Демографический фактор в развитии конфликта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Демографический фактор в развитии конфликта



Население всего о-ва составляет примерно 5 млн человек, Северной Ирландии - 1,6 млн человек. Оно растет медленно. Более половины жителей расселено в радиусе 20 миль от Белфаста (300 тыс жителей). В Северной Ирландии 42% - католики, 56 - протестанты. Однако в школах 55% учащихся – католики, поэтому протестантов очень беспокоит то, что ч/з 20 лет количество католиков может превысить количество протестантов.

По переписи 1991г. лишь 4% населения не имеет религиозных убеждений. Тем не менее, католики и протестанты - это не религиозные термины, а этнические. Большинство (протестанты) ассоциирует свою этническую идентичность с Великобританией, меньшинство (католики) - с Ирландией.

Уровень безработицы в Северной Ирландии в 2 раза выше, чем в Великобритании. Для первой характерна большая зависимость от бюджетных ассигнований. Интеграция между общинами затруднена тем, что многие города и села являются мононациональными, хотя есть и смешанные города: Белфаст и Лондондерри (в последнем - 100 тыс жителей). В Белфасте (оттуда многие протестанты выехали) наблюдается рост католической части населения. Межнациональные браки составляют меньше 7%.

ВЛИЯНИЕ НАСИЛИЯ НА ХОД КОНФЛИКТА

С начала военного насилия убито 3800 человек. Особенно много жертв в Северном Белфасте - Ордоине. Этот католический р-он окружен со всех сторон протестантскими кварталами. Из него и др. р-онов черпает свои силы ИРА. В р-онах, где живут рабочие католики, очень большое присутствие полиции. Этнический состав полиции однороден: 97% - протестанты.

Насилие продолжается 27 лет. Оно было сильным и перманентным. Реакция двух общин на объявленное перемирие в 1994г. была различной:

· католическая община приветствовала перемирие и попросила выпустить из тюрем узников

· протестантская высказывает опасение и недоверие к тому, что ИРА прекратила насилие и готова на перемирие.

К концу 1994г. власти начали использовать результаты мира, попытались провести дискуссии м/у общинами. Но слишком тяжел груз насилия, слишком много родственников погибло у тех и у др., поэтому сближение идет медленными темпами.

Многие годы протестанты проводят по Северной Ирландии марши, часто ч/з католические кварталы. Вопрос об их проведении и обеспечении безопасности полицией становится все более трудным. Когда протестанты заявляют о проведении маршей, католики выступают против. В результате ухудшается общий П. климат. Религиозный фактор используется в П. целях: католики представляют одну церковь и едины, у протестантов много церковных номинаций, поэтому они разобщены.

НЕСТАБИЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБЮРИТАНИИ КАК ДЕСТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ФАКТОР

С 1920г. Северная Ирландия управлялась в соответствии с Актом о правительстве Ирландии. Актом предусматривалась существенная степень автономии для североирландского парламента, оставлявшая за британским парламентом вопросы, связанные с обороной, внешнейП., обеспечением королевской семьи, навигацией, почтой, верховным судопроизводством и некоторыми налогами.

Однако в 1972г. правительство Великобритании распустило североирландский парламент. Законодательная власть перешла к британскому парламенту, а исполнительная - к министру по делам Северной Ирландии, являющемуся членом кабинета. В 1975г. был избран конституционный конвент, распущенный в 1976г., в 1982г. консультативная ассамблея, распущенная в 1986г. Все это время продолжала действовать система прямого правления. Такое положение сохранялось до 1999г., когда была создана плотная институциональная система: в Северной Ирландии – законодательная ассамблея и исполнительная власть, на двусторонней основе – Британо-ирландский совет, в Лондоне – Министерский совет Север-Юг.

ВЫВОД

Этнонациональный или, точнее, этноконфессиональный конфликт, существующий в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, начиная с XVIIв., сегодня приобретает хар-р законодательного противостояния: в 2005г., после терактов 7 июля в Лондоне, представители ИРА полностью складывают оружие и прекращают осуществлять серьезные террористические акты. Однако говорить о полном урегулировании конфликта в Северном Ольстере преждевременно. На современном этапе власти Великобритании и Северной Ирландии хотя и перешли к конструктивным переговорам и законодательному противостоянию, все же до сих пор не могут договориться по ряду принципиальных вопросов как П., П.-административных, так и экономических.

