Формирование и развитие этнополитических идей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование и развитие этнополитических идей.



ПРЕДМЕТ ЭТНОПОЛИТОЛОГИИ

80-е гг. – проблема научной дисциплины на Западе

80-90-е гг. -проблема научной дисциплины в Р.: рассмотрение разных знаний о национальной П. Изучали политологи→ подключаются этносоциологи: этносоциология + политология (этноП. конфликты, проблемы федерализма). Т.о. этнополитология находится на стыке.

главная категория – этничность.

Этничность имеет глобальный хар-р: рост этнической мобилизации, идентичности и соседствует с процессами интеграции.

Современные вопросы: взаимоотношения гос-в и разных этносов.

Специфика:

от политологии: изучение взаимосвязи этносов с гос-венной П. и изучение этносов в П.

2 подхода:

1. от этничности к П.

исследование этнокультурных особенностей, их влияние на П.

2. от П. к этничности

влияние П. явлений и процессов на этническое развитие и межэтнические отношения.

3 типа отношений

1. м/у этническими общностями и П. институтами гос-ва

2. м/у различными этническими общностями

3. м/у индивидуумом и этнической общностью.

конец 80-х гг. – актуально для Р.

Проблемы этнополитологии:

· изучение П. контекста этничности

ü влияние этнического фактора на внешнюю П.

ü геоП. статус гос-ва

· изучение этнодемографических показателей

ГеоП. позиции гос-ва влияют и на внутреннюю П. гос-ва, которая зависит от внутриэтнических противоречий.

Ротшильд: 7 типов полиэтнических гос-в:

1.П. доминирующее большинство противостоит подчиненному меньшинству (-ам)

ex. Канада

Китай,

Р.

2.П. доминирующее меньшинство противостоит подчиненному большинству

ex. ЮАР

Индия и др. колониальные гос-ва

3.доминирующее центральное ядро рассматривает себя как символ гос-ва, противостоит периферийным этническим группам

ex. СССР,

Югославия (сербы),

США

4.одна этническая группа доминирует П., др. – экономически

ex. Малайзия (малайцы и китайцы),

Казахстан

5.экономически сильное, но П. уязвимое меньшинство реализует себя прежде всего в экономике

ex. евреи в разных гос-вах,

Таиланд,

Грузия и разные народы Кавказа в Р.

6.влияние численности этнических групп многослойно

ex. страны Африки: Кения, Сомали, Нигерия

7.этнические общности различаются по численности и критерию этнической дифференциации

ex. страны Африки

Многоэтнические гос-ва – место развития межэтнических конфликтов=> рост межэтнической напряженности ведет к дестабилизации гос-ва.

Современные вопросы этнополитологии:

1. геноцид

2. национализм

3. этнический экстремизм

Проблема развития федеративных отношений: этнические конфликты – угроза гос-венной целостности.

ex. Р.: проблема АТД

Испания,

Канада,

GB.

XVIII – XIXвв. – научный интерес к национальному вопросу (ученые Германии): формируется понятие «национальное гос-во».

начало ХХв.: антропологи до сих пор не выяснили, что такое национальность.

20-е гг. ХХв. -вхождение в оборот таких понятий, как

·
= соц. группа
этнос,

· этничность

Т.О.,

Предмет этнополитологии — это генезис этнических, этнонациональных, межэтнических, этнокультурных отношений в системе социально-политических процессов, институтов, влияние этнического и этнонационального фактора на политическую власть, идеи, политико-правовые нормы, отношения власти, деятельности политических учреждений, партий и движений в сфере этнонациональных отношений.

Этнополитология -область политической науки, изучающая политическую сферу жизни этнических общностей, их взаимодействие с политикой и политическими институтами государства. Важной особенностью этнополитологии является то, что она изучает не отдельные аспекты политической жизни этносов, а всю эту сферу как целостную и многомерную систему.=>

Предметная область этнополитологии:

1.изучение теоретических проблем и этничности

2.исследование процесса становления и развития национального государства как политической формы существования этнических/ национальных общностей в современном мире (политический статус этноса).

