Гісторыя Беларусі як навучальная дысцыпліна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гісторыя Беларусі як навучальная дысцыпліна



Гісторыя Беларусі як навучальная дысцыпліна

 

Слово "история" (с греч. яз. – historia) означает "рассказ о прошедшем". Предметом «Истории Беларуси» являются общие закономерности и особенности политического, экономического, культурного и духовного развития белорусского народа с древнейших времен до наших дней.

История Беларуси как самостоятельное направление современного обществознания решает актуальную задачу – дать такой объем информации по отечественной истории, усвоение которой позволило бы не только хорошо ориентироваться во всех исторических периодах, но и уметь анализировать и объяснять эти события, формировать на этой основе способности к самореализации в условиях современной социокультурной ситуации.

Важнейшие функции истории:

познавательная (накопление знаний и обобщение социального опыта),

практическая (изучение влияния событий прошлого на современность),

воспитательная (осуществляет всестороннее воспитание людей, в первую очередь, любовь к своей земле, народу, Отчизне).

 

 

Перыядызацыя гісторыі Беларусі

Периодизация истории Беларуси:

1. Древнее общество (100-40 тыс. лет до н.э. – V в. н.э.):

каменный век (100-40 тыс. лет до н.э. – III тыс. до н.э.):

- палеолит (100-40 тыс. лет до н.э. – 10 тыс. лет до н.э.),

- мезолит (IX – V тыс. лет до н.э.),

- неолит (IV – III тыс. до н. э.).

бронзовый век (II тыс. до н.э. – начало I тыс. до н.э.);

железный век (начало I тыс. до н.э. – V в. н.э.).

2. Средневековье ( конец V – XV вв.):

раннее (V – IX вв.);

высокое (X – XIII вв.);

позднее (XIV – XV вв.).

3. Новое время (XVI – начало XX вв.):

оформление феодальной системы и вызревание ее кризиса (XVI – конец XVIII вв.);

генезис и утверждение капитализма, кризис буржуазного общества (конец XVIII в. – 1917 г.).

4. Новейшее время (1918 г. – до наших дней).

 

3. Асноўныя крыніцы па гісторыі Беларусі.

 

Исторические источники – все то, что осталось из прошлого и содержит информацию о нем.

Исторические источники можно разделить на группы:

1. Устные (фольклор: пословицы, поговорки, легенды, песни, загадки).

2. Письменные (летописи, хронографы, хроники, мемуары, дневники).

3. Вещественные: археологические и этнографические.

4. Художественно-изобразительные и художественно-графические (памятники архитектуры, скульптуры, графики, живописи и др.).

 

 

4. Асноўныя этапы развіцця гістарыяграфіі гісторыі Беларусі.

 

Становление белорусской историографии неразрывно связано с зарождением в начале XIX в. белорусской национальной идеи и национального движения. На этот процесс повлияло, с одной стороны, традиция исторических исследований по истории Великого княжества Литовского, которая сформировалась еще в XVI – XVIII вв., с другой – воздействие великопольских и великорусских концепций, которые сводились к отрицанию самого факта существования белорусского этноса, его языка, культуры и признания Беларуси частью Польши или России.

 

Первыми профессиональными историками, которые заложили фундамент концепции белорусской истории, были профессоры Вильнюсского университета И. Анацевич, М. Бобровский, И. Данилович, И. Лабойка, Т. Нарбут, Ю. Ярошевич и др..

 

Именно эта группа вильнюсской интеллигенции начала собирать и публиковать памятники белорусской письменности XVI-XVII вв., способствовала пробуждению интереса к историческому прошлому среди студентов университета. Одним из первых исследователей белорусского летописания является И. Данилович.

 

Он впервые опубликовал Статут Великого княжества Литовского 1529 г., Белорусско-литовская летопись 1446, который был переиздан в 1827 г. отдельно под названием “Летописец Литвы и русская хроника”, и другие источники по истории Беларуси.

 

Ю. Ярошевич опубликовал фундаментальное исследование “Образ Литвы с точки зрения цивилизации от древнейших времен до конца XVIII века”. Изучением истории Великого княжества Литовского, собиранием археологических источников, поисками и обработкой материалов для “Актов Западной России” занимался И. Анацевич.

