Развіццё грамадскіх адносін у раннім жалезным веку на беларускіх землях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развіццё грамадскіх адносін у раннім жалезным веку на беларускіх землях



 

Археологические материалы позволяют предполагать, что все племена, населявшие территорию Беларуси с самого начала железного века, жили в условиях патриархата. Большая патриархальная семья являлась основной хозяйственной единицей. Объединение нескольких таких кровных семей носила родовой характер, и это соединение имело свою территорию для проживания и хозяйствования. Предполагается, что на каждом селении (городища), которые располагались одно вблизи второго, проживала одна патриархальная семья численностью в 50-70 человек. В Беларуси, как и на сопредельных территориях, городища группируются обычно гнездами по два-три-четыре. Скорее всего эти группы городищ принадлежали одному кровно рода. В общественном строе племен Беларуси уже в самом начале железного века определяются признаки разложения первобытнообщинного отношений. Свидетельство этому - процесс распадения родов на большие патриархальные семьи (отдельное городище). И этот факт является первым этапом в расписании родовых отношений. Исходя из примерной численности поселений-городищ в Беларуси в конце 1-го тысячелетия до н.э. (800- 1200), можно утверждать, что население нашего края в этот период составляла приблизительно 50-70 тыс. Человек, которое объединялось в полтысячи родов. Несколько родов образовывали племя, а несколько племен - объединения племен (союзы).

Процесс разложения первобытнообщинного отношений может засвидетельствовать и построение оборонительных сооружений на городищах. Известно, что поселения изначально не имели искусственных укреплений и абгарожвалися только деревянной стеной. Но с течением времени, когда противоречия между родами и племенами усилились, возникла необходимость в дополнительном укреплении поселений путем насыпи валов, выкапывания рвов, увеличения крутизны склонов и т.д. Непрерывный рост производительных сил, и особенно животноводства и земледелия, постепенно начал обеспечивать людям накопление материальных ценностей и, кроме того, вынуждал их искать новые земли для своего хозяйствования. Это приводило к возникновению противоречий между родами, племенами, частых военных столкновений между ними. Хозяйственная деятельность в это время достигла такого уровня, что позволяло прокормить лишних людей и, возможно, требовала дополнительной рабочей силы. Поэтому в этот период пленных уже не убивали, а использовали как домашних работ. Скорее всего число таких рабов (някровникав) была небольшой, и рабство носило домашний патриархальный характер. О наличии рабства может свидетельствовать присутствие на городищах незначительной примеси керамики, характерной для соседних групп. Такая керамика, видимо, производилось пленными чужаками, пока они не усваивали новой для них технологии и приемов изготовления местного посуды [1].

Войны и военные набеги стали распространенным и привычным делом. В этих условиях основная роль в социальной жизни принадлежала мужчинам, как воинам, так и старейшинам рода. Верховной властью в роде и племени становится общее собрание мужчин-воинов, который решал вопросы войны и мира, а также выбирал старейшин и вождя племени. Такой общественно-политический строй, который возникает на последней стадии первобытнообщинного строя, получил название военной демократии.

Как конкретно был организован патриархальный род и отдельная семья, из-за отсутствия материалов пока сказать невозможно. Но наличие однородных элементов на поселениях, удаленных друг от друга, одинаковых черт в типе построек, конфигурации городищ и системе оборонительных сооружений, сходстве хозяйства - свидетельствуют о том, что отдельные роды и племена в пределах каждой культуры имели между собой тесные связи. Единство этих племен дает основание говорить о возникновении в их союзов племен, скорее всего не были постоянно действующими, а возникали периодически во время значительной военной опасности. Такие, даже кратковременные, военные союзы способствовали усилению экономических связей, обмена опытом и достижениями в области хозяйственной и военной деятельности.

Процесс изменения социально-экономической жизни с начала 1-го тысячелетия н.э. связанный с распадом патриархально-семейной общины на малые семьи. Развитие земледелия требовало освоения новых площадей, более отдаленных от мест постоянных поселений. Земледелие давало возможность существовать более мелким хозяйственным единицам - малым семьям. Этот процесс можно проследить по изменению типа жилых строений на городищах. Большие (длинные) общинные дома, которые соответствовали совместному проживанию единого коллектива, уступают место индивидуальному жилью одной семьи в соответствующих отдельных жилых постройках меньших размеров. В разных регионах Беларуси процесс этот проходил неодинаково. На юге, где ощущался влияние скифско-сармадких племен, он начался значительно раньше, в конце 1-го тысячелетия до н.э., и имел более интенсивный характер. Археологические памятники свидетельствуют, что в этих племен уже возникло имущественное неравенство. Так, в Чаплинского могильника (Лоевский район) обнаружен богатые захоронения с множеством различных вещей и бедные - с отсутствием их.