3.изучение проблемы нации и национализма как идеологии нации-государства.

4.проблема соотношения прав человека и прав народов.

5.проблема самоопределения народов.

6.исследование национальных движений.


ЭТНОС. ТИПОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ.

Этнос – группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни и хранящих традиции, отличающих их от др. групп.

Этничность – категория, обозначающая существование культурных отличительных этнических групп и форм идентичности.

Обществоведы: этнос = народ

Брамлет «Этнические процессы в современном мире»:

ü исследование этнической истории

ü этногенез

«Этнос НЕ обнаруживает себя как соц. система: он стихиен, аморфен и НЕ структурирован», НО «Этническое ничто в общ-ве активно и значимо.

Суть этнической проблематики: существует ли этнос, можно ли раскрыть суть этого понятия?»

«Понятие этнос предполагает функциональные хар-ристики, отличающие группу от др., обладающих иным набором хар-ристик».

Принято выделять три главных типа этносов, различающиеся между собой по уровню развития культуры, экономики, знаний и др.:

1. племя -это такого рода объединение людей, которое присуще первобытным формациям и хар-ризуется кровнородственными связями между людьми.

Племя формируется на основе нескольких родов или кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей объединяют в племя также общие примитивные религиозные верования - фетишизм, тотемизм и др., наличие общего разговорного диалекта, зачатки П. власти (совет старейшин, вожди и др.), общая территория проживания. Ведущей формой хоз-венно-экономической деят-ти на этой исторической ступени являлись охота и собирательство.

2.народность отличается более высоким уровнем развития экономики, формированием определенного экономического уклада, наличием фольклорной, т.е. народной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сформировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием, выраженным в его названии. На территории бывшего СССР проживало более сотни различных народностей, административно-территориально закрепленных в автономных республиках и округах. Многие из них остаются в составе РФ.

3.нация

Процесс создания нации, как наиболее развитой формы этноса, происходит в период окончательного становления гос-венности, широкого развития экономических связей на территории, ранее занимаемой несколькими народностями, общей психологии (национального хар-ра), особой культуры, языка и письменности, развитого этнического самосознания. Обособившиеся нации создают гос-ва. В Европе этот процесс происходил в период перехода от феодализма к капитализму и окончательно завершился в период создания зрелой капиталистической экономики и создания национальной культуры в основных странах европейского континента - Франции, Германии, Испании и др. В Р. подобный процесс образования наций начался в дореволюционный период, но он не получил своего естественного завершения, был прерван Октябрьской революцией, после которой национальный вопрос стал решаться с позиций марксистско-ленинской идеологии, в рамках тоталитарной системы власти.


ЭТНИЧЕСКИЕ ЧИСТКИ. ГЕНОЦИД

Само понятие «этническая чистка» появляется в 90-х гг.:

Этническая чистка – П., направленная на насильственное изгнание с определённой территории лиц иной этнической принадлежности, при этом «этнические чистки» могут принимать самые различные формы, от массового переселения этнических групп и принуждения к эмиграции до депортации и геноцида.

Это любой вид вытеснения нежелательных групп населения с данной территории по причинам, связанным с религиозной или национальной дискриминацией, по П., стратегическим или идеологическим соображениям — или комбинации этих причин.

1st понятие «этнические чистки» стало использоваться в международном лексиконе в 90-х гг. ХХв. (Югославия).

1992г. – активное использование понятия международными СМИ по отношению к П, проводившейся в ходе гражданской войны в Югославии.

Изначально это сербо-хорватское выражение.

Возможно, что этот термин появился ещё до распада Югославии в военной доктрине бывшей Югославской Народной Армии, где говорилось об «очистке территории» от врага для обеспечения полного контроля над захваченным р-оном. Истоки этой доктрины неясны — возможно, это было наследие партизанской войны на территории Югославии в ходе ВМВ.

