Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Охрана и рациональное использование животного мира

Поиск

Животный мир является неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом экосистем.

Для сохранения и рационального использования объектов животного мира организованы работы по ведению государственного кадастра животного мира, реализуется ряд программ, направленных на устойчивое использование животного мира.

В результате последовательной реализации комплекса мер, осуществляемых в рамках Государственной программы развития охотничьего хозяйства, Республиканской программы развития рыбной отрасли, а также ужесточения требований законодательства в области охраны и использовании животного мира в республике сохраняются устойчивые положительные тенденции оста охотничьих ресурсов, восстановления промысловых запасов рыб.

Так, за последние три года общая численность диких копытных животных достигла почти 132 тыс. особей, темп роста составил 118,5%, в том числе: лося – 118,6%; оленя – 106,6 %; косули – 108,5 кабана – 132,9%.

По экспертным оценкам суммарный промысловый запас рыбы в рыболовных угодьях республики составляет 17,92 тыс. тонн.

С 2006 года промысловые уловы рыбы возросли более чем в 1,8 раза и в 2008 году достигли 1070 тонн, темп роста составил 119,6 % к годовому улову за 2007 год. Уловы рыбы рыболовами-любителями стабилизировались на уровне 7800 тонн. В общей структуре вылова рыбы отмечается устойчивый рост объемов добычи рыбы как за счет промысла, так и ведения рыболовного хозяйства путем платного любительского рыболовства.

В целях контроля за рациональным использованием объектов животного мира проводится государственная экологическая экспертиза проектов охотустройств охотничьих хозяйств и рыбоводнобиологических обоснований на ведение рыболовного хозяйства в охотничьих и рыболовных угодьях Республики Беларусь.

Гидрометеорологическая деятельность

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 января 2006 года «О гидрометеорологической деятельности», гидрометеорологическая деятельность – деятельность в области метеорологии, гидрологии и смежных с ними областях, направленная на производство гидрометеорологической информации, предоставление указанной информации государственным органам, иным организациям и физическим лицам, а также работы по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

Гидрометеорологическая деятельность, связанная с выполнением работ общегосударственного и международного значения, осуществляется государственной гидрометеорологической службой.

Государственная гидрометеорологическая служба – система организационно и функционально объединенных организаций или их структурных подразделений, в том числе обособленных, осуществляющих гидрометеорологическую деятельность и находящихся в подчинении республиканского органа государственного управления в области гидрометеорологической деятельности.

В государственную гидрометеорологическую службу входят семь подчиненных Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь государственных организаций, за деятельность которых уполномочен отвечать Департамент по гидрометеорологии: Республиканский гидрометеорологический центр, Республиканский авиационно-метеорологический центр, Брестский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Витебский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Гомельский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Гродненский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Могилевский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды имени О.Ю. Шмидта.

Основными целями деятельности государственной гидрометеорологической службы являются:
организация обеспечения получения первичных гидрометеорологических данных на государственной сети гидрометеорологических наблюдений;
осуществление сбора, обработки, анализа, хранения и предоставления гидрометеорологической информации с государственной сети гидрометеорологических наблюдений;
составление гидрометеорологических прогнозов, прогнозов урожайности сельскохозяйственных культур, проведение анализа региональных изменений климата;
обеспечение в установленном порядке государственных органов, иных организаций и граждан гидрометеорологической информацией;
организация выполнения работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;
организация проведения исследований полярных районов Земли.

Использование и охрана земель, растительного мира, лесов и ландшафтов

Основные направления работы в области охраны и использования земель, недр, растительного мира, в том числе лесов

1. Разработка (участие в разработке) нормативных правовых актов.

