Действующая система каналов сообщением Дунай – Черное море



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действующая система каналов сообщением Дунай – Черное море



Название (принадлежность) Введен в эксплуатацию Общая протяжен-ность, км Глубина, м Условия прохода судов Стоимость строительства, млрд. долл. США Стоимость эксплуата-ции в год, млрд. долл. США
Сулинский (Румыния) 1858 г. Одностороннее движение, только в светлое время суток Нет данных 1,5
Черноводе – Констанца - Юг (Румыния) 1984 г. 64,2 Одностороннее движение, только в светлое время суток, два шлюза 2,8
Меджидия – Новодари (Румыния) 1988 г. Одностороннее движение, только в светлое время суток 1,5 2,8
Канал Святого Георгия (Румыния) Строится с 1980-х годов Нет данных Нет данных
Дунай – Черное море (Украина) Строится 172,36 До 7,2, сейчас 5,5 Круглосуточное двустороннее движение 0,1 0,0025

По данным государственного предприятия «Дельта-Лоцман»


Каждое направление деятельности следует развивать, исходя из основополагающих принципов украинско-молдавско-румынского сотрудничества, определяющих процедуры реализации совместных договоренностей в стратегическом и тактическом плане. Гармонизация трансграничных операций, особенно в процессе формирования Концепции программы развития трансграничного (приграничного) сотрудничества опирается на локальные и региональные программы по стабилизации экологической ситуации, защиты окружающей среды, культурного наследия и инфраструктурного обеспечения. Конкретные элементы данной Концепции включают следующие направления [16, С. 18,20]:

1. Природоохранная деятельность.

1.1. Проэкологические мероприятия: кардинальное изменение отношений к экологической стабильности, ограничения по загрязнению воздуха и воды на территории еврорегиона «Нижний Дунай», реализация совместных экологических проектов.

1.2. Экономика водного хозяйства: нивелирование взаимного загрязнения поверхности воды, в первую очередь, за счет внедрения муниципальных очистительных систем в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, снижения негативных результатов деятельности в приоритетных направлениях, ограничение использования минеральных и невозобновляемых ресурсов.

1.3. Отходы производства: обмен информацией о формах и принципах ликвидации выбросов в окружающую среду, создание общей скоординированной системы мониторинга за состоянием окружающей среды.2. Коммуникации и техническая инфраструктура.

2.1. Пограничные переходы: упрощение процедур и увеличение числа пограничных переходов, комплексное техническое обеспечение погранпереходов, развитие новых видов услуг при одновременном качественном совершенствовании уже существующих.

2.2. Транспортные коммуникации: качественное изменение условий использования автомобильных дорог и железнодорожных путей, устранение негативного эффекта от использования транспортных коммуникаций на экологическую обстановку.

2.3. Энергетика: совершенствование подачи электроэнергии и топлива в регион, диверсификация источников энергии с соседних (приграничных) территории.

2.4. Телекоммуникации: расширение зоны обслуживания телевизионных передающих устройств, минимизация тарифов на прием телесигнала на приграничных территориях.

3. Социально-экономическое развитие.

3.1. Возрождение приграничных административных единиц с точки зрения увеличения населения, развития экономической и технической инфраструктуры, изменение внешнего вида рекреационных территорий.

3.2. Социальная инфраструктура и культурное сотрудничество: создание финансовых и правовых условий, способствующих совместному развитию объектов социальной инфраструктуры, включая здравоохранение, систему высшего и среднего образования и культуру.

3.3. Туристско-рекреационный комплекс: функциональное обновление малых и средних туристических комплексов, создание новых, экологически безвредных объектов для отдыха, формирование и использование общей системы распространения информации, реализация совместных проектов развития «зеленого» туризма и традиционных туристических маршрутов, концептуальная подготовка и реализация трансграничных туристических маршрутов.