Первоначально имелось в виду, что речь идёт исключительно о вооружённом противнике, однако затем этот метод стал применяться и по отношению к мирному населению иной национальности. Именно в этом смысле югославские СМИ ещё в 1981г. писали о П. албанского руководства сербской провинции Косово, которое якобы стремилось создать у себя «этнически чистую территорию» (т.е. «чисто» албанскую).

Этнические чистки были еще в древние времена:

ü в Римской империи обращали в рабство или подвергали изгнанию (изгнание евреи после восстания в Иудее в 70 н.э. В результате евреи стали странствующим народом без родины.).

ü изгнание евреев из Англии в 1290, Франции (1306), Венгрии (1349 − 1360), Прованса (1394 и 1490), Австрии (1421), Испании после Реконкисты, Португалии (1497), России (1724) и различных областей Германии (в разные периоды истории).

ü 1604-1605гг. – изгнание из Вост. Армении 300тыс армян.

ü в Англии в массовом порядке изгонялись цыгане.

Сегодня этнические чистки продолжаются:

· 1994г. – Руанда: массовая резня тутси боевиками из племени хуту.

· Дарфур: массовое убийство неарабского населения

· 1991-1999гг. – Югославия: Сербская Краина и Хорватия, Босния, Косово.

ГЕНОЦИД

Геноцид -действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём:

· убийства членов этой группы;

· причинения тяжкого вреда их здоровью;

· насильственного воспрепятствования деторождению;

· принудительной передачи детей;

· либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы.

Сам термин «геноцид» был впервые введён в обиход в 1943г. польским юристом еврейского происхождения Рафаэлем Лемкиным, а международный правовой статус он получил после ВМВ в декабре 1948г. («Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него») как понятие, определяющее тягчайшее преступление против человечества. Поэтому для предотвращения юридических и логических коллизий применение термина некоторыми юристами считается оправданным только по отношению к событиям после 1948г.

С 1948г. геноцид признаётся в ООН международным преступлением. В частности, в РФ предусмотрена уголовная ответственность за геноцид как за преступление против мира и безопасности человечества (ст.357 Уголовного кодекса)

В истории человечества можно найти немало случаев геноцида, начиная с древнейших времён и вплоть до наших дней. Особенно это хар-рно для истребительных войн и опустошительных нашествий, походов завоевателей, внутренних этнических и религиозных столкновений, для образования колониальных империй европейских держав.

1915г. – геноцид армян (массовое уничтожение в Турции)

Истребление нацистской Германией во время ВМВ евреев, цыган и славян.

1989г. – геноцид осетинского народа,

геноцид абхазского народа

Геноцид чеченского народа

1994г. – геноцид в Руанде: массовая резня, в результате которой представители племени хуту истребили 800тыс членов племени тутси.

ТИПА КОНФЛИКТОВ

1. конституционные конфликты: Якутия, Татарстан, Тыва

2. территориальные конфликты: 110-180 территорий Р., вокруг которых идут споры

3. межгрупповые конфликты.

Межэтнические конфликты происходят в Р. м/у 2-мя цивилизациями:

1. востоком и западом

2. севером и югом

3. христианством и исламом

Зоны острых конфликтов:

1.сев. Осетия и Ингушетия

2.Краснодарский край: Адыгея, степная Чечня

3.зоны сильного регионального сепаратизма: Татарстан, Башкортостан

4.зона среднего регионального сепаратизма: республика Коми

5.зона вялотекущего сепаратизма: Сибирь, ДВ, ряд республик Поволжья, Карелия.

Вооруженные конфликты на территории бывшего СССР:

1.конфликты, вызванные стремлением национальных меньшинств реализовать свое право на самоопределение

2.конфликты, вызванные разделением бывшего союзного наследства

3.конфликты, имеющие форму гражданской войны (Таджикистан)

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ПРАВО НАРОДА НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Концепция прав человека в современном ее понимании сформировалась в XVIIIв.: человек от природы наделен некоторыми неотъемлемыми правами, которые не должны нарушаться гос-вом. Среди 1st исторических doc., кодифицировавших права человека: английские Великая хартию вольностей 1215г. и "Билль о правах" 1689г. Эти doc. гарантировали права, которые могут быть поставлены под угрозу в определенных обстоятельствах (угроза свободе вероисповедания), но не содержали всеобъемлющей концепции прав и свобод индивида. Испанские теологи и правоведы: Франсиско де Виториа и Варфоломей де лас Касас разработали доктрину о необходимости признания прав населения земель, открываемых и колонизуемых Испанией.

