Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и объемы торгов на фондовом рынке

Поиск

(по видам ценных бумаг), млн. грн. [34]

Ценные бумаги          
Акции 76,99 138,77 179,79 225,65 283,54
Векселя 88,07 125,34 133,12 142,23 212,64
Корпоративные облигации 9,01 21,28 32,62 62,38 134,73
Гособлигации 5,86 16,11 27,32 40,85 59,86
Инвестиционные сертификаты 0,46 1,75 5,72 14,24 40,43
Депозитные сертификаты НБУ 0,11 3,03 18,57 1,08 14,85
Муниципальные облигации 0,16 0,98 2,23, 2,85 4,31
Сберегательные (депозитные) сертификаты 21,71 11,74 2,37 3,1 3,20
Ипотечные ценные бумаги 0,00 0,00 0,00 0,11 0,56
Деривативы 0,31 2,39 2,02 0,26 0,15
Залоговые ценные бумаги 0,00 0,00 0,00 0,03 0,04
Казначейские обязательства 0,27 0,00 0,00 0,00 0,00
Всего 202,95 321,39 403,76 492,78 754,31

Ещё до финансового кризиса фондовый рынок Украины так и не стал эффективным механизмом привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, а с момента его наступления пострадал значительнее, чем в других странах мира. Основными причинами этого являются макроэкономическая и финансовая нестабильность, значительный объем государственного регулирования экономики, низкий уровень капитализации организованного рынка и вообще незначительная его доля в обращении ценных бумаг, отсутствие прозрачности в ценообразовании, которую может обеспечить только фондовая биржа.

Неразвитость фондовых инструментов минимизирует потенциал рефинансирования коммерческих банков со стороны НБУ, который предпочитает эмитировать гривню под более качественное и ликвидное обеспечение – твердую валюту, а не под отечественные акции и облигации.

Если в период 1992-1999 гг. на украинском рынке ценных бумаг были введены четыре международных стандарта ISO, то к настоящему времени ГКЦБФР не согласовала введение ни одного международного стандарта. При этом при её поддержке были приняты два национальных стандарта, не гармонизированных с международными, и четыре отраслевых, не отвечающих требованиям даже национальной системы стандартизации [28].

Анализ современного состояния развития рынка ценных бумаг Украины указывает на то, что ряд важных проблем остается неурегулированным. Такими проблемами являются:

· неразвитость инструментов фондового рынка, что минимизирует потенциал рефинансирования комбанков со стороны НБУ, который эмитирует гривни под СКВ, а не под украинские акции и облигации;

· отсутствие развитой национальной биржевой системы;

· несовершенство налогообложения операций с ценными бумагами;

· отсутствие совершенной системы контроля за рынком;

· недостаточная прозрачность деятельности эмитентов и профессиональных участников фондового рынка;

· медленное развитие инфраструктуры отечественного рынка ценных бумаг, в частности депозитарной системы, которая в значительной мере отстает от потребностей рынка;

· низкий технологический уровень функционирования рыночной инфраструктуры;

· недостаточный уровень знаний и отсутствие информирования населения о деятельности рынка ценных бумаг;

· слабость внутреннего инвестора, недоверие населения к ценным бумагам;

· низкий уровень корпоративной культуры;

· отсутствие возможности торговать ценными бумагами в режиме он-лайн;

· отсутствие новой работающей технологии, эффективной расчетно-клиринговой системы и возможности торговать в анонимном режиме по принципу "поставка против платежа".

Несмотря на существующие проблемы, фундамент развития украинского рынка ценных бумаг уже заложен. По целому ряду признаков, в частности по моделям функционирования и регуляции, он приближается к развитым фондовым рынкам мира. Стихийно в Украине выбрана смешанная, промежуточная модель рынка ценных бумаг, на котором одновременно и с равными правами присутствуют и коммерческие банки, которые имеют все права на операции с ценными бумагами, и небанковские институты. В украинской практике, в сущности, сложилась европейская модель универсального коммерческого банка, в отличие от «американской» модели, где банк имеет значительные ограничения на операции с ценными бумагами.