3.4. Рынок труда: информация об экономическом развитии, создание общей системы обеспечения рынка труда квалифицированными кадрами посредством развития малых и средних предприятий проэкологического направления, реактивация процесса реструктуризации, отказ от рассмотрения трансграничных регионов только как территорий.

4. Организационное и правовое сотрудничество: заключение двусторонних соглашений между отдельными муниципальными образованиями в части торговли товарами, обеспечения рынка труда, информации, капитала, системы санитарной защиты и общественной безопасности, достижение договоренностей по вопросам трансграничной спонсорской помощи, законного использования прав собственности на недвижимость, обеспечение прав свободного владения и распоряжения, преимуществ инвестирования капитала в развитие предприятий на соседней территории.

К сожалению, трансграничное сотрудничество сдерживается несовершенством украинского законодательства. Румыния, например, приняла Закон «О региональном развитии», которое во многом отвечает стандартам ЕС. Украинские же законы в сфере региональной политики, такие, как Закон Украины «О трансграничном сотрудничестве» и «О стимулировании развития регионов», мало что прибавили к уже существующей законодательной базе. Кроме того, на трансграничное сотрудничество негативно влияет и политическая нестабильность в стране.

С целью углубления сотрудничества между странами, которые находятся в приграничье, в т.ч. и в рамках еврорегиона «Нижний Дунай» целесообразно:

· усовершенствовать тарифную политику в направлении создания благоприятных условий для перевозки грузов через морские и речные порты этих стран;

· рассмотреть и принять к реализации взаимовыгодные модели транспортного обслуживания через порт Рени с возможностью общего использования его перегрузочных комплексов, которые в настоящее время загружены на 30% своей проектной мощности;

· правительствам стран, заинтересованных в трансграничном сотрудничестве, ускорить рассмотрение и принятие законодательных актов относительно открытия грузопассажирской паромной переправы Измаил - Тульча, как основного участка транспортного коридора стран - членов ЧЭС;

· с целью увеличения грузового оборота между южным регионом Украины и Румынией решить вопрос об организации движения вагонов с перестановкой колесных пар на станциях Рени и Галац;

· создать промышленно-финансовые группы между субъектами хозяйствования участвующих стран;

· взаимно привлекать инвестиции в приоритетные направления предпринимательской деятельности приграничных областей;

· решать вопрос о таможенных льготах при обмене сельхозтехникой, технологиями, кормами, другой продукцией, которая используется в сельском хозяйстве;

· создавать совместные предприятия по переработке, сохранению, пакетированию, фасовке, транспортированию сельскохозяйственного сырья и продукции.

· создать новые конкурентоспособные производства по выпуску высокорентабельных видов продукции, разрабатывать и реализовывать межрегиональные проекты взаимопоставок;

· совершенствовать сотрудничество в научно-исследовательских и проектно-конструкторских разработках, которые касаются общих инвестиционных программ в разных областях народного хозяйства.

Сейчас уже существует несколько стратегий, в которых трансграничное сотрудничество может сделать украинский рынок более открытым для третьих стран. Основными из них являются:

1. Стратегия, связанная с использованием благоприятных возможностей, которые появятся после возобновления судоходства на р. Дунай:

v определение благоприятных возможностей и рисков, связанных с возобновлением судоходства на р. Дунай и разработка стратегии соответствующих действий;

v определение сильных и слабых мест, связанных с существующими свободными экономическими зонами и предложение мероприятий по повышению их эффективности;

v определение стратегии использования главных возможностей сектора и определение органа, ответственного за воплощение этой стратегии (возможно это будет еврорегион);

v предоставление режима содействия в воплощении стратегии.

2. Стратегия развития туризма:

v определение существующих возможностей для организации туризма в еврорегионе;

v предоставление режима содействия в разработке стратегии по развитию экологически жизнеспособного туризма и удовлетворению соответствующих нужд относительно инфраструктуры и маркетинга;

v предоставление режима содействия в реализации стратегии, в частности маркетинга региона, а также определение возможных инвесторов для развития инфраструктуры и т.п.