Сам же термин "права человека" 1st появился во французской Декларации прав человека и гражданина 1789г.

Эти doc. послужили руководством к действию для населения британских колоний в Северной Америке. В XIXв. Европа стала свидетелем конфликтов, связанных с защитой прав меньшинств. Эти конфликты привели к ряду "гуманитарных интервенций" и выработке международных гарантий в этой области. Берлинский договор 1878г. обусловливал международное признание освободившихся от Османской империи Балканских гос-в (Сербии, Черногории, Болгарии и Румынии) соблюдением прав религиозных меньшинств (мусульман и евреев) в этих гос-вах.

Преступления против человечности, совершенные во время ВМВ, показали несостоятельность традиционной т.з. о том, что обращение гос-в со своими гражданами является исключительно внутренним делом гос-в. Подписание Устава ООН 26 июня 1945г. сделало права человека неотъемлемой частью международного права: гос-ва—члены ООН обязались принимать совместные меры, направленные на поощрение и защиту прав человека во всем мире. Более того, право наций на самоопределение охарактеризовано как необходимое условие для мирных и дружественных отношений между нациями (ст. 55). 10 декабря 1948г. Генеральная Ассамблея приняла и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все гос-ва".

Гос-во обязано не только воздерживаться от нарушений прав человека, но и защищать права одних индивидов от посягательств со стороны др.

В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 637 (VII) от 16 декабря 1952г. записано, что «право народов и наций на самоопределение является предпосылкой для пользования всеми основными правами человека».

В принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1981г. Декларации о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела гос-в на все гос-ва мира прямо возложена обязанность «в полной мере поддерживать право народов на самоопределение, свободу и независимость, равно как и их право вести с этой целью П. и вооруженную борьбу».

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ПРАВО НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В Р.

В нашем недавнем прошлом, при советской власти, право наций на самоопределение в отечественной П. мысли публично никогда не подвергалось сомнению. При том, что во внутренней П. СССР право наций на самоопределение было всего лишь декларативно, а во внешней - сужено (брежневской доктриной «ограниченного суверенитета»), отказаться от самого принципа, несмотря на привлекательность такого шага (с т.з. «усиления гос-венности»), не посмел даже Сталин. Максимум, на что он рискнул пойти, - это подменить в тексте конституции право наций на самоопределение правом союзных республик на самоопределение.

В период «перестройки», когда на общ-венной арене оказался представлен довольно широкий круг мнений, право наций на самоопределение отвергалось лишь немногочисленными маргинальными экстремистскими кругами (праворадикалами, «патриотами» и монархистами).

Напротив, антигорбачевская коалиция («демократы») активно использовала принцип права наций на самоопределение в борьбе за власть - под лозунгом «борьбы с советской империей». «Демократы» прекрасно понимали, что их противник - союзное руководство во главе с Горбачевым - не может позволить себе открыто выступить против права наций на самоопределение=> будет вынуждено медленно, но неуклонно отступать под натиском «сепаратизма».

После развала СССР, падения Горбачева и прихода к власти в Р. «демократического» правительства Ельцина отношение к принципу права наций на самоопределение стало быстро меняться

Если до лета 1992г. открытое неприятие этого принципа было присуще почти исключительно ультраправым маргинальным П. кругам, то со второй половины 1992г. такого рода идеи стали публично высказывать известные политики, представлявшие по сути весь Р. П. спектр (от В.Жириновского до Г.Попова).

