Характеристика инвестиционного и паевого инвестиционного фондов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика инвестиционного и паевого инвестиционного фондов



Характеристика Инвестиционный фонд Паевый инвестиционный фонд
1. Организационно-правовая форма ОАО Без образования юридического лица
2. Право собственности на вклад Переходит к инвестиционному фонду Остается за вкладчиком
3.Вид ценных бумаг Акция Пай
4. Тип фонда Открытый или закрытый Открытый или интервальный
5. Порядок возврата вложенных средств Продажа акций на вторичном рынке Возврат пая управляющей компанией для выкупа
6. Метод получения дохода инвестором Дивиденды, продажа акций Продажа пая
7. Форма оплаты Денежные средства, имущественные взносы, ценные бумаги, приватизационные чеки Денежные средства

Земельные инвестиционные фонды особенно развиты в странах ЕС. С помощью этих фондов рационализируется использование земли – через фонд маленькие участки земли объединяются в один большой надел. Фонды эмфитевзиса вписываются в украинское законодательство, а вот фонды земельной собственности создать будет невозможно до снятия моратория на продажу сельхозугодий.

На 2006 г. право собственности на землю закреплено за 6,9 млн. граждан Украины. Собственниками сертификатов, предоставляющих право на земельный пай, уже стали более 6,8 млн. лиц, из которых приблизительно 5,6 млн. получили землю в собственность (84%). При этом в аренде находится 19,9 млн. га, из которых 62% передано в аренду на 4-5 лет, 23% – на 1-2 года и 15% – на 10 и более лет.

Ещё одним активно развивающимся видом института совместного инвестирования являются фонды прямого инвестирования (ФПИ). Они представляют собой самостоятельное юридическое лицо, создаваемое управляющей компанией фонда, как правило, в форме партнерства с ограниченной ответственностью, осуществляющее консолидацию капиталов генерального партнера и ограниченных партнеров и вкладывают их в конкретные предприятия, покупая, как правило, контрольный или блокирующий пакет акций в целях его дальнейшей перепродажи после повышения рыночной стоимости компании.

В Украине пока работают только 9 таких фондов – четыре – под управлением компании SigmaBleyzer, два – под управлением Horizon Capital и три – под управлением Euroventures Ukraine.

Приоритетными для фондов прямого инвестирования являются такие сферы, как ритейл, производство товаров и услуг широкого потребления, масс-медиа, банковские услуги, страхование, факторинг. В отличие от портфельных фондов, ФПИ не инвестируют ни в энергетику, ни в металлургическую отрасль. Это связано с тем, что для приобретения контрольного или блокирующего пакета подобных предприятий необходимы суммы, которыми фонды прямого инвестирования не располагают. Кроме того, ФПИ ориентируются на относительно быструю отдачу от вложенных средств. Как правило, такие фонды планируют продажу приобретенных акций уже через 2-4 года при условии быстрого роста капитализации проинвестированной компании. Поэтому фонды прямого инвестирования чаще всего инвестируют в средние по размеру компании с капитализацией 50-200 млн. долл. США, которые работают на быстрорастущем рынке.

Развитие негосударственных пенсионных фондов (НПФ) сдерживает нестабильное состояние украинской экономики. Для долговременной устойчивости НФП необходимо наличие устойчивого финансового рынка и рынка инвестиций. Наличие развитого рынка ценных бумаг, и в первую очередь рынка акций и корпоративных облигаций, является одним из важнейших условий перехода к накопительной пенсионной системе. Вкладывая средства в корпоративные ценные бумаги, негосударственные пенсионные фонды создают реальную основу для будущих выплат, т.к. эти деньги в основном направляются на увеличение производства товаров и услуг.

С углублением финансового кризиса НПФ получили убытки вследствие падения стоимости ценных бумаг, прежде всего корпоративных облигаций, и недвижимости. В такой ситуации наиболее ликвидным для НПФ активом оказались средства на банковских счетах, тем более что в условиях нехватки денежных ресурсов банки продолжают повышать ставки по депозитным вкладам. К концу 2008 г. доля депозитов в активах открытых НПФ превышала 50% (при этом, согласно действующим требованиям к диверсификации активов, НПФ должны держать на банковских счетах не более 40% активов). Вследствие этого, проблема невозврата банковских депозитов стала очень остро, так как у многих банков есть серьезные проблемы с ликвидностью, и они не обеспечивают не только досрочный возврат средств НПФ, но и возврат по договорам, срок действия которых уже истёк.

