Кавказская зона этнической напряженности и чеченский конфликт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кавказская зона этнической напряженности и чеченский конфликт



Кавказ расположен на узкой полоске земли м/у Р. Турцией и Ираном, имеет стратегическое значение. Интерес к этому региону возрос вновь после распада Советского Союза в 1991г. Изменение геоП. ситуации придало Кавказу особое значение в системе международных отношений: Кавказ является мостом м/у Востоком и Западом, пограничным постом м/у разными культурами, религиями и П. системами. Значительные энергетические ресурсы Каспийского бассейна и общие опасения, что регион потенциально может стать прибежищем для терроризма, означают, что значение Кавказского региона в ближайшем будущем, вероятно, продолжит расти.

Последние 2000 лет различные части Кавказа находились под контролем ряда империй: Персидской, Османской и Р. Каждая смена власти приносила с собой новые культурные элементы и новые формы правления. Эти новые формы правления вызывали демографические изменения, принуждая к миграции в новые р-оны, а иногда вызывая изгнание коренного населения со своей земли. Конечным результатом стала пестрая смесь различных национальностей, живших бок о бок в основном мирно, пока они находились под одним центральным управлением, или охваченных войной за землю и ресурсы, как только эта центральная власть ослабевала.

Как международно признанные границы, так и внутренние границы отделившихся автономных областей являются прямым наследием административных границ Советского. Ввиду этнического разнообразия этого региона никакой пересмотр границ не сможет удовлетворить всех до тех пор, пока эти люди стремятся жить в моноэтнических национальных гос-вах.

Так Грузия и Азербайджан унаследовали от Советского Союза административную структуру, которая включала автономные р-оны на этнической основе. В Азербайджане Нагорно-Карабахская автономная область, населенная в основном армянами, была яблоком раздора м/у Арменией и Азербайджаном с тех пор, как она была 1st включена в состав Азербайджанской республики в 1924г., и вскоре стала объектом жестокой войны. Подобным образом в Грузии Абхазия, Аджария и Южная Осетия имели автономный статус. Когда к власти в столице Грузии пришел радикальный националистический режим, эти регионы стали жаловаться на дискриминацию, что вскоре привело к войне как в Абхазии, так и в Южной Осетии; Аджария, которой удалось избежать конфликта, получила от Грузии большую степень автономии.

Когда стал распадаться Советский Союз, стало ясно, что старые П. структуры должны уступить место чему-то новому, но не было почти никакого согласия в вопросе о том, что должно было заменить старую систему. В этих условиях начался рост напряженности м/у этническими группами, которым раньше удавалось жить бок о бок в относительной гармонии. Конфликты, которые вспыхнули в Абхазии, Нагорном Карабахе и Южной Осетии, обычно относят к этническим.

НАГОРНЫЙ КАРАБАХ:

Нагорный Карабах являлся яблоком раздора в течение всего советского периода. Армяне и в Карабахе, и в самой Армении так полностью и не приняли его включение в состав Азербайджанской ССР в качестве Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) в 1924г., т.к. более 90% его населения были армянами. Когда началась перестройка, Нагорный Карабах одним из первых воспользовался возросшей свободой слова, и в 1988г. местный выборный орган потребовал разрешить НКАО выйти из состава Азербайджанской ССР и присоединиться к Армянской ССР. Азербайджан отверг это требование, и напряженность стала быстро расти. Когда Советский Союз официально прекратил свое существование в конце 1991г., конфликт м/у Азербайджаном и Нагорным Карабахом (который молчаливо поддерживала Армения) вылился в полномасштабный конфликт.

К моменту подписания соглашения о прекращении огня в мае 1994г. Азербайджан потерял Нагорный Карабах и большую часть прилегающих р-онов, которые сейчас контролируются Нагорным Карабахом в качестве буферной зоны и гарантированного доступа к территории Армении.

Усилия по разрешению конфликта координируются Минской группой, в которой сопредседательствуют Франция, Р. и США. Президенты Армении и Азербайджана регулярно встречаются для переговоров по этому вопросу, но де-факто независимая Нагорно-Карабахская республика официально в них не участвует, т.к. Азербайджан отказывается вести переговоры с гос-вом, которого не признает. В этом вопросе существуют 2 камня преткновения:

1. окончательный статус Нагорного Карабаха: Азербайджан настаивает на том, что готов предложить Нагорному Карабаху широкую автономию, но Нагорный Карабах отказывается решать проблему без признания полной независимости или объединения с Арменией.

