Классификация NATS в соответствии с численностью населения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация NATS в соответствии с численностью населения



Уровень Минимальный Максимальный
NATS 1 3 000 000 7 000 000
NATS 2 800 000 3 000 000
NATS 3 150 000 800 000

Ученые Института проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины [44, С.20] понятие «регион» рассматривают с экономико-экологической точки зрения:

– как объективно существующая относительно самостоятельная экономико-экологическая (природно-хозяйственная) система;

– как регионально локализованный «узел» экономико-экологических проблем, т.е. место нахождения относительно обособленных экономико-экологических проблем.

Здесь следует обратить внимание на весьма важный методологический аспект экономико-экологического содержания понятия «регион»: в качестве главного регионообразующего фактора выступает проблема или комплекс проблем экономико-экологического характера. Это предполагает соотнесение экономико-экологических проблем не столько с географическим (или административным) районом, сколько с регионом локализации общих экономико-экологических проблем для группы территориальных систем и структур (экономические районы, территориально-производственные комплексы и т.д.).

Василенко В. В. В своей работе [46] для более полного описания региона использует три основные парадигмы, согласно которым регион выступает, во-первых, как территория, во-вторых, как экономическая система, в-третьих, как экономическое пространство (среда).

Регион как территория представляет собой часть территории страны «со специфическими природно-климатическими и экономическими условиями и характерной направленностью развития производительных сил с учетом демографических, исторических, социальных особенностей, развитие которой осуществляется на основе законов национальной экономики и региональных законов, в результате чего формируются региональные экономические отношения [56, С.164]. Основными свойствами региона как территории являются его освоенность и насыщенность, т.к. именно эти характеристики наиболее часто присутствуют при интерпретации термина «развитие территории», что подразумевает наличие отраслей материального и нематериального производства; наличие производственной и социальной инфраструктур; создание новых объектов природного и искусственного происхождения, а также формирование новых связей и отношений.

Регион с позиций экономической системы Василенко В. рассматривает как целостностную систему взаимосвязанных элементов со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Основными свойствами региона как экономической системы, кроме целостности, выступают устойчивость, комплексность и жизнеспособность региона. Возможная устойчивость региональной экономической системы обеспечивается за счет сохранения её целостности как самостоятельного субъекта экономических отношений. Комплексность обеспечивается такой взаимосвязью между участниками общественного производства в регионе, в результате которой сохраняется или приобретается эффективное выполнение основной функции – специализации региона. «Комплексность и целостность являются предпосылками относительного обособления регионов в рамках национального хозяйства и проявляются в том, что часть воспроизводственных связей ограничивается данной территорией и на этой основе образуется относительная экономическая самостоятельность [46, С.10; 71, С.6]. На местах проблемы видны более четко и решаются оперативнее, но для этого нужен соответствующий инструментарий, который бы полностью принадлежал региону, региональным органам управления.

Представление о регионе как экономическом пространстве состоит в рассмотрении его как среды, содержащей в себе, во-первых, территорию, на которой осуществляются экономические или производственные процессы; во-вторых, хозяйственный комплекс, состоящий из различных групп предприятий и отраслей, производящих разнообразные товары, продукты или оказывающих услуги, а в-третьих, население, проживающее на данной территории и активно участвующее в жизнедеятельности данного хозяйственного комплекса. Между собой все эти элементы регионального экономического пространства пронизываются множеством хозяйственных связей и экономических отношений.

В начале 2000-х годов понятие «регион» стало использоваться в основном в контексте понятия «область». Одним из основных документов, согласно которому для обозначения областного экономического района и гг. Киева и Севастополя используется термин «регион», является Закон Украины «О стимулировании развития регионов» [25].

Дадим авторскую комплексную характеристику региона как сложной социально-экономической системы мезоуровня, погруженную в более широкую систему – национальное хозяйство (макроуровень) и соответственно в ещё большую экономическую систему – мировое хозяйство (Рис. 1.5).