В центральной и северной частях Беларуси патриархально-родовые связи прочно поддерживались почти до первых веков нашей эры. Большие общинные дома здесь существовали к I - III вв. н.э. (городища Лабеншчына Минского, Збаровичы Рогачевского, Урагава Верхнедвинского районов и др.). Дома меньших размеров, которые пришли на смену им (городища Вязынка Молодечненского, малышка Вилейского, Кострица Лепельского, Барсуки Верхнедвинского районов и др.), Были еще многокамерная, но уже предназначались для меньших семей.

На юге Беларуси в начале 1-го тысячелетия н.э. населения оставляет укрепленные городища и поселяется на открытых местах - на поселениях. 3 возникновением племенных объединений исчезла необходимость укреплять поселения для каждой отдельной семейной общины.

На севере этот процесс происходил на несколько веков позже. К середине 1 -го тысячелетия местом жительства населения становятся поселения, а некоторые укрепленные поселения превращаются в городище-убежище. 3 течением времени этот процесс интенсивно расширялся. Это было прогрессивной явлением, поскольку распад патриархально-родовых отношений содействовал развитию инициативы отдельных членов рода, освоению новых земель под пашню и распространению пахотной системы земледелия. Видимо, образование семейных хозяйств привело до возникновения частной собственности на землю [2].

В первых веках н.э. малые семьи, высяляючыся из бывших центров, осваивают соседние территории и образуют новые производственные единицы. Этим объясняется факт появления в данное время открытых поселений, которые располагались не только вблизи городищ, но и на значительном расстоянии от них. Так постепенно происходит трансформация патриархально-родовой общины, в основе которой уже не были кровные (кровнароднасныя), а территориальные связи, хотя родственные еще не теряют своего значения. Переход во второй половине 1-го тысячелетия н.э. от родовой общины к территориальной является одним из важнейших моментов в социально-структурных изменениях населения Беларуси.

 

11. Саюзы плямён “княжанні” на беларускіх землях ў 9-10 ст.

В Верхнем Поднепровье и Подвинье на территории Беларуси в VIII-X вв. сформировались несколько объединений восточных славян. Они представляли собой довольно устойчивые этнические общности дреговичей, кривичей-полочан, радимичей. Одновременно они были начальными государственными образованиями территориально-политического характера или преддержавами, в летописи обозначенными сроками "княжения" [1]. Главе племенных княжений стояли правители, имевшие титул "светлый князь», по сообщению "Повести о прошлых временах" ("Повесть временных лет).

 

Кривичи-полочане.

Кривичи занимали обширные территории Восточной Европы. Это большое объединение племен, живших в верховьях Днепра, Западной Двины, Волги, на юге Чудского озера. Сведения о них помещены в "Повести о прошлых временах" при описании событий IX-X вв. и предшествующего времени. Об кривичей писал также византийский историк X в. Константин Парфирародны.

По-разному выводят историки название "кривичи": от фамилии старшего рода крыл (Криво), что наиболее вероятно, - от слов "кровные" (близкие по крови, в смысле породненные), от имени языческого первосвященника Криво - Крывейтэ, от "кривизны "гористой местности и др.

Исследователями изучались на территории расселения кривичей-полочан городища и поселения в Витебске, Полоцке, Лукомле [5]. Но наиболее значительный материал по истории населения выявлены в Витебской области в курганных могильниках. Точно установлено, что для полоцких кривичей характерна археологическая культура длинных курганов Северной Беларуси. Могильники кривичей второй половины 1-го тысячелетия состоят из длинных (валападобных), удлиненных и круглых в плане насыпей высотой 1-2 м, в которых содержатся остатки кремации умерших.

