Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственное экономическое программированиеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одним из важнейших инструментов реализации государственных экономических планов является экономическое программирование. Государственные целевые программы представляют собой неотъемлемую часть системы государственного регулирования экономики. Они вошли в практику во второй половине XX века и нашли широкое применение во Франции, Японии, США и других экономически развитых странах. Целевая комплексная программа - это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-технических, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение важной народнохозяйственной проблемы наиболее эффективными способами и в установленные сроки. Государственные целевые программы, как федеральные, так и региональные, по своей функциональной ориентации, бывают социально-экономическими, научно-техническими, инновационными, экологическими и т.д. В социально-экономических программах, как правило, предусматривается: a) решение наиболее важных социально-экономических проблем, что) может привести к крупным позитивным структурным сдвигам в производственной и социальной сферах; b) мероприятия по социальной поддержке населения, прежде всего! наименее защищенных его слоев, снижению безработицы, развитию социального страхования и т.п.; с) внедрение новых методов и форм работы учреждений социальной сферы - здравоохранения, образования, культуры; укрепление и развитие ее материально-технической базы; d) реформирование сферы жилищного строительства и ЖКХ; e) создание производственных мощностей на базе современных технологий и внедрения высокопроизводительных машин и оборудования, экономичных материалов; f) организация выпуска импортозамещающей продукции, повышение технического уровня и конкурентоспособности производимых товаров; g) создание дополнительных мощностей на действующих предприятиях для выпуска "программной продукции" и обеспечение устойчивого роста производства, если это необходимо для достижения целей программы.
В научно-технических и инновационных целевых программах гражданского назначения обычно предусматривается: a) комплекс исследований и разработок по реализации приоритетных направлений научно-технической политики; b) создание и освоение принципиально новой техники, технологий и материалов, обеспечивающих высокую экономическую эффективность и экологическую безопасность производства; c) разработку и внедрение методов и средств, обеспечивающих рациональное и комплексное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды.
Экологические целевые программы предназначены для решения следующих задач: a) осуществление мероприятий по улучшению состояния экологических систем, рациональному использованию природных ресурсов в контексте устойчивого развития, обеспечению комплексного подхода к решению природоохранных проблем; b) разработка системы экологических ограничений и регламентации по выбранным, для программного решения проблемы, природным объектам.
Государственные целевые программы, в зависимости от сроков реализации, могут быть: краткосрочными (до 2 лет); среднесрочными (от 3 до 5 лет); долгосрочными (свыше 5 лет). Любая целевая программа должна содержать: 1) конечную цель; 2) комплекс ресурсов, требующихся для выполнения мероприятий по достижению конечной цели; 3) этапы и сроки реализации программы; 4) головную организацию-исполнителя и состав исполнителей; 5) механизм производственно-хозяйственных связей; 6) систему ответственности и экономического стимулирования.
В основе разработки целевых программ лежит программно-целевой мет од планирования. В общем виде он представляет собой применение к планированию системного подхода и основывается на формировании целейэкономического развития, их разделении на подцели все более дробного характера и выявлении ресурсов, необходимых для их согласованной реализации. Программно-целевой метод использует аппарат теории графов. Как правило, строятся два графа - дерево целей и дерево ресурсов. В результате автоматизированных расчетов по ним в планах выявляются "проблемные" места, куда требуется направить больше средств исходя из условия их общей минимизации. В нашем случае программно-целевой метод охватывает две стадии принятия управленческого решения: • формулирование целей развития объекта; • определение способов достижения этих целей. Процесс формирования государственных целевых программ, в методологическом аспекте (не путать его с организационно-технологическим), должен включать следующие этапы: I. Формулирование цели разработки программы (определение целевой функции). И. Определение пути и средств достижения цели (определение качественных и логических условий). III. Расчет объемов ресурсов, необходимых для реализации программы (определение ограничений по ресурсам). IV. Разработка экономико-математической модели программы. V. Выбор критерия оптимизации и оптимизация программы. Разработка целевой программы начинается с формулирования ее цели, которая в формальном виде становится целевой функцией. Цель программы обычно выражается в форме задачи достижения определенных экономических и социальных результатов в соответствии со стратегическим планом. Генеральная цель программы дезинтегрируется на цели более низкого иерархического уровня до выделения элементарных целей. Это делается в согласно методу построения дерева целей. Цель любой государственной целевой программы должна быть обоснована как количественно, так и качественно. При выполнении работ на втором этапе следует помнить, что поставленную цель можно достигать разными способами, в которых и пути движения к ней, и используемые средства будут различаться. В связи с этим, разработчикам программы необходимо выявить и систематизировать весь возможный набор способов достижения конечной цели. Решая эту задачу целесообразно сосредоточить усилия как на выработке оптимальной стратегии реализации программы, так на уточнении целевых задач различного иерархического уровня, их увязке по ресурсам и временным возможностям. На этапе расчета ресурсного обеспечения программы определяют весь набор материальных, трудовых, финансовых, информационных ресурсов, необходимых для ее разработки и реализации. Все затраты ресурсов делятся на следующие виды: a) прямые затраты - затраты, связанные