Прежде всего, регион – часть территории государства, ограниченная административно-территориальными границами, являющаяся целостной, размещенной в пространстве, открытой системой. Не случайно в Конституции Украины (ст. 132) [1, С. 42] указывается на то, что территориальное устройство Украины основывается на принципах единства и целостности государственной территории, соединения централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти, сбалансированности социально-экономического развития регионов с учетом их исторических, экономических, экологических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций.

 


Рис. 1.5. Графическая модель региона как сложной социально-экономической системы


При этом необходимо учитывать, что регион – система, состоящая из обособленных друг от друга по ряду признаков подсистем. Поэтому крайне важно правильно выяснить взаимосвязи и взаимодействия этих подсистем с тем, чтобы система в целом не потеряла признаков и свойств целостности. Выделяемые в границах региона подсистемы (индустрия, сельское хозяйство, строительство, транспорт, коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, туризм) функционируют в рамках своих специфических целей и задач, а также в пределах конкретных ограничений и возможностей.

Географическое местоположение региона, несмотря на новые возможности коммуникаций, быстрой транспортировке и увеличивающуюся доступность мировых рынков, остается фундаментальным фактором конкуренции. Причина этого в том, что в динамично изменяющемся мире по-настоящему устойчивыми конкурентными преимуществами являются преимущества локальные, возникающие из концентрации высокоспециализированных профессиональных навыков и потребительского спроса в том или ином регионе. Это означает, прежде всего, рациональное использование природно-ресурсного потенциала региона, пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей.

Регион, прежде всего, – воспроизводственная система, характеризующаяся комплексностью хозяйства, что означает, в первую очередь, сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производственных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда внутри не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.

Также регион – социальная система, включающая в себя исторические, национальные, культурные особенности территории, а также наличие особого сообщества людей с определенными традициями, определенным образом жизни.

Кроме этого, регион – управляемая и управляющая система, непосредственно связанная с административно-территориальным делением Украины. Органы государственного управления регулируют и прогнозируют развитие экономики на макро- и мезоуровнях в зависимости от воздействия тех или иных управленческих решений. Региональное управление является промежуточным звеном между центральным и местным (небольшие города, районы, села, поселки) уровнями управления. Его целями является реализация государственной политики на местном уровне, координация деятельности местных органов государственного управления, осуществление контрольно-наблюдательных функций за органами местного самоуправления в части делегированных полномочий, управление объектами, через функционирование которых удовлетворяются потребности территориального сообщества региона [89, С.22].

В конечном итоге, регион – экономически самостоятельная система, определяющаяся не только отсутствием директивного вмешательства государства, а и степенью обеспеченности его природно-экономическими, а также, что не менее важно, финансовыми ресурсами для самостоятельного заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня управления и хозяйствования. В условиях самостоятельности регионов все управленческие влияния, осуществляемые через областные и районные звенья управления, должны ориентироваться на региональную специфику, условия хозяйствования и ресурсные возможности. Другими словами, зная особенности развития региона, можно конкретизировать любые управленческие инициативы организационно-экономического, технологического, технического, экологического и социального характера.

Одним из главных вопросов эффективного развития регионов является необходимость взаимосогласованного, интегрированного управления всеми системами, обеспечивающими устойчивость развития любой территории.

Для достижения устойчивости развития региона требуется, в первую очередь, интеграция взаимодействия географических, природных, исторических, политических, экономических, научно-технических (технологических), социальных, административных и международных факторов, связанных с решением тех или иных специфических проблем социально-экономического развития и обеспечения сохранения экологического равновесия на мезо- (региональном), макро- (национальном) и глобальном (наднациональном) уровнях. Такое взаимодействие должно обеспечиваться эффективным комплексным и сбалансированным использованием природно-ресурсного, народнохозяйственного, инновационного, трудового потенциалов региона.

Природно-ресурсный потенциал территории современной Украины и её континентального шельфа Черного и Азовского морей, которые еще не в полной мере освоены, являются огромным резервом для развития экономики Украины.

