Этнополитическая мотивация «взрыва» этничности во второй половине хх века. Права человека и право народа на самоопределение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этнополитическая мотивация «взрыва» этничности во второй половине хх века. Права человека и право народа на самоопределение.



В мире ныне существует более 180-ти гос-в и лишь не более 20-ти из них этнически однородны – т.е. в них национальные меньшинства составляют менее 5% населения. В более 40% гос-в мира проживает 5 и более национальных меньшинств. Всего в мире насчитывается около 8 тыс. народов - больших и малых - и, теоретически, каждый из них может претендовать на независимость. Т.о., подавляющее большинство стран мира могут стать ареной межэтнических конфликтов.

Подобные процессы идут даже в считающейся "тихой" Западной Европе и наблюдаются в Великобритании (проблема Северной Ирландии), Испании (Баскония), Франции (Корсика) и проч. На протяжении 2-й половины ХХв. в мире было отмечено более 300 этнических конфликтов, которые периодически переходили в стадию насилия. По оценкам ООН, внутригос-внные, в том числе и этнические конфликты, унесли больше жизней, чем "классические" войны.

Этнические войны стали особенно крупномасштабными и жестокими после окончания "холодной войны". Особо тяжелые последствия имел распад СССР и Югославии. Кроме конфликтов, начавшихся на территории самих этих гос-в, более двух десятков этнических конфликтов проявились в странах "третьего мира". Однако в конце 1990-х гг. большинство этнических меньшинств предпочли решать свои проблемы П., а не военными путями. Большинство современных этнических кризисов являются не порождением современности - они имеют давнюю, в т.ч., и насильственную, историю.

В ХХв. 3 волны этнических конфликтов, закончившиеся образованием десятков новых, большей частью национальных, гос-в:

1. после окончания ПМВ, распада двух империй - Австро-Венгерской и Оттоманской, на территории которых возникли новые гос-ва.

2. ВМВ и крах колониальных держав.

3. распад СССР.

Кризис, а затем и крах коммунистической системы в Советском Союзе стали причиной распада сверхдержавы и образования ряда новых независимых гос-в. По мнению многих исследователей, идеологический вакуум, который возник после крушения СССР, был заполнен во многом национализмом. Речь идет об этническом национализме, Этнический национализм доминирует на постсоветском пространстве в процессе создания и воспроизводства национальных элит, строительства новой гос-венности, решения межгос-венных споров.

Претензии на собственную гос-венность некоторых этнических групп не подкреплены исторически, часть новых независимых гос-в – это конгломерат этнических групп, каждая из которых претендует на власть или полную независимость.

Этнические конфликты в странах бывшего Советского Союза хар-ризуются отсутствием урегулирования (в смысле наличия П. решений). Как правило, они находятся в стадии консервации. Хрупкий мир поддерживается обычно трехсторонними вооруженными формированиями, одной из этих сторон являются Р. военнослужащие или военнослужащие др. стран СНГ. Усилия многочисленных посредников не могут привести к нахождению П. решений, которые бы вывели противостояния из патовой ситуации. По данным «Feedom House», «свободными» или «частично свободными» в 2005г. считались лишь 7 из 15 новых независимых гос-в на территории бывшего Советского Союза. Во всех этих странах (Эстонии, Латвии, Литве, Украине, Грузии, Молдавии и Армении) прослеживается сильное влияние идей этнического национализма на процесс демократизации. Именно этнический национализм обеспечил становление гос-венности данных стран.

Многие исследователи считают, что ныне человечество находится на излете "третьей волны", что делает возможным предсказать, что новые этнические конфликты будут возникать относительно редко. Однако, при наличии многих народов, не имеющих своего гос-ва (курдов, компактно живущих в Турции, Ираке, Сирии и Иране) никто не знает, когда и при каких условиях начнется "четвертая волна".

Тед Роберт Гарр " Почему Повстанцы Сражаются ": несколько универсальных признаков, по которым можно предсказать скорое начало вооруженной борьбы за независимость:

1. Группа, относящаяся к этническим или религиозным меньшинствам, требует большей автономии, чем она имеет в настоящий момент. В подавляющем большинстве случаев эти претензии разрешаются П. и экономическими методами.

