Предмет и методы конституционного права России как отрасли права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и методы конституционного права России как отрасли права.



Предмет и методы конституционного права России как отрасли права.

Предметом регулирования права в целом является общественные отношения.

Предмет регулирования КПРФ включает две основные сферы общественных отношений:

∞ Отношения между человеком и государством в РФ (права и свободы человека);

∞ Властеотношения (вопросы организации государства и государственной власти).

Предмет регулирования КПРФ не исчерпывается указанными группами отношений. Поскольку права и свободы человека тесно связанны с общественным порядком – формами собственности, экономической, политической, социальными системами, данные отношения также входят в предмет регулирования КПР. Специфика в том, что КП регулирует основополагающие принципы данных общественных отношений.

Субъекты указанных выше конституционно-правовых отношений:

∞ человек (гражданин государства, иностранный гр., лицо без гражданства);

∞ группы людей – партии, общественные организации, собрания избирателей и т.д.;

∞ народ в целом;

∞ государственные органы;

∞ органы местного самоуправления;

∞ составные части государства – субъекты федерации, административно-территориальные образования;

∞ государство;

∞ иные субъекты.

Методы конституционного права РФ:

Метод правового регулирования КПРФ - совокупность специфических приемов, способов, средств воздействия на участников общественных отношений, регулируемых этой отраслью права:

- метод дозволения (равенство сторон) (2ч. Ст. 27 КРФ) «Каждый может свободно выезжать за пределы РФ.

- метод запрещения (запрещения недозволенных действий) (ч.4 ст. 3 КРФ) «Никто не может присваивать власть в РФ»

- метод обязывания (метод властного связывания) – обязанность соблюдать КРФ и законы (ч. 2 ст. 15 КРФ); налоги (ст. 57 КРФ).

- директивный (императивный) метод – метод властеподчинения, не позволяющий субъектам права отклоняться т предписания правовой нормы.

- диспозитивный метод – предоставление субъектам возможности выбора в рамках закона.

Большинство конституционно-правовых норм сформулировано императивно.

Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности и виды.

Конституционно-правовые нормы – это установленные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу, выраженные в КРФ или получившие юридическое закрепление в иных правовых актах. Являющихся источниками КП.

Особенности КПН характеризуются:

- их назначением

- особой юридической природой (являются первичными во всей конструкции системы внутригосударственного права).

- учредительными характером содержащихся в них предписаний (КПН определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, также определяют и саму систему органов государственной власти);

- многообразием юридических форм выражения (КПН содержатся прежде всего в КРФ, кроме того, НКП закреплены в конституционных законах, законах и иных нормативных актах – источника КП, постановления Конституционного Суда РФ.).

- своеобразием вида норм (характеризуются повышенной степенью обобщенности по сравнения с нормами других отраслей права).

- особым механизмом реализации (н-р, состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ);

- специфическим характером субъектов, на регулирования отношений которых они обращены (народ, гос-во, человек, гражданин);

- имеют особенности структуры. Для них не характерна трёхчленная структура, традиционно выделяемая в составе правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Обычно имеется гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция.

Классифицируются:

1. По содержанию, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны со сферой общественных отношений в которых выражается основы конституционного строя, другие с закреплением основ правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвёртые - с системой органов государства.

2. По юридической силе. Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма, места правовых актов данного вида в общей системе права, разграничения предметов ведения между РФ и её субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню необходимого правового регулирования нормы выражены в конституционных актах, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить конституции. Среди других правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные законы. На основе Конституции и федеральных законов издаются все другие правовые акты.

3. По территории действия. Различают нормы действующие на всей территории Федерации или в отдельных республиках, областях и других субъектах федерации, а также в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление.

4. По характеру содержащегося предписания. Этот признак раскрывает механизм регулирующего воздействия нормы. Предписания, содержащиеся в норме, могут носить различный характер, определять в своеобразной форме права и обязанности субъектов, возникающие на основе правовых отношений.

На основании критерия содержащегося предписания различают нормы: управомочивающиеся, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Такой характер носят все нормы, закрепляющие компетенцию РФ, её субъектов, предметы ведения всех государственных органов. Нормы-принципы, нормы-цели и нормы-задачи и т.п.

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить своё поведение, свои действия с установками данных норм, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. Это - конституционные обязанности граждан, а также нормы в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме.

