Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и методы конституционного права России как отрасли права.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Предмет и методы конституционного права России как отрасли права. Предметом регулирования права в целом является общественные отношения. Предмет регулирования КПРФ включает две основные сферы общественных отношений: ∞ Отношения между человеком и государством в РФ (права и свободы человека); ∞ Властеотношения (вопросы организации государства и государственной власти). Предмет регулирования КПРФ не исчерпывается указанными группами отношений. Поскольку права и свободы человека тесно связанны с общественным порядком – формами собственности, экономической, политической, социальными системами, данные отношения также входят в предмет регулирования КПР. Специфика в том, что КП регулирует основополагающие принципы данных общественных отношений. Субъекты указанных выше конституционно-правовых отношений: ∞ человек (гражданин государства, иностранный гр., лицо без гражданства); ∞ группы людей – партии, общественные организации, собрания избирателей и т.д.; ∞ народ в целом; ∞ государственные органы; ∞ органы местного самоуправления; ∞ составные части государства – субъекты федерации, административно-территориальные образования; ∞ государство; ∞ иные субъекты. Методы конституционного права РФ: Метод правового регулирования КПРФ - совокупность специфических приемов, способов, средств воздействия на участников общественных отношений, регулируемых этой отраслью права: - метод дозволения (равенство сторон) (2ч. Ст. 27 КРФ) «Каждый может свободно выезжать за пределы РФ. - метод запрещения (запрещения недозволенных действий) (ч.4 ст. 3 КРФ) «Никто не может присваивать власть в РФ» - метод обязывания (метод властного связывания) – обязанность соблюдать КРФ и законы (ч. 2 ст. 15 КРФ); налоги (ст. 57 КРФ). - директивный (императивный) метод – метод властеподчинения, не позволяющий субъектам права отклоняться т предписания правовой нормы. - диспозитивный метод – предоставление субъектам возможности выбора в рамках закона. Большинство конституционно-правовых норм сформулировано императивно. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности и виды. Конституционно-правовые нормы – это установленные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу, выраженные в КРФ или получившие юридическое закрепление в иных правовых актах. Являющихся источниками КП.
Особенности КПН характеризуются: - их назначением - особой юридической природой (являются первичными во всей конструкции системы внутригосударственного права). - учредительными характером содержащихся в них предписаний (КПН определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, также определяют и саму систему органов государственной власти); - многообразием юридических форм выражения (КПН содержатся прежде всего в КРФ, кроме того, НКП закреплены в конституционных законах, законах и иных нормативных актах – источника КП, постановления Конституционного Суда РФ.). - своеобразием вида норм (характеризуются повышенной степенью обобщенности по сравнения с нормами других отраслей права). - особым механизмом реализации (н-р, состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ); - специфическим характером субъектов, на регулирования отношений которых они обращены (народ, гос-во, человек, гражданин); - имеют особенности структуры. Для них не характерна трёхчленная структура, традиционно выделяемая в составе правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Обычно имеется гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция. Классифицируются: 1. По содержанию, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны со сферой общественных отношений в которых выражается основы конституционного строя, другие с закреплением основ правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвёртые - с системой органов государства. 2. По юридической силе. Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма, места правовых актов данного вида в общей системе права, разграничения предметов ведения между РФ и её субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню необходимого правового регулирования нормы выражены в конституционных актах, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить конституции. Среди других правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные законы. На основе Конституции и федеральных законов издаются все другие правовые акты.
3. По территории действия. Различают нормы действующие на всей территории Федерации или в отдельных республиках, областях и других субъектах федерации, а также в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление. 4. По характеру содержащегося предписания. Этот признак раскрывает механизм регулирующего воздействия нормы. Предписания, содержащиеся в норме, могут носить различный характер, определять в своеобразной форме права и обязанности субъектов, возникающие на основе правовых отношений. На основании критерия содержащегося предписания различают нормы: управомочивающиеся, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Такой характер носят все нормы, закрепляющие компетенцию РФ, её субъектов, предметы ведения всех государственных органов. Нормы-принципы, нормы-цели и нормы-задачи и т.п. Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить своё поведение, свои действия с установками данных норм, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. Это - конституционные обязанности граждан, а также нормы в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме. Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определённых действий, в них предусмотренных. Это - "запрещается", "не допускается", "обязаны", "не вправе" и т.п. 5. По степени определённости содержащихся в них предписаний различают императивные и диспозитивные норма. Императивные - такие, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них однозначно определяется вариант поведения субъекта в соответствующих обстоятельствах. Диспозитивные - предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учётом указанных в норме условий и обстоятельств. 6. По назначению в механизме правового регулирования. Принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм.
