Сущность и роль внешнеэкономических отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и роль внешнеэкономических отношений



УДК 339.9

ББК 65.9(2)8я723

 

 

ISBN 978-985-523-079-4 © Войтихов А. Д., 2010

© Оформление ООО «БИП-С Плюс», 2010

ВВЕДЕНИЕ

 

 

С развитием мирового хозяйства и расширением межгосударственных и межрегиональных отношений внешнеэкономическая деятельность стала занимать ведущее место в мировой экономике.

С получением Республикой Беларусь статуса независимого и суверенного государства внешнеэкономическая деятельность приобрела для страны большое значение. Все субъекты хозяйствования стали проводить самостоятельную внешнеторговую политику на внешнем рынке.

Для обеспечения предприятий, организаций различных форм собственности специалистами в области внешнеэкономической деятельности в вузах и колледжах республики изучается курс «Внешнеэкономическая деятельность».

Цель изучения курса – дать студентам необходимые знания по различным направлениям внешнеэкономической деятельности.

В учебном пособии «Внешнеэкономическая деятельность» особое внимание уделено вопросам специфики осуществления внешнеторговых операций в Республике Беларусь, которые имеют широкое применение в практике работы в настоящее время и являются значимыми для работы хозяйствующих субъектов. Изучающим внешнеэкономическую деятельность Республики Беларусь будет полезно знать цели и принципы национальной экспортной политики, а также основные направления ее реализации, познакомиться со структурой и основными функциями органов государственного управления и методами регулирования внешней торговли.

Для специалистов экспортоориентированных предприятий в учебном пособии рассмотрены вопросы качества и конкурентоспособности товаров, технического обслуживания машин и оборудования, страхования и другие вопросы, связанные с проведением внешнеторговых операций.

Учебное пособие предназначено для студентов высших и средних специальных заведений, а также специалистов различных форм собственности, которые принимают решения в процессе проведения торгово-экономических действий.

 

 

 
 


Тема 1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

 


Объективные предпосылки развития

Основные направления повышения эффективности

ТОРГОВЛИ

 

 


Торговля готовой продукцией

Современный этап развития международной торговли готовой продукцией характеризуется высоким динамизмом. Продукция производственного назначения получила преимущество по сравнению с товарами культурно-бытового назначения. Особенно быстро растет экспорт машин и оборудования по сравнению с другими видами готовой продукции. Признанными лидерами в производстве и экспорте машин и оборудования является США, Япония, ФРГ, на долю которых приходится более 60% всего производства машин и оборудования промышленно развитых стран.

Значительное воздействие на развитие рынка машин и оборудования в современном мире оказывают такие причины, как:

· развитие автоматизации и роботизации производственных процессов путем применения компьютерных систем управления;

· введение новых, более жестких требований к охране окружающей среды;

· рост применения малоотходных и безотходных технологий;

· разработка и внедрение энергосберегающих технологий;

· сокращение «жизненного цикла» большинства машинно-техниче-ских средств, их моральное старение.

На рост торговли готовой продукцией большое влияние оказывают правительства стран, предоставляя льготы по стимулированию экспорта. В связи с чем, более 80% мировой торговли машинами и оборудованием приходится на промышленно развитые страны.

Торговля готовой продукцией на внешнем рынке встречает сильную конкуренцию, преодоление которой осуществляется, с одной стороны, совершенствованием экспортного производства, с другой – коммерческой работой. Одним из способов совершенствования экспортного производства является привлечение иностранных партнеров для доработки товаров до требований рынка.

При реализации готовой продукции предприятием осуществляется два вида работ:

· предпродажный сервис;

· предпродажная доработка.

Предпродажный сервис продукции машиностроенияне меняет технических характеристик готовой продукции и включает следующие виды работ:

· распаковку товара;

· снятие консервирующей смазки и покрытий;

· исправление повреждений;

· содействие продаже оборудования;

· опробование узлов систем;

· инструктаж потребителей (пользователей);

· обучение кадров.