II. ШОТЛАНДИЯ

Из кельтских народов Великобритании наиболее многочисленны шотландцы. Они населяют преимущественно северо-западные области о-ва Великобритания и прилегающие к их побережью Шетландские, Оркнейские и Гебридские о-ва. Сложился и особый национальный шотландский язык, основой для которого послу­жил один из северных диалектов англосакского языка. В шотландский язык вошло много слов из вытесненного им гэльского, кроме того, на нем сказалось влияние скандинавских языков. По лексике и фонетике национальный шотландский язык значительно отличается от лит-рного английского.
Из-за географической и экономической изолированности среди шотландцев до сих пор сохраняет свою самобытность и многие специфические этнические черты своеобразная этническая группа, живущая в горах северо-западной части о-ва. Они называют себя - галлами, англичане же чаще называют их хайлендерами (гор­цами). Гэлы сохраняют свой древний кельтский (гэльский) язык. На нем гово­рит 1,4% всего населения страны. Но с каждым годом число знающих гэльтский язык неуклонно уменьшается, подавляющее большинство гэлов уже полностью пе­решло на английский.

Хотя оба старых национальных языка почти утрачены шотландцами, нацио­нальное самосознание среди них очень сильно.

Шотландия сохранила свою юриди­ческую систему, которая основана на римском праве, а не на своде прецедентов, как в Англии. Осталась в Шотландии и своя система образования: в шотландских университетах учатся 4 года, а в английских 3.

В стране даже существует Шотландская национальная партия, которая борется за неза­висимость в рамках Европейского сообщества и необходимость собственного пар­ламента в Эдинбурге.

Хотя шотландский фунт полный эквивалент английского, формально он не имеет хождения в Англии и Уэльсе, но охотно там принимается.

 

Шотландия - в прошлом (до 1707г.) независимое королевство в северной Европе, ныне — наиболее автономная часть (обладающая собственным парламентом, правовой системой и гос-венной церковью, и др.) из всех частей, составляющих Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Шотландия занимает север о-ва Великобритания и граничит по суше с Англией.

Столица Шотландии — Эдинбург.

СУТЬ КОНФЛИКТА

Шотландия как гос-во возникла в VIIIв., когда прежде разобщенные территории были объединены под единой короной. К XIVв. экономические связи с Англией были довольно активны, однако номинально Шотландия сохраняла независимость. В 1707г. м/у двумя гос-вами был подписан Акт о союзе, однако фактически Шотландия была включена в состав Великобритании и подчинялась решениям единственного – Великобританского – парламента. Т.о., м/у двумя гос-вами изначально сложились асимметричные отношения, что сразу вызвало сопротивление части шотландского населения, которое считало, что элита, подписавшая Акт, «куплена и продана за английское золото». Само отношение к подписанному документу в Англии и Шотландии было различным: англичане считали, что Акт – doc. постоянного действия, в то время как шотландцы считали его неокончательным, переходным и называли его не Акт, но Договор. После подписания этого doc. Великобритания утвердилась как унитарное гос-во при сохранении небольшой П. автономии для Шотландии.

В ХХв. мотором и основным агентом деволюции в Шотландии стала Шотландская национальная партия (ШНП), образованная в 1934г.; однако массовую поддержку партия стала получать лишь к 60-м гг., что было связано как с внутренними обстоятельствами, в частности, подчеркнутым пренебрежением Лондона к периферии и П. консерваторов, которые в отличие от лейбористов, пользуются малой поддержкой в Шотландии, так и с обстоятельствами внешнего хар-ра: изменением геоП. ситуации в мире, сокращением роли Великобритании, процессами деколонизации. Все это размывало в Шотландии т.н. «эффект британскости».

В целом же влияние националистов достигает своей кульминации к 2000-ым гг.: в 2007г. Национальная партия выиграла выборы в шотландский парламент, а её лидер объявил, что будет добиваться проведения в 2010г. референдума о независимости Шотландии.