Конституция СССР 1924 года и Конституция РСФСР 1925 года В 1924 году РСФС объединяется с другими республиками в Союз ССР, принимается первая К-ция СССР, в связи с чем в 1925 году К-ция РСФСР 1918 г. Заменяется на республиканскую К-цию, в которой отражен факт вхождения РСФСР в Союз ССР. В связи с появлением субъектов РСФСР в Конституции 1925 г. Определяется их статус, прописываются федеративные и субъектные полномочия. Структура Конституции РФ. По своей структуре КРФ состоит: Из преамбулы; Раздела первого – собственно текста Конституции включающего 137 статей; Раздела второго – заключительных и переходных положений.
Преамбула – торжественная вводная часть К. имеющая программный характер. Преамбула КРФ от имени многонационального народа РФ провозглашает следующие основополагающие принципы и программные задачи: ∞ Ответственность за судьбу Родины перед нынешним и будущим поколениями; ∞ Осознание России частью мирового сообщества; ∞ Гражданский мир и согласие; ∞ Государственное единство; ∞ Равноправие и самоопределение народов; ∞ Незыблемость прав и свобод человека; ∞ Демократические основы государства. Детально данные принципы раскрываются в 137 статьях Конституции, с группированных в девяти главах: 1. «Основы конституционного строя»; 2. «Права и свободы человека и гражданина»; 3. «Федеративное устройство»; 4. «Президент Российской Федерации»; 5. «Федеральное Собрание» 6. «Правительство РФ» 7. «Судебная власть»; 8. «Местное самоуправление»; 9. «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» Раздел второй посвящен заключительным и переходным положениям.
Поправки. Поправки допускаются только к главам 3 – 8 Конституции РФ. Под поправкой понимается любое изменение текста данных глав Конституции: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений этих глав. Поправки принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т.е. требуют одобрения не менее ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме того, согласно Конституции РФ, они должны быть одобрены органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Правовым актом, которым вносится поправка, является закон о поправке к Конституции. Детально урегулирован порядок внесения поправок ФЗ от 04.03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». Рассмотрение закона в субъектах РФ должно завершиться не позднее 1 года со дня его принятия. Результаты рассмотрения устанавливает Совет Федерации. Верховный Суд определяет правильность рассмотрения закона о поправке в субъекте РФ. Если закон не одобрят субъекты РФ (2/3), то внесение предложений о данной поправке допускается только через 1 год. Закон о поправке к Конституции получает наименование, отражающее суть данной поправки. После одобрения закона о поправке субъектами РФ (не менее чем 2/3) Председатель Совета Федерации направляет закон Президенту для подписания и официального опубликования.
Принятая поправка вносится в текст Конституции и в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке Президент осуществляет официальное опубликование Конституции с внесенными в нее поправками. Личные права и свободы. Личные права – определяют статус человека, как биосоциального организма, они права, принадлежащие всем, за редким исключением. Права на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность относятся к группе основополагающих личных прав. Без их соблюдения невозможно нормальное существование человека как биологического и социального организма. Право на жизнь: не зависит от наличия или отсутствия гражданства; принадлежит человеку в силу его рождения и не может быть предоставлено ему государством; не может быть ограничено; неотчуждаемо. Жизнь человека защищается государством с первого до последнего ее дня. Запрещены: эвтаназия, трансплантация органов человека, пока не констатирована смерт его головного мозга, право на жизнь больных людей защищается так же, как право на жизнь здорового человека; запрещены пытки, насилие принудительные пытки над людьми; Также к личным правам относятся: право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых. телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность, право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, право свободно выезжать за пределы РФ и право беспрепятственно возвращаться в РФ, свобода совести, свобода вероисповедания. Принципы гражданства РФ. Это основополагающие идеи, начала, выраженные и закрепленные в КПН, на основании ~ существует и развивается институт гражданства и регулирования соответствующих отношений в данной сфере (Конституция РФ (ст. 6, 61, 63), Декларация прав и свобод человека РФ, ФЗ РФ о гражданстве РФ (гл. 1); м/н политич. акты. · Каждый человек имеет право на гражданство РФ. · Гражданство РФ приобретается и прекращается только в соответствии с ФЗ о гражданстве. · Гражданство РФ является единым и равным, независимо от основания его приобретения (либо от рождения, либо от признания, либо от восстановления все равны, например, в США такого равенства нет => если мы не от рождения американец, то мы не м.б. Президентом США). · Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. · Гражданин РФ не м.б. лишен своего гражданства или права на изменение его. · Гражданин РФ не м.б. выслан за пределы РФ или выдан др. гос-ву. · РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за его пределами. · Гражданин РФ м. иметь двойное гражданство, однако только в соотв-вии с ФЗ РФ и м/н договором.
· Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обяз-ть наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ РФ и м/н договорами РФ. В настоящее время действует ФЗ «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 У 62-ФЗ (ред. От 02.11.2004), который вступил в силу с 01.07.2002г.
Конституционно-правовой статус Федерального Собрания как представительного и законодательного органа Российской Федерации. Совет Федерации – верхняя палата Федерального Собрания – парламента Российской Федерации, впервые избранного 12 декабря 1993 года одновременно с принятием новой Конституции. Ныне действующий Совет Федерации в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», вступившим в силу 13 декабря 1995, сформирован 23 января 1996 из руководителей регионов по дол жности. Срок полномочий палаты в целом не ограничен, а срок полномочий каждого из ее членов определяется сроком нахождения его во главе своего региона. В обиходе Совет Федерации иногда именуют сенатом, а членов Совета Федерации – сенаторами. Компетенция и акты ГД. Компетенция ГД – совокупность полномочий, установленных К. Полномочия ГД не м. изменяться или дополняться, иначе как путем принятия ФКЗ. 1) группа полномочий – в сфере законодательства: - законопроекты вносятся только в ГД - депутаты ГД обладают правом законодат. Инициативы - ФКЗ считается принятым после одобрения его 2/3 голосов депутатов ГД. 2) группа полномочий: - дача согласия Президенту по кандидатуре Председателя Правительства. - решение вопроса о доверии Правительству РФ - назначение (освобождение) должности Председателя ЦБ РФ - назначение (освобождение) должности Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов - назначение (освобождение) должности Уполномоченного по правам человека - выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Акты ГД. ГД по вопросам ее ведения принимает такой вид юридического акта как постановление, ~ носит подзаконный характер. Порядок опубликования и вступления в силу актов ГД регулируется ФЗ от 25 мая 1994 г. №5. Законодательный процесс. Законодат. Процесс в России – совокупность опр-ных действий Фед. Собрания РФ, направленных на принятие нормативно-правовых актов. Стадии законодат. Процесса: 1)законодат. Инициатива; необходимые условия: а)предоставление текстов законопроектов; б)обоснование необходимости принятия законопроекта; в)предоставление справок о состоянии законод-ва в этой сфере; г)предоставление финансового и экономич. Обоснования; 2)предварит. Рассмотрение законопроектов: законопроекты, подлежащие рассмотрению Гос. Думой, направляются в соответствующий комитет палаты, к-рый назначается ответственным по законопроекту; 3)рассмотрение законопроекта в Гос. Думе: Регламентом Гос. Думы детально опр-лен порядок рассмотрения законопроектов (он осущ-ется в три чтения); 4)принятие закона: согласно Конституции РФ и Регламенту Гос. Думы фед. Законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы; 5)рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации: законопроект поступает в ответственный Комитет Совета Федерации, Председатель к-рого принимает решение: одобрить или отклонить (Совет Федерации может сразу одобрить, а может обсудить или отклонить без обсуждения); 6)подписание закона Президентом РФ и обнародование. В кач-ве отдельной стадии выделяют преодоление разногласий между Советом Федерации и Гос. Думой (при недостижении соглашения между палатами). Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Полномочия членов палат ФС определяются КРФ и ФЗ от 8 мая 1994 г. «О статусе депутата СФ и статусе депутата ГД ФС РФ». Депутаты рассматр. Поступившие письма гр-н, ведут прием граждан, информируют избирателей о своей деятельности. Они обязаны соблюдать правила депутатской этики, не допускать антисемитские выступления и т.д. Гарантии прав депутатов. 1. Депутаты обладают правом законодат. Инициативы 2. Пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматр. Палатой. 3. Вправе обратиться с запросами ПР-ву, Ген. Пркурору, председ. Центробанка. Эти органы обязаны им дать ответ в течение 15 дней. 4. Вправе обращ. С вопросами к любому члену Пр-ва, что явл. Основанием для приглашения его на заседание. 