В число мер государственной поддержки, способствующих развитию негосударственного пенсионного обеспечения, в том числе и в условиях валютно-финансового кризиса, должны войти:

· освобождение предприятий от всех видов налогообложения пенсионных взносов в НПФ, а также всех операций, связанных с размещением пенсионных резервов;

· исключение из облагаемой подоходным налогом базы взносов граждан на дополнительное добровольное пенсионное обеспечение;

· создание благоприятного инвестиционного климата для размещения пенсионные резервов, в т.ч. путем выпуска специальных государственных ценных бумаг под обеспечение долгосрочных инвестиционных проектов;

· углубление и развитие государственного контроля за деятельностью всех его участников.

Представляется целесообразным создание нового финансового инструмента – государственных целевых пенсионных облигаций. При этом государство должно выступать гарантом сохранности, доходности и возвратности пенсионных резервов. Эти средства должны направляться на реализацию долгосрочных инвестиционных проектов. Кроме того, с тем, чтобы не допускать снижения инвестиционного дохода НПФ, доходность целевых государственных облигаций должна быть не ниже уровня инфляции.

Институтами альтернативного инвестирования являются хедж-фонды, являющиеся, по сути, инвестиционными компаниями, не подпадающими под законодательство, регламентирующее их деятельность. С помощью агрессивного использования левериджа (массированного заимствования средств, значительно превышающих собственный капитал) они инициируют крупные операции, влекущие за собой масштабные колебания на рынке. Учитывая, что менеджеры хедж-фондов имеют репутацию великолепных прогнозистов, известие о занимаемой ими позиции служит сигналом для других инвесторов. Они действуют одновременно и как организации, осуществляющие хеджирование, и как биржевые спекулянты.

Хедж-фонды имеют ряд отличительных признаков, что делает их непохожими ни на какой другой инвестиционный фонд. Во-первых, капитал фонда в значительной мере представлен собственным капиталом основателя фонда, что рассматривается остальными инвесторами как надежная гарантия и является стабилизирующим фактором в управлении деятельности фонда. Во-вторых, хедж-фонды не ограничены в выборе методов и способов финансовой активности. Они создают финансовые инструкции по своему усмотрению. Например, хедж-фонды широко используют в своей практике леверидж, запрещенный в деятельности других инвестиционных фондов. Прочие инвесторы не имеют права изымать вложенный капитал в течение от 1 до 5 лет со дня инвестирования. В-третьих, в хедж-фондах применяется более совершенный менеджмент. В других фондах менеджеры получают фиксированную зарплату, а в хедж-фондах – от 15 до 30% реализованной прибыли. В-четвертых, в процессе своей деятельности хедж-фонды в состоянии менять конъюнктуру фондового рынка и использовать создаваемые ими колебания курсов в целях извлечения максимальной прибыли. В-пятых, масштабы деятельности хедж-фондов приобрели глобальный характер, вследствие чего они, по своему усмотрению, могут изменить конъюнктуру фондового рынка любой страны. В-шестых, хедж-фонды становятся доминирующими лидерами на фондовых рынках, по которым ориентируются все остальные субъекты рынка, благодаря чему они имеют возможность определять стратегию развития макроэкономических процессов в отдельных странах мира (например, знаменитая операция макрохедж-фонда Дж. Сороса против британского фунта в 1992 г.).

В настоящее время большинство хедж-фондов обязаны предоставлять информацию по ряду сделок местным регуляторам, а также кредитующим их организациям. Подобная информация носит достаточно точечный и периодический характер, и в связи с той скоростью, с которой рыночная ситуация может меняться, часто является неактуальной и устаревшей. Одним из возможных направлений развития является формирование комплексной системы раскрытия информации как со стороны крупнейших игроков и регуляторов, так и со стороны других участников рынка. Сбор и аккумулирование такой информации могли бы осуществлять банки, биржи, крупные клиринговые компании, а интеграцию и комплексный анализ полученных данных могли бы взять на себя надзорные органы либо крупные международные организации. По нашему мнению, подобные действия позволят своевременно отслеживать изменение, связанных с деятельностью фондов, рисков, их потенциальное воздействие на рыночную целостность и рыночную динамику, а также будут способствовать совершенствованию существующих практик риск-менеджмента.