 

Он опубликовал ряд статей по истории Беларуси. Под руководством И. Лабойки студенты Вильнюсского университета описали 80 местечек и городов Западной Белоруссии и Литвы.

 

Значительный вклад в развитие исторического краеведения Беларуси внесли братья Е. и К. Тышкевичи – начинающие белорусские археологи, З.Даленга-Ходоковский – основатель белорусской фольклористики и языкознания, Т. Нарбут – автор девятитомной “Истории литовского народа», А. Киркор – ученый и общественный деятель, Я. Чечот – собиратель и издатель (на польском языке) народных песен. В первой трети XIX в. изучением истории Беларуси занимались в Гомеле и Полоцке.

 

Оно было связано с именем белорусского археографа И. Григоровича.

 

Он собрал и на средства графа Н. П. Румянцева выдал “Белорусскнй архив древних грамот”, был автором исторического исследования “Белорусский иерархия”, главным редактором “Актов нсторических” и “Актов археографической экспедиции”, принимал участие в издании “Актов Западной России”.

Палеолит

Палеолит на территории Беларуси. Палеолитические стоянки (без учёта финального палеолита) Места обнаружения орудий труда мустьерского типа Валдайское оледенение

Палеолитические стоянки

Исследованы две палеолитические стоянки — Юровичи (Калинковичский район Гомельской области с ориньякскими древностями[2], обнаруженная Ю. Попелем в 1928 году) и Бердыж (Чечерский район Гомельской области (восточный граветт), обнаруженная К. Поликарповичем). Возраст стоянки Юровичи определён примерно в 26 тысяч лет, а стоянки Бердыж — в 24 тысячи лет. Также известны отдельные находки кремнёвых орудий труда палеолитического вида неподалёку от Бердыжа, а также возле деревень Обидовичи Быховского района Могилёвской области и Светиловичи Ветковского района Гомельской области.

В связи с неблагоприятными климатическими условиями, вызванными оледенением, был заселён только юг территории современной Республики Беларусь. Считается, что для обитателей стоянок ключевое значение имела охота (в Бердыже, в частности, были найдены кости 50 особей мамонтов, хотя точно неизвестна длительность постоянного пребывания людей на стоянке). Собирательство не было распространено из-за близости ледника и суровых климатических условий. Во время раскопок стоянки Юровичи была найдена пластинка из бивня мамонта с орнаментом в виде рыбьей чешуи.

Наступление ледникового максимума заставило обитателей стоянок переместиться на юг, за пределы территории современной Белоруссии.

Примерно в XIII тысячелетии до н. э. началось отступление ледника, и начался период верхнего палеолита. Началось новое заселение территории современной Республики Беларусь.

Мезолит

Археологические памятники эпохи мезолита. Чёрным цветом подписаны памятники, относящиеся к нескольким культурам. Яниславицкая культура Коморницкая культура Гренская культура Кундская культура Кудлаевская культура Бутовская культура

Около X тысячелетия до н. э. завершился ледниковый период, и началась эпоха мезолита. В это время территория современной Беларуси была заселена окончательно. Известно более 120 мезолитических поселений, среди которых есть как сезонные стоянки, так и небольшие постоянные поселения[3].

Мезолит характеризовался увеличением количества видов флоры и фауны. В связи с этим, кроме охоты, распространились также рыболовство и собирательство. В мезолите появляется лук (с костяными и каменными наконечниками стрел), что значительно повышает эффективность охоты. Наиболее распространённым типом жилищ эпохи мезолита на территории Беларуси были лёгкие постройки диаметром около пяти метров на основе конструкций из жердей, круглые или прямоугольные в плане. Поселения располагались на возвышенностях вблизи рек и озёр[3].

Многие памятники мезолита очень напоминают памятники свидерской культуры, однако имеют и ряд черт, которые сближают их с автохтонным населением, пришедшим вслед за отступлением ледника чуть раньше. Есть много свидетельств того, что на территорию Белоруссии мигрировали люди и из других регионов: с юга, с востока и из Центральной Европы.

Неолит

В период неолита происходил процесс перехода от присваивающего к производящему хозяйству, однако на территории Беларуси основную роль продолжали играть рыболовство и охота, а в бассейне Двины широкое распространение производящего хозяйства относится к позднему неолиту[5].

