Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Европейская и американская правовая мысль XX вСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие политико-правовой мысли в ХХ в. проходило под влиянием таких факторов, которых человечество никогда в своей истории не знало как по масштабу, так и по характеру их последствий. К ним можно отнести две мировые войны, серию социальных революций почти на всех континентах, научно-техническую революцию и др. Вполне понятно, что в такой обстановке вопросы собственно правового характера приобрели особую значимость, что потребовало повышения роли профессиональных юристов. Все это нашло свое отражение в целом ряде новых учений и концепций права и государства. Австрийский философ права Ганс Кельзен (1881—1973 гг.) выдвинул «чистую теорию права». Уже само название проводит линию разграничения от других смежных дисциплин, в той или иной мере занимающихся проблемами права. Он считает, что целью чистой теории права выступает обеспечение юриста — правоведа и практика — пониманием и описанием (по возможности точным) позитивного права их страны. Такая теория выводит свои понятия исключительно из содержания позитивных законодательных норм (а не правил) и по ней любая правовая система представляет собой совокупность норм, согласованных между собой и образующих строгую иерархию. На вершине «пирамиды» находятся нормы конституции, за ними — общие нормы, установленные в законодательном порядке или обычаем, в основании — так называемые индивидуальные нормы, создаваемые административными и судебными органами при решении конкретных дел. может существовать без власти, поэтому право и определяется как «специфический порядок власти, или организация власти». Поэтому, как свидетельствуют некоторые исследователи творчества Кельзена, одним из своих достижений он считал теоретический вывод о тождестве государства и права. Однако это тождество является не полным, а частичным. И суть его выражается в уже сформулированной идее, согласно которой государство есть правопорядок 57. Кельзен выступает против естественного права, считая при этом, что происходит смешение существенных различий между научно общепринятыми законами природы и правилами этики и юриспруденции. Определяя государство как централизованную организацию принуждения, он делает вывод о появлении права ранее государства 58. Теоретик солидаризма Леон Дюги (1859—1928 гг.) исходил из того, что люди в обществе объединены на основе принципов взаимопомощи, находятся во взаимной зависимости и потому связаны отношениями солидарности. Каждая социальная группа, каждый социальный институт выполняет свою миссию, несет за нее ответственность и обязан содействовать гармоническому развитию общества. Право должно отвечать основной форме солидарности, обеспечивать ее существование, развитие и укрепление. Поэтому право стоит выше государства, ибо оно в лице законодателя лишь фиксирует и охраняет то, что создано обществом. Широкое распространение в мире получили политико-правовые взгляды Фридриха Августа фон Хайека (1899—1992 гг.) — австрийского ученого, работавшего впоследствии в Англии и США. По его мнению, основой государства является рыночная экономика, в которой действуют отдельные люди, часто с противоположными интересами. Государство не имеет права вмешиваться в рыночные отношения, так как это ограничит свободу индивидов, что недопустимо. Самой важной гарантией свободы выступает частная собственность, причем не только для собственников, но и для тех, кто ее не имеет. Функционирование рыночного механизма невозможно без системы законов, и с этим связана высокая роль государства, которое участвует путем регулирования процессов с помощью права. Правовой порядок является высшей целью государства. Различия между господством права и деспотическим правлением состоит в том, что первое создает условия для использования ресурсов, а второе ими распоряжается и непосредственно их использует. В. Парето определяет элиту как совокупность индивидов, добивающихся высоких результатов в любой области. Элиту он подразделяет на правящую и неправящую. К правящей относит тех, кто в той или иной степени принимает участие в управлении. Именно правящая элита осуществляет власть в обществе, захватив все командные высоты. Власть элиты в обществе реализуется двумя способами: хитростью (элита лис) и силой (элита львов), причем преобладает правление с помощью силы. Силу В. Парето определяет как проявление власти, тогда как гуманизм он рассматривает как признак слабости власти. Последующими модификациями подобных подходов к вопросам организации власти в государстве стали власть менеджеров американского социолога Дж. Бернхема, технодемократия французского политолога М. Дюверже и др. Так, Дж. Бернхем в свое время заявил, что технодемократия в лице управляющих (менеджеров) стала социальной и политической реальностью в ряде крупнейших современных государств. Таким образом, намечена тенденция к замене капитализма и социализма «обществом управляющих», в котором государственные функции станут функциями специально изобретенного менеджерами политического механизма. Сторонники такой теории и те, кто считает себя специалистом в области геополитических проблем, пытаются делать ставку на ограничение суверенитета отдельных государств, на превосходство надгосударственных и негосударственных учреждений и организаций в регулировании внутренних и международных отношений. В этой среде или на подобной методологической базе появлялись еще ранее концепции мирового государства, мирового правительства и т. д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.228.18 (0.008 с.) |