3. Стратегия в сфере производства продуктов питания:

v определение видов сельскохозяйственной продукции, по которым Украина имеет конкурентные преимущества в приграничном регионе;

v определение возможностей производства продуктов питания для получения добавочной стоимости, месторасположений соответствующих предприятий (при этом должна рассматриваться возможность переработки продукции в Румынии для экспортирования в третьи страны);

v предоставление содействия в разработке стратегии производства сельскохозяйственной продукции и удовлетворение соответствующих нужд в области образования, инвестирования, информации и маркетинга;

v предоставление содействия в реализации стратегии.

4. Другие области:

v формирование общего представления об экономическом развитии еврорегиона путем определения областей, в которых еврорегион в целом и Украина в частности имеют конкурентные преимущества;

v анализ вопросов приграничного сотрудничества относительно транспортных препятствий, в частности, связанных с переправами через Дунай и осуществление соответствующего планирования для разработки четкой стратегии дальнейшего развития с привлечением средств Международных финансовых учреждений на украинской стороне и фондов ЕС (ISPA и т.п.) - на румынской стороне Дуная;

v предоставление содействия в разработке и воплощении соответствующих стратегий.

5. Общая сфера.

Также для привлечения новейших технологий в производство новых электронных систем, ускоренного развития систем электронных платежей с использованием смарт-технологий, призванных обеспечить экономическую и социальную комфортность, высокую производительность и тотальную экономичность в расходе всех видов ресурсов, в г. Рени местные власти планируют создание социополиса, так как это позволит обеспечить конкурентоспособность, а в последствии – и «цепную реакцию» внедрений в национальном масштабе [17].

Участие Одесской области в Рабочем Сообществе Придунайских стран (РСПС) пойдет на пользу не только ей, а также и всей Украине. На последней конференции РСПС была принята Дунайская Хартия, которая затрагивала широкий круг проблем, жизненно важных для всех регионов, расположенных вдоль Дуная. Это и судоходство, и экономика, и туризм, и многое другое.

Наиболее важным направлением работы в рамках этого документа явилась разработка перспективных проектов модернизации и развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры и портового хозяйства на территории Одесской области, особенно в придунайских районах - Измаильском, Ренийском, Килийском. Достижение реальных результатов в этих сферах считается исключительно важным, поскольку развитие морехозяйственного комплекса, судоремонта, транспортной и портовой инфраструктуры является одним из «китов», на котором базируется экономика Одесской области.

На других участках границы Украины, начиная с 2003 года созданы еще два еврорегиона «Днепр» и «Слобожанщина».

Еврорегион «Днепр» создан в апреле 2003 г. в составе Гомельской (Беларусь), Черниговской (Украина) и Брянской (Россия) областей. Этот еврорегион будет содействовать развитию трансграничных контактов и реализации общих проектов в сфере экологии, рационального природопользования, научных исследований и культуры. Работа еврорегиона будет также направлена на развитие торговых связей и совместную инвестиционную деятельность.

Еврорегион «Слобожанщина» создан в конце 2003 г. в пределах ядра Слобожанщины вдоль оси между областными центрами Белгородской (Россия) и Харьковской (Украина) областей. На этой территории концентрируется основной экономический и технологический потенциал смежных регионов. Общая площадь, входящая в трансграничную ассоциацию составляет 55% всей площади обеих областей [11].

Цель создания первого украинско-российского еврорегиона – формирование системы общего пространственного планирования развития смежных территорий для обеспечения повышения уровня развития экономики, инфраструктуры и социальной программной поддержки развития территорий.

Проводится также работа относительно создания еврорегиона «Днестр» (Винницкая, Одесская области Украины и пограничные области Республики Молдова), вносятся предложения относительно еврорегионов «Полесье» (приграничные области Белоруссии, РФ и Украины, что расширит возможности решения проблемы г. Славутич) [24, С.134] и «Донбасс» (в треугольнике Донецк-Ростов-Мариуполь) [23], «Сян» (Львовская область, Предкарпатское воеводство Польши) [6], «Земплин» (Закарпатская область, Кошицкий край Словакии) [2].