Начало неолита на территории Беларуси датируется появлением керамики (конец 5 тысячелетия до н. э. в Полесье и первая половина 4 тысячелетия до н. э. в центральных и северных районах)[5]. В эпоху неолита люди научились производству высококачественных орудий труда и оружия из кремня[5]. На стоянках эпохи неолита встречаются кости кабана, лося, зубра, медведя, косули, бобра и барсука. Найдены также рыболовные принадлежности и остатки примитивных лодок; предполагается, что основным объектом рыболовства была щука. Известно не менее 700 поселений неолита на территории современной Беларуси, 80 % которых относятся к позднему неолиту. В основном неолитические поселения (открытого неукреплённого типа) располагаются по берегам рек и озёр, что связано с большим значением рыболовства в хозяйственной жизни.

Неманская культура

Неманская культура распространена в бассейне Немана (а также в северо-восточной Польше и юго-западной Литве). Ареал культуры распространялся на юг до верховьев Припяти. Выделяют дубчайский, лысогорский и доброборский периоды (основанием для классификации служит различие в методах изготовления керамики). Считается, что культура начала формироваться ещё в позднем мезолите.

Для культуры были характерны наземные жилища. Посуда неманской культуры остродонная, на раннем этапе недостаточно обожжённая. В глине встречаются следы растительности. Поверхность стенок выравнивалась расчёсыванием гребнем.

В конце III тысячелетия до н. э. представители неманской культуры отошли на север под влиянием культуры шаровидных амфор.

 

 

7. Насельніцтва Беларусі ў бронзавым веку.

 

бронзовый век (II тыс. до н.э. – начало I тыс. до н.э.)

Бронзовый век на территории Беларуси начался на границе III и II тыс. до н. э. и длился примерно до начала 1 тыс. до н. э. В это время изделия из меди и бронзы с юга попадают на территорию Беларуси. Здесь не было месторождений меди и олова, сплав которых образует бронзу. Люди начали приручать все больше животных, а потом перешли к их разведению. Вероятно, свинья стала первым домашним животным. Происходит переход от охоты к животноводству и от собирательства к земледелию. Он означал переход от присваивающего к производящему хозяйству. При производящем типе хозяйства древние люди собственным трудом добывали необходимые для жизни продукты, которых не существовало в готовом виде в природе. Сначала земледелие было мотыжным, когда основным орудием труда служила мотыга, а затем – подсечно-огневым. Древние люди высекали топорами лес, выкорчевывали и сжигали пни, пепел использовали в качестве удобрения, землю обрабатывали бороной-суковалкой. Для сбора урожая использовали серпы, муку получали на зернотерках. Для сохранения зерна и молока от разведенных животных изготавливали плоскодонную глиняную посуду.

Животноводство и подсечно-огневое земледелие в бронзовом – веке стали основными занятиями мужчины. Роль мужского труда постепенно возрастала. В результате на смену материнскому роду пришел отцовский патриархат.

В течение бронзового века на территорию Беларуси постепенно начали проникать индоевропейцы – многочисленные племена животноводов-кочевников, которые жили первоначально в Малой Азии по соседству с народами Древнего Востока. Во время расселения на территории Европы в результате смешения индоевропейцев с местным населением возникли племенные объединения германцев, славян и балтов. Балтские племена, которые являются предками современных литовцев и латышей, начали постепенно осваивать территорию Беларуси, увеличивая население.

 

8. З’яўленне індаеўрапейцаў, іх балцкая галіна на беларускіх землях.

 

Индоевропейский период – это период, который начался в бронзовом веке во время расселения индоевропейских племен. В это время в мире произошел демографический взрыв (перенаселенность), и с территории Передней Азии индоевропейцы начали расселяться на просторах Европы и Азии. Отдельная группа индоевропейцев повернула на север в Среднюю Азию, прошла между Каспийским и Аральским морями, продолжала путь через приволжские степи, а далее к Днепру. Этот миграционный поток стал источником расселения индоевропейцев в Европе, в том числе в Беларуси. Индоевропейцы находились на более высокой ступени социально-экономического развития, поэтому местное население было ассимилировано (изменено, приспособлено) ими. В результате миграции и смешения с местным населением индоевропейцы утратили свое единство и особенность. К индоевропейцам относятся сегодня народы, которые говорят на славянских, германских, балтских и других языках.

