Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие грэ. Необходимость и задачи грэ.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — действия уполномоченных гос органов законодательного, исполнительного и контролирующего характера в целях реагирования на изменение текущей социально-экономической ситуации на уровне макроэкономики и оптимизации всех социально-экономических процессов в стране и регионе.
Государство вынуждено вмешиваться в деятельность, в течение экономических процессов, поскольку рынок сам по себе не способен решать ряд задач социально-экономического характера. Необходимость государственного вмешательства в функционирование рыночной экономики обусловлена следующими моментами: а) наличие сбоев в механизме функционирования рыночного хозяйства; б) необходимость поиска более эффективных вариантов (помимо рыночных) удовлетворения потребностей в общественных благах; в) необходимость выравнивания внешних эффектов, связанная с неспособностью рыночного хозяйства в определенных ситуациях решать задачи развития экономики и ее составляющих. Существует сфера деятельности, где вмешательство государства не только целесообразно, но и необходимо. Например, конкурентная рыночная среда, экономические циклы, кризисы на всех уровнях экономики и регулирование уровня жизни социально незащищенных групп населения. В сфере экономики государство решает следующие задачи: · экономический рост и развитие экономики в стране · достижение полной и эффективной занятости · стабильный уровень цен · экономическая свобода · справедливое распределение доходов · сбалансированность внешнеторговых операций страны.
Рыночная экономика - это сложный и динамичный механизм, представляющий живую саморазвивающуюся систему. Рыночные механизмы играют основную роль в достижении роста экономики и установлению в ней естественного равновесия. Но они не могут сами по себе обеспечить оптимальное и устойчивое, в долгосрочной перспективе, развитие социально-экономической системы, включая все аспекты - экономический, социальный, экологический. Из курса экономической теорем известно, что механизмы рынка решают многие, но далеко не все задачи и проблемы в данном направлении. Несовершенство рынка подтверждается тем, что он имеет ряд слабых мест, так называемых "провалов рынка", которые дестабилизируют процесс социально-экономического развития, приводят к нарушению макроэкономического равновесия. К наиболее существенным "провалам" можно отнести: => возникновение внешних (побочных) экономических эффектов; => незаинтересованность рынка в производстве общественных благ; => высокая дифференциация в распределении доходов и богатства; => стремление компаний-лидеров на рынке к его монополизации; => усиление спекулятивной составляющей в коммерческой деятельности. Очевидно, что вмешательство государства в функционирование свободного рынка целесообразно, более того, необходимо. Сложность вопроса заключается в том, каким образом это делать. Ведь от характера и степени такого вмешательства зависит и получаемый эффект, который может быть не только положительным, но и отрицательным. Уже сотни лет умы лучших экономистов мира, в частности, заняты проблемой - что и как должно делать государство, чтобы экономика работала и развивалась в интересах всего общества. В социально-ориентированной рыночной экономике государство должно не подменять "невидимую руку" рынка, а участвовать в решении тех задач, которые субъектам рынка не под силу.