Формирование кривичей - результат ассимиляции пришлыми славянами местных балтских и заходняфинских племен, постепенно славянизированной. Это подтверждают четкие археологические материалы. Курганные могильники полоцких кривичей VIII-X вв. исследовались на Витебщине около деревень Борки, Глинище, Рудня (Полоцкий район), Бескатово, Вышедки, Смальки (Городокский район). Трупосожжение почти всегда находилась под насыпью, на горизонте. Часто пережженного кости собраны в неглубокой ямке, сверху которой помещен перевернутый вверх дном небольшой лепной горшок [6]. Большинство курганов бедньы на инвентарь или совсем его не имеют. Изредка встречаются курганы с большим количеством поврежденных огнем украшений, распространенных в балтов, характерных также для культуры смоленских длинных курганов: бронзовые трапециевидные подвески, шейные гривны, браслеты, монисто, в которых чередуются стеклянные синие бусы с бронзовыми спиралеобразными трубочками-пранизками - деталями венков, что носились на голове, костные птицы. Славянскими чертами курганов IX-X вв. являются обряд трупосожжения и наличие лепных горшков с округлым плечом в верхней части туловища, которое сохранено и в керамике, сделанной позже на гончарном круге.

В летописи кривичи назван под 859 г. Согласно летописному сообщению, они платили дань варягам. В 862 г. кривичи вместе с племенами прогнали варягов за море, откуда они пришли. Однако потом, как сообщает летопись, чудь, новгородские славяне, кривичи призвали к себе норманнских князей. Здесь говорится о Полоцке, о том, что основали его кривичи, а варяги (норманны) в нем пришлые

Огромное объединение кривичей в конце 1-го тысячелетия распалась на группы - Полоцка, Смоленска, псковскую (согласно назвал их главных городов).

Кривичи принимали участие в походах князя Олега (907) и Игоря (944) против греков. На основе племенного княжения кривичей-полочан сложилось крупное Полоцкое княжество - самостоятельная сильная средневековое государство на территории Беларуси. Населения Полоцкой земли и представители местной династии князей назван "кривичей" в летописях под 1127,1129,1140, 1162. К ней принадлежали города Полоцк, Витебск, Минск, Лукомль, Браслав, Изяславль (Заславль), Логойск, Орша, Копысь, Борисов.

 

Дреговичи - это одно из восточнославянских летописных племенных объединений, что в IX-XIII вв. занимала большую территорию современной Беларуси и в более позднем времени вместе с кривичей и радимичами явилась основой для формирования белорусского народности.

Дреговичи редко упоминаются в древних письменных источниках. В самом авторитетном и достоверных древней летописи - "Повести о прошлых временах" ("Повесть временных лет") они начинают именоваться у ряда летописных племен (поляне, древляне, северяне, словене), в ее ранней, НЕ датированной части. Наиболее ранний упоминать говорит о расселении славян, пришедших из Подунавье: «... те же словене пришедше седоша по Днепр и нарекошася поляне, а друзии деревляне, зане седоша в лесех, а друзии седоша межи Припетью и Двина и нарекошася дреговичи, а инии седоша на Двина и нарекошася полочане, речка ради, яже втечь д Двина, именем полоть, от Алексея прозвашася полочане "

Похоронные курганы дреговичей круглые в плане и имеют полусферические форму. У подножия они окружены небольшой канавкой. Чаще всего их высота 1-1,5 м и диаметр 9-12 м. Однако бывают курганы высотой 0,15-0,20 м, дыямётрам 3,5-4 м и высотой до 3 м, диаметром 17-18 см. В каждом кургане обычно обнаружено одно захоронение. Однако встречаются и по три трупа в одном кургане.

Обычно в кладбище несколько десятков курганов. Крупные могильники в несколько сотен курганов встречаются редко (около д. Мохов - 620 курганов, д. Рычов - 270, д. Ляневка - 300, д. Волосовичи - 267, д. Марулин - 500). Могильники часто разворваюцца и даже полностью сносятся.

Наиболее ранний погребальный обряд дреговичей - трупосожжение. Сверху костер и остатков сожжения насыпали курган. Иногда остатки сожжения помещают в глиняную посудину-урну, ставили ее в насыпи кургана. Датируется этот погребальный обряд концом X - началом XI в. Похороны очень бедны на инвентарь, так как вещи погибали в костре.

С принятием христианства языческий (языческий) обычай кремации покойного меняется трупапалажэннем. Обычно покойного клали головой на запад на дневную поверхность земли, очищенную ритуальным костром, и поверх его насыпали курган. Иногда покойного помещали на земляной подсыпке, а в более поздние времена - в подкурганные могиле.

Основная часть населения дреговичей проживала в сельской местности на поселениях и городищах. В X-XI сгст. в дреговичей начинают возникать города (Туров - 980 г., Брест - 1019, Меньск - 1067, Шнек - 1097, Случаск -1097 г., Клеческ - 1127, Гродно - 1127, Дрогичин Надбужны - 1142, Рогачев - 1142, Мозырь - 1155). К X-XI вв. относится возникновение Новогрудка, Волковыска, Слонима. В XIII в. возникают Каменец (1276), Кобрин (одна тысяча двести восемьдесят семь). Возникновение и развитие городов является ярким свидетельством высокого уровня экономического и социального развития дреговичей.