2. возвращение беженцев: по большинству вариантов мирного плана получается, что Азербайджан восстановит контроль над оккупированными территориями вокруг республики, Нагорный Карабах не хочет допускать возвращения беженцев в саму республику.

АБХАЗИЯ:

В Абхазии причиной конфликта являлись прежде всего противоречия в отношении статуса Абхазии в рамках Грузии. Абхазия была автономной республикой в составе Грузинской ССР, но, когда Грузия добилась независимости и к власти пришел радикальный националистический режим, Абхазия начала жаловаться на то, что Тбилиси посягает на ее автономию. Абхазы ссылались на Конституцию 1925г., которая давала им с Грузией равные права, и требовали равного с Грузией статуса в рамках свободной конфедерации. Грузинская сторона отвергла эти требования, опасаясь, что они будут лишь первой ступенью к независимости Абхазии, и в августе 1992г. грузинские войска и военизированные формирования вошли в Абхазию. К концу 1993г., когда в регионе были размещены Р. войска для контроля над соблюдением прекращения огня, большая часть грузинского населения Абхазии была вынуждена бежать.

Окончательный статус Абхазии остается противоречивым, т.к. она продолжает настаивать на своей независимости от Грузии. Напряженность особенно высока в Гальском р-оне на границе Абхазии, где с 1998г. и постоянно возникают новые вспышки боев.

Конфликт м/у Грузией и Абхазией:

Абхазское царство возникло в VIIIв. Во 2-ой половине IXв. вошло в состав Грузии. В XIIIв. Абхазия была завоевана монголо-татарами, с XVIв. находилась в зависимости от Турции, в 1810г. вошла в состав Р. После распада Р. империи советская Р. признала территорию независимой Грузии в пределах до реки Псоу, т.е. фактически - Абхазию в составе вновь образованной Демократической Республики Грузия.

Это было закреплено в Р.-грузинском договоре от 7 мая 1920г.: гос-венная граница м/у Грузией и Р. проходит от Черного моря по реке Псоу до горы Ахахча" (абхазский участок современной Р.-грузинской границы).

25 февраля 1921г. в Грузии произошел большевистский переворот, и 4 марта 1921г. в Абхазии установилась советская власть.

С 16 декабря 1921г. Абхазская ССР входит в состав Грузинской ССР (с февраля 1931г. - на правах автономной республики; с декабря 1990г. - Абхазская Автономная Республика). И тогда, и в период существования Закавказской Федерации (объединение советских республик Азербайджана, Армении и Грузии в 1922-1936гг.), и в пределах СССР Абхазия рассматривалась как часть Грузии. Независимость Абхазии не подтверждена Конституциями ни Закавказской Федерации, ни СССР.

В 1931г. конституционный статус Абхазии стал соответствовать ее фактическому правовому состоянию и определился как "автономная республика в составе Грузии". В соответствии с положениями Конституций 1936 и 1977гг. автономные образования являлись неотъемлемыми частями союзных республик и не имели права выхода из состава союзной республики.

Напряженность в отношениях м/у грузинским правительством и абхазской автономией проявлялась периодически еще в советский период. Миграционная П. снизила удельный вес абхазов от общей численности населения республики (к началу 1990-х гг. он составлял всего 17 %). Формировалась миграция грузин на территорию Абхазии (1937-1954гг.) путем подселения в абхазские села, а также заселения грузинами греческих сел, освободившихся после депортации греков из Абхазии в 1949г. Абхазский язык (вплоть до 1950г.) был исключен из программы средней школы и заменен обязательным изучением грузинского языка, абхазская письменность была переведена на грузинскую графическую основу (в 1954г. переведена на Р. основу).

Массовые выступления и волнения среди абхазского населения с требованием вывода Абхазии из состава Грузинской ССР вспыхивали в апреле 1957г., в апреле 1967г. и - самые крупные - в мае и сентябре 1978г.

Обострение отношений м/у Грузией и Абхазией началось 18 марта 1989г.: в деревне Лыхны (древней столице абхазских князей) состоялся 30-тыс Сход абхазского народа, который выдвинул предложение о выходе Абхазии из состава Грузии и восстановлении ее в статусе союзной республики.