Предпродажная доработка повышает конкурентоспособность продукции. Поставщики при помощи доработки удовлетворяют отдельные особенности ее использования.

Предпродажная доработка включает 3 вида работ:

· доукомплектование экспортируемой продукции (в зависимости от национальных требований, климатических условий и пожеланий покупателя);

· замена узлов и деталей с учетом действующих в стране стандартов;

· устранение производственных недоработок и дефектов.

Первый вид работ полностью учитывается в стоимости изделия.

Второй вид работ не учитывается в цене реализации продукции и является невосполнимой валютной потерей. Поэтому для снижения таких потерь их выполняют в основном производстве.

Третий вид работ вызывается низким качеством экспортной продукции. Поэтому трудозатраты на исправление дефектов при предпродажной доработке будут выше, чем у конкурентов.

Торговля готовой продукцией в странах регулируется с помощью тарифных и нетарифных методов (таможенных пошлин, налогов, лицензирования, квотирования, субсидирования экспорта и др.)

Основными формами ведения внешней торговли являются торговые договоры, соглашения, соглашения о платежах, кредитах и др.

Сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый оборот за месяц, квартал, год. Учет экспорта в государствах осуществляется по экспорту – в реализационных ценах. ФОБ или франко-граница (в цену товара ФОБ включается стоимость товара, расходы по доставке и погрузке товара на судно); по импорту – в покупных ценах ФОБ или франко-граница страны отгрузки рассчитываются на базе цен контрактов.

Если товары проданы (куплены) на иных условиях, то цены контрактов пересчитываются в ФОБ путем исключения из цены товара расходов по фрахту и страхованию.

Мировой экспорт всегда меньше стоимости импорта на сумму фрахта и страхования.

Аренда машин и оборудования

Аренда впервые стала применяться в США в начале 50-х годов. Предметом аренды являются машины и оборудование. Главными причинами необходимости аренды для производителей является получение дополнительной возможности сбыта продукции. Для потребителей это возможность обновления парка действующего оборудования, при снижении средств на закупку машин и оборудования. В международной практике сложились следующие виды аренды:

· долгосрочная (лизинг) – свыше 1 года;

· среднесрочная (хайринг) – до года;

· краткосрочная (рентинг) – несколько месяцев.

В настоящее время действуют специализированные лизинговые компании, в которых важную роль играет банковский капитал.

В состав арендной платы включают:

· рыночную стоимость закупленных у поставщика машин и оборудования за вычетом остаточной стоимости;

· стоимость кредита, полученного от производителя, банка или другого инвестора;

· административные издержки;

· расходы по страхованию и техническому обслуживанию.

Арендная плата должна обеспечивать получение прибыли на капитал, вложенный в аренду.

В мире наметились тенденции увеличения лизинговых операций машин и оборудования. Лизинг бывает в основном двух видов: оперативный и финансовый. Оперативный лизинг характеризуется коротким сроком действия контракта и неполной амортизацией оборудования за время аренды. Финансовый лизинг связан с длительным сроком действия контракта, по истечении которого арендатор может вернуть объект арендодателю, продлить соглашение или купить объект лизинга по остаточной стоимости.

Наиболее распространенной разновидностью лизинга является акционерный – с участием нескольких компаний в роли арендодателя. В этом случае в аренду сдается крупное оборудование (нефтяные вышки, газопроводы, суда, заводы, автотехника и др.).

Международный лизинг характеризуется тем, что его участники могут находиться в разных странах.

Значительными возможностями лизинг располагает на рынках развивающихся стран, где зарождаются национальные компании и создаются транснациональные корпорации. В этих странах лизинговые операции проводятся под контролем и при участии филиалов Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

Формы участия компаний бывает различными:

· приобретение машин и оборудования для сдачи их в аренду;

· обслуживание и ремонт арендованной техники;

· реализация машин и оборудования, бывших в эксплуатации.