Подобные заявления вполне имеют шанс не только на существование, но и на успех, поскольку модель деволюции, принятая для Шотландии, является более жесткой, нежели модель для Уэльса:

· шотландцы имеют право печатать денежные знаки,

· парламент региона имеет более полноценный хар-р, нежели законодательная ассамблея Уэльса. Так последняя имеет право только на «вторичное» законодательство (все рамочные законы принимает Вестминстер, а уэльская ассамблея их лишь толкует), в то время как шотландский парламент имеет право и на «первичное» законодательство.

Т.о., вариант деволюции для Шотландии можно назвать законодательным.

В последние годы Шотландия позиционирует себя в Европейском Союзе в качестве полноценного актора в наднациональном П. процессе, имеет свой офис в Брюсселе, активно поддерживает концепцию «Европы регионов», развивает контакты с др. конституционными регионами Европы (прежде всего регионами – субъектами бельгийской и германской федераций).

НАСЕЛЕНИЕ

По результатам переписи 2001г. население Шотландии составляет 5062011 чел. По предварительным подсчетам 2005г. оно возросло до 5094800 чел. Подавляющее большинство составляют шотландцы (более 95%).

В отличие от Северной Ирландии в Шотландии конфликт носит не столько национальный хар-р, сколько П. Поэтому его разрешение вполне возможно дипломатическими способами.

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ (НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОС-В. АЗИЯ И АФРИКА)

АЗИЯ: Индия (Джамму и Кашмир):

Все сложившееся самостоятельно этнические группы в Индии соединены м/у собой промежуточными племенами, которые зачастую являются тем или иным ответвлением от большого этноса. Данные «маленькие этносы» выработали свою субкультуру и диалект, который вполне понятен только соседям.

Одним из главных факторов, которым определяется принадлежность тому или иному этносу, является язык. Именно язык играет большую роль с одной стороны разделяющего (в случаях формирования отдельных штатов), с др. стороны объединяющего начала «маленьких этносов» внутри большого этнического кастового общ-ва.

Однако, несмотря на подспудное стремление маленьких народов отделиться и сформировать свою субкультуру, зачастую бывает достаточно трудно определить границы среди многочисленных близких по культуре и языку локальных групп. С.И.Брук: «этноязыковая ситуация в Хиндустане и Раджастхане является классическим примером лингвистической и этнической непрерывности, при которой одни разговорные языки и диалекты переходят в др. постепенно, ч/з серию промежуточных языковых форм; в то же время группы населения, территориально удаленные др. от др., обычно резко отличаются в этническом и языковом отношении».

В Индии «малые этносы», или локальные этнические группы, имеют достаточно размытые границы; большие же этнические группы, как правило, находящиеся др. от др. в большом отдалении, отличны во всех отношениях и активно стремятся к самоидентификации.

Причины борьбы м/у этническими группами: их признаки различия. Наиболее определяющим в этой борьбе фактором служит та или иная конфессиональная принадлежность. Индия считается страной 2-х религий, не смотря на то, что страна наполнена различными течениями и сектами. В борьбу вступают, как правило, представители индуизма и ислама. Хотя были выражены и сикхские движения. В истории наиболее широко известен факт разделения Индии на собственно Индию и Пакистан. Этот раздел был замешан на религиозной почве, и не является в полном смысле этническим конфликтом, хотя, бесспорно, вновь образованный Пакистан шли мусульмане-пенджабцы, мусульмане-бенгальцы, мусульмане-гуджаратцы. Именно по причине принадлежности мусульман и индусов прежде всего к тому или иному этническому общ-ву Индии дает право говорить о проблеме религиозной розни в контексте национального вопроса.

Самым крупным этническим конфликтом является конфликт касающийся штата Джамму и Кашмир. Когда в 1947г. английское правительство огласило план Маунтбеттена о разделе Индии по религиозному принципу, оно предопределило судьбу Кашмира и породило борьбу м/у Индией и Пакистаном за обладание этим штатом. Спор идет вокруг региона, отличающегося как этнической пестротой (т.к. это р-он соседства индоевропейских и монголоидных народов), так и уникальным географическим положением.

Кашмирский конфликт

Кашмир – регион на севере Индии и северо-западе Пакистана. 75% населения княжества – мусульмане. Причем даже в контролируемой Индией части мусульмане составляют 64% населения, индусы – 32%, сикхи – 2,2%, буддисты – 1,2%.

Тем самым для Пакистана, созданного “под знаменем ислама и ради обретения индийскими мусульманами своей родины”, Кашмир имеет огромное символическое значение.

