Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ)

Поиск

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) – общеевропейский орган, занимающийся вопросами безопасности, в состав которого входят 55 государств участниц. Согласно Уставу Организации Объединенных Наций (ООН) ОБСЕ является главным инструментом раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления. ОБСЕ занимается широким кругом проблем, связанных с упрочением безопасности, и охватывает три измерения безопасности – человеческое, военно-политическое и экологическое. Для решения экономических и экологических проблем в составе секретариата ОБСЕ создано Бюро Координатора деятельности в области экономики и окружающей среды.

Согласно решению № 526 Постоянного Совета ОБСЕ в г. Миске с 1 января 2003 года действует офис ОБСЕ, задачей которого среди прочих является оказание помощи Правительству Беларуси в его усилиях, направленных на развитие экономической деятельности и деятельности по защите окружающей среды.

С поддержкой Офиса ОБСЕ в Минске в 2003 году было реализовано три проекта:

Экологическое информирование в судебной системе

В рамках проекта было подготовлено и издано практическое пособие «Обзор экологического законодательства Республики Беларусь», которое было представлено в ходе семинара-презентации. Проведение семинара и подготовка пособия, посвященного обзору экологического законодательства Республики Беларусь, призвано способствовать улучшению взаимодействия судей и природоохранных органов.

Внедрение положений Рамочной Водной Директивы ЕС

В рамках проекта были подготовлены справочных пособия «Рамочная Водная Директива Евросоюза и политика Республики Беларусь в области водных ресурсов». Одно из пособий ориентировано на работающих в этой области специалистов и региональные и местные органы власти, принимающие решения в области управления водными ресурсами, второе пособие – на широкий круг читателей. Издание пособий призвано представить необходимую информацию о приоритетах и принципах, провозглашаемых Рамочной Водной Директивой ЕС в управлении водными ресурсами в доступной форме и способствовать поэтапной реализации в республике Беларусь положений Директивы.

Создание региональной экологической сети Республики Беларусь и ее интеграция в общеевропейскую экологическую сеть

В рамках реализации проекта были подготовлены обоснование создания биосферного трансграничного заповедника «Прибужское Полесье» и номинационная заявка для представления в ЮНЕСКО о включении данного заказника в список объектов ЮНЕСКО. На завершающей стадии был проведен международный семинар, в ходе которого состоялось подписание документации о создании биосферного заповедника.

Мандат деятельности Офиса ОБСЕ в Минске был продлен на 2004 год, что способствует развитию совместной проектной деятельности в будущем.

Шведское агентство охраны окружающей среды

Охрана окружающей среды в Швеции является одним из приоритетов государственной политики, Министерством природных ресурсов Швеции разработано 15 основных целей, которые определяют направления развития природоохранной деятельности. Созданное для внедрения этих и других целей Агентство охраны окружающей среды является основным партнером по сотрудничеству с Минприроды Республики Беларусь.

Наиболее тесным это сотрудничество за последние два года было в области охраны и рационального использования ресурсов трансграничных рек.
С активным участием и поддержкой Шведского агентства охраны окружающей среды (ШАООС) были разработаны проекты трехсторонних межправительственных Соглашений по охране и рациональному использованию ресурсов рек Западная Двина и Неман, (Соглашение по Двине прошло согласование с заинтересованным в Республике Беларусь, на данный момент оно согласовывается в России, затем проект Соглашения будет доработан с учетом полученных замечаний и внесено на рассмотрение Правительства).

В 2003 году был осуществлен совместный проект между Минприроды, GRID-Arendal (Норвегия) и (ШАООС) по подготовке отчета «Водные ресурсы в Республике Беларусь», приуроченный к Пятой Пан-европейской Конференции министров «Окружающая среда для Европы».

В 2002 году Минприроды была инициирована дискуссия о возможности разработки и осуществления в Республике Беларусь проекта по внедрению интегрированных экологических разрешений на основе лучших имеющихся технологий.

Дискуссии продлились два года, и в январе 2004 года в ШАООС было подано проектное предложение, которое сейчас находится на стадии рассмотрения.
Кроме того, в 2003 году на рассмотрение ШАООС был представлен пакет проектных предложений в области охраны окружающей среды, который включал в себя вопросы экологического мониторинга, создания гео-информационных систем, охраны атмосферного воздуха, управления отходами и т.п.

