Помнікі архітэктуры і мастацтва на беларускіх земялях 10-13 ст.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Помнікі архітэктуры і мастацтва на беларускіх земялях 10-13 ст.



 

К концу X в. на Руси не было каменно-кирпичного строительства. С принятием христианства берет начало возведение монументальных культовых построек. На начальном этапе русские зодчие перенимали византийские архитектурные формы, потом их переосмыслили в соответствии со своими художественными вкусами, традициями. Строительству соборов на Руси придавалось государственное и политическое значение.

В середине XI в. в Полоцке, вслед за Киевом и Новгородом, был построен древнейших из известных на территории Беларуси каменный Софийский собор. Он имел много общего с новгородской Софией. Строительным материалом были плиточный кирпич и мощеный камень. План храма отличается строгой симметрией. Внутреннее пространство разделялось 16 столбами на 5 продолговатых опорах. Посередине здания находился главный купол, вокруг которого группировались еще 4 поменьше. Стены внутри собора были расписаны фресками и украшен мозаикой.

Быстрый рост городов, ремесел и торговли, распространение христианства создали условия для дальнейшего развития каменной архитектуры. В XII в. в Витебске была построена Благовещенская церковь (остались руины). Ее черты (необычная вытянутосць плана, 6 колонн) напоминают западноевропейские базилики. Позднее базилики были повторены в постройках Полоцка, Гродно. В XII – XIII вв. в Полоцке появились несколько каменных соборов. Среди них – Спасский, был построен в середине XII в. неподалеку от Полоцка, в Бельчицах, в XII в. был основан монастырь.

В нем было не менее 4 каменных соборов. Один из них имел двухскатную крышу, на гребне которого была выставлена деревянная голова, что свидетельствует об использовании в каменной архитектуры традиционного деревянного зодчества.

Значительным своеобразием отличаются монументальные сооружения Гродно. В древнерусский период в городе было уже несколько кирпичных храмов и гражданских сооружений. Наиболее яркой чертой построек Гродно была красочность оформления фасадов вставками разноцветных шлифованных валунов. В XII в. были построены Борисоглебская (Коложская) церковь на окраине древнего Гродно, крепостные башни, Нижняя церковь на терририи Гродненской паперти, церковь в Волковыске, которые создали яркую и самобытную гродненскую архитектурную школу. Сочетание красного фона кирпичной кладки с умураванными разноцветными керамическими плитками и полированными камнями придавало архитектурным ансамблям Гродно красочность и неповторимость.

На территории Беларуси известно еще одно сооружение – церковь в Турове, архитектурные формы и строительная техника которой позволяют датировать ее серединой или второй половиной XII в. Остатки ее, обнаруженные при раскопках на Туровским городище, дают основания полагать, что это был шестистолбовый храм, который имел хоры. Церковь была построена из плинфы способом равнослойной кладки на растворе с примесью цемянки (мелко толченой кирпича).

 

В XIII в. условия для монументального строительства на территории Беларуси существенно изменились. В связи с дроблением Полоцкой земли на уделы и политическим ослаблением самого Полоцка здесь практически приостанавливается монументальное культовое строительство. Начинают преобладать оборонительные сооружения, что связано с укреплением военной угрозы со стороны крестоносцев и татар. В последней четверти XIII в. в Каменце (около Бреста) была возведена 30-метровая башня оборонительного значения – Белая башня, которая сохранилась до нашего времени. Круглая в плане, она имеет 5 ярусов с бойницами на каждом из них. Есть сведения о том, что такие башни были в Гродно, Турове, Новогрудке и, возможно, в Полоцке.

В западных землях Руси высшего уровня достигла фресковая живопись, получившая самостоятельное развитие, впитав богатые народные традиции, лучшие достижения византийских художественных школ. Она была широко использована в полоцком Софийском и Спасском соборах, в храмах Бельчицкого монастыря, витебской Благовещенской и Гродненской церквях. Ее сюжеты – фигуры святых, иллюстрации к евангельским и библейским сказаниям.

 

29. Развіццё пісьменнасці і літаратуры на беларускіх землях ў 10-13 ст.