Специфичность сути и особенного места приграничных регионов в национальной макроэкономической системе определяется следующими их качествами:

- приграничные регионы обеспечивают трансграничное движение товаров в условиях расширения либерализации мировой торговли;

- приграничные регионы выполняют контактные и барьерные функции под натиском динамически растущей международной миграции факторов производства, что, в свою очередь, является проявлением общемировых тенденций

- глобализации социально-экономической жизни нации;

- общемировой тенденцией является правовое расширение в зарубежных странах полномочий местных властей, которая непосредственно проявляется именно в приграничных регионах.

Среди многих факторов, ограничивающих полноценное использование возможностей трансграничного сотрудничества для решения проблемных вопросов регионального развития в Украине, можно выделить:

· недостаточная государственная финансовая поддержка программ и проектов трансграничного сотрудничества и развития еврорегионов;

· отсутствие квалифицированных кадров, владеющих знаниями по практическому менеджменту, способных подготавливать необходимые проектные предложения и сотрудничать со специалистами стран-членов ЕС;

· отсутствие достоверной и сравнительной статистической информации по развитию трансграничного сотрудничества, в т.ч. еврорегионов;

· существующие отличия в механизмах предоставления технической помощи странам Центральной и Восточной Европы и СНГ через программы FARE, TACIS, Интеррегг;

· недостаточная институциональная поддержка трансграничного сотрудничества и недостаточный уровень организации подготовки кадрового потенциала органов исполнительной власти.

Но, несмотря на эти проблемы, трансграничное сотрудничество играет ведущую роль как фактор процесса европейской интеграции и создания Европы без внутренних границ. Этот аспект обязательно должен быть учтен при разработке концепции интеграции Украины в ЕС.

Опыт функционирования еврорегионов в Европе свидетельствует о повышении эффективности решения проблем, характерных для любого приграничного региона. Трансграничное сотрудничество призвано благоприятствовать тому, чтобы государственные границы становились как можно более прозрачными для легальных отношений между гражданами соседних государств, предотвращали «трансграничные» правонарушительные действия, которые несут угрозу интересам государств и их граждан.

После получения соседними с Украиной странами членства в ЕС началось выполнение программ соседства «Польша – Беларусь – Украина», «Венгрия – Словакия – Украина» и «Румыния – Украина», целью которых является улучшение социально-экономической ситуации в приграничных административно-территориальных единицах стран – участниц этих программ [26].

Учитывая вхождение восьми стран Центральной и Восточной Европы в ЕС в 2004 г. и двух – в 2007 г., фактор наличия еврорегионов на границе с такой интеграционной группировкой, как ЕС-27, не может не влиять на уровень экономического развития как украинских приграничных областей, так и всей страны в целом, а также однозначно будет являться положительным моментом, связанным с инициативами Украины по перспективному вступлению в ЕС.

Трансграничное сотрудничество стало фактором, который способствует общему диалогу и достижению социального равенства, инструментом для развития всех секторов приграничной местной и региональной власти в Европе и сегодня введено в разные аспекты повседневной жизни. Хотелось бы привести одно достаточно удачное образное восприятие трансграничного сотрудничества, которое предлагают Макогон Ю. и Ляшенко В.: «Почти во всех государствах мира политические и экономические центры, как правило, концентрируются в глубине территории, соответственно с чем развивается инфраструктура. Приграничные районы соседних государств, при этом, как бы обращены спиной друг к другу. Следствием этого является более слабое социально-экономическое развитие этих приграничных территорий, более низкий жизненный уровень населения. Отсюда вытекает естественная потребность в замене позиции "спина к спине" позицией "лицо к лицу" [19, С.177]. С учетом целесообразности достижения этой цели и должна формироваться региональная политика в сфере трансграничного сотрудничества.

