Методы воздействия государства на инвестиционный процесс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы воздействия государства на инвестиционный процесс



Можно выделить два возможных метода воздействия государства на инвестиционную деятельность в стране: пассивный и активный. Пассивный метод связан с ориентацией предпринимателей на выбор наиболее эффективных вариантов инвестирования путем разработки индикативных планов инвестиций.

Активный

Прямое государственное инвестирование средств и реализация мероприятий в налоговой и бюджетной формах, которые направлены на активизацию инвестиционной деятельности:

1. налоговое

2. создание условий для возникновения финансово-промышленных групп

3. защита прав собственности инвесторов (гарантии)

4. применение политики ускоренной алгоритмизации и деятельности предприятий

Пассивный

Ориентация предпринимателей на выбор более эффективных вариантов инвестирования путем разработки инвестиционного плана страны при этом возникает проблема определения рациональной структуры экономики страны.

 

Основные пути повышения эффективности инвестиционной де­ятельности:

• создание благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей;

• прямое участие государства в эффективных и значимых для страны проектах;

• внедрение принятых в международной практике критериев оценки финансовой эффективности инвестиций, таких, как текущая приведенная стоимость, внутренняя норма рентабельности, срок оку­паемости;

• стимулирование инвестиционной активности частного секто­ра экономики посредством налоговых льгот.

Пути стимулирования инвестиционной активности частного сектора

налоговое регулиро­вание инвестиционной деятельности,

институциональное преобразова­ние экономики, связанное с созданием промышленных групп,

защита прав собственности.

 

Инвестиционный потенциал страны в первую очередь определяется уровнем сбережений - основным источником капиталовложений. Один из законов макроэкономического равновесия следующий: равновесие между совокупным спросом и предложением есть следствие баланса капитало­вложений (инвестиций) и объема сбережений населения S = I, где: S - об­щие сбережения; I - общие инвестиции. Поэтому, решая проблему инве­стиций комплексно, нельзя рассматривать изолированно продавцов капи­тала (население, иностранных инвесторов) и его покупателей (националь­ные фирмы).

В социально-ориентированной рыночной экономике проблема при­влечения инвестиций в ее реальный сектор начинает решаться с создания цивилизованного рынка долгосрочного, или инвестиционного, капитала как второй составляющей рынка капиталов в целом (первая его часть - ры­нок денег).

Рынок инвестиционного капитала подразделяется на:

• рынок долгосрочного денежного и финансового кредита;

• рынок фиктивного капитала (ценных бумаг - акций, облигаций, производных ценных бумаг).

Поскольку большинство сбережений совершается домохозяйствами, а большинство инвестиций производится фирмами, государству необходимо максимально способствовать созданию и развитию механизма перелива капиталов домохозяйств к фирмам-заемщикам, который формируется на рыночной основе. Рынок инвестиционного капитала включает множество каналов его движения. К основным из них можно отнести:

1. Прямое финансирование, когда средства владельцев сбережений на­прямую перемещаются к заемщикам:

a) путем приобретения долевых ценных бумаг - акций;

b) путем приобретения долговых ценных бумаг - облигаций.

2. Косвенное финансирование, когда денежные средства от их владель­цев перемещаются к фирмам-заемщикам с помощью специализиро­ванных посредников - коммерческих банков, инвестиционных ком­паний, пенсионных фондов и т.п. В этом случае на рынке могут по­являться дополнительные ценные бумаги, эмитированные посредни­ками.

Главным отличием инвестиционных ресурсов от денежных является возможность их долгосрочного вложения на условиях получения нормального дохода в будущем. Государству необходимо контролировать не толь­ко объемы сбережений населения и доходы предприятий, как основную ресурсную базу инвестиций, но и соотношение процента по долгосрочным займам и нормы прибыли в промышленности. Если норма процента по займам равняется или превышает норму прибыли промышленных компа­ний, то естественно, спроса на инвестиции со стороны последних не будет.

Инвестиционная активность зависит не только от наличия капиталь­ных ресурсов и нормы доходности вложений, но и от инвестиционного климата.

Одним из главных факторов, оказавших системное негативное воз­действие на российскую экономику, стал пятикратный за 1991-1999 гг. спад инвестиций. Он вызвал целый ряд тенденций, связанных с разруше­нием промышленного потенциала страны. Последствия такого масштабно­го сокращения капиталовложений в национальную экономику невозможно преодолеть за короткий промежуток времени. Кроме этого, требуется ре­шение колоссальной, по сложности, проблемы улучшения на порядок ин­вестиционного климата в России.

Инвестиционный климат - это важнейшая составляющая институцио­нальной системы экономики страны, призванная создать предпосылки для наилучшего использования общественных экономических отношений в развитии производительных сил через активную инвестиционную деятель­ность23.

Большую роль в активизации инвестиционного процесса играет пре­доставление государством финансовых льгот, связанных с вложением ка­питала. К финансовым льготам относятся: освобождение от налогообложе­ния части прибыли, направляемой на развитие производства; разрешение на проведение ускоренной амортизации основных фондов и т.п.

Для формирования инвестиционного климата социально-экономической системы необходимо наличие множества факторов рыночной среды, социальных, социокультурных, природно-ресурсных и т.п. Задачей государства является обеспе­чение наличия всех факторных групп - только в этом случае можно ожи­дать мощного притока капиталов в экономику. Однако, как показывает время, в России данная задача трансформировалась в трудноразрешимую проблему. Суть ее заключается в том, что формирование инвестиционного климата и инвестиционная активность имеют не только прямую, но и об­ратную зависимость. Очень сложно сформировать тот же финансово-кредитный или инфраструктурный потенциал, когда экономика стабильно испытывает инвестиционный "голод". Отсюда можно сделать вывод, что кумулятивный рост инвестиций в нашей стране, в ближайшее время, будет относительно медленным и зависящим от непрерывности его ежегодного прироста. Резкий скачок капиталовложений маловероятен.

Современная структура российского производства пока не является оптимальной для обеспечения интенсивного экономического роста. Высокая доля природоэксплуатирующих отраслей, снижение объёмов выпуска наукоёмкой продукции, огромная дифференциация в материальных условиях труда на межотраслевом уровне, монополизм топливно-энергетического комплекса как базового, ведут к снижению конкурентоспособности национальной экономики и ликвидации предпосылок её долгосрочного устойчивого развития.

Естественно, что в таких условиях государственная структурная поли­тика должна быть нацелена не столько на максимизацию доходов общест­ва сегодня, сколько на создание условий интенсивного экономического роста в перспективе. Структурная политика проводится во всех странах мира и носит, как правило, селективный характер. Она обеспечивает по­вышение эффективности за счет целенаправленного изменения структуры производства, технического уровня и номенклатуры выпускаемой продук­ции, стабилизацию и развитие позитивных тенденций. Критерии выбора отраслей для такой поддержки зависят от государственной стратегии соци­ально-экономического развития страны.

Прогрессивные структурные преобразования характеризуются темпа­ми развития инновационной деятельности. Инновационная политика при­звана обеспечить увеличение ВВП страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и внедрения новейших и высоко­эффективных технологий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 816; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.007 с.)