Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Национальная П. Периода Р. ИмперииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Р. как многонациональное гос-во образовалась на основе присоединения народов и территорий. 2 тенденции в формировании Р. гос-ва
идея централизации идея децентрализации основа: взаимоотношения гос-вообразующего этноса – р. народа с др. национальностями и центра (столицы) с иными областями (землями) страны. Р. перестает быть мононациональным гос-вом в XVIв. Империя – совокупность народов, образующих П., экономическую и культурную систему, где один или несколько этносов играют ведущую роль, а др. находятся в состоянии подчинения или зависимости. Р. империя строилась по религиозному принципу. самобытность Р. цивилизации, особый взгляд на национальный вопрос, особенности колонизации: · в центре – наднациональная элита, донациональная по содержанию · официальная гос-венная идеология основана не на национальном принципе: ü вовлечение разных этносов с расовым и этническими особенностями в единую общность ü отсутствие понятия «метрополия», нет юридически господствующей нации · Р. этнос не имел преимуществ, нет формальных правовых ограничений по национальному признаку (ИСКЛ. евреи и поляки-католики с 1866г.) · при интеграции микросоциумов в систему империи традиционные уклады и нормы жизни не искоренялись (или изменялись незначительно) · преимущества для народов, вошедших в состав империи: а) скачок в соц.-экономическом развитии ex. строительство ж/д в Средней Азии привело к образованию большого кол-ва промышленных центров и крупных городов б) приобщение к мировой культуре: перевод книг Р. и западных писателей на национальные языки «окраин». Присоединение Крыма: XIIв. -Крым входит в состав Киевской Руси XIIIв. -Крым входит в состав Галицко-Волынского княжества 1745г. - указ о начале заселения данной территории 1775г. - образовывание Новороссийский край и упразднение Запорожской Сечи. 1774г. -Кучук-Кайнарджийский мирный договор: признание Крымского ханства независимым от турецкого султана: Р. – Керчь, Еникали, Кинбурн, Кабарда Турция – Дунайские княжества (Валахия, Молдавия, Бессарабия), НО фактически Р. держит их под своим покровительством. П. Р. в управлении Новороссией и Крымом: 1.на эти области не распространяется крепостное право 2.свобода вероисповедания 3.освобождение коренного населения от воинской повинности 4.Р. П. элите и дворянству выдавались земли со сроком на освоение 5.туда переселялись старообрядцы 6.льготы духовенству 7.свобода передвижения 8.иностранные переселенцы не платят налоги в течение 5 лет 9.валашеское право = Р. законодательство. Финляндия: 1323г. – Ореховский мир: 1st определена граница м/у Р. и Швецией: вся современная Финляндия отходит к Швеции. 1721г.- Ништадтский мир: Швеция возвращает Р. Юго-Восточную Финляндию и Выборг 1743г. – Абосский мир: Р. – Юго-Вост. Финляндия. Формирование Выборгской провинции 1796г. – сохранение за Выборгской губернией прежних привелегий 1809г. - Р. отошла вся Финляндия = Великое княжество Финляндское: право на создание своего правительства 1891г. – унификация финского законодательства с Р.: Ø Р. язык в делопроизводстве; Ø ликвидация финских вооруженных сил; Ø усиление русификации администрации и школьного образования; Ø полностью или частично закрылись 72 периодических издания и ряд общественных организаций; Ø высылка за пределы княжества оппозиционных П. деятелей. Т.о., курс на ограничение автономии Великого княжества Финляндского. 1905г. – «красная стачка» в Финляндии: убийство генерал-губернатора=> созыв нового парламента на основе всеобщего голосования. 1909г. – Дума и Госсовет получают право принимать законы и для Финляндии. Польский вопрос: 1815г. – в составе Р. на территориях, перешедших к ней в результате разделов Польши, создается Царство Польское, имеющее автономию, закрепленную в Конституционной хартии: · свобода печати, личности · упразднение репрессивных мер: конфискация имущества, административная ссылка · польский язык = гос-венный · все административные, судебные и руководящие военные должности замещают подданные Царства Польского. После восстания 1830 - 1831гг. Николай I отменил польскую конституцию и все конституционные гарантии и заявил, что Царство Польское, будет составлять одну из частей Р. империи и управляться на основании особого Органичского статута: 1. роспуск Сейма; 2. упразднение национальной армии; 3.