ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индепенденты (независимые), левеллеры (уравнители), диггеры (копатели)



Индепенденты (независимые) – религиозно-политическая группировка пуритан, выражавшая интересы радикальных буржуазных кругов и нового дворянства. Выделились в конце XVI в. как левое крыло пуритан (правовое крыло – пресвитериане[5]). Идеологом индепендентов был поэт и политический деятель Дж. Мильтон(1608-1674 гг.), обосновывавший в своих трактатах «О власти королей и должностных лиц» и «Защита английского народа» естественно-правовую теорию и адаптировавший ее к политическим и религиозным условиям Англии тех лет. Дж. Мильтон полагал, что республика с цензовым избирательным правом предпочтительней других политических форм. В ней наиболее полно проявляется свобода мысли, слова, совести, а также возможность влиять на институты государства. Но политические требования сводились к установлению конституционной монархии. Индепенденты выступали за полную автономию каждой общины верующих, веротерпимость, отрицали церковную иерархию, вмешательство государства в религиозную жизнь.

Видным представителем индепендентов был Ольджернон Сидней (1622–1683 гг.). В сочинении, озаглавленном «Рассуждение о правительстве», О. Сидней выступает против попыток обосновать королевский абсолютизм. Исходя из естественно-правового учения, он отстаивает принцип народного суверенитета и заявляет, что единственным правомерным основанием власти является свободное соглашение людей ради целей самосохранения. Из договорной теории происхождения государства О. Сидней делает выводы в пользу демократических принципов. Он заявляет, что люди, устанавливая государственную власть, ограничивают свою свободу лишь постольку, поскольку это нужно для общей пользы, и что они сохраняют за собой право устанавливать и свергать правительство. Если король нарушает естественные законы, О. Сидней считает вполне оправданной революцию – всеобщее восстание народа против монарха.

Однако наилучшим государственным строем он считает не демократию, а аристократию или смешанное правление, под которым он понимал конституционную монархию.

В ходе революции индепенденты во главе с О. Кромвелем добились большинства в парламенте, развернули борьбу против роялистов. После реставрации монархии в 1660 г. индепенденты сошли с политической арены.

Левеллеры (уравнители)радикально-демократическая группировка периода буржуазной революции.После победы над королем (1646 г.) в рядах индепендентов произошел раскол, из нее выделилась группа, представлявшая в основном интересы мелкой буржуазии и требовавшая уравнения людей в политических правах, но не в имущественных. «Уравнителями» их прозвали политические враги, желавшие этим самым опочить их в глазах имущих классов. В своих воззрениях левеллеры опирались на доктрину естественного права и общественного договора. Будучи противниками монархии и традиционного парламента, левеллеры выступили с манифестом «Народное соглашение», который представили в парламент в 1647 г. По существу это был проект буржуазно-демократического, республиканского устройства страны. В манифесте выдвигались требования введения однопалатного парламента, созываемого каждые два года на основе всеобщего избирательного право для мужчин, принятия письменной демократической конституции, закрепления прирожденных прав англичан избирать судей и других должностных лиц. Левеллеры отождествляли прирожденные права англичан с естественным правом: свобода слова, совести, печати, торговли, равенство всех перед законом и судом. Взгляды партии были в 1647 г. изложены ее лидером Джоном Лилберном (ок. 1614-1657) в памфлете «Дело армии, достоверно изложенное» и в трактате «Основы свободы». В вопросах уголовного права Дж. Лильберн выдвигал принцип, что нет преступления и не должно быть наказания без соответствующего уголовного закона. Он выступил в защиту формального равенства всех перед законом: «Все граждане равны перед законом и одинаково подлежат ответственности перед ним». Мыслитель защищал также буржуазную организацию суда. Уголовное правосудие согласно выдвинутой им программе должны осуществлять двенадцать присяжных, избранных народом.

В 1649 г. после провозглашения Англии республикой вожди левеллеров во главе с Лилберном, были брошены в тюрьму, партия была разгромлена.

Диггеры (копатели) - представители радикального крыла революционной демократии в период английской революции. Выделились из среды левеллеров, называли себя истинными левеллерами. Это движение возникло весной 1649 г. как отражение надежд крестьян на возможность переустройства жизни на основах справедливости. Их основные идеи и требования нашли отражение в произведениях Джерарду Уинстэнли (1607-1652? гг.): в составленной им «Декларации бедного угнетенного народа Англии» и памфлете «Закон свободы». В памфлете «Закон свободы» Дж. Уинстэнли предлагает отменить частную собственность, торговлю, денежную систему, должно быть уничтожено имущественное неравенство, которое, как он указывает, имеет своим источником присвоение продуктов чужого труда. В новом обществе все обязаны будут трудиться, все будут получать из общественных складов поровну все необходимые для них предметы потребления. Таким образом, Дж. Уинстэнли придерживался идеала прямой уравнительности.