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определённых действий, в них предусмотренных. Это - "запрещается", "не допускается", "обязаны", "не вправе" и т.п.

5. По степени определённости содержащихся в них предписаний различают императивные и диспозитивные норма.

Императивные - такие, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них однозначно определяется вариант поведения субъекта в соответствующих обстоятельствах.

Диспозитивные - предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учётом указанных в норме условий и обстоятельств.

6. По назначению в механизме правового регулирования. Принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм.

 

Конституция СССР 1924 года и Конституция РСФСР 1925 года

В 1924 году РСФС объединяется с другими республиками в Союз ССР, принимается первая К-ция СССР, в связи с чем в 1925 году К-ция РСФСР 1918 г. Заменяется на республиканскую К-цию, в которой отражен факт вхождения РСФСР в Союз ССР. В связи с появлением субъектов РСФСР в Конституции 1925 г. Определяется их статус, прописываются федеративные и субъектные полномочия.

Структура Конституции РФ.

По своей структуре КРФ состоит:

Из преамбулы;

Раздела первого – собственно текста Конституции включающего 137 статей;

Раздела второго – заключительных и переходных положений.

Преамбула – торжественная вводная часть К. имеющая программный характер. Преамбула КРФ от имени многонационального народа РФ провозглашает следующие основополагающие принципы и программные задачи:

∞ Ответственность за судьбу Родины перед нынешним и будущим поколениями;

∞ Осознание России частью мирового сообщества;

∞ Гражданский мир и согласие;

∞ Государственное единство;

∞ Равноправие и самоопределение народов;

∞ Незыблемость прав и свобод человека;

∞ Демократические основы государства.

Детально данные принципы раскрываются в 137 статьях Конституции, с группированных в девяти главах:

1. «Основы конституционного строя»;

2. «Права и свободы человека и гражданина»;

3. «Федеративное устройство»;

4. «Президент Российской Федерации»;

5. «Федеральное Собрание»

6. «Правительство РФ»

7. «Судебная власть»;

8. «Местное самоуправление»;

9. «Конституционные поправки и пересмотр Конституции»

Раздел второй посвящен заключительным и переходным положениям.

 

Поправки.

Поправки допускаются только к главам 3 – 8 Конституции РФ.

Под поправкой понимается любое изменение текста данных глав Конституции: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений этих глав.

Поправки принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т.е. требуют одобрения не менее ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме того, согласно Конституции РФ, они должны быть одобрены органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

Правовым актом, которым вносится поправка, является закон о поправке к Конституции.

Детально урегулирован порядок внесения поправок ФЗ от 04.03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».

Рассмотрение закона в субъектах РФ должно завершиться не позднее 1 года со дня его принятия. Результаты рассмотрения устанавливает Совет Федерации. Верховный Суд определяет правильность рассмотрения закона о поправке в субъекте РФ. Если закон не одобрят субъекты РФ (2/3), то внесение предложений о данной поправке допускается только через 1 год.

Закон о поправке к Конституции получает наименование, отражающее суть данной поправки.

После одобрения закона о поправке субъектами РФ (не менее чем 2/3) Председатель Совета Федерации направляет закон Президенту для подписания и официального опубликования.

Принятая поправка вносится в текст Конституции и в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке Президент осуществляет официальное опубликование Конституции с внесенными в нее поправками.

Личные права и свободы.

Личные права – определяют статус человека, как биосоциального организма, они права, принадлежащие всем, за редким исключением.

Права на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность относятся к группе основополагающих личных прав. Без их соблюдения невозможно нормальное существование человека как биологического и социального организма.

Право на жизнь: не зависит от наличия или отсутствия гражданства; принадлежит человеку в силу его рождения и не может быть предоставлено ему государством; не может быть ограничено; неотчуждаемо. Жизнь человека защищается государством с первого до последнего ее дня. Запрещены: эвтаназия, трансплантация органов человека, пока не констатирована смерт его головного мозга, право на жизнь больных людей защищается так же, как право на жизнь здорового человека; запрещены пытки, насилие принудительные пытки над людьми;

Также к личным правам относятся: право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых. телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность, право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, право свободно выезжать за пределы РФ и право беспрепятственно возвращаться в РФ, свобода совести, свобода вероисповедания.

Принципы гражданства РФ.