Для повышения эффективности работы на фондовом рынке необходимо:

Ø концентрировать рынок по финансовым институтам и диверсифицировать по финансовым инструментам с одновременными рестрикциями к перемещению спекулятивного капитала;

Ø повысить уровень его прозрачности, которая может быть достигнута за счет информирования заинтересованных лиц о деятельности профессиональных участников на фондовом рынке и её конечных результатах, особенно в условиях финансового кризиса;

Ø ввести обязательное государственное страхование приватизационных вкладов населения;

Ø ввести ограничение на совмещение определенных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

Ø усилить контроль за уровнем профессиональной подготовки и моральных качеств финансовых посредников.

 

4.1.4. Небанковские финансовые институты
в транзитивной экономике Украины

 

Финансово-кредитные услуги в Украине можно предоставлять и без лицензии НБУ. До валютно-финансового кризиса активно развивались небанковские финансовые учреждения, способные сосредотачивать значительные кредитные ресурсы: кредитные союзы, страховые компании, инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, лизинговые компании и др. Кризис внес свои коррективы и в развитие этих финансовых институтов.

На 1 января 2009 г. в Украине было зарегистрировано 820 кредитных союза, 330 ломбардов, 135 лизинговых компаний, 111 финансовых компаний, информация о которых внесена в Государственный реестр финансовых учреждений. Привлекательность использования небанковских финансово-кредитных учреждений для предоставления банковских услуг зачастую состоит именно в том, что новым игрокам гораздо легче выходить на рынок, так как требования к небанковским финансовым учреждениям существенно ниже, чем к банкам. В частности, им нет необходимости формировать уставные фонды на уровне не менее 10 млн. евро, что предусмотрено для банков, а также они не подпадают под жесткие нормативы банковского надзора. В совокупных активах банковских и небанковских финансово-кредитных учреждений доля банков достигла 93%, а небанковских финучреждений – 7%.

Небанковское финансово-кредитное учреждение – это, как правило, ООО, которое регулируется как обычное предприятие и может проводить сделки с большей доходностью, т.к. берет на себя большие риски.

Традиционно наиболее близкие к банкам считаются кредитные союзы, с активами на 1.01.2009 г. более 6 млрд. грн. (в 2005 г. – всего 1,94 млрд. грн.). Именно они имеют все шансы занять ниши кредитования фермерских хозяйств и малого бизнеса.

Необходимо отметить региональную специфику функционирования кредитных союзов: в западных областях Украины ресурсы значительно дешевле, чем в восточных, т.к. туда поступают значительные денежные переводы от работающих за рубежом. К сожалению, финансовый кризис в полной мере затронул и кредитные союзы: если ранее задолженность, просроченная 1 месяц, составляла около 5% кредитного портфеля, то в настоящее время – 11-12%. За первое полугодие активы кредитных союзов сократились до 4,62 млрд. грн. Кроме того наблюдается довольно резкое падение активности по кредитованию населения, а также рост проблемной задолженности по уже выданным кредитам. Так, если на конец 2008 г. остаток задолженности по выданным кредитам составлял 5,57 млрд. грн., то на конец первого полугодия 2009 г. данный показатель упал на 26%, до 4,12 млрд. грн. Если ранее задолженность с нарушением графика погашения кредита составляла 5-6%, то теперь в среднем 20% (около 1,1 млрд. грн.).

На протяжении первого полугодия 2009 г. количество членов кредитных союзов сократилось на 19,4%, до 2,152 млн. человек. По данным НБУ, в общей численности членов кредитных союзов 20,7% (446,2 тыс. чел.) являются заемщиками по действующим кредитным договорам, а 5,8% (124 тыс. чел.) имеют в кредитных союзах депозитные вклады.

Среди причин сокращения количества вкладчиков можно назвать: падение доверия населения к финансовым учреждениям, а также то, что кредитные союзы принимают вклады только в гривне.