Все эти проектные предложения были приняты к рассмотрению и после проведения ряда рабочих встреч и обсуждений, состоявшихся в течение 2003 года, были одобрены два проекта, осуществление которых ужо начато:

1. Создание системы обеспечения и контроля качества данных, получаемых лабораториями при проведении трансграничного мониторинга в бассейнах рек Западная Двина и Неман (на территории Республики Беларусь)

2. Курс обучения управлению водными ресурсами (Россия и Беларусь)

Кроме того, на стадии рассмотрения находится проект «Разработка и внедрение программы трансграничного мониторинга бассейнов рек Западная Двина и Неман» (предварительный объем финансирования до 300 тысяч долларов).

Еще одним приоритетным направлением, которое будет рассматриваться в рамках совместного сотрудничества в ближайшем будущем, является тематика стойких органических загрязнителей, так как 26 декабря 2003 года Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о СОЗ.

Ответственность за нарушение законодательства в области охраны
окружающей среды в Республике Беларусь.

Экологическая ответственность – комплекс правовых и экономических норм, соединяющих в себе соответствующие им отношения по возмещению и предупреждению вреда природной среде. Ответственность наступающая за нарушение норм экологического законодательства.

Функции ответственности за экологические правонарушения:
• стимулирующую к соблюдению норм права окружающей
среды;
• компенсационную, направленную на возмещение потерь в
природной среде и возмещение вреда здоровью человека;
• превентивную, обеспечивающую предупреждение новых
правонарушений;
• карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного
в совершении экологического правонарушения.
Основанием возложения юридической ответственности в рассматриваемой сфере служит экологическое правонарушение.

Причины экологических правонарушений:
1. несовершенство закона - это прежде всего недостатки действующего законодательства, которые проявляются в трех направлениях: наличие пробелов, несовершенство правовой нормы и противоречивость эколого-правовой нормы;
2. отсутствие экономической основы исполнения эколого-правовой нормы;
3. недостатки организационно-исполнительной деятельности. Правовая норма не действует сама по себе. Для ее применения необходимы активные действия. А у нас функции охраны природы рассредоточены по многим министерствам;
4. господство потребительской психологии. Как показывает практика, причинами многих правонарушений в области охраны природы, особенно браконьерства, могут быть: низкий уровень сознательности, порождающий ложное представление о неисчерпаемости природных богатств; корыстные мотивы; неудовлетворительное обеспечение населения продуктами природы; морально-этическая неподготовленность к правильному поведению в условиях природной среды; безнаказанность лиц, незаконно пользующихся благами природы и т.д.

2.Экологическое правонарушение - это виновное, противоправное деяние, посягающее на установленный в стране экологический правопорядок и причиняющее вред природной среде либо создающее реальную угрозу причинения такого вреда. При этом под экологическим правопорядком понимается система правил, обеспечивающая научно-обоснованное взаимодействие общества и природы.

Состав экологического правонарушения включает в себя: объект, субъект правонарушения, объективную и субъективную стороны состава экологического правонарушения.

В качестве объекта экологического правонарушения выступают:
• право государственной собственности на природные ресурсы, порядок природопользования и охраны природных объектов;
• права и законные интересы юридических и физических лиц, являющихся природопользователями;
• природная среда как условие жизни на земле, а также сами природные богатства и др.
Субъектами экологического правонарушения являются предприятия, объединения, учреждения, организации, должностные лица и граждане.

С объективной стороны экологическое правонарушение представляет собой противоправное деяние, совершённое путём действия (нарушение природоохранного законодательства) или бездействия (несоблюдение, невыполнение его требований). К числу основополагающих признаков объективной стороны экологического правонарушения относится причинение вреда природной среде, здоровью человека или реальная угроза такого причинения. При этом между нарушением закона и наступившими последствиями должна существовать причинная связь.
Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется наличием вины правонарушителя. Экологическое законодательство предусматривает две формы вины: умышленную и неосторожную. Умышленно совершаются: самовольная рубка леса; отстрел диких животных без разрешения; превышение нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в окружающую среду ради выполнения производственного плана и др. Неосторожность или небрежность имеют место при несоблюдении правил пожарной безопасности в лесах; пренебрежение правилами применения ядохимикатов в сельском хозяйстве и т.д.
Признаком субъективной стороны являются также мотив и цель правонарушения. Мотив правонарушения - это то побуждение, в силу которого совершается данное правонарушение. Цель правонарушения - это указание на тот результат, к достижению которого лицо стремится.

