Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория бюджетного федерализма

Поиск

Как уже говорилось выше, финансовые ресурсы государства находят­ся не только в распоряжении его центральных органов, но и региональных (или территориальных). При этом, решения, принимаемые на федеральном уровне, значительно влияют на бюджетную политику регионов. Это про­исходит потому, что в большинстве стран, в т.ч. и в России, региональные бюджеты формируются в преобладающей степени за счет отчислений от федеральных налогов, а также за счет финансовой помощи из общенацио­нального бюджета. Объяснить взаимоотношения между бюджетами разно­го уровня и определить направления совершенствования в построении бюджетной системы государства призвана теория бюджетного федера­лизма.

Децентрализация в системе государственных финансов уместна в той мере, в какой она позволяет эффективнее выполнять функции данной сис­темы, т.е. удовлетворять потребности в общественных благах (товарах и услугах, необходимых для обеспечения качественной жизни общества в Целом: оборона; безопасность; здравоохранение; образование; наука и т.п.) и перераспределении доходов. В компетенции государства находится по­иск оптимального решения вопроса: с помощью бюджета какого уровня организовывать создание общественных благ определенного вида - феде­рального или регионального.

Общественные блага могут быть: общенациональными (например, оборона, национальная безопасность, фундаментальная наука, националь­ные музеи) и локальными (коммунальные и жилищные услуги, региональ­ные системы здравоохранения и образования, региональная экологическая безопасность). Бюджетный федерализм, предполагающий определенную степень децентрализации управления бюджетным процессом, в принципе способен быть эффективным, если:

a) децентрализованно принимаются решения, относящиеся к поставке тех общественных благ, выгоды от которых в основном локализуются на данной территории;

b) локализацию выгод предполагается в существенной степени со­вместить с территориальной локализацией издержек; иначе говоря, жители региона берут на себя преимущественную ответственность за финансиро­вание поставки локальных общественных благ;

c) предпочтения, относящиеся к локальным общественным благам, в большей степени различаются между регионами, чем внутри регионов; иначе говоря, население региона в некотором смысле более однородно, чем население страны в целом.

Участие федеральных органов в формировании финансовых ресурсов для решения региональных проблем, а региональных – для решения местных проблем имеет два теоретических основания:

I. Пределы распространения выгод от локального общественного блага не всегда совпадают с административными границами. Если имеют место позитивные внешние эффекты, то для оптимальной аллокации ре­сурсов требуется, чтобы регион, за счет которого производится данное благо, получал компенсацию извне. Очевидно, что это удобно сделать в рамках бюджета, стоящего выше по иерархии.

II. Аллокационные процессы связаны с распределительными. Прин­ципы социальной справедливости требуют обеспечить всему населению страны определенный минимум как денежных доходов, так и потребления ряда локальных общественных благ. Но ресурсные возможности регионов далеко неодинаковы и, несмотря на то, что поставка локальных общест­венных благ предпочтительней в децентрализованной форме, вышестоя­щему бюджету целесообразно прибегнуть к межрегиональному перерас­пределению доходов на своем уровне. Только так можно обеспечить реа­лизацию принципов социальной справедливости в пределах страны.

Один из важнейших принципов бюджетного федерализма заключает­ся в том, что функциям территориального бюджета должны соответство­вать его доходы.

Бюджеты территорий формируются, в основном, за счет трех типов доходов:

1) самостоятельно устанавливаемых и собираемых налогов;

2) долевых отчислений от налогов, поступающих в бюджеты более высокого уровня;

3) трансфертов (субсидий, дотаций, субвенций), перечисляемых из вышестоящего бюджета.

При прочих равных условиях, желательно, чтобы доля трансфертов в доходах бюджетов была невысокой, т.к. они сковывают самостоятельность в проведении бюджетной политики территории. Преобладание собствен­ных, устанавливаемых в регионе, налогов в доходной базе территориаль­ного бюджета (американская модель бюджетного федерализма) обеспе­чивает максимальную гибкость и самостоятельность бюджетной политики региона. Высокая доля отчислений от федеральных налогов в пользу тер­риторий характеризует единство бюджетной политики в масштабе всей страны (германская модель бюджетного федерализма). Для современной России больше характерна германская модель.

 

Природе рыночной экономики свойственна тенденция к децентрали­зованному размещению бюджетных ресурсов. Вместе с тем, развитие бюджетного федерализма в сторону децентрализации идет постепенно, т.к. зависит не только от законодательной базы, но и от социально-экономических факторов. И в зрелой рыночной, и в переходной экономике степень децентрализации лимитируется значением экстерналий и эконо­мии на масштабе, а также требованиями перераспределения.