Это объяснялось, безусловно, объективными причинами. Те силы, которые использовали лозунг «самоопределение наций» в борьбе за П. власть, - эту власть получили. Теперь лозунг «самоопределение наций» начинал работать уже против них. Точно так же, как «сепаратизм» союзных республик подрывал стабильное положение союзного руководства и союзной П. элиты вообще, так и «сепаратизм» автономий подрывал теперь уже стабильное положение Р. руководства и «демократической» Р. П. элиты.

В деле обоснования отказа от принципа самоопределения наций новая П. элита столкнулась с определенными трудностями. Оказалось невозможным просто заимствовать идею «державности» у своих П.противников - шовинистов.

Поскольку Р. - далеко не единственная страна, где национальный вопрос не разрешен, в мире существует, безусловно, большой соблазн «отменить» самоопределение малых наций. Между тем, всякому грамотному политологу известно, что если какие-либо права нарушаются где-либо по отношению к какой-то одной группе населения, это неизбежно повлечет за собой со временем нарушение этих прав по отношению ко всем остальным группам: в Уругвае в середине 60-х гг. пытали только городских партизан «тупамарос», а кончили пытками всех - до конгрессменов, священников и беременных женщин включительно.

Подрыв демократического принципа самоопределения наций подорвет самую основу существующей П. системы в мире (с отказом от этого принципа лишится всякого гуманного теоретического обоснования объединение Германии, т.к. окажется, что это был не результат осуществления права немецкого народа на самоопределение, а беспринципное соглашение политиков противоборствовавших военных блоков).

Есть гос-ва, которые с «отменой» права наций на самоопределение просто лишатся теоретического обоснования своего существования: Бангладеш или Израиль. И если Пакистану трудно «вернуть» себе Бангладеш, то для непримиримых противников существования еврейского гос-ва на территории бывшей Трансиордании «ликвидация» принципа самоопределения наций - неоценимый аргумент для оправдания любых будущих практических действий. Ведь если у еврейского народа нет права на национальное самоопределение и создание собственного гос-ва, то единственное законное основание существования Государства Израиль - это резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 181 (II) от 29 ноября 1947г., которая и так не действует, ибо никогда не была полностью выполнена.

Истории известны всего 3 способа решения национального вопроса помимо самоопределения наций. Это

а) ассимиляция:

Использование ассимиляции не раз в истории позволяло «решить» национальный вопрос: крупным народам удавалось ассимилировать малые. Не говоря уже о культурных и цивилизационных потерях, которые понесло человечество в результате таких ассимиляций, вряд ли этот метод осуществим в XXIв. в тех случаях, когда малые нации не хотят ассимилироваться.

б) сегрегация:

Сегрегация, возможно, как-то «решала» проблемы в средневековой Европе (еврейские гетто), но в XXв. провалилась полностью - и на Юге США, и в Южной Родезии, и в ЮАР.

в) геноцид:

Геноцид, как показывает история, тоже позволяет «решить» национальный вопрос - полное истребление испанцами коренного населения в Вест-Индии или гуанчей на Канарах (антропологи полагают, что гуанчи были последним на планете остатком кроманьонцев, сохранившихся и развившихся в условиях изоляции). Даже и XXв. дал «успешный» пример геноцида - полное истребление режимом Стресснера в Парагвае коренного народа аче-гуаяки (есть серьезные основания полагать, что аче были до индейским - немонголоидным - населением Америки). В XXв. к геноциду для решения национального вопроса прибегала также гитлеровская Германия. Но, собственно, необходимость уничтожения гитлеризма и породила нынешнюю международно-правовую систему и ООН. И сегодня человечество явно не намерено мириться с геноцидом.

Т.о., альтернативы принципу права наций на самоопределение нет. Но осуществляя его нации не должны нарушать и права человека.

 

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ НА ПРИМЕРЕ ПОСТСОВЕТСКИХ ГОС-В

Тихонов:

ЭтноП. конфликт -конфликт с определенным уровнем организованного П. действия: участия общ-венных движений, массовых беспорядков, сепаратических выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности.

