Специфика развития северных регионов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика развития северных регионов



 

Наиболее сложными для государственного регулирования остаются северные регионы, которые объективно считаются проблемными не только в России, но и других странах.

История крупномасштабного промышленного освоения Севера срав­нительно короткая - меньше ста лет. Основным движущим мотивом сме­щения экономической активности в высокоширотные регионы стало вы­годное освоение богатейших запасов полезных ископаемых. Столетиями они были практически недоступными для людей. Только создав достаточ­но мощные машины, оборудование, разработав технологии поиска и добычи минеральных ресурсов и накопив необходимые производственные и финансовые ресурсы, мировая экономическая система смогла воспользо­ваться природными ресурсами Севера.

Развитие северной промышленности, как правило, все это время со­провождается сильнейшим прессингом на хрупкую окружающую природ­ную среду. Если в климатически благоприятных для проживания зонах природные комплексы значительно затронуты хозяйственной деятельно­стью и по существу преобразованы в устоявшиеся природно-антропогенные системы, то в условиях Крайнего Севера человек либо при­спосабливается к местной обстановке, либо, пытаясь адаптировать приро­ду к своим потребностям, переводит ландшафты в нестабильное состоя­ние, чреватое ускоренной деградацией окружающей среды. В этом случае удар наносится не только по природе, но и косвенно по отраслям, приспо­собленным к местным условиям: оленеводству, рыболовству, звероводству и прочим.

Социальное и экономическое развитие северных регионов идет на­много труднее, чем в южных областях. Причем это характерно не только для России, но и для стран Северной Америки и Скандинавии. Историче­ский анализ показывает, что экономика зарубежных северных территорий и уровень благосостояния проживающего там населения растут устойчиво и быстро, когда государство разрабатывает и проводит целенаправленную экономическую политику в их отношении. Рыночный механизм без вме­шательства государства не может здесь обеспечить стабильного экономи­ческого процветания.

Если обратить внимание на США и Канаду, то несложно заметить, что особенность социально-экономического развития Американского Севера, прежде всего проявляется в большой роли государства как собственника и как управляющего. Например, на Аляске 60% территории принадлежит федеральному правительству США, что намного больше, чем в среднем по стране. Федеральные власти на своих северных территориях как в США, так и в Канаде проводят явно выраженную политику социального и эконо­мического протекционизма.

На начальных этапах освоения Севера государство напрямую вмеши­валось в его хозяйственное развитие, создание инфраструктуры, в основ­ном, посредством финансово-экономических инструментов: кредитов, на­логовых льгот, трансфертов. Предоставлялись и субсидии частным фир­мам, работающим в тяжелых арктических условиях. В последующем, с приходом на Север крупных транснациональных компаний и возрастанием значительных частных капиталовложений, прямое государственное регу­лирование экономики северных территорий несколько уменьшилось. Но федеральные власти по-прежнему софинансируют крупные и малоокупаемые инвестиционные проекты.

Если для Американского Севера характерно государственное регули­рование, главным образом, с помощью финансовых рычагов, то в сканди­навских государствах предпочтение отдается комплексному подходу к ре­шению такого рода задач. Здесь широко применяются программно-целевые методы управления развитием Севера, включающие в себя, кроме финансово-экономических инструментов, механизмы социальной защиты, научно-техническую и культурную поддержку. Все они хорошо скоорди­нированы по времени реализации и ресурсам.

Определенный интерес представляет опыт социально-экономического развития Аляски. Американцы не пошли по пути сырьевой промышленной специализации этого штата. С начала 1970-х гг., по мере опережающего роста нефтедобычи и других добывающих отраслей, большое внимание стало уделяться диверсификации экономики. В последние десятилетия там стремительно растет так называемый "сектор поддержки" (support sector) -транспорт, торговля, бизнес-услуги, финансово-кредитная сфера, инфор­матика, связь и так далее - то есть все то, что обеспечивает поддержку ба­зовых отраслей: нефтедобычи, горной промышленности, рыболовства, ту­ризма.

Финансовые вложения, казалось бы, на первый взгляд, неоправдан­ные, дали ощутимый результат. Американские экономисты-исследователи считают, что сектор поддержки, благодаря мультипликативному эффекту, способствует развитию территории, росту предпринимательской активно­сти, экономической интеграции с южными штатами. И самое главное, Се­вер постепенно перестает быть "дорогим" регионом в производстве и по­треблении. Если в 1961 г. стоимость жизни в Анкоридже превышала тот же показатель в Сиэтле на 46%, то в 1992 г. разница составила только 15%. При продуманной государственной экономической политике экономика Аляски постепенно переходит от экономики "фронтьера" к экономике обычного американского штата. Это ломает стереотип о невозможности бездотационной жизнедеятельности северных регионов, от которого, кста­ти, несвободны многие российские экономисты и политики.

Несомненно то, что научные разработки и опыт практического раз­вития экономики северных регионов США, Канады, Норвегии, Финлян­дии, Швеции будут очень полезными для России, основная часть террито­рии которой считается зоной Севера. На современном этапе именно высо­коширотные регионы, за счет своей богатейшей ресурсной базы, стали почти единственным источником экономической жизни нашей страны. По оценкам специалистов здесь сосредоточено: нефти - 80-90% всех запасов страны; природного газа - более 90%; лесных ресурсов - 75-85%; золота, серебра, алмазов - 90-95%; рыбных ресурсов - 80-90%. За последние 25-30 лет удельный вес Севера в общероссийской добыче нефтегазового сырья возрос с 10-15 до 70%46.

Для обеспечения устойчивого развития регионов Севера России необ­ходима существенная корректировка государственной политики. Многое зависит не только от методов регулирования, но и от научно обоснованного выбора целей, правильной постановки задач, тщательно взвешенного раз­граничения полномочий между уровнями власти. Государство не должно замыкаться на решении краткосрочных проблем, хотя и они требуют соот­ветствующего внимания. Необходимо видение долгосрочной перспективы, нужно уметь извлекать уроки из зарубежного опыта, чувствовать ответст­венность перед будущими поколениями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.005 с.)