2. Риск начала военных действий повышается почти на 60% в том случае, если меньшинство некогда имело собственную гос-венность.

ex. жители канадской провинции Квебек, которые являются потомками французских колонистов, требуют независимости, легитимизируя это тем, что некогда Канада была французской колонией.

3. Чем выше организованность групп, выступающих за независимость, тем больше шансов, что они начнут вооруженную борьбу. Риск увеличивается на 83% по сравнению с плохо организованными сепаратистами.

ex. желание самоопределиться не было подкреплено созданиями мощных административных структур католическими жителями Северной Ирландии, входящей в состав протестантской Великобритании. Несмотря на то, что католики смогли создать несколько мощных террористических групп, единый организационный центр, представляющий интересы большей части населения, создан не был.

Аналогичные процессы происходят и с этническими русскими, живущими в постсоветских гос-вах. Периодически они выступают за автономизацию отдельных областей или регионов, или присоединение их к Р., но результатов эта деят-ть не приносит.

4. Чем лучше в регионе, претендующем на самоопределение, обстоит дело с инфраструктурой и info технологиями, тем больше шансов, что начнутся боевые действия. Если определенная этническая группа находится в юрисдикции одного гос-ва и проживает на компактной территории, то фактор связи особой роли не играет. Но его значение возрастает многократно, если этническая или религиозная группа "поделена" м/у двумя или более государствами.

ex. албанцы, "разделенные" м/у Сербией, Албанией и Македонией,

баски во Франции и Испании,

лезгины в Р. и Азербайджане,

чеченцы в Р. и Грузии и т.д.

5. Чем выше уровень рождаемости в этнической или религиозной группе, тем более она склонна начинать войну за самоопределение. Низкий уровень рождаемости может быть компенсирован притоком большого числа мигрантов и т.д.

6. чем меньше та или иная этническая или религиозная группа страдала от репрессий и дискриминации со стороны центрального правительства, тем больше шансов, что она начет вооруженную борьбу.

7. Начало военных действий значительно более вероятно, если некогда представители этой религиозной или этнической группы уже вели подобную борьбу.

2-я половина ХХв. – обострение межнациональных отношений:

· весна 1986г. – Якутск (раздел полномочий)

· декабрь 1986г. – Алма-Ата

· демонстрации крымских татар в Узбекистане, Фергане

· 1989г. – несколько очагов конфликтов в Средней Азии, в Закавказье→ Приднестровье, Крым, Поволжье (Казань), Сев. Кавказ.

Около 150 конфликтов на национальной почве.

Варианты развития этнической ситуации:

I. Англия & США:

1. левонизация: этническая война как в Ливане

2. балканизация: противоречия м/у сербами и хорватами

3. атоманизация: распад

4. мирное развитие событий с преобразованием СССР в конфедерацию по типу Британского Содружества.

12 вооруженных конфликтов – прогноз Минобороны США

II. Пайн & Попов попытались классифицировать межэтнические конфликты СССР:

1. недружественный сосед/ нежелательная группа: армяне и азербайджанцы

2. конфликт идей: выдвижение претензий.

Сначала в лит-ре, СМИ появляется право на гос-венность.

ex. Эстония, Литва, Татарстан

Далее историческое право на территорию: Армения, Азербайджан, Сев.Осетия, Ингушетия.

3. конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты.

 

III. Исаев:

1. региональные войны/ длительные: Нагорный Карабах, Абхазия, Юж. Осетия

2. кратковременные столкновения: приводят к человеческим жертвам

Фергана, Ош, Осетино-ингушский конфликт, погромы в Сумгаите

3. конфликтные ситуации, не переросшие в открытые столкновения: средняя Азия, Сев. Кавказ, Закавказье

 

IV. Малышева:

чистых этнических религиозных конфликтов в современном мире не наблюдается.