Большинство кашмирцев исповедуют т.н. кашмирский ислам, представляющий собой смесь религиозных и культурных традиций буддизма, индуизма и ислама. Основная причина “кашмирского кризиса”: борьба м/у двумя системами величин в П. организации. Для индусов, секулярно настроенных мусульман и Индии субконтинент является однонациональным, мультикультурным, полиэтническим и поликонфессиональным. Для ортодоксальных мусульман и Пакистана субконтинент является двунациональным – теократические исламисты и др. (немусульмане).

Помимо идеологического, существенную роль играет военно-стратегическое положение высокогорного княжества, граничащего с Синьцзяном и Тибетом и лишь узкой полосой Афганистана (Ваханским коридором) отделенного от Центральноазиатского региона.

Еще одной составляющей конфликта является кашмирский национализм, т.е. стремление ведущих П. деятелей из числа кашмирцев-мусульман добиться максимальной автономии при сохранении определенных связей с Индией.

Хронология конфликта

Точкой отсчета в конфликте служит 1947г., когда правительство Великобритании передало властные полномочия Индийскому союзу и Пакистану. Наиболее остро спор о территориальной принадлежности разгорелся в княжестве Кашмир. Князь - махараджа Хари Сингх, индус по вере - к моменту провозглашения независимости окончательно не определился, в какой же из двух доминионов войдут его владения. 77% его подданных были мусульманами=> голосование могло решить проблему в пользу Пакистана, но сам князь, да и вся кашмирская элита, тоже в большинстве индусы, не жаждали стать пакистанцами.

Однако до референдума дело не дошло - 21 октября 1947г. пуштунские племена с территории Пакистана, а затем и "пакистанские добровольцы" вторглись в княжество с намерением силой решить вопрос о принадлежности Кашмира. 24 октября на территории, занятой ими, были провозглашены создание суверенного образования Азад Кашмир (Свободный Кашмир) и вхождение всего княжества в состав Пакистана. В ответ Хари Сингх заявил о присоединении Кашмира к Индии и обратился к Дели за военной помощью.

Спешно посланные индийские войска остановили агрессоров недалеко от столицы Кашмира - Сринагара. Затем 28 октября - 22 декабря 1947г. состоялись переговоры по проблеме принадлежности Кашмира, на которых стороны в принципе сошлись на необходимости свободного волеизъявления его народа. Однако военные действия продолжались, в них вскоре оказались задействованы регулярные воинские части Пакистана, бои приняли затяжной хар-р и продолжались почти год. Эти события считаются первой индо-пакистанской войной. После вооруженного индо-пакистанского конфликта 1947-1948гг. северные и западные р-оны княжества Джамму и Кашмир (около 40% его территории) оказались под контролем Пакистана, а остальная, большая, территория – под контролем Индии.

К 1 января 1949г. под эгидой ООН была установлена линия прекращения огня, и Кашмир оказался разделенным на две части, подконтрольные соответственно Индии и Пакистану. Под пакистанский контроль попало 77,5 тыс. кв. км - без малого половина княжества.

Несколько резолюций ООН (№ 38 от 17 января, № 47 от 21 апреля 1948 года и № 51 от 5 января 1949г.) призывали стороны к выводу войск и проведению плебисцита, однако ни Пакистан, ни Индия не пожелали вывести свои части, заявляя об оккупации части Кашмира противоположной стороной. Вскоре Азад Кашмир фактически вошел в состав Пакистана и там было образовано правительство. Индия не признает этого, и на всех картах территория Кашмира изображена индийской. (СССР с самого начала считал Кашмир незаконно оккупированной территорией Индии, а США заявляли о "нерешенной проблеме", в целом, однако, поддерживая Пакистан).

В 1956г. после принятия закона о новом административном делении страны Индия предоставила своим кашмирским территориям статус штата Джамму и Кашмир с зимней столицей в г. Сринагар и летней - в г. Джамму. Резиденцией правительства Азад Кашмира стал г. Музаффарабад, часть земель была выделена в особое агентство "Северные территории" с главным городом Гилгит.

