), Гомель (одна тысяча сто сорок два), Рогачев (одна тысяча сто сорок два), Брагин (1147), Мозырь (1155), Чечерск (одна тысяча сто пятьдесят девять), Речица (1213,1214), Слоним (1252), Винница (1252), Здитов (1252), Турийск (1253), Копыль (1274), Каменец (1276), Кобрин (1287). Во вставной грамоте князя Ростислава Смоленского около 1136 упоминаются Прупуй (Славгород) и Кречут (Кричев)

 

26. Унутраны і знешні гандаль ў 10-13 ст.

 

Внутренний и внешнюю торговлю.

Ведущая роль в городском ремесле принадлежала кузнечное, ведь именно оно обеспечивало всеми необходимыми орудиями труда остальные виды ремесел. О местной кузнечную работу в городах Беларуси свидетельствуют орудия труда кузнецов, найденные в Бресте, Минске, Новогрудке, Полоцке, Слуцке, и специальные для этого рода деятельности постройки - кузницы. Отсутствие своих месторождений цветных металлов не мешало нашим предкам наладить производство ювелирных изделий, о чем свидетельствуют многочисленные находки тигле и льячак, обнаруженных почти повсеместно во всех городах Беларуси, а также литейные формочки, ювелирные пинцеты и наковальни, найденные во время раскопок в Гродно, Волковыске, Слуцке . Наиболее же распространенным видом ремесленной деятельности было гончарство, которое обеспечивало ежедневный спрос населения в результатах своего производства. Гончары XI-XIII вв. производили в большом количестве горшки, миски, лотки. Глиняная посуда отделывался орнаментом в виде волны, полос, насечек, изредка на днищах относились клейма.

Было налажено производство плинфы - древней кирпича, плиток для полов каменных храмов. В широком обиходе в городах средневековой Беларуси была обработка камня. Древние каменотесы высекали из валунов мукомольные жернова, из песчаника и сланца производили оселки и точильный круги. Большая потребность была и в обработке кожи.

Не все потребности в сырье, продуктах питания и предметах ремесленном производстве могли быть удовлетворены на месте. К тому же в чем-то в то время был и избыток местной продукции, которую можно было продавать или обменять. Широкий торговый обмен велся с южнорусскими городами, прежде всего с Киевом, куда почти полмира стекались товары иноземных купцов.

Изделия южнорусской производства представлены находками стеклянных браслетов (хотя некоторая их часть производилась и в городах Беларуси - Полоцке, Витебске, Друцке), бисера, колец, посуды. С северной Причерноморья доходили на Беларусь амфоры с вином и маслом. Большое количество этого посуды собрано в Новогрудке, есть он в Минске, Полоцке, Витебске, Бресте и др. С Кавказа сюда привозили самшит, из которого вырезали гребни. Оттуда же поступал и греческом орех. С Византии, Ближнего Востока и Средней Азии доставлялся шикарный стеклянный сосуд, расписанный эмалью и золотом. Фаянсовую посуду привозился из Персии. С арабского Востока и Византии иногда привозили и дорогие ткани (поволок). Фрагмент шикарной шелковой одежды, расшитой золотыми нитями, найден в Минске. Даже из далекого Индийского океана попадали на Беларусь вещи. Это ракушки каури, которые шли на отделку монист. Они найдены в Гродно, Полоцке и Витебске. Интересная находка обнаружена в Волковыске - остатки костей павлина, найденные в слое XII в. Родиной этих удивительных существ являются острова Цейлон и Суматра. Несомненно, что такая редкая для наших краев птица могла принадлежать очень состоятельным людям - князю или знати. В Византию и Западную Европу города Беларуси поставляли прежде дорогие шубы (куницы, соболя, белки), мед, воск, смолу, лен и изделия из него, оружие, замки, разную кость, изделия из серебра, скот и рабов, захваченных во время войн , о чем иногда упоминают письменные источники. Цветные и благородные металлы попадали в Беларусь только привозным путем в вышку торгового обмена. О хорошо налажен торговля свидетельствуют находки в городах и в некоторых захоронениях ручных весов, безмен,

 

27. Распаўсюджанне хрысціянства на беларускіх землях.

