Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные признаки государства↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Признаки государства: 1) наличие определенной территории, границ, на которой действует его юрисдикция; 2) населения, на ней проживающего; 3) политическая организации (власти). Право осуществления государственной власти принадлежит определенному кругу лиц через органы государственной власти (аппарат государства для управления и подавления). Это система органов и организаций, с помощью которых осуществляется управление обществом (армия, милиция, суды, прокуратура и т. д.). Орган государственной власти представляет собой звено государственного аппарата, участвующего в осуществлении конкретных государственных функций и наделенного соответствующими полномочиями; 4) суверенитет – полная независимость государства от других государств в его внутренней деятельности (внутренний суверенитет) и внешних отношениях (внешний суверенитет); 5) право осуществлять определенные действия в принудительном порядке (например, сбор налогов, пошлин и т. д. с физических и юридических лиц). Данное право составляет материальную основу государства; 6) наличие правовой системы и права осуществлять правотворчество. Государство и политическая система общества Политическая система общества - это совокупность всех элементов и институтов общества, осуществляющих политическую власть. 2. Структура политической системы общества. Структура политической системы общества: - Государство. - Политические партии и движения. - Политическое сознание имеющие место в государстве (совокупность идеологии, пропаганды, политической психологии и конечных представлений граждан, о политических процессах, происходящих в государстве). - Моральные, социально-экономические и правовые нормы регулирующие политическую сферу общества. - Политические отношения. - Политическая практика. 3. Роль государства в политической системе общества. Государство является базисным элементом политической системы общества. Отражается это в следующих фактах: - Государство обладает особы аппаратом и набором специальных средств осуществления властных полномочий. - Только государство уполномочено на осуществление правотворческой деятельности. - Государство является носителем суверенитета. - Исключительное право государства на осуществление определенных действий (формирование бюджета, печатание денег, использования военной силы). Функции права Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни. Существует несколько видов функций: 1) общесоциальные; 2) специально-юридические. Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни: 1) политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти; 2) экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений; 3) культурно-историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей; 4) функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.; 5) воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования. Специально-юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений: 1) регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене; 2) регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования; 3) регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права; 4) охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав: 5) компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб; 6) восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения; 7) ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения; 8) карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения. Сферы действия права и морали не совпадают лишь частично, т. е. значительная совокупность общественных отношений и является предметом регулирования и права, и морали. Моральные требования дают больший простор для толкования и применения, при этом право и мораль рассматриваются по времени введения в действие и их историческим судьбам. Современное понимание права Право, как и государство, принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений. В повседневной жизни люди чаще всего понимают под правом многообразные общеобязательные правила поведения, установленные, санкционированные и обеспечиваемые государством в виде закона, указа, постановления и т.д. В принципе это верно. Так же, как и мораль (нравственность), обычаи, традиции, право есть "накопитель" социальных норм, призванных регулировать (охранять, поддерживать, вытеснять и т.д.) те или иные виды общественных отношений. Вместе с тем, по сравнению с иными нормативными системами - источниками социального регулирования, право имеет ряд отличительных признаков, которые позволяют рассматривать его в качестве особого специфичного социального института. Какие это признаки? 1. Право - своеобразное проявление человеческого сознания и воли. Воля, содержащаяся в праве, есть сложное, подчас причудливое выражение как общих, типических интересов и потребностей людей, так и индивидуальных устремлений и желаний тех или иных лиц. При этом воля, содержащаяся в праве, всегда имеет "государственный" характер, отражаясь тем или иным способом в деятельности такого самого по себе сложнейшего института, как государство. Поэтому вокруг интерпретации волевой обусловленности идут острые научные, идеологические, политические споры. Чьи интересы отражены в праве? Чья воля находит закрепление в юридических нормах? Божественного провидения - говорят теологи. Всех людей, имеющих общие представления о справедливости - считали деятели эпохи Просвещения. Экономически господствующего класса кому принадлежит политическая власть в государстве - утверждают марксисты. И этими точками зрения данная извечная для общего дискуссия далеко не исчерпывается. 2. Право имеет нормативный характер - оно состоит из общих правил поведения (норм), в которых юридически закрепляются права и обязанности субъектов общественных отношений. Нормативность права, в отличие от других социальных норм, носит особый характер, находящий своё выражение в следующем. Во-первых, право представляет собой единственную систему норм, обязательных для всех членов общества. Другие нормы обязательны для отдельных социальных групп или не являются обязательными для всех. Во-вторых, если исполнение норм права и защита прав обеспечиваются и защищаются государством, то все иные социальные нормы поддерживаются государством при условии, если они соответствуют его законам или иным нормам права. В-третьих, если нормы права устанавливаются или санкционируются государством, все другие социальные нормы возникают либо в форме стабильных убеждений людей, общественного мнения (нравственные и религиозные нормы, обычаи), либо устанавливаются общественными организация- В-четвертых, нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в законах, иногда в судебных решениях и т.д. Формальная определенность права - важная его характеристика, которая позволяет достичь обозримости и доступности сведений о праве всем его субъектам. 3. Право есть мера, масштаб свободы и поведения человека. В указанном аспекте право отражает: 1) меру полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, возможностей для её инициативного поведения; 2) меру допустимых ограничений свобод человека. В силу указанных признаков право выступает государственным регулятором общественных отношений, обеспечивая свободное развитие личности, организованность и порядок в обществе. Итак, право - это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом, признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.48.18 (0.01 с.) |