Очень важна роль государства в обеспечении экономического роста. Макроэкономическое регулирование экономического роста выступает следствием неспособности одного лишь капитала поддерживать стабильные темпы и качество роста. Государство должно обеспечивать основу для интенсификации производства на всех стадиях воспроизводственного процесса. Это достигается посредством: организации, финансирования и контроля за развитием НТП при помощи определения приоритетных направлений фундаментальных научных исследований, формирования перспективных отраслевых научно-технических программ, развития ресурсосберегающих технологий; осуществления программ подготовки, переподготовки и качественного воспроизводства рабочей силы. Кроме того, государство должно проводить практику дифференцированного субсидирования, предоставления налоговых, кредитно-финансовых, амортизационных льгот, создавая условия для накоплении частного капитала, регионального развития, структурных сдвигов в экономике и т.п. Механизм экономического роста не может возникнуть стихийно - для его формирования необходимы социальные, экономические и организационные предпосылки. Как считает А. Белоусов, в России на начало 2001 г. таких предпосылок не было, поэтому реального роста экономики в настоящее время также нет. Для достижения экономического роста со стороны государства требуется обеспечение следующих условий: 1. Особой социально-культурной среды, "атмосферы обновления и подъема", характеризующейся консенсусом элит, ведущих социальных групп и широких масс по поводу целей развития и способов их достижения. Только в такой среде могут сформироваться конструктивные механизмы мотиваций, трудовой и предпринимательской активности. 2. Наличия субъекта экономического роста. Должна возникнуть нацеленность институтов и структур экономики, населения на расширенное воспроизводство и качественное обновление. 3. Конкретных и достаточно мощных движущих сил экономического подъема. Переход в новое экономическое качество невозможен без формирования особого производственно-хозяйственного уклада. 4. Гармоничного сочетания между целостностью национального хозяйства и его включением в общемировой процесс глобализации! Во многих случаях интеграция национальной экономику в мировую ведет не к ускорению роста, а наоборот, к его замедлению и качественному ухудшению. 5. Качества самой модели экономического роста, которая должна быть инновационной и нацеленной на повышение эффективности производства и потребления. Динамичное развитие экономики не вписывается в комплекс существующих ограничений со стороны как конечного спроса, так и имеющихся ресурсов - их нужно расширять. 6. Механизма согласования и балансирования интересов различных участников социальных и экономических процессов. Экономический рост никогда не бывает равномерным – он всегда сопровождается структурной ломкой, нарастанием дифференциации и напряженности между отдельными сегментами хозяйства, перераспределением ресурсов из отстающих секторов экономики, социальных групп, территорий в интенсивно развивающийся уклад. Роль государства в рыночной экономике проявляется и реализуется через его функции. К наиболее важным экономическим функциям государства относят: 1. Формирование и развитие законодательно-нормативной базы функционирования экономики, включая: а) разработку правовых норм, законов, различных актов, которые предоставляются всем экономическим субъектам только государством и никем иным; b) разработку системы норм регулирования экономических отношений между правительством, бизнесом, работниками, потребителями; с) определение прав собственности. 2. Защиту и стимулирование конкуренции посредством: а) создания условий, при которых конкуренция будет рассматриваться как основной фактор развития экономики, а интересы потребителей будут приоритетными по сравнению с интересами производителей; b) ограничения монополии, как фактора наносящего ущерб основным участникам рынка в результате нерационального распределения и использования ограниченных ресурсов. 3. Стимулирование структурного обновления экономики. Эта функция осуществляется такими мероприятиями как: а) создание особого налогового режима для компаний, ведущих активную инновационную деятельность; b) принятие законов, стимулирующих высокотехнологичный и наукоемкий бизнес, а также наиболее перспективные его виды; с) финансовая, социальная и инфраструктурная поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.п. 4. Создание системы встроенных регуляторов экономики для сглаживания ее циклических колебаний. Это должно делаться в целях обеспечения условий для поддержания равновесного кругооборота доходов и расходов. 5. Разумное перераспределение дохода и богатства. Данная функция проистекает из того факта, что широко распространены случаи резкого нарушения функционирования рынка, связанные с внешними эффектами. Внешние (экстернальные) эффекты - это выгоды и издержки участников рынка, обусловленные независящими от них переливами рациональных и нерациональных факторов и результатов хозяйственной деятельности в целом. Внешние эффекты подразделяются на побочные эффекты и эффекты общественных благ. Побочные эффекты, или издержки перелива, связаны с тем, что рыночная экономика создает блага не только с положительной полезностью, но и с отрицательной, в первую очередь, - загрязнение окружающей природной среды и нарушение нормального воспроизводства экосистем. В такой ситуации кто-то из экономических субъектов выигрывает, но кто-то и несет неоправданный экономический ущерб. Эффекты общественных благ связаны с тем, что существуют такие блага, производство которых не в состоянии осуществить рынок сам по себе. Но обеспечение таких благ, как услуги государственной инфраструктуры, обороны, правопорядка, здравоохранения, образования и т.п., рационально для всех. Поэтому их создание берет на себя правительство. Издержки перелива государство трансформирует во внутрифирменные издержки с помощью законодательной системы и налогообложения. Трансформация выгод перелива достигается посредством увеличения спроса, предложения, производством товаров и услуг государственными предприятиями.
