Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
SWOT-анализ социально-экономического развития Одесского регионаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
региона на пересечении важных транспортных путей и торгово-экономических потоков (международных транспортных коридоров (МТК) №3, №5, №7 и №9 «Критских», ЕАНТК, ТРАСЕКА), а также неограниченные транзитные возможности. На базе ЭГП сформировался мощный морехозяйственный комплекс (МХК), имеющий круглогодичную навигацию и аккумулирующий на себе 70% общей мощности портов Украины: 7 морских портов (Одесса, Ильичевск, Южный, Белгород-Днестровский, Измаил, Рени, Килия), 5 судоремонтных заводов (Одесский СРЗ «Украина», Одесское АО «СРЗ-2», Ильичевский СРЗ, Измаильский СРЗ, Килийский СРЗ), две паромные переправы (Ильичевск-Варна, Ильичевск-Поти), судоходный канал Дунай – Черное море. Выгодное экономико-географическое положение также обусловило наличие развитой системы всех видов транспорта, объединяющей отрасли, обеспечивающие удовлетворение потребностей населения региона, обслуживание межрегиональных торгово-экономических связей, а также народное хозяйство страны в целом. Вторую группу факторов обусловливают природно-климатические условия, которые и определяют значительные агропроизводственные ресурсы и курортно-рекреационный потенциал Одесского региона. Курортно-рекреационный потенциал главным образом определяется наличием 170 км песчаных пляжей, шести лиманов, в т.ч. двух грязевых, двух судоходных рек (Дунай и Днестр), восьми озер. К третьей группе факторов, определяющих сильные стороны региона, относятся человеческий потенциал, обусловленный высоким образовательным уровнем (20 ВУЗов) и научным наследием (80 НИИ). Туристическую привлекательность представляют многочисленные объекты истории, культуры, архитектуры, археологии, известные не только на бывшем постсоветстком пространстве, но и в мире. Слабыми сторонами социально-экономического развития Одесского региона, наряду с большой протяженностью с севера на юг, значительной удаленностью периферийных районов от административного центра, а также сосредоточением экономического потенциала в г. Одессе, является неудовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры и отсутствие логистических центров оптовой торговли, что сдерживает возможности производителей и потребителей быстро и эффективно осуществлять торговые операции в реальном секторе экономики. Значительные недостатки сохраняются в области инвестиционной и внешнеэкономической деятельности: преобладание в экспорте сырья и материалов, растущее отрицательное сальдо внешнеторгового оборота, снижение темпов роста прямых иностранных инвестиций (в 2007 г. этот рост составлял 124, 1%, в 2008 г. – 112,6%). Согласно Комплексной оценке социально-экономического развития Автономной Республики Крым, областей Украины, гг. Киева и Севастополя [14] Одесский регион по темпу роста прямых иностранных инвестиций опустился с 14-го в 2007 г. на 17-е место в 2008 г. из 27-ми, подлежащих ранжированию, административно-территориальных образований Украины. Уменьшилась в регионе доля инновационно-активных промышленных предприятий: в общем количестве промышленных предприятий они занимают 6,2% (в 2006 г. – 14,6%, в 2007 г. – 11,4%). Согласно Комплексной оценке по этому показателю Одесский регион опустился с 15-го на 18-е место. Значительно сократились доходы местных бюджетов (без трансфертов): по этому показателю в 2008 г. Одесская область занимает в Украине последнее 27-е место (в 2007 г. – 12-е место). Существенные недостатки сохраняются в социальном секторе экономики региона: - уровень выполнения задачи по созданию новых рабочих мест, предусмотренной программой занятости населения Одесской области, составил 72,8% (по Комплексной оценке – 20-21-е место в 2007 г. и 25-е в 2008 г.); - высокий уровень потребительских цен (24-е и 22-е место соответственно по годам); - незначительный рост реальной заработной платы (21-е и 25-е места в рейтинге регионов) Украины. Наличие слабых сторон будет сдерживать развитие региона и, если не принимать меры