В проведении этих операций участвуют брокерские фирмы. Наибольшее признание получили компании, специализирующиеся на лизинге строительного оборудования.

Международные торги

Это метод заключения договоров купли-продажи или подряда, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар, оборудование с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных предложений подписывает контракт с продавцом (поставщиком), который предложил товар на более выгодных для покупателя условиях.

При помощи торгов размещаются заказы на поставку машин и оборудования, выполнение научных, проектных и изыскательных работ, сооружение промышленных и социально-культурных объектов.

Законодательство большинства стран рекомендует размещать заказы на приобретение товаров и услуг только через торги.

В современной международной практике применяются следующие виды торгов:

Открытые торги. Объявления о проведении торгов публикуются в прессе и приглашаются все желающие. Эти торги, как правило, проводятся на несложные заказы. Покупатели, принявшие решение о размещении заказов через торги, создают тендерные комитеты, в состав которых входят:

· технические эксперты;

· коммерческие эксперты;

· представители покупателя и предприятия (продавца).

Председателем комитета является представитель организации, осуществляющей закупки. Тендерный комитет публикует объявления, распространяет условия торгов, анализирует предложения и готовит решения о передаче заказов. Продавцы, принявшие решение на участие в торгах, выкупают у тендерных комитетов условия торгов на сумму (от 100 до 1000 долл).

В последнее время эта сумма значительно выросла в связи с необходимостью отсечь на торгах незначительные фирмы.

В открытых торгах принимает участие большое количество фирм и консорциумов.

Закрытые торги. Устроители закрытых торгов рассылают участникам приглашения. Получают приглашения наиболее авторитетные фирмы. Торги проводятся на поставки дорогостоящего оборудования, на подрядные работы высокой квалификации.

Закрытые торги проводятся в два этапа:

На первом этапе, который называется квалификационным, в тендерные комитеты предоставляются материалы, подтверждающие компетентность и опыт фирмы, а также прилагается перечень сооруженных объектов.

На втором этапе проводится анализ представленных материалов в тендерные комитеты и определяется круг фирм, допущенных к дальнейшим торгам.

Продавцы при значительных объемах предстоящих работ объединяются в консорцизмы.

К участию в закрытых торгах допускается от 5 до 7 участников.

Во избежание разглашения коммерческой тайны свои предложения участники торгов передают к закрытию. Тендерный комитет может публично огласить названия фирм и предложенные ее участниками цены или в течение 3-х месяцев изучать предложения и уточнять их.

Решение о победителе в гласных торгах публикуется в печати. Решение о передаче заказов при негласных торгах сообщаются победителям в конфиденциальной форме. Предпочтение на торгах получают те фирмы, которые пользуются экономической поддержкой своих правительств и предлагают низкие цены, за что получают экономическую дотацию от государства. Предпочтение может отдаться национальным фирмам, если предложение зарубежной фирмы по цене ниже на 6%.

Республика Беларусь в последние годы принимает самое активное участие в приобретении через международные торги дорогостоящего и уникального оборудования для различных строящихся и реконструируемых объектов экономики страны.

Это дает немалые выгоды в виде экономии валютных средств и использования зарубежного промышленного опыта.

Практика международных торгов может быть использована в таких отраслях, как промышленность, где износ основных средств достаточно высок, в сельскохозяйственном производстве, в строительстве и социальной сфере.

Примером успешного использования торгов в Республике Беларусь является приобретение у немецкой фирмы «Сименс» электронных цифровых международных станций. Пропуск транзитных международных разговоров дает возможность в короткие сроки получить стране валютные поступления.