 

***

 

В заключении нужно сказать, что Украина и её регионы имеют значительные возможности достойно сотрудничать в целом ряде объединений, таких как Евросоюз, СНГ, ЕЭП, ГУАМ, Балто-Черноморское сотрудничество, ОЧЭС. Однако при этом необходимо иметь, выведенную на долгосрочную перспективу, не только прагматичную, но и предсказуемую внешнеэкономическую политику, а также активно участвовать и влиять на развитие трансграничного сотрудничества в рамках еврорегионов.

 


 

 

 

 

ГЛАВА 3

 

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ФОРМА ТРАНСФОРМАЦИИ
ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ УКРАИНЫ
В УСЛОВИЯХ ОКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ

 


3.1. Экспортно-импортная деятельность как фактор
развития конкурентоспособности

 

Мировая экономика, чем дальше, тем в большей степени определяет особенности развития Украины. Основные направления влияния – увеличение объемов экспорта и импорта относительно ВВП и обострение ситуации с задолженностью страны.

Большая экономическая открытость национального хозяйства означает углубление и создание разнообразных форм международной экономической деятельности, а также расширение объемов её взаимодействия с внешним миром. Важным критерием и принципиальным содержанием открытости экономики является наличие либерального режима внешнеэкономической деятельности для рыночных субъектов. В свою очередь, либеральность режима международного экономического взаимодействия предусматривает конкурентоспособность национальной экономики, её предпринимательских звеньев. Недооценка этого положения в начале 90-х годов привела к значительным потерям на украинском национальном рынке товаров и услуг.

Если ещё до распада СССР результатом пассивной внешнеэкономической политики стала сырьевая специализация отечественного экспорта и высокотехнологическая специализация импорта, сопровождающаяся нарастающим вымыванием национального богатства [6, С.201], а главенствующая роль топливно-энергетической, металлургической и химической отраслей в экспорте наблюдалась в течение всего времени существования СССР (в 50-е годы ХХ ст. их доля составляла 55-65%, а в 60-70-е годы доходила до 70-75%) [19, С.69, 86-87], и если в конце 80-х годов прошлого столетия в СССР продолжалось воспроизводство ІІІ-го технологического уклада, суживающее возможности роста ІV-го технологического уклада, неразвитость которого сдерживала перераспределение ресурсов в производстве V-го технологического уклада [5, С.18-20], то в период либерализации экономики в 1991-1992 гг., при отсутствии направляющего воздействия со стороны государства произошло спонтанное разрушение воспроизводственного контура всех технологических укладов путем распада составляющих связей. В результате этого, к 1994 году, по уровню развития IV-го технологического уклада, отечественная экономика скатилась до 1974 г. по абсолютным показателям, а по относительным – до 1969 г. В 1996 г. в товарной структуре украинского экспорта сырье и материалы занимали 74%, а машины и оборудование – только 10,2%, в 2008 г. – 73,8% и 14% соответственно. В настоящее время в промышленности Украины ½ инвестиций в основной капитал направляется в производства ІІІ-го технологического уклада, 46% – IV-го технологического уклада, и только 3% инвестиций приходится на производство V-го технологического уклада [4, С.81].

За годы кризиса и последующей стагнации экономики (1990-1999 гг.) объемы промышленного производства в Украине упали на 51%, в том числе в топливной промышленности – на 47%, в черной металлургии – на 50,3%, в химической и нефтехимической промышленности – на 60,4%, машиностроении – на 64,5%, промышленности строительных материалов – на 77%, легкой – на 77,2%, пищевой – на 65,5%. В сельском хозяйстве производство уменьшилось на 42,2%. Спад был бы ещё большим, если бы украинские предприятия не смогли нарастить экспорт. В некоторых отраслях в этот период экспорт составлял от 22 до 60% объемов общего производства. Так, в черной металлургии он превысил 59% выпуска, в химической промышленности – 56,4% выпуска, в машиностроении – 30,8%, в легкой промышленности – 26,4%, в пищевой – 22,3% выпуска продукции. Украинская экономика выбрала экспортоориентированную модель развития, поскольку прогнозированные размеры внутреннего рынка не обеспечивали использования имеющихся мощностей и повышения уровня занятости. Экспорт стал необходимым условие для выживания и сохранения в структуре промышленности таких производств, как металлургическое и химическое производство [22, С.494].