Классификация экологических правонарушений:
1. В зависимости от объекта правонарушений различают:
1.1.нарушение права государственной собственности на землю и другие природные ресурсы: совершение противоправных сделок с землей, недрами, водами и иными природными ресурсами; самовольное занятие земельного, водного, лесного участка и другие незаконные сделки;
1.2. нарушения порядка рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды: порча сельскохозяйственных и других земель: порча месторождений полезных ископаемых; загрязнение и засорение вод; уничтожение или повреждение леса в результате поджога и т. д.
2. По степени общественной опасности: проступки и преступления
3. В зависимости от вида экологических правонарушений: земельные, горные, водные, лесные; нарушения законодательства об охране и использовании растительного мира, об охране и использовании животного мира, об охране атмосферного воздуха.
4. В зависимости от вида применяемых санкций: дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и гражданско-правовая.

3.Гражданско-правовой ответственностью признается основанное на законе имущественно-правовое воздействие на правонарушителя, выражающееся в лишении его определенных имущественных прав или возложении на него имущественных обязанностей. Применительно к экологическому законодательству она заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный вред в натуре (реальное возмещение) или в денежной форме (убытки), или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований.
Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия, т.е. совокупно. Специфической целью данного в ответственности является компенсация причиненного экологическим правонарушением вреда. Правила возмещения вреда в качестве юридической ответственности определены статьей 933 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Возмещение ущерба, причиненного отдельным объектам природы, предусмотрено в экологическом законодательстве: статьей 54 Кодекса о недрах, Законами «Об охране и использовании животного мира», «Об охране атмосферного воздуха».

3.1.Загрязнение и истощение окружающей среды в результате антропогенной деятельности наносит урон, трем сферам: состоянию экологических систем, хозяйственным объектам и здоровью людей. Исходя из этого, различают три вида ущерба (вреда): экологический, экономический и социальный:
Под экологическим вредом понимается любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований, и связанное с ним любое умаление охраняемого законом материального и нематериального блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц.
Под экономическим ущербом обычно понимают выраженные в денежной форме фактические или возможные потери народного хозяйства, обусловленные ухудшением экологической ситуации в результате антропогенной деятельности. Можно схематически представить его в виде двух составляющих: натуральных потерь в денежном выражении и затрат на ликвидацию отрицательных последствий или замену деградированных ресурсов.
Социальный ущерб – это ущерб, наносимый, прежде всего здоровью людей загрязненным воздухом, экологически неблагополучными продуктами питания, питьевой водой плохого качества, шумами и т.п. Все это ведет к росту заболеваемости людей, сокращению продолжительности жизни, ухудшению условий труда и отдыха населения и жизнедеятельности в целом.
При этом экологический и социальный ущербы не подлежат абсолютно точной количественной оценке.

3.2.Составными частями экологического вреда являются:
- ущерб, - упущенная выгода - моральный вред.
1. Экологический ущерб - это любое уменьшение, потери в природе, имуществе, которые оцениваются в денежных суммах, измеряются натуральными показателями. Он, прежде всего, проявляется форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем. Вследствие названных форм деградации природы может быть причинен ущерб здоровью и имуществу граждан и юридических лиц.
2. Экологический ущерб (вред) часто связан с упущением выгоды, т.е. неполучением природопользователем доходов, которые он мог получить при обычных условиях. Например, фермер мог получить более высокий урожай сельскохозяйственных культур, если бы не была загрязнена окружающая среда.
3. Моральный вред. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РБ моральный вред - испытываемые гражданином физические и (или) нравственные страдания. Физические страдания – это физическая боль, функциональное расстройство организма, изменения в эмоционально-волевой сфере, другие отклонения от обычного состояния здоровья. Нравственные страдания выражаются в ощущениях страха, стыда, унижения и других психологических переживаниях, связанных с утратой близких, потерей работы, раскрытием врачебной тайны, невозможностью продолжать активную общественную жизнь.

