Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетный федерализм: принципы и этапы развития в России.

Поиск

БФ – разделение полномочий м/у центральными органами власти, властями субъектов РФ и органами местного самоуправления в обл-ти финансов, в частности в бюдж сфере.

Бюджетная система РФ, в соответствии с 6 статьей бюджетного кодекса, подразделяется на три уровня: 1.Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов. 2. Бюджеты субъектов РФ. 3.Местные бюджеты. Способом построения бюджетных отношений между тремя уровнями бюджетной системы носит название бюджетный федерализм.

Принципы Бюджетного фед-ма:

  • самостоятельность бюджетов разных уровней. Самостоятельность бюджетов в данном случае означает:

1. закрепление за каждым уровнем власти собственных доходных источников и права самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств в рамках действующего законодательства;

2. недопустимость изъятия дополнительно полученных доходов в вышестоящие бюджеты;

3. компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами государственной власти и управления, бюджетам.

2. разграничение расходных обязательств между органами государственной власти и управления различных уровней;

3. соответствие объема расходных обязательств, возложенных на каждый уровень государственной власти и управления, доходным полномочиям;

4. наличие формализованного механизма корректировки дисбаланса между расходными обязательствами и доходными полномочиями каждого уровня власти;

5. наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями органов государственной власти и управления.

Этапы развития БФ в России:

В РФ бюджетный федерализм, как особая система межбюджетных отношений, начал развиваться с 1991 года, после образования РФ как самостоятельного государства.


Бюджетный федерализм прошел несколько этапов.
Первый этап - 91-93 год. Этап стихийной децентрализации бюджетной системы

не была создана законодательная база, которая устанавливала бы принципы и правила взаимоотношений между органами государственной и местной власти по распределению бюджетных средств. Это все привело к тому, что субъекты РФ начали проводить самостоятельную бюджетную политике и во взаимоотношениях с федеральным бюджетом появилась практика индивидуальных соглашений по объему финансовой помощи, передаваемой в региональные бюджеты.

Второй этап начался в конце 1993 года, после принятия закона РФ о бюджетном устройстве и бюджетной система РФ. Этот закон стал нормативной базой для организации новой системы межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения переводятся на стандартную основу. В 1994 году также был создан фонд федеральной поддержки субъектов РФ. Средства этого фонда формировались на первом этапе за счет НДС, поступавшего в федеральный бюджет, а с 1998 года – за счет всех доходов, поступавших в федеральный бюджет, за исключением таможенных пошлин и НДС и акцизов по импортным товарам.

Из этого фонда выплачивалась финансовая помощь субъектам РФ, у которых не доставало собственных доходов для финансирования расходов.

Третий этап начался в 2000 году, после введения в действие бюджетного кодекса РФ и одобренной правительством концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ.
Исходя из этих документов, межбюджетные отношения должны были строиться на основе единых нормативов и правил распределения доходов между бюджетами. При этом эти нормативы и правила должны были быть основаны на учете объективно обусловленных различий, налоговом потенциале и в расходных потребностях субъектов РФ.

Четвертый этап начался с 2003 года по настоящее время. Он связан с принятием правительственной программы развития межбюджетных отношений на период до 2005 года.
В основе развития межбюджетных отношений в этот период находится разграничение расходных бюджетных полномочий. Предполагается к 2005 году закрепить большую часть расходов за конкретными уровнями бюджетной системы и отказаться от совместно финансированных полномочий. При этом для расходов, которые могут финансироваться из нескольких бюджетов одновременно, вводится так называемая субсидиарная система финансирования, предполагающая установление точных нормативов финансирования расходов за счет конкретного уровня бюджетной системы.

Процесс создания финансово-бюджетного федерализма в России не закончился. Необходимо решить след проблемы: *Передача расходов из бюджетов верхнего уровня в бюджеты нижнего уровня должна быть полностью компенсирована одновременно передаваемыми доходами. Требует более четкого разграничения бюджетных полномочий между различными уровнями власти; *создания механизма межбюджетных отношений, основанного на принципах прозрачности, равенстве возможностей получения помощи и льгот для всех территорий.

