Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное экономическое программирование 28

Поиск

 

8. Государственный сектор экономики 33

Государственная бюджетно-налоговая политика 35

Государственная денежно-кредитная политика 47

Антимонопольная политика 55

12. Государственное регулирование инвестиций и структур­ная политика 62

Государственное антициклическое регулирование 67

Регулирование научно-технической сферы 69

15. Регулирование развития социальной сферы и воспроиз­водства человеческого

Капитала 75

Государственное регулирование рынка труда 80

17. Государственное регулирование сферы природопользо­вания и охраны окружающей среды 83

Государственное регулирование развития регионов 97

Государственное регулирование внешнеэкономических связей 105

Государственное валютное регулирование 130

 

 

Введение

Государственное регулирование экономики охватывает все стороны общественного воспроизводства. В период перехода к рыночным отношениям государственное регулирование особенно необходимо при проведении экономических реформ — реформировании собственности, материального производства, рынка труда, финансового рынка. Исключительно важна роль государственного регулирования в территориальном развитии, определении внутрирегиональных межрегиональных пропорций, выравнивании уровней социально-экономического развития регионов, формировании региональных рынков. Необходимо регулирование природопользования, внешнеэкономических связей. Государство должно регулировать процесс структурной перестройки экономики в соответствии с главной целью рыночных отношений — социологизацией, повышением материального благосостояния населения.

Государственное регулирование экономики опирается на объективные

экономические законы общественного развития. В условиях рыночных отношений — это прежде всего закон спроса и предложения, закон стоимости и др. Целью государственного регулирования является обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы, установление законных и эффективных взаимоотношений между производителями и поставщиками и потребителями продукции. Государственное регулирование выступает главным регулятором поведения цивилизованного бизнеса и создает условия для относительного нивелирования социального неравенства населения страны.

Государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям. Вмешательство государства в экономические процессы должно обеспечить прогрессивные сдвиги в пропорциях воспроизводства, условиях для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий.

Воздействие государства на экономические процессы предполагает сочетание рыночного саморегулирования с государственными регуляторами. Рынок выполняет такие функции, как обмен продуктами труда обособленных товаропроизводителей; стимулирование ими качества продукции, снижения издержек производства; побуждение покупателей к экономии, увеличению доходов.

В развитых странах плановые инструменты играют существенную роль в определении стратегических целей развития, в выделении приоритетных проблем, решение которых требует участия всего общества, в приобщении людей к реализации общенациональных экономических задач.

Плановые регуляторы — это действия человека по налаживанию конкретной экономической деятельности; рыночные регуляторы — объективно действующие, складывающиеся как результирующая взаимодействия многих производителей и потребителей товаров и услуг. Плановые и рыночные регуляторы вполне совместимы. Планирование как субъективная деятельность человека по установлению определенной последовательности действий, направленных на достижение конкретной цели, должно основываться на учете реальных условий ее воплощения.

Экономика современной России определяется как переходная к ры­ночной. Система социальных, экономических, финансовых отношений претерпевает серьезные изменения. Осталась в прошлом жесткая модель централизованно планируемой экономики, существовавшая до 1991 г., схлынула волна тотальной либерализации 90-х гг. Можно считать, что сис­тема государственного регулирования национальной экономики постепен­но приближается к оптимальному состоянию. Хотя надо заметить, что ра­боты для государства и общества в этом направлении, предстоит еще очень много.

Построение социально-ориентированной рыночной экономики требу­ет от руководителей и специалистов органов государственной власти глу­боких и прочных знаний в области финансов, статистики, социологии, экономической теории, а также государственного регулирования экономи­ки. Сложность социально-экономической ситуации в стране, продолжи­тельность кризисных явлений свидетельствуют о том, что в сфере регули­рования макроэкономических процессов далеко не все благополучно. Мно­гим государственным служащим, особенно на региональном уровне, управляться с мощными рыночными механизмами оказалось явно не под силу.

Мировой опыт подтверждает, что в кризисные периоды, когда в эко­номике происходят фундаментальные сдвиги в сторону ее обновления, го­сударство берет на себя решение самого широкого круга задач, блокируя или усиливая действие рыночных регуляторов. Так, в 30-40-е годы XX века президент США Ф. Рузвельт применил кейнсианские рецепты, вклю­чающие планирование производства, увеличение бюджетных расходов, расширение внутреннего спроса. При восстановлении экономики послево­енной Германии Л. Эрхард, отказавшись от мягкого регулирования пред­принимательства, усилил государственную экономическую политику, что обеспечило рост производства за период 1949-1955 гг. в 3 раза. В Японии, в послевоенные десятилетия, государство сконцентрировало почти все ре­сурсы на развитии ключевых высокотехнологичных секторов промышлен­ности, импортируя передовые технологии.

Очевидно, что в социально-экономическом развитии России, особенно на современном трансформационном этапе, роль государства должна быть тоже усилена. Однако государственное вмешательство должно быть ком­плексным, сбалансированным и отвечающим методологии рыночного хо­зяйствования. Старые методы управления, которые многие российские чиновники вынесли из своего партийного или комсомольского опыта руково­дства, в новых условиях не могут быть эффективными в принципе.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.186.78 (0.008 с.)