С тех пор Кашмир так и остается яблоком раздора м/у Индией и Пакистаном. Обладание хотя бы частью Кашмира приобретает для Пакистана значение по нескольким причинам, помимо поддержания национального престижа:

1. таким образом Индия оказывается отрезанной от непосредственного выхода в центрально-азиатский регион и к Афганистану.

2. Пакистан получает общую границу с Китаем, что для него особенно важно в П. и военном плане.

В резолюциях, принятых Советом Безопасности ООН 13 августа 1948г. и 5 января 1949г., вопрос о статусе Кашмира должен был быть решен волеизлиянием (плебисцитом) его жителей. Однако этого не произошло, и ООН установила т.н. “линию прекращения огня”, фактически разделившую княжество на две части, подконтрольные, соответственно, Индии и Пакистану. Позднее некоторые р-оны стал контролировать Китай, захватив часть из них у Индии в 1956-1957гг. и в 1962г., а часть – получив в результате уступки Пакистана в соответствии с соглашением о границе.

Второй вооруженный конфликт м/у Индией и Пакистаном в р-оне Джамму и Кашмир возник в 1965г. Конфликт был погашен при активном содействии Советского Союза. В январе 1966г. подписана Ташкентская декларация, заложившая основу нормализации отношений м/у двумя странами.

Однако Ташкентское соглашение также не привело к достижению положительных сдвигов в кашмирском вопросе – и ч/з 4 года (в ноябре-декабре 1971г.) м/у Пакистаном и Индией вспыхнула третья война. После окончания военных действий премьер-министр Пакистана Зульфикар али Бхутто и премьер-министр Индии Индира Ганди 2 июля 1972г. подписали Симлское соглашение: они взяли на себя обязательство разрешить все спорные вопросы, включая кашмирский, путем двусторонних переговоров. В августе 1972г. установлена новая линия фактического контроля в Кашмире взамен прежней линии прекращения огня.

С этого момента до начала 90-х гг. “кашмирская проблема” серьезно не обострялась, хотя сложности как в этом регионе, так и в индийско-пакистанских отношениях продолжали сохраняться.

В феврале 1997г. Наваз Шариф предложил своему индийскому коллеге Гуджралу начать без всяких условий переговоры по всем вопросам. Понимание, достигнутое м/у двумя премьер-министрами, привело к новому раунду переговоров на уровне заместителей министров иностранных дел. Однако после третьего раунда, проведенного 23 июня 1997г. в Исламабаде, переговоры по Кашмиру снова зашли в тупик, который летом 1998г. вылился в очередной вооруженный конфликт.

В 1998г. в Кашмире произошла очередная вспышка волнений, в разжигании которых индийская сторона обвинила Пакистан. Последний отрицает свое участие, признавая за собой право на дипломатическую поддержку кашмирских мусульман и настаивая на проведении в штате Джамму и Кашмир референдума в соответствии с резолюциями ООН.

Индия требует, чтобы Пакистан вывел войска с кашмирской территории, а отказ от референдума, в чем ее обвиняет Пакистан, объясняет тем, что законодательное собрание штата высказалось за его полную интеграцию с Индией. В итоге никакие акции по разрешению конфликта не предпринимались.
В 1998г. индийское правительство, возглавляемое представителями партии Бхаратия джаната, и пакистанское правительство во главе с Навазом Шарифом согласились обсудить все спорные вопросы, включая кашмирский, на дипломатическом уровне. Сейчас противоречия существуют но в скытой форме и в вооруженный конфликт пока не переростает.

Конфликт в регионе Ассам

Проявление сепаратизма в независимой Индии – наиболее острая проблема на сегодняшний день. Упомянув выше о мусульманском сепаратизме в штате Кашмир, стоит заметить, что сильны сикхские вооруженные выступления в Пенджабе, движения мизо и нага на северо-востоке Индии. Однако ассамский этнический сепаратизм, представленный Объединенным Фронтом Освобождения Ассама (ОФОА), развился за 20 лет своего существования из малоизвестной группировки в сильную и влиятельную организацию, которая выступает за выделение Ассама из состава Индии и получение им независимости. С самого начала своего существования данная организация придерживалась маоистской идеологии. В частности, главнокомандующий ОФОА Пареш Баруа (который никогда не был в КНР) утверждал, что произведения Мао Цзэдуна являются настольной книгой для любого революционера. "Суверенный социалистический Ассам" ОФОА намерен установить посредством "тотальной соц. революции".