К природно-ресурсному потенциалу, по авторской трактовке, относят:

ü земельные ресурсы – природные угодья (луга, степи, кустарники), продуктивные сельскохозяйственные угодья;

ü водные ресурсы – поверхностные воды (моря, реки, озера, лиманы), подземные воды (пресные, минеральные, геотермальные), водопользование (забор и использование вод, загрязняющие вещества, водопоставки, система очищения сточных вод);

ü лесные ресурсы;

ü биологические ресурсы – флора и фауна региона;

ü минеральные ресурсы – полезные ископаемые региона;

ü рекреационные ресурсы – климатические условия, природные ландшафты, лесопарки, морские, озерные и лиманные побережья, водохранилища, лечебно-оздоровительные и санаторно-курортные объекты, культурные ландшафты, историко-культурные объекты, развлекательные центры;

ü экологические ресурсы – природно-заповедный фонд, водно-болотные угодья, водоохранные зоны, малопродуктивные и деградированные сельскохозяйственные угодья.

Природно-климатические условия и ресурсный потенциал, в свою очередь, определяют структуру народнохозяйственного потенциала, к которому относят:

Производственный (экономический) потенциал – наличие основных фондов в реальном секторе экономики, структура и объемы промышленной продукции добывающей и обрабатывающей промышленности, продукции сельского хозяйства, в том числе растениеводство, животноводство, птицеводство, садоводство, овощеводство, цветоводство, рыболовство, пчеловодство, наличие отраслей специализации, объемы услуг по отраслям производственной, социальной и рыночной инфраструктуры, развитие предпринимательства.

Финансовый потенциал, к которому, в свою очередь, относят:

ü финансовый рынок, функцией которого является направление сбережений от домохозяйств к объектам (индивидуальным или институциональным), нуждающихся в финансовых ресурсах, которые превышают их текущие прибыли. Большинство ресурсов аккумулируются финансовыми рынками для обеспечения инвестиционной деятельности предприятий и правительств;

ü рынок валют (денежный рынок),обслуживающий отношения между банками и клиентами (как корпоративными, так и правительственными и индивидуальными). Участниками являются коммерческие банки, правительственные единицы, брокерские организации, финансовые институты, промышленно-торговые фирмы и физические лица, оперирующие с валютой. Максимальный вес в операциях с валютой принадлежит большим транснациональным банкам (ТНБ);

ü кредитный рынок, функциями которого являются ускорение концентрации капитала, обслуживание товарооборота, ускорение НТП, формирование и использование как централизованных, так и децентрализованных средств, т.е. бюджета и внебюджетных фондов. Инфраструктура кредитного рынка представлена НБУ, коммерческими банками, кредитными учреждениями, их филиалами и представительствами иностранные банков;

ü рынок ценных бумаг (фондовый рынок), опосредующий движение капиталов в форме ценных бумаг (акций, облигаций деривативов и т.д.) и дополняющий в структуре финансового рынка рынок банковских кредитов и тесно взаимодействуют с ним. Инфраструктуру представляют фондовые биржи;

ü прямые иностранные инвестиции;

ü небанковские финансово-кредитные институты – лизинговые компании, фактор-компании, форфей тинг-компании, страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды, кредитные союзы, институты альтернативного инвестирования;

ü прямые и косвенные налоги в государственный и местный бюджеты.

К транспортному потенциалу относят:

ü водный транспорт (морской и речной) и услуги, связанные с ним;

ü наземный транспорт (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и услуги, связанные с ними;

ü авиатранспорт и услуги, связанные с ним.

Туристический потенциал включает в себя совокупность природно-климатических, оздоровительных, историко-культурных, познавательных и социально-бытовых ресурсов соответствующей территории, которые удовлетворяют многообразные потребности туриста путем предоставления ему туристических услуг субъектами туристической деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также услуги заведений культуры, спорта, быта, развлечений и тому подобное.

Субъектами туристической деятельности являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, физические лица, которые зарегистрированы в установленном действующим законодательством Украины порядке и имеют лицензию на осуществление деятельности, связанной с предоставлением туристических услуг.

