Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика развития северных регионовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наиболее сложными для государственного регулирования остаются северные регионы, которые объективно считаются проблемными не только в России, но и других странах. История крупномасштабного промышленного освоения Севера сравнительно короткая - меньше ста лет. Основным движущим мотивом смещения экономической активности в высокоширотные регионы стало выгодное освоение богатейших запасов полезных ископаемых. Столетиями они были практически недоступными для людей. Только создав достаточно мощные машины, оборудование, разработав технологии поиска и добычи минеральных ресурсов и накопив необходимые производственные и финансовые ресурсы, мировая экономическая система смогла воспользоваться природными ресурсами Севера. Развитие северной промышленности, как правило, все это время сопровождается сильнейшим прессингом на хрупкую окружающую природную среду. Если в климатически благоприятных для проживания зонах природные комплексы значительно затронуты хозяйственной деятельностью и по существу преобразованы в устоявшиеся природно-антропогенные системы, то в условиях Крайнего Севера человек либо приспосабливается к местной обстановке, либо, пытаясь адаптировать природу к своим потребностям, переводит ландшафты в нестабильное состояние, чреватое ускоренной деградацией окружающей среды. В этом случае удар наносится не только по природе, но и косвенно по отраслям, приспособленным к местным условиям: оленеводству, рыболовству, звероводству и прочим. Социальное и экономическое развитие северных регионов идет намного труднее, чем в южных областях. Причем это характерно не только для России, но и для стран Северной Америки и Скандинавии. Исторический анализ показывает, что экономика зарубежных северных территорий и уровень благосостояния проживающего там населения растут устойчиво и быстро, когда государство разрабатывает и проводит целенаправленную экономическую политику в их отношении. Рыночный механизм без вмешательства государства не может здесь обеспечить стабильного экономического процветания. Если обратить внимание на США и Канаду, то несложно заметить, что особенность социально-экономического развития Американского Севера, прежде всего проявляется в большой роли государства как собственника и как управляющего. Например, на Аляске 60% территории принадлежит федеральному правительству США, что намного больше, чем в среднем по стране. Федеральные власти на своих северных территориях как в США, так и в Канаде проводят явно выраженную политику социального и экономического протекционизма. На начальных этапах освоения Севера государство напрямую вмешивалось в его хозяйственное развитие, создание инфраструктуры, в основном, посредством финансово-экономических инструментов: кредитов, налоговых льгот, трансфертов. Предоставлялись и субсидии частным фирмам, работающим в тяжелых арктических условиях. В последующем, с приходом на Север крупных транснациональных компаний и возрастанием значительных частных капиталовложений, прямое государственное регулирование экономики северных территорий несколько уменьшилось. Но федеральные власти по-прежнему софинансируют крупные и малоокупаемые инвестиционные проекты. Если для Американского Севера характерно государственное регулирование, главным образом, с помощью финансовых рычагов, то в скандинавских государствах предпочтение отдается комплексному подходу к решению такого рода задач. Здесь широко применяются программно-целевые методы управления развитием Севера, включающие в себя, кроме финансово-экономических инструментов, механизмы социальной защиты, научно-техническую и культурную поддержку. Все они хорошо скоординированы по времени реализации и ресурсам. Определенный интерес представляет опыт социально-экономического развития Аляски. Американцы не пошли по пути сырьевой промышленной специализации этого штата. С начала 1970-х гг., по мере опережающего роста нефтедобычи и других добывающих отраслей, большое внимание стало уделяться диверсификации экономики. В последние десятилетия там стремительно растет так называемый "сектор поддержки" (support sector) -транспорт, торговля, бизнес-услуги, финансово-кредитная сфера, информатика, связь и так далее - то есть все то, что обеспечивает поддержку базовых отраслей: нефтедобычи, горной промышленности, рыболовства, туризма. Финансовые вложения, казалось бы, на первый взгляд, неоправданные, дали ощутимый результат. Американские экономисты-исследователи считают, что сектор поддержки, благодаря мультипликативному эффекту, способствует развитию территории, росту предпринимательской активности, экономической интеграции с южными штатами. И самое главное, Север постепенно перестает быть "дорогим" регионом в производстве и потреблении. Если в 1961 г. стоимость жизни в Анкоридже превышала тот же показатель в Сиэтле на 46%, то в 1992 г. разница составила только 15%. При продуманной государственной экономической политике экономика Аляски постепенно переходит от экономики "фронтьера" к экономике обычного американского штата. Это ломает стереотип о невозможности бездотационной жизнедеятельности северных регионов, от которого, кстати, несвободны многие российские экономисты и политики. Несомненно то, что научные разработки и опыт практического развития экономики северных регионов США, Канады, Норвегии, Финляндии, Швеции будут очень полезными для России, основная часть территории которой считается зоной Севера. На современном этапе именно высокоширотные регионы, за счет своей богатейшей ресурсной базы, стали почти единственным источником экономической жизни нашей страны. По оценкам специалистов здесь сосредоточено: нефти - 80-90% всех запасов страны; природного газа - более 90%; лесных ресурсов - 75-85%; золота, серебра, алмазов - 90-95%; рыбных ресурсов - 80-90%. За последние 25-30 лет удельный вес Севера в общероссийской добыче нефтегазового сырья возрос с 10-15 до 70%46. Для обеспечения устойчивого развития регионов Севера России необходима существенная корректировка государственной политики. Многое зависит не только от методов регулирования, но и от научно обоснованного выбора целей, правильной постановки задач, тщательно взвешенного разграничения полномочий между уровнями власти. Государство не должно замыкаться на решении краткосрочных проблем, хотя и они требуют соответствующего внимания. Необходимо видение долгосрочной перспективы, нужно уметь извлекать уроки из зарубежного опыта, чувствовать ответственность перед будущими поколениями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 935; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.47 (0.009 с.) |