2. Методологические основы государственного регулирования экономики
Современная национальная экономика выступает как агрегированный объект государственного регулирования. Можно выделить три блока объектов: 1. Макроэкономические объекты: а) экономический рост национального хозяйства; b) структура национального хозяйства; с) региональная политика; d) инвестиционный климат; е) цены и ценообразование; f) антиинфляционная политика; g) научно-техническая и инновационная политика; h) государственный сектор; i) предпринимательство; j) антимонопольная политика; к) теневая экономика. 2. Денежно-финансовые объекты: a) денежно-финансовое обращение; b) условия хранения и накопления капитала; c) налоги и налогообложение; d) государственный долг (внутренний и внешний); e) платежно-торговый баланс страны; f) экспортно-импортные операции. 3. Социальные и экологические проблемы: a) занятость, безработица, миграционные процессы; b) социальная защита и социальное обеспечение; c) образование; d) здравоохранение; e) охрана окружающей природной среды. Особняком стоит государственный сектор экономики, являющийся одновременно и объектом, и инструментом государственного регулирования. Под субъектом государственного регулирования экономики обычно понимается само государство, хотя есть основания считать такую точку зрения весьма упрощенной. На современном этапе развития эффективность государственной экономической политики прямо зависит от глубины национального общественного согласия и масштабов привлечения к управлению социально-экономическими процессами общественных организаций, различных ассоциаций, профессиональных союзов и т.п. Государственное регулирование экономики предполагает обоснование и достижение определенных целей, которые взаимосвязаны между собой и образуют многоуровневую систему. Исходя из функций государства, можно выделить следующие уровни целей: I. Глобальный уровень. На этом высшем уровне формулируется главная цель национального социально-экономического развития - непрерывный рост благосостояния общества в целом и каждого его члена в отдельности. II. Генеральный уровень. Ему соответствуют цели, достижение которых в комплексе позволит приблизиться к достижению глобальной цели. Они носят интегрированный макроэкономический характер и являются ключевыми индикаторами "правильности" социально-экономического развития. III. Стратегический уровень. На этом уровне генеральные цели конкретизируются до стратегических, которые неразрывно связаны с конкретными объектами госрегулирования. Стратегические цели также связаны между собой. Их состав не должен быть неизменным - его необходимо интерпретировать с учетом изменений экономической и политической ситуации в стране, социальных приоритетов, степени "зрелости" экономического развития страны и т.д. Говоря о методологии государственного регулирования экономики, прежде всего имеют в виду соответствующие теоретические модели. В настоящее время нет устоявшейся и однозначной классификационной системы моделей такого рода - ученые формулируют ее по-разному. Тем не менее, экономисты-исследователи дифференцируют модели по двум главным критериям - степени вмешательства государства в экономику и характеру такого вмешательства. А. Шишов выделяет три модели госрегулирования национальной экономики: классическую; кейнсианскую и институционально-социальную. Классическая модель предполагает минимальное вмешательство государства в экономику. В соответствии с классической концепцией государство должно мягко воздействовать на "правила естественной игры" экономических субъектов, вытекающие из законов рынка. Однако оно должно жестко реагировать на отклонения отдельных участников от "естественных правил": уход от конкуренции; стремление к монополизации рынка; покушение на чужую собственность и другие. Для этого государство использует силовые институты - суд, налоговые органы, полицию, армию. Кейнсианская модель, наоборот, предполагает активное и, по возможности, максимально допустимое вмешательство государства в экономику с целью минимизации ее циклических колебаний, приводящих к потерям ресурсов и продуктов всеми участниками рынка. По мнению Дж. М. Кейнса и его последователей, одной из функций государства (правительства) является слежение за состоянием параметров рынка. Любое воздействие, нарушающее равновесие, должно быть зарегистрировано и, на базе встроенных стабилизаторов, направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста. Основоположником теории государственного регулирования экономики можно по праву считать выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883 - 1946). С 1930-х гг. мировая экономическая наука развивалась под сильным влиянием его учения, получившего название кейнсианство. Кейнсианство приобрело мировую славу из-за своей главной политико-экономической установки - обоснования необходимости государственного регулирования хозяйственных процессов.