по нейтрализации их влияния, то возможно перерастание их в угрозы. Однако, используя в полной мере имеющиеся сильные стороны, можно перекрыть негативное воздействие слабых сторон. Главными возможностями для социально-экономического развития Одесского региона должны стать максимально рациональное использование собственной социально-экономической базы и интенсивное развитие реального сектора экономики. В 2008 г. темпы роста промышленного производства составили 127,5%, темпы роста валовой продукции сельского хозяйства – 161,1%, для сравнения: в 2007 г. эти показатели составляли 116,5% и 64,5% соответственно. Согласно Комплексной оценке социально-экономического развития Автономной Республики Крым, областей, гг. Киева и Севастополя ранги этих показателей были: в 2007 г. – 6 и 2; в 2008 г. – 24 и 2. По общим показателям реального сектора экономики Одесский регион с 23-го места в 2008 г. поднялся на 1-е место среди 27 административно-территориальных образований Украины. Также важным для развития региона является привлекательность для инвестирования транспортной, рыночной и институциональной инфраструктуры, рынка услуг, а также функционирование в регионе двух свободных экономических зон – «Порто-франко» и «Рени». На существующей научной и образовательной базе перспективным будет освоение новых технологий и повышение квалификации кадров. В рамках развития межрегионального (регион граничит со странами ЕС, СНГ, ЧЭС) и трансграничного сотрудничества (Одесский регион участник шести европейских региональных организациях), о чем говорилось в подразделах 3.3. и.3.4., имеются реальные возможности в реализации государственных и мировых транспортных проектов. Например, строительство и реконструкция дорог, создание центров логистики и логистических терминалов, освоение перевозок в рамках международных транспортных коридоров (МТК), модернизация портов и вокзалов. На основе собственной добывающей промышленности стройматериалов (глины, песка, известняка, черепашника) перспективно развитие строительного комплекса и производства стройматериалов. В результате у Одесского региона есть возможности явиться лидером по вводу в эксплуатацию нового жилья (в настоящее время область занимает 2-3-е места среди областей Украины). Однако, наряду с возможностями, для эффективного социально-экономического развития региона существуют серьезные угрозы. Важнейшими являются: - деградация существующих основных фондов – на 2008 г. 53,2% (в т.ч. транспорте и связи – 61,8%, в сельском хозяйстве – 53,5%, в добывающей и обрабатывающей промышленности – 59,3% и 53,2% соответственно, в образовании – 84,8%); - низкая рентабельность операционной деятельности (в 2005 г. – 7,5%, а в 2008 г. – 1,2%); - увеличение затрат на единицу реализованной продукции (92,9 коп. в 2002 г. до 94,1 коп. в 2008 г.); - рост налогового долга области в сводный бюджет страны (согласно Комплексной оценке в 2008 г. Одесская область среди 27 административно-территориальных образований занимает 26-е место. В 2007 г. – 23-е место); - увеличение количества убыточных предприятий. Если в 2007 г. доля таких предприятий в общей численности предприятий области составляла 36,9%, то в 2008 г. – уже 39%. По Комплексной оценке – 18-е и 25-е места соответственно по годам); - значительный рост объемов импортируемых товаров и услуг. Если в 2007 г. темпы роста импорта составляли 131,64%, то в 2008 г. – 235,4%, тогда как темпы роста экспорта соответственно составляли 143,7 и 210,7%; - снижение конкурентоспособности местных производителей в связи с вступлением Украины в ВТО. Однако в долгосрочной перспективе, что и объясняет присутствие этого пункта в матрице – возможности, в развитии регионов постепенно на первый план выйдет участие во внешнеэкономических связях, то есть внешнеэкономические факторы начнут преобладать над внутриэкономическими. Первостепенную важность будет приобретать преимущества экономико-географического положения и реализация природно-ресурсного потенциала региона, что отчасти смягчит негативные последствия либерализации внешнеэкономической деятельности, которые