Торговля сырьевыми товарами

В понятие «сырьевые товары» входят: минеральное сырье и продукты его обогащения и переработки; сельскохозяйственное сырье растительного, животного происхождения и продукты их переработки, химическое и продовольственное сырье. Почти 80% мировой торговли сырьем приходится на промышленно развитые страны. С развитием мирового товарного рынка сырья и ростом объемов торговли различными товарами стали появляться постоянные рынки по отдельным видам сырья. Это послужило началом создания бирж.

В период их расцвета на биржах обращалось более 200 видов товаров. В настоящее время их осталось около 60.

Основными биржевыми товарами являются:

· цветные металлы (олово, медь, цинк, золото и др.)

· сырьевые и продовольственные товары (натуральный шелк, джут, хлопок, натуральный каучук, зерно, кофе, сахар).

Биржевые специализированные рынки находятся в различных городах мира:

по цветным металлам – в Лондоне, Нью-Йорке;

по хлопку – в Нью-Йорке, Чикаго, Ливерпуле, Бомбее, Александрии;

по джуту – Лондоне, Калькутте;

по натуральному шелку – Иокогаме, Кобе;

по зерну – Чикаго, Виннипеге, Лондоне, Ливерпуле, Роттердаме, Антверпене, Милане;

по сахару – Лондоне, Нью-Йорке, Гамбурге;

по кофе – Нью-Йорке, Лондоне, Ливерпуле, Амстердаме, Роттердаме, Гамбурге.

Биржи оказывают большое влияние на мировую торговлю. На них совершается около 20% торговых операций сырьевыми и продовольственными товарами.

Биржи – это постоянно действующие рынки, на которых осуществляется торговля большими массами однородных товаров. Биржи бывают 2-х видов:

· публичные – сделки, на которые могут совершать члены биржи и предприниматели;

· частные биржи – действующие как акционерные компании.

Биржи не выплачивают своим членам дивиденды.

Члены биржи – брокеры, которые получают монопольное право на заключения сделок за свой счет или за счет клиентов с получением вознаграждений. Биржа обеспечивает брокеров помещением, связью, осуществляет учет операций, определяет биржевые цены, содействует расчетам, разрабатывает контракты, ведет арбитражное разбирательство.

Биржевые операции

Сделки на бирже осуществляются на стандартные партии товара, обладающего определенным качеством для каждого сорта. Это позволяет бирже совершать операции без осмотра товара.

Клиенты и брокеры подписывают соглашения, в которых указывается количество товара, сроки поставки, цены, размер вознаграждения.

Сделки совершаются брокерами в биржевом зале устно, что имеет силу контракта, который оформляется письменно на следующий день. Сведения о заключенных сделках отражаются на световом табло и вводятся в ЭВМ, которая ведет их обработку и выдает необходимые данные. На бирже совершаются 2 вида сделок:

· на реальный товар («СПОТ»)

· и на срочные (фьючерсные) сделки.

Сделки «СПОТ» совершаются, когда продавцы и покупатели намерены продать или приобрести реально существующий товар. Продавцы реального товара обязаны доставить его на склад биржи в установленные сроки, обычно в течение двух недель.

Срочные (фьючерсные) сделки совершаются с целью спекуляции или страхования. Спекулятивные или страховые операции всегда состоят из двух сделок: фьючерсных – на продажу или приобретение несуществующего товара и обратных им – офсетных. Операции страхования осуществляются с целью избежания потерь от изменения цен (хеджирования).

В специальные расчетные дни лица, от имени и за счет которых совершена сделка, предъявляют в расчетную кассу биржи два контракта на приобретение и на продажу в разное время одних и тех же партий товара. Касса биржи выплачивает им (или взимает с них) суммы, отражающие изменение цен между первым и вторым этапом срочной сделки. Цены, устанавливающиеся на товары, носят название биржевых котировок. Биржа ведет учет и публикацию биржевых котировок покупателя и продавца. В большинстве своем сделки на биржах носят спекулятивный характер, но они достаточно объективно отражают мировой уровень цен на биржевые товары и являются основанием для установления цен на аналогичные товары во внебиржевой торговле.