Появление на украинском рынке институтов альтернативного инвестирования возможно только при появлении на нем достаточного количества новых инструментов, в том числе производных финансовых инструментов, а также при обеспечении инвестиционных фондов возможностями по формированию своих инвестиционных портфелей с учетом подобных активов.

Это позволит решить основные проблемы, связанные с функционированием институтов альтернативного инвестирования на украинском рынке: будет заложена основа для формирования полноценного рынка различных финансовых инструментов (включая разнообразные производные ценные бумаги) и будет усилена дифференциация регулирования в зависимости от типа инструментов, что, в итоге, будет способствовать появлению на нашем финансовом рынке инвестиционных институтов, осуществляющих гибкие инвестиционные стратегии, и доступные только определенным типам высококвалифицированных инвесторов, т.е. в какой-то мере аналогичным хедж-фондам.

Также в качестве небанковских финансовых учреждений выступают лизинговые компании, фактор-компании и компании, оказывающие услуги форфейтинга.

В современных условиях лизинг – альтернативная форма финансирования, в которой объединились арендные отношения, элементы кредитования и финансирования. Кроме того, операции лизинга не подлежат обязательной регистрации.

Уровень развития лизинговых отношений является показателем динамичности экономики государства. Если в развивающихся странах он составляет менее 1,5%, то в развитых странах этот показатель достигает 25-30% и даже больше. Например, лизинг в США является основным инвестиционным инструментом, на который приходится свыше 30% инвестиций в оборудование. Наиболее популярным является лизинг автотранспорта.

В Украине зарегистрировано только 23 компании, предоставляющих услуги финансового лизинга. При этом сами лизинговые компании не спешат получать статус финансовых учреждений, так как это только ограничит их операционные возможности. В частности, компания, зарегистрировавшаяся в реестре финучреждений Госфинуслуг, не сможет наряду с финансовым лизингом оказывать услуги операционного лизинга.

На украинском рынке уже существует значительная конкуренция, которая особенно касается лизинга автомобилей, где лидерами являются компании «Евро Лизинг», ALD Automotive, «Оптима лизинг/SIXT», «VIP-Rent/AVIS», «Илта» и «Ласка Лизинг».

Услуги факторинга предоставляют как финансовые компании, так и банки. Право на предоставление услуг факторинга имеют около 30 украинских банков, в том числе в качестве профильной услуги факторинг продвигают не более 10 финансовых учреждения, и 49 финансовых компаний, в том числе реально такие услуги предоставляют только 17.

Факторинг – финансовая операция по продаже зарубежных счетов до получения поставщиками экспортной продукции коммерческими банками или специализированными компаниями. Отличительными особенностями факторинга являются: принятие требований соглашений до 1 года, отсутствие ограничений относительно суммы; использование в основном на внутреннем рынке; возможность регресса требований на покупателя; использование широкого круга валют.

Факторинг неотъемлем от товарного кредита, потому что представляет собой, в первую очередь, систему его финансового и организационного обеспечения. Плата за факторинг обычно состоит из комиссионных в размере 1,5-2% стоимости поставки товара и процента за пользование кредитными средствами (20-30% годовых). В результате реальная (эффективная) ставка по факторингу достигает 50% годовых. Кроме ценовых важными параметрами этой услуги являются процент финансирования (60-90% стоимости поставки) и максимально возможная продолжительность отсрочки оплаты (30-180 дней).

Отсутствие в Украине полномасштабных факторинговых операций все еще связано с экономической нестабильностью в государстве, недостаточным развитием банковских услуг а также с несовершенством украинского законодательства, в котором определено только понятие «договор факторинга».

Факторинговые операции для своих клиентов проводят практически все банки из первой тридцатки. Рост показателей небанковского факторинга вызван именно тем, что банки все чаще выделяют факторинговые подразделения в отдельные небанковские финансовые компании, чтобы сделать их более эффективными.

Однако именно невозвраты по факторинговым кредитам стали причиной краха некоторых банков. Например, рынок факторинга покинул банк «Украинская финансовая группа», банк «БИГ-Энергия», значительно сократили факторинговые операции банк «Контракт», «Петрокомерц-Банк (Украина)», «Сведбанк» и «СЕБ Банк».