Совокупность разных субъектов туристической деятельности (гостиницы, туристические комплексы, кемпинги, мотели, пансионаты, предприятия питания, транспорт, культурные и спортивные учреждения и т.п.), которые обеспечивают прием, обслуживание и перевозку туристов и составляют туристическую индустрию.

Значительным ресурсом повышения эффективности региона является его внешнеэкономический потенциал, под которым автор понимает совокупность потенциалов (ресурсов) региона местного и иностранного происхождения (природные, трудовые, промышленные, сельскохозяйственные, технологические, финансовые, информационные и другие ресурсы), которые способны принимать участие в производстве конкурентоспособных товаров и услуг, как для внутреннего потребления, так и для их реализации на мировых рынках.

Исходя из наличия соответствующего внешнеэкономического потенциала, каждый регион выделяет собственные приоритеты развития и формирует основные направления трансформации внешнеэкономической деятельности, которая будет рассмотрена в шестой главе диссертации.

Становление региона, как самостоятельного субъекта международных экономических отношений, законодательно наделенного правом строить свою внешнеэкономическую политику и выступать субъектом на международном рынке, предопределено характером трансформационных процессов, происходящих в Украине, в сферах экономики, политики, развития общества. Во-первых, либерализация внешнеэкономической деятельности привела к принципиальному изменению структуры и механизмов взаимоотношений с партнерами из-за рубежа, сделав этот вид деятельности потенциально доступным для всех хозяйствующих субъектов на территории страны. Во-вторых, являясь базовой единицей административно-территориального деления государства, регион выступает экономическим мезомасштабным звеном, стоящим между отдельными хозяйствующими субъектами (в том числе индивидами), действующими или проживающими на территории региона, и общенациональным пространством. Обладая меньшим масштабом, по сравнению с государством, регион характеризуется большей адаптационной способностью к трансформационным воздействиям.

Однако следует отметить, что в системе «предприятие – регион – государство» в сфере внешнеэкономической деятельности регион оказался самым слабым звеном. Государство имеет в руках практически весь инструментарий регулирования внешнеэкономической деятельностью: валютный курс, таможенные пошлины, формирование концепций и стратегии развития. Предприятие выбирает себе партнеров из-за рубежа, самостоятельно решает вопросы о закрытии тех или иных производств. Регион же, зачастую, ослаблен моноспециализацией промышленности и сельского хозяйства, доставшейся в наследство от бывшего СССР, а также необходимостью соблюдения региональных пропорций.

Очень важно, чтобы при соблюдении комплексного развития региона эффективно выполнялась его важная народно-хозяйственная функция – специализация, которая определяется следующими наиболее существенными показателями: индексом уровня специализации региона по отраслям (отношение удельного веса региона в Украине в производстве продукции данной отрасли к удельному весу региона в Украине во всей промышленности и сельском хозяйстве); индексом эффективности специализации (отношение объема производства на единицу издержек в регионе к такому же показателю по Украине); общим индексом специализации (произведение предыдущих частных индексов) [61].

К трудовому потенциалу региона следует отнести общую численность трудоспособного населения, его удельный вес в населении региона, распределение по отраслям экономики, уровень экономической активности населения, уровень квалификации и образования, уровень заработной платы и её дифференциация по отдельным группам работников, уровень занятости и безработицы.

Однако в постиндустриальном обществе постепенно ослабевает действие традиционных (как правило, материальных) факторов экономического развития и специализации хозяйства, характерных для индустриального общества, таких как наличие эффективных трудовых ресурсов, развитость транспортной сети и производственной инфраструктуры [45, С.139; 82, С.478]. Определяющим в современных условиях становится инновационный потенциалрегиона как совокупность необходимых для осуществления инновационной деятельности видов ресурсов, в том числе материально-производственных, финансовых, интеллектуальных, научно-технических, организационных и др. Инновационный потенциал во всех странах считается национальным достоянием и находится под охраной государства [43, С.482]. Инновационный процесс сопровождается «развитием пятого и шестого технологических укладов, ростом информационных технологий (производство аппаратных средств и программных услуг), телекоммуникаций, развитием производства электроники и электрооборудования, средств массовой информации, фармацевтической промышленности» [63, С.31].