В III – II тыс. до н.э. на территории, которая объединяла бассейны рр. Вислы, Немана, Западной Двины, Верхнего Поднепровья, в результате ассимиляции местного населения индоевропейцами сформировались балты. Об этом свидетельствует балтская гидронимия (Лучеса, Полота, Лосвидо). Балты принесли на Беларусь бронзовый век. Балтоязыковые племенные группы явились субстратом (подосновой) белорусского этногенеза.

С расселением индоевропейцев изменился не только этнический состав населения Беларуси, но изменилась и эпоха. Каменный век уступил место бронзовому веку (3 – 2 тыс. гг. До н.э. – 1 тыс. гг. До н.э.). Древняя экономика, основанная на рыболовстве, охоте и собирательстве, постепенно заменялась земледелием и скотоводством. Индоевропейцы занимались плужным земледелием. Плуг известной конструкции, который дошел до нас в рисунках того времени, был найден в торфянике около д.Капланавичы в Клецком районе.

Индоевропейцы поклонялись огню и солнцу. Огню уделялось значение очистительной силы, с ним ассоциировался красный цвет. Проявлением культа огня был обычай посыпать тело покойного минеральной красной охрой, которая потом переходила на кости, и при раскопках делается впечатление, будто кости специально рисовали.

С деятельностью индоевропейцев связывают орнамент, которым украшали посуду, – отпечатки шнура, накрученные на палочку. Такой орнамент назывался шнуровой, а археологическая культура – культурой шнуровой керамики. Ее ареалы распространения охватывали огромные территории Европы, в том числе и земли Беларуси. С середины бронзового века территория Беларуси вошла в ареал культур Среднеднепровская, Висло-неманской, шнуровой керамики Полесья, а также северо-белорусским.

Использование более эффективных бронзовых орудий труда, успехи в земледелии и животноводстве создали условия для накопления знаний отдельными семьями, что было заманчиво для остальных. Грабежи и разбои стали одной из форм обогащения. Поэтому основным типом поселений балтов были укрепленные городища, которых на территории Беларуси насчитывалось около 1 тыс. По данным археологов, на одном городище жило в среднем от 50 до 75 человек. Общее количество населения в бронзовом веке могло быть в размерах от 50 до 75 тыс. человек. С развитием земледелия городища изменились открытые поселения-деревни, где жили несколько больших, а потом и малых семей.

Надо отметить, что неолитическое население Беларуси не было полностью ассимилировано. Еще существовали прежние хозяйственные и культурные традиции. Некоторые регионы Беларуси были слабо заселены балтами. Но на более части ее территории сформировался балтский этнос. Об этом свидетельствует тот факт, что подавляющее большинством названий рек (Верхита, Волча, Гайна, Гривда, Друть, клево, Лучеса, Мытва, Нача, Палата, Улла, Усяжа, Эса и др.) сохранили корни и характерные окончания, которые есть в литовском и латышском, т.е. балтских, языках. Можно вспомнить и другие названия, относящиеся к балтской гидранимии: Освея, Дрисвяты, Лосвидо, Муйса, Нарочь, Усвяча и др.. Наиболее часто встречаются гидронимы, связанные с балтами, в бассейнах рек Березины (Мена, Ольса, Серуч, Уса) и Сожа (Рэхта, рест, Снов, Туросна).

Происхождение термина «балты» связывают с латинским названием острова на севере Европы (ваша, Ваисиа), который описал Плиний Старший (I в. Н.э.). Слова с корнем «балты» встречаются у германского хрониста Адама Бременского (ИИст.), в прусских хрониках, древнерусских и белорусско-литовских летописях XIV – XVI вв. В научный обиход термин «балты» введен немецким лингвистом Г. Несельманам в 1845г.

 

На территории Беларуси в железном веке (1 тыс. гг. До н.э. – IV-V вв. Н.э.) сформировалось несколько археологических культур: Днепро-Двинская (на севере), культура штрихованной керамики (средняя и северо-западная части Беларуси), милоградская и зарубинецкая (на юге Беларуси). Культуры железного века были достаточно развитыми. Местные племена освоили обработку железа, изделия из железа были достаточно разнообразными: топоры, ножи, серпы, оружие, украшения и т.д.