ЭтноП. конфликт – это форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку.

Вооруженные конфликты на территории бывшего СССР:

1.конфликты, вызванные стремлением национальных меньшинств реализовать свое право на самоопределение

2.конфликты, вызванные разделением бывшего союзного наследства

3.конфликты, имеющие форму гражданской войны (Таджикистан)

НАГОРНЫЙ КАРАБАХ:

Карабахский конфликт (Карабахская война) (1991—12 мая 1994гг.) — военный конфликт между азербайджанскими и армянскими вооружёнными формированиями за контроль над Нагорным Карабахом.

Один из наиболее длительных конфликтов – конфликт м/у Азербайджаном и регионом Нагорный Карабах, который в советский период представлял собой автономную область Азербайджана, населенную преимущественно армянами. Этот конфликт длится с февраля 1988г. В 1992г. Нагорный Карабах объявил себя независимой республикой. В ходе боев 1993г. армия Нагорного Карабаха установила контроль над 7 прилегающими р-онами Азербайджана, создав тем самым т.н. «пояс безопасности». В 1994г. в Бишкеке между Азербайджаном и Арменией было достигнуто соглашение о прекращении огня. С тех пор прогресса в переговорном процессе практически нет; конфликт «заморожен». Неоднократные встречи президентов двух стран, работа многочисленных посредников – Минской группы ОБСЕ, России, США, Турции, Ирана – положительных результатов не дали, более того, участие «великих держав» (Р. и США) в конфликте имеет скорее контрпродуктивные результаты. Конфликтующие стороны сохраняют свои позиции:

· власти Азербайджана отстаивают территориальную целостность своего гос-ва;

· власти Армении во главу угла ставят вопрос о безопасности армянского населения Нагорного Карабаха,

· Нагорный Карабах полагает, что ведет национально-освободительную борьбу против Азербайджана, настаивает на своем статусе независимого гос-ва и участии в переговорном процессе.

Нагорно-Карабахская Республика — де-факто независимое непризнанное гос-во, провозглашённое 2 сентября 1991г. на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского р-онного Советов народных депутатов Азербайджанской ССР в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и прилегающего Шаумяновского р-она Азербайджанской ССР.

10 декабря 1991г. был проведён референдум о статусе НКР, большинство из участников которого высказались за её независимость.

6 января 1992г. парламент НКР 1-го созыва — Верховный Совет НКР — принял Декларацию «О государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики».

Провозглашению независимости предшествовал почти четырёхлетний армяно-азербайджанский конфликт, приведший к значительному числу жертв и беженцев с обеих сторон, вызванных применением массового насилия и этнических чисток.

Сегодня под контролем вооружённых формирований НКР и республики Армения находится большая часть бывшей НКАО, а также, полностью либо частично, 7 прилегающих р-онов Азербайджана (включая территорию м/у НКАО и Арменией — «Лачинский коридор»). А под контролем армии Азербайджана находятся незначительные части территории Мардакертского и Мартунинского р-онов бывшей НКАО, а также весь Шаумяновский р-он Азербайджанской ССР.

Нагорно-Карабахская Республика является членом СНГ-2, хотя в последнее время старается отойти от процесса постоянного участия в ней по причине возможности осложнения отношения между Арменией и единственным пока дружественным ей соседним гос-вом — Грузией.

Статус НКР не урегулирован. НКР не получила дипломатического признания со стороны др. гос-в и не является членом ООН; поэтому в официальных doc. международно-правового хар-ра по отношению к ней не употребляются некоторые П. категории («президент», «премьер-министр», «выборы», «правительство», «парламент», «флаг», «герб», «столица»).

По результатам переписи населения Нагорно-Карабахской Республики 2005г., численность населения в республике составила 137 737 человек, из них армян — 137 380 человек.

ВАРИАНТЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ:

1) 2-3 декабря 1996г. – ЛиссабонскийсаммитОБСЕ: Армения блокирует заключительную декларацию, подтверждающую территориальную целостность Азербайджана.

