Тема 4. Бюджетный федерализм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Бюджетный федерализм.



 

Программная аннотация

Сущность и принципы бюджетного федерализма. Основные понятия бюджетного федерализма: бюджетное регулирование, бюджетный процесс, межбюджетные отношения, межбюджетное выравнивание, вертикальная и горизонтальная сбалансированность бюджетов.

Модели бюджетного федерализма: фискальная, бюджетно-налоговая и конкурентная. Их сущность, положительные характеристики и недостатки, возможности использования в Российской Федерации.

Особенности российского бюджетного федерализма: политико-административные и социально-экономические. Этапы развития бюджетного федерализма в России. Создание многоуровневой бюджетной системы, "стихийная" децентрализация, застой межбюджетных отношений и кризис региональных финансов. Принятие Налогового и Бюджетного кодекса РФ, Федеральных законов «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации». Основные результаты реализации Концепции реформирования межбюджетных отношений в 1999-2001 г. Программа развития бюджетного Федерализма в Российской Федерации на период до 2013 года. Необходимость, цель и задачи программы. Стратегия и механизм реализации.

Методические указания к изучению темы

При изучении темы необходимо обратить внимание на содержание и взаимосвязь понятий бюджетного федерализма: бюджетное регулирование, межбюджетные отношения, межбюджетное выравнивание, вертикальная и горизонтальная сбалансированность бюджетов.

Бюджетный федерализм представляет собой систему отношений, направленных на поиск баланса интересов федерации и ее субъектов в целях достижения устойчивого территориального развития, обеспечения доступности потребления основных общественных благ населением. Бюджетный федерализм опирается на использование следующих бюджетно-налоговых механизмов: разграничение между всеми уровнями власти отношений по расходным полномочиям; соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления их полномочиям и ответственности; перераспределение финансовых ресурсов для сбалансирования бюджетов.

Становление и развитие бюджетного федерализма в России осуществляется с начала 90-х годов ХХ в., с момента создания многоуровневой бюджетной системы. Здесь необходимо обратить внимание на различные модели бюджетного федерализма, а также характеристики и черты, свойственные различным этапам его развития в Российской Федерации.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключаются особенности федеральных систем управления государством?

2. Приведите различные подходы к определению понятия «бюджетный федерализм». Укажите их принципиальные различия.

3. Дайте характеристику типов организации бюджетной системы государства с федеративным устройством и приведите примеры.

4. К какому типу бюджетного устройства тяготеет РФ и почему?

5. Сформулируйте и обоснуйте условия, необходимые для обеспечения эффективного функционирования любой модели бюджетного федерализма.

6. Сформулируйте общие принципы определения расходных полномочий того или иного уровня власти в федеративном государстве.

7. Раскройте механизм оказания финансовой помощи субъектам федерации в России. В чем состоят его достоинства и недостатки?

8. Каковы причины необходимости наличия выравнивающих трансфертов в механизме поддержки регионов?

9. Каковы функции и задачи федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ?

10. Что необходимо обеспечить для достижения сбалансированности бюджетов и наращивания бюджетного потенциала регионов России?

Рекомендуемая литература

Основная

1. Гражданский Кодекс РФ.

2. Налоговый кодекс РФ.

3. Алешин В.А., Зотова А.И. Финансы: учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 346 с.

4. Финансы и кредит: учеб. пособие / под ред. проф. В.А. Алешина. – М.: Вузовская книга, 2012. 472 с.

5. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. 2-е изд.; перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2010.

6. Финансы: Учебник / Отв. Ред. В.В. Ковалев. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010.

7. Финансы: Учебник для вузов / Под. Ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2011.

Дополнительная

1. Горегляд В. Программное бюджетирование в системе стратегического планирования в России // Федерализм. – 2012. - № 1 (65).

2. Ившина И. Причины учреждения федеративной государственности // Федерализм. – 2012. - № 2 (66).

3. Карпова Д.Д., Карандасов С.И. Программно-целевой метод планирования и финансирования как инструмент повышения эффективности государственных расходов // Финансы и кредит. – 2012. - №5.

4. Малиновская О.В., Скобелева И.П. Бюджетирование, ориентированное на результат: мировой и российский контекст // Дайджест-Финансы. – 2011. - №11.

5. Пешкова Х.В. К вопросу о субъектном составе межбюджетных отношений // Финансовое право. 2006. №9.

6. Шуба В.Б. Бюджетный федерализм: взгляды зарубежных исследователей // Финансы. 2004. №8.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.196.27 (0.007 с.)