Таким образом, балтский этап этнической истории Беларуси – это время распространения на белорусских землях индоевропейцев с их основными занятиями – земледелием и скотоводством, время интенсивной ассимиляции местного неолитического населения, в том числе и финно-угорские на севере Беларуси. Местное неолитическое население постепенно трансформировалась в индоевропейцев-балтов, одновременно оказывая определенное влияние на их язык и культуру.

 

9. З’яўленне усходнеславянскіх плямёноў на беларускіх землях.

Ранее отмечалось, что к VI – VII вв. на большей части территории Беларуси преобладала балтское населения. Славяне в это время жили компактно, сплошным массивом только в бассейне Припяти, в основном к югу от нее. Основным типом славянских поселений были поселения (неукрепленные населенные пункты), а типом жилья – полуземлянка.

В 6 – VII вв. началось проникновение славян в балтский ареал. У балтов появляются полземлянки с печами-каменками, каменные жернова, железные ножи и другие славянские вещи, орудия труда.

В VIII – IX вв. происходит массовое расселение славян в балтском ареале на территории Беларуси – сначала в верхнем течении рек Случь и Ареса, на правом берегу Днепра, потом на Березине. В курганах найдены захоронения по славянскому обряду путем сжигания тела, а так же славянская керамика. Заселение шло из южной части Припятскога бассейна. Славяне проникли в Поднепровье и Подвинье в IX в., А к X в. они расселились в Верхнем Понемонье. Более того, часть балтского населения была ассимилированы, вторая – уничтожена или вытеснена на Северо-запад, в Прибалтику, где приняла участие в формировании этнических литовцев и латышей. Третья часть балтского населения продолжала жить на своих бывших местах. Ассимиляция этой части балтов славянами на территории Беларуси продолжалось до XII – XIII вв. и даже позже.

В результате славяно-балтского синтеза в VIII – X вв. возникли новые этнические славянские общества, которые часто упоминаются в средневековых письменных источниках. Это – дреговичи, радимичи, кривичи.

Дреговичи занимали большую часть Южной и значительную часть Средней Беларуси. В «Повести временных лет» отмечается, что они жили между Припятью и Западной Двиной. В их культуре преобладали славянские элементы. Язык был славянской. Однако в их тогдашней культуре зафиксированы и балтские элементы – спиральные перстни, змееголовыя браслеты, подковообразные пряжки. К балтским истокам относится обычай погребения покойников в деревянных гробах-теремах.

Смешанное происхождение дреговичей в результате славяно-балтского синтеза зафиксировано и в названии этого сообщества. Корень ее, видимо, балтский. В литовском языке есть много слов с этим корнем (drёgnas – сырой, влажный), которые отражают одну из особенностей местности, где осели дреговичи, а именно влажность, заболоченность земли в Поречье Припяти.

Позже к основе было добавлено славянское «-ичи». Таким образом, термин «дреговичи» представляет собой славянизированное название бывшей, дословянскай формы, которая означала группу балтского населения в соответствии с особенностью территории проживания. С географической особенностью территории дреговичей связано и происхождение слова «трясины» в белорусском языке, что в переводе на русский означает «трясина».

Радимичи, по сведениям из «Повести временных лет», занимали земли между Днепром и Десной. Основной ареал их расселения – бассейн р. Сож. Как и дреговичи, радимичи сформировались в результате смешения славянского и балтского населения, ассимиляции последнего. В культуре преобладали славянские элементы. Язык был славянский. Вместе с тем в археологических памятниках отмечены и балтские элементы: шейные гривны, браслеты со стилизованными змеиным головами, лучевые пряжки.

Летописная легенда о происхождении радимичей от мифической личности Радзима отражает, на наш взгляд, скорее всего библейский взгляд автора этой легенды, чем существование истинного человека. Здесь мы встречаемся с примером мифотворчества. По мнению ряда авторов (Н. Пилипенко, Г. Хабургаев), термин «радимичи» обнаруживает близость с балтским термином «пребывание».

Кривичи занимали север Беларуси и соседние районы Подвинья и подднепровья (Псковщину и Смоленщину). Они жили в верховьях рек – Западной Двины, Днепра и Ловати и были наибольшим многочисленным восточнославянским населением. Культура кривичей делилась на две большие группы: полоцко-Смоленскую и Псковскую.