Джон Мейнард Кейнс окончил Кембриджский университет и в 1908 г. стал профессором кафедры политэкономии названного университета. Он имел фундаментальные знания не только в области экономики, но и математики, а также логики. Его учителями были А. Маршалл и А. Пигу, видные представители неоклассической школы. Кейнс удачно сочетал научную деятельность с бизнесом и политикой. С 1929 г. успешно работал на руководящих должностях в финансовой системе Великобритании и Банке Англии, за что получил титул лорда. Главным его научным трудом является книга "Общая теория занятости, процента и денег", изданная в Нью-Йорке в 1936 г. Концепция Кейнса была положена в основу правительственных мер по выводу экономики США из кризиса начала 1930-х гг., реализованных президентом Ф. Рузвельтом. После успешного опыта США, концепцию Кейнса приняли почти все ведущие страны Запада.
Концепция Кейнса сложилась после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. и содержала важный вывод о невозможности саморегуляции рыночного хозяйства. В ней акцентировалось внимание на решении двух проблем, характерных для периодов кризиса: проблемы спроса и проблемы безработицы. Именно на решении этих проблем должно сосредоточиться государство, чтобы выйти из экономического кризиса наиболее безболезненно и уменьшить размеры социально-экономических потрясений в будущем. На рис. 1 изображена общая схема стимулирования спроса по Кейнсу.
Рис. I. Кейнсианская концепция стимулирования спроса
Институционально-социальная модель предусматривает реализацию трех функций государства путем его исторически обусловленного оптимального вмешательства в экономическую жизнь общества через силовые, экономические и социальные институты (факторы). Реализация этих функций государством должна обеспечивать минимум отрицательных и максимум положительных внешних эффектов в хозяйственной жизни, дополняя тем самым сумму полезных эффектов внутри самой рыночной системы. Данная модель является наиболее сложной из всех трех.
3. Этапы изменения роли государства в развитии экономики. Эволюция методов государственного регулирования. Роли государства: 1. Институт политической власти. С древнейших времен до Средневековья. Предпосылка возникновения данной роли — появление частной собственности и классов. Государство как институт политической власти появилось в период возникновения частной собственности и классов. Одним из главных признаков формирования государственной организации явилось выделение из общества особого слоя людей, выполняющих управленческие функции и наделенных особыми правами и властными полномочиями. Так, постепенно складывалась система государственного принуждения, а регулятором взаимоотношений людей являлись уже не обряды и обычаи, а право 2. Государство как ночной сторож. (15-16вв — сер. 19в.) Роль государства ограничивалась выполнение функций, связанных с обеспечением безопасности граждан, сохранности их имущества и защитой прав собственности и созданием необходимой правовой базы для экономических отношений. 3. Институт макроэкономического регулирования. В материальном производстве стали происходить существенные изменения. Они были связаны с увеличением масштабов производства, технологии производственного процесса и номенклатуры выпускаемых изделий. В этот момент изменилась роль государства в экономике и государство стало активно вмешиваться в течение экономических процессов; происходит расширение экономических функций государства: усиление концентрации и централизации производства, усложн ение экономических связей и обострение социальных проблем. Государство начинает активно вмешиваться в регулирование экономики. Постепенное расширение экономических функций государства с конца XIX в. проходит три этапа. 1) от первой мировой войны до Великой депрессии 1929—1933 гг. В этот период государство начинает активно вмешиваться в регулирование экономических процессов, пытаясь ограничить монополистические тенденции, со здавая государственный сектор в экономике. Однако это вмешательство ограничивается в основном отраслями военного пр оизводства. В остальных отраслях господствовали частнокапиталистические методы хозяйствования. 2) от мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. до второй мировой войны. В этот период в истории общества возникает система постоянного и активного участия государства в управлении рыночным хозяйством. Развиваются государственные формы антициклического регулирования экономики, а также элемент ы планирования. Такая политика получила выражение в увеличении государственной собственн ости, росте объема государственного бюджета, который стал использоваться не только на содержание госаппарата, но и для финансирования государственной и частной деятел ьности. Наряду с бюджетно-налоговой для регулирования макроэкономических пропорций государство активно использует денежно-кредитную политику, н аправленную на стимулирование капиталовложений, решение социальных проблем. 3) после второй мировой войны до середины 50-х гг. В отличие от предыдущего этапа этот этап характеризуется тем, что антициклическая политика дополняется системой мер по стимулированию темпов экономического роста. В этот период государство принимает самое активное участие в развитии ключе вых отраслей промышленности, создании эк ономической и социальной инфраструктуры. Этот этап подготовил необходимую материальную почву для следующего этапа, который получил название «золотого века капитализма».