2 типа межэтнических противоречий

примиримыенепримиримые

Юж.Осетия, Абхазия

V. 1. примиримые – непримиримые

2. вооруженные/ П.

3. конфликты, связанные с изменением соц.-П. структуры или без нее.

Чаще всего конфликт имеет 2 стороны: меньшинство и большинство.

VI. Оффе: по качественному признаку конфликтующих групп:

1. абсолютные: одна этническая группа выше др.

2. относительные: одна группа считает себя выше др. или полагает, что ее эксплуатируют

Инициатором может выступать и этническое меньшинство и большинство=> напряженность

ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ:

1. территориальные конфликты:

часто это связано с воссоединением раздробленных в прошлом этносов (венгерское население, албанцы).

источник внутриП.

Часто приводят к столкновениям м/у правительствами и сепаратистами, национально-освободительными движениями, поддерживаемыми др. гос-вами.

2. конфликты, рожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме независимого гос-ва: Грузия и Абхазия

3. конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов: ингуши и осетины

4. конфликты, в основе которых притязание гос-ва на часть соседнего гос-ва: Эстония и Латвия на р-оны Псковской области, РФ по отношению к Крыму

5. конфликты, источником которых служит произвольное территориальное изменение и его последствие: Казахстан и Р., республики Средней Азии

6. конфликты как следствия столкновения экономических интересов: Грозный и Москва

7. конфликты, в основе которых лежат факторы исторического хар-ра, обусловленные традициями многолетней национальной борьбы с бывшей метрополией: Кавказ

8. конфликты, порожденные многолетним пребыванием депортированных народов на территории др. республик: турки-месхетинцы в Узбекистане, чеченцы в Казахстане

9. конфликты, вызванные дискриминацией Р. в ряде гос-в: республики Средней Азии

10. конфликты, в которых используется лингвистический спор о гос-венном языке: Приднестровье, Украина (вост. территория), Прибалтика

11. конфликты внутри гос-в:

1) вовлечение аборигенного меньшинства в конфликт (Лезгистан)

2) конфликты с вовлечением в них общин пришлого населения (Приднестровье)

3) конфликты с вовлечением насильственно перемещенных меньшинств (крымские татары Р. и Украина)

4) конфликты, возникшие в результате попыток пересмотра отношений м/у бывшими автономными республиками и правительствами гос-в-приемников (Татарстан и Р. правительство)

5) конфликты, связанные с актами общинного насилия (события в Оше и Фергане, Кондопога)

Юри: категории конфликтов на территории СССР:

1. насильственные: вылились в реальные акции насилия

2. насильственные, НО управляемые

3. чреватые насилием: готовы вот-вот вылиться в реальные насильственные действия

4. потенциально насильственные: имеют глубинные предпосылки к насилию

5. ненасильственные

Этингер:

1. территориальные: связаны с воссоединением раздробленных в прошлом этносов (Нагорный Карабах, Юж.Оснтия)

2. конфликт, порожденный стремлением этнических меньшинств на самоопределение (Гаузия в Молдавии, Абхазия)

3. конфликты на экономической почве

4. конфликты на лингвистической почве

5. депортированные народы и их притензии.

Сегодня для Р. хар-рны следующие конфликты:

1. статусные конфликты Р. республик с федеральным правительством, вызванные стремлением республик добиться большего объема прав и стать независимыми гос-вами (Чечня, Татарстан)

2. территориальные конфликты м/у субъектами федерации: Ингушетия и Сев.Осетия, Дагестан и Чечня, Кр.кр. и Хакасия

3. внутренние конфликты, происходящие внутри субъекта федерации (Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия). Конфликт м/у титульным и местным населением.

ТИПА КОНФЛИКТОВ

1. конституционные конфликты: Якутия, Татарстан, Тыва

2. территориальные конфликты: 110-180 территорий Р., вокруг которых идут споры

3. межгрупповые конфликты.

