Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономические последствияинфляции↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вначале кратко перечислим основные последствия инфляции: — перераспределение доходов и богатства; — отставание цен государственных предприятий от рыночных; — скрытая государственная конфискация денежных средств черезналоги; — ускоренная материализация денежных средств; — нестабильность экономической информации; — падение реального процента; — обратная пропорциональность темпа инфляции и уровнябезработицы. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМААНТИИНФЛЯЦИОННЫХ МЕР Отдельное предприятие, конкретный бизнес не может бороться синфляцией. Подобная борьба под стать только государству. В случае отдельногобизнесмена борьба с инфляцией выглядит как “сражение с ветряными мельницами”.Следовательно, борьба с инфляцией есть задача макроэкономическая. Передправительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредствомрадикальных мер, или адаптироваться к ней. Различные страны решают эту дилеммупо-своему. США, Великобритания активно борются с инфляцией, другие же страныразрабатывают комплекс адаптационных государственных мер (индексация доходов,контроль роста цен и проч.). Итак, либо пассивная адаптация к росту цен черезиндексацию доходов населения, или активная стратегия ликвидации инфляции в ходеспада деловой активности и усиления безработицы. Каждый из отмеченных путейимеет множество вариантов. Начнем с адаптационной политики. На частном уровнеиндексация доходов осуществляется через коллективный договор профсоюза сассоциацией предпринимателей или с отдельным предпринимателем. Рост заработкаставится в зависимость от роста инфляции. Так, в США 60% трудовых контрактовконкретно и многовариантно оговаривают рост заработка в зависимости от темпаинфляции. В Европе механизм антиинфляционной защищенности распространенеще больше. Государственное вмешательство и контроль за индексацией гораздосильнее. Индексация же доходов людей с фиксированной оплатой труда (для СНГ-это90 млн государственных служащих, студентов, пенсионеров, военных) имеет цельюне ухудшить их положение в сравнении с занятыми в частном секторе. В случаерезких, неожиданных скачков цен, все надлежащие коэффициенты индексацииприходится чаще и быстрее пересматривать. Даже при очень высокой (активной)адаптационной “расторопности” правительства отставание индексации отфактического роста цен неизбежно. Политика доходов — одно из направлений адаптационнойантиинфляционной борьбы. История знает много ее подвариантов. В 60 — 70-х гг.нашего века в Англии и других странах внедрялась политика “стоп--вперед”,оказавшаяся неэффективной в плане снижения инфляции. Сдерживание цен покупалосьценою снижения производительности и жизненного уровня населения. Другая политика — контроль соотношения цен и окладов (Скандинавскиестраны, Нидерланды и др.). Хотя в краткосрочном плане кое-что получается(Финляндия 1967--1971 гг., США-- 1951-1952 гг.), но долгосрочно и эта политикане приживается. Следующий вариант — государственные рекомендательныеориентиры установления цен и заработной платы. Пример-правление Кеннеди иКартера в США. Этого тоже не хватает надолго. Наиболее радикальный и пока еще популярный вариант — минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил, усиленнаяантимонопольными мерами. Подобная политика есть своеобразный возврат к“невидимой руке” А. Смита. К сожалению, ни один из перечисленных видов политики доходовне является идеальным. Экономисты с мировым именем признают: к концу 80-х гг.не был найден ни один вид такой политики, позволяющий динамично сочетатьумеренный рост цен и невысокую безработицу. Поиск новых вариантов продолжается: в США весьма популярнаидея выборочного государственного налогового поощрения тех фирм и профсоюзов,которые медленнее других повышают цену товаров и рабочей силы на добровольнойоснове. Преимущества подобного подхода в том, что в случае его малойэффективности органы госуправления (центральные и местные) ничего не теряют. В основе большинства вариантов стратегии активной борьбы синфляцией лежит, по преимуществу, так называемая “компромиссная теорияинфляции”, в соответствии с которой рост безработицы и рост инфляциивзаимообратны. Это означает, что для снижения темпов инфляции надо увеличиватьколичество безработных. В связи с популярностью, “естественностью” стихийногорыночного механизма применяется обеспечение так называемого естественногоуровня безработицы. Естественный уровень безработицы--тот, при которомдинамично уравновешиваются факторы, влияющие на изменения заработной платы ицен. При нем достигается умеренная взаимная стабильность и цен, и заработнойплаты. Естественным такой уровень можно назвать еще и потому, что ондостигается через естественный для рынка механизм адаптации спроса кпредложению: в случае экономического спада безработица увеличивается сверхестественного уровня и инфляция спадает. Таким образом, в долгосрочном планестабильный, умеренный рост инфляции возможен только после достиженияестественного уровня занятости. Последний определяется эмпирически. Ксожалению, во временном аспекте не ясно, сколько лет необходимо экономике дляадаптации к различного рода экономическим потрясениям для достиженияестественного уровня занятости. При этом не забудем и о пределах терпимостинаселения к экономическим неурядицам. Все это может поставить под сомнениеполезность теории естественного