Северо-восточный штат Ассам имеет большое стратегическое значение для всей страны: здесь проходит граница Индии с Китаем, Бангладеш, Бутаном и Мьянмой. Ассам хара-ризуется достаточно сложным этноконфессиональным и демографическим положением. Сложное положение в штате еще более обострилось в результате хлынувшего потока беженцев (в основном, бенгальцев-мусульман, тогда как большинство ассамцев исповедует индуизм) после образования Бангладеш. Первые переселенцы-мусульмане из нынешней Бангладеш появились на севере Ассама еще в конце XIXв., когда английские колонизаторы начали с их помощью осваивать под плантации большие неосвоенные участки территории. Со временем бывшие джунгли превратились в плодородные угодья, что одновременно создало и благоприятную почву для религиозно-общинных конфликтов. Ситуацией воспользовались националисты из коренного населения. В штате обострились межэтнические и межобщинные противоречия, которые вылились в выдворение из Ассама «иностранцев».

Столкновения в Ассаме стали самыми кровопролитными с 1983г., когда в результате нападений на мигрантов из Бангладеш были убиты более 2 тыс. человек. Правительство обвиняет в разжигании религиозно-общиной вражды националистическую группировку "Национально-освободительный фронт Бодоленда", призвавшую к "этнической чистке" в штате.

В настоящее время в штате Ассам вооруженную борьбу против властей ведут группировки боевиков из племен бодо, самые влиятельные из которых - Национальный демократический фронт Бодоленда (НДФБ), "Силы тигров освобождения бодо" (СТОБ) и "Силы безопасности бодо" (СББ). Цель борьбы именно этих группировок: не отделение от Индии, а создание из населенных бодо р-онов Ассама своего штата - Бодоленда.

ВЫВОД:

Исследователи также отмечают социально-экономические причины межэтнических конфликтов, вызванных борьбой за территорию, ресурсы, П. устремлениями этнических элит. Преломление данных факторов ч/з идею национализма актуализирует проблемы, выливается в противостояние одного этноса др. Среди таких соц.-экономических причин выделяют этнический групповой эгоизм. В Индии в основе сикхского сепаратизма лежит именно этот фактор. Особое место в ряду соц.-экономических причин борьбы отводится конкуренции буржуазии различных этнических групп. «Национальная буржуазия по мере своего становления все более нетерпимо относится к своим иноэтническим конкурентам, перенося свою неприязнь на весь данный этнос», –этнолог Семашко.

В виду соц.-экономического фактора этносы стремятся к самоопределению и отделению. Одно время жители западного р-она штата Уттар-Прадеш требовали выделить западную часть штата в отельный штат Брадж-Прадеш в связи с якобы эксплуатацией восточным р-оном штата ресурсов западного. Это требование подкреплялось тем, что диалект западной области выдавался за отдельный язык.

Др. важным фактором межэтнических конфликтов является демографический аспект. Национальная рознь м/у бенгальцами и ассамцами возникла в результате массового прилива беженцев в этот северо-восточный штат.

Для предотвращения межэтнических конфликтов, этнического сепаратизма и терроризма необходимо повышать уровень жизни населения, соблюдать баланс развития м/у штатами по приросту населения, темпами урбанизации, обеспеченности продовольствием и др. материальными благами. Национально-культурная автономия штатов является важнейшим фактором в борьбе с этническими конфликтами. Развития национального языка той или иной этнической группы, его функционирование в качестве гос-венного наряду с хинди, развитие национальной культуры и образования, наличие СМИ на местных языках и т.д.

Проблема сепаратизма в Индии решается посредством принципа автономии и федерализма, путем последовательного образования автономных административных единиц преимущественно по языковому принципу – штатов и союзных территорий. В стране возросла роль таких общеиндийских организаций, как Плановая комиссия, Совет национального развития, Индийская административная служба.

Бывший 1st заместитель министра иностранных дел Индии М.К.Расготра: «Правительство Индии старается восстановить нормальное положение и гармонию в религиозно-общинных отношениях. В полиэтническом индийском общ-ве, где существуют много религий и языков, индийцам надо жить вместе в гармонии и мире. Этому нет альтернативы».