непосредственно с производством целевой программной продукции; b) сопряженные затраты - затраты, связанные с производством предметов и орудий труда, которые используются, в свою очередь, в процессе производства целевой программной продукции; c) смежные затраты - затраты, связанные с производственным потреблением целевой программной продукции; d) затраты потребления - затраты, связанные с потреблением целевой программной продукции в сфере непроизводственного потребления. Определив перечень требуемых ресурсов для целевой программы, разрабатывают дерево ресурсов - иерархически построенный граф, фиксирующий ресурсные возможности. После того, как определена и структурирована цель программы, выбран предпочтительный способ достижения поставленной цели, рассчитано ресурсное обеспечение, приступают к составлению экономико-математической модели целевой программы. Чаще всего, это динамическая оптимизационная модель (или система моделей). Модель включает целевую функцию, систему ограничений по ресурсам и времени, логическую связь между действиями, детерминированные и вероятностные связи между отдельными ее параметрами. Последние этапы разработки целевой программы, связанные с составлением ее математической модели и оптимизацией по выбранному критерию, являются определенно сложными, требуют от разработчиков хорошей математической и технической подготовки. Поэтому на данном периоде целесообразно привлечение специалистов в области математического программирования, статистики, вычислительной техники и ее программного обеспечения. Государственную целевую программу можно считать окончательно разработанной только после того, как будут выполнены все процедуры по ее оптимизации и будет получен ее оптимальный вариант. Критерием оптимизации, чаще всего, является минимум совокупных затрат. Следует заметить, что именно в этом и состоит суть экономического программирования - в поиске оптимальных управленческих решений. Целевые программы разрабатываются в виде единого документа, который должен содержать следующие разделы: 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом. 2. Развернутая формулировка главной цели и основных задач программы. 3. Подробное описание стратегии решения проблемы. 4. Перечень программных мероприятий с их увязкой по ресурсам и времени. 5. Основные направления действий для достижения главной цели программы. 6. Описание структуры управления реализацией программы. 7. Характеристика механизма управления программой. 8. Оценка результатов реализации программы. Значительную роль в экономическом программировании играет правильная организация процесса составления и исполнения программ. Следует понимать, что разработка целевой программы (федеральной, региональной, муниципальной) мероприятие непростое и ответственное. Типовая организационно-технологическая схема разработки программы представлена в табл. 8. Недопустимы случаи, когда программы составляются органами исполнительной власти с нарушением технологии, декоративно, в спешке и с единственной целью получить под ее реализацию финансирование. Такая практика, к сожалению, весьма распространенная, дискредитирует саму сущность государственного (или муниципального) программирования.
Организация утверждения разработанной целевой программы представительным органом власти и ее исполнения осуществляется специально созданным для этого органом или путем перераспределения обязанностей существующих структур с использованием различных форм взаимодействия. Специалисты Российской академии госслужбы (РАГС) предлагают следующую технологию разработки целевых программ федерального уровня17. I. Выбор объекта программы. Таким объектом должна быть узловая точка в развитии той или иной системы, обеспечивающая решение проблемы. Кроме этого, поле программы должно быть достаточно узким, чтобы обеспечить необходимую концентрацию наличных ресурсов, и в то время достаточно широким, чтобы затем расширить фронт "прорыва" обычными рыночными методами. II. Построение "дерева целей". Прежде всего определяется генеральная цель программы, которая должна однозначной и количественно измеримой. Затем определяется система целей первого уровня, без которых невозможно достижение генеральной цели. Далее, по мере необходимости, строятся системы целей (подцелей) других уровней, отличающихся большей детальностью. III. Построение системы мероприятий. Система мероприятий строится в обратном порядке в сравнении с формированием дерева целей. В начале должны быть реализованы цели самого нижнего уровня, затем более высокого. Направление движения - от промежуточных целей к генеральной. Здесь важна логическая последовательность планируемых мероприятий. IV. Структуризация программы. Основным элементом программы является проект, которые в совокупности и образуют ее содержание. Проекты объединяются в блоки и подпрограммы, распределяются во времени и согласовываются между собой. V. Оценка затрат и эффективности. Каждый блок программы или подпрограмма в обязательном порядке оцениваются с позиции затратности планируемых мероприятий и их конечной эффективности. Оценка проводится детальная (по проектам) и общая (по программе в целом). Такой анализ экономической эффективности делается для своевременной корректировки проектов, выбора возможных источников финансирования. На данном этапе происходит уточнение структуры программы. VI. Создание целевых структур. Здесь определяются государственный заказчик программы, основной ее исполнитель и соисполнители. Создаются структуры для выполнения отдельных проектов или подпрограмм, формируется нормативная база, проводится обучение персонала. VII. Управление реализацией программы и проектов. Для эффективного управления реализацией программы рекомендуется создавать специальные "тройки", включающие заказчика целевой программы, научного руководителя и исполнительного директора. VIII. Контроль и приемка выполненных работ. Работа по этому этапу проводиться в течение всего срока реализации программы. Контроль рекомендуется осуществлять независимый от исполнителей программы. Для приемки работ по отдельным проектам необходимо создавать авторитетную комиссию, которая должна оценивать полученные результаты и их соответствие программе, а также принимать решение об оплате выполненных работ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.147 (0.014 с.) |