2) 20-24 сентября 1997г. посредники Минской группы представляют новый план по мирному урегулированию: «Нагорный Карабах является гос-венным и территориальным образованием в составе Азербайджана».

3) ноябрь 1998г. - новое предложение МГ ОБСЕ: «общее гос-во»: «Нагорный Карабах является гос-венным и территориальным образованием в форме Республики и образует общее гос-во с Азербайджаном в его международно признанных границах». Армения принимает предложение, Азербайджан — нет.

4) 4-5 марта 2001гг. – очередная встреча президента Армении и презедента Азербайджана в Париже, на которой рассматривается план присоединения Нагорного Карабаха к Армении. Азербайджан отвергает данное предложение.

5) 2006г. - новое предложение МГ ОБСЕ: проведение референдума для определения статуса НКР, и вывод армянских войск с сопредельных НКР территории.

6) август 2008г. - Минская группа ОБСЕ предлагает следующие действия по урегулированию нагорно-карабахского конфликта: провести референдум, на котором определятся сами карабахцы» и «жители Нагорного Карабаха сами решат, пойдет ли республика под юрисдикцию Азербайджана или получит независимость». Официальный Баку не отрицая это, заявляет лишь, что референдум в Карабахе возможен через 15 или 20 лет.

10 декабря 2006г. - общенародным референдумом принята Конституция непризнанной НКР.

7) 2 ноября 2008г. в Подмосковье президентами Азербайджана, Р. и Армении подписана декларация по Нагорному Карабаху: главы Азербайджана и Армении заявили, что намерены «способствовать оздоровлению ситуации на Южном Кавказе и обеспечению установления в регионе обстановки стабильности и безопасности путем П. урегулирования нагорнокарабахского конфликта на основе принципов и норм международного права и принятых в этих рамках решений и doc.». Было подтверждено важное значение продолжения посреднических усилий Минской группы ОБСЕ с учётом Мадридского документа от 29 ноября 2007г. и последующих дискуссий. Стороны достигли соглашения о том, что «достижение мирного урегулирования должно сопровождаться юридически обязывающими международными гарантиями всех его аспектов и этапов». Основная ценность Декларации: она стала первой с 1994г. договорённостью в области урегулирования карабахского конфликта, заключённой «непосредственно м/у двумя конфликтующими сторонами.

Однако, несмотря на казалось бы начавшийся дипломатические попытки мирным путем разрешить конфликт, 16 ноября в 4ч утра отряд особого назначения азербайджанской армии пересек участок линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана на юго-восточном направлении, попытавшись проникнуть в тыл подразделений Армии обороны НКР, несущих боевое дежурство на позициях неподалеку от населенного пункта Ашаги Сеидахмедли. Военнослужащие Армии обороны НКР, действуя решительно и согласованно, в результате почти получасового боя отбросили противника на исходные позиции. Министерство обороны НКР особо обращает внимание на тот факт, что азербайджанская сторона нарушила режим прекращения огня в тот момент, когда в Степанакерте в рамках регионального визита находились сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.

Следует отметить, что это очередной серьезный инцидент в этом году: в ночь с 3 на 4 марта диверсионная группа азербайджанской армии попыталась напасть на позиции карабахской армии вблизи села Левонарх Мартакертского района НКР.

Т.о., совершенно очевидно, что на сегодняшний день говорить о к.-л. возможных в ближайшем будущем сроках урегулирования нагорно-карабахского конфликта достаточно трудно.

ВЫВОД:
Конфликт между Азербайджаном и регионом Нагорный Карабах, начавшийся еще в советский период и впоследствии «замороженный», сегодня представляет потенциально опасную угрозу мирного существования не только двух гос-в, но и двух народов – армян и азербайджанцев. Поэтому нет ничего удивительного, что после событий на Кавказе, отношения двух противников из дипломатических перешли в открытое противостояние. Поэтому необходимо в ближайшее время принять четкую программу, документ по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, тлеющего уже более 20 лет. Причем в данном документе должны содержаться конкретные и, главное, действенные предложения, способы, варианты разрешения данной ситуации.