Торговля сырьем в мире монополизирована крупнейшими компаниями, которые диктуют цены. Поэтому торговцы сырьевыми ресурсами стремятся установить с потребителями долгосрочные отношения для обеспечения стабильного сбыта. В целях снижения спекуляции сырьевыми ресурсами в практике мировой торговли стали создаваться международные организации, которые устанавливают квоты на добычу, производство и экспорт сырья, а также создают стабилизационные запасы.

Анализируя статистические данные по торговле сырьем, международные организации вырабатывают рекомендации по их торговле.

В мире действует несколько организаций, которые направляют свою политику на расширение торговли сырьем и сырьевыми товарами. Среди наиболее значимых можно отметить ОПЕК и ЮНКТАД.

ОПЕК – организация стран экспортеров нефти, в которую входят 12 стран. Объем добычи составляет примерно 25 млн баррелей в сутки (1 баррель – около 159 литров).

ЮНКТАД создана в 1964 г. и объединяет 168 стран-членов. В сферу ее деятельности входят вопросы, связанные с торговлей сырьем, полуфабрикатами, готовыми изделиями, фрахтом морских судов. ЮНКТАД разрабатывает соглашения о стабилизации мировых рынков сырья, предоставляет займы и ссуды для производства сырья.

Торговля сырьевыми товарами в настоящее время стала осуществляться, минуя биржи и регулироваться государственными организациями на двух сторонней основе.

В Республике Беларусь постановлением правительства введено и действует положение о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности товарных бирж, проведение ярмарок, аукционов.

Аукционная торговля

Аукционы – это торги, специализирующиеся на сбыте определенных товаров. Они проводятся один или несколько раз в год. Сами аукционы – это коммерческие организации, располагающие соответствующим помещением, оборудованием, квалифицированным персоналом. Аукционы обычно организованы в форме акционерных обществ. За свой счет скупаются товары у производителей, диктуя закупочные цены и перепродают их оптовым посредникам получая прибыль от разницы цен. Товары независимых от них производителей они продают на комиссионных началах. Крупные аукционы имеют собственные предприятия по доработке товаров (выделка шкурок, расфасовка товаров, и др.). Формой организации аукционов являются специализированные брокерские фирмы, которые занимаются перепродажей товаров на условиях комиссии (специализируются на торговле шерстью, табаком, пшеницей).

Техника аукционной торговли.

Организаторы аукциона заблаговременно оповещают поставщиков о сроках проведения торгов. Товары сортируются в зависимости от качества партии лота. Покупатели прибывают заблаговременно, чтобы познакомится с товаром. По пищевкусовым товарам устраивается дегустация. Главной стадией аукциона является торг, который ведет аукционист с ассистентами. Аукционист объявляет номер лота, называет начальную цену и спрашивает «Кто больше?». Покупатели повышают цену не ниже минимальной надбавки, указанной в правилах (0,01–0,025%) первоначальной цены.

В мировой практике имеется несколько различных видов проведения аукционов. Наиболее известные виды аукционов – английский и голландский.

На английском аукционе цена повышается от первоначальной (стартовой), а на голландском – цена понижается от начальной. Первый желающий купить товар становится победителем.

Для нынешней ситуации в РБ, когда объекты на аукционах не продаются из-за слишком высокой начальной цены, голландский метод аукциона может стать предпочтительным.

 

 

 
 


Тема 3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Валютно-кредитные меры

Важным инструментом валютного регулирования является установление валютного курса, который обеспечивает пропорциональность обмена валют. Валютный курс зависит от статуса национальной валюты, уровня ее конвертируемости.

При полной конвертируемости она обменивается на любую иностранную валюту, при частичной – обмен ограничивается некоторыми видами валют.

Проводимая странами котировка валют представляет собой установление курсов иностранных валют по отношению к национальной крупными коммерческими банками и национальным банком прямым или косвенным методом.