Новое направление факторинга, появившееся во время кризиса, – выкуп просроченной дебиторской задолженности у банков и других компаний. Задолженность выкупается с дисконтом, который определяется в каждом случае индивидуально и составляет от 10% до 95%. Возможны различные варианты работы с долгами: взаимозачеты, взыскание задолженности, например, с помощью партнерской коллекторской компании. Потенциал рынка факторинга составляет несколько миллиардов гривень. При этом все сделки осуществляются на достаточно крупные суммы.

До сих пор в Украине не используется форфейтинг, который применяется на всех мировых площадках при осуществлении среднесрочного кредитования внешней торговли средствами производства, прежде всего со странами ЦВЕ и с развивающимися странами Азии и Латинской Америки.

Форфейтинг – операция купли банком-форфейтором на полный срок и на заранее установленных условиях векселей и других долговых и платежных документов без права обратного требования к продавцу. Термин форфейтирование означает предоставление определенных прав в обмен на наличный платеж.

К отличительным признакам форфейтинга относятся [26]:

· принимаются долгосрочные векселя сроком более 1 года;

· минимальная сумма, которая используется, не менее 5000 тыс. долл.;

· средняя сумма контракта 1-2 млн. долл.;

· используется в основном при международных операциях;

· отсутствует регресс требований на экспортера;

· покупка требований только в СКВ;

· обязательным является банковский аваль.

Национальный банк Украины уже давно готовится к дальнейшему расширению возможностей небанковского финансового сектора, в частности к упрощению процедуры получения генеральной валютной лицензии, что позволит небанковским финучреждениям открывать пункты обмена валют, а также осуществлять денежные переводы.

В заключении необходимо отметить, что валютно-финансовые и банковские кризисы поражают страны вне зависимости от уровня их развитости: кризис может быть спровоцирован внешними факторами, обострением политической ситуации, проблемами отдельных банков или нечеткими действиями регуляторов. Поэтому в период внутренней и внешней нестабильности основными задачами валютно-финансовой политики НБУ должны стать соединение стабилизации финансовой сферы и остановки кризисных тенденций и обеспечение достаточного предложения денежных ресурсов при жестком контроле за структурой их использования.

В этих условиях для осуществления мероприятий по развитию финансового и фондового рынка Украины необходимо:

1. Приступить к формированию механизмов долгосрочного кредитования инвестиций в развитие и модернизацию предприятий, осваивающих перспективные технологии современного и нового укладов, а также выполняющих важные социальные функции, преобразовав для этого Стабилизационный фонд в Бюджет развития и создав полноценные институты развития с механизмами их централизованного рефинансирования.

2. Принять ряд законопроектов: «Об институтах совместного инвестирования», в котором необходимо четко выписать законодательную базу для фондов прямого инвестирования; Закон «О платежных системах»; «О Национальной депозитарной системе», по которой акции и облигации публичных компаний должны обращаться только в электронной форме учета в соответствии с международными стандартами ISO. Также необходимо создание единого Центрального депозитария.

3. Приступить к созданию инновационных венчурных фондов, которые должны объединить науку с возможностями бизнеса.

4. Узаконить работу независимых инвестиционных консультантов, которые будут предоставлять услуги физлицам по формированию их инвестиционных портфелей. Соответствующие изменения необходимо прописать в Законе «О ценных бумагах и фондовом рынке».

5. Стимулировать развитие рынка ценных бумаг за счет института коллективных инвесторов как посредника между физическими и юридическими лицами.

До 2012 года законодательство Украины в сфере рынков капиталов должно быть адаптировано к законодательству ЕС. Это будет важным аргументом на пути вступления Украины в Европейский Союз. В отличие от Украины, в ЕС рынки капиталов регулируются государством, независимо от того, биржевые они или внебиржевые. Именно регулируемые рынки капиталов являются «сердцем» рыночной экономики, статус которой Украина получила, но на практике его еще надо подтверждать.

 

4.2. Активизация инвестиционного процесса
на региональном уровне

 

В отличие от развитой рыночной экономики, где большая часть инвестиций представлена финансовыми инвестициями и, в частности, портфельными, в переходной экономике, с недостаточно развитой финансовой сферой, основная часть инвестиций относится к прямым, реальным инвестициям.

В настоящее время, с учетом достаточно высокого уровня загрузки старых производственных мощностей, источником устойчивого экономического роста может быть только реальное расширение инвестиций в основной капитал. Как говорилось выше, износ основных фондов в промышленности Украины превысил 50% при коэффициенте их обновления 1,1%. В настоящее время износ основных фондов во многих производствах составляет 75-90%. Располагая такими основными фондами, сложно, если вообще возможно, выпускать конкурентоспособную на мировых рынках продукцию.