уровня безработицы для СНГ и для России. Для сдерживания инфляции практически во всех странахтребуется все больше и больше увольнять, т. е. повышать естественный уровеньбезработицы. Так, за последние 20 лет этот уровень возрос для США, например, с4 до 7% трудоспособного населения. Зададимся вопросом: какую цену заплатит наше общество заснижение уровня инфляции? Количественные оценки таковы: для снижения инфляциина 1% безработица должна в течение года быть на 2% выше своего естественногоуровня. По закону Оукена это означает снижение реального ВНП на 4% нижепотенциального. Так, для США в 1985 г. подобная потеря продукта составила 160млрд. долл. Для СНГ проблема необходимости платить безработицей инедопроизводством за снижение инфляции стоит особенно остро. В любом случае,никто еще не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее, чемобеспечить его работой и получить в итоге больше дефицитного конечногопродукта. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей. Структура бюджетной системы той или иной страны зависит прежде всего от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, субъектов Федерации. Через бюджетную систему в целом и государственный бюджет в частности реализуются распределительная и контрольная функции бюджета. Распределительная функция предполагает концепцию формирования денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. В некоторых странах эту функцию выполняет государственное казначейство через свои региональные органы. Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы. Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т. д. Бюджет имеет свою структуру. Структура бюджета по доходам выглядит следующим образом: – налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины и др. – доходы от государственной собственности, государственных предприятий; – поступления фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов; – прочие доходы. Основные направления расходов государственного бюджета: расходы на здравоохранение, образование, пособия, субсидии региональным властям на эти цели; расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост: инвестиции, дотации, осуществление целевых программ и планов; расходы на оборону; расходы на обеспечение внешней политики, займы иностранным государствам; содержание аппарата государства, милиции, юстиции и др.; платежи по государственному долгу; прочие расходы. Расходная часть бюджета характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ Государственный бюджет – это государственная казна, которая необходима для сбора и расходования денежных средств на нужды государства. С его помощью правительство осуществляет свои функции и перераспределяет национальный доход в другие сферы. Многие отрасли не производят продукцию, но очень важны для страны: образование, медицина, транспорт. Поэтому государство должно позаботиться об их развитии. Расходы бюджета – затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Функции бюджета: перераспределение национального дохода; государственное регулирование и стимулирование экономики; проведение социальной политики; затраты на финансирование социальной и культурной области (образование, здравоохранение, социальное обеспечение), на оборону и управление; текущие расходы (на выплату заработной платы); на резервы (накопления, предоставление кредитов). Доходы бюджета возникают из: а) налогов (90 %): косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины); прямых налогов (налог на прибыль предприятий, подоходный налог, земельный налог, налог на наследство и т. д.); б) неналоговых доходов: прибыль от государственных предприятий и выпуска государственных ценных бумаг, от внешней торговли и пожертвований граждан. Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами. Причины бюджетного дефицита могут возникать из-за неэффективности запланированных реформ, военных расходов, циклических спадов экономики, сокращения налоговых поступлений, крупномасштабных хищений, коррупции и т. д. Чтобы ликвидировать дефицит, правительство идет на следующие меры: рост цен, займы у населения через выпуск государственных ценных бумаг кредиты у иностранных государств, а также через эмиссию. Эмиссия – печатание и выпуск денег в обращение центральным банком. Государственный долг – задолженность государства перед внутренними и внешними кредиторами. Внутренним кредитором является население, внешними – иностранные государства и банки, которые дают государству в долг денежные средства и получают за это проценты. Крупнейшими внешними кредиторами России являются такие финансовые и банковские организации, как Международный валютный фонд (МВФ), Лондонский и Парижский клубы. Погашение государственного долга может проходить с помощью нескольких способов: увеличения налогов с населения; рефинансирования долга, т. е. продления срока займа, погашения долга с помощью выпуска новых ценных бумаг и продажи их населению; предоставления недвижимости в счет погашения долга; с помощью новых займов; привлечения иностранного капитала; уменьшения расходов. Внебюджетные фонды – фонды, находящиеся в распоряжении государства и имеющие определенную цель. Виды внебюджетных фондов: Пенсионный фонд (для выплаты пенсий), Фонд социального страхования (для выплат пособий по уходу за ребенком и оплаты больничных листов), Фонд медицинского страхования (страхование здоровья).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.52 (0.008 с.) |