3.3.Общие основания ответственности за причинение вреда определены в ГК РБ:
• противоправность поведения (действия – незаконная вырубка леса, или бездействия – несоблюдение правил пожарной безопасности),
• наличие вреда. Ущерб здоровью и имуществу граждан и юридических лиц неблагоприятным воздействием на окружающую среду не всегда связан с нарушением требований законодательства об окружающей среде. Он может причиняться вследствие стихийных бедствий землетрясений, наводнений и т.п.
• причинная связь между противоправным поведением и наступившим результатом (причинение вреда).
При причинении вреда природным объектам бывает трудно установить причинную связь не только вследствие переплетения действий человека с "поведением природы", но и потому, что некоторые убытки возникают не сразу после причинения вреда - они могут возникнуть, когда к правонарушителю уже нельзя будет предъявить иск об их возмещении. Иногда установить причинную связь между деянием и вредоносным результатом практически не представляется возможным. Например, при загрязнении атмосферного воздуха выявить причинную связь с действием конкретного предприятия не всегда удается. А пока эта связь не выявлена, нет оснований для привлечения лиц к ответственности.
• вина причинителя.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда - в частности, если вред причинен источником повышенной опасности. К источнику повышенной опасности можно отнести предприятие, загрязняющее природную среду. Так как перечня источников повышенной опасности не существует, суд самостоятельно определяет ту или иную деятельность как представляющую повышенную опасность для окружающих со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Названные субъекты освобождаются от ответственности, если докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. К действию непреодолимой силы относятся стихийные бедствия или явления (землетрясения, наводнения, оползни и т.п.), а также аварии, катастрофы. Владелец источника повышенной опасности может быть также освобожден судом от ответственности полностью или частично, если возникновению или увеличению вреда содействовала грубая неосторожность самого потерпевшего (п. 2 ст. 1083). Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения. Исключение при этом составляют случаи, когда вред причинен умышленно.
Наконец, владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных
Действий других лиц. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств, перевозящих, к примеру, опасные вещества) третьим лицам, по общим основаниям, предусмотренным в ст. 1079 ГК РФ.
Однако, регламентируя порядок и условия возмещения экологического вреда, в целях предупреждения причинения нового вреда ГК РБ устанавливает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (ст. 934). Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. При этом суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

3.4.Принципы возмещения вреда
• Обязательность причинителя возместить причиненный вред. Привлечение к уголовной или административной ответственности причинителя вреда не освобождает его от материального возмещения вреда. В эколого-правовых отношениях данный принцип реализуется по формуле «загрязнитель платит», а также существованием особого способа подсчета ущерба при помощи утвержденных такс.
• Полное возмещение причиненного вреда (ст.933 ГК РБ), т.е. взыскание как экономического вреда в виде реального ущерба и упущенной выгоды, так и вреда экологического в объеме, доступном для исчисления.
• Ответственность юридических лиц и граждан за вред, причиненный по вине их работников (ст.937 ГК РБ) Названный принцип полностью распространяется и на эколого-правовые отношения, служит надежной гарантией возмещения причиненного вреда, ибо отдельные граждане - причинители вреда, работающие на предприятии, могут оказаться не платежеспособными в смысле возмещения вреда.
• Солидарная ответственность при совместном причинении вреда (Ст.949 ГК РБ). Применение данного принципа в эколого-правовых отношениях дает возможность усилить гарантии компенсации вреда и также проследить весь механизм причинения вреда, проектировщики, изыскатели, эксперты и т.д. Суд, хозяйственный суд решает вопрос о возмещении вреда обязан определить степень вины каждого субъекта правонарушения и принять меры к его взысканию.
• Вред, причиненный источником повышенной опасности, подлежит возмещению независимо от вины причинителя по факту причинения вреда (ст. 934 ГК РБ). Признание за промышленными предприятиями статуса источника повышенной опасности дает право судам взыскивать причиненный вред, несмотря на наличие «объективны причин», на которые обычно ссылаются ответчики (отсутствие средств, вина проектировщика, завода изготовителя, плохой работы сооружений).