Это основополагающие идеи, начала, выраженные и закрепленные в КПН, на основании ~ существует и развивается институт гражданства и регулирования соответствующих отношений в данной сфере (Конституция РФ (ст. 6, 61, 63), Декларация прав и свобод человека РФ, ФЗ РФ о гражданстве РФ (гл. 1); м/н политич. акты.

· Каждый человек имеет право на гражданство РФ.

· Гражданство РФ приобретается и прекращается только в соответствии с ФЗ о гражданстве.

· Гражданство РФ является единым и равным, независимо от основания его приобретения (либо от рождения, либо от признания, либо от восстановления все равны, например, в США такого равенства нет => если мы не от рождения американец, то мы не м.б. Президентом США).

· Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

· Гражданин РФ не м.б. лишен своего гражданства или права на изменение его.

· Гражданин РФ не м.б. выслан за пределы РФ или выдан др. гос-ву.

· РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за его пределами.

· Гражданин РФ м. иметь двойное гражданство, однако только в соотв-вии с ФЗ РФ и м/н договором.

· Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обяз-ть наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ РФ и м/н договорами РФ.

В настоящее время действует ФЗ «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 У 62-ФЗ (ред. От 02.11.2004), который вступил в силу с 01.07.2002г.

 

Конституционно-правовой статус Федерального Собрания как представительного и законодательного органа Российской Федерации.

Совет Федерации – верхняя палата Федерального Собрания – парламента Российской Федерации, впервые избранного 12 декабря 1993 года одновременно с принятием новой Конституции.

Ныне действующий Совет Федерации в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», вступившим в силу 13 декабря 1995, сформирован 23 января 1996 из руководителей регионов по дол жности. Срок полномочий палаты в целом не ограничен, а срок полномочий каждого из ее членов определяется сроком нахождения его во главе своего региона.

В обиходе Совет Федерации иногда именуют сенатом, а членов Совета Федерации – сенаторами.

Компетенция и акты ГД.

Компетенция ГД – совокупность полномочий, установленных К. Полномочия ГД не м. изменяться или дополняться, иначе как путем принятия ФКЗ.

1) группа полномочий – в сфере законодательства:

- законопроекты вносятся только в ГД

- депутаты ГД обладают правом законодат. Инициативы

- ФКЗ считается принятым после одобрения его 2/3 голосов депутатов ГД.

2) группа полномочий:

- дача согласия Президенту по кандидатуре Председателя Правительства.

- решение вопроса о доверии Правительству РФ

- назначение (освобождение) должности Председателя ЦБ РФ

- назначение (освобождение) должности Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов

- назначение (освобождение) должности Уполномоченного по правам человека

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Акты ГД. ГД по вопросам ее ведения принимает такой вид юридического акта как постановление, ~ носит подзаконный характер. Порядок опубликования и вступления в силу актов ГД регулируется ФЗ от 25 мая 1994 г. №5.

Законодательный процесс.

Законодат. Процесс в России – совокупность опр-ных действий Фед. Собрания РФ, направленных на принятие нормативно-правовых актов.

Стадии законодат. Процесса: 1)законодат. Инициатива; необходимые условия: а)предоставление текстов законопроектов; б)обоснование необходимости принятия законопроекта; в)предоставление справок о состоянии законод-ва в этой сфере; г)предоставление финансового и экономич. Обоснования;

2)предварит. Рассмотрение законопроектов: законопроекты, подлежащие рассмотрению Гос. Думой, направляются в соответствующий комитет палаты, к-рый назначается ответственным по законопроекту;

3)рассмотрение законопроекта в Гос. Думе: Регламентом Гос. Думы детально опр-лен порядок рассмотрения законопроектов (он осущ-ется в три чтения); 4)принятие закона: согласно Конституции РФ и Регламенту Гос. Думы фед. Законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы;

5)рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации: законопроект поступает в ответственный Комитет Совета Федерации, Председатель к-рого принимает решение: одобрить или отклонить (Совет Федерации может сразу одобрить, а может обсудить или отклонить без обсуждения);

6)подписание закона Президентом РФ и обнародование. В кач-ве отдельной стадии выделяют преодоление разногласий между Советом Федерации и Гос. Думой (при недостижении соглашения между палатами).

Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Полномочия членов палат ФС определяются КРФ и ФЗ от 8 мая 1994 г. «О статусе депутата СФ и статусе депутата ГД ФС РФ».