Прямая котировка означает, что одно количество денежных единиц иностранной валюты выражается в соответствующем количестве национальных.

Косвенная – когда за единицу принимается национальная валюта и выражается определенным количеством иностранных единиц.

Особенно часто страны прибегают к девальвации, т.е. официальному занижению курса национальной валюты, чтобы увеличить экспорт. В этих условиях у экспортеров увеличивается рост объемов производства. В зарубежной практике известны примеры использования этой формы регулирования валютного курса.

Однако вследствие резкого уменьшения курса национальной валюты может наступить более сильное внешнее обесценивание ее по сравнению с внутренним, что создает благоприятные условия для использования валютного демпинга, т.е. спекулятивных операций на внешнем рынке, с целью получения прибыли за счет изменения валютного курса.

На внешнеторговую деятельность государства оказывает влияние процесс ревальвации, означающий повышение официального курса национальной валюты по отношению к иностранным. Он сопровождается сдерживанием экспорта, его удорожанием и удешевлением импорта.

Эта мера вызывается действиями других государств, желающих усилить конкурентоспособность своих товаров.

Широко используются и такие меры, как: «валютный коридор», плавающий курс, валютная интервенция, маневрирование процентной ставкой.

Распространение получила такая мера регулирования, как валютная интервенция. Она реализуется через операции по купле-продаже иностранной валюты с целью повышения, снижения или поддержания курса национальной валюты.

В целом механизм валютно-кредитного регулирования в международной практике включает также набор правил и норм, которые регулируют деятельность центральных банков на валютном рынке.

Стандартизация продукции

 

Развитие внешнеэкономических отношений в мире привело к необходимости выработки стандартного подхода к понятию «качественная продукция». В решение этой задачи большой вклад внесли международные организации (ИСО) и (МЭК).

Основное назначение международных стандартов – это создание на международном уровне единой методичной основы для разработки и совершенствования действующей системы качества и сертификации.

Стандартизация – деятельность, направленная на достижение и упорядочение системы качества выпускаемой продукции. Она проявляется в разработке и применении стандартов.

Стандарт – нормативный документ, разработанный на основе соглашения заинтересованных сторон и утвержденный ведущими международными органами, в котором отражены общие принципы, требования, характеристики к определенному виду продукции. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции.

Стандартизации подлежит порядок разработки, согласования, утверждения и регистрации стандартов и технических условий.

В настоящее время все развитые страны мира признают и используют международные стандарты для совершенствования действующих систем качества. Общепринятыми являются стандарты, разработанные международными организациями: международной организацией по стандартизации (ИСО), международной электротехнической комиссией (МЭК) и рядом других специализированных организаций. Общее число международных стандартов превышает 8 тыс. ед. Около 1/4 международной торговли осуществляется в соответствии со стандартами МЭК.

Концепция международных стандартов предполагает, что продукция и услуги должны отвечать определенным потребностям в сфере применения, удовлетворять требованиям потребителя, соответствовать стандартам и техническим условиям, отвечать действующему законодательству и другим нормативным требованиям.

Важным документом, удостоверяющим страну и качество товара, является свидетельство о происхождении товара.

Это документ, который удостоверяет страну происхождения или вывоза товара. Выдается таможенными властями, уполномоченными национальными законодательными органами (ТПП, ассоциацией предприятий и т. д.). Товаровладельцем может быть сделано заявление о стране происхождения товара в транспортных или коммерческих документах, либо в таможенной декларации. Сертификат выдается соответствующим органом импортера или экспортера. Предоставление сертификата необходимо в случаях, предусмотренных законодательством страны, или международными договорами, т. е. для применения к товарам льготного режима или режима наибольшего благоприятствования в отношении таможенного обложения либо мер фитосанитарного или ветеринарного характера.

На внешнем рынке продукция, получившая рекламацию, может быть снята с реализации и возвращена производителю.