2. Государственный контроль за соблюдением требований природоохранного, земельного, лесного законодательства, законодательства Республики Беларусь о недрах, о растительном мире при:
- разработке промышленными предприятиями и организациями месторождений общераспространенных полезных ископаемых, разработке сельскохозяйственными и иными организациями внутрихозяйственных карьеров;
- разработке торфяных месторождений и рекультивации выработанных площадей;
- хранении, транспортировке и применении минеральных удобрений и химических средств защиты растений;
- предоставлении земельных участков в границах водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, лесов с особым режимом лесопользования, особо охраняемых природных территорий и их охранных зон;
- проведении субъектами предпринимательской деятельности работ, связанных с нарушением земель (снятие, сохранение и использование плодородного слоя почвы), а также контроль за своевременной и качественной рекультивацией и приведением в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном хозяйстве, земельных участков, отведенных во временное пользование;
- выполнении работ по лесовосстановлению и лесоразведению;
- пользовании объектами растительного мира;
- осуществлении иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на землю (включая почвы), недра, растительный мир, в том числе леса.

3. Осуществление государственной экологической экспертизы проектов лесоустройства.

4. Ведение кадастра растительного мира.

5. Ведение государственного реестра ботанических коллекций.

6. Организация комплекса профилактических мероприятий по предупреждению возникновения пожаров в лесах, на торфяниках и недопущению выжигания сухой растительности.

Обращение с отходами

Минприроды осуществляет меры по реализации единой государственной политики в области обращения с отходами, обеспечивет разработку и выполнение планов и мероприятий по обращению с отходами.

Совместно с территориальными органами Минприроды постоянно ведется работа по осуществлению государственного контроля за обращением с отходами, недопущением захоронения вторичных материальных ресурсов, по выявлению несанкционированных мест размещения отходов, а также проводятся анализ наличия утвержденных и согласованных в установленном порядке схем обращения с коммунальными отходами и оптимизация районных схем обращения с отходами.

Организация работы по извлечению вторичных материальных ресурсов из отходов производства и потребления позволяет существенно поддерживать ресурсный потенциал страны и ее экономику.

В 2010 г. объем образования отходов производства в Республике Беларусь составил около 43,78 млн.т. Из общего объема образования отходов производства наиболее значительный объем образования крупнотоннажных отходов: галитовых отходов и шламов галитовых глинисто-солевых – около 27,8 млн. т, фосфогипса – 746,8 тыс.т.

В 2010 году уровень использования отходов производства (без учета галитовых отходов и глинисто-солевых шламов) достиг ~ 80 %.
Высоким уровнем использования в сельском хозяйстве и деревообрабатывающей отрасли отличаются отходы растительного и животного происхождения.

Наметилась устойчивая тенденция роста объемов извлечения вторичных материальных ресурсов из состава коммунальных отходов с 16% в 2009 году до 25 % и более в 2010 году.

Минприроды координирует работу по реализации в Республике Беларусь положений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях и Базельской конвенции о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов и их удалением.

В целях реализации положений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях 27 июня 2011 г. был принят Указ Президента Республики Беларусь № 271 «Об утверждении Национального плана выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по реализации положений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, в 2011 – 2015 годах», разработчиком которого являлось Минприроды. В настоящее время ведется работа по реализации мероприятий Национального плана.

Как и на предыдущем этапе выполнения Национального плана, основной стратегической целью Национального плана на 2011 – 2015 годы, является обеспечение охраны здоровья человека и окружающей среды от воздействия стойких органических загрязнителей.

На основании анализа ситуации в области обращения со стойкими органическими загрязнителями разработаны Мероприятия по реализации Национального плана выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по реализации положений Стокгольмской конвенции о СОЗ, в 2011-2015 годах.

Реализация мероприятий Национального плана осуществляется за счет средств бюджетного фонда охраны природы, частично за счет средств республиканского бюджета, а также за счет собственных средств организаций.

Кроме того, для реализации Национального плана на 2011-2015 годы предполагается привлечь в Республику Беларусь средства международной технической помощи для финансирования реализации комплекса мероприятий по ликвидации Слонимского захоронения непригодных пестицидов, сбору и вывозу оборудования и отходов, содержащих полихлорированные бифенилы, обезвреживанию экологически безопасным способом, формированию и актуализации Единой базы данных о стойких органических загрязнителях, содержащей информацию о пестицидах, объектах их размещения и территориях, загрязненных пестицидами; полихлорированных бифенилах, оборудовании, материалах и отходах, их содержащих, а также территориях, ими загрязненных; источниках выбросов стойких органических загрязнителей в результате их непреднамеренного производства; а также о данных количественного содержания стойких органических загрязнителей в объектах окружающей среды.