проявляются в первые годы после присоединения к ВТО. Важным аспектом присоединения к ВТО должен являться доступ украинских предприятий к западным технологиям. Для регионов это означает возможность более активного участия в международном разделении труда за счет более полного вовлечения национального научного потенциала в производственный процесс. Благоприятная инвестиционная среда будет способствовать перемещению технологических производств в регионы, что в перспективе может привести к образованию новых технологических комплексов. С присоединением к ВТО экспортная ориентация в регионах будет увеличиваться. Но в полной мере это проявится после того, как завершится формирование единого правового пространства, будут ликвидированы межотраслевые и межрегиональные барьеры для перетока товаров и капитала; - сокращение численности населения – с 2638,2 тыс. человек в 1990 г. до 2392,2 тыс. в 2008 г. Прирост населения в 2007 г. составил минус 0,03, а в 2008 г. уже минус 0,11 (согласно Комплексной оценке Одесский регион по этому показателю занимает 2-е и 8-е место соответственно по годам); - высокая имущественная дифференциация и увеличение бедности (по Комплексной оценке – 22-23-е место в 2007 г. и 25-26-е в 2008 г.). Доля работников, которым насчитывается заработная плата ниже прожиточного минимума в 2007 г. составила 26,6%, а в 2008 г. – 19,1%); - значительный уровень преступности в регионе – 16-е место в рейтинге; - ухудшение экологической ситуации. Выбросы опасных веществ и парниковых газов в атмосферу в 2000 г. были на уровне 113,5 т/год, в 2008 г. – 192,2 т/год (по Комплексной оценке Одесский регион по разным показателям сферы экологии занимает 5-10 места); - увеличение онкозаболеваемости, сердечно-сосудистой системы, туберкулеза, ВИЧ-инфецированных. Подводя итог SWOT-анализу социально-экономического развития Одесского региона необходимо отметить, что каждый регион Украины имеет свои специфические особенности. Поэтому проведение региональной экономической политики в стране требует дифференцированного подхода к развитию каждого конкретно взятого региона. Основным направлением этой политики должно стать создание такой формы организации производства как региональные экономические комплексы (РЭК), предполагающие тесный контакт между несколькими юридически независимыми компаниями − участниками экономической деятельности, работающих в смежных производствах, и некоторое территориальное ограничение с целью повышения конкурентоспособности региона как на макро-, так и наднациональном уровне. Особое значение создание РЭК приобретает в контексте проведения самостоятельной экономической политики властями регионального уровня и усиление хозяйственной самостоятельности регионов. Как отметил М. Портер, существует «большая потребность в деференциации экономической политики до регионального уровня» [15, С.130]. Региональные экономические комплексы представляют собой пространственно-экономическую совокупность предприятий и организаций всех форм собственности, функционирующих на территории данного региона и входящих в состав отдельных производственных систем разных государств. Выделение РЭК в пространстве региона позволяет определить приоритетные производства, имеющие экономический потенциал и способствующие повышению конкурентоспособности, выявить факторы и элементы, воздействующие на степень развития конкурентных преимуществ. Эффективное развитие РЭК является основополагающим для повышения региональной конкурентоспособности по основным его потенциальным составляющим: производственному, финансовому, продовольственному, ресурсному, социальному, а также потенциала внутрирегиональных и межрегиональных связей. В результате будет достигнута основная цель структурной трансформации экономики – улучшение качества и уровня жизни населения. В настоящее время происходит трудная адаптация экономики Одесского региона к изменившимся условиям. Она выражается в банкротстве нерентабельных производств. В то же время из-за вялого инвестиционного процесса не происходит компенсирующего развития рентабельных производств. Это дает право оценивать ситуацию как сложную и даже критическую и объясняет необходимость формирования конкурентоспособных региональных экономических комплексов как одного из перспективных инструментов социально-экономического развития регионов. Региональные экономические комплексы как пространственно-экономические образования имеют различные обозначения. Прообразами РЭК являются территориально-производственные комплексы (ТПК), понятие которых ввел в 30-40-е годы ХХ ст. Н.