Межэтнические конфликты происходят в Р. м/у 2-мя цивилизациями:

1. востоком и западом

2. севером и югом

3. христианством и исламом

Зоны острых конфликтов:

1.сев. Осетия и Ингушетия

2.Краснодарский край: Адыгея, степная Чечня

3.зоны сильного регионального сепаратизма: Татарстан, Башкортостан

4.зона среднего регионального сепаратизма: республика Коми

5.зона вялотекущего сепаратизма: Сибирь, ДВ, ряд республик Поволжья, Карелия.

Вооруженные конфликты на территории бывшего СССР:

1.конфликты, вызванные стремлением национальных меньшинств реализовать свое право на самоопределение

2.конфликты, вызванные разделением бывшего союзного наследства

3.конфликты, имеющие форму гражданской войны (Таджикистан)

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ПРАВО НАРОДА НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Концепция прав человека в современном ее понимании сформировалась в XVIIIв.: человек от природы наделен некоторыми неотъемлемыми правами, которые не должны нарушаться гос-вом. Среди 1st исторических doc., кодифицировавших права человека: английские Великая хартию вольностей 1215г. и "Билль о правах" 1689г. Эти doc. гарантировали права, которые могут быть поставлены под угрозу в определенных обстоятельствах (угроза свободе вероисповедания), но не содержали всеобъемлющей концепции прав и свобод индивида. Испанские теологи и правоведы: Франсиско де Виториа и Варфоломей де лас Касас разработали доктрину о необходимости признания прав населения земель, открываемых и колонизуемых Испанией.

Сам же термин "права человека" 1st появился во французской Декларации прав человека и гражданина 1789г.

Эти doc. послужили руководством к действию для населения британских колоний в Северной Америке. В XIXв. Европа стала свидетелем конфликтов, связанных с защитой прав меньшинств. Эти конфликты привели к ряду "гуманитарных интервенций" и выработке международных гарантий в этой области. Берлинский договор 1878г. обусловливал международное признание освободившихся от Османской империи Балканских гос-в (Сербии, Черногории, Болгарии и Румынии) соблюдением прав религиозных меньшинств (мусульман и евреев) в этих гос-вах.

Преступления против человечности, совершенные во время ВМВ, показали несостоятельность традиционной т.з. о том, что обращение гос-в со своими гражданами является исключительно внутренним делом гос-в. Подписание Устава ООН 26 июня 1945г. сделало права человека неотъемлемой частью международного права: гос-ва—члены ООН обязались принимать совместные меры, направленные на поощрение и защиту прав человека во всем мире. Более того, право наций на самоопределение охарактеризовано как необходимое условие для мирных и дружественных отношений между нациями (ст. 55). 10 декабря 1948г. Генеральная Ассамблея приняла и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все гос-ва".

Гос-во обязано не только воздерживаться от нарушений прав человека, но и защищать права одних индивидов от посягательств со стороны др.

В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 637 (VII) от 16 декабря 1952г. записано, что «право народов и наций на самоопределение является предпосылкой для пользования всеми основными правами человека».

В принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1981г. Декларации о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела гос-в на все гос-ва мира прямо возложена обязанность «в полной мере поддерживать право народов на самоопределение, свободу и независимость, равно как и их право вести с этой целью П. и вооруженную борьбу».

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ПРАВО НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В Р.

В нашем недавнем прошлом, при советской власти, право наций на самоопределение в отечественной П. мысли публично никогда не подвергалось сомнению. При том, что во внутренней П. СССР право наций на самоопределение было всего лишь декларативно, а во внешней - сужено (брежневской доктриной «ограниченного суверенитета»), отказаться от самого принципа, несмотря на привлекательность такого шага (с т.з. «усиления гос-венности»), не посмел даже Сталин. Максимум, на что он рискнул пойти, - это подменить в тексте конституции право наций на самоопределение правом союзных республик на самоопределение.

В период «перестройки», когда на общ-венной арене оказался представлен довольно широкий круг мнений, право наций на самоопределение отвергалось лишь немногочисленными маргинальными экстремистскими кругами (праворадикалами, «патриотами» и монархистами).