3.5. Механизм возмещения вреда
Законодательством предусмотрен судебный и внесудебный порядок возмещения экологического вреда, причинённого здоровью и имуществу человека:
1. Внесудебный порядок реализуете рядом способов:
• добровольное возмещение. Данный способ возмещения вреда на практике встречается редко.
• посредством страхования риска причинения экологического вреда. В тех случаях, когда вред причинён объектами окружающей среды, нельзя ставить вопрос об ответственности и обязанности возместить вред. В таком случае возможно заключение договора личного или имущественного страхования. По которому, в страховое возмещение включено: компенсация вреда, причинённого жизни и здоровью людей, и стоимость утраченного (повреждённого имущества).
• административный порядок. Он применяется, как правило, при авариях и стихийных бедствиях, имеющих экологические последствия, путем принятия мер социально-экономической защиты пострадавшего населения. Граждане, которые проживают в районах, признанных в установленном порядке неблагополучными в экологическом отношении, пользуются определенными льготами: бесплатное медицинское обследование, санаторно-курортное лечение, обеспечение на льготных условиях лекарственными и медицинскими средствами, получение пособий. В качестве других форм возмещения такого вреда в административном порядке можно рассматривать оформление листка временной нетрудоспособности, оформление инвалидности.
2. Судебный порядок. Реализуется, как правило, через исковое производство по делам о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причинённого загрязнением или другими негативными последствиями антропогенной деятельности. В порядке искового производства возмещается вред, который носит эпизодический характер. Такой порядок не приспособлен для случаев массового возмещения вреда здоровью. Для этого предусмотрен административный порядок.
Ст. 101 Закона «Об охране окружающей среды» предусматривает добровольный и судебный порядок возмещения вреда природной среде.
Добровольное исполнение обязанностей не является юридической ответственностью. Юридическая ответственность наступает лишь тогда, когда применяется государственное принуждение. Поэтому добровольное возмещение убытков, равно как и возврат в добровольном порядке продукции природной среды (или уплата ее стоимости в случае невозможности возврата) как неосновательно приобретенной, не является ответственностью.
ГК РБ предусматривает два способа возмещения вреда - в натуре (реальный) и в денежном выражении. Однако реальное возмещение в натуре допустимо не во всех случаях. Так применительно к охране земель возмещение вреда в натуре может быть реализовано посредством восстановления прежнего состояния земли; при восстановление лесных массивов - посредством новых посадок древесных культур. Применение реального возмещения вреда возможно, если:
• восстановление объективно возможно и
• правонарушитель в силу своей специальной правосубъектности в состоянии в течение некоего оптимального срока провести необходимые работы.
При невозможности возмещения вреда в натуре решается вопрос о денежном возмещении. Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами и методиками, установленными законодательством Республики Беларусь, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом упущенной выгоды (ст. 101 Закона «Об охране окружающей среды»). Иногда размер причиненного вреда исчисляется в смешанном порядке, т.е. используется комбинация способов.
Методы (способы) определения вреда, причиненного природным объектам:
• В случае, когда природный объект уничтожен, поврежден, приведен в непригодность и восстановить его невозможно (отстреляно животное, выловлена рыба, срублено дерево и т.п.) применяется таксовый метод исчисления размера убытков. Требовать возмещения вреда вправе только специальные органы, на которые государством возложены функции охраны окружающей среды. Таксы устанавливаются уполномоченными государственными органами. Так Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 581 «Об усилении ответственности за нарушение правил ведения рыболовного и охотничьего хозяйства, рыболовства и охоты» - таксы по объектам животного мира; ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 30 октября 1993 г. N 750 «О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УЩЕРБ, ПРИЧИНЕННЫЙ ЛЕСНОМУ ХОЗЯЙСТВУ» - таксы по лесному хозяйству.
Величина таксы определяется с учетом экологической ценности вида растений и животных и устанавливается за каждый экземпляр. Таксы как инструмент исчисления вреда применяются не по всем видам ресурсов. Они утверждены:
- по лесному хозяйству – за каждое уничтоженное или повреждённое дерево или кустарник, - по объектам животного мира и по рыбным запасам – по отдельным видам животных
Таксы - заранее исчисленный и зафиксированный в твердой денежной сумме размер ущерба, причинённый природным объектам. В состав такс включен такой компонент, как затраты на восстановление природных объектов, даже в тех случаях, когда компенсация убытков практически невозможна ввиду необратимости некоторых природных процессов.
Несмотря на наличие штрафных моментов в таксах ущерба, их нельзя отождествлять со штрафом как мерой административного воздействия по следующим причинам:
1. основное назначение, такс — возмещение вреда. Ответственность в виде такс наступает только в случаях причинения ущерба неправомерным использованием природных объектов, и размер такс зависит от размера причиненного вреда. Штраф же налагается независимо от того, причинен ли правонарушителем вред, а его размер не соизмеряется с величиной вреда, если таковой причинен.
2. уплата штрафа не освобождает от возмещения убытков, а взыскание сумм, исчисленных в соответствии с таксами ущерба, полностью возмещает убытки.
3. взыскание сумм ущерба по таксам производится в судебном порядке.
• Методики подсчета ущерба применяются в случае возмещения вреда, причиненного загрязнением вод, атмосферного воздуха, почв.
• По фактическим затратам возмещается ущерб, когда отсутствуют соответствующие таксы или методики подсчета. В частности, в таком порядке определяется ущерб, причиненный невыполнением обязанностей по рекультивации земель и другими правонарушениями.