Поэтому становится очевидной необходимость активизации инвестиционных процессов в стране, так как структурная перестройка экономики ещё далека от завершения и инвестиционная деятельность оказывает положительное влияние на социально-экономическое развитие страны, регионов, отраслей и предприятий.

Проблемы преодоления инвестиционного кризиса, использования факторов формирования инвестиционных ресурсов на предприятиях обсуждались, начиная с первых лет экономической реформы, в научных работах учёных-экономистов Украины. Одним из первых обратил внимание на эти проблемы академик И. И. Лукинов. Он отметил, что причиной экономического кризиса в стране явился не инвестиционный спад, а “инфляционный шок”, “шоковая терапия”, что привело и к общему экономическому кризису, и к инвестиционному кризису [6; С.5].

В тяжелейшем положении оказались отрасли инвестиционного комплекса, которые в сложившейся ситуации не смогли самостоятельно обеспечить необходимое повышение объёма качества инвестиционных ресурсов.

Дополнительные потребности в инвестициях определяются прежде всего изменением политической и экономической ситуации, обусловившим нарушение внешних хозяйственных связей и приведшим к изменению оценки экономической независимости Украины.

Анализ инвестиционного процесса в Украине показывает, что в 90-е годы ХХ ст. объём инвестиций предприятий и организаций всех форм собственности в основные фонды систематически снижался и сократился за это время в 4,5 раза. Начиная с момента экономического роста, т.е. с 2000 г., капиталовложения в основной капитал увеличились почти в 10 раз. Однако снижение инвестиционной активности, увеличение импорта и его давление на отечественное производство, рост социальной нагрузки на экономику привели к спаду экономического роста, а темп прироста инвестиций в основной капитал вновь снизился. В 2008 г. он составил -2,6% к 2007 г. (особенно в транспорте и связи (-17,6%) и финансовой деятельности (-11,8%), по сравнению с ростом в 2007 г. на 29,8%. Индекс падения капиталовложений в основной капитал превысил падение 2005 г. и приблизился к самому тяжелому первому году независимости Украины (табл. 4.10). В таких условиях тяжело сориентироваться не только иностранным инвесторам, но и отечественным предпринимателям. При этом важно учитывать и то, что 60-80% инвестирования осуществляется за счет собственных средств предприятий.

Таблица 4.10

Инвестиции в основной капитал*

Годы Инвестиции в основной капитал Темпы роста к предыдущему году, % Индекс роста/падения (+/-) к предыдущему году, %
Млрд. крб.
    101,9  
    92,9 -8,8
    63,1 -32,1
    89,6 +42,0
    77,5 -13,5
    71,5 -7,7
Млн. грн
  12557,3 78,0 +9,1
  12400,6 91,2 +16,9
  13958,2 106,1 +16,3
  17552,1 100,4 -5,4
  23629,5 114,4 +13,9
  32573,1 120,8 +5,6
  37177,9 108,9 -9,8
2003 51010,9 131,3 +20,6
  75714,1 128,0 -2,5
  93096,0 101,9 -20,4
  125254,0 119,0 +16,8
  188485,7 129,8 +9,1
  233081,0 97,4 -25,0

*Рассчитано автором на основании [7, С. 113]

На государстве лежит ответственность за создание благоприятного инвестиционного климата, в том числе для иностранных инвесторов. Это подразумевает оздоровление финансов, разработку законодательной базы, обеспечение внутренней конвертируемости гривни.

За годы независимости в Украине несколько раз менялись условия инвестиционной деятельности для иностранных нерезидентов. В марте 1992 г. вышел Закон Украины «Об иностранных инвестициях», в 1993 г. появился Декрет КМ «О режиме иностранного инвестирования» и в 1994 г. – Закон «О государственной программе поощрения иностранных инвестиций в Украине». В марте 1996 г. Верховная Рада приняла Закон № 93/96-ВР «О режиме иностранного инвестирования» [1].