Рекламация – это заявление по поводу ненадлежащего качества или сортности поставляемой продукции или выполненных работ. Содержит требование об устранении обнаруженных дефицитов, снижении цены, возмещения убытков. Рекламация подается в письменной форме в виде претензии покупателя к продавцу (о несоблюдении условий договора по техническим условиям, стандартам). Для предъявления рекламации устанавливаются определенные сроки и правила.

 

Республики Беларусь

Повышению конкуренции на внешнем рынке способствует международная сертификация.

Отечественные предприятия, вышедшие на внешний рынок, ощутили необходимость наличия системы сертификации при проведении тендера и реализации продукции на внешнем рынке. Число предприятий, имеющих сертифицированную систему качества, в мире ежегодно удваивается. В Республике Беларусь сертификаты имеют около 40 предприятий и 180 завершают соответствующую подготовку. Сертификация систем качества проводится в рамках Национальной системы Республики Беларусь, а также зарубежными организациями. К их числу относятся «Бюро Веритас», «КЕМА», «ТЮФ», «Российский морской регистр», «Алойд-Регистр».

Наиболее активно в республике в этом направлении работают предприятия «Минпрома», 27 их них получили сертификаты. В концерне «Беллегпром» – 4 предприятия, «Белнефтехим» – 3. Среди предприятий республики значительных результатов добились в области сертификации Витебский телевизионный завод, ПО «Горизонт», АО «Брестгазоаппарат», ЗАО «Милавица», ПО «Азот», ПО «Беларуськалий», ПР «Стекловолокно».

В настоящее время сертифицировал систему качества производства нефтенасосов в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9002 Бобруйский машиностроительный завод – единственный в Республике Беларусь завод, выпускающий центробежные насосы для перекачивания гидросмесей, нефтепродуктов, бумажной массы и полуфабрикатов, сточных жидкостей. Бобруйский завод является монополистом на просторах СНГ.

Насосы поставляются на Украину, в Россию, Казахстан, Узбекистан, а также Индию, Иран, Пакистан, Венгрию, Болгарию, Китай, Египет.

 

 

Тема 5. ТОРГОВЫЕ ПОСРЕДНИКИ

Посредников

Значительная доля международного товарного обмена осуществляется при содействии независимых от производителей и потребителей товаров посредниками, торговыми фирмами, лицами, организациями.

Гражданское право подразделяет их на: подыскивающих и подписывающих контракты по поручению заинтересованных ими продавцов или покупателей; комиссионеров, которые также по поручению продавцов и покупателей (комитентов) подписывают контракты.

На внутренних и внешних рынках действует огромное число торговых сбытовых фирм, которые занимаются перепродажей товаров.

Поэтому обращение товаров обеспечивается торговыми фирмами, лицами и организациями, стоящими между производителями и потребителями товаров. Привлечение посредников способствует повышению эффективности внешнеторговых операций. Их эффективность повышается за счет ряда факторов:

· оперативность сбыта товаров, ускоряется оборот капитала, растет прибыль;

· знание посредниками рынка и их оперативное реагирование на изменения рыночной конъюнктуры;

· повышение посредниками конкурентоспособности товара за счет сокращения промежуточных звеньев (склады, базы и т. д.), предпродажного и технического обслуживания;

· вкладывание собственных средств (капитала) в создание и функционирование сбытовой сети;

· владение информацией об уровне качества и технических новинок на рынке;

· за счет снижения издержек обращения.

В практике мировой торговли посредники используются достаточно широко, поскольку их работа дает определенную выгоду как покупателям, так и продавцам.

Виды посредников

Простые посредники

К ним относятся: торговые фирмы, лица и организации, которые сводят покупателей и продавцов, таких посредников называют брокерами. За свои услуги брокеры получают вознаграждения. Посредники могут приглашаться для проведения исследования рынка, осуществлять рекламу, информировать экспортеров о предстоящих закупках и торгах, организовывать деловые встречи, составлять контракты.