 

Международные расчеты.

Международные расчеты- это регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим в связи с экономическими, политическими, научно-техническими и культурными отношениями между государствами, организациями и гражданами разных стран. Расчеты осуществляются через банки безналичным путем. Банки используют корреспондентские отношения с иностранными банками, которые сопровождаются открытием корреспондентских счетов "Лоро" (иностранных банков в данном банке) и "Ностро" (данного банка в иностранных). Внешнеторговые контракты предусматривают передачу товара или товарораспорядительных документов, которые пересылаются банком экспортера банку импортера или банку страны-плательщика, для оплаты в установленный срок. Расчеты осуществляются при помощи различных средств платежа, используемых в международном обороте векселей, чеков, банковских переводов.
Виды международных расчетов.
Аккредитивная форма расчетов - это обязательство банка произвести по просьбе клиента и в соответствии с его указаниями платеж экспортеру или акцептовать тратту. Аккредитив гарантирует продавцу платеж покупателя.

виды аккредитивов.
по форме- денежный и документарный;
по степени ответственности банка - отзывный и безотзывный;
по способу обеспечения- покрытый и непокрытый;
по способу использования- обычный и возобновляемый.
Документарное инкассо - обработка банком финансовых документов,
согласно полученной инструкции. Целью инкассо является получение акцепта; осуществление платежа; передача коммерческих документов против акцепта тратты.
Виды инкассо.
-документарное инкассо;
чистое инкассо.

Прямые платежи - не документарные, негарантированные платежи, в отличие от инкассовых и аккредитивных платежей прямой платеж не связан не какими условиями. Расчетным документом является чек, который бывает следующих видов: именной, ордерный, предъявительский.
Данная форма расчетов применяется при высоком доверии между экспортером и импортером; при отсутствии сомнения в платежеспособности плательщика; при стабильности политических, экономических отношений в стране импортера.
Клиринговые расчеты - расчеты по зачету взаимных требований, вытекающих из равенства товарных поставок и услуг.

В банке открывается клиринговый счет. В соглашении о клиринговых расчетов указывается объем клиринга, валюта платежа. Предусматривается система выравнивания платежей и схема окончательного сальдо по истечению срока соглашения.
Виды клиринга.
клиринг без права конверсии;
клиринг с ограниченной конверсией;
клиринг с полной конверсией.

 

33. Международные финансовые отношения. Понятие и сущность

Международные финансовые отношения явл отношениями по поводу предоставления займов, кредитов и вложения средств в экономику других государств. Уровень развития данного вида финансовых отношений определяются степенью развития национальных экономик стран, мировой экономики в целом, политической обстановкой, характером отношений между государствами. Чем более высоким уровнем характеризуется производство страны, чем более совершенно разделение труда и крепки связи между государствами, тем более существенными являются потоки капиталов между ними.

Международные финансовые отношения разворачиваются, прежде всего, в форме валютных операций, в ходе которых часть денежного капитала государств переводится в валюту или наоборот.

В настоящее время главными центрами международной финансовой деятельности являются страны Западной Европы, США и Япония. Их доходы от финансовых операций на международной арене часто превышают доходы от внешней торговли. Крупнейшими международными финансовыми организациями являются МВФ, ВТО, а также ряд специализированных фондов и различные международные банки.

Международные финансовые отношения складываются в форме международных кредитных и финансовых отношений, мировой торговли, взаимного предоставления странами международных услуг, производственного сотрудничества, международного туризма, научно-технических связей.