В результате этого в конце 90-х годов ХХ ст. в Украине возникла ситуация, когда поддержка воспроизводственных процессов в угрожающих масштабах стала зависеть от конкурентоспособности этих двух экспортоориентированных отраслей. Универсальность ситуации состояла в том, что эти производства, лишенные государственной поддержки и оторванные от внутреннего рынка, функционировали по принципу сферы услуг, т.е. не столько производили металл и удобрения, сколько перерабатывали сырье за определенную плату. Большую часть своих доходов они тратили на поддержку собственной конкурентоспособности при увеличении деградации других секторов экономики [15, С. 109].

При наличии значительных первичных конкурентных преимуществ, таких как низкая заработная плата, высокий уровень квалификации работников, высокотехнологические производства, собственная сырьевая база для большинства промышленных производств, выгодное географическое положение, обеспеченность собственной электроэнергией, емкий внутренний рынок [11, С.64], в Украине создалась иллюзия международной конкурентоспособности национальной экономики, что стало причиной задержки преодоления её системных недостатков, а в международном разделении труда Украина закрепилась как сырьевой и низкотехнологический придаток с опережающими темпами роста импорта готовой продукции иностранного производства [15, С. 110].

Украинская продукция, особенно потребительские товары, остается неконкурентоспособной на мировом рынке.

Конкурентоспособность представляет собой способность некоторого класса объектов (товар, предприятие, отрасль, регион, страна) занимать некоторую рыночную нишу [10, С.17].

По классическому определению М.Портера, «конкурентоспособность – предопределяемое совокупностью фактов положение товаропроизводителя на внешних и внутренних рынках, отражаемое через совокупность показателей» [18, С.15].

Очень ёмко определяет конкурентоспособность Я.Б. Базилюк как экономическую категорию, характеризующую состояние общественных отношений в государстве по обеспечению условий стабильного повышения эффективности национального производства, адаптированного к изменениям мировой конъюнктуры и внутреннего спроса на основе раскрытия национальных конкурентных преимуществ и достижения лучших, чем у конкурентов, социально-экономических параметров [2, С.6].

К группам параметров, характеризующих конкурентоспособность товара, относятся научно-технические, организационные, регламентирующие, коммерческие, экономические параметры. Конкурентоспособный товар имеет характеристики лучше средних на данном рынке прежде всего по качеству, цене, условиям пользования и эксплуатации, экономичности. Абсолютно конкурентоспособный товар – это новый инновационный товар, не имеющий аналога на рынке и приемлемый для потребителя по качеству, стоимости, удовлетворению общественно полезных потребностей потребителей (группы, сегмента рынка), располагающих покупательной способностью [3, С.132].

Конкурентоспособность товара или продукции – свойство этой продукции, оценивающееся по совокупности основных технико-экономических, качественных и стоимостных показателей, отличающих на рынке товар от товара-конкурента (аналога) как по степени соответствия определенным потребностям, так и по затратам потребителя на их удовлетворение. Уровень конкурентоспособности – показатель свойства продукции, дающий относительную характеристику способности продукции удовлетворять требованию с продукцией конкурентов. Критерием конкурентоспособности в этом смысле может служить относительная доля продаж оцениваемого товара по сравнению с товаром-конкурентом [23, С.223-224].

Наиболее конкретным носителем конкурентоспособности страны на внутреннем и внешнем рынках является предприятие.