 

В летописи сообщается, что Радимичи, как и вятичи, пришедшие с пропольских земель ("родимичи так и вятичи от Ляхов"), название свое получили от имени Радим, возглавлявший их, и расселились в Посожье ("седоста Радим на Сьжю"). Летописец отмечает, что жили в мире между собой поляне, древляне, северяне, радимичи и другие племена. Но быта радимичей, также как вятичей и северян, он дает отрицательную характеристику с точки зрения христианской морали. Жили они в лесах будто дикари, потребляли грязную пищу, было у них сквернословие перед родителями и невестки. На языческих "бесавских игрищах" танцевали и пели, похищали себе жен, которых имели по две-три. Летописец, видно, сгустил краски, противопоставляя "дикий" быт радимичей и других жителей лесной полосы быта киевских полян.

Интересные сведения сообщил летописец о погребальные обычаи: "А если кто умирал, творили тризну над ним... сжигали мертвеца, а потом, собрав кости, вкладывали в малый сосуд и ставили на столбах при дорогах, что делают вятичи и сейчас. Этого же обычая держались кривичи и прочие поганые, не знающие закона Божьего, а сами себе устанавливают закон... "

С летописного сообщения, датированного 885 г., мы узнаем, что в конце IX в. радимичи платили дань сначала хазарами (Хазарский каганат), а потом киевскому князю Олегу. В радимичей существовала своя племенная верхушка и военная организация. В 907 г. они участвовали в походе на греков в составе рознаплемяннога войско князя Олега. После смерти Олега радимичи, видимо, отказались подчиняться киевскому князю. Летом 984 г. воевода киевского князя Владимира, которого прозвали Волчий Хвост, на р. Песчаный победил войско радимичей и они были окончательно включены в состав Киевского государства.

Курганы радимичей имеют полусферические форму, среднюю высоту 1-1,5 м, диаметр 6-10 см. Могильников насчитывают обычно несколько десятков насыпей, изредка несколько сотен курганов. Курганный могильник возле д. Гадиловичи насчитывал до 400 насыпей. Его считают некрополем древнего Рогачева.

 

Курганный могильник возле д. Демьянко Добрушского района пока единственный на территории радимичей некрополь, который существовал на протяжении нескольких сотен лет (VII-XII вв.). Ранние захоронения сделаны по обряду трупосожжения на месте насыпка кургана или недалеко от него. Изредка покойного сжигали в зрубавыя гробу.

 

С XI в. в радимичей погребальный обряд трупосожжения постепенно начал меняться трупапалажэннем

Зачатки восточнославянских народов на землях радимичей возникают в конце 1-го тысячелетия н.э.: Гомель, Чечерск, Кричев, Прупуй (Славгород). Высказываются мнения, что Гомель мог выполнять роль племенного центра радимичей. В результате широкого археологического изучения Гомеля установлено, что поселение калочынскай культуры на его территории существовала в VI-VII вв. Оно включало небольшое городище около впадения речки Гамеюк в Сож и значительный неукрепленных поселок.

В летописи радимичи назван в последний раз под 4 1169 как этнографическая единица восточного славянства.

 

13. Узнікненне княстваў на тэрыторыі Беларусі ў раннім сераднявеччы.

 

В 9-13 вв на нашей территории сложилтсь условия для зарождения гос-венности:

-внутренние (разделение труда,возникновение городов,имущественное расслоение, существование классов,необх поддержания порядка внутри страны),-внешние(необх защиты терр от внешнего врага).

Первым гос образованием является Полоцкое княжество.Полоцкая земля находилась на терр сев Белорусии в землях кривичей,включала в себя современную Вит обл., север Минской.На сев-зап владения полоцких князей доходили до Рижского залива.Удобное расположение на водных путях способствовало культ. и экономич.развитию княжества. Впервые столица княжества-город Полоцк упоминается в 862г в «Повести временных лет».В это время Киев и Новгород соперничали друг с другом за объединение вост-слав земель.В этом соперничестве Полоцку отводилась важная роль.В конце 10 в в Полоцке правил князь Рагвалод.Сын Рагнеды и Владимира-Изяслав унаследовал престол.Его сын Брячеслав Изяславович продолжил расширение терр княжества.Следующий князь-Всеслав Чародей.При его правлении княжество достигло пика развития.После смерти Чародея Полоцкое княжество было поделено между 6-ю его сыновьями(раздробленность).В XII в появляются Мин,Вит,Друцкое княжества и др.В 1119 г Мономах захватил Минск,пленил князя Глеба,где он умер.В 1129г киевский князь Мстислав захватил за непослушание 3-х князей Всеславичей и вывез в Византию,где они служили в визант войске.В 1132г они вернулись. Ссылка способствовала налаживанию связей с Византией. В 12в-ослабление князя, усиление вече.Феод раздробленность ослабила княжество.На границе 13-14в Полоцкое княжество вошло в состав ВКЛ.Т.о.Полоцк на протяжении неск веков был столицей крупного княжества.