 

Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика – часть экономической политики государства, которая направлена на борьбу с инфляцией, поддержание курса национальной валюты и обеспечение нормальных финансовых условий функционирования рынка.

Цели ДКП:

1. Поддержание равновесия цен на рынке

2. Контроль и регулирование денежных масс в обращении

3. Борьба с инфляцией

4. Регулирование курса национальной валюты

5. Регулирование экономического цикла

6. Участие в регулировании структуры экономики

7. Обеспечение реального сектора экономики кредитными ресурсами.

ДКП проводится путем применения денежно-кредитных инструментов:

1. Эмиссия денег.

Имеет 3 функции:

· Обеспечивающая: с помощью денег государство обеспечивает экономику средствами обращения, платежа, наполнения для нормального функционирования экономики. Количество денег необходимое для функционирования экономики рассчитывается исходя из стоимости товаров и скорости обращения денег.

MV=PQ

M – количество денег

V – скорость обращения

P- цена

Q – количество товаров

· Покрытие дефицита государственного бюджета в критической ситуации, когда других источников финансирования нет

· Регулирующая: выпуская денежные знаки в разумных пределах государство может оживлять экономику, выпуская денежные знаки, либо снижать цены, сокращая количество денег в экономике.

2. Изменение учетной ставки.

Учетная ставка - %, которые взымается при переучете векселей, которые передаются коммерческим банкам от ЦБ и коммерческие банки получают их в виде обеспечения кредитами либо %, который взымается с частных банков при выдачи им кредита ЦБ. МО кредиты коммерческих банков, которые выдаются всем субъектам экономической деятельности содержат в себе данную учетную ставку и всегда выше, чем учетная ставка %.

При повышении ставки повышается цена заемных DC, поэтому снижается спрос на заемные DC и как следствие снижается деловая активность. При снижении учетной ставки некоторые изменения учетной ставки осуществляются небольшими массами, чаще по 0,25%, реже по 0,5%.

Изменения учетной ставки. Изменение официальной учетной став­ки имеет далеко идущие последствия для внешнеэкономических позиций страны, состояния ее платежного баланса и ус­тойчивости национальной валюты. В условиях всеобщей либера­лизации международного движения краткосрочного капитала, т. е. «горячих денег», потоки этого капитала чутко реагируют на три индикатора: учетную ставку центрального банка, уровень налого­обложения доходов на банковские вклады и перспективы измене­ния курса национальной валюты. При неизменности двух по­следних индикаторов определяющее воздействие на направление потока отечественного и иностранного краткосрочного капитала (в страну или из страны) оказывает изменение учетной ставки. А это, в свою очередь, отражается на состоянии платежного баланса и национальной валюты.

 

3.Количественное ограничение кредита. Преследует те же цели что и изменение учетной ставки, но проводится административными средствами.

КОК Количественное ограничение кредита — это установление пре­дельной суммы, на которую центральный банк переучтет векселя и примет в залог ценные бумаги коммерческих банков. Предель­ные суммы кредитования зависят от целевой установки по регули­рованию хозяйственного цикла: стимулирование деловой актив­ности или ее торможение.

осуществляется 3 способами:

· Административный

В случае нарушения – разрыв отношений с ЦБ и отзыв лицензии у коммерческого банка

· Экономический

За нарушение - штраф или временное замораживание средств в коммерческом банке.

· Добровольное согласие

Коммерческие банки самостоятельно выполняют все предписания ЦБ.

2. Изменение обязательных минимальных резервов.

ОМР – часть средств коммерческого банка, которая размещена на депозитах ЦБ. Размещение на счетах ЦБ является обязательным.

ЦБ при этом решает следующие задачи:

· Обеспечить устойчивость банковской системы

· Обеспечить минимальные выплаты вкладчикам банков, испытывающих трудности

· ЦБ создает дополнительные резервы для проведения ДКП

Для проведения этого инструмента существуют следующие ограничения:

· Размер данного минимального резерва (= месячные средства банка)

· Следует применять инструмент осторожно, МС существует возможность инфляции и возникновения избыточных денег в каких-либо секторах экономики.