Конкурентоспособность предприятияне тождественна неуклонной поддержке конкурентоспособности каждого товара, а состоит, наоборот, именно в способности предприятия и адекватной модернизации и переориентации производства в соответствие жизненного цикла товара [11, С. 17].

Конкурентоспособность предприятияследует рассматривать как систему, состоящую из непрерывно взаимодействующих факторов и характеризующую степень реализации потенциальных возможностей предприятия по приобретению и удержанию в течение достаточно длительного периода времени конкурентного преимущества [9, С. 41-42].

Таким образом, конкурентоспособность предприятия – способность этого предприятия к модернизации своего производства для выпуска конкурентоспособного товара, приобретение и удержание этим предприятием определенного сегмента рынка в течение длительного времени.

Конкурентоспособность страны и предприятия соотносится между собой как целое и его часть. Возможность страны конкурировать на определенных рынках зависит от результатов конкурентной борьбы отдельных предприятий и целых отраслей [10, С.17].

Таким образом, конкурентоспособность является интегральным показателем развития экономики на уровне государства, отраслей, регионов, предприятий, экономических, научно-технических, качественных, экологических характеристик товаров (продукции, работ, услуг) на международных и внутренних рынках. Нормальным является состояние, когда товары (продукция, услуги), поставляемые на внутренние рынки, соответствуют международным стандартам и являются конкурентоспособными и на международных рынках [3, С.139].

Конкурентоспособность национальной экономики это решающий критерий в решении проблем либерализации внешнеэкономических связей (включая поощрение экспорта, девальвацию, устранение торговых барьеров) и уровня открытости экономики. В зависимости от уровней конкурентоспособности продукции и предприятий складываются объемы и структура экспорта и импорта, торговый и платежный балансы каждой конкретной страны.

Главным же тормозом для Украины на пути развития конкуренции на мировых рынках является отсутствие конкуренции на внутреннем рынке, низкая покупательная способность и нетребовательность украинского потребителя. Из этого следует, что, во-первых, конкурентоспособность на внешнем рынке является ее главным продолжением на внутреннем рынке, а, во-вторых, стратегия конкурентоспособности не будет успешной, если она останется пассивной. Чрезмерно протекционистские тенденции практически всегда приводят к торможению прогрессивных структурных преобразований, углублению явлений застоя и макроэкономической дестабилизации.

В настоящее время конкурентоспособность страны является одной из влиятельнейших концепций в экономике развития и практической политике государства, так как не только охватывает сугубо экономические показатели, но и оценивает экономические последствия важных для стабильного роста неэкономических явлений. Это такие как: качество политических процессов и общественного управления, уровень образования, научная база, верховенство закона, культура, системы ценностей и информационная инфраструктура страны.

Применяемая на практике большим количеством развитых и развивающихся стран концепция конкурентоспособности страны анализирует, каким образом «политика национального правительства способствует развитию конкурентного национального, социально-отечественного бизнеса на благо процветания нации» [16].

По большому счету, конкурентоспособность страны – это способность страны достичь и поддерживать высокие темпы экономического роста, выражающиеся в постоянном приросте уровня ВВП на душу населения.

Конкурентоспособность является одновременно и средством (где цель – повышение уровня жизни), и целью (только более конкурентоспособные страны имеют более высокий уровень жизни), что делает её чрезвычайно привлекательной для использования в социально-экономической политике.

По определению Европейской экономической комиссии ООН, для достижения высокого уровня конкурентоспособности должны выполняться такие условия (или хотя бы часть из них) [17]:

1) экспортеры сохраняют и увеличивают свою долю на внешних рынках;

2) на продукцию с высокой добавленной стоимостью и современные технологии приходится постоянно растущая доля экспорта;

3) возрастает средняя удельная стоимость экспорта страны.

