Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация и развитие трансграничного сотрудничестваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В последние годы возникла необходимость создания механизма регулирования межрегиональных связей, направленного, в первую очередь, на стимулирование междунационального общения, приграничного сотрудничества в экономической, научной, культурной, образовательной сферах и содействие тем самым основному общеевропейскому процессу. Факторами, которые оказывают содействие экономической интеграции, являются адекватная политика и практическая деятельность государства, направление, в частности, на либерализацию торговли или режимов иностранного инвестирования, дерегулирование финансовых рынков и поощрение конкуренции на внутреннем рынке, развитие транспортной системы и системы связи. Торговые потоки и прямые иностранные инвестиции между странами с общими границами представляют собой крепкий рычаг экономического развития и роста взаимопроникаемых экономик, помогают компаниям достичь большей эффективности предпринимательской деятельности за счет специализации, роста масштабов производства и установления долгосрочных связей. В то же время региональная интеграция помогает странам влиться в мировую экономику. Процесс экономической интеграции не всегда институализируется в форме официальных соглашений и обусловливается лишь рыночными силами и факторами. Он обнаруживает себя через рост устойчивых трансграничных потоков товаров и услуг, расширение инвестиционной деятельности, движение новых технологий, владение иностранными активами или контроль над ними. В большинстве научных работ прослеживается тенденция к рассмотрению трансграничного сотрудничества (ТГС) как разновидности межрегионального сотрудничества (МРС). В большинстве случаев так оно и есть. Однако утверждать, что трансграничное сотрудничество создается только на межрегиональном уровне, было бы не совсем верно. В основе межрегионального сотрудничества лежат объективные потенциальные преимущества, обусловленные географической близостью и общностью интересов соседствующих государств, не всегда граничащих друг с другом, а также их традиционные связи и, часто, взаимодополняемость экономик. В Уставе Ассамблеи европейских регионов под межрегиональным сотрудничеством понимают любые связи, установленные между регионами, принадлежащих к разным государствам [8]. К категории «межрегиональное сотрудничество» относят Организацию Черноморское экономическое сотрудничество, рассмотренную в подразделе 2.3. Термин «трансграничное сотрудничество» впервые был введен на 106 Мадридской Конвенции по общим принципам трансграничного сотрудничества, в которой оно определяется как ″...любые совместные действия, направленные на усиление и углубление добрососедских отношений между территориальными общинами или властями, которые находятся под юрисдикцией двух или нескольких договорных сторон, а также для заключения с этой целью любых необходимых соглашений или достижения договоренностей″ [7]. Трансграничное сотрудничество четко означает сотрудничество граничных территорий соседних государств, то есть определяющим является наличие границы между сотрудничающими территориями. Нельзя говорить о трансграничном сотрудничестве не соседних государств. Есть и некоторые разногласия в трактовке ст. 1 Дополнительного протокола к Европейской рамочной конвенции, из которой делаются выводы о не обязательности наличия границы для трансграничного сотрудничества. Однако, в преамбуле к Протоколу №2 к этой же Конвенции четко указывается на то, что между органами власти соседних территорий осуществляется трансграничное сотрудничество, а между иностранными органами власти, которые не являются соседями осуществляется сотрудничество межрегиональное [20, С.13]. Таким образом, в основу трансграничных (приграничных) отношений должен быть положен не отраслевой принцип, как при других видах сотрудничества, а территориальный подход. Приграничные связи отличает ярко выраженный товарно-денежный характер, тенденции к децентрализации и более высокая степень самостоятельности низовых звеньев. Прежде всего, следует исходить из того, что приграничные связи – не самоцель. Они должны служить одним из факторов перехода хозяйства региона от замкнутого типа к открытому. В отличие от межрегионального сотрудничества, которое не имеет отдельного специфического законодательного акта, устанавливающего базовые способы и принципы его продвижения, трансграничное сотрудничество такой документ имеет. Это Европейская Рамочная Конвенция о трансграничном сотрудничестве между территориальными советами или властью Совета Европы (Мадрид, 21 мая 1980 г.) [7] и Дополнительный протокол к ней (Страсбург, 9 ноября 1995 г.). Также правовую поддержку трансграничного сотрудничества осуществляют Европейская хартия регионального пространственного планирования (Торремолин, Испания, 1983) [8], Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) и Декларация о трансграничном сотрудничестве в Европе, подписанная 6 ноября 1989 г. Кабинетом Министров Совета Европы. Главной целью для всех регионов Украины, которые принимают участие в трансграничном сотрудничестве, является создание единого экономического пространства для совместной деятельности национальных предприятий и предприятий соседних государств, организация буферных зон на пути перемещения производственных ресурсов на внутренние и внешние рынки, развитие региональных рынков продукции, обеспечение экономической стабилизации и роста регионов [1]. Приграничная торговля дает возможность не только поставить на внешний рынок имеющиеся товары, но и оказывает содействие исправлению некоторых внутренних диспропорций в хозяйстве региона. Она дает возможность втянуть в народнохозяйственный оборот сырьевые ресурсы, которые раньше или не использовались, или использовались нерационально, что оказывает содействие комплексному использованию природных ресурсов и, таким образом, повышению эффективности хозяйства региона в целом. Непосредственная близость к рынку сбыта оказывает содействие повышению рентабельности экспортных поставок за счет снижения транспортных расходов. Таким образом, трансграничное сотрудничество является системой экономических, социальных, научно-культурных, природно-климатических и других связей, которые реализуются в производственной и непроизводственной сферах на региональном и местном уровнях, в границах трансграничного региона с целью реализации общих интересов органов местного самоуправления. Под трансграничным регионом понимают определенную территорию, которая характеризуется наличием схожих природно-климатических условий и охватывает приграничные регионы двух или нескольких государств, которые имеют общие границы, т.