Начиная с IX в., На восточнославянских землях широко распространяется грамотность на базе кириллического алфавита (вытеснила рунические грамотность). Кириллица была составлена ​​в 863 г. братьями Кириллом и Мефодием для староболгарском языка, но распространилась почти среди всех славянских народов. Способствовало этому принятие славянами христианства и перевод священных текстов на славянские языки. В Беларуси осталось немного памятников письменности, большинство из них - уникальные вещи.

Первый датирован надпись в Восточной Европе - печать князя Изяслава (княжил до 1001 г.) с именем князя на греческий лад - "Изяславос". Выдающимся памятником письменности являются "Борисовы камни", которые располагались в русле Западной Двины. По приказу сына Всеслава Чародея, князя Бориса (Рогволода) на больших камнях - языческих символах были нанесены надписи "господа помози", "Сулибор хрест" и выбит шестиконечные кресты (1120-е гг.). Берестяные грамоты XI-XV вв. найден в Беларуси в Витебске и Мстиславле. Они выполнены на берестяной коры - бересте. В Бресте археологи нашли деревянный гребень с последовательно расположенными буквами кириллицы - "букварем", относится ли он к XIII в.

Наиболее ценные памятники письменности - это рукописные книги. С XI-XIII вв. сохранилось немного книг. Они были очень редки и в те древние времена. Изготовлялись из пергамента - специально обработанной кожи молодых животных. На одну книгу надо было вырастить небольшое стадо телят. К тому же книги переписывали вручную, это был очень медленный процесс.

Самая ранняя рукописная книга на Беларуси - это Туровское евангелие XI в. Еще известный Полоцкие евангелия XII-XIV вв., Оршанский евангелие XIII в. Кроме церковной литературы распространилось светская литература. Прежде всего - это летописи. Есть сведения о существовании Полоцкой летописи (им пользовался В.М.Тацишчав), который не сохранился. Общим летописью Киевской Руси является «Повесть временных лет», которая была написана монахом Нестором в Киеве в начале XII в. "Слово о полку Игореве" содержит интересную информацию о полоцких князей (Всеслав Чародей). Автор благоприятно относился к полоцких князей, а в тексте встречаются слова, характерные к западным земель Киевской Руси. Это дало основание некоторым исследователям утверждать, что автором является житель или уроженец со древнебелорусских земель. Время создания "Слова ..." - 1185-1187 гг.

С распространением христианства и появлением своих славянских святых с конца XII в. расширяется местная агиографической литературе - "жития" и "хождения" святых. Известный "Житие и хождение Евфросинии Полоцкой" (до 1187), "Житие Кирилла Туровского", "Житие Авраамия Смоленского" (написано его учеником Ефремом около 1240), "Хождение Игнатия Смолянина".

Большое наследство оставил Кирилл Туровский (жил около 1130-1182 гг.). Известный его 8 "слов" -пропаведяв, 2 каноны, несколько повестей, около 30 молитв-исповедей. Основная тема, которая беспокоила "Златоуста" - духовное совершенство человека.

Климент Смолятич (? -1164 Гг.) - Один из первых славян, занимавший должность киевского митрополита. Знаменитый как большой книжник, но сохранился только один его произведение - «Послание Фоме прасвитэру", в котором он отстаивает самостоятельность местной христианской церкви перед Константинопольском патриархом Фомой.

Большое место в истории культуры Беларуси занимает Евфросиния Полоцкая (1110-1173 гг.), Дочь младшего сына Всеслава Чародея. Она переписывала и переводила книги, основала монастыри (Спасский женский и прсв. Богородицы мужской) и школы для детей при них, была спонсором церквей и замечательных памятников декоративно-прикладного искусства. По приказу Евфросинии полоцкий зодчий Иоанн построил Спасские церковь (около 1132-1159 гг.), А расписал церковь фресками художник Кузьма с помощниками (согласно надписям на стене храма). По заказу Евфросинии полоцкий мастер-золотых Лазарь Богша в 1161 году выполнил шестиконечный крест - святыню Беларуси. На деревянной основе крепились 11 золотых пластин, украшенных перегородчатой ​​цветными эмалями с изображениями святых, драгоценными камнями. Стороны креста обложены серебряными позолоченными пластинами, на которых нанесен надпись - история создания креста, имя мастера, проклятие возможным ворам. Таким образом, крест - памятник декоративно-прикладного искусства, памятник письменности, христианский памятник древней Беларуси.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.89.248 (0.007 с.)