15-16 июля 1989г. в Сухуми произошли кровавые столкновения м/у грузинами и абхазами. Руководство республики сумело урегулировать конфликт и произошедшее осталось без серьезных последствий.

Новое обострение обстановки в Абхазии произошло в связи с объявлением грузинскими властями об отмене Конституции Грузинской ССР 1978г. и восстановлении действия конституции Грузинской Демократической Республики 1918г., которая провозглашала Грузию унитарным гос-вом и исключала существование территориальных автономий. В Абхазии это было воспринято как начало курса на полную ассимиляцию немногочисленного абхазского этноса, который к этому времени составлял меньшинство населения Абхазской АССР.

25 августа 1990г. Декларация о суверенитете Абхазской АССР=> раскол м/у депутатами-абхазами и грузинской фракцией, выступившей против Декларации.

После 9 апреля 1991г. ВС Абхазии внес изменения в Конституцию Абхазской АССР, которая признает Абхазию автономной единицей в составе Грузии.

В начале февраля 1992г. П. напряженность в Абхазии обострилась в связи с тем, что под предлогом борьбы со сторонниками свергнутого президента в Абхазию вошли подразделения Национальной гвардии Грузии. Наивысшей своей точки противоречия м/у абхазской и грузинской фракциями ВС достигла 5 мая 1992г., когда грузинская фракция покинула заседание. В полном составе этот парламент больше не собирался.

23 июля 1992г. ВС Абхазии принял постановление о прекращении действия конституции Абхазии 1978г. и введении в действие конституции 1925г., фиксировавшей доавтономный статус Абхазии. Это не было признано центральным руководством Грузии.

14 августа 1992г. м/у Грузией и Абхазией начались военные действия, переросшие в настоящую войну.

3 сентября 1992г. в Москве в ходе встречи Ельцина и Эдуарда Шеварднадзе был подписан doc., предусматривающий прекращение огня, вывод грузинских войск из Абхазии, возвращение беженцев. Поскольку конфликтующие стороны не выполнили ни одного пункта соглашения, военные действия продолжились.

К концу 1992г. война приобрела позиционный хар-р, где ни одна из сторон не могла одержать победу. 15 декабря 1992г. Грузия и Абхазия подписали несколько doc. о прекращении военных действий. Наступил период относительного затишья, но в начале 1993г. военные действия возобновились после абхазского наступления на Сухуми, занятого грузинскими войсками.

В конце сентября 1993г. Сухуми перешел под контроль абхазских войск. Грузинские войска были вынуждены полностью покинуть Абхазию.

14 мая 1994г. в Москве м/у грузинской и абхазской сторонами при посредничестве Р. было подписано Соглашение о прекращении огня: в зоне конфликта с июня 1994г. размещены Коллективные силы по поддержанию мира СНГ.

В 1997г. под эгидой ООН в рамках Женевского переговорного процесса был создан грузино-абхазский Координационный Совет по урегулированию конфликта. В 2001г. его работа была приостановлена в связи с обострением грузино-абхазских отношений. 15 мая 2006г. он вновь возобновил свою работу.

2 апреля 2002г. - грузино-абхазский протокол: патрулирование верхней части Кодорского ущелья (территория Абхазии, контролируемая Грузией) поручено Р. миротворцам и военным наблюдателям ООН.

25 июля 2006г. началась силовая операция в Кодорском ущелье: «полицейская спецоперация». 27 июля 2006г. президент Грузии Саакашвили сообщил о размещении в Кодорском ущелье абхазского правительства в изгнании, которое должно будет осуществлять там юрисдикцию центральных властей Грузии.

Абхазские власти в Сухуми не признают «правительство в изгнании» и категорически против его присутствия в Кодорском ущелье.

26 сентября 2006г. Саакашвили объявил, что этот регион Абхазии будет именоваться Верхняя Абхазия и что с 27 сентября там начнет функционировать правительство Абхазской автономии, до этого работавшее в Тбилиси. Сухуми предупредил Тбилиси, что сделает все, чтобы не допустить в Кодорское ущелье тбилисских чиновников.

ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ:

Южная Осетия долгое время вынашивала мысль о выходе из Грузинской ССР и об объединении с Северной Осетией в рамках РСФСР и начала открыто требовать этого. В ответ грузинский президент отменил автономию Южной Осетии в декабре 1990г. Южная Осетия не согласилась с этим решением и начала инициировать шаги по объединению с Северной Осетией, последовало вторжение грузинских войск, что привело к боевым действиям. При посредничестве Р. президента в июле 1992г. было объявлено о прекращении огня, за соблюдением которого следят Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ), состоящие из Р., грузинских и южноосетинских воинских подразделений. В Южной Осетии внимательно следят за ситуацией в Абхазии и вряд ли будут согласны на урегулирование на менее выгодных условиях, что означает, что на практике разрешение этих двух конфликтов будет тесно взаимосвязано.

Земля Южной Осетии являлась частью могущественного племенного союза северо-кавказских иранцев. Неоднократно восточно-грузинские цари пыталась силой завладеть территорией Южной Осетии и установить здесь свой военно-П. контроль. Тем не менее, Южная Осетия сохраняла реальную независимость от грузинских правителей.

В 1774г. Осетия вошла в состав Р. Империи. Фактическое же присоединение Южной Осетии произошло в 1830г. после военной экспедиции Р. войск. В 1843г. на территории Южной Осетии был образован Осетинский округ.

По распоряжению императора южные осетины были переведены в разряд казенных, гос-венных крестьян и, таким образом, исключены из системы феодальной зависимости, а значит и П. контроля со стороны грузинского дворянства, получив особый соц.-экономический статус.

После распада Р. империи в 1917г., вышедшая из состава Р. Грузия предприняла попытку аннексировать территорию Южной Осетии против воли ее народа, что повлекло за собой волну выступлений протеста осетинского народа. Эти выступления перерастали в вооруженные восстания в различных П. центрах Южной Осетии - Корнис (1917), Цхинвал (1918), Джава, Рук (1920). Их основанием была Декларация прав народов Р. 1917г., предусматривающая право народов Р. на самоопределение.

Именно провозглашение этого права легло в основу объявления в 1918г. о создании Грузинской демократической республики. Южная Осетия отказалась выходить из состава Р. и не приняла участия в выборах в Грузинский парламент, требуя в свою очередь признания права на свободный выбор.

20 июня 1920г. Южная Осетия подверглась вооруженной агрессии со стороны меньшевистского правительства Грузии, и в результате жесточайшего геноцида осетинского населения была аннексирована. Эта расправа с осетинами вызвала огромное возмущение. Но меньшевики не успокоились. Они начали массовое выселение осетин в Караязскую степь, а оставленные осетинами дома заселяли переселенцами из др. р-онов Грузии.

После установления в Грузии советской власти Южная Осетия была волевым путем передана в состав Грузии на правах автономии. Однако автономия Южной Осетии носила во многом номинальный хар-р. Грузинское руководство проводило здесь ассимиляторскую П.

В конце 1980-х гг. в Грузии начался подъем националистического движения, сопровождавшийся усилением дискриминации негрузинского населения.

23 ноября 1989г. на столицу Южной Осетии город Цхинвал был совершен поход участников грузинского националистического движения. Не сумев войти в Цхинвал, грузинские боевики обогнули его, взяв в кольцо блокады. Блокада длилась более 3-х месяцев. Многочисленные обращения населения Южной Осетии к руководству СССР остались без внимания.

8 ноябре 1990г. к власти в ГССР пришли представители буржуазно-националистических партий и движений. Совет народных депутатов Южной Осетии принял решение о проведении выборов 9 декабря 1990г. Выборы и их результаты заранее были объявлены незаконными. 10 декабря 1990г. Верховный Совет Республики Грузия принял решение об упразднении Юго-Осетинской автономной области. 11 декабря 1990г. грузинское руководство организовало провокацию на одной из центральных улиц города Цхинвала. Это послужило поводом для введения в городе Цхинвале чрезвычайного положения.

В ночь с 5 на 6 января 1991г. руководство Грузии ввело в столицу Южной Осетии подразделения милиции и национальной гвардии Грузии. Отрядам самообороны удалось вытеснить грузинские войска из Цхинвала, после чего грузинские войска начали карательные акции против сельских р-онов Южной Осетии, не оставляя попыток взять штурмом Цхинвал.