управление Царством Польским возлагается на Административный совет во главе с наместником; 4. Совет состоит из лиц, назначаемых правительством.; 5. при царе состоял статс-секретарь по делам Царства Польского, который докладывал о делах, поступающих от наместника, и сообщал ему волю государя; 6. упразднение военной комиссии 7. принцип русификации края. Органический статут не был реализован, т.к. в Польше продолжалось революционное брожение, готовились новые выступления. 1834г. – ведение военного положения, которое официально потом уже не отменялось. Действия Ник I: 1.распространение общеР. системы управления и ликвидация местных особенностей в административном устройстве 2. 1841г. – введение Р. денег 3. 1850г. – ликвидация таможенных границ. Действия Ал.II: 1.Госсовет состоит из назначаемых императором сановников под председательством наместника 2.система МСУ на основе широкого участия в ней местного населения 3.польский язык = официальный 4.восстановление внутренней автономии Царства Польского 5.поляки назначаются на важные административные посты. После подавления восстания 1863г. правящие круги империи решили провести коренные преобразования управления в Царстве Польском. Руководить этим было поручено Н.А.Милютину, который сосредоточил в своих руках всю власть, чтобы решающим образом влиять на ход событий в Польше и на направление ее административной реорганизации. 1866г. – вытеснение поляков с гос-венных постов благонадежными Р.; все делопроизводство только на Р. языке. 1905г. – послабление по вопросу польского языка в отношении духовного книгопечатания и ведения службы, НО усиление контроля за польской католической церковью. 1906г. - введение польского языка в школе. Вхождение Грузии в состав Российской Империи: Первые присяги на верность – в 1st половине XVIIв.: 1638г. царь Мегрелии обратился к царю Михаилу Фёдоровичу с грамотой о желании грузинского народа перейти в подданство России. ПетрI: 1723г. подписан договор с уполномоченным иранского шаха, за Р. всё западное и южное побережье Каспия; В 1763г. императрица Ек. II подписала указ о поселении в урочище Моздок крестившихся осетин. 1783г. заключен Георгиевский трактат. Гарантируя Картли-Кахетинскому царству защиту от врагов, Р. ограничивала его внешнеП. функцию. Это был "дружественный договор" о "покровительстве": Ø прекращении в Грузии междоусобиц и сохранении ее единства; Ø обязательство Р. держать в Картли-Кахетинском царстве 2 батальона пехоты; Ø в случае войны командование Р. войсками на Северном Кавказе обязано согласовывать с царем Картли и Кахети действия по защите Восточной Грузии; Ø За Грузией закреплялась полная внутренняя автономия. 1801г. - упразднение Картли-Кахетинского царства и присоединением его к Р. Подданство: 1803г. - Менгрелия; 1804г. - Имеретин; 1810г. – Абхазия. По Адрианопольскому миру(1828-29гг.) Турция признавала вхождение всей Грузии в состав Р. Присоединение Прибалтики: 1721г. -Прибалтика, состоящая из Эстляндии, Курляндии и Лифляндии, присоединена к Р. В 1772г. по 1st разделу Польши к Р. отошла Латгалия, в 1795г. по третьему разделу — присоединены Курляндское герцогство и Пилтенская область. Высший орган МСУ и одновременно сословная организация дворянства в Прибалтике — ландтаг — имел очень узкий в соц. отношении состав: кроме немецких помещиков и представителей немецкой буржуазии никто не допускался. Все судебные учреждения с 1718г. передавались в ведение особой юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских (и финляндских) дел, а высшей апелляционной инстанцией над ними являлся Сенат. Присоединение Прибалтики к Р. не изменило положения немецкого дворянства. В 1st половине XVIIIв. законодательная деят-ть царского правительства крайне редко касалась местных порядков в Прибалтике. После присоединения к Р. общий надзор за управлением Лифляндией и Эстляндией осуществляли назначаемые царем губернаторы, но фактическая власть находилась в руках прибалтийского дворянства. Екатерина II провела ряд административных реформ, направленных на децентрализацию, усовершенствование местного аппарата управления и укрепление основ самодержавного строя. В 1775—1785гг. законы об управлении губерниями, дворянских привилегиях, правах городов. В 1786—1787гг. в Прибалтике проводилась реформа городского самоуправления. Рат (магистрат) был распущен, а его функции разделены м/у новообразованными учреждениями. Органами самоуправления стали городская