 

С конца Х в. восточнославянские княжества принимают христианство в качестве государственной религии. Прежде киевские князья видели в новой религии идеологический средство укрепления княжеской власти. Однако до принятия новой веры толкали и потребности расширения торгово-экономических связей с христианскими странами и более высокий культурный уровень этих стран.

Крещение восточных славян происходит в 988-992 гг. по греко-православному восточнохристианской обряда, принятому из Византии. С этого момента на протяжении трех столетий шел процесс христианизации - принятия населением христианского мировоззрения и новейших форм культурной жизни. Особенностями христианизации белорусских земель стали соединение христианства с язычеством, сочетание 2-ух ментальность - двухверъе. В культуре белорусов сохранялись многочисленные языческие традиции (празднование Дедов, Радунице, Рождества, Масленицы, Ивана Купалы; сохранение обрядов встречу весны, валачобництва, Купалье, заказы, проклятия, защитные действия от стихийных поводов; истории о русалках, леших, чертей, ведьм). Иногда в борьбе с язычеством христианская церковь проводила истребительные операции вместе с которыми канули в Лету и богатые слои древне давности. В целом же это был шаг вперед в историческом развитии.

Христианская религия способствовала следующим переменам:

В сфере общественной жизни - закрепление моногамной семьи; укрепление государственности; расширение международных связей; ускорение развития городов; изменение правового сознания; формирование исторического самосознания.

В сфере духовно-культурной жизни - появление морали, основанной на любви к ближнему человека; подъем грамотности; распространение книжной культуры; развитие христианского просветительства и богословия.

В сфере искусства - становление оригинальной религиозной литературы ("житие" - агияграфия, слова, молитвы, поучения и т.д.); появление каменного зодчества и культовой архитектуре; иконопись; искусство фрески и смальтавых мозаик; религиозные песнопения (хоралы); летописание. Вначале процесс христианизации на землях Беларуси проводили греческие и болгарские христианские просветители, которые были первыми епископами и монахами. Однако быстро сформировалась целая плеяда талантливых восточнославянских просветителей. Их усилиями закладывались новые монастыри при которых открывались школы, развивались ремесла, велось переписывание книг.

Самые первые монастыри были открыты в землях Туровской (Лещинский мужской около Пинска, Борисоглебский мужской и Варваринский женский около Турова) и Полоцкой (Борисоглебский и Богородицкий мужские и женский в д. Сельцо около г. Полоцка). Религиозно-просветительскую деятельность в XII в. вели Евфросиния Полоцкая, Кирилл Туровский (~ 1113 - после 1190), Климент Смолятич, Авраамий Смоленский. Культурными памятниками этой духовной деятельности являются Туровское евангелие (самая ранешняя рукописная церковная книга на Беларуси, XI в.), "Слова" Кирилла Туровского (всего 8 слов, 3 притчи, 30 молитв, каноны), "Житие и хождение Евфросинии Полоцкой" , "Сказание о монахе Мартине", "Житие Авраамия Смоленского" - памятники агиографической литературы XII-XIII вв., "Оршанский евангелие" (памятник конца XII - нач. ХIII вв.). В это же время появляются летописный свод политической истории восточных славян "Повесть временных лет" и памятник средневековой художественной литературы "Слово о полку Игореве", которые в равной степени выступают достоянием белорусского, украинского и русской культуры.

Самыми известными памятниками прикладного искусства XII-XIII вв. являются каменный иконку с изображением св. Константина и св. Елены найден в Полоцке, а также крест, сделанный по заказу Ефросиньи Полоцкой мастером Лазарем Богша для Спасской церкви в честь христианского праздника Воздвижения. Таким образом, традиционная древняя белорусский культура формировалась в основном в раннем средневековье. Она опиралась на языческие пласты устного народного творчества и адаптацию усходнехрысциянских православных форм цивилизационно-культурной жизни.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 937; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.166.111 (0.032 с.)