· Создание и поддержание резервов центрального банка: обязательные резервы хранятся в центральном банке на бессрочных счетах. По решению руковод­ства центрального банка они могут увеличиваться и уменьшаться, но всегда на счетах остается какой-то минимум, который по мере развития банковского кредита, роста суммы срочных обязательств постепенно увеличивается.

· Обеспечения центрального банка мощным инструментом ГРЭ: если центральный банк снижает норму обязательных минимальных резервов, то размеры реального капитала в распоряжении банков увеличиваются, а так как капитал не может существовать без обращения, он вливается в экономику и стимулирует деловую активность. Повышение нор­мы минимальных резервов сокращает финансовую базу оператив­ной деятельности частных банков, сокращает прилив ссудного ка­питала в народное хозяйство.

· Операции на открытом рынке.

 

Операции на открытом рынке – приобретение или продажа ценных бумаг ЦБ, а также вливание финансов либо изъятие DC из экономики.

Этот инструмент имеет широкие возможности для применения, т.к. круг государственных органов, которые могут выпускать ценные бумаги, достаточно большой. Большая проблема заключается в том, чтобы регулировать эти ценные бумаги инвесторам.

Суть операций на открытом рынке состоит в изменении пред­ложения ссудного капитала в стране путем скупки или продажи ценных бумаг центральным банком, вливания финансовых средств в экономику или массовой продажи их (изъятие ликвидных средств). Покупатели государственных ценных бумаг изымают свои деньги из банков, отказываются от капиталовложений и приобре­тения товаров длительного пользования, вследствие чего сокра­щаются возможности финансового развития экономики; при скупке ценных бумаг центральным банком ликвидные средства поступа­ют физическим и юридическим лицам и используются в народном хозяйстве.

 

Проблемы применения ДК средств:

Для того, чтобы государство могло применять ДК инструменты, необходимо наличие развития ДК инструментов: банковская система страны, четко описанное и действующие законодательство, наличие всех субъектов ДК отношений, стабильность экономики и ДКО.

 

Нормальное функционирование финансового рынка в стране — одно из обязательных условий эффективного функционирования экономики, стабильности социального развития. Финансовый рынок — комплексный объект. По предметному признаку, т.е. по виду финансовых ресурсов, он состоит из трех сегментов: рынков денежных ресурсов, ценных бумаг и валютного рынка. Между ними существуют тесные взаимосвязи, обусловленные высокой степенью взаимной конвертируемости различных видов финансовых ресурсов (денежных средств в ценные бумаги, иностранной валюты в национальную и т.д.), наличием единых участников рынков (коммерческих банков, бирж), единых органов управления (Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ).Это предопределяет системность финансового рынка и механизма его государственного регулирования.


Значительная доля хозяйственного оборота в экономике, а также социальных процессов обслуживается непосредственно денежно- кредитным механизмом. Возникновение и развитие денежного рынка обусловлено тем, что в хозяйственной деятельности у ее субъектов постоянно возникает дополнительный спрос на деньги, удовлетворение которого позволяет расширить масштабы деятельности, повысить ее эффективность, с меньшим объемом собственных денег удовлетворить потребности хозяйственного оборота.

Возникает дополнительный денежный спрос и у населения, удовлетворение которого позволяет повысить уровень, качество жизни людей.

Одновременно в экономике и социальной сфере возникает относительный излишек денежных средств, так как доходы хозяйствующих

субъектов и населения превышают их текущие расходы.

Временно свободные деньги возникают у юридических лиц по различным причинам и в различных формах: в форме накапливаемой части прибыли, предназначенной для финансирования реконструкции, технического перевооружения, расширения производства, нового строительства и других целей, в виде амортизационного фонда, а также в результате возникновения временного разрыва между перечислением денег на счета поставщиков и фактическими отгрузкой, получением покупателями товара, между начислением и выплатой заработной платы и т.д. Временное высвобождение денег у населения происходит в результате необходимости

их накопления для приобретения дорогостоящих товаров (жилья, транспортных средств, мебели и др.), потребления дорогостоящих услуг туристических фирм, санаториев, домов отдыха и др. Временно свободные денежные средства могут образоваться и у государства, муниципальных органов управления в виде положительного сальдо федерального и муниципального бюджетов.