АФРИКА: Судан (Дарфур):

В последние десятилетия ХХв. Судан оказался втянутым в сложный узел взаимных противоречий и претензий, существовавших на Африканском Роге, в которых в разной степени участвовали Джибути, Йемен, Саудовская Аравия, Сомали, Эритрея и Эфиопия. Власти Судана обвиняли Уганду, Эритрею и др. соседние африканские государства в помощи южносуданским мятежникам. Те, в свою очередь, обвиняли Судан в поддержке исламских экстремистов.

Конфликт м/у африканским оседлым населением и арабоязычными кочевниками Дарфура имеет исторические корни, однако, нынешняя вспышка насилия произошла в феврале 2003г., когда против правительства Судана выступили две военизированные группировки, состоящие из представителей африканских этнических групп фур, масалитов и загава: Движение освобождения Судана и Движение справедливости и равенства. Обе организации добивались вывода региона из экономической и П. изоляции.

Под предлогом борьбы с повстанцами, правительство Судана задействовало организованное из местных арабоязычных кочевников ополчение “Джанджавид”, бойцы которого уже 2 года проводят регулярные карательные рейды против африканского гражданского населения. Отряды “Джанджавид” поддерживаются регулярной армией.

Ситуация усложняется тем, что недавно в Дарфуре были обнаружены богатые залежи нефти, и есть все основания предполагать, что конечной целью правительства Судана является тотальное изгнание с нефтеносных территорий африканского населения и по возможности его уничтожение. Геноцид организован по классической схеме, опробованной еще в Османской Турции при уничтожении армян и ассирийцев:

1.терроризированные люди изгоняются из деревень, уничтожаются посевы, запасы продуктов, скот, отравляются источники воды.

2.беженцев сгоняют в специальные лагеря и держат их там почти без воды и пищи, тем самым обрекая их на медленную смерть. Тех, кто пытается выйти за границы лагеря в поисках еды или воды, беспощадно уничтожают.

Кроме того, правительство Судана всячески препятствует поставкам из-за рубежа гуманитарной помощи для беженцев.

Несмотря на многочисленные доклады международных наблюдателей о критической ситуации в Дарфуре, международное вмешательство маловероятно. Попытки применить санкции против Судана не проходят по причине столкновения интересов крупных держав — постоянных членов Совета Безопасности ООН: Китай является самым крупным покупателем суданской нефти, а Р. поставляет в Судан оружие. Сейчас в зоне конфликта находится группа миротворцев с мандатом Африканского Союза, однако, ее эффективность невысока, в основном из-за малочисленности и плохого финансирования, а также ограниченности прав, предоставляемых мандатом.

Конфликт.

После победы революции в Египте (1952г.) антиколониальное движение в Судане активизировалось. Великобритания вынуждена была согласиться на поэтапное проведение П. реформы в колонии. В 1953г. прошли выборы в Законодательное собрание, в 1954г. сформировано переходное правительство. 1 января 1956г. Судан был провозглашен независимым гос-вом. Во главе страны стал лидер Национально-юнионистской партии Исмаил аль-Азхари. В 1958г. к власти пришли военные во главе с генералом Ибрагимом Аббудой. Проблему южных христианских р-онов страны, выступавших с 1950-х гг. за автономию, новый режим решал при помощи оружия=> резкое увеличение потока суданских беженцев в соседние страны.

В 1964г. в результате активных массовых выступлений всех слоев населения в Судане восстановлена парламентская республика. В 1965г. сформировано 1st коалиционное правительство. 25 мая 1969г. совершен гос-венный переворот, в результате которого власть перешла к Революционному совету во главе с Джафаром аль-Нимейри.

Южные провинции по-прежнему оставались очагом П. напряженности. В 1972г. при посредничестве ОАЕ суданские стороны подписали в столице Эфиопии г.Аддис-Абеба мирный договор. Перемирие длилось в течение 11 лет. В 1983г. после решения суданских властей распространить законы шариата на всю территорию страны гражданская война возобновилась. Ее возглавила группировка НОАС (Национально-освободительная армия Судана, созданная в 1983г.). В основе южносуданского конфликта лежали этнорегиональное, конфессиональное, П. и культурное противостояния. Повстанцы выступали за предоставление свобод, в т.ч. освобождение христиан от несения наказания по мусульманским законам, а также требовали предоставить им право активного участия в П. жизни страны.