3.6.Механизм возмещения правомерного вреда природной среде.
Экологическое законодательство устанавливает случаи, когда предусмотрено возмещение потерь и убытков, вызванных правомерными действиями природопользователей.
1. Так, при изъятии или временном занятии земель сельскохозяйственного или лесохозяйственного производства для целей, не связанных с ведением сельского или лесного хозяйства, предполагаемые землепользователи или собственники должны возместить так называемые потери сельскохозяйственного или лесохозяйственного производства. Порядок их возмещения регулируется постановлением СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 8 сентября 1999 г. N 1397 «О ВОЗМЕЩЕНИИ ПОТЕРЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА». В нем указано, что предприятия, учреждения и организации, которым отводятся изымаемые сельскохозяйственные угодья (лесные угодья) для нужд, не связанных с ведением сельского хозяйства (лесного хозяйства), а также предприятия, учреждения, организации, вокруг объектов которых устанавливаются охранные, санитарные и защитные зоны с исключением из оборота сельскохозяйственных угодий (лесных угодий) или переводом их в менее ценные угодья, до отвода земельного участка в натуре перечисляют средства, предназначенные на возмещение потерь сельскохозяйственного производства (лесохозяйственного производства), на специальный счет областного Совета депутатов. Размеры потерь определяются по нормативам возмещения потерь сельскохозяйственного производства и коэффициентам к ним. При этом учитываются месторасположение земельных участков, качество почв, интенсивность сельскохозяйственного производства, степень мелиоративного обустройства земель. Размеры потерь лесохозяйственного производства определяются по нормативам возмещения потерь лесохозяйственного производства и коэффициентам к ним, учитывающим защитные, водоохранные и другие природоохранные функции лесов.
2. При изъятии земельного участка у собственника, землевладельца, землепользователя, арендатора постановлением Правительства от 25 марта 1992 г. "О возмещении убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, а также ограничением прав землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан" предусматривается их возмещение в полном объеме (включая затраты, произведенные за счет собственных средств, на улучшение качества земли за время владения и пользования земельными участками исходя из кадастровой оценки, а также упущенную выгоду). Возмещению подлежат и затраты по восстановлению зданий и сооружений, поврежденных в результате просадок земной поверхности при разработке месторождений полезных ископаемых, а также дополнительные затраты на осуществление мер защиты размещаемых в установленном порядке на площадях залегания полезных ископаемых зданий и сооружений от возможных просадок земной поверхности. Указанным постановлением утверждено Положение о порядке возмещения таких убытков. В соответствии с ним предприятия, организации, учреждения и граждане, деятельность которых влечет ограничение прав землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, или же ухудшение качества ближайших земель, компенсируют убытки землевладельцам, землепользователям, в том числе арендаторам в полном объеме. Размеры таких убытков определяются оценочными комиссиями соответствующих исполнительных комитетов. Компенсация убытков осуществляется в бесспорном порядке. В случае же возникновения споров, связанных с компенсированием убытков и определением их размеров, вопросы разрешаются судом в соответствии с его компетенцией.
3. Плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных лимитов и сверх установленных лимитов.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ

Статья 204. Плательщики экологического налога

1. Плательщиками экологического налога (далее в настоящей главе – плательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели.

2. Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.

3. Плательщиками не признаются бюджетные организации.

Статья 205. Объекты налогообложения экологическим налогом

1. Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

1.1. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

1.2. сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;

1.3. хранение, захоронение отходов производства;

1.4. перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;

1.5. переработка нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;

1.6. производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений (краски и лаки, включая эмали, политуры, клеевые краски, и продукты на их основе; замазки, составы для уплотнения и прочие мастики, шпатлевки, полиграфическая краска);

1.7. производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.

2. Объектами налогообложения экологическим налогом не признаются:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками;

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от нестационарных источников выбросов и стационарных источников выбросов, которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов при объемах выбросов каждого из загрязняющих веществ, указанных в приложении 6 к настоящему Кодексу:

первого класса опасности – менее 0,001 тонны в год;

второго класса опасности – менее 0,1 тонны в год;

третьего класса опасности и веществ, для которых не определены классы опасности, – менее 0,2 тонны в год;

четвертого класса опасности – менее 0,5 тонны в год;

сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с застроенной территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков;

хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;

хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания таких отходов и (или) объекты по использованию таких отходов;

хранение и захоронение радиоактивных отходов и отходов, загрязненных радионуклидами, образующихся в результате работ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

хранение в установленном порядке выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов производства, содержащих полихлорированные бифенилы;

захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, в объемах захоронения таких отходов 50 и менее тонн в год;

производство товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений, реализованных на экспорт, при условии раздельного учета;

производство пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие орг<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.136 (0.015 с.)