Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные правовые концепции в России XVII-конец XIX ввСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особенностью политико-правовых учений XVII в. было усиление интереса к проблеме перехода от идеи неограниченной монархии к идее сословно – представительной монархии. Смутное время, обогатив Россию политическим опытом, укрепило признание необходимости сильной власти в стране и усилило роль дворянства и посада в решении важнейших политических вопросов, в управлении государством. Наиболее полное выражение политические идеи эпохи получили во “Временнике” Ивана Тимофеева (ум. в 1631 г.), где сформулированы уроки Смутного времени. Наиболее законным вариантом происхождения власти Тимофееву представляется наследственное воприемство престола. К законным правителям автор относит наследственных царей, а также царей, избранных установленным порядком; к незаконным – “захватчиков” и “самовенечников”, которые сами “наскочили на трон”. Все законы делились автором на божественные, естественные и уставные (позитивные). Важное место в развитии политико-правовой мысли этого периода заняли произведения царя Алексея Михайловича, патриарха Никона и протопопа Аввакума. Во второй половине XVII в. в государственном строительстве получили преобладание абсолютистские тенденции, т.к. шел сложный процесс накопления нового опыта и знаний, на базе которых складывались учения, прогнозирующие, а затем и утверждающие абсолютизм как форму организации верховной власти в государстве. Они выразились в политических учениях о «просвещенной» монархии, способной, по их мнению, наилучшим образом обеспечить «общее благо» для всех подданных (Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич). Политические и правовые учения XVIII в. С конца XVII в. развитие политико-правовых взглядов в России было связано с формированием доктрины меркантилизма – правовой защиты российского купечества и предпринимательства (А.Л.Ордин – Нащокин, И.Т.Посошков), реформаторской идеологии (Ф.Прокопович, В.Н.Татищев), идеологического обоснования абсолютизма. В годы петровских реформ сложилась новая по форме и содержанию официальная идеология русского самодержавия. Официальная доктрина абсолютизма включала как теологическое обоснование власти, так и ссылку на общее благо как цели государственной политики. Феофан Прокопович (1681 - 1736) изображал естественное состояние людей как «черное да беззаконное море». Для выхода из такого состояния люди образуют «гражданский союз», устанавливают верховную власть, заключают договор с государством. В основе учения лежит представление о взаимодействии «двух земных пособий»: природы и науки – двух свыше даруемых – знание веры и убеждение в божественности Священного Писания. Прокопович призывал в политике сочетать доводы естественного разума, законы народные, примеры истории и слово божее. («Царь стоит над законом, и это полезно народу»). С идеологическим обоснованием правового положения дворянства выступил государственный деятель, историк Василий Никитич Татищев (1686 – 1750), автор труда «История российская». Теоретической основой взглядов В.Н.Татищева являются концепции естественного права и договорного происхождения государства. («Естественное состояние – это состояние воли, «с разумом и рассуждением употребляемая». Для пользы человека на него следует наложить «узду неволи». Первая узда – по природе (власть родителей). Вторая узда – по договору (господин и слуга). Третья узда – по принуждению (рабство или невольничество)). Автор убеждал, что в России невозможна ни демократия, ни аристократия. Лучшая форма правления – монархия. Иван Тихонович Посошков (1652 – 1726) в «Книге о скудости и богатстве» изложил программу абсолютизма с точки зрения купечества. Он – сторонник теологического обоснования царской власти, ее суверенитета, тождественного божественной власти. Сословия появились в результате разделения труда. («Царство воинством расширяется, а купечеством украшается»). И.Т.Посошков предлагал устроить равноправный для всех сословий суд, выражал недовольство состоянием русского законодательства и предлагал издать новую «судебную книгу». В политико-правовой мысли второй половины XVIII в. можно выделить три направления: официально-охранительное, либеральное и просветительское. Идеологом официально-охранительного была императрица Екатерина II, которая в своем политическом сочинении «Наказ, данный комиссии о сочинении проекта нового уложения», сформулировала идеи «просвещенного абсолютизма». В «Наказе» содержались положения о равенстве граждан, о свободе, об ограничении государственной власти, о безопасности граждан, о власти законов. Целью государства императрица объявила «общественное благо», которое должно быть обеспечено мирным правлением монарха. («Цель правления – слава граждан, государства и государя»). В доктрине императрицы просматривается влияние макиавеллизма: («Во всем должно иметь и лисий хвост, и волчий рот»). Заметное выражение в рассматриваемый период получили аристократические претензии старого родового дворянства (М.