Период: конец 19 — сер. 20 вв. 4. Социалистическое государство. Период: сер. 1950-сер 1970гг. Государство активно регулирует социально-экономическое положение граждан и развивает экономические основы на всех территориях страны. Главными целями страны являются полная занятость, стабильность цен и равновесие платежного баланса страны. 5. Эффективное государство. Период: сер. 50Х гг.-настоящее время. В этот период государство отказывается от реализации ряда социальных программ и перекладывает решение многих социальных проблем на другие хозяйственные субъекты. За государством осталось решение тех проблем, которые рынок сам по себе решить не мог: социальное равенство, оборона и т.д. 6. Глобализация и формирование «баланса интересов». Процесс глобализации как новая форма или новый этап в развитии современного мирового хозяйства в конце XX в. имеет свои особенности: 1) основа глобализации — интернационализация производства, институциональной формой которого выступают транснациональные корпорации (ТНК). Хотя выход капитала за национальные рамки начался еще в начале XX в., однако сегодня он значительно усилился. Сегодня международное производство и соответствующая ему международная торговля по своему содержанию преимущественно не меж-, а внутриотраслевая торговля, основанная на внутриотраслевой специализации отдельных стран. 2) стремительный рост финансовых рынков (валютных, фондовых, кредитных), которые оказывают большое влияние на сферу торговли и производства. Причем если еще недавно финансовые рынки обслуживали реальный сектор экономики, то сегодня эта сфера приобрела самостоятельное значение, что привело к резкому возрастанию числа финансовых спекуляций. 3) регионализация экономической деятельности (например, Западная Европа, США и Латинская Америка и др.). На базе этого возникают широкие замкнутые экономические пространства, в рамках которых снимаются какие-либо препятствия для торговли, свободного передвижения капитала и людей. 4) глобализация воздействует на культуру, мораль, жизненные ценности, искусство. В системе глобальной экономики находятся телевидение, видеопроизводство, издательская деятельность. Все перечисленные тенденции оказывают существенное влияние на функционирование институтов гражданского общества, отчасти разрушая их. Выход капитала за национальные рамки и функционирование его в мировом масштабе, пренебрежения национальными границами ведут к тому, что государство как средство достижения общественного компромисса внутри страны постепенно разрушается. Соответственно меняются и его экономические функции. С одной стороны, международный капитал не может подчиняться какому-то одному национальному правительству. По своей природе он интернационален и его развитие неизбежно сопровождается формированием соответствующего мирового правительства в виде международных экономических и финансовых институтов. С другой стороны, в мировом масштабе еще не сложились такие механизмы, которые противостояли бы узкоэгоистическим интересам мирового капитала и позволили бы учесть при выработке экономических решений и стратегии международных финансовых институтов интересы всех социальных групп, представленных в тех или иных странах. То есть «баланс интересов», который в конечном счете был достигнут благодаря созданию институтов гражданского общества внутри отдельных стран и благодаря чему государства большинства стран превратились в «социальные государства», сегодня вследствие глобализации существенно подорван. Это и является, на наш взгляд, одной из главных причин перехода в конце XX в. в большинстве стран от политики «социального государства» к политике «эффективного государства». Переход к политике «эффективного государства» — это пример нарушения «баланса интересов» под воздействием глобализации. Глобализация экономической жизни в том виде, как это было представлено выше, существенно усилила позиции капитала не только в масштабе мирового хозяйства, но и внутри стран. И такому усилению неспособно противодействовать даже самое сильное государство.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 949; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.110.139 (0.013 с.) |