Движение диггеров выражало интересы городской и деревенской бедноты, особенно безземельного и малоземельного крестьянства. Они выступали за ликвидацию частной собственности на землю и передачу земли крестьянам в безвозмездное пользование. Но этого они стремились достичь исключительно мирным путем, путем убеждения. Оптимальной формой правления диггеры считали республику, образуемую в результате выборов, но с ограничением избирательных прав для власть имущих и женщин. Власти сурово преследовали диггеров (штрафовали, арестовывали, разрушали постройки, уничтожали посевы и инвентарь). К 1650 г. движение диггеров правительством О. Кромвеля было подавлено.

Политическое и правовое учение Дж. Локка

Джон Локк (1632-1704 гг.) родился в семье судейского чиновника (отец был клерком у мирового судьи и принимал участие в гражданской войне на стороне парламента). В семье придерживались англиканства, однако склонялись к пуританским (индепендентским) взглядам. Локк учился в Оксфордском университете, изучал медицину, естествознание, философию, латынь, греческий, классическую литературу. После окончания обучения, преподавал там же. С 1667 г. был домашним врачом и воспитателем сына лидера вигов лорда Эшли, и его советником. Из-за своих политических убеждений вынужден был в 1683 г. эмигрировать в Голландию. Вернулся на родину только в 1689 г. после свержения короля Якова П. Последний период жизни посвятил научной работе.

Основные произведения: «Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о государственном правлении» и др.

Государство.

Происхождение государства. Как и другие теоретики естественно-правовой школы. Локк исходит из представления о «естественном состоянии», при котором «всякая власть и всякое право являлись взаимными, никто не имел больше другого», т.е. состоянии, в котором господствовали свобода и равенство – естественные права человека. К естественным правам относилась и собственность (право на собственную личность, на свои действия, на свой труд и его результаты). Однако в естественном состоянии отсутствовали органы, которые могли бы беспристрастно разрешать споры, возникающие между людьми (они все-таки возникали). Поэтому в целях обеспечения естественных прав, защиты личности и собственности люди заключили договор об образовании государства, отказавшись в его пользу от некоторых прав. Но государство не может отнять у человека основные права: право на жизнь, владение имуществом, свободу и равенство, сохраняется также право народа на восстание против деспотической власти. Государство обязано их охранять, поскольку естественные права возникли раньше, чем возникло государство. Эти неотчуждаемые права – границы власти и действия государства. Теория Дж. Локка об общественном договоре исходила из принципа, что созданное таким образом государство должно опираться на явное или хотя бы молчаливое согласие людей.

Государство – это совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. Цель государства – общее благо.

Формы государства: демократия, олигархия, монархия (наследственная или выборная). Абсолютная монархия отсутствует, как противоречащая сути общественного договора ставящая короля выше закона. Смена форм, по Локку, - нормальное явление. Но идеальных форм не существует. Каждая из них не застрахована от вырождения в тиранию – политический строй, где имеет место «осуществление власти помимо права». Какую форму Локк считал наилучшей непонятно: однажды он назвал демократию совершенной формой, но не возражал и против конституционной монархии.

Учение о разделении власти.Дж. Локк разделяет государственную власть на три ветви: законодательную, исполнительную и федеративную.

Законодательная власть – основная (верховная), которая непосредственно вытекает из общественного договора.

Исполнительная власть - реализует на практике решения законодательной власти и осуществляет контроль за их исполнением. Суд – часть исполнительной власти.

Федеративная власть – регулирует отношения с другими государствами. Это, по сути, не что иное, как исполнительная власть в области внешних сношений.

Право.Высшая власть в государстве принадлежит закону, которому подчиняется власть исполнительная, но народ выше закона, поэтому «народ вправе отменить или изменить законы, если найдет, что они противоречат их делу». Следуя идеи естественного права, Локк советует правительству не изобретать законы, а находить их. Именно закон предшествует государству, а не наоборот. Признаки закона: стабильность и долговременность действия, равный для всех (для богатых и бедных), закон создается для блага людей, а не для их подавления.

Дж. Локк считается родоначальником идеи прав человека, ярко проявившейся в Декларации независимости США 1776 г. и Декларации прав человека и гражданина времен Великой Французской революции (1789). Дж. Локк считается и основоположником политического либерализма.

3.Немецкая школа естественного праваXVII–XVIIIвв.:

Существенные отличия социально-политических условий в Германии от обстановки в Нидерландах и Англии предопределили не менее существенные отличия в толковании и оценке учения о естественном праве, выводах из него у немецких мыслителей.

Усиление феодальной эксплуатации, политической и идеологической реакции, установление княжеского абсолютизма, окончательно утвердившегося в результате Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.) и приведшего к возникновению в некоторых землях Священной Римской империи германской нации полицейского государства, существенно задержали не только социально-экономическое, но и идейное развитие страны. Идеология, получившая теоретическое обоснование в естественно-правовых учениях Голландии и Англии, приобретает в Германии весьма умеренное и во многом не самостоятельное истолкование. Немецким мыслителям были присущи лишь идеи разрыва с религиозным мировоззрением, противопоставления последнему разумного начала. В государственно-правовой науке эта тенденция нашла выражение в учениях С.Пуфендорфа, X. Томазия и X. Вольфа.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.005 с.)