М.Щербатов (1733-1790), которые считали, что крепостное право являлось формулой справедливых и взаимных решений споров между помещиками и крестьянами, т.к. делило общество на четко зафиксированные сословия. В работе «Размышления о законодательстве вообще» Щербатов обосновал необходимость формирования самостоятельной законодательной власти, определения полномочий и пределов компетенции чиновников, высоких требований к законодателям и качеству принимаемых законов. Дворянско -либеральное направление (Н.И.Панин, А.П.Сумароков) начинает оформляться в этот период в виде создания проектов дворянской конституции. Н.И.Панин предлагал основать Верховный сенат, часть несменяемых членов которого назначалась бы «от короны», а большинство состояло бы из избранных дворянством из своего сословия лиц. Сенат должен был принимать законы, которые нуждались бы в утверждении мператором. Просветительское направление (Я.Козельский, С.Десницкий, Д.Фонвизин, Н.Новиков, А.Радищев) стало самым значительным явлением политической мысли того времени. Представители данного направления ставили вопрос о реализации хотя бы части идей Просвещения в России. Просветительство, с его антикрепостнической направленностью и критикой абсолютистского строя и сословных привилегий, впервые остро поставило вопрос о необходимости реформирования существующего строя. Первый русский профессор – юрист Семен Ефимович Десницкий (1740-1789) предложил теорию о возникновении государства на основе анализа таких институтов, как семья и собственность. Александр Николаевич Радищев (1749-1802) исходил из концепции естественного состояния при создании теории о происхождении государства и права. Автор проанализировал такие категории, как собственность, сущность права и закона. Радищев критиковал просвещенный абсолютизм и разработал свой идеал общественного устройства – республика с политическим режимом народовластия в результате подготовленного народного восстания. Им разработан проект постепенного освобождения крестьянства от крепостной зависимости и проведения политических реформ. Русская политико-правовая мысль первой половины XIX в. Стремление к конституционному ограничению самодержавия и создание реформаторских проектов передовой частью русского общества было продолжено в XIX в. Принципы консервативной политико-правовой идеологии были заложены в сочинениях Николая Михайловича Карамзина (1766 - 1826), который считал, что «самодержавие – есть Палладиум России» и был противником разделения властей. Идеалом Карамзина был сильный монарх, опирающийся в своей деятельности на законы и принимающий меры к нравственному воспитанию и политическому просвещению народов своей страны. Теоретической основой охранительной идеологии стала доктрина официальной народности, сформулированная министром просвещения С.С.Уваровым. Среди сторонников западноевропейского пути для России (сочетание законности с формальным ограничением самодержавия через посредство представительных учреждений) можно назвать: А.А.Безбородко, А.Р.Воронцова, Г.Р.Державина, П.А.Зубова, Н.С.Мордвинова. Либерально – конституционные проекты были изложены в программных документах декабристов («Конституция» Н.М.Муравьева, «Русская правда» П.И.Пестеля, манифест, выработанный накануне восстания 14 декабря 1825 г.), которые включали в себя требования ликвидации крепостного права, сословных привилегий, становления представительного правления, гарантий гражданских прав и свобод. В подготовке и осуществлении многих преобразований первой половины XIX в. видную роль сыграл Михаил Михайлович Сперанский (1772 – 1839). Идеалом для него являлась конституционная монархия, принцип разделения властей. В своем «Введении к Уложению государственных законов» он сформулировал идею народного представительства (Государственный Совет, Дума, Сенат) в сочетании с принципом выборного начала и местного самоуправления на основе имущественного ценза. Обосновывая необходимость создания правового государства, Сперанский определял право как фундаментальную и универсальную социальную ценность и обязательное условие человеческой свободы. В анализе проблемы нереволюционного изменения существующего государственного строя, в противопоставлении России и Европы большую роль сыграли «Философические письма» П.Я.Чаадаева (1794 – 1856). На рубеже 30-40-х гг. XIX в. сложились два течения общественной и политической мысли – западники и славянофилы. В основе их разногласий лежал спор о принципах взаимоотношения власти и народа, о выборе пути дальнейшего развития страны – европейского или русского. Их объединяла критика крепостничества, отстаивание гражданских свобод. В первой половине XIX в. шло становление юридической науки в России, начало которому положил перевод по указанию Петра I работы С.