В этническом облике преобладали славянские черты. Язык был славянский. К балтским элементам в культуре кривичей нужно отнести браслеты со змеиными головами, спиральные перстни, гривны балтского типа и т.д.

Что касается названия «кривичи», то существует несколько гипотез. Одни ученые (историк В. Ластовский) выводят название «кривичи» от слова «кровь»; тогда ее можно понимать как «родственники по крови», «кровные». Известный историк С. М. Соловьев утверждал, что название «кривичи» связана с характером местности, которую занимало это сообщество (увалисто, неровная – кривизна). Большая группа ученых (археолог П. Н. Третьяков, историк Б. А. Рыбаков, белорусский филолог и историк М. И. Ермолович) утверждают, что в названии «кривичи» сохранилось имя языческого первосвященника Крыва-Крывейты.

В первых веках н.э., под натиском готов, которые пришли из Скандинавии и высадились у устья Вислы, славяне начали свою миграцию. В результате «великого переселения народов» славяне разделились на три большие группы: южную, западную, восточную. Славянские племена, которые поселились на Балканском полуострове, стали предками современных болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, черногорцев. Они смешались с местным фракийским и иллирийским населением, которое раньше угнетали византийские рабовладельцы. Западнославянские племена вместе с населением, проживавшим на берегах Вислы, стали предками польского, чешского, словацкого народов. Почти одновременно с западными и южными славянами выделилась третья группа - восточные славяне, предки современных белорусов, русских и украинцев.

О том, как и когда расселились славяне на территории Беларуси, письменных источников почти не сохранилось. Поэтому до настоящего времени не стихают научные споры, имеют место различные точки зрения, гипотезы по всем этим вопросам. Основные данные, если не считать кратких сведений о расселении славян в «Повести временных лет», ученые черпают из археологических источников.

Археологи выделяют разные культуры и идентифицируют их с теми или иными этническими группами. Они отмечают, что на юге Беларуси сохранились памятники пражской культуры (культура раннеславянских племен, которые в V - VII вв. н.э. населяли территорию от Днепра и оз. Ильмень на восток и до р. Эльбы и Дуная на запад и юг). Или, точнее, его локального варианта - культуры типа Корчак (под ней понимается археологическая культура племен, которые в VI - VII вв. н.э. жили на территории северо-западной Украины и южной Беларуси). Считается бесспорным, что эти памятники принадлежат славянам.

На основную территорию Беларуси и соседних регионов в V - VIII в.в. селились другие племена, которые оставляли после себя памятники так называемой банцеровской культуры. Свое название она получила от городища Банцеровщина на левом берегу Свислочи. Что касается принадлежности банцеровской культуры, то между учеными нет единого мнения. Одни считают ее балтской, другие - славянской. Происходит это от того, что при раскопках в материальной культуре обнаруживаются признаки культуры и славянской, и балтской.

Сторонником первой гипотезы является российский археолог В.Седов. Он создал теорию субстратного происхождения белорусов. Под балтским субстратом (от латинского термина - основа, подкладка) понимается этнокультурное население балтского этноса, оказавшее влияние на формирование белорусской народности. Сторонники этой теории утверждают, что в результате славянизации балтского населения, смешения с ним славянского, произошло отделение части восточно -славянской народности, что привело к становлению белорусского языка и народности.

Другие исследователи утверждают, что расселившись на территориях, которые ранее занимали балтские племена, славяне частично оттеснили их, частично уничтожили. И только небольшие островки балтов, которые вероятно подчинились славянам, сохранились в Подвиньи, Верхнем Поднепровье. Но за балтами остались правобережье среднего Понеманья и некоторые части территории между Неманом и Припятью.

Нет четкого общепризнанного мнения у исследователей и по вопросам формирования племенных союзов, которые составляли основу белорусского, русского и украинского этносов. Одни предполагают, что в результате интенсивного освоения славянами территории Беларуси, где ранее жили балты, в VIII - IX вв. сложились этнически близкие между собой племенные союзы: кривичи, дреговичи, радимичи, частично волыняне. На их основе образовался старобелорусский этнос. В его формировании приняли участие ятвяги и некоторые другие балтские племена.