дума и городская управа. Участие в выборах получали все жители города, достигшие определенного возраста и отвечавшие требованиям имущественного ценза. Городской голова выбирался от всего городского общ-ва. НАЦИОНАЛЬНАЯ П. Р. ГОС-ВА XIX – НАЧАЛО ХХВВ. В XIXв. Р. законодательство не знало ограничения. После восстания 1863-64гг. права поляков были ограничены. Также ограничения были у татар-мусульман. Главный признак – конфессиональный. Ряд законодательных актов связан с инородцами. НО если они принимают православие, то получают все права и привилегии. Официальных doc., формировавших национальную П. нет. Главный вопрос о языке=> гос-во делает все, чтобы Р. был главным. при Ник I тенденция к русификации и православию (окраины, Сибирь, Кавказ)→ Ал.II из-за польского восстания и реакции мусульман Кавказа и внутренней Р. в период Крымской войны. Ограничение прав поляков. 1. покупать и арендовать земли в западных губерниях (Украина и Белоруссия) запрещалось; 2.Р. администрация; 3. не более 50% поляков могли занимать места в управлении; 4. запрещалось преподавать в школах на польском; 5.Ликвидация 114 католических монастырей в западных губерниях; 6. полная русификация западного края. Татары: Крещеным татарам разрешалось преподавать в школах на родном языке. 1874г. - мусульманские школы переданы министерству народного просвещения. Борьба за Армян: После Крымской войны разрешено преподавание на родном языке. Украина и Белоруссия: Т.к. они славяне и православные=> язык должен быть Р. 1863г. – запрещено печатать духовные книги на украинском языке 1874г. – запрещено все печатание на украинском языке. Поражение в Крымской войне и польское восстание заставили Ал.II расширить автономию Финляндии. 1860г. – печатанье денег; 1863г. – функционирует Сейм; 1878 – разрешение на ограниченные в/ч. Еврейский вопрос: Ал. II издает ряд актов: · права купцов 1st гильдии · права евреев на высшее образование · разрешено жить за чертой оседлости · евреи-ремесленники Ал. III: изменение ситуации: усиление националистических тенденций во внутренней П.: русификация национальных окраин. 80-е гг. – вытеснение из управления представителей Зкавказья. Русификация Прибалтики. 1885г. -делопроизводство на Р. языке 1887г. – преподавание на Р. языке. Противодействие церквей: 1903г. – передача всего церковного имущества армянской церкви в казну. В Финляндии Ал. III пытается урегулировать несоответствие законов Р. 1st высшие должности занимают не финны: 1st министр Плеве. Делопроизводство на Р. Запрещены в/ч=> всеобщая воинская повинность=> волна террористических актов. При Ал. III массовые еврейские погромы, особенно в южных губерниях. 1882г. – восстановление черты оседлости для купцов и ремесленников: 1.запрещается селиться в пределах Москвы 2.сокращена норма евреев в ВУЗах (в черте оседлости – 5%, в центральной области – 1-3%) Ограничения коснулись и мусульман: преподавание в школе на Р. языке. Колонизация национальных окраин Р. населением: южные губернии (Причерноморье, Сев.Кавказ), активное заселение Абхазии, Средней Азии (Туркестан). Т.о., П. Ал.III привела к тому, что к концу его правления национальный вопрос становится важнейшим. К началу ХХв. складываются национальные движения, выступающие за уравнение в правах, обучение на родном языке, свободу вероисповедания, распределение земли. Начинается противостояние: национальное движение в Казахстане, Средней Азии, Закавказье. Также национальные движения охватывают якутов, бурятов. Польша и Финляндия – большая проблема. Борьба с помещиками в Прибалтике и Грузии. После восстания 1863-64гг. Польша становитя большой проблемой к началу ХХв. Требование восстановить автономию, начать процесс деколонизации. В период 1st Р. революции поляки добиваются успехов: правительство принимает ряд мер по ослаблению: · 1905г. – книгопечатание на польском языке, НО контроль над польской церковью · преподавание на польском языке в частных школах, НО не более 50% поляков на службе · право приобретать землю полякам у поляков, НО запрещено покупать землю у Р. помещиков · преподавание на польском языке в начальной школе. Также обострился украинский и белорусский вопрос: Ø 1905г. -право печатать Евангель на украинском; Ø 1911г. - преподавание в школах Р.; Прибалтика: Двойственная П.: Ø Ограничить влияние немецкого дворянства; Ø Поощрять преподавание на латышском, эстонском языках в начальной школе; Еврейский вопрос: 1. предоставить евреям права, которые есть у Р. граждан 2. неприязнь к еврейскому народу. Т.