23 марта - совместное собрание депутатов Советов Южной Осетии всех уровней: сделан поворот в сторону возврата к статусу автономной области. Образован Комитет по нормализации положения в Южной Осетии. 4 мая 1991г. в ответ на обещание Москвы прекратить геноцид народа Южной Осетии, Собрание депу­татов всех уровней Южной Осетии приняло практически единогласно решение об отмене Юго-Осетинской Советской Республики и возвращении к статусу автономной области. Однако грузинские вооруженные силы продолжили геноцид осетинского народа.

19 января 1992г. на референдуме народ Южной Осетии практически единогласно проголосовал за провозглашение независимости Южной Осетии и ее воссоединение с Р.

29 мая 1992г. Верховный Совет Республики Южная Осетия принял Акт о государственной независимости. 24 июня 1992г. в Сочи подписано Р.-грузинско-осетинское Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта. 14 июля 1992г. в Южную Осетию вошли смешанные Р.-грузинско-осетинские миротворческие силы.

Десятки лет национального угнетения, вооруженная агрессия, 2 геноцида осетин Грузией в XXв. показали невозможность обеспечения прав и выживания народа Южной Осетии в составе грузинского гос-ва.

ДР. СПОРНЫЕ Р-ОНЫ НА ТЕРРИТОРИИ ГРУЗИИ:

Двумя др. р-онами Грузии, где в последнее время ситуация в области безопасности особенно напряженная, являются Панкисское ущелье и Джавахетия. Панкисское ущелье представляет собой отдаленный р-он на северо-востоке Грузии, на границе с Чечней. Оно является домом для этнической группы, называемой кистинцами, которые являются близкими родственниками чеченцев. После очередного начала боевых действий в Чечне в 1999г. в этом р-оне от войны спасалось значительное количество беженцев. Однако вместе с беженцами Панкисское ущелье также стало базой для чеченских и исламских боевиков, которые продолжают вести войну против Р., а это ущелье служит им базой для набегов в Чечню, хотя долгое время Грузия отрицала существование этой проблемы. Это привело к серьезной напряженности в отношениях Грузии и Р., последний раз осенью 2002 г., когда Р. провела воздушные удары по Панкисскому ущелью и пригрозила военной интервенцией, если Грузия не наведет порядок в этом регионе. После этого Грузия предприняла попытки усилить свой контроль над Панкисским ущельем. Сейчас считается, что боевики покинули этот р-он.

Джавахетия расположена на юго-западе Грузии и граничит с Арменией. Большинство населения этого р-она составляют армяне. Джавахетия остается бедным регионом с ограниченным потенциалом и слабой поддержкой со стороны правительства в Тбилиси. Существуют опасения, что призывы выйти из состава Грузии и присоединиться к Армении усилятся, если ситуация продолжит ухудшаться. Проблемой, которая вызывает особенную полемику, является давление Грузии, с тем чтобы Р. закрыла свою военную базу в Ахалкалаки. Она является основным источником работы в этом регионе, а также рассматривается армянским населением как гарантия от потенциальной агрессии со стороны Тбилиси и Турции. Поэтому любые шаги к ее закрытию очень непопулярны и могут сильно дестабилизировать ситуацию.

ЧЕЧЕНСКИЙ КОНФЛИКТ:

23-25 ноября 1990г. -общенациональный съезд чеченского народа в Грозном: задача: провозглашение суверенной Чеченской республики.

Руководство Чечено-Ингушской республики вынуждено отреагировать на это принятием Декларации о суверенитете.

27 октября 1991г. – выборы Президента Чеченской Республики и Парламента.

Руководство Чечено-Ингушской республики во главе с Доку Завгаевым было вынуждено отреагировать на это принятием Декларации о суверенитете.

С этого времени напряжение в республике начинает расти.

1 ноября 1991г. - Указ Президента о гос-венном суверенитете Чеченской Республики=> выход из состава РФ.

В это время Дудаев вместе со своими сторонниками приобретает все большую популярность, а уже в 1992г. захватывает власть.

1st Чеченская война:

26 ноября 1994г. – 1st танковый штурм Грозного: военные действия против Чечни начались. Мирное население Р. было против применения военной силы по отношению к Ичкерии.

Спустя несколько дней (30 ноября 1994г.) Б.Н. Ельцин подписывает секретный указ о вводе войск в Чеченскую республику. 31 декабря 1994г. – официальный ввод войск в Чечню.

Основными причинами этого конфликта были:

1.нефтяные интересы П. и экономической элит

2.стремление Чечни к независимости.