Турово-Пинское княжество образовалось в границах расселения дрыговичей в бассейне реки Припять.Столица-Туров.Местная династия исчезла во времена князя Владимира.В 988г. Владимир выделил Туров сыну Святополку,кот начал борьбу за его независимость.Он женился на дочке польского короля Балислава Храброго,вместе с ней в Туров привозит католического епископа чем вызывает гнев отца.Предпосылки по которым Туровское княжество могло существовать самостоятельно:1)расположение на торговом пути из Киева в Польшу 2)через Туров проход. одно из ответвлений пути из варяг в греки 3)очень урожайные пахотные земли.После смерти князя Владимира Святополк становится киевским князем но Туров оставляет за собой.После междуусобной войны Ярослав Мудрый захватил престол и отдает Туров своему сыну-Изяславу.Позднее тот становится Киевским князем но Туров оставляет себе. По действующему праву получения наследства туровские князья наследовали киевский престол. В 1113-1125г город с землей перешел к роду князей Мономаховичей.Они держали княжество в качестве дополнения к своим основным владениям.Из летописи известно что в середине 12 в на Туровском престоле уже находился князь Юрий Ярославович.Благодаря ему Туров вышел из подчинения Киева и в нем обосновалась самостоятельная княжеская династия.Во второй половине 12в Туровская земля делится на удельные княжества (Туровское,Пинское,Клецкое,Слуцкое и др.) в каждом из кот правили сыновья Юрия Ярославовича.В конце 13-начале14 веков Туровская земля была включена в состав ВКЛ.

В это время на территори Белорусии существовали Гродненская,Брестская,Новогрудская и др. земли(княжества).В своем развитии они не достигли таких высот но сыграли значительную роль.

 

 

14. Узнікненне дзяржаўнасці Полацкай зямлі.

 

Судя по летописным источникам, Полоцкое княжество образовалось в среднем течении Западной Двины в IX – X вв., занимало всю Северную Беларусь и граничило на севере с Новгородской землей, на востоке – со Смоленской, на юге – с Турово-Пинской, на западе – с землями литовско-латышских племен. Исходя из современного административного деления, в Полоцкую землю входили полностью Витебская область, северная часть Минской и северо-западная часть Могилевской.

Полоцкое княжество было одним из крупнейших государственных феодальных образований, которое не уступало размерами подобным образованиям в Западной Европе – баварскому герцогству и португальскому королевству. Ему не угрожала половецкая опасность, а великий торговый путь в Западную Европу, который проходил через его территорию, способствовал обогащению боярства и роста тенденций к независимости. Вместе с тем продолжение славянизации стороны и борьба с вражескими атаками требовали усиления военной силы князя и единения местных феодалов. С конца IX в. в Полоцком княжестве и в других древних землях Беларуси проходили объединительные этнические процессы. Население этих земель характеризовалось общим этническим самосознанием, языковым единством, сходством культуры.

 

Каким был политический строй Полоцкого княжества?

 

Законодательная власть в Полоцком княжестве принадлежала вече, или народному собранию. Вече приглашало князя на княжение, издавало законы, выбирало урядника (урадцев, чиновников), одобряло объявление войны или мира. Власть вече распространялась не только на город, но и на всю волость, разбросанные по всему княжеству веси. В Полоцком княжестве вече просуществовало до самого конца XV в. (1488), когда городу было предоставлено Магдебургское право.

Исполнительная власть в Полоцком княжестве принадлежала князю. Часто князь являлся одним из родоначальников племени. Энергия и способность, особенно в военных делах, выделяли его из общей массы председателей. В некоторых местах, где жизнь была относительно спокойной, властителем становился князь как первый на основании родового старшинства по возрасту. Помимо местных в Полоцком княжестве были и пришлые князья. Они вербовались из тех норманно-норвежских элементов, которые часто проходили через Русь с севера на юг. Об этом свидетельствует летописное предание о приглашении князей-варягов – Рюрика, Синявуса и Трувара. В Полоцком княжестве князья имели исполнительную власть, занимались военной делом, ходили в походы со своей дружиной в другие земли. Кроме того, князь был занят административными делами, вершил суд, охранял торговые пути и караваны в своем княжестве.