Природные и экономические факторы тесно связаны с социальными и политическими факторами (См. Рис.1.5) – политикой приоритетного развития страны в целом и отдельных её регионов, государственным и правовым регулированием, законотворчеством, нормативно-правовой базой, действием правительственных и неправительственных организаций и т.д. Они влияют на уровень сбалансированности в динамике развития сообществ. Неустойчивость в развитии резко повышается в период политической нестабильности, межнациональных конфликтов, войн и т.п. Помимо этого нормативно-правовая и политическая основа государства всегда являлась и будет являться тем рамочным условием, в котором существует любой регион. Это означает, что все происходящие вне и внутри него финансовые, социально-экономические и экологические процессы подчинены действующему законодательству. Хронология нормативно-правовой базы приведена в таблице 1.11.

Также в экономической литературе часто используется понятие интегрального потенциала региона [73]. Интегральный потенциал региона объединяет все ресурсы данной территории (природные, трудовые, производственные, финансовые, научные, интеллектуальные, информационные) и саму территорию как поле взаимодействия общественно-природных компонентов, включая её транспортно-географическое положение [57, С.215].

Однако, в условиях трансформации национальной экономики, проблемы развития регионов резко обострились. Нарушились основанные на принципах территориального разделения труда межрайонные связи по поставкам сырья для многих отраслей промышленности, в результате чего возник дефицит товаров и услуг, необходимых для процесса производства на промышленных предприятиях. Необеспеченность сырьем, материалами, высокий уровень потерь, недостаточное обновление основных фондов, длительные сроки освоения производственных мощностей привели к сокращению производства, уровень которого не позволяет удовлетворять потребности населения ни в количественном отношении, ни в качестве товаров [62, С.100-101].

 

 

Таблица 1.11

Формирование нормативно-правовой базы социально-экономического развития регионов Украины(на языке оригинала)

Год Нормативно-правовой документ
Конституція України (Ст.132) [1]
Закон України «Про місцеве самоврядування в Україні» (Ст.44) [ 2 ]
Розпорядження КМУ «Про забезпечення розроблення програм охорони довкілля, раціонального використання природних ресурсів та забезпечення екологічної безпеки з урахуванням регіональних екологічних пріоритетів» [ 3 ]
Закон України «Про місцеві державні адміністрації» (Ст.17) [ 4 ]
Постанова КМУ «Про затвердження Положення про Координаційну раду з формування мережі регіональних агентств розвитку» [ 5 ]
Закон України «Про державне прогнозування та розроблення програм економічного і соціального розвитку України» [ 6 ]
Постанова КМУ «Про затвердження Порядку формування та виконання регіональної програми і проекту інформатизації» [ 7 ]
Указ Президента України «Про Національну Раду з узгодження діяльності загальнодержавних і регіональних органів та місцевого самоврядування» [ 8 ]
Указ Президента України «Концепція державної регіональної політики» [ 9 ]
Розпорядження КМУ «Про заходи щодо реалізації Концепції державної регіональної політики» [10]
Розпорядження КМУ «Про затвердження державних замовників регіональних програм і проектів інформатизації» [11]
Наказ Держбуд України «Про затвердження Типових регіональних правил забудови» [12]
Постанова КМУ «Про затвердження Положення про регіональні кадастри природних ресурсів» [13]
Закон України «Про Генеральну схему планування територій України» [14]
Наказ Міністерства економіки та з питань європейської інтеграції України «Про затвердження Методичних рекомендацій щодо формування регіональних стратегій розвитку» [15]
Постанова КМУ «Про розробку прогнозних та програмних документів економічного та соціального розвитку і формування проекту державного бюджету» [16]
Постанова ВР України «Щодо стану та перспективи депресивних регіонів, міст та селищ України» [17]
Постанова ВР України «Про прийняття за основу проекту Закону України про стимулювання розвитку регіонів» [18]
Указ Президента України «Про роботу місцевих органів виконавчої влади щодо забезпечення сталого соціально-економічного розвитку регіонів» [19]
Постанова КМУ «Про затвердження Методики визначення комплексної оцінки результатів соціально-економічного розвитку регіонів» [20]
Розпорядження КМУ «Про схвалення Концепції створення системи рейтингової оцінки регіонів, галузей національної економіки, суб’єктів господарювання» [21]
Розпорядження КМУ «Концепція загальнодержавної програми соціального розвитку села на період до 2011 року» [22]