3.последствия развала Советского Союза, когда у Чечни появилась возможность создать свою армию. После начала войны объединительным началом для всех чеченцев стали национальные идеалы и интересы.

Цели:

Р.:

1. экономические интересы (нефть)

2. П. расчеты (стремление поднять авторитет центральной власти)

3. правовые заботы (навести порядок в Чечне)

4. державные чувства (сохранить целостность Р. и укрепить ее)

Чечни:

1. стремление отстоять независимость

2. создание исламского гос-ва

3. интересы новой зародившейся П. элиты.

Ведущее значение этой войны имеет ее правовая оценка. Согласно Конституции Президент не имеет право решать вопросы войны и мира, они являются прерогативой парламента. С момента, когда полицейская акция переросла в войну, Президент обязан был руководствоваться решениями парламента. Тем более что 8 декабря 1994г. Совет Федерации принял постановление, в котором указывалось: «Не допускать применения силы на территории Чеченской республики до принятия в соответствии с Конституцией».

2-я Чеченская война:

После подписания Хасавюртовских соглашений и вывода российских войск в 1996г. мира и спокойствия в Чечне и прилегающих к ней регионах не наступило.

Для Р. руководства это было свидетельством того, что президент Масхадов не в состоянии самостоятельно бороться с терроризмом. Федеральный центр предпринял меры по усилению борьбы с чеченскими бандформированиями: были вооружены отряды самообороны и усилены милицейские подразделения по всему периметру Чечни.

Как отмечают исследователи, дестабилизация обстановки на Северном Кавказе была выгодна многим. Прежде всего исламским фундаменталистам, стремящимся к распространению своего влияния на весь мир, а также арабским нефтяным шейхам и финансовым олигархам стран Персидского залива, незаинтересованным в начале эксплуатации нефтегазовых месторождений Каспия.

Сломив сопротивление боевиков силой войск армии и МВД, Кремль сделал ставку на «чеченизацию» конфликта и переманиванию на свою сторону части элиты и бывших боевиков. Так, во главе прокремлевской администрации Чечни в 2000г. стал бывший сторонник сепаратистов Ахмат Кадыров. Боевики, напротив, сделали ставку на интернационализацию конфликта, вовлекая в свою борьбу вооруженные отряды нечеченского происхождения. К началу 2005г., после уничтожения Масхадова, Хаттаба, Бараева, Абу аль-Валида и многих др. полевых командиров, интенсивность диверсионно-террористической деят-ти боевиков значительно снизилась.

 

ДЕПОРТАЦИЯ. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

В широком смысле

Депортация -принудительная высылка лица или целой категории лиц в др. гос-во или др. местность, обычно — под конвоем.

Термин депортация возник в уголовном законодательстве Франции в XVIII–XIXвв. для обозначения особых видов ссылки. 1st депортация П. неблагонадёжных в Гвиану была установлена Законом о подозрительных 1791г. Депортация, в т.ч. и пожизненная, предусматривалась уголовным кодексом Франции 1810г. и заключалась в ссылке и пожизненном пребывании вне пределов континентальной территории, в местах депортации, определённых законом от 23 марта 1872г. Этот закон предусматривал создание центрального лагеря депортации на острове Ну и укреплённого места (крепости) для депортированных на полуострове Дюко (Новая Каледония). Депортация использовалась не только для наказания уголовных преступников-рецидивистов, но и для расправы с революционерами (в 1872г. захваченные коммунары были депортированы на острова Новокаледонийского архипелага).

В историческом значении депортация во Франции не применяется с 1880г.

В настоящее время

Депортация = административное выдворение, т.е. вид административного наказания, применяющегося исключительно в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и заключающегося в их контролируемом добровольном выезде или принудительном выдворении (в том числе под конвоем) за пределы страны пребывания.

ДЕПОРТАЦИЯ ФРАНКО-АКАДЦЕВ:

Депортация франко-акадцев — массовая кампания депортации и геноцида французских и франко-акадских поселенцев, проведённая британцами при официальной поддержке властей. Депортация и геноцид затронули франкоязычных жителей бывших французских территорий (Акадия и Новая Шотландия) в Атлантической Канаде, перешедших под юрисдикцию Великобритании.

Изначально кампания была прозвана «Великий переполох». Термин депортация стал применяться в более позднее время.