После проведения выборов в 1986г. к власти пришло гражданское правительство Садыка аль-Махди. В 1989г. совершен новый военный переворот. Во главе страны встал лидер исламских фундаменталистов в Судане генерал Омар Хасан Ахмед аль-Башир. В июне 1989г. новое правительство запретило деятельность всех П. и общ-венных организаций.

Состоявшиеся в 1993г. в г.Абуджа (Нигерия) переговоры м/у противоборствующими сторонами в Судане из-за разногласий по вопросу распределения властных полномочий м/у хартумским правительством и вопросам, связанных с внешней П. будущего федеративного гос-ва не привели к положительному результату. В 1994г. ИГАД (Межправительственная организация развития) способствовала подписанию декларации м/у правительством Хартума и повстанцами, определившей основные принципы урегулирования конфликта. К процессу официально присоединились ООН, Организация африканского единства (ОАЕ), а также дипломаты Великобритании, Италии, Норвегии и США. Под давлением международного сообщ-ва Судан в 1997г. вынужден был ратифицировать декларацию.

9 января 2005г. в г.Найроби (Кения) первый вице-президент страны Али Осман Мухаммед Таха и лидер повстанческой Народно-освободительной армии Судана (НОАС) Джон Гаранг подписали двусторонний договор о всеобъемлющем урегулировании южносуданского конфликта. Документ стал итогом упорных переговоров, продолжавшихся в различных городах Кении с мая 2002 по декабрь 2004г. Он детально определил на переходный период (6 лет) порядок прекращения огня, установил сроки частичной демобилизации, численность и дислокацию вооруженных формирований, представительство сторон в органах власти, раздел доходов, статус мусульманской религии и др. аспекты жизни страны. После окончания переходного периода в 2011г. предусмотрено проведение референдума, в ходе которого южане будут решать вопрос автономии. Лидер НОАС Дж. Гаранг (на весь переходный период он становится 1st из двух вице-президентов Судана и президентом правительства Южного Судана) предупредил, что в случае нарушения положений договора или неудовлетворенности населения южных провинций отношениями с Севером страну ожидает распад.

Помимо НОАС, в южных р-онах Судана действуют ряд воинствующих группировок. Самый ожесточенный конфликт развернулся в начале 2000-х гг. в Дарфуре (запад страны). США и другие западные страны обвинили суданские власти в попустительстве вооруженным формированиям «Джанджавид», действующим в провинции, и призвали к введению санкций против Хартума. Р. заявила, что, санкции или угроза их применения – не являются лучшим методом побуждения Хартума к выполнению обязательств, взятых перед ООН. В январе 2005г. генеральному секретарю ООН Кофи Аннану был представлен доклад специально созданной международной комиссии, выяснявшей наличие актов геноцида в Дарфуре.

Население

В Судане отмечается высокий прирост населения (до 3,2% в год). Средняя плотность населения – 13,1 чел. на 1 кв. км. Около 50% населения страны проживает в р-онах, расположенных вдоль Нила и его притоков. Обширные р-оны пустынь на севере страны не заселены. Одно из наиболее сложных в этническом отношении гос-в африканского континента и планеты. Судан – полиэтничная страна (ок. 570 народов и этнических групп – азанде, атвот, алур, анюак, ачоли, баггара, бари, беджа, бонго, данагла, динка, ланго, локоя, лулуба, мурле, нуба, пари, фор, хауса, шиллук и др.). Особенно сложен в этническом отношении состав населения провинций Западный, Северный и Южный Дарфур. Здесь, помимо арабо-суданцев, нубийцев и фор (самая крупная народность на этих территориях), живут исповедующие ислам даго, загава, маба, масалит, мими, тамо и др.

Более 50% населения составляют арабы, 30% – народы негроидной расы (населяют в основном южную часть страны), 6% – беджа, 6% – нуба (нубийцы), 2% населения – греки, армяне, индийцы, йеменцы, 6% составляют переселенцы из Чада и Центральной Африки (живут в западных р-онах Судана) и т.н. текрури (выходцы из стран Западной Африки), населяющие центральные провинции.

Арабский язык распространен в основном в северной части Судана (его используют также нубийцы, которые имеют свой собственный



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1082; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.0.61 (0.073 с.)