о., вернуть евреев в черту оседлости. Ограничение евреев в ВУЗах. Евреям запрещено быть директорами крупных предприятий. Процесс вытеснения евреев из хлебной промышленности. Революция 1905-07гг. разбудила национальности: 1905г. – мусульманский съезд: требование уравнять права и участие в ГД (участвуют народы Поволжья). Во внутренних губерниях Р. правительство проводит 2-йную П.: преподавание на башкирском и татарском языках. Движение в средней Азии: Ø Революция в Иране, Турции; Ø Недовольство национальной П. на Кавказе; Ø П. заселения Русскими; Ø 1914г. - обострение национального вопроса; Ø Территории Польши, Украины, Белоруссии в зоне боевых действий; 1916г. - отмена ограничений по религиозному и национальному признаку. НАЦИОНАЛЬНАЯ П. КПСС КПСС была создана как единая партия пролетариата всей многонациональной Р. Пария объединяет в своих рядах представителей всех наций и народностей СССР. Вождь КПСС Ленин был основателем Коммунистического Интернационала. Интернационализм составляет основу ленинской национальной программы партии, получившей своё осуществление в бурном подъёме экономики и расцвете культуры всех советских республик, в создании и росте единого многонационального социалистического гос-ва — СССР, ставшего оплотом дружбы и братства советских народов. НАЦИОНАЛЬНАЯ П. БОЛЬШЕВИКОВ В ходе пролетарской революции главным стал принцип интернационализма. Необходимо разрушить границы. Некоторые ( Бухарин ) выступали за самоопределение трудящихся. Ленин отвергал идею культурно-национальной автономии=> национальное самоопределение. Он сторонник централистского гос-ва: народы сами должны решать национальные вопросы. Сталин: областная автономия для Польши, Финляндии, Литвы и Кавказа. П. крупных независимых объединений в Р. с учетом их специфики. Ленин: национальный вопрос с развитием социализма отомрет сам по себе, т.к. будет слияние наций. ПРИНЦИПЫ: 1. право на самоопределение 2. широкая автономия 3. равенство больших и малых народов 4. формирование по интернациональному признаку. Ленин: невозможно равенство больших и малых народов. Сторонник централизованного гос-ва. В IV ГД большевики пытались реализовать проект закона «Об отмене ограничений прав евреев…», проект равноправия наций и защиты национальных меньшинств. После Октябрьской революции и распада Р. империи большевики связывают национальный вопрос с мировой революцией. Всемирная федеративная республика советов. ноябрь 1917г. – Декларация прав народов Р.: · осуждается П. натравливания одной нации на другую, · П. добровольного союза народов Р. · принципы ленинской национальной П.: 1. равенство и суверенность народов Р.; 2. право народов Р. на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного гос-ва; 3. отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений; 4. свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию Р. Декларация прав трудящихся эксплуатируемых народов. Ко всем трудящимся мусульманам Р. и Востока: ü свобода вероисповедания ü отказ от тайных переговоров по разделу Константинополя, раздела Турции и Армении. В период Гражданской войны национальный вопрос – фактор объединения. 1 июня 1919г. – Декрет об объединении советских республик. В 1920-21гг. м/у независимыми гос-вами и Р. заключены договоры о военно-экономическом союзе: Азербайджан, Белоруссия, Украина, Грузия→ представители этих гос-в входят во ВЦИК и в ВСНХ РСФСР=> фактически орган управления всех республик. февраль 1921г. – Госплан РСФСР весна 1921г. – объединение Грузии, Армении, Азербайджана в Закавказскую ССР. февраль 1922г. – совещание в Москве: Р., Украина, Белоруссия, Армения, Азербайджан, ДВ республика, Бухара, Харез, Грузия Результат: Р. представляет интересы всех советских республик в Генуе. По факту автономия шла по национальному, территориальному и экономическому признаку. Автономия 2-х уровней: 1.республиканская (11 автономных республик) 2.областная (10) 3.1 автономная корельская трудовая коммуна (потом республика). Федерация рассматривалась большевиками как переходная стадия. 