По сравнению с другими странами мира Украина имеет неплохие позиции в таких секторах экономики, как добыча минерального сырья, производство продукции пищевой промышленности и непереработанных товаров продовольственного назначения. Наиболее высока её конкурентоспособность в производстве базовой продукции обрабатывающей промышленности, в первую очередь в металлургии. Однако менее всего конкурентоспособность нашей страны проявляется в производстве продукции машиностроения, средств информатики и электронной технике, т.е. в высокотехнологичных отраслях промышленности.

Чем конкурентоспособнее национальные предприятия, тем прочнее конкурентоспособность страны. И наоборот. В «Отчете о глобальной конкурентоспособности» Всемирного экономического форума (ВЭФ) в Давосе прослеживается снижение международной конкурентоспособности украинских предприятий по Индексу глобальной конкурентоспособности (GCI).

В 2003-2004 гг. «давосский» Индекс конкурентоспособности экономического роста определил для Украины 86 место в мировом рейтинге из 104 стран, в 2004-2005 гг. 84 место из 117 стран. При этом следует напомнить, что при пересчете на новый Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI), при котором в 2005 г. рейтинг Украины был 84-м, он стал соответствовать 68-й строчке. Дело в том, что ВЭФ существенно изменил методику составления рейтинга, и теперь количество учитываемых факторов значительно увеличилось – с 35 до 90. Дополнительно стали оценивать развитость инфраструктуры и сложность ведения бизнеса, эффективность рынка труда, уровень здравоохранения, качество образования. В 2006-2007 гг. по GCI Украина заняла 78-е место из 121 стран. Для сравнения: Тунис – 30-е, Барбадос – 31-е, Иордания – 52-е, Коста-Рика – 53-е, Вьетнам – 77-е (дополнительно см. подраздел 2.1).

Однако в рейтинге 2007-2008, в котором фигурирует 131 страна мира, из-за изменения методологии, 78-я позиция соответствовала бы 69-й ступеньке (табл. 3.1). Вследствие этого, Украина опустилась на 73-е место, а по результатам подсчета 2009-2010 скатилась ещё на десять ступеней вниз на 82 место из 133 включенных в исследование стран. Теперь мы соседствуем с Гамбией и Алжиром.

Таблица 3.1

Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI) по версии ВЭФ [25; 26]

Страна 2009-2010 2008-2009 2007-2008 2006-2007
РС* Индекс РС* Индекс РС* Индекс РС*
Швейцария 5,60 5,61 5,62
США 5,59 5,74 5,67
Сингапур 5,55 5,53 5,45
Дания 5,46 5,58 5,55
Чехия 4,67 4,62 4,58
Эстония 4,56 4,67 4,74
Польша 4,33 4,28 4,28
Словакия 4,31 4,40 4,45
Азербайджан 4,30 4,10 4,07
Литва 4,30 4,45 4,49
Бразилия 4,23 4,13 3,99
Венгрия 4,22 4,22 4,35
Россия 4,15 4,31 4,19
Румыния 4,11 4,10 3,97
Казахстан 4,08 4,11 4,14
Латвия 4,06 4,26 4,41
Хорватия 4,03 4,22 4,20
Вьетнам 4,03 4,10 4,04
Шри-Ланка 4,01 4,02 3,99
Украина 3,95 4,09 3,98
Грузия 3,81 3,86 3,83
Армения 3,71 3,73 3,76
Молдова н/д н/д 3,75 3,64
Таджикистан 3,38 3,46 3,37
Киргизстан 3,36 3,40 3,34
Чад 2,87 2,85 2,78

*РС – рейтинговая ступень

В новом Индексе ВЭФ рассчитывается 12 главных факторов, которые оцениваются вначале отдельно, а затем на их основании выводится общий рейтинг конкурентоспособности страны. По первой, базовой группе факторов, Украина выглядит таким образом: стабильность государственных и общественных институтов – 120-е место в 2009 -2010 гг. (в 2007-2008 гг. – 115-е, в 2006-2007 гг. – 104-е), инфраструктура – 78-е (77-е и 69-е соответственно), макроэкономическая ст



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.204.127 (0.013 с.)