Пуфендорфа «Об обязанностях гражданина и человека». Родоначальником философии права в России стал Константин Алексеевич Неволин (1806-1855), доктор законоведения, профессор и ректор Киевского университета. В «Энциклопедии законоведения» и «Истории российских гражданских законов» он изложил подходы к пониманию права и развитие русского законодательства с XII до начала XIX вв. Вторая половина XIX в. в России – это эпоха великих реформ, которые дли толчок к глубоким преобразованиям во всех сферах жизни общества, придали стимул возникновению новых идейно-политических течений и философско-правовых построений. Основными направлениями общественно-политической мысли этого периода были реформизм, радикализм, либерализм и консерватизм. Реформистское направление было представлено такими именами, как Николай Александрович Серно-Соловьевич (1834 – 1866), Алексей Михайлович Унковский (1828 – 1894), митрополит Московский и Коломенский Филарет (Василий Дроздов) (1782 – 1867). Все они принимали деятельное участие в подготовке проектов реформ, являясь выразителями радикального крыла реформаторов. Филарет являлся выразителем взглядов православной иерархии на государство и право. Его православная государственная теория – «теория священного царства» основана на безусловной богоустановленности монархической государственности. Признание канонов не только практически действующим источником права, но и более важным, чем гражданские законы, вот его основной принцип. Суды Филарет считал самым важным после самодержавной власти учреждением, обеспечивающим порядок и «обретение общего блага». Радикальное направление было представлено несколькими течениями: утопический социализм (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский); коллективистский анархизм (М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин); революционное народничество (П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев). Крупнейшими исследователями государства и права этого периода были: Петр Георгиевич Редкин, разрабатывавший проблемы преступления и наказания; Федор Михайлович Дмитриев – историк русских судебных учреждений; Иван Ефимович Андреевский – специалист в области полицейского (административного) права, доказывавший, что сохранение неограниченной монархии объясняется историческим развитием страны, в которой идея самодержавия является народной идеей, нравственно необходимой для него; Александр Федорович Кистяковский, опубликовавший исследования в сфере уголовного права в тесной связи с его историей, считавший, что не закон дает силу праву, а право дает силу закону, что юридическая наука не может сводиться к систематическому изложению действующих законов; Василий Иванович Сергеевич, собравший и обработавший значительное количество древних источников права, сторонник наследственной монархии; Иван Яковлевич Фойницкий – известный русский криминолог, изучавший уголовное право, уголовное судоустройство и судопроизводство и считавший, что для борьбы с преступностью необходимо развитие народного благосостояния с помощью «общественной культуры», противник смертной казни, инициатор созыва Международного союза криминалистов. Либеральное направление в политико – правовой мысли России второй половины XIX в. представлено такими именами, как Борис Николаевич Чичерин (1828 – 1904), Сергей Андреевич Муромцев (1850-1910), Николай Михайлович Коркунов (1853 – 1904), Максим Максимович Ковалевский (1851 –1916). В становлении государственной школы в русской юриспруденции важную роль сыграл Александр Дмитриевич Градовский (1841 – 1889). Проведя сравнительный анализ государственного права России и европейских стран, он пришел к выводу о необходимости изучения механизма управлений государством, выделяя государственную регламентацию, самоуправление, частные союзы. Крупнейшим представителем данной школы был юрист, социолог, историк и общественный деятель Борис Николаевич Чичерин (1828-1904). Будучи последовательным государственником, Чичерин определял государство, как “союз народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемого верховной властью для общего блага”. Частное благо – цель не государства, а гражданского общества. Государство обеспечивает безопасность и осуществление нравственного порядка, определяет и защищает права и свободы. Область естественного права, по Чичерину, в отличие от права положительного, -это область требований правды, справедливости, “вытекающих из человеческого разума и долженствующих служить мерилом и руководством для положительного законодательства”. Государственность трактовалась Чичериным как главный фактор не только правовых, но и общественных перемен. Суть либерализма, по Чичерину, состоит в представлении о человеке как о существе свободном, которое в таком качестве вступает в общество. К школе государственников следует отнести также таких авторов, как С.М.Соловьев, К.Д.Кавелин. Сергею Андреевичу Муромцеву (1850-1910) принадлежит заслуга в деле обоснования социологического подхода к изучению права, в истолковании права как действующего правопорядка и в оправдании свободы судейского правотворчества, способного содействовать эволюции России в сторону более либерального режима властвования. Вместо совокупности юридических норм Муромцев под правом понимал совокупность юридических отношений (правовой порядок). Нормы представляются как атрибут порядка. Он проводил резкую грань между судом и законом.