 

Продолжение таблицы 1.11

Наказ Мініекономіки та з питань європейської інтеграції України «Про затвердження Методики оцінювання роботи центральних і місцевих органів виконавчої влади щодо залучення інвестицій, здійснення заходів з поліпшення інвестиційного клімату у відповідних галузях економіки та в розрізі регіонів, рейтингової оцінки інвестиційної привабливості галузей, регіонів та суб’єктів господарювання і відповідної форми звіту» [23]
Постанова КМУ «Про запровадження моніторингу результатів діяльності КМУ та Ради Міністрів Автономної Республіки Крим, обласних , Київської і Севастопольської міських державних адміністрацій» [24]
Закон України «Про стимулювання розвитку регіонів» [25]
Закон України «Про основні засади державної аграрної політики на період до 2015 року» [26]
Розпорядження КМУ «Про затвердження заходів з оперативного розв’язання проблем, що стримують соціально-економічний розвиток регіонів» [27]
Постанова КМУ «Про затвердження Державної стратегії регіонального розвитку на період до 2015 року» [28]
Розпорядження КМУ «Про підписання Угоди про фінансування програм за участю багатьох країн (Регіональної програми дій Тасіс 2005 року)» [29]
Постанова КМУ «Про затвердження Порядку здійснення моніторингу показників розвитку регіонів, районів, міст республіканського в Автономній Республіці Крим і обласного значення для визнання територій депресивними» [30]
Наказ Мініекономіки (з 2005 р.) «Про затвердження Методики оцінювання роботи центральних і місцевих органів виконавчої влади щодо залучення інвестицій, здійснення заходів з поліпшення інвестиційного клімату у відповідних галузях економіки та регіонах і відповідної форми звіту» [31]
Постанова КМУ «Про утворення Ради розвитку регіонів» [32]
Постанова ВР України «Про проведення слухань на тему «Техногенно навантажені регіоні України: шляхи виходу з екологічної кризи» у Комітеті ВР України з питань екологічної політики, природокористування та ліквідації наслідків Чорнобильської катастрофи» [33]
Постанова КМУ «Про затвердження Положення про Раду розвитку регіонів» [34]
Постанова КМУ «Про утворення Міністерства регіонального розвитку та будівництва України і Міністерства з питань житлово-комунального господарства України» [35]
Розпорядження КМУ «Питання утворення регіональних центрів інноваційного розвитку» [36]
Постанова ВР України «Про прийняття за основу проекту Закону України про внесення змін до Закону України «Про стимулювання розвитку регіонів» [37]
Наказ Держінвестицій України «Про затвердження Порядку проведення конкурсного відбору регіональних і галузевих інноваційних програм, які впроваджуватимуться за рахунок бюджетних коштів» [38]
Постанова КМУ «Про формування державного продовольчого резерву та регіональних ресурсів продовольчого зерна у 2008 році» [39]
Постанова КМУ «Про утворення Ради з питань регіонального розвитку та місцевого самоврядування» [40]

 


 

Известный экономист А.Г.Гранберг [48, С.228] определяет следующий круг проблем регионального развития:

1) повышение конкурентоспособности и спроса на продукцию профилирующих отраслей;

2) расширение экономического потенциала и возможностей импортозамещения по важным видам продукции;

3) обеспечение занятости трудоспособного населения;

4) привлечение инвестиций в реальный сектор экономики и жилищное строительство;

5) развитие социальной сферы (включая ЖКХ) и сохранение окружающей среды;

6) повышение доходов и сбалансированности бюджетов регионов и муниципальных образований.