 

Приблизительно в то время, когда в Новгородскую Русь были приглашены варяги (862), Полоцк имел своих местных князей, о которых вспоминает одна из скандинавских саг – Эймундава сага. Имена их не сохранились, но письменные источники отмечают особенность Полоцкого княжества – существование здесь династии кривичских князей, права которых хранились на протяжении многих поколений. Полоцкие князья, которые в летописях называются Кривицкий, являлись сюзерена территории, где осуществлялась их власть, как это наблюдалось в других средневековых государствах.

Как свидетельствуют письменные источники, уже в то время существовала определенная напряженность в отношениях между Полоцком и Киевом. Киевский князь Олег (879 – 912) начал объединять разные земли вокруг Киева. В числе подданных Киева Ипатьевская летопись называет и кривичей, на которых Олег наложил дань. В 907 г. он провел удачный поход в Византию, в котором также приняли участие кривичи и радимичи. В договоре Олега с Византией среди других городов, которые имели право на дань, упоминается и Полоцк.

При преемниках Олега – Игоре (912 – 945), Ольге (945 – 964), Святославе (964 – 972) – зависимость Полоцка от Киева постепенно ослабевает. Игорь и Святослав были заняты войнами с Византией и кочующими племенами. Святослав вообще хотел перенести столицу из Киева в Болгарию. В это время Полоцк как центр собирания будущих белорусских земель закрепил свои позиции в древних землях дреговичей.

В последней четверти X в. в Полоцке княжил Рогволод, который и стал распространять свое влияние на север, стремясь оторвать Новгородскую землю от ослабевающей Киевской земли. Кроме того, он использовал борьбу между сыновьями Святослава Киевского – Ярополком, Олегом и Владимиром. Рогволод готовился принять участие в этой борьбе на стороне Ярополка. Оба брата – Ярополк и Владимир – добивались руки дочери Рогволода Рогнеды. Молодые князья послали сватов к полоцкой княжне. Летопись сообщает: Рогнеда, узнав, что Владимир был сыном Святослава и рабыни, не захотела стать женой рабынича и с презрением ответила так: «Не хочу разуть рабынича, я за Ярополка иду». Когда Владимиру передали ответ Рогнеды, он в 980 г. пошел походом на Полоцк, разбил полоцкую армию, город разрушил, убил Рогволода и его двух сыновей, а Рогнеду насильно забрал в Киев и заставил стать его женой.

 

Предание говорит о том, что Рогнеда не могла забыть обиды и однажды хотела убить Владимира. Он схватил меч, чтобы засечь гордую полочанку, но маленький Изяслав тоже стал с мечом в защиту матери. Этот маленький защитник так поразил Владимира, что князь построил около Минска новый город Изяслав (ныне – Заславль Минской обл.) И послал ее туда на жительство. От Изяслава и начинается род исторических полоцких князей, которые называются Изяславичами. Вместе с тем летописи часто называли полоцких князей Рогволодовыми внуками.

 

15. Ваенна-палітычная дзейнасць Брачыслава Ізяславіча і Усяслава Брачыславіча ў Полацкім княстве.

Наследник Изяслава Брячислав (1001–1044), пользуясь княжескими междоусобицами на Руси, проводил самостоятельную политику и пытался расширить свои владения. В 1021 со своей дружиной и отрядом скандинавских наемников он захватил и разграбил Великий Новгород, но затем потерпел поражение от владетеля Новгородской земли великого князя Ярослава Мудрого на р.Судоме; тем не менее, чтобы обеспечить лояльность Брячислава, Ярослав уступил ему Усвятскую и Витебскую волости.