ДР. ДЕПОРТАЦИИ:

· переселение евреев в Египет I в. до н.э.

· III в. до н.э. – переселения вКитае с севера на юг с юга на север

· практика переселения была и у инков в Южной Америке

ПРИЧИНЫ ДЕПОРТАЦИИ:

1. П. мотивы:

· предотвратить восстание

· погасить протест

2. экономические мотивы:

дешевая, бесплатная рабочая сила

ex. период работорговли: 15млн чел. переселены из Африки в Америку

· 1290г. – изгнание евреев из GB

· 1292г. -изгнание евреев из Франции

· 1492г. -изгнание евреев из Испании, кроме крещеных

· 1497г. – изгнание евреев из Италии

Они (евреи) переселялись в Северную Африку, Турцию.

· XV-XVIвв. – массовое переселение евреев в Германию, Польшу и Литву.

· XIXв. – в ходе Р.-турецкой войны все мусульманское население междуречья Прута и Днестра было переселено в Крым.

· 1863-1867гг. – в ходе Кавказской войны часть населения горцев Северного Кавказа (адыги, ногайцы) из Кубанской области были выселены в Турцию.

· вторая половина XIXв. – массовая эмиграция евреев из Р.: 1891-92гг. преимущественно в Царство Польское и Одессу.

· 1895г. – Указ о выселении евреев за пределы Р.

Большое движение произошло в период ПМВ. За несколько недель до начала войны начинается выселение с приграничных р-онов немцев (во внутренние р-оны Р.: в Оренбургскую, Вятскую и проч. губернии).

1915г. – все немецкое население, проживавшее в Волыни, переселили в Сибирь за свой счет

· конец 1914г. – выселение нежелательного населения в пределах 100км от границы или линии фронта.

· высылка крымских татар, подданных Турции в Калужскую, Воронежскую области из приграничных р-онов Турции.

Депортация также коснулась евреев из Прибалтики, Польши, Белоруссии; их переселяли вовнутрь Р.

Т.о., в центральных р-онах Р. скапливается огромное кол-во переселенцев, беженцев.

· начало ХХв. – депортация в Европе:

1) на Балканах:

в результате Балканских войн м/у Турцией и Болгарией Болгария и Турция изгнали со своих территорий 1,5млн человек. 1913г. -после ВМВ подписан 1st договор м/у Турцией и Болгарией, предусматривающий официальное переселение национальных меньшинств.

2) 1914г. – аналогичное соглашение м/у Турцией и Грецией

1923г. – Турция и Греция договариваются об обмене меньшинствами: 400тыс турок переселены в Турцию, в малую Азию.

3) после поражения Германии в ПМВ из Прибалтики много немцев переселилось в Германию.

Большие переселения принесла ВМВ: 1st мощным толчком депортации стала Гражданская война в Испании (во Франции, Латинской Америке, Северной Африке, СССР).

В начале ПМВ во Франции подверглись переселению 5 млн человек (Эльзас и Лотарингия).

В годы ВМВ 15 млн. человек в СССР были подвергнуты депортации. А США депортировали в центральные штаты японцев (около 120тыс.).

ГЕРМАНИЯ:

1933-1939гг. – программа «Домой в империю»: возврат этнических немцев в Германию.

ПППосле пакта Риббентропа – Молотова достигнута договоренность о содействии переселению немцев из СССР: 1940г. – 128 тыс. лиц немецкого происхождения переселено из СССР в Германию + 15 тыс. поляков.

январь 1941г. – договор м/у Р. и Германией по поводу Прибалтики: из западных р-онов СССР в Германию переселено 350тыс. немцев.

Сразу после ПМВ Гитлер заявил, что евреи должны покинуть Германию.

1933г. – создание условий, чтобы евреи покинули Германию.

В период ВМВ П. депортации активно начинают проводить и союзники Германии: Румыния, Болгария, Венгрия.

ЯПОНИЯ:

Депортация коренного населения.

Депортация носит экономический хар-р.

Еще более массовая депортация начинается после ВМВ:

ü 1945г. – немцы в Берлин, на запад из восточных частей Германии

ü Польша и Чехословакия использовали депортацию для укрепления титульной нации.

ü еврейское население активно покидает Европу: часть населения устремляется в Палестину, а часть в США.

ü депортация сербского населения из Хорватии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.089 с.)