До сих пор находились в тени кредитных союзов ломбарды и зачастую считались просто скупщиками ювелирных изделий. Тем не менее, данный рынок активно развивает свои кредитные программы. Как и ранее ломбарды в основном выдавали кредиты под залог ювелирных изделий (81,2% в 2008 г. и 89,5% в 2009 г. от кредитного портфеля ломбардов). Кроме этого в качестве залога принимаются бытовая техника (12,95% и 7,7% соответственно по годам), автомобили (0,3% и 0,2%), недвижимость (0,5% и 0,2%) и даже ценные бумаги (хотя в связи с кризисом их доля снизилась), что свидетельствует о существенном росте сумм кредитов. В первом полугодии 2009 г. объем кредитования увеличился до 1662 млрд. грн. или на 50,1%, по сравнению с первым полугодием 2008 г.

Судя по итогам, население гораздо активнее пользуется услугами ломбардов именно в периоды нестабильной экономической ситуации в стране, так как эти услуги в первую очередь и ориентированы на тех, кто испытывает временные финансовые затруднения и нуждается в относительно небольшом краткосрочном кредите. Так, по состоянию на 30 июня 2009 г. ломбарды выдали 3,662 млн. кредитов, тогда как на аналогичную дату 2008 г. – 2,693 млн. грн. Кроме этого, ломбарды начали активно развивать региональные сети, стараясь расширить присутствие не только в городах-миллионерах, но и в районных центрах, что невозможно без дополнительных затрат. Выгода от развития ломбардного бизнеса становится очевидной, если учесть, что средняя ставка по выдаваемым ими кредитам составляет от 140 до 300% годовых.

Справедливости ради следует отметить, что, несмотря на большое количество участников, основная доля рынка остается поделенной между наиболее крупными учреждениями: по объему предоставленных услуг на 100 ломбардов приходится 97,6% общего объема кредитов. При этом на долю трех ломбардов, первых по объему предоставленных кредитов, приходится 42% общего объема кредитов.

Наиболее крупными небанковскими учреждениями, которые могут осуществлять обмен валют и денежные переводы, являются «Укрпочта» и «Украинская финансовая группа».

«Украинская финансовая группа» работает на рынке одновременно через банк и финансовую компанию. «Укрпочта» может осуществлять операции по обмену валют, денежным переводам, погашению кредитов и выплате пенсий, приему коммунальных платежей, что при существовании в ней 31 филиала, 24 почтамта, 3,5 тыс. городских, 9,8 тыс. сельских отделений и 1,7 тыс. пунктов почтовой связи, имеет для неё все шансы добиться максимального охвата клиентов-физлиц.

Помимо названных небанковских финансовых учреждений следует также отметить и рост индустрии украинских институтов совместного инвестирования или инвестиционных фондов, которых в стране насчитывается около 750. Из них 80% – венчурные фонды, которые являются наиболее рисковыми. По данным Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса, общие активы институтов совместного инвестирования (ИСИ) в 2007 г. увеличились на 39,85%, или на 6,831 млрд. грн. – до 23,976 млрд. грн. Наибольший прирост среди всех ИСИ обеспечили венчурные фонды – на 5,66 млрд. грн. [31].

Сегодня с институтами совместного инвестирования уже с трудом могут конкурировать такие традиционные финансовые инструменты, как банковские депозиты и драгоценные металлы, где среднегодовая доходность не превышает 20%. Однако в ст. 34 Закона Украины «Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)» говорится, что активы диверсифицированных инвестиционных фондов могут состоять исключительно из ценных бумаг и денег. Таким образом, банковские металлы не могут входить в состав активов публичных диверсифицированных инвестиционных фондов, в то время как во всем мире банковские металлы являются наиболее ликвидным и доходным инструментом.

Сравнительная характеристика инвестиционного и паевого инвестиционного фондов дана в таблице 4.9.

Особым видом институтов совместного инвестирования являются земельные инвестиционные фонды (ЗИФ), которые объединяют права собственности или права пользования земельными участками сельскохозяйственного назначения в целях получения прибыли. При сохранении моратория на продажу земли сельхозназначения, посредством земельных инвестиционных фондов земля будет передаваться в долгосрочную аренду или продаваться. Такие фонды должны создаваться как минимум на 20 лет и могут быть двух видов – фонды эмфитевзиса (долгосрочного пользования участками сельхозназначения с возможностью отчуждения этого права) и фонды земельной собственности.

Таблица 4.9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.17.60 (0.007 с.)