Вследствие существенных различий природно-географических, экономических и других условий в регионах Украины, воспроизводственные процессы в этих мезоуровневых системах уникальны, их эффективность зависит от структурной, финансовой, инвестиционной, внешнеэкономической, социальной, природоохранной региональной политики. Сбалансированность этих аспектов политики является необходимым условием комплексного, пропорционального развития экономики регионов.

Поскольку процесс системной регионализации экономики Украины, ускоренный рыночной трансформацией национального хозяйства, осуществляется в условиях сложившейся структуры административно-территориального устройства, то возникает вопрос о соотнесении с ним регионального деления страны.

К настоящему времени существует множество классификаций экономического районирования Украины [50; 51; 53; 55; 58; 59; 64; 68; 70; 72; 74; 79; 80; 86; 87; 88; 91]. В таблице 1.12 представлены различные исторические классификации административно-территориального деления нашей страны, а также имеющие место в научной литературе в настоящее время.

В этой ситуации нами предлагается в качестве регионов (мезорегионов) рассматривать административно-территориальные единицы (АТЕ) Украины – области, а в качестве макрорегионов несколько соседствующих друг с другом АТЕ, которые отличаются от других особенностями исторического развития территории, географическим положением, природными и трудовыми ресурсами, специализацией хозяйства. Другими словами, для социально-экономического анализа все административно-территориальные единицы Украины объединены в три макрорегиона: Восточный, Западный и Южный, что

 


Таблица 1.12

Сводная таблица регионализации Украины

Автор административно-территориального деления Регион, район, край Области, выходящие в регион, район, край
Административно-территориальная реформа в России (1775) Малороссийское генерал-губернаторство Черниговская, Полтавская, Харьковская губернии
Раздел Речи Посполитой (1797) Киевское генерал- губернаторство Киевская, Волынская, Подольская губернии
ХІХ-ХХ вв. Новороссийское генерал-губернаторство (с 1802 г. - Новороссийский край) Херсонская, Екатеринославская, Таврийская губернии
Драгоманов М., Рудницкий С. (кон. ХІХ-нач.ХХ в.) Левобережная, Правобережная, Причерноморская Украина  
Административно-территориальная реформа СССР (1932) Украинская ССР Винницкая, Днепропетровская, Киевская, Одесская, Харьковская области и 17 районов Донбасса
Воблий К.Г. (конец 40-х гг.) [64] 1.Центральный р-н.   2.Северо-Восточный р-н. 3.Юго-Восточный.   4.Западный р-н.     5.Юго-Западный р-н. Киевская (включая территорию нынешней Черкасской обл.), Черниговская, Житомирская, Винницкая, Каменец-Подольская (сейчас Хмельницкая. Харьковская, Полтавская, Сумская. Сталинская (сейчас Донецкая), Ворошиловградская (сейчас Луганская), Днепропетровская, Запорожская. Львовская, Дрогобычская (ликвидирована), Станиславская (сейчас Ивано-Франковская), Ровенская, Тернопольская, Волынская, Черновицкая, Закарпатская. Николаевская, Одесская, Херсонская, Кировоградская, Измаильская (ликвидирована, сейчас часть Одесской обл.)
Диброва О.Т. (конец 1950-х гг.) [50, С.559] 1.Донецкий р-н (совнархоз). 2.Приднепровский р-н (совнархоз). 3.Харьковский р-н (совнархоз). 4.Киевский р-н (совнархоз). 5.Подольский р-н (совнархоз). 6.Львовский р-н (совнархоз). 7.Черноморский р-н (совнархоз). Донецкая, Луганская. Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская. Харьковская, Полтавская, Сумская. Житомирская, Киевская, Черкасская, Черниговская. Винницкая, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая. Волынская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская. Николаевская, Одесская, Херсонская, Крымская.

 

Продолжение таблицы 1.12



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.230.177 (0.05 с.)