Особого могущества Полоцкое княжество достигло при сыне Брячислава Всеславе (1044–1101), который развернул экспансию на север и северо-запад. Данниками его стали ливы и латгалы. В 1060-х он совершил несколько походов на Псков и Новгород Великий. В 1067 Всеслав разорил Новгород, однако не смог удержать Новгородскую землю. В том же году великий князь Изяслав Ярославич нанес своему усилившемуся вассалу ответный удар: он вторгся в Полоцкое княжество, захватил Минск, разбил дружину Всеслава на р. Немиге, хитростью взял его в плен вместе с двумя сыновьями и отправил в заточение в Киев; княжество вошло в состав обширных владений Изяслава. После свержения Изяслава восставшими киевлянами 14 сентября 1068 Всеслав вернул себе Полоцк и даже на короткое время занял киевский великокняжеский стол; в ходе ожесточенной борьбы с Изяславом и его сыновьями Мстиславом, Святополком и Ярополком в 1069–1072 ему удалось удержать за собой Полоцкое княжество. В 1078 он возобновил агрессию против соседних областей: захватил Смоленское княжество и разорил северную часть Черниговской земли. Однако уже зимой 1078–1079 великий князь Всеволод Ярославич осуществил карательную экспедицию в Полоцкое княжество и сжег Лукомль, Логожск, Друцк и предместье Полоцка; в 1084 черниговский князь Владимир Мономах взял Минск и подверг жестокому разгрому Полоцкую землю. Ресурсы Всеслава были исчерпаны, и он больше не пытался расширить пределы своих владений. Со смертью Всеслава в 1101 начинается упадок Полоцкого княжества.

 

16. Барацьба полацкіх князёў з кіеўскімі ў канцы 12 – пачатку 13 ст. і яе вынікі.

17. Утварэнне Тураўскага княства.

 

Вторым крупным раннефеодальным княжеством на территории Беларуси было Туровское, образовавшееся в 980г. Первый летописный князь – Тур. Во времена Рогволода Туровская волость принадлежала Полоцку. Владимир Киевский, победив Рогволода, приобщил Туров с его землями к Киеву как отдельную волость великокняжеского владения. Понятно, что местные туровские князья потеряли свою независимость. Туров имел обширные торговые связи с Киевом, Северным Причерноморьем, Ближним Востоком, Средней Азией, Прибалтикой и Валынью, был одним из важнейших культурно-ремесленных центров, где успешно развивались железообрабатывающее, ювелирное, костерезное, деревообрабатывающее, сапожное, гончарное ремесла.

Туров обратил на себя внимание киевских князей как бывшая волость Полаччины. Кроме того, Туров располагался на Припяти, которая являлась водным путем на Запад, Западное влияние чувствовалось в Турове благодаря таким рекам, как Западная Двина, Неман и Припять. Что касается Киевщины, то она имела чисто византийское направление культурного и духовного развития.

Анализируя западное влияние на развитие Туровского княжества, мы понимаем, почему киевские князья держали на туровском престоле заместителями своих старших сыновей. Так было и во времена Владимира. Заместителем здесь сидел Святаполк Владимирович, он должен был, согласно умыслу отца, проводить в жизнь в Турове южновизантийское влияние. Но Святополк, как свидетельствуют летописи, не оправдал ожиданий отца. Женившись на дочери польского короля Болеслава, католички по вероисповеданию, он сам стал подпадать под западное влияние. Вместе с ней в Туров приехал западный епископ Рэйнберг, который, сблизившись со Святополком, стал подстрекать его выступить против Владимира.

Опираясь на туровцев, которые хорошо помнили о независимости Туровской земле от Киева, а также надеясь на военную помощь своего тестя, короля польского Болеслава, Святополк задумал отделиться от Киевщины. Владимир, догадавшись о враждебных намерениях своего старшего сына, неожиданно напал на Святополка, схватил его, его жену и епископа Рэйнберга и всех бросил в темницу. После того как в 1015 г. умер Владимир, Святополк как старший в роду получил право занять киевский великокняжеский престол. Это не могло понравиться его братьям, которые начали с ним борьбу. Дело закончилось тем, что братья во главе с Ярославом победили Святополка. Он оставил Русь и погиб где-то на чужбине.

После княжения Святополка Окаянного (988 – 1015), как называли его летописцы, Туровское княжество было включено Ярославом Мудрым в состав Киевской Руси. В XII в. Туровская земля вместе с Киевом переходила то к суздальским, то к волынским князьям. Только во второй половине XII в. там установилась самостоятельная княжеская династия. В конце XII – начале XIII в. на территории Туровского княжества образовался ряд мелких феодальных, княжеств – Туровское, Пинское, Слуцкое, Клецком, Дубровицкае.

 

18. Узаемаадносіны Тураўскага і Кіеўскага княстваў.

Отношения Турова с Киевом. Киевский великий князь Владимир Святославич в конце X в. направил в наиболее крупные города восточных славян своих сыновей в качестве наместников.