Инфраструктуру денежного рынка образует банковская система, в составе которой по характеру выполняемых функций различают два уровня. На первом, верхнем, функционирует Центральный банк РФ (Банк России), на втором, нижнем — коммерческие банки. Торговля деньгами осуществляется посредством кредитования на основе принципов возвратности, срочности, платности, обеспеченности, целевого использования средств. Банк России непосредственно кредитует коммерческие банки и осуществляет руководство банковской системой страны Коммерческие банки выдают кредиты хозяйствующим субъектам, населению. Функции покупателя и в меньшей степени продавца денег выполняют также Сберегательный банк РФ, его территориальные подразделения, деятельность которых в отличие от коммерческих банков ориентирована в большей степени на обслуживание населения.

Государственное регулирование денежного рынка направлено, прежде всего на то, чтобы временно свободные денежные средства поступили на рынок, т.е. в банковскую систему, и чтобы эти средства были востребованы покупателями и потреблены с максимальной экономической и социальной эффективностью. Следующая по значимости цель регулирования — достижение структурной сбалансированности спроса и предложения денег. Особенно актуально для современных условий России формирование оптимальных соотношений краткосрочного (до 1 года), среднесрочного (от 1 до 5 лет), долгосрочного (более 5 лет) кредитования. Значимость достижения этого вида структурной сбалансированности рынка определяется тем, что экономическое и социальное развитие включает в себя процессы различной продолжительности и суммарный эффект инвестирования кредитных ресурсов в большой мере зависит от того, насколько полно будет проинвестирована вся их совокупность. Между тем за последние 10 лет при общем очень значительном сокращении объема инвестиций в большей степени имело место сокращение среднесрочных и в особенности долгосрочных инвестиций, что очень отрицательно отразилось на состоянии основных фондов, техническом уровне, научном обеспечении развития экономики и социальной сферы.

Основные функции государственного регулирования денежного рынка выполняет Центральный банк РФ. Регулирующий механизм должен быть сориентирован на факторы, определяющие масштабы спроса и предложения денежного товара, их структуру.
Предложение денег зависит от масштабов хозяйственной деятельности, ее эффективности (рентабельности), от уровня денежных

доходов населения, структуры их расходования и других факторов.

Наибольшее влияние на объем денежного предложения оказывают два источника — денежные средства предприятий, хранящиеся на банковских счетах, и сбережения населения. Роль первого источника в годы реформ снижалась в результате сокращения объемов производства, снижения уровня рентабельности. По мере стабилизации и последующего экономического роста доля средств предприятий в объеме банковских кредитных ресурсов
станет повышаться.

В странах с развитой рыночной экономикой, социально-ориентированной государственной политикой очень высока доля второго источника. В нашей стране роль этого источника значительно ниже. Во-первых, уровень денежных доходов населения относительно низкий, не позволяющий большому количеству граждан накапливать средства. Во-вторых, большая доля свободных денег населения остается на руках граждан, т.е. вне рынка, что объясняется недоверием населения к банковской системе как надежному месту хранения и приращения денег. Это недоверие возникло в результате отсутствия надежного механизма защиты вкладов населения.
Оно проявилось в том, что за истекшие годы реформ банковские вклады обесценивались (так как банковский процент по вкладам был ниже темпов инфляции, и реальная стоимость сбережений поэтому снижалась) и даже полностью утрачивались в результате банкротств кредитных учреждений, наиболее крупное из которых произошло в августе 1998 г. Поэтому в настоящее время очень актуальна для регулирующих органов задача создания надежного, эффективного законодательного механизма стимулирования превращения свободных денег населения в банковские вклады.

Значимость ее определяется тем, что даже в нынешних условиях относительно низкого уровня доходов населения объем свободных денег на руках граждан, по минимальным оценкам специалистов, достигает более 50 млрд долл. По мере полного преодоления кризисного состояния в экономике и социальной сфере, выхода страны на путь нормального социально-экономического развития сберегательные возможности населения должны возрастать.

Полное использование сберегательных возможностей населения позволит значительно увеличить инвестиционный потенциал страны, поскольку сбережения в последующем трансформируются в инвестиции через механизм денежного рынка.

 

Денежно-кредитная политика направлена на регулирование величины денежной массы, ставки процента и условий кредитования в целях стиму­лирования деловой активности, приводящей к сбалансированному эконо­мическому росту.

Основная цель денежной политики государства состоит в обеспечении реальной платежеспособности участников рынка. Ключевой фактор в дос­тижении данной цели - предложение денег.