Большинство стран, участвующих в ведении мирового хозяйства, сегодня тесно связаны на уровне политических, экономических, научных и прочих сфер деятельности. Эти связи упрочаются все больше с течением времени, что приводит к расширению потоков денежных платежей, капиталов, кредитных ресурсов между отдельными странами. Международные финансы в связи с этим группируются по отношению к субъектам хозяйствования государств, по отношению государств и правительств других стран с хозяйствующими субъектами иностранных государств, по поводу взаимоотношений государств и субъектов хозяйствования с мировыми финансовыми организациями (структурами наднационального уровня).

Международные финансовые отношения по своему назначению опосредуются денежными потоками между отдельными субъектами разных государств. Такими субъектами могут выступать предприятия (отношения купли-продажи), правительства разных стран (по поводу кредитования других стран или кредитования государством иностранных субъектов другой страны) и т.д. Любые международные кредиты являются двусторонними отношения (предоставление кредита – его погашение и уплата процентов по нему).

Международные финансы своим функционированием отражают глобальные интеграционные процессы, идущие в современном мире. Они обеспечивают деятельность наднациональных структур через фонды, специально создаваемые для этого специальными международными организациями.

Повышение авторитета действующих международных финансовых организаций ведет к росту уровня финансовой централизации и переходу на единую денежную единицу.

34. Платежный баланс Российской Федерации.

Платёжный бала́нс — это «статистический отчёт, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определённый период времени»[1]. Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность.

 

35. Международные организации.

Международная организация - это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств - членов.

(НАТО, ЕС, НАФТА, МБРР,

Из многочисленных организаций занимающихся валютно-финасвыми проблемами (а их более 40) наиболее крупными являются: МБРР, МФК, МАР, МИГА (входят во всемирный банк), МВФ, ЕБРР.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) создан в соответствии с Соглашением, подписанным в Бреттон-Вудсе (США) в 1944г. Специализированное учреждение ООН. Целями МБРР являются:
* Оказание помощи в реконструкции и развитии территории государств - членов путём осуществления капиталовложений в продуктивных целях, в том числе для восстановления экономики, конверсии, производственных предприятий.
* Оказание содействия частным иностранным инвестициям путём предоставления гарантий или участия в займах и иных капиталовложениях.
* Содействие перспективному сбалансированному росту международной торговли и поддержке равновесия платёжных балансов путём стимулирования международных инвестиций в целях развития производственных ресурсов государств - членов, способствуя тем самым повышению производительности, жизненного уровня и улучшению условий труда на их территориях.
* Организация займов или их гарантии, с тем чтобы обеспечить приоритет осуществления наиболее полезных и неотложных проектов, независимо от их масштабов.
* Осуществление операций с должным учётом воздействий международных инвестиций на условиях деловой активности, а также оказания содействия в переходе от военной экономики к экономике мирного времени.

МБРР имеет отделение в Африке, Азии, Европе и Латинской Америке. Членами МБРР являются около 180 стран в том числе Россия. Штаб-квартира Банка расположена в Вашингтоне.

Международный валютный фонд (МВФ). Создан в соответствии с Соглашением, подписанным в Бреттон - Вудсе (США) в 1944г. Специализированное учреждение ООН.
В соответствии со статьёй 1 Соглашения 1944г. МВФ имеет следующие цели:
* Содействовать международному сотрудничеству путём обеспечения механизма для консультации согласованных действий по международным валютным вопросам.
* Способствовать сбалансированному росту международной торговли и тем самым содействовать высоким уровнем занятости и реального дохода и развитию производственных возможностей.
* Способствовать стабильности валют и упорядоченным валютным отношениям и избегать конкурентного обеспечения валют.
* Содействовать созданию многосторонней системы платежей и переводов по текущим операциям и стремиться к устранению валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.
* Временно предоставлять общие ресурсы Фонда государствам - членам при надлежащих гарантиях, с тем, чтобы они могли исправить нарушение равновесия их платёжных балансов, не прибегая к мерам, и наносящим ущерб процветанию на национальном и международном уровнях.
* Сократить продолжительность и масштабы дефицита платёжных балансов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.21 (0.01 с.)