Город Туров достался Святополку. Куда девался Тур, существовал ли он в действительности — остается неизвестным.

После смерти Владимира в 1015 г. Свя-тополк стал великим князем киевским. Одновременно он сохранил за собой Туровское княжество. Затем Туровское княжество досталось Изяславу — сыну киевского князя Ярослава Мудрого.

После смерти Ярослава в 1054 г. Изяслав сам стал великим киевским князем, но княжение в Турове он сохранил за собой. Таким образом, туровские князья в XI в. занимали великокняжеский престол в Киеве, что свидетельствует о тесных отношениях Турова с Киевом.

Туровский князь Юрий Ярославин.

В середине XII в. при поддержке жителей Турова князем стал внук Святополка Изяслави-ча Юрий Ярославич, правивший в 1157—1162 гг. Он не хотел быть в полной зависимости от Киева и перестал подчиняться ему. В ответ князь Изяслав Давидович, только занявший киевский престол, организовал в 1157 г. поход на Туров. Смоленские, галицкие и другие князья создали могучее войско. Они рассчитывали, что с ходу смогут овладеть городом. Однако Туров выстоял. Войска великого князя киевского приступили к продолжительной осаде. Она длилась 10 недель.

Оборона Турова в 1157 г. явилась важным событием в истории Туровской земли. Благодаря исключительной стойкости жителей города и воинскому мастерству князя Юрия Ярославича, удалось отстоять независимость Туровского княжества.

Следующий киевский князь также пытался подчинить своей власти Туров, но опять же безуспешно. Юрий Ярославич и его сыновья активно участвовали в междоусобных войнах, пытались расширить пределы своего княжества.

В начале 14 в. оно вошло в состав ВКЛ.

19. Беларускія землі ў Смаленскім, Чарнігаўскім, Кіеўскім і Уладзіміра-Валынскім княствах

 

Смоленское княжество. Было расположено в бассейне Верхнего Днепра(совр. Смоленская, юго-восток Тверской областей России и восток Могилевской области Беларуси).Граничило на западе с Полоцким, на юге с Черниговским, на востоке с Ростово-Суздальским княжеством, а на севере с Псковско-Новгородской землей. Его населяло славянское племя кривичей.

Смоленское княжество обладало чрезвычайно выгодным географическим положением. На его территории сходились верховья Волги, Днепра и Западной Двины, и оно лежало на пересечении двух важнейших торговых путей – из Киева в Полоцк и Прибалтику (по Днепру, затем волоком до р.Каспля, притока Западной Двины) и в Новгород и Верхнее Поволжье (через Ржев и озеро Селигер). Здесь рано возникли города, ставшие важными торгово-ремесленными центрами (Вязьма, Орша).

В 882 киевский князь Олег подчинил смоленских кривичей и посадил в их земле, ставшей его владением, своих наместников. В конце 10 в. Владимир Святой выделил ее в удел своему сыну Станиславу, но спустя некоторое время она вернулась в состав великокняжеского домена. В 1054 по завещанию Ярослава Мудрого Смоленщина перешла к его сыну Вячеславу. В 1057 великий киевский князь Изяслав Ярославич передал ее своему брату Игорю, а после его смерти в 1060 разделил двумя другими своими братьями Святославом и Всеволодом. В 1078 по соглашению Изяслава и Всеволода Смоленская земля была отдана сыну Всеволода Владимиру Мономаху; вскоре Владимир перешел на княжение в Чернигов, и Смоленщина оказалась в руках Всеволода. После его смерти в 1093 Владимир Мономах посадил в Смоленске своего старшего сына Мстислава, а в 1095 – другого своего сына Изяслава. Хотя в 1095 Смоленская земля на недолгое время оказалась в руках Ольговичей (Давыд Ольгович), Любечский съезд 1097 признал ее вотчиной Мономашичей, и в ней правили сыновья Владимира Мономаха Ярополк, Святослав, Глеб и Вячеслав.

В 1210–1220-е политическое и экономическое значение Смоленского княжества возросло еще больше. Смоленские купцы стали важными партнерами Ганзы, как показывает их торговый договор 1229 (Смоленская торговая Правда). Продолжая борьбу за новгородские (в 1218–1221 в Новгороде княжили сыновья Мстислава Старого Святослав и Всеволод) и киевские земли (в 1213–1223 с перерывом в 1219 в Киеве сидел Мстислав Старый, а в 1119, 1123–1235 и 1236–1238 – Владимир Рюрикович), Ростиславичи усилили также свой



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.111.1 (0.07 с.)