Н. Колосовский как «взаимообусловленное (соподчиненное) сочетание производственных предприятий и селитьбы (населенных мест) либо на ограниченной территории (локальные комплексы), либо на территории экономического района (районные комплексы)» [6, С.142]. В большинстве развитых стран, на основе добровольного объединения хозяйствующих субъектов с целью производства конкурентоспособной продукции, начали формироваться «группы географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [16, С.22], которые по определению М. Портера получили название «кластер». Теорию кластеров продолжил А.Маршалл, который определил, что это «группа взаимосвязанных отраслей, сосредоточенных в одном месте и формирующих общий локальный рынок труда и технологий, а потому создающий выгоды для своих участников» [7, С.130]. В настоящее время, несмотря на то, что до сих пор не существует ни четкого определения понятия «кластер», ни понятия «региональный экономический комплекс», ученые и специалисты сходятся во мнении, что их неотъемлемым свойством является системность, которая обусловливается наличием разнообразных связей между участниками этих образований и порождает синергетические эффекты, что в конечном итоге и приводит к более высокой эффективности региона [7; 8; 15; 17]. В случае региональной экономики кластерный подход используется как в качестве инструмента стимулирования её роста, так и для её комплексного анализа. Главным ограничением для выделения региональных экономических комплексов является несовершенство методического подхода к определению видов экономической деятельности, которые могут быть включены в каждый конкретный РЭК. Для выделения перспективных региональных экономических комплексов в Одесском регионе нами исследовано экономическое развитие этой территориально-административной единицы по видам экономической деятельности за период с 2001 г. по 2008 г. на основе следующих показателей: 1) индексы физического объема выпуска; 2) индексы физического объема валовой добавленной стоимости (ВДС); 3) выпуск продукции; 4) валовая добавленная стоимость; 5) стоимость основных средств; 6) ввод в действие новых основных фондов; 7) инвестиции в основной капитал; 8) количество субъектов Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ); 9) количество малых предприятий; 10) спрос на рабочую силу; 11) среднемесячная номинальная заработная плата. Проследим изменения индексов физического объема выпуска и валовой добавленной стоимости за указанный период (табл. 6.2 и 6.3). Если в 2006 г. лидерами роста явились добывающая промышленность (темп роста объема выпуска составил + 333,3%, а темп роста ВДС + 300%), что объяснялось ростом строительства (+110,5% темп роста объема выпуска) и производством строительных материалов (+37,8%), а также деятельность отелей и ресторанов (+56,6% и +67,2%), то в 2007 г. ситуация изменилась. Лидером стали операции с недвижимостью, аренда, инжиниринг и услуги юридическим лицам +142% (как результат предыдущего роста строительства). Добывающая же промышленность показала предпоследний результат «развития» из 15-ти видов экономической деятельности: темп прироста объема выпуска составил минус 23,8%. Высокие темпы прироста объема выпуска и объема ВДС были присущи финансовой деятельности (+17,6% и +22,3%), обрабатывающей промышленности (+16,4% и +15%). Торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного потребления, которые в 2006 г. занимали третье место в рейтинге увеличения физического объема выпуска и ВДС (+19,6% и +19,9% соответственно), в 2007 г. опустились на 7-е и 6-е места. Снижение темпов прироста показали отели и рестораны (-3,2% объема выпуска и -4,4% объёма ВДС) и рыбное хозяйство (-22,9% и -23,1% соответственно). Последнюю рейтинговую ступень, после добывающей промышленности, занимает сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство: индекс падения объема выпуска составил -37,7%, а объёма ВДС -35,6%. Государственное управление, которое в 2005-2006 гг. показывало падение роста (-8,6% и -9,9%), Таблица 6.2 Индексы физического объема выпуска по видам экономической деятельности, в % к пред. году**