Сегодня в Украине действует около 100 законодательных и подзаконных нормативных актов, регулирующих привлечение и реализацию иностранных инвестиций. Кроме этого, Украина заключила 67 двусторонних соглашения о защите инвестиций, 43 из которых действуют в настоящее время. Договорные отношения связывают Украину в основном со странами, предоставляющими инвестиции, – США, Германией, Голландией, Россией, Францией, Великобританией, Бельгией и Канадой. Двусторонние соглашения в большинстве случаев соответствуют международным требованиям. В частности, обеспечивают всесторонние гарантии, защищающие от национализации и экспроприации (включая гарантии относительно косвенной и ползучей экспроприации), при этом их действие распространяется на активы предприятий с иностранными инвестициями. Кроме того, эти соглашения, как правило, гарантируют национальный режим без каких-либо оговорок. Они также предусматривают обращение в международный арбитраж для урегулирования споров между сторонами соглашения, представляющими государства (международные споры), или между защищенными иностранными инвесторами и Украиной (споры между инвестором и государством). Отношения между украинскими и иностранными предпринимателями регулируются с помощью международного коммерческого арбитража, как в Украине, так и за границей (Закон «О международном арбитраже» № 4002-XII от 24 февраля 1994 г. и Закон «О внешнеэкономической деятельности» № 959-XII от 16 апреля 1991 г.). В Украине при Торгово-промышленной палате созданы две постоянные арбитражные структуры – Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия.

Украина также подписала несколько многосторонних соглашений об иностранных инвестициях, основные из них – Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и отдельными лицами (КИС) (1965 г.), Соглашение о партнерстве и взаимодействии с Европейским Союзом (1998 г.) и Соглашение об энергетической хартии (1994 г.), раздел 3 которого предусматривает режим всесторонней защиты инвестиций в области энергетики [2].

Постепенно Украина улучшила условия для привлечения прямых иностранных инвестиций и за годы независимости поднялась с 74-го места на 35-е в рейтинге привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) ЮНКТАД (Рис. 4.2).


Рис. 4.2. Индекс привлечения прямых иностранных инвестиций ЮНКТАД


Для условного разделения стран согласно их возможности привлекать ПИИ, ЮНКТАД определил такие статистические показатели как индекс привлечения прямых иностранных инвестиций (Inward FDI Index Performance) и индекс потенциала (Inward FDI Index Potential). В результате подсчета этих двух показателей ЮНКТАД выводит так называемую матрицу сравнения привлечения и потенциала прямых иностранных инвестиций (табл. 4.11).

Таблица 4.11

Матрица сравнения привлечения и
потенциала прямых иностранных инвестиций [10]

  Высокое привлечение ПИИ Низкое привлечение ПИИ
Высокий потенциал ПИИ Cтраны-лидеры Страны, действующие ниже своих возможностей
Низкий потенциал ПИИ Страны, действующие на пределе (сверх) своих возможностей Страны со слабой экономической активностью

Согласно методологии расчета индекса привлечения ПИИ ЮНКТАД, Украина в 2007 г. заняла 35-е место среди 141 анализируемых стран мира и, таким образом, вошла в группу стран-лидеров.

Индекс привлечения ПИИ ЮНКТАД ранжирует страны по полученным ПИИ относительно их экономического веса – это соотношение доли стран в мировых потоках ПИИ к их доле в мировом ВВП:

 

INDi = FDIi / FDIw
 
GDPi / GDPw

 

где, INDi − индекс привлечения ПИИ в i-ую страну;

FDIi − потоки ПИИ в i-ую страну;

FDIw − мировые потоки ПИИ;

GDPi − ВВП в iой стране;

GDPw − мировой ВВП.

Также данный индекс отражает влияние на ПИИ и других факторов, помимо размеров рынка (исходя из того, что, при прочих равных условиях, размер рынка является базовым для привлечения инвестиций). Эти факторы могут быть различными: бизнес-климат, экономическая и политическая стабильность, наличие природных ресурсов, инфраструктуры, навыков и технологий, возможностей для участия в приватизации и эффективности поощрения ПИИ.

И все-таки, несмотря на рост индекса привлечения ПИИ, уровень законодательного обеспечения инвестиционной деятельности в Украине вообще, и иностранных инвесторов в частности, еще нельзя признать оптимальным. Основная проблема в данной сфере – частые и непредсказуемые изменения требований закона и подзаконных актов. Понятно, что в период трансформации экономики и общественных отношений государство не может не вести поиск адекватных законодательных рычагов регулирования, однако действующие субъекты нуждаются в хотя бы минимальных гарантиях стабильности.