Во исполнение требований Базельской конвенции о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов и их удалением, а также в связи с образованием Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, Минприроды принимает участие в выработке мероприятий по сближению мер нетарифного регулирования в экологической сфере (в части трансграничного перемещения отходов).

В рамках реализации Решения правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 27 ноября 2009 г. № 19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» Минприроды осуществляет выдачу разрешительных документов на трансграничное перемещение отходов.

В рамках реализации Указа Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» Минприроды осуществляет лицензирование деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду в части использования отходов 1-3 класса опасности, обезвреживания, захоронения отходов.

Наука

Наука играет особую роль в обеспечении деятельности по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Результаты современных научных исследований позволяют Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее – Минприроды) выйти на принципиально новый уровень решения стоящих перед ней задач. Внедрение в производство новых, наукоемких, ресурсо- и энергосберегающих технологий в различных отраслях народного хозяйства способствует инновационному развитию национальной экономики и обеспечению экологической безопасности государства.

С 2011 года научные исследования осуществляются в соответствии с приоритетным направлением научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011-2015 гг. «Рациональное природопользование, ресурсосбережение и защита от чрезвычайных ситуаций» (Указ Президента Республики Беларусь от 22 июля 2010 г. № 378) и в соответствии с приоритетным направлением фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2011–2015 годы «Экология, природные ресурсы, ресурсосбережение, природопользование и защита от чрезвычайных ситуаций» (постановление Совета Министров Республики Беларусь 19 апреля 2010 г. № 585).

Задания и отдельные проекты, выполняемые с 2011 года в рамках разработанных и утвержденных программам, были сформированы Минприроды с учетом приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011-2015 годы, путей решения предложенных к разработке задач, наличия исследовательской базы, научного и кадрового потенциала, привлекаемого к их решению, и проведения конкурсного отбора проектов заданий.

Во взаимодействии с учреждениями Национальной академии наук Беларуси научные коллективы организаций системы Минприроды активно работают над реализацией нижеперечисленных программ.

Минприроды определено Правительством Республики Беларусь в качестве государственного заказчика-координатора и руководителя Государственной комплексной целевой научно-технической программы «Природные ресурсы и экология», 2011-2015 гг.

Основными целями комплексной программы являются:
- научное и научно-техническое обеспечение устойчивого, экономически эффективного использования, сохранения и воспроизводства природных ресурсов на основе комплексной всесторонней оценки природно-ресурсного потенциала страны;
- улучшение качества окружающей среды; повышение защищенности человека и биоты от действия комплекса факторов физической и химической природы;
- максимальное экономически эффективное и экологически безопасное вовлечение собственной минерально-сырьевой базы в экономику страны, снижение зависимости страны от импорта минеральных ресурсов;
- развитие наукоемких экспортоориентированных и импортозамещающих производств с использованием ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.

Основные задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей:
- наращивание знаний о природе, соответствующих мировому уровню развития науки, а также приоритетным направлениям социально-экономического развития республики;
- разработка и внедрение результатов научно-технической и инновационной деятельности (энерго-, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий) и доведение разработок до опытного производства;
- осуществление эффективного мониторинга за состоянием компонентов окружающей среды;
- совершенствование устойчивого управления природными ресурсами;
- повышение экспортного потенциала страны.

Данная комплексная программа включает:
3 государственные научно-технические программы: «Природные ресурсы и окружающая среда» (заказчики: Минприроды, НАН Беларуси), «Леса Беларуси – продуктивность, устойчивость, эффективное использование» (заказчик: Минлесхоз), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (заказчик: Минжилкомхоз),
Государственную программу научных исследований «Природно-ресурсный потенциал» (заказчики: НАН Беларуси, Минобразования и Минприроды), состоящую из 4-х подпрограмм: «Природопользование», «Биоразнообразие, биоресурсы и экотехнологии», «Радиация, экология и техносфера», «Геологические модели».