На роль таких посредников приглашаются известные фирмы, лица, имеющие авторитет в деловых кругах и в торговле отдельными товарами. Такие посредники не вкладывают средства в свою деятельность. Выплачиваемое им вознаграждение является не столько компенсацией затрат, сколько оценкой их компетенции.

Поверенные

Это привлеченные продавцами или покупателями фирмы, лица или организации (поверенных) к совершению сделок от имени и за счет доверителей. Основной частью договора поручения является подробное изложение полномочий поверенного в части коммерческих и технических условий сделок.

Доверители исполняют подписанные поверенными контракты и выплачивают положенное вознаграждение.

По законодательствам некоторых стран поверенные имеют право на получение вознаграждения и по сделкам, которые доверитель заключил сам, если раньше с этими партнерами поверенный заключил сделку.

Комиссионеры

В международной практике широко применяются договоры комиссии. По этому договору комиссионеры получают право подыскивать партнеров и подписывать с ними контракты от своего имени, но за счет продавца или покупателя.

В договоре излагаются полномочия комиссионеров по согласованию условий, количества товара, сроков поставки, цены, условия кредитов.

Перед третьими лицами комиссионеры выступают как продавцы. Комиссионеры несут ответственность и отвечают:

за сохранность в их распоряжении товаров;

за страхование товаров в пользу комитентов;

несут материальную ответственность за убытки;

Комиссионные дополнительно предоставляют комитенту услуги по изучению рынка, рекламы, технического обслуживания, защите коммерческих интересов.

Комиссионеры не отвечают за выполнение третьими сторонами обязательств по платежам, за исключением тех случаев, когда такая ответственность предусмотрена в комиссионных соглашениях.

Комиссионеры могут выступать самостоятельно в роли продавцов или покупателей товаров.

В договоре комиссии предусматриваются способы определения размеров и порядок выплат комитентам комиссионного вознаграждения. Оно будет увеличено за дополнительные гарантии, предоставленные комиссионерами.

Если комитенты являются производителями товаров, то они сами финансируют изготовление и транспортировку.

Если комитенты перепродают товары производителей, то они оплачивают поставщикам стоимость товара и затраты на транспортировку.

При сбыте товаров на условиях товарных кредитов комиссионеры авансируют средства на изучение рынка, рекламу, содержание коммерческого аппарата своих фирм, на организацию сетей сбыта и техобслуживания. Все эти расходы, в конечном итоге, возмещают комитенты.

Консигнаторы

Существует форма договора, при которой экспортер (консигнант) поставляет товары на склад посредника (консигнатора) для реализации на рынке в течение определенного срока.

Консигнатор по мере реализации товара со склада осуществляет платежи. Непроданные товары к условленному сроку могут быть возвращены. На условиях консигнации реализуются, в основном, товары массового спроса.

Существует три вида этого договора:

простая консигнация;

частично возвратная консигнация;

безвозвратная консигнация.

Частично возвратная применяется при условии, когда консигнатор обязан по истечении условленного срока купить у консигнанта не менее согласованного количества из нереализованного к этому сроку товара.

Например: консигнант поставил 1000 холодильников на частично возвратную консигнацию сроком на 1 год с условием безвозвратности 200 холодильников. Если к концу года консигнатор реализовал на рынке 700 холодильников, то он имеет право вернуть консигнанту только 100 холодильников, а 200 штук должен купить сам.

При полностью безвозвратной консигнации консигнатор лишается права возврата, и весь непроданный в установленный срок товар должен быть им куплен.

Ни частично возвратная, ни полностью возвратная консигнация не решает проблем сбыта товаров. Причиной невозможности сбыта товара может быть низкая конкурентоспособность товара. Стороны анализируют сложившуюся ситуацию и вырабатывают меры. Иногда это может быть снижение цен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.104.149 (0.125 с.)