Предки восточных славян, которые расселились в припятском Полесье, ассимилировали балтские племена. В результате на территории, которую занимали приднепровские балты, возникли восточнославянские племена дреговичи, кривичи, радимичи - предки современных белорусов. На территории, где раньше жили иранские племена, расселились поляне, древляне, северяне, волыняне - предки современных украинцев. Ассимиляция финоугорских племен привела к возникновению новгородских славян, вятичей, частично верхневолжских кривичей - предков современных русских.

Сторонники другой точки зрения представляют себе эту картину несколько иначе. Во-первых, они считают, что сторонники вышеизложенной гипотезы преувеличивают роль балтов в этногенезе белорусов. Другое дело, отмечают они, Среднее Понеманье, где балты составляли значительную часть населения еще на начало II тысячелетия. В славянизации этих земель значительная роль принадлежит волынянам, дреговичам, в меньшей степени - древлянам и кривичам. Они признают, что основу старобелорусского этноса составляли кривичи, дреговичи, радимичи, в меньшей степени - волыняне, большинство которых участвовало в этногенезе украинцев. Доказывают, что как часть волынян приняла участие в формировании белорусов, так и часть дреговичей - в этногенезе украинцев. Радимичи в равной степени участвовали в формировании белорусов и одной из групп русского этноса. Кривичи сыграли большую роль не только в формировании белорусов, но и в становлении северо-западной части русского этноса.

Главным занятием населения белорусских земель было земледелие. Восточные славяне принесли более прогрессивную форму земледелия - пахотную, но продолжали использовать и подсечное земледелие. Сеяли рожь, пшеницу, просо, ячмень, лен. Важную роль играло животноводство. Семьи, объединенные общностью хозяйственной жизни, образовали сельскую (соседскую) или территориальную общину. Обрабатываемая земля, леса и водоемы были собственностью всей общины. Семья пользовалась отдельным участком общинной земли - наделом.

В IX - XII вв. у восточных славян складывается феодальный уклад. В начале основная часть населения была свободными общинниками, которых называли «люди». Их социальное положение постепенно менялось: часть попадала в зависимое положение, часть оставалась относительно свободной. Зависимых людей называли «челядью». В составе челяди были категории населения, лишенные личной свободы - холопы.

О становлении классового общества свидетельствует не только зависимое положение отдельной категории населения, но и наличие дружины. Дружинники (или бояре) получали от князя право собирать дань с определенной территории. Сбор дани со свободного населения той территории, которой «владел» князь, называлось полюдьем. Постепенно дань становится феодальной рентой.

В это время образуются города. Одни выросли из укрепленного сельского городища как Полоцк, другие как княжеские замки - Менск, Гродно, Заславль. Третьи возникали на торговых путях. Город состоял из частей: детинца, укрепленного валами, рвами, стенами; посада - место, где селились ремесленники и торговцы; и торга - места продажи и купли товаров.

Славяне исповедовали языческую религию. Они верили в бога солнца, огня, Перуна и др. Умерших хоронили в ямах, насыпая над ними курганы. Верили в загробную жизнь. Украшения носили из кости, меди, керамики.

 

Кривичи-полочане.

Кривичи занимали обширные территории Восточной Европы. Это большое объединение племен, живших в верховьях Днепра, Западной Двины, Волги, на юге Чудского озера. Сведения о них помещены в "Повести о прошлых временах" при описании событий IX-X вв. и предшествующего времени. Об кривичей писал также византийский историк X в. Константин Парфирародны.

По-разному выводят историки название "кривичи": от фамилии старшего рода крыл (Криво), что наиболее вероятно, - от слов "кровные" (близкие по крови, в смысле породненные), от имени языческого первосвященника Криво - Крывейтэ, от "кривизны "гористой местности и др.

Исследователями изучались на территории расселения кривичей-полочан городища и поселения в Витебске, Полоцке, Лукомле [5]. Но наиболее значительный материал по истории населения выявлены в Витебской области в курганных могильниках. Точно установлено, что для полоцких кривичей характерна археологическая культура длинных курганов Северной Беларуси. Могильники кривичей второй половины 1-го тысячелетия состоят из длинных (валападобных), удлиненных и круглых в плане насыпей высотой 1-2 м, в которых содержатся остатки кремации умерших.