5. Должны обеспечиваться справочно-информ. Материалами ФС, администр. Пр-ва, Конст. Суда и т.д. 6. Члены СФ и депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. 7. Депутаты пользуются преимущ. Правом выступать по вопросам своей д-ти в СМИ. 8. Жизнь и здоровье депутата подлежит обязат. Гос. Страхованию за счет федерального бюджета. 9. В случае причинения депутату увечья ему ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячн. Денежн. Вознаграждением и пенсией. 10. Депутаты освобождаются на срок их полномочий от призыва на в/с. 11. по окончании срока полномочий депутату ГД предоставл. Прежняя работа, а при отсутствии – равноценная. 12. Члену СФ возмещ. Расходы, связанные с осуществлением его полномочий, а депутату ГД – 5 МРОТ. 13. Депутату ГД устанавл. Ежемесячн. Оклад и надбавки в размере федер. Министра. 14. Депутаты имеют право бесплатно пользоваться воздушным, водным, ж/д и всеми видами городск. Транспорта. 15. Иногор. Депутату предоставл. Служебная жилая площадь в Москве и т.д. Акты Правительства РФ. Правительство РФ издает в рамках своей компетенции два вида актов: постановления и распоряжения ~ носят подзаконный характер. Постановления и распоряжения издаются на основании и во исполнение Конституции, ФЗ, нормативных указов Президента. 1) они обязательны к исполнению на всей территории РФ. 2) постановления носят нормативный характер, а распоряжения являются, актами по текущим вопросам. 3) Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, ФЗ или указам Президента РФ м.б. отменены Президентом. 4) Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства РФ регулируется Указом Президента от 23 мая 1996 г. № 763. 5) Акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и собрании законодательства РФ в течение 10 после дня их подписания. 6) Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус ФОИВ, а также организаций, вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. 7) Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. 8) В актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу. Предмет и методы конституционного права России как отрасли права. Предметом регулирования права в целом является общественные отношения. Предмет регулирования КПРФ включает две основные сферы общественных отношений: ∞ Отношения между человеком и государством в РФ (права и свободы человека); ∞ Властеотношения (вопросы организации государства и государственной власти). Предмет регулирования КПРФ не исчерпывается указанными группами отношений. Поскольку права и свободы человека тесно связанны с общественным порядком – формами собственности, экономической, политической, социальными системами, данные отношения также входят в предмет регулирования КПР. Специфика в том, что КП регулирует основополагающие принципы данных общественных отношений. Субъекты указанных выше конституционно-правовых отношений: ∞ человек (гражданин государства, иностранный гр., лицо без гражданства); ∞ группы людей – партии, общественные организации, собрания избирателей и т.д.; ∞ народ в целом; ∞ государственные органы; ∞ органы местного самоуправления; ∞ составные части государства – субъекты федерации, административно-территориальные образования; ∞ государство; ∞ иные субъекты. Методы конституционного права РФ: Метод правового регулирования КПРФ - совокупность специфических приемов, способов, средств воздействия на участников общественных отношений, регулируемых этой отраслью права: - метод дозволения (равенство сторон) (2ч. Ст. 27 КРФ) «Каждый может свободно выезжать за пределы РФ. - метод запрещения (запрещения недозволенных действий) (ч.4 ст. 3 КРФ) «Никто не может присваивать власть в РФ» - метод обязывания (метод властного связывания) – обязанность соблюдать КРФ и законы (ч. 2 ст. 15 КРФ); налоги (ст. 57 КРФ). - директивный (императивный) метод – метод властеподчинения, не позволяющий субъектам права отклоняться т предписания правовой нормы. - диспозитивный метод – предоставление субъектам возможности выбора в рамках закона. Большинство конституционно-правовых норм сформулировано императивно.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1089; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.067 с.) |