Депутаты рассматр. Поступившие письма гр-н, ведут прием граждан, информируют избирателей о своей деятельности. Они обязаны соблюдать правила депутатской этики, не допускать антисемитские выступления и т.д.

Гарантии прав депутатов.

1. Депутаты обладают правом законодат. Инициативы

2. Пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматр. Палатой.

3. Вправе обратиться с запросами ПР-ву, Ген. Пркурору, председ. Центробанка. Эти органы обязаны им дать ответ в течение 15 дней.

4. Вправе обращ. С вопросами к любому члену Пр-ва, что явл. Основанием для приглашения его на заседание.

5. Должны обеспечиваться справочно-информ. Материалами ФС, администр. Пр-ва, Конст. Суда и т.д.

6. Члены СФ и депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

7. Депутаты пользуются преимущ. Правом выступать по вопросам своей д-ти в СМИ.

8. Жизнь и здоровье депутата подлежит обязат. Гос. Страхованию за счет федерального бюджета.

9. В случае причинения депутату увечья ему ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячн. Денежн. Вознаграждением и пенсией.

10. Депутаты освобождаются на срок их полномочий от призыва на в/с.

11. по окончании срока полномочий депутату ГД предоставл. Прежняя работа, а при отсутствии – равноценная.

12. Члену СФ возмещ. Расходы, связанные с осуществлением его полномочий, а депутату ГД – 5 МРОТ.

13. Депутату ГД устанавл. Ежемесячн. Оклад и надбавки в размере федер. Министра.

14. Депутаты имеют право бесплатно пользоваться воздушным, водным, ж/д и всеми видами городск. Транспорта.

15. Иногор. Депутату предоставл. Служебная жилая площадь в Москве и т.д.

Акты Правительства РФ.

Правительство РФ издает в рамках своей компетенции два вида актов: постановления и распоряжения ~ носят подзаконный характер. Постановления и распоряжения издаются на основании и во исполнение Конституции, ФЗ, нормативных указов Президента.

1) они обязательны к исполнению на всей территории РФ.

2) постановления носят нормативный характер, а распоряжения являются, актами по текущим вопросам.

3) Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, ФЗ или указам Президента РФ м.б. отменены Президентом.

4) Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства РФ регулируется Указом Президента от 23 мая 1996 г. № 763.

5) Акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и собрании законодательства РФ в течение 10 после дня их подписания.

6) Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус ФОИВ, а также организаций, вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

7) Иные акты Прави­тельства РФ, в том числе акты, содержащие сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

8) В актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Предмет и методы конституционного права России как отрасли права.

Предметом регулирования права в целом является общественные отношения.

Предмет регулирования КПРФ включает две основные сферы общественных отношений:

∞ Отношения между человеком и государством в РФ (права и свободы человека);

∞ Властеотношения (вопросы организации государства и государственной власти).

Предмет регулирования КПРФ не исчерпывается указанными группами отношений. Поскольку права и свободы человека тесно связанны с общественным порядком – формами собственности, экономической, политической, социальными системами, данные отношения также входят в предмет регулирования КПР. Специфика в том, что КП регулирует основополагающие принципы данных общественных отношений.

Субъекты указанных выше конституционно-правовых отношений:

∞ человек (гражданин государства, иностранный гр., лицо без гражданства);

∞ группы людей – партии, общественные организации, собрания избирателей и т.д.;

∞ народ в целом;

∞ государственные органы;

∞ органы местного самоуправления;

∞ составные части государства – субъекты федерации, административно-территориальные образования;

∞ государство;

∞ иные субъекты.

Методы конституционного права РФ:

Метод правового регулирования КПРФ - совокупность специфических приемов, способов, средств воздействия на участников общественных отношений, регулируемых этой отраслью права:

- метод дозволения (равенство сторон) (2ч. Ст. 27 КРФ) «Каждый может свободно выезжать за пределы РФ.

- метод запрещения (запрещения недозволенных действий) (ч.4 ст. 3 КРФ) «Никто не может присваивать власть в РФ»

- метод обязывания (метод властного связывания) – обязанность соблюдать КРФ и законы (ч. 2 ст. 15 КРФ); налоги (ст. 57 КРФ).

- директивный (императивный) метод – метод властеподчинения, не позволяющий субъектам права отклоняться т предписания правовой нормы.

- диспозитивный метод – предоставление субъектам возможности выбора в рамках закона.

Большинство конституционно-правовых норм сформулировано императивно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1089; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.067 с.)