(«Закон творит, суд осуществляет свою волю законодателя»). Социально-психологический подход к истолкованию права и государственной власти применил Николай Михайлович Коркунов (1853-1904). Общество, по Коркунову, есть объективный общественный порядок («психическое единение людей»). Содержание общественной жизни – многообразие различных сталкивающихся интересов в политической, экономической и религиозной областях. Право есть «разграничение интересов» и вместе с тем инструмент обеспечения определенного порядка в процессе возникновения и урегулирования конфликта интересов. Основа права – в индивидуальном сознании, в котором различаются субъективный и социально-психологический аспекты. В своем внешнем проявлении право действует и воспроизводит объективно (вне индивидуального и иного произвола). Максим Максимович Ковалевский (1851 – 1916) продолжил и развил сравнительно-правовые исследования, сочетая изучение права с анализом его взаимосвязей с учреждениями государственной власти. Уточнение Ковалевским сравнительного метода в правоведении сводилось к выделению особой группы сходных обычаев и учреждений у разных народов на сходных ступенях. Понимание природы государства и права немыслимо, по мнению Ковалевского, без выявления и учета его исторических корней. Новизна метода Ковалевского состояла в показе более тесной связи и зависимости политической мысли от течения общественной политической жизни. В консервативной политико – правовой мысли принято выделять консервативный политический романтизм и консервативную политическую утопию. Для первого было характерно стремление культурно-социальный идеал воплотить в реальную жизнь, для второго -активная борьба с конкурирующими утопиями – либерально, радикальной, социалистической. Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1885) развивал теорию культурно-исторических типов человеческой цивилизации. Он считал, что никакие особые гарантии политических и гражданских прав невозможны, кроме тех, которые верховная власть захочет предоставить своему народу. Данилевский высмеивал идею «социального русского парламента», но, в отличие от других неославянофилов, высоко оценивал значение свободы слова, считая ее не привилегией, а естественным правом. Константин Николаевич Леонтьев (1831 – 1891), отвергая либеральный эгалитаризм, сближая и часто отождествляя его с анархизмом, природу русской государственности выводил из византийского и, отчасти, европейского наследия, считая, что в созданном великом государстве почти нет своей государственности. Русское право, по его мнению, также есть право европейское. Константин Петрович Победоносцев (1827-1907), автор трехтомного «Курса гражданского права», являлся противником парламентаризма и народоправия, считал, что становление политических прав и свобод в России по европейским стандартам приведет ее к анархии и тогда только диктатура восстановит традиционные и необходимые идейную волю и власть. Совесть как внутреннее осознание бессознательно ощущаемой индивидом истины своего существования, согласно Победоносцеву, лежит в основе русского правового мировоззрения. В начале XX в. в условиях обострения социальной ситуации, попыток перехода к конституционализму, нового подъема религиозно-нравственных исканий правовая и политическая мысль в России получила новое продолжение. Значительный вклад в ее развитие внесли С.А. Котляревский, Н.Н. Алексеев, Г.Ф.Шершеневич, П.И.Новгородцев, Е.Н.Трубецкой, Б.А. Кистяковский, Н.С.Таганцев, М.Я.Острогорский, Н.И.Лазаревский. В изучении права Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) выделял четыре направления: государственно-повелительное, социологическое, психологическое, нормативное. Методологической основой его исследования явилось комплексное применение собственно юридического метода с идеями психологической и социологической школ. Оригинальную психологическую теорию права выдвинул профессор Петербургского университета Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931), который исходил из тезиса, что право находится не в социальной сфере, а в психике человека, в его голове. Источником права выступают эмоции, т.к. именно они заставляют людей совершать поступки. Петражицкий различал два вида эмоций: моральные и правовые. В правовых эмоциях чувство долга сопровождается представлением о полномочиях других лиц, «наше право есть не что иное, как долг другого лица». Моральные связаны с осознанием человеком обязанностей долга. Нормы морали – это внутренние императивы. Возникающие правовые нормы носят атрибутивно (представительно) – императивный (обязывающий) характер. Несмотря на традиционное влияние на Россию опыта и идей Запада, российская политико-правовая мысль на протяжении всех рассмотренных периодов сохраняла самобытность и отражала черты российской правовой культуры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 891; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.107.246 (0.01 с.) |