Формирование кривичей - результат ассимиляции пришлыми славянами местных балтских и заходняфинских племен, постепенно славянизированной. Это подтверждают четкие археологические материалы. Курганные могильники полоцких кривичей VIII-X вв. исследовались на Витебщине около деревень Борки, Глинище, Рудня (Полоцкий район), Бескатово, Вышедки, Смальки (Городокский район). Трупосожжение почти всегда находилась под насыпью, на горизонте. Часто пережженного кости собраны в неглубокой ямке, сверху которой помещен перевернутый вверх дном небольшой лепной горшок [6]. Большинство курганов бедньы на инвентарь или совсем его не имеют. Изредка встречаются курганы с большим количеством поврежденных огнем украшений, распространенных в балтов, характерных также для культуры смоленских длинных курганов: бронзовые трапециевидные подвески, шейные гривны, браслеты, монисто, в которых чередуются стеклянные синие бусы с бронзовыми спиралеобразными трубочками-пранизками - деталями венков, что носились на голове, костные птицы. Славянскими чертами курганов IX-X вв. являются обряд трупосожжения и наличие лепных горшков с округлым плечом в верхней части туловища, которое сохранено и в керамике, сделанной позже на гончарном круге.

В летописи кривичи назван под 859 г. Согласно летописному сообщению, они платили дань варягам. В 862 г. кривичи вместе с племенами прогнали варягов за море, откуда они пришли. Однако потом, как сообщает летопись, чудь, новгородские славяне, кривичи призвали к себе норманнских князей. Здесь говорится о Полоцке, о том, что основали его кривичи, а варяги (норманны) в нем пришлые

Огромное объединение кривичей в конце 1-го тысячелетия распалась на группы - Полоцка, Смоленска, псковскую (согласно назвал их главных городов).

Кривичи принимали участие в походах князя Олега (907) и Игоря (944) против греков. На основе племенного княжения кривичей-полочан сложилось крупное Полоцкое княжество - самостоятельная сильная средневековое государство на территории Беларуси. Населения Полоцкой земли и представители местной династии князей назван "кривичей" в летописях под 1127,1129,1140, 1162. К ней принадлежали города Полоцк, Витебск, Минск, Лукомль, Браслав, Изяславль (Заславль), Логойск, Орша, Копысь, Борисов.

 

Дреговичи - это одно из восточнославянских летописных племенных объединений, что в IX-XIII вв. занимала большую территорию современной Беларуси и в более позднем времени вместе с кривичей и радимичами явилась основой для формирования белорусского народности.

Дреговичи редко упоминаются в древних письменных источниках. В самом авторитетном и достоверных древней летописи - "Повести о прошлых временах" ("Повесть временных лет") они начинают именоваться у ряда летописных племен (поляне, древляне, северяне, словене), в ее ранней, НЕ датированной части. Наиболее ранний упоминать говорит о расселении славян, пришедших из Подунавье: «... те же словене пришедше седоша по Днепр и нарекошася поляне, а друзии деревляне, зане седоша в лесех, а друзии седоша межи Припетью и Двина и нарекошася дреговичи, а инии седоша на Двина и нарекошася полочане, речка ради, яже втечь д Двина, именем полоть, от Алексея прозвашася полочане "

Похоронные курганы дреговичей круглые в плане и имеют полусферические форму. У подножия они окружены небольшой канавкой. Чаще всего их высота 1-1,5 м и диаметр 9-12 м. Однако бывают курганы высотой 0,15-0,20 м, дыямётрам 3,5-4 м и высотой до 3 м, диаметром 17-18 см. В каждом кургане обычно обнаружено одно захоронение. Однако встречаются и по три трупа в одном кургане.

Обычно в кладбище несколько десятков курганов. Крупные могильники в несколько сотен курганов встречаются редко (около д. Мохов - 620 курганов, д. Рычов - 270, д. Ляневка - 300, д. Волосовичи - 267, д. Марулин - 500). Могильники часто разворваюцца и даже полностью сносятся.

Наиболее ранний погребальный обряд дреговичей - трупосожжение. Сверху костер и остатков сожжения насыпали курган. Иногда остатки сожжения помещают в глиняную посудину-урну, ставили ее в насыпи кургана. Датируется этот погребальный обряд концом X - началом XI в. Похороны очень бедны на инвентарь, так как вещи погибали в костре.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.065 с.)