*РС – рейтинговая ступень **Рассчитано автором на основании [23; 24; 25; 26; 27; 28; 29] Таблица 6.3 Индексы физического объема валовой добавочной стоимости по видам экономической деятельности,
в 2007 г. увеличило и объем выпуска, и объем валовой добавочной стоимости: +4,6% и +5% соответственно. Исследуем динамику выпуска в фактических ценах (табл. 6.4). По этому показателю отсутствуют значительные колебания и рейтинговые ступени являются относительно устойчивыми. Лидерами являются обрабатывающая промышленность, транспорт и связь. При этом их удельный вес в общей структуре выпуска снизился: обрабатывающей промышленности с 32,9% до 26,1% в 2007 г., транспорта и связи – с 23,5% до 19,7% (См. Приложение Д, табл. Д.1). Повысили свой рейтинг к 2008 г. операции с недвижимостью, аренда, инжиниринг и услуги юридическим лицам (с 6-ой на 3-ю рейтинговую ступень) и торговля (с 5-ой на 4-ую), а снизили – сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (с 4-ой на 6-ую рейтинговую ступень при снижении удельного веса с 9,1% до 6%) и строительство (с 3-ей на 5-ую). В структуре валовой добавленной стоимости (табл. 6.5) за анализируемый период наблюдаются те же тенденции, что и в структуре выпуска. Однако лидером по этому показателю все годы является деятельность транспорта и связи, которые повысили ВДС с 2001 г. в 2,3 раза. При этом доля этого вида экономической деятельности в общей структуре с 2003 г. неуклонно снижается – с 35,3% в 2003 г. до 23,5% в 2008 г. (См. Приложение Д, табл. Д.2). Вторую рейтинговую ступень стабильно занимает обрабатывающая промышленность, которая увеличила ВДС почти в 3 раза. Последние рейтинговые ступени, как и в структуре выпуска, занимают деятельность отелей и ресторанов (13-ая), рыбное хозяйство (14-ая) и добывающая промышленность (15-ая рейтинговая ступень). Пятый и шестой показатели развития экономики региона – стоимость основных средств (табл. 6.6) и ввода в действие новых основных средств (табл. 6.7) взаимосвязаны и дополняют друг друга. На деятельность транспорта и связи в 2008 г. приходиться 36,4% стоимости основных средств и 29,8% ввода новых основных средств, что объясняется приграничным, приморским и транзитным положением Одесского региона, определяющих специализацию региона. Однако первый показатель имеет тенденцию к росту, а второй – к снижению, т.е. стоимость основных средств на транспорте и связи неуклонно растет, а стоимость ввода новых средств – снижается. Для сравнения: в 2000 г. эти показатели составляли соответственно 23,5% и 48,7%. При этом степень износа основных средств на транспорте и связи одна из самых значительных (61,8%). Только с 2005 г. износ основных средств увеличился в 1,5 раза. Значительный рост стоимости основных средств в недвижимости, аренде, инжиниринге, на которые приходится в 2008 г. 23,4% основных средств региона, объясняет снижение стоимости ввода новых основных средств и уменьшение выделяемых на них финансов с 1093 млн. грн. до 996 млн. грн. (для сравнения: в 2006 г. по сравнению с 2005 г. ввод новых основных средств увеличился в 1,7 раза). Противоположная ситуация наблюдается в обрабатывающей промышленности, которая остро нуждается в новых основных средствах, так как степень их износа составляет 53,2%. На долю трех перечисленных видов экономической деятель- Таблица 6.4 Выпуск по видам экономической деятельности, в фактических ценах, млн. грн.**
**Рассчитано автором на основании [23; 24; 25; 26; 27; 28; 29] Таблица 6.5 Валовая добавленная стоимость по видам экономической деятельности, млн. грн.**
|