Предложение денег имеет сложную природу. Рыночный механизм приводит к тому, что кроме государственных денежных знаков возникают и обращаются эмиссионные платежные средства негосударственных кре­дитных организаций, в первую очередь, коммерческих банков. Это означа­ет, что на определенном уровне развития денежного рынка они становятся второй, после государственной, частью эмитированных в обращение денег. Развертывается платежная макроэкономическая конкуренция и спрос на деньги определяется уровнем ликвидности разных платежных средств. В этом случае наименее ликвидные средства начинают обесцениваться и вы­тесняться из оборота (не являются здесь исключением и государственные денежные знаки).

В широком смысле денежная политика понимается как монетарная, т.е. определяющая способы воздействия государства на всю массу денег в целях формирования реального объема производства. В узком смысле она выступает в двух формах:

• как политика в отношении наличных денег в обращении;

• как политика в отношении квазиденег в обращении.

 

Изменение величины учетной ставки направлено и на повышение ус­тойчивости функционирования банковской системы. Ее уровень может быть стимулирующим и санкциональным. На стимулирующем уровне учетной ставки - ниже ставки рефинансирования - Центральный банк пре­доставляет кредиты коммерческим банкам с хорошей репутацией, способ­ным преодолеть временные трудности самостоятельно. Санкциональная ставка выше ставки рефинансирования и применяется, в основном, к спе­кулятивным банкам, которые не занимаются привлечением долгосрочных вкладов и инвестициями. Кредитование банков по данной ставке в конеч­ном итоге приводит к тому, что спекулятивные банки поглощаются рабо­тающими более эффективно с точки зрения национальной экономики.

Управление нормой обязательного резервирования позволяет прово­дить как рестриктивную, так и экспансионистскую монетарную политику. Рестриктивная политика направлена на снижение величины денежной массы, если ее объем по ряду причин может привести к нежелательным для национальной экономики последствиям: инфляции, ухудшению со­стояния платежного баланса страны и т.д. Экспансионистская монетарная политика, наоборот, имеет целью увеличение денежной массы, если это будет способствовать решению макроэкономических проблем.

Оба варианта монетарной политики можно представить следующей моделью:

где: DMS - изменение величины предложения денег в экономике;

DER - изменение избыточных резервов кредитных организаций;

МM - денежный мультипликатор;

rr – норма обязательных резервов в Центральном банке;

DD - объем депозитных вкладов в кредитных организациях;

RR - объем обязательных резервов на депозитах в Центральном банке;

ER - объем избыточных резервов кредитных организаций.

В данной модели полагается, что DD = const. Таким образом, в случае снижения Мм, ER и роста rr и RR государство проводит рестриктивную монетарную политику, а при росте Мм, ER и снижении rr и RR - экспан­сионистскую.

Количественная модель предложения денег в экономике (по Фишеру) может быть записана в виде:

MSV = NI=QP

где: MS - предложение денег; V - скорость обращения денег; NI - национальный доход; Q - реальный объем национального дохода; P - уровень цен.

Данное равенство можно преобразовать в линейную модель процент­ных приростов указанных показателей:

DMS% + DV% = DNI% = DQ% + DP%

Модель процентных приростов дает возможность точнее представить взаимосвязь факторов, определяющих состояние национальной экономики, в результате влияния государственной монетарной политики на предложе­ние денег - MS.

В теоретической экономике существуют различные концепции де­нежно-кредитного регулирования. Наиболее известными являются кейнсианская и монетаристская.

В основе кейнсианской концепции лежит капиталотворческая теория кредита - Кейнс рассматривал влияние денег на динамику экономического цикла через норму процента. Исходя из решающей роли спроса по отно­шению к производству, он сформулировал факторы, воздействующие на конъюнктуру: занятость; использование производственных мощностей; спрос на предметы потребления, средства производства. При высокой ставке процента на ссудный капитал у предпринимателей возникает жела­ние держать свой капитал в денежной форме. Поэтому государству нужно снижать процентную ставку, чтобы повысить у предпринимателей стимул к инвестициям и наоборот, повышать ставку процента если требуется инвестиционную активность ограничить.

Реализация этой концепции давала хорошие результаты в 1950-1960-е гг. в ряде стран Запада, когда рынки были еще достаточно конкурентными. Усиление их монополизации, а также рост безработицы в 1970.-х гг. пока­зали, что в этих условиях рецепты Кейнса становятся уже малоэффектив­ными. Тогда и возникла новая концепция денежно-кредитного регулирова­ния - монетаристская.