Напротив, антигорбачевская коалиция («демократы») активно использовала принцип права наций на самоопределение в борьбе за власть - под лозунгом «борьбы с советской империей». «Демократы» прекрасно понимали, что их противник - союзное руководство во главе с Горбачевым - не может позволить себе открыто выступить против права наций на самоопределение=> будет вынуждено медленно, но неуклонно отступать под натиском «сепаратизма».

После развала СССР, падения Горбачева и прихода к власти в Р. «демократического» правительства Ельцина отношение к принципу права наций на самоопределение стало быстро меняться

Если до лета 1992г. открытое неприятие этого принципа было присуще почти исключительно ультраправым маргинальным П. кругам, то со второй половины 1992г. такого рода идеи стали публично высказывать известные политики, представлявшие по сути весь Р. П. спектр (от В.Жириновского до Г.Попова).

Это объяснялось, безусловно, объективными причинами. Те силы, которые использовали лозунг «самоопределение наций» в борьбе за П. власть, - эту власть получили. Теперь лозунг «самоопределение наций» начинал работать уже против них. Точно так же, как «сепаратизм» союзных республик подрывал стабильное положение союзного руководства и союзной П. элиты вообще, так и «сепаратизм» автономий подрывал теперь уже стабильное положение Р. руководства и «демократической» Р. П. элиты.

В деле обоснования отказа от принципа самоопределения наций новая П. элита столкнулась с определенными трудностями. Оказалось невозможным просто заимствовать идею «державности» у своих П.противников - шовинистов.

Поскольку Р. - далеко не единственная страна, где национальный вопрос не разрешен, в мире существует, безусловно, большой соблазн «отменить» самоопределение малых наций. Между тем, всякому грамотному политологу известно, что если какие-либо права нарушаются где-либо по отношению к какой-то одной группе населения, это неизбежно повлечет за собой со временем нарушение этих прав по отношению ко всем остальным группам: в Уругвае в середине 60-х гг. пытали только городских партизан «тупамарос», а кончили пытками всех - до конгрессменов, священников и беременных женщин включительно.

Подрыв демократического принципа самоопределения наций подорвет самую основу существующей П. системы в мире (с отказом от этого принципа лишится всякого гуманного теоретического обоснования объединение Германии, т.к. окажется, что это был не результат осуществления права немецкого народа на самоопределение, а беспринципное соглашение политиков противоборствовавших военных блоков).

Есть гос-ва, которые с «отменой» права наций на самоопределение просто лишатся теоретического обоснования своего существования: Бангладеш или Израиль. И если Пакистану трудно «вернуть» себе Бангладеш, то для непримиримых противников существования еврейского гос-ва на территории бывшей Трансиордании «ликвидация» принципа самоопределения наций - неоценимый аргумент для оправдания любых будущих практических действий. Ведь если у еврейского народа нет права на национальное самоопределение и создание собственного гос-ва, то единственное законное основание существования Государства Израиль - это резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 181 (II) от 29 ноября 1947г., которая и так не действует, ибо никогда не была полностью выполнена.

Истории известны всего 3 способа решения национального вопроса помимо самоопределения наций. Это

а) ассимиляция:

Использование ассимиляции не раз в истории позволяло «решить» национальный вопрос: крупным народам удавалось ассимилировать малые. Не говоря уже о культурных и цивилизационных потерях, которые понесло человечество в результате таких ассимиляций, вряд ли этот метод осуществим в XXIв. в тех случаях, когда малые нации не хотят ассимилироваться.

б) сегрегация:

Сегрегация, возможно, как-то «решала» проблемы в средневековой Европе (еврейские гетто), но в XXв. провалилась полностью - и на Юге США, и в Южной Родезии, и в ЮАР.