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ (НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОС-В. ЕВРОПА И АМЕРИКА)

Тихонов:

ЭтноП. конфликт -конфликт с определенным уровнем организованного П. действия: участия общ-венных движений, массовых беспорядков, сепаратических выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности.

ЭтноП. конфликт – это форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку.

ЕВРОПА: GB

Этнический состав населения Великобритании довольно пестрый. С самых ранних периодов истории Британских о-вов шел процесс формирования трех различных этнических общностей - англичан, шотландцев и уэльсцев, или валийцев, занимавших три исторически сложившиеся обособленные области о-ва Великобритании - собственно Англию, Шотландию и Уэльс. Взаимоотношения м/у этими тремя коренными народами о-ва и происходившие в их среде этнические процессы всегда занимали важное место в П. истории стра­ны. Национальный вопрос не решен еще и в наши дни.

I. СЕВЕРНАЯ ИРЛАНДИЯ

На протяжении многих лет ожесточенная борьба ведется во внутренней ко­лонии Великобритании - Северной Ирландии, присоединенной к британскому гос-ву в 1922г., когда остальная часть Ирландии добилась самостоятельности. В состав Соединенного Королевства вошли тогда 6 графств из 9 Ирланд­ской провинции Ольстер. Этнический состав населения этой области неоднороден: здесь живет около 500 тыс. коренных жителей о-ва - ирландцев-католиков и примерно 1 млн. англоирландцев и шотландо-ирландцев. Большинство - протестан­ты, британцы по культуре и традициям, преданные идее сохранения конституцион­ных связей с британской короной. Остальное население - немногим более трети - является католическим, ирландским по культуре и истории и в целом выступает за союз с Ирландской Республикой.

Т.о., в Ольстере исторически сложились 3 группы населения, различавшиеся м/у собой по религии и культуре и настороженно, а подчас и враждебно относившиеся др. к др. Восточные области Северной Ирландии были заняты переселенцами из Шотландии - пресвитерианами, центральные и северные провинции заселили англичане, принадлежавшие к англиканской церкви, в крайних западных и пограничных с Ирландией областях жили остатки коренного населения - ирландцы, католики по своему вероисповеданию. Правящие круги Англии, следуя своему обычному принципу "разделяй и властвуй", всячески поощряли и углубляли раскол м/у этими группами.

С течением времени м/у английскими и шотландскими поселенцами происхо­дило сближение на почве общих интересов, и в настоящее время они выступают уже против коренных ирландцев-католиков единым фронтом.
Власть в Северной Ирландии сосредоточена в руках этого протестантского большинства, а католики ирландцы подвергаются дискриминации в самых различных областях, лишены многих соц. и гражданских прав. Английская буржуазная пропаганда стремится представить происходящую в Северной Ирландии борьбу ко­ренных ирландцев за равные гражданские права, против дискриминации, которая особенно обострилась в 1970-х гг., как простой религиозный конфликт м/у католиками и протестантами. На самом же деле причины борьбы в Северной Ирлан­дии представляют собой сложный узел национальных, соц.-экономических и религиозных противоречий, корни которых уходят далеко в глубь веков.

В ХХв. Ольстер становится ареной столкновений ИРА и проанглийских ольстерских юнионистов (Ассоциация обороны Ольстера, Добровольческий фронт Ольстера). В 1921г. после ожесточенной гражданской войны в Ирландии проводится референдум, на котором ее жителям предлагается выбрать независимость и самоуправление или остаться в составе Британии. В рядах ирландского населения происходит раскол: католическое население 26 графств, включая три ольстерских, выбирает независимость, население оставшихся 6 северных графств, которое в те годы является преимущественно протестантским, предпочитает сохранить лояльность по отношению к Британии и выступает за сохранение англо-ирландской унии (сегодня они именуют себя лоялистами (или юнионистами ).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.114 с.)