Монетаристы и их лидер М. Фридмен исходят из того, что капита­листическая экономика внутренне достаточно устойчива и способна к саморегулированию. При этом необходимым условием для полного проявле­ния механизмов саморегулирования является стабильность денежного об­ращения и цен. По их мнению, главным ориентиром денежно-кредитной политики должен быть объем предложения денег - денежная масса. Плав­ный рост денежной массы определяет устойчивое развитие национальной экономики.

В настоящее время концепция монетаристов нашла широкое приме­нение во многих странах. Это свидетельствует о ее адекватности состоя­нию современной экономики и способности решать возникающие в ней проблемы.

 

Антимонопольная политика

Антимонопольная политика государства — одно из направ­лений государственного регулирования экономики, представляющее собой комплекс мероприятий, которые направлены на формирова­ние нормальной конкурентной среды. Антимонопольная политика государства реализуется в первую очередь в совокупности антимонопольных (антитрестовских) зако­нов, которые призваны установить «правила игры» на конкурентном рынке. Конкретная программа антимонопольной политики разраба­тывается и проводится правительством.

С помощью антимонопольной политики государство реализует свою функцию по защите и стимулированию конкуренции. Данная политика ос­новывается на выводе, что общество несет определенные экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией. Следова­тельно, государству необходимо препятствовать чрезмерному росту моно­полизации различных сегментов национального рынка.

 

Антимонопольное законодательство — стержень антимоно­польной политики. В нем закреплены основополагающие правила де­ятельности хозяйствующих субъектов на рынке. Главная задача антимонопольного законодательства - создание условий для эффективного развития экономики страны.

Задачи антимонопольного законодательства:

§ обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства;

§ снятие всех преград на пути конкуренции на правовой основе;

§ определение правового режима ответственности за монополь­ные действия и нарушение правил конкуренции.

В экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию экономики принято различать две основные его моде­ли: американскую и европейскую.

Американская модель строится на принципе запрещения монопо­лии как структурной единицы независимо от социально-экономичес­ких последствий ее деятельности. Такой методологический подход называется структуралистским и его сторонники считают, что отрасль, имеющая монополистическую структуру будет вести себя как монополист. Американский вариант антимонопольного регулирования предполагает применение правовых рычагов воздействия и судебное преследование на­рушителей.

Европейская модель в отличие от американской делает упор на прин­цип контроля за злоупотреблениями. Такой подход, называемый бихе­виористским, акцентирует внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. Такой подход требует создания специальной системы административных органов, призванных постоянно анализировать и контролировать состояние кон­куренции на различных рынках. В случае необходимости эти органы используют корректирующие, регулирующие и запретительные меры преимущественно административного характера. Считается незаконной не всякая монополия, а лишь та, которая несет негативные для общества со­циально-экономические последствия. В последнее время все больше стран начинают использовать в своей практике европейскую модель.

Антимонопольное регулирование подчинено главной задаче — не­допущению монополизации рынка отдельными фирмами. Оно вклю­чает методы административного (законодательного) и методы нор­мативно-ориентированного (корректирующего) воздействия.

 

Естественной монополией является предприятие или организация, производящая продукцию, удовлетворение спроса на которую в силу технологических особенностей производства эффективно при отсут­ствии конкуренции. Для естественных монополий обычно устанавливается “справедливый” доход, когда цена их про­дукции равняется средним издержкам. Однако такая ситуация, как правило, влечет за собой потерю предприятием-монополистом сти­мула к снижению издержек.

Цель государственного регулирования естественных монополий дво­яка: она состоит, с одной стороны, в том, чтобы защитить общество от всевластия монополистов на рынках путем регулирования цен и регламентации качества обслуживания, а с другой — обеспечить ус­ловия их эффективного развития.

При регулировании естественных монополий применяется ком­бинация следующих мер:

установление предельных цен на продукцию (услуги) монопо­листа;

установление фиксированной цены на продукцию;

установление предельного коэффициента изменения цен;

установление режима свободных цен.

Европейская модель делает упор на принцип контроля за злоупотреб­лениями. Этот подход получил название бихевиористский и, в соответст­вии с ним, власти акцентируют внимание не на структуре отрасли, а на по­ведении отдельных хозяйствующих субъектов. Считается незаконной не всякая монополия, а лишь та, которая несет негативные для общества со­циально-экономические последствия. Данная модель требует создания специальной системы административных органов, призванных постоянно вести мониторинг функционирования рынков и отслеживать динамику их конкурентности.

В последнее время все больше стран начинают использовать в своей практике европейскую модель.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.101 (0.012 с.)