1922г. – план автономизации Сталина: вхождение республик на правах автономии. Ленин: федеративный союз как добровольное равноправное объединение советских республик. НО отчуждение на паритетных началах ряда прав. Осуществляя ленинскую национальную П., Коммунистическая партия развернула огромную работу по организации национальной гос-венности многочисленных народов страны — образованию автономных республик, национальных областей и округов. Был образован специальный гос-венный орган в правительстве РСФСР — Наркомнац, при подготовке отдельных вопросов создавались специальные партийные органы — центральное бюро мусульманских организаций РКП (б), специальные представительства ЦК РКП (б) на местах (Туркестанское бюро ЦК) и др. Партия объявила борьбу уклонам по национальному вопросу — великодержавному шовинизму, местному национализму. 30 декабря 1922г. – Всесоюзный съезд Советов: утверждение Декларации об образовании СССР: · 4 республики: РСФСР, Украина, Белорусская и Закавказская ССР, · создан ЦИК СССР НАЦИОНАЛЬНАЯ П. КПСС 1924г. – Конституция СССР: · 2 законодательные палаты: Совет союза и Совет национальностей · федеративный принцип го-ва · принципы национального устройства: свободное вхождение с правом выхода · 5 общесоюзных наркоматов: иностранных дел, ВМ, почта, телеграф. · ОГПУ · исключительная сфера СССР: 1. вопросы войны и мира 2. международные договоры 3. изменение границ 1924г. – размежевание Средней Азии: образованы Туркменская ССР и Узбекская ССР конец 20-х – начало 30-х гг. – наступление на права национальностей 1936г. – Киргизская ССР, Казахская ССР 1939г. – в СССР входят Зап. Украина и Зап. Белоруссия 1940г. – Карельская ССР, Латвия, Литва, Эстония, Сев. Буковина. Т.о., в процессе социалистического строительства партия осуществила ленинскую программу по национальному вопросу. Все нации и народности страны оформили свою собственную национальную гос-венность. Была преодолена экономическая и культурная отсталость многих народов. Ранее отсталые окраинные р-оны Р. превратились в промышленно развитые республики. Им была оказана большая материальная помощь, выделены крупные капиталовложения на ускоренное развитие промышленности, с/х и культуры. 1937г. – борьба с местным национализмом=> депортация населения После окончания ВМВ 2-е раскулачивание Украины и Молдавии. Антисоветские национальные выступления в Прибалтике, на Украине и в Молдавии=> усиление репрессий. Обострение вопроса, связанного с еврейским населением: Дело еврейского антифашистского комитета (1948-52гг.) Берия: поддержка национальных партийных элит на Кавказе. Р. народ – опора, основа П. системы. Акцент на державность. После ВМВ партийное руководство говорит о единении нации. Прибалтика: Национальные воинские формирования в Прибалтике и на Украине.После 1945г. они продолжают борьбу против советской власти. К 1948г. советской власти удалось установить контроль над этой территорией. 1957-58гг. – восстановлены национальные автономии калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев. Этим народам разрешено вернуться на свои исторические территории. Возвращение репрессированных народов осуществлялось не без сложностей, которые привели к национальным конфликтам: · начались столкновения м/у возвращавшимися чеченцами и заселенными за время их изгнания в Грозненскую область русскими; · Пригородный р-он передан от ингушей в Северо-Осетинскую АССР. Значительной части репрессированных народов (поволжские немцы, крымские татары, турки-месхетинцы, греки, корейцы) и в это время не возвращены ни национальные автономии, ни права вернуться на историческую родину. 28 августа 1964г. – отмена ограничительных актов в отношении депортированного немецкого населения. 1967г. – арабо-израильская война: СССР поддерживает арабов=> 1968г. – разрыв дипотношений с Израилем=> опять обострение еврейского вопроса: 70-80-е гг. – массовый выезд евреев 1980-е гг. – П. Горбачева: гласность=> пробуждение национальных движений на Украине и в Прибалтике. 1988г. – КПСС провозглашает принцип хозрасчета=> разрушение единого принципа→ обострение национального вопроса. 1989г. – признание пакта с Германией и осуждение его. Демократы и правозащитники: оскорбление малых народов (адыги, чеченцы, крымские татары). Горбачев вынужден применить силу: события в Вильнюсе (захват телецентра)→ советская армия = оккупанты=> противостояние. весна 1991г. – референдум о сохранении СССР. Народ «за» ноябрь 1988г. – Декларация о суверенитете Эстонии. 1989г. – суверенитет Литвы и Латвии январь 1990г. – массовые демонстрации в Молдавии 1990г. – независимость Армении и суверенитет Грузии. 8 декабря 1991г. – Беловежские соглашения: прекращение существования СССР.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.22 (0.011 с.) |