Основными задачами, предусматривающими к решению в 2011 - 2015 годах, в разрезе разделов комплексной программы являются:
- в области разработки и освоения инновационных технологий рационального использования природных ресурсов и повышения качества окружающей среды - эффективное устойчивое использование природных ресурсов, разработка новых ресурсосберегающих и малоотходных технологий переработки природных и вторичных материальных ресурсов, снижение антропогенного воздействия на окружающую среду;
- в области управления лесами и рационального лесопользования – повышение продуктивности, устойчивости лесов, улучшение их качественного состава и укрепление природно-ресурсного потенциала для обеспечения устойчивого функционирования лесного хозяйства и отраслей лесопромышленного комплекс;
- в области разработки и внедрения новых технологий, оборудования и машин для объектов жилищно-коммунального хозяйства - водоснабжение и водоотведение, санитарная очистка городов и переработка твердых коммунальных отходов, а также коммунальная теплоэнергетика;
в рамках программы научных исследований «Природно-ресурсный потенциал» по подпрограммам:
«Природопользование-2» - создание высокоэффективных удобрительно-мелиорирующих материалов на основе природных органических и минеральных дисперсных продуктов (торфа, сапропеля, бурого угля и др.);
«Радиация, экология и техносфера» - оценка влияния ионизирующих и электромагнитных излучений различного диапазона на биосистемы на молекулярном, организменном и популяционном уровнях;
«Геомодели» - научное обеспечение прогнозирования новых месторождений минерального сырья, стратегии и тактики государственной геологической съемки территории Беларуси на базе геолого-генетических моделей тектонических структур и структурно-вещественных комплексов, перспективных на полезные ископаемые;
«Биоразнообразие, биоресурсы и экотехнологии» - создание научных основ для развития отраслей и народного хозяйства в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды: лесное, охотничье и рыбное хозяйство, растениеводство, коммунальное хозяйство и озеленение, пищевая и фармацевтическая промышленность, экологический туризм и рекреация, здравоохранение.

Минприроды является государственным заказчиком подпрограммы II «Обеспечение возрастающего устойчивого использования ресурсов биосферы и сохранение благоприятной окружающей среды» Государственной научно-технической программы «Природные ресурсы и окружающая среда» на 2011 – 2015 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 2011 г. № 116).
Головной организацией-исполнителем подпрограммы II является республиканское научно-исследовательское унитарное предприятие «БелНИЦ «Экология».
Данная программа направлена на реализацию приоритетных направлений научно-технической деятельности в области рационального и экономного использования природных ресурсов, решения экологических и природоохранных задач.
Основными задачами подпрограммы II являются:
- обеспечение эффективного биосферно-совместимого природопользования (использования, воспроизводства и охраны биоресурсов, ландшафтного и биологического разнообразия);
- разработка современных методов оценки состояния природно-ресурсного потенциала, нормирования качества окружающей среды;
- научное сопровождение выполнения международных конвенций и соглашений в области охраны окружающей среды, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 669 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы» Минприроды сформированы (согласованы с Заместителем Премьер-министра В.Н.Ивановым) и поэтапно реализуются 7 отраслевых инновационных проектов (5 проектов в области геологии и 2 проекта - гидрометеорологии).

Минприроды является государственным заказчиком-координатором Программы освоения месторождений полезных ископаемых и развития минерально-сырьевой базы Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы и на период до 2020 года (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 апреля 2011 г. № 431).

Цель настоящей Программы – обеспечение потребностей экономики страны в минерально-сырьевых ресурсах и уменьшение зависимости экономики от импортируемых энергоносителей.
Основными задачами являются:
увеличение объемов добычи полезных ископаемых на разрабатываемых месторождениях;
подготовка к разработке и разработка новых месторождений полезных ископаемых;
проведение геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Беларуси в 2011 – 2015 и последующих годах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.20.21 (0.008 с.)