е. целое географическое пространство, к которому можно отнести, например, Придунайский регион Одесской области [18]. Однако, в принятом 24 июня 2004 г. Законе Украины «О трансграничном сотрудничестве» при обсуждении в Комитете Верховной Рады по вопросам Европейской интеграции было изменено определение трансграничного сотрудничества, предложенное рабочей группой, которая предлагала следующее: "трансграничное сотрудничество – общие действия, направленные на углубление экономических, социальных, научно-технических, культурных и других отношений между территориальными обществами и местными органами исполнительной власти Украины и территориальными обществами и соответствующими органами власти соседних (выделено нами) государств в пределах компетенции, определенной их национальным законодательством". Это определение было заменено на следующее: "трансграничное сотрудничество – общие действия, направленные на установление и углубление экономических, социальных, научно-технических, экологических, культурных и других отношений между территориальными обществами, их представительскими органами, местными органами исполнительной власти Украины и территориальными обществами, соответствующими органами власти других (выделено нами) государств в пределах компетенции, определенной их национальным законодательством" [9]. Как видно, выделенные слова "соседних" и "других" существенно изменяет понятие трансграничного сотрудничества, которое принято в Европе в рамочной Конвенции, ратифицированной Украиной [20, С.15]. Специфичность сущности и особого места приграничных регионов в национальной макроэкономической системе определяется следующими их качествами: - приграничные регионы обеспечивают трансграничное движение товаров в условиях подъема либерализации мировой торговли; - приграничные регионы выполняют контактные и барьерные функции под нажимом динамично возрастающей международной миграции факторов производства, что, в свою очередь, является проявлением общемировых тенденций глобализации социально-экономической жизни нации; - общемировой тенденцией является правовое насыщение полномочий местных властей, в частности, в области зарубежных стран, которая непосредственно проступает именно в приграничных регионах. Трансграничное (приграничное) сотрудничество характеризуется следующими видами деятельности по обе стороны границы: экологическое и пространственное планирование, транспорт и коммуникации, экономика и занятость, туризм, образование и культура, а также демографическая политика. Наиболее актуальными аспектами приграничных исследований считаются охрана окружающей среды и сельское хозяйство, хотя именно в этих сферах происходит столкновение интересов территориальных властей отдельных регионов. Трансграничное сотрудничество, как новое для стран бывшей социалистической системы, сталкивается с рядом принципиальных осложнений. Проблема не столько в самом взаимодействии, сколько в непривычной необходимости соединить стратегическую политику государств, которые граничат между собой, с интересами и особенностями приграничных регионов. В Украине жесткая подчиненность региональной власти центру и недостатки бюджетной системы не только усложняют планирование развития приграничных территорий, но и не позволяют планировать совместные действия с соседними государствами [10]. Поэтому наибольшие трудности возникают из-за отсутствия необходимой нормативно-правовой базы, когда административно-территориальные единицы начинают сотрудничество, не имея никаких признаков субъектов международного права. Так, регионы Украины не могут открывать собственные представительства в регионах других стран, что сужает рамки такого сотрудничества в основном до участия в выставках и контактов в гуманитарной сфере. В процессе управления трансграничным (приграничным) сотрудничеством особое место занимает выявление состояния структурного развития экономики регионов, что предполагает определение институциональных и экономических особенностей приграничного сотрудничества с учетом региональной интеграции. Нами предлагается формирование инструментария по определению уровня развития трансграничного сотрудничества по экономическому, ресурсному, организационному, научно-техническому, социальному и экологическому критериям (табл. 2.9). Для измерения показателей экономического критерия оценивают удельный вес прибыльных совместных предприятий (СП), долю доходов региона (области) от деятельности СП, долю таможенных поступлений от внешнеэкономической деятельности в доходах региона (области), уровень налогообложения деятельности СП, уровень таможенных пошлин при осуществлении внешнеэкономической деятельности и т.д. В группе показателей ресурсного критерия развития трансграничного сотрудничества определяют удельный вес местного сырья в производстве готовой продукции, удельный вес выпуска продукции на экспорт, доле рынка местной продукции в совокупном товарообороте региона (области). Таблица 2.9 Система критериев определения уровня развития
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.100.40 (0.008 с.) |