Украина, находясь между странами Западной и Восточной Европы и странами СНГ, является не только привлекательной страной для ведения бизнеса, а и идеальным плацдармом для производства товаров и услуг, ориентированных на эти оба направления. Основными причинами этой привлекательности являются:

1. Высокая динамика развития экономики.

Украина достигла значительных темпов экономического роста среди стран Восточной Европы и бывшего СССР. Кроме того, украинская экономика демонстрировала высокий темп роста инвестиций в основной капитал – 35%.

2. Значительные рынка сбыта.

Развитие украинской экономики привело к увеличению доходов населения и расширению среднего класса. Одновременно с повышением спроса, наблюдается расширение старых рынков сбыта. В стране проживает свыше 46 млн. человек, она имеет самую длинную границу с Евросоюзом. Месторасположение Украины всегда оставляет возможность для вхождения как на рынки стран СНГ, так и на рынки стран ЕС.

3. Дешевая и качественная рабочая сила.

Законодательно установленная минимальная заработная плата в Украине составляет около 100 долл. США, средняя – немногим более 200. Это наиболее низкий показатель в Центральной и Восточной Европе. В отраслях сельского хозяйства средняя зарплата составляет менее 100 долл., в промышленности и строительстве – 250-260 долл., в сфере транспорта – около 270 долларов.

При невысокой цене на трудовые ресурсы, рабочая сила традиционно является образованной: свыше 65% населения имеет среднее образование, а 31% – высшее.

4. Стратегическое размещение.

Украина граничит, с одной стороны, с членами ЕС, а с другой – с бывшими республиками СССР. Такое размещение открывает для компаний, работающих в Украине, доступ на рынки с общим населением около 200 млн. человек. Через Украину проходит большинство наземных транспортных путей из Центральной и Восточной Европы в Азию, есть выход к Черному и Азовскому морям, множество речных магистралей и развитая система аэропортов.

5. Разнообразные природные ресурсы.

В Украине имеются значительные ресурсы для АПК и промышленности. Здесь наилучшие в мире черноземы, запасы угля, железных руд, соли, гранита, серы (наибольшие в мире), графита (наибольшие в европейском континенте), есть запасы нефти и газа. Увеличивается активность использования рекреационных ресурсов – Крыма и Одессы в летнее время года и Карпат – в зимнее; имеется значительная база для зеленого туризма.

Общий объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Украину с нарастающим итогом составил на 1.01.2009 г. – 35,7 млрд. долл. США (табл. 4.12).

Таблица 4.12

Прямые иностранные инвестиции (на 1.01), млн. долл. США

Годы В Украину Из Украины
с нарастающим итогом с начала инвестирования за год с нарастающим итогом с начала инвестирования за год
  483,5 - 20,3 -
  896,9 413,4 84,1 63,8
  1438,2 541,3 97,4 13,3
  2063,6 625,3 127,5 30,1
  2810,7 747,1 97,5 -30,0
  3281,8 471,1 98,5 1,0
  3875,0 593,2 170,3 71,8
  4555,3 680,3 155,7 -14,6
  5471,8 916,5 144,3 -11,5
  6794,4 1322,6 166,0 27,7
  9047,0 2252,6 198,6 32,6
  16890,0 7843,0 219,5 20,9
  21607,3 4717,3 243,3 23,8
  29489,4 7935,4 6196,1 5953,3
  35723,4 6180,7 7935,4 2,0

В пересчете это составляет около 780 долларов на душу населения. В большинстве постсоциалистических стран этот показатель значительно выше. Например: в Чехии – 5 тыс. долл., в Венгрии – 3,4 тыс. долл., в Польше – 2 тыс. долл.

Однако чистый приток ПИИ значительно меньше, так как в нарастающий итог была включена повторная приватизация в 2005 г. «Криворожстали» за 4,8 млрд. долл. и приватизация банка «Аваль» за 1,03 млрд. долл. США.

Оставляет желать лучшего и «географическое качество» прямых иностранных инвестиций, которое за последние годы принципиально не изменилось (табл. 4.13). Первое место сохраняет Кипр – 21,5% (из которых на операции с недвижимостью приходится 24,6% на оптовую торговлю – 20,1% и на финансовую деятельность – 13,9%), два года (2006-2007 гг.) его опережала


Таблица 4.13

Прямые инвестиции в Украину по странам мира (на 1. 01.), млн. долл. США*



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.07 с.)