в) геноцид:

Геноцид, как показывает история, тоже позволяет «решить» национальный вопрос - полное истребление испанцами коренного населения в Вест-Индии или гуанчей на Канарах (антропологи полагают, что гуанчи были последним на планете остатком кроманьонцев, сохранившихся и развившихся в условиях изоляции). Даже и XXв. дал «успешный» пример геноцида - полное истребление режимом Стресснера в Парагвае коренного народа аче-гуаяки (есть серьезные основания полагать, что аче были до индейским - немонголоидным - населением Америки). В XXв. к геноциду для решения национального вопроса прибегала также гитлеровская Германия. Но, собственно, необходимость уничтожения гитлеризма и породила нынешнюю международно-правовую систему и ООН. И сегодня человечество явно не намерено мириться с геноцидом.

Т.о., альтернативы принципу права наций на самоопределение нет. Но осуществляя его нации не должны нарушать и права человека.

 

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ НА ПРИМЕРЕ ПОСТСОВЕТСКИХ ГОС-В

Тихонов:

ЭтноП. конфликт -конфликт с определенным уровнем организованного П. действия: участия общ-венных движений, массовых беспорядков, сепаратических выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности.

ЭтноП. конфликт – это форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку.

Вооруженные конфликты на территории бывшего СССР:

1.конфликты, вызванные стремлением национальных меньшинств реализовать свое право на самоопределение

2.конфликты, вызванные разделением бывшего союзного наследства

3.конфликты, имеющие форму гражданской войны (Таджикистан)

НАГОРНЫЙ КАРАБАХ:

Карабахский конфликт (Карабахская война) (1991—12 мая 1994гг.) — военный конфликт между азербайджанскими и армянскими вооружёнными формированиями за контроль над Нагорным Карабахом.

Один из наиболее длительных конфликтов – конфликт м/у Азербайджаном и регионом Нагорный Карабах, который в советский период представлял собой автономную область Азербайджана, населенную преимущественно армянами. Этот конфликт длится с февраля 1988г. В 1992г. Нагорный Карабах объявил себя независимой республикой. В ходе боев 1993г. армия Нагорного Карабаха установила контроль над 7 прилегающими р-онами Азербайджана, создав тем самым т.н. «пояс безопасности». В 1994г. в Бишкеке между Азербайджаном и Арменией было достигнуто соглашение о прекращении огня. С тех пор прогресса в переговорном процессе практически нет; конфликт «заморожен». Неоднократные встречи президентов двух стран, работа многочисленных посредников – Минской группы ОБСЕ, России, США, Турции, Ирана – положительных результатов не дали, более того, участие «великих держав» (Р. и США) в конфликте имеет скорее контрпродуктивные результаты. Конфликтующие стороны сохраняют свои позиции:

· власти Азербайджана отстаивают территориальную целостность своего гос-ва;

· власти Армении во главу угла ставят вопрос о безопасности армянского населения Нагорного Карабаха,

· Нагорный Карабах полагает, что ведет национально-освободительную борьбу против Азербайджана, настаивает на своем статусе независимого гос-ва и участии в переговорном процессе.

Нагорно-Карабахская Республика — де-факто независимое непризнанное гос-во, провозглашённое 2 сентября 1991г. на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского р-онного Советов народных депутатов Азербайджанской ССР в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и прилегающего Шаумяновского р-она Азербайджанской ССР.

10 декабря 1991г. был проведён референдум о статусе НКР, большинство из участников которого высказались за её независимость.

6 января 1992г. парламент НКР 1-го созыва — Верховный Совет НКР — принял Декларацию «О государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики».

Провозглашению независимости предшествовал почти четырёхлетний армяно-азербайджанский конфликт, приведший к значительному числу жертв и беженцев с обеих сторон, вызванных применением массового насилия и этнических чисток.

Сегодня под контролем вооружённых формирований НКР и республики Армения находится большая часть бывшей НКАО, а также, полностью либо частично, 7 прилегающих р-онов Азербайджана (включая территорию м/у НКАО и Арменией — «Лачинский коридор»). А под контролем армии Азербайджана находятся незначительные части территории Мардакертского и Мартунинского р-онов бывшей НКАО, а также весь Шаумяновский р-он Азербайджанской ССР.

Нагорно-Карабахская Республика является членом СНГ-2, хотя в последнее время старается отойти от процесса постоянного участия в ней по причине возможности осложнения отношения между Арменией и единственным пока дружественным ей соседним гос-вом — Грузией.

Статус НКР не урегулирован. НКР не получила дипломатического признания со стороны др. гос-в и не является членом ООН; поэтому в официальных doc. международно-правового хар-ра по отношению к ней не употребляются некоторые П. категории («президент», «премьер-министр», «выборы», «правительство», «парламент», «флаг», «герб», «столица»).

По результатам переписи населения Нагорно-Карабахской Республики 2005г., численность населения в республике составила 137 737 человек, из них армян — 137 380 человек.

ВАРИАНТЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ:

1) 2-3 декабря 1996г. – ЛиссабонскийсаммитОБСЕ: Армения блокирует заключительную декларацию, подтверждающую территориальную целостность Азербайджана.

2) 20-24 сентября 1997г. посредники Минской группы представляют новый план по мирному урегулированию: «Нагорный Карабах является гос-венным и территориальным образованием в составе Азербайджана».

3) ноябрь 1998г. - новое предложение МГ ОБСЕ: «общее гос-во»: «Нагорный Карабах является гос-венным и территориальным образованием в форме Республики и образует общее гос-во с Азербайджаном в его международно признанных границах». Армения принимает предложение, Азербайджан — нет.

4) 4-5 марта 2001гг. – очередная встреча президента Армении и презедента Азербайджана в Париже, на которой рассматривается план присоединения Нагорного Карабаха к Армении. Азербайджан отвергает данное предложение.

5) 2006г. - новое предложение МГ ОБСЕ: проведение референдума для определения статуса НКР, и вывод армянских войск с сопредельных НКР территории.

6) август 2008г. - Минская группа ОБСЕ предлагает следующие действия по урегулированию нагорно-карабахского конфликта: провести референдум, на котором определятся сами карабахцы» и «жители Нагорного Карабаха сами решат, пойдет ли республика под юрисдикцию Азербайджана или получит независимость». Официальный Баку не отрицая это, заявляет лишь, что референдум в Карабахе возможен через 15 или 20 лет.

10 декабря 2006г. - общенародным референдумом принята Конституция непризнанной НКР.

7) 2 ноября 2008г. в Подмосковье президентами Азербайджана, Р. и Армении подписана декларация по Нагорному Карабаху: главы Азербайджана и Армении заявили, что намерены «способствовать оздоровлению ситуации на Южном Кавказе и обеспечению установления в регионе обстановки стабильности и безопасности путем П. урегулирования нагорнокарабахского конфликта на основе принципов и норм международного права и принятых в этих рамках решений и doc.». Было подтверждено важное значение продолжения посреднических усилий Минской группы ОБСЕ с учётом Мадридского документа от 29 ноября 2007г. и последующих дискуссий. Стороны достигли соглашения о том, что «достижение мирного урегулирования должно сопровождаться юридически обязывающими международными гарантиями всех его аспектов и этапов». Основная ценность Декларации: она стала первой с 1994г. договорённостью в области урегулирования карабахского конфликта, заключённой «непосредственно м/у двумя конфликтующими сторонами.

Однако, несмотря на казалось бы начавшийся дипломатические попытки мирным путем разрешить конфликт, 16 ноября в 4ч утра отряд особого назначения азербайджанской армии пересек участок линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана на юго-восточном направлении, попытавшись проникнуть в тыл подразделений Армии обороны НКР, несущих боевое дежурство на позициях неподалеку от населенного пункта Ашаги Сеидахмедли. Военнослужащие Армии обороны НКР, действуя решительно и согласованно, в результате почти получасового боя отбросили противника на исходные позиции. Министерство обороны НКР особо обращает внимание на тот факт, что азербайджанская сторона нарушила режим прекращения огня в тот момент, когда в Степанакерте в рамках регионального визита находились сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.

Следует отметить, что это очередной серьезный инцидент в этом году: в ночь с 3 на 4 марта диверсионная группа азербайджанской армии попыталась напасть на позиции карабахской армии вблизи села Левонарх Мартакертского района НКР.

Т.о., совершенно очевидно, что на сегодняшний день говорить о к.-л. возможных в ближайшем будущем сроках урегулирования нагорно-карабахского конфликта достаточно трудно.

ВЫВОД:
Конфликт между Азербайджаном и регионом Нагорный Карабах, начавшийся еще в советский период и впоследствии «замороженный», сегодня представляет потенциально опасную угрозу мирного существования не только двух гос-в, но и двух народов – армян и азербайджанцев. Поэтому нет ничего удивительного, что после событий на Кавказе, отношения двух противников из дипломатических перешли в открытое противостояние. Поэтому необходимо в ближайшее время принять четкую программу, документ по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, тлеющего уже более 20 лет. Причем в данном документе должны содержаться конкретные и, главное, действенные предложения, способы, варианты разрешения данной ситуации.

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ (НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОС-В. ЕВРОПА И АМЕРИКА)

Тихонов:

ЭтноП. конфликт -конфликт с определенным уровнем организованного П. действия: участия общ-венных движений, массовых беспорядков, сепаратических выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности.

ЭтноП. конфликт – это форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку.

ЕВРОПА: GB

Этнический состав населения Великобритании довольно пестрый. С самых ранних периодов истории Британских о-вов шел процесс формирования трех различных этнических общностей - англичан, шотландцев и уэльсцев, или валийцев, занимавших три исторически сложившиеся обособленные области о-ва Великобритании - собственно Англию, Шотландию и Уэльс. Взаимоотношения м/у этими тремя коренными народами о-ва и происходившие в их среде этнические процессы всегда занимали важное место в П. истории стра­ны. Национальный вопрос не решен еще и в наши дни.

I. СЕВЕРНАЯ ИРЛАНДИЯ

На протяжении многих лет ожесточенная борьба ведется во внутренней ко­лонии Великобритании - Северной Ирландии, присоединенной к британскому гос-ву в 1922г., когда остальная часть Ирландии добилась самостоятельности. В состав Соединенного Королевства вошли тогда 6 графств из 9 Ирланд­ской провинции Ольстер. Этнический состав населения этой области неоднороден: здесь живет около 500 тыс. коренных жителей о-ва - ирландцев-католиков и примерно 1 млн. англоирландцев и шотландо-ирландцев. Большинство - протестан­ты, британцы по культуре и традициям, преданные идее сохранения конституцион­ных связей с британской короной. Остальное население - немногим более трети - является католическим, ирландским по культуре и истории и в целом выступает за союз с Ирландской Республикой.

Т.о., в Ольстере исторически сложились 3 группы населения, различавшиеся м/у собой по религии и культуре и настороженно, а подчас и враждебно относившиеся др. к др. Восточные области Северной Ирландии были заняты переселенцами из Шотландии - пресвитерианами, центральные и северные провинции заселили англичане, принадлежавшие к англиканской церкви, в крайних западных и пограничных с Ирландией областях жили остатки коренного населения - ирландцы, католики по своему вероисповеданию. Правящие круги Англии, следуя своему обычному принципу "разделяй и властвуй", всячески поощряли и углубляли раскол м/у этими группами.

С течением времени м/у английскими и шотландскими поселенцами происхо­дило сближение на почве общих интересов, и в настоящее время они выступают уже против коренных ирландцев-католиков единым фронтом.
Власть в Северной Ирландии сосредоточена в руках этого протестантского большинства, а католики ирландцы подвергаются дискриминации в самых различных областях, лишены многих соц. и гражданских прав. Английская буржуазная пропаганда стремится представить происходящую в Северной Ирландии борьбу ко­ренных ирландцев за равные гражданские права, против дискриминации, которая особенно обострилась в 1970-х гг., как простой религиозный конфликт м/у католиками и протестантами. На самом же деле причины борьбы в Северной Ирлан­дии представляют собой сложный узел